МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА •
В.С. Хижняк,
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Саратовской государственной юридической академии
V.S. Khizhnyak,
Doctor of law, Professor of the Department of the constitutional law Saratov state law Academy [email protected]
ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ
■в
^ Аннотация: в настоящее время одной из глобальных проблем.международного
g сообщества является экологическая проблема. Развитие технических средств произ-^ водства, экономический рост, испытания оружия.массового поражения негативно q. сказываются на окружающей среде. В то же время сохранение флоры и фауны, защита природной среды от необратимого или устойчивого вреда, так же, как § и обеспечение возобновляемости природных ресурсов, необходимы для дальнейшего GQ существования человечества. Все это сказывается на обеспечении и соблюдении оЕ конституционных экологических права человека. Япония является одним- из лидеров по производству «зеленых технологий», поэтому ее опыт правового регулирования S в этой сфере .может быть полезным для развития российского законодательства.
^ Ключевые слова: конституционные экологические права, законодательство
•S Японии, правовая политика, защита окружающей среды, обеспечение и соблюдение
5 конституционных прав. §
с
The principle of ensuring and observing •st constitutional environmental human rights
GQ
О in Japanese legal policy
Q. Abstract: at present, one of the global problems of the international community is an
environmental problem. The development of technical means of production, economic growth, and testing weapons of mass destruction negatively affect the environment. At the same time, 22 conservation of flora and fauna, protection of the natural environment from irreversible or sustainable harm, as well as ensuring the renewability of natural resources are necessary O for the continued existence of mankind. All this affects the provision and observance of ^ constitutional environmental human rights. Japan is one of the leaders in the production Cy of "green technologies", so its experience in legal regulation in this area can be useful for the development of Russian legislation.
Keywords: constitutional environmental rights, Japanese legislation, legal policy, environmental protection, ensuring and observing constitutional rights.
В международном праве есть ряд документов, регламентирующих вопросы сотрудничества государств по охране окружающей среды. К ним относятся такие акты, как Стокгольмская декларация 1972 г., Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. и Всемирная хартия природы 1982 г., Международный пакт по окружающей среде и развитию 1995 г. В этих документах содержатся принципы международного экологического права и сотрудничества в данной сфере. Отметим такие как: принцип обеспечения и соблюдения конституционных экологических прав человека, обеспечение устойчивого развития и охраны окружающей среды; сотрудничество в противодействии перемещению или передаче в другие государства вредных для экологии и человека видов деятельности и веществ; недопустимость нанесения трансграничного ущерба; экологически обоснованное и рациональное использование природных ресурсов; обеспечения эколо- | гической безопасности; международно-правовая ответственность го- 2 -о сударств за ущерб, причиненный окружающей среде и др. [1]. Таким а | образом, одним из принципов, соблюдение которого необходимо в де- * § мократическом государстве, является принцип обеспечения и соблюдения конституционных экологических прав человека. 2 2 Следует отметить, что все аспекты, связанные с защитой окружа- § | ющей среды, взаимосвязаны и с экологическими правами человека. а *
и> * *
В юридической литературе существуют различные мнения относи- в §
тельно количества и содержания конституционных прав человека, ?
й ■§
которые подлежат защите как на международном, так и на внутриго- § £ сударственном уровне. §
Япония является одним из наиболее активных участников между- § § народного экологического сотрудничества как на региональном, так ® ^ и на глобальном уровне. В 2016 г. была принята стратегия «Общество £ ^ 5.0». Решение экологических проблем, согласно данному программ- § ному документу, должно осуществляться через четвертую промыш- | £ ленную революцию и реализацию таких программ, как развитие сельского хозяйства при снижении необходимого участия человека, 23 развитие автоматизации органического земледелия и животноводства, рациональное развитие энергетики [2]. ®
Следует отметить, что экологические права человека не нашли * своего закрепления в конституции данной страны. Однако в науке Ц конституционного права есть мнение, что об их наличии можно го- а ворить на основании ст. 25 Конституции Японии, в которой сказано: «Все имеют право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни. Во всех сферах жизни государство должно при-
лагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья» [3, с. 446].
