УДК 343.359.2
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1
Е.Е. ТОНКОВ 11 В.Ю. ТУРАНИН 21 Л.А. ПОЖАРОВА 31
В статье на основе предметного анализа международно-правового опыта обосновывается необходимость формирования в России системы экологической безопасности. Создание данной системы обусловлено развитием процесса деградации окружающей природной среды и углубляющимся экологическим кризисом. Авторы исходят из того, что право на благоприятную окружающую среду занимает одну из приоритетных позиций в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой интегральный институт, включающий совокупность экологических конституционных прав и конституционно-правовые гарантии права на охрану здоровья.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
1) e-mail: etonkov@bsu.edu.ru
2) e-mail: turanin@bsu.edu.ru
3) e-mail: pozha-rova@bsu.edu.ru
Ключевые слова: экологическая безопасность, экологический кризис, окружающая среда, международное право, конституционные гарантии, правовое регулирование.
Конституция Российской Федерации в статье 7 позиционирует нашу страну как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»2. Функционирование социального государства предполагает охрану труда и здоровья людей, что в современных условиях немыслимо без активной государственной деятельности по формированию безопасной окружающей среды. По глубине негативного воздействия на человечество, катастрофическим последствиям для всего живого экологические проблемы приобретают приоритетный характер во всем мире.
По данным Римского клуба, уже безвозвратно утрачено 70% лесов и почв сельскохозяйственного назначения, практически истощены биологические ресурсы Мирового океана. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, причинами экологического кризиса являются «антропогенный характер и его социально-политические корни, с одной стороны, а с другой - экологический нигилизм лиц, принимающих решения, и экологическое невежество значительной части населения»3.
Рассмотрение экологического права в плоскости социальной технологии предполагает, что методология создания юридической охраны окружающей среды должна выстраиваться не только с позиции ее системности, но и функциональности. Это дает веские основания оценивать в рамках политической и правовой системы государства эффективность рассматриваемого процесса, то есть качество совместной деятельности государства и общества по решению поставленной задачи.
Процесс деградации окружающей природной среды, углубляющийся экологический кризис вызывают понятную озабоченность и беспокойство во всех цивилизованных странах мира. Об этом свидетельствует тот факт, что вопросы экологической безопасности отражены во многих международных правовых актах. К ним относятся, например, Универсальный кодекс экологически корректного поведения, принятый на общественном симпозиуме в г. Бангкоке (Таиланд) в 1960 г.; Стокгольмская декларация по окружающей среде (1972 г.); Всемирная хартия природы (1982 г.); Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.); Хартия бизнеса относительно устойчивого развития (1990 г.); Де-
1 Статья подготовлена в рамках задания № 2014/420 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России, код проекта: 322.
2 Конституция Российской Федерации принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. № 31. 2014. Ст. 4398.
3 Грешевников А.Н., Протасов В.Ф. Проблемы экологической безопасности России // Право и безопасность. 2005. № 3 (16).
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
кларация Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г., а также многие другие акты. Организация Объединенных Наций вносит чрезвычайно важный вклад в преодоление общепланетарного экологического кризиса. На упомянутой выше конференции ООН был принят документ «Повестка дня ХХЬ>, в котором охарактеризованы основные экологические проблемы Земли и намечены пути их решения на основе концепции устойчивого развития.
Резолюции многочисленных международных организаций и конференций, посвященные проблемам экологической безопасности, хотя не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но также имеют огромную значимость, создают нравственную атмосферу, служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного и внутреннего законодательства в области экологической безопасности.
В конституциях многих стран провозглашается только основа деятельности государства в рамках природоохранной деятельности. Экологическая политика основана и на принципах, провозглашенных в конституциях. Затем эти принципы проецируются на специальные документы, которые и являются действенным инструментом в данной области отношений. Возникает вопрос о выборе статуса документа, в котором существует необходимость закрепления нормы об охране окружающей среды. Именно присутствие данной нормы в главных законах страны призвано обратить на эту жизненно важную тему особое внимание.