Как в конституционно-правовой, так и в международно-правовой политике этого государства одним из основных принципов является принцип предосторожности при решении экологических проблем, что выражается в правовом регулировании сокращения выброса парниковых газов на международном уровне и внедрения технологий, минимализирующих ущерб окружающей среде, наносимый глобальным развитием экономики [2, 4]. Следует также отметить, что Япония занимает третье место в мире по количеству открытий в области защиты окружающей среды [5, с. 72].
Кроме того, в Японии существует такая отрасль, как экологическое
.о право, что говорит о наличии правового регулирования той сферы,
^ в которой наиболее полно происходит реализация конституционных
^ экологических прав человека. Наибольшей проблемой японской кон-
р. ституционно-правовой политики в сфере конституционных экологи-
^ ческих прав человека является борьба с «когай» - любой ситуацией,
О когда здоровью людей причиняется ущерб через загрязнение окружа-
® ющей среды посредством шума, вибрации, проседания грунта, резкого
С запаха, являющимися последствием промышленного производства
5 или любого другого вида человеческой деятельности. Впервые этот
££ термин появился в «Основном законе о контроле над загрязнением
5 среды» 1967 г. [6]. На наш взгляд, признание того, что возникновение
^ указанных ситуаций и наличие ущерба от них является негативным
О явлением, говорит о том, что в Японии косвенно закреплено право
д. человека на благоприятную окружающую среду.
^ В настоящее время в Японии насчитывается около двух депо
О сятков экологических законов, в ряде которых закрепляется право щ
^ лиц, пострадавших от загрязнения окружающей среды, получить ^ компенсацию.
Наиболее известным является случай с распространением болезни 24 минамата (синдром отравления органическими соединениями ртути), получившей свое название по названию залива Минамата, где про® изошел выброс этих веществ. Заболевание получило распространение О в Японии, заводы по производству каустической соды на протяжении * тридцати лет сбрасывали метилртуть в залив. В Законе о специальных ^ мерах по оказанию помощи пострадавшим от загрязнения 1969 г. было закреплено правовое регулирование вопросов возмещения вреда [7].
В японском законодательстве предусматривается компенсация пострадавшим расходов на лечение и освобождение их от бремени
доказывания. Лиц, пострадавших от загрязнения, выявляют и регистрируют сами муниципалитеты. В отношении предприятий установлен налог за загрязнение окружающей среды. Он рассчитывается на основании данных об объеме загрязнения окружающей среды от конкретного предприятия. Налог взимается с тех предприятий, вина которых доказана.
Лица, пострадавшие в результате неправомерных действий, могут получить компенсацию как в судебном, так и во внесудебном порядке. В последнем случае они могут самостоятельно договориться о ее размере с правонарушителем.
Для всего мирового сообщества важным является вопрос о рациональном использовании природных ресурсов. Для Японии, изначально имеющей незначительный их запас, этот вопрос стоит особенно остро. Большинство ресурсов импортируется на ее территорию из-за и рубежа. Вырубка древесины, которая была для данного государства | одним из основных природных ресурсов, в настоящее время очень 2 -о ограничена. В то же время древесину Япония закупает в развиваю- и | щихся странах в достаточно большом количестве, что сказывается * § негативно уже на их экологии. <?
Правовая политика Японии направлена на снижение экологиче- 2 2 ских рисков, для чего применяется метод перенаправления средств, § | полученных от налогов, на финансирование специальных государ- | | ственных программ по повышению эффективности использования а § природных ресурсов и сокращению загрязнения окружающей среды ^ в различных отраслях экономики, в которых образуется наиболь- § шее количество опасных загрязняющих веществ. Устанавливаются § льготы для предприятий, стимулирующие их к рациональному § § природопользованию. 5 5
Японское законодательство в вопросах компенсации лицам, по- 5 ^ страдавшим от ядерного ущерба, не только соответствует междуна- § родным стандартам, но и превосходит их. Основными законами этого | £ государства в данной области являются Закон № 147 о компенсации 8 * за ядерный ущерб [8] и Закон № 148 о соглашениях о гарантиях 25 компенсации ядерного ущерба [9]. Обязанность возместить ущерб гражданам возлагается на оператора ядерной установки, но может ® перейти к государству, если будет доказано, что причинение его было * абсолютно непредсказуемым, а компенсация должна быть очень Ц большой [9]. При этом вопрос о признании ситуации, требующей и вмешательства государства, решается только судом, а вопрос о конкретной государственной помощи - специальной комиссией экспертов. Государство компенсировало соответствующие расходы дважды:
в связи с инцидентом на заводе «Токаимура» и в связи с аварией на «Фукусиме». Первый раз было выплачено 15 миллиардов иен [10], а второй - 14 миллиардов иен [10].
Кроме того, некоторые компании осуществляют собственные инновации для сокращения ущерба окружающей среде. Например, токийская компания Kokuyo разместила на своей крыше сад и солнечные панели, которые одновременно выполняют две функции: защиту от солнца и выработку электричества. Специальные панели собирают энергию от ходьбы сотрудников по коридорам и тоже аккумулируют в электричество. При этом неиспользуемые в определенное время зоны офиса обесточиваются. Все это позволяет компании снизить потребление электроэнергии из традиционных источников на 28 % [11].
В Японии действует Закон о специальных мерах по стимулирова-jj нию использования новых видов энергии, принятый в июне 1997 г., ^ а также Закон о специальных мерах по использованию новых видов ^ энергии электрическими компаниями (Закон о стандарте портфеля возобновляемых источников, renewable portfolio standard RPS, в ре-g дакциях 2003 и 2011 г.). Эти законы предусматривают различные О виды содействия со стороны государства в отношении компаний, за-^ нимающихся разработкой" и внедрением возобновляемых источников С энергии. Однако недостатком законодательства Японии в этой сфере S является то, что конечные расходы перекладываются на потребителей: g граждан и юридических лиц.
■S Поскольку новые зеленые технологии еще не в состоянии заменить атомные электростанции по объему производимой электроэнергии, О правительство решилось на постройку 36 угольных ТЭЦ к 2030 г., что д. вызвало критику со стороны западных стран [12]. В то же время эти станции при аварии не способны нанести такой же ущерб как ядер-
CQ
О ные, и их создание сокращает расходы населения. Можно надеяться,
GQ
^ что это временная мера, используемая до того момента, когда энергия ^ из восполняемых источников не станет более доступной для населения.
Несмотря на отсутствие в Конституции Японии экологических 26 прав, их соблюдение и обеспечение гарантируются в ее текущем законодательстве. Его анализ показывает, что в этой стране признаются ® права человека на благоприятную окружающую среду, компенсацию О ущерба, причиненного жизни и здоровью в результате экологической катастрофы. Гарантией конституционных экологических прав является стимулирование государством создания и производства «зеленых технологий», то есть современных технологий, которые не могут нанести серьезного ущерба окружающей среде и используют возобновимые источники энергии.
В то же время недостатком законодательного регулирования соблюдения и обеспечения экологических конституционных прав человека является сложность процедуры компенсации ущерба государством и то, что затраты по производству и использованию «зеленых технологий», часто перекладываются на конечного потребителя.
В целом японское законодательство можно признать вполне удовлетворяющим такому принципу международного экологического права, как принцип соблюдения и обеспечения экологических конституционных прав человека.