В первых статьях Конституции Хорватии (статье 3) содержится норма о высших ценностях конституционного строя государства. Охрана природы и окружающей среды перечислена наравне с такими благами как свобода, равенство, национальное равноправие, миротворчество, социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, верховенство права и демократическая многопартийная система. Граждане, государственные, публичные и хозяйственные органы и объединения в Хорватии должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды.
Литовская Республика проявляет заботу об охране естественной природной среды, животного и растительного мира, отдельных природных объектов и представляющих особую ценность местностей, осуществляет надзор в целях бережного использования, а также восстановления и преумножения природных ресурсов.
На примере Польского государства можно сказать, что публичные власти в этой стране проводят политику, обеспечивающую нынешнему и будущим поколениям экологическую безопасность; поддерживают действия граждан, направленные на охрану и улучшение состояния окружающей среды. У Словакии приоритетна забота об экономном использовании природных ресурсов, об экологическом равновесии, обеспечивает охрану определенных видов дикорастущих растений и диких животных. Отметим, что в Польше публичные власти обязаны бороться с эпидемическими заболеваниями и предупреждать негативные для здоровья последствия деградации окружающей среды.
Например, в Испании органы власти пристально следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность.
В Норвегии государственные органы принимают более детальные постановления для выполнения конституционных положений о праве каждого на здоровую окружающую среду и на получение сведений о состоянии природной среды и влиянии на нее мероприятий.
В Греческой республике охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства. Оно обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее охраны. Закон определяет вопросы, касающиеся охраны лесов и лесных территорий.
В Болгарии и Беларуси основное внимание сконцентрировано не только на охране, но и воспроизводстве, а также на рациональном использовании ресурсов окружающей среды, поддержании живой природы и сохранении ее разнообразия.
В статье 20 Основного закона ФРГ провозглашено, что «государство, сознавая ответственность за будущие поколения, осуществляет охрану природных основ жизни...». Предусмотрено в документе и изъятие в пользу государства частных земель на основе предварительного и справедливого вознаграждения, если это необходимо в интересах общего блага4.
Как мы видим, охрана окружающей среды и вопросы экологической безопасности в европейских странах вынесены на самый высокий уровень. При этом заслуживают, на наш взгляд, пристального внимания и некоторые организационно-правовые особенности обеспечения экологической безопасности в европейских странах. Например, в Испании органы власти систематически следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность. Для этого испанское государство совместно с общественными объединениями граждан берет на себя функцию контроля за рациональным природопользованием.
В Греции охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства. Оно обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее охраны. С этой целью государство устанавливает нормативы качества окружающей среды, то есть допустимые пределы негативного воздействия на окружающую среду, а также разрабатывает соответствующие программы с соответствующими бюджетными ассигнованиями5.
Большое внимание экологической безопасности уделяется в странах Африки, так как экологические проблемы коснулись их на несколько десятилетий раньше, чем подавляющее большинство развитых стран.
Наиболее обширное законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности действует в США, где около двух десятков специальных законов (постоянно обновляющихся) регулируют хозяйственную деятельность в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую природу. В области охраны окружающей среды США, являясь страной со стойкими традициями частного предпринимательства, пошли по пути резкого ограничения свободы предпринимательской деятельности в плане контроля ее воздействия на окружающую среду.
Таким образом, решение глобальных экологических проблем носит международный характер и возможно лишь при объединении усилий всех стран. В этой связи, представляется очевидным, что для решения насущных экологических проблем, которые, так или иначе, затрагивают все страны мира, необходима разработка новых международных правовых норм, регулирующих вопросы рационального природопользования, направленных на совершенствование экономического механизма природопользования, наращивание экологических инвестиций.
Право на благоприятную окружающую среду занимает одну из приоритетных позиций в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой интегральный институт, включающий одновременно и комплексное право (совокупность экологических конституционных прав), и конституционно-правовую гарантию права на охрану здоровья.
Как уже отмечалось, с развитием научно-технического прогресса существенно возросло отрицательное воздействие на окружающую среду, которое не могло негативным образом не повлиять на здоровье населения. Именно поэтому проблемы экологического комфорта становятся одними из самых важных для триады - государства, общества и личности. Фактором определяющего характера является и тот факт, что механизм правового регулирования рассматриваемого права находится за пределами любого государства, а его реализация обеспечивается на международном уровне.
4 Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=l55.
5 Пожарова ЛА Конституционно-правовые гарантии охраны окружающей среды / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Судебной реформы Александра II: Судебная реформа в России: преемственность и модернизация. Белгород, 10-11 октября 2014. С. 374-376.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
Формирование системы экологической безопасности в России во многом затрагивает тем или иным образом практически все формы общественной жизни и предполагает необходимость переосмысления сложившихся позиций и точек зрения на новой методологической основе. Конституционно-правовой анализ развития нормативного правового регулирования охраны окружающей среды открывает путь к его модернизации в духе современных тенденций развития общества и государства и позволяет одновременно не растерять положительный опыт, накопленный в данной сфере отечественным законодателем и правоприменителем; является основой построения гуманного, гармоничного законодательства, соответствующего международно-правовым обязательствам Российской Федерации.
Система экологической безопасности создает предпосылки для формирования новых отношений в сфере охраны окружающей среды. Трансформация природы отношений собственности неизбежно влечет за собой видоизменение отношений правового регулирования. Конституционно-правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях цивилизованной рыночной экономики не может осуществляться в тех же юридических формах и пределах, что и прежде. Это связано с тем, что
Как подчеркивает Н.И. Матузов, в решении вопроса о сущности права, правовой системы необходима уверенность в определении границ собственно права и правил другой природы, действующих в обществе, четко знать, где кончается правовое поле и начинается неюридическое пространство6.
В государственной политике, рассматриваемой в качестве формы деятельности, присутствуют как минимум две стороны. В первую очередь, речь идет о концептуальной составляющей, которая содержит базисные, теоретические представления о деятельности государства в исследуемой сфере (цель, назначение, содержание, средства и т.д.). Кроме того, нельзя обойтись без практического компонента, представляющего собой совокупность конкретных действий по реализации намеченной цели.
Поэтому главной задачей ближайшего будущего является адаптация законодательства об охране окружающей среды к новой ситуации. Его совершенствование должно придать необходимый динамизм и результативность действиям органов власти по преодолению очевидного кризиса в правовом регулировании экологических проблем, стать одним из определяющих факторов его развития в условиях демократии, становления гражданского общества, построения правового государства.
Проблема совершенствования законодательства об охране окружающей среды является специальной в ряду с другими. Это вызов времени, с которым приходиться считаться, принимать его, осуществлять ускоренный поиск адекватных средств государственно-правового реагирования. Проблема улучшения экологии поставлена перед современным обществом как целостным образованием и речь идет если не о выживании, то, как минимум, о благополучии. Перефразируя Председателя Конституционного Суда страны, вполне можно озадачиться вопросом, куда сегодня движется российская система охраны окружающей среды - к праву или хаосу7?
Нормы права, являясь формализованными волевыми положениями, отражающими идеальные модели общественной практики, составляют материальную основу развития и совершенствования правовых форм государственной деятельности. Право не должно и не может регулировать все общественные отношения по мере их обновления, но, наряду с этим, в государственно-правовой теории существует необходимость в переосмыслении теоретических конструкций и анализе возникающих тенденций при рассмотрении юридических форм с учетом формирования нового нормативного содержания. Представляется важным с теоретической и практической точек зрения выявить обстоятельства, влияющие на развитие и содержание данной категории.
Кризисная ситуация в экологической сфере инициирует ускоренное развитие процесса его правовой модернизации. Если рассматривать модернизацию как универсальный процесс адаптации к меняющимся условиям, то сущность политико-правовой модернизации заключается в приведении содержания политики и права в соответствие с
6 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 103.
7 Зорькин В. Россия: движение к праву или хаосу?// Российская газета. 2012. 26 января.