Список литературы:
1. Проект Международного пакта по окружающей среде. - URL: https:// globalpactenvironment.org/uploads/RU.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
2. Super Society 5.0: национальная научно-технологическая стратегия а Японии. - URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/super-society-50- § natsionalnaya-nauchno-tehnologicheskaya-strategiya-yaponii-20170907022301 о а (дата обращения: 15.02.2020). |
3. Конституция Японии // Конституции зарубежных государств: учебное
2 с I s
пособие / сост. В.В. Маклаков. 2-е изд. М.: БЕК, 1999. - 584 с. * §
4. Стратегия развития Японии до 2020 г. «New Growth Strategy. -о Blueprint for Revitalizing Japan». - URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ * § partnership/?p=2041 (дата обращения: 15.03.2020). g |
5. Банчева, А.И., Алексеева, Н.Н. Патентная активность Японии в об- § § ласти экологических технологий // Инновации. - 2017. - № 1. - С. 70-74. g s
6. Основной закон о контроле над загрязнением среды. Япония. 1967 г. * о
- URL: https://www.erca.go.jp/yobou/taiki/rekishi/03_01.html (дата обращения: -g |
5 Й о №
7. Уроки болезни Минамата и утилизация ртути в Японии. Министерство о §
15.03.2020).
s< а
окружающей среды Японии. - URL: https://www.env.go.jp/chemi/tmms/pr-m/ a a mat01/ru_full.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
8. Закон J№ 147 о компенсации за ядерный ущерб // Nuclear Energy Agency | 3 // http://www.oecd-nea.org/ law/legislation/japan-docs/Japan-Nuclear-Damage^
£ 1
Compen- sation-Act.pdf (дата обращения: 15.03.2020). a о
0 0
s s s *
9. Закон J№ 148 о соглашениях о гарантиях компенсации ядерного ущерба// Nuclear Energy Agency. - URL: http://www.oecd-nea. org/law/legislation/ japan-docs/Japan-Nuclear%20Liability- lndemnification-Contract-Law.pdf (дата 27 обращения: 15.03.2020). —
10. Nomura, T., Hokugo, T., Takenaka, Ch. Japan's Nuclear Liability System j // Japan's Compensation System for Nuclear Damage. As Related to the TEPCO d Fukushima Daiichi Nuclear Accident. OECD, 2012. - Pp. 18-23. £
11. Зеленые офисы Японии // Miuki Mikado. Виртуальная Япония. - URL: | http://miuki.info/ (дата обращения: 15.03.2020). *
12. Савчук, С. Япония предала цивилизованный мир, взявшись за черные технологии. - URL: https://ria.ru/20180929/1529590896.html (дата обращения: 15.03.2020).
Ли Юмин,
профессор, директор Пекинского Ведущего Инновационного Центра Языковых Ресурсов, Пекинский Университет Языка и Культуры (BLCU)
Е.В. Скурко,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН
Li Yuming,
Professor, Director of the Beijing Advanced Innovation Center for Language Resources, Beijing Language and Culture University (BLCU)
E.V. Skurko,
Candidate of Law, Senior Research Fellow at Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN) [email protected]
ас
$ ОТ «ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА» К «ЯЗЫКОВОМУ
| МОСТУ»: ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
^ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
3 В СФЕРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
GQ ' '
О КИТАЯ И РОССИИ*
GQ
ji Аннотация: строительство «языкового моста» между Китаем и Россией — это
амбициозная концепция, требующая единого понимания и действий между двумя ^ странами. В этом процессе законы и нормативные акты.могут обеспечить право-^ вую основу, в то время как образование имеет важное значение для его завершения. S Статья посвящена развитию взаимопонимания и реализации правовой политики Китая и России в сфере сотрудничества в области науки и гуманитарных дисциплин, языка, культуры и образования. ^ Ключевые слова: государственная языковая политика; правовая политика в сфе-
q. ре науки, культуры и образования; международное сотрудничество в сфере науки, ^ культуры и образования; международная интеграция; язык международного общения.
О
С From the "language barrier" to the "language bridge":
fundamentals of legal policy for the development 28 of international cooperation in science, culture,
and education in China and Russia
О
^ Abstract: the construction of the "language bridge" between China and Russia is
(y an ambitious concept that requires a unified understanding and action between the two countries. In this process, laws and regulations can provide the legal basis, while education is essential for its completion. The article is devoted to mutual understanding development and implementing of legal policy in China and Russia in the fields of co-operation for science and humanities, language, culture and education.
* Исследование выполнено в рамках Проекта № 18-29-15014 РФФИ.