потребностями общества, что неизбежно влечет за собой развитие проблемы определения сущности самой юридической формы. Целесообразность решения данной проблемы в условиях кризиса объясняется не только потребностями собственно научного анализа, но и необходимостью совершенствования политической и юридической практики.
Как справедливо подчеркивает М.В. Морозова, фактически «перед Россией стоит задача экологического выживания»8.
Общество - саморегулирующаяся система, которая в случае возникновения угроз для его безопасности (в том числе и кризиса в экологии) задействует весь арсенал средств противодействия неблагоприятным тенденциям, прежде всего, политических возможностей государства, правовых средств, социальных институтов и др. Это относится и к плоскости научных исследований, поскольку политика, система управления, правовое регулирование нуждаются в научном обеспечении (в данном случае, с точки зрения установления оптимального набора средств противостояния неблагоприятным тенденциям).
Без общего единства всех элементов правовой системы, интегрирующей и регулирующей роли государства невозможно целостное, логически стройное, целенаправленное конструирование и действие процесса государственной деятельности. Сочетание общего, особенного и единичного в системе является необходимой основой ее функционирования, что становится возможным в результате всеобщей связи элементов системы как объективного факта действительной правовой жизни общества.
Закрепление в Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду стало вызванной упомянутыми вызовами времени необходимостью обеспечения жизненно важных интересов личности (жизнь, здоровье) и, кроме того, стремлением соблюсти общепризнанные нормы и принципы международного права. Место указанного права в системе конституционных прав и свобод и его нормативное содержание предполагают выделение особой группы конституционных прав - экологических прав. Данная тенденция не является нашим новаторством, так как представители отечественных отраслевых наук, в первую очередь, конституционного и экологического права уже ранее доказали существование в каталоге конституционных прав и свобод экологических прав человека (М.М. Бринчук, М.И. Васильева, О.Л. Дубовик, М.В. Морозова).
Тем не менее, следует подчеркнуть, что конституционное право на благоприятную окружающую среду выступает в качестве системообразующего фактора комплексной экологической безопасности, оказывая определенное влияние на развитие иных прав и свобод (право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением). Отдельного исследования заслуживает характер отношения права на благоприятную окружающую среду к иным конституционными правами (ст. 34, 36, 41 Конституции РФ), их взаимодействие и взаимопрониконовение.
Принимая на себя обязательства по обеспечению охраны окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий техногенных и радиационных аварий и катастроф, Российская Федерация в качестве гарантии рассматривает предоставляемую каждому возможность воспользоваться правом на возмещение вреда здоровью в случае наступления негативных последствий.
Причинение вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией на ядерных установках, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами.
Государство принимает на себя обязанность предоставить эффективную поддержку пострадавшим гражданам, рассматриваемым в качестве лиц, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невос-
8 Морозова М.В. Конституционные правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: Автореф. дисс. ... к. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 4.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
полнимо утрачиваются либо резко сужаются возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития9.
Нынешнее столетие ознаменовано бурным развитием промышленности и техники на основе современных 1Т-технологий. Государства развитых стран ведут бескомпромиссную борьбу за право занимать лидирующие позиции в наукоемких областях, а процессы глобализации только способствуют ужесточению данного «соревнования». Современное общество является настолько интегрированным в различные области влияния, что пренебрежение каким-либо компонентом ведет к неуклонной деградации, будь то социальная, правовая, экономическая или экологическая сфера.
Негативные воздействия, с которыми сталкивается человек на протяжении своей жизнедеятельности, влекут за собой последствия, отражающиеся как на конкретной личности, так и на демографической ситуации в стране в целом.
Всемирная организация здравоохранения представляет печальную статистику, согласно которой в мире от онкологических заболеваний ежегодно гибнут около 8 млн. человек по всему миру. Факторы окружающей среды играют решающую роль в 19 % случаев данного заболевания. К ним относятся ультрафиолетовое излучение, радон внутри помещений и, конечно, загрязнение атмосферного воздуха10.
Данная проблема имеет глобальные масштабы. Все чаще на государственном уровне звучат дискуссии по поводу совершенствования санитарных правил, очистки водоемов, вторичной переработки отходов, сохранения Мирового океана и т.д.
В статьях 42 и 58 Конституции Российской Федерации закреплено право человека на благоприятную окружающую среду, предоставление достоверной информации о ее состоянии и возмещение ущерба в случае причинения здоровью и имуществу экологическими преступлениями.
Большинство несовершенств отечественного законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в большей мере связаны не с юридико-правовыми или нормотворческими изъянами, а с отсутствием сбалансированной политики в указанной сфере правового регулирования, обоснованных принципов (основ) эколого-ориентированной деятельности государства, как важнейшего фактора устойчивого развития общества, наиболее значимого условия его выживания и поступательного развития11.
Формирование системы экологической безопасности тесно связано с процессом воспроизводства. В любом случае, основной задачей каждого живущего поколения является сохранение природной среды для потомков. Международный опыт закрепления данного права говорит о том, что очень часто откладываются специфические черты по
9 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Российская газета. -№ 242. - 1997- - 18 декабря; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г.), Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» // Российская газета. - № 118. - 2002. - 2 июля; Постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 2001 № 5-ФЗ «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» от 20 декабря 2010 г. № 21-П / / Российская газета. - № 295. - 2010. - 29 декабря.
10 Данные сайта Всемирной организации здравоохранения: / / URL: http://www.who.int/ru/.
11 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ».
обеспечению охраны окружающей черты, это в основном, связано с географическими и климатическими особенностями государств.
Таким образом, сложность в нормативном содержании дает основание отнести конституционные гарантии права на благоприятную окружающую среду к тем правам, которые существуют вне конкретных правоотношений.
Законодательство об охране окружающей среды регулирует отношения, в которых в той или иной степени участвуют или заинтересованы лично все без исключения граждане государства. Системные связи законодательства об охране окружающей среды обусловлены его задачами, функциями, структурой и особенностями развития. При этом для предметной реализации исследуемого права, в том числе, права на информацию о состоянии окружающей среды и права на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением необходим эффективный государственный механизм воплощения конституционных предписаний в действительность.
Безусловно, оптимальная структура законодательства об охране окружающей среды во многом определяется тем, насколько сложным и разветвленным предстанет оно перед нами после завершения основных процессов его совершенствования и упорядочивания, устранения коллизий и пробелов нормативных правовых актов, которые формируют эту отрасль законодательства.
Однако, независимо от того, будет ли оно оставаться разрозненным комплексом, опосредуемым слабыми координирующими связями, или же превратится в самостоятельную отрасль законодательства, его влияние на формирование устойчивой системы экологической безопасности в нашей стране с течением времени будет неизбежно усиливаться.
1. Грешевников А.Н., Протасов В.Ф. Проблемы экологической безопасности России // Право и безопасность. - 2005. - № 3 (16).
2. Данные сайта Всемирной организации здравоохранения: / / URL: http://www.who.int/ru/.
3. Зорькин В. Россия: движение к праву или хаосу?// Российская газета. - 2012. - 26 января.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 2014. - Ст. 4398.
5. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов, 2003. - С. 103.
6. Морозова М.В. Конституционные правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: Автореф. дисс. ... канд юрид. наук. -Саратов, 2007. - С. 4.
7. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=155.
8. Пожарова Л.А. Конституционно-правовые гарантии охраны окружающей среды / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Судебной реформы Александра II: Судебная реформа в России: преемственность и модернизация - Белгород, 1011 октября 2014 г. - С. 374-376.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Российская газета. - № 242. - 1997. - 18 декабря.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 2001 № 5-ФЗ «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» от 20 декабря 2010 г. № 21-П // Российская газета. - № 295. - 2010. -29 декабря.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г.), Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно-
Список литературы
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ рИ Серия филосоФия- Социология. Право.
IЩ ' 2015. № 2 (199). Выпуск 31
быльской АЭС», от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» // Российская газета. - № 118. - 2002. - 2 июля.
12. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ».
INTERNATIONAL LEGAL BASE OF THE FORMATION IN RUSSIA OF A SYSTEM OF ECOLOGICAL SECURITY
Y.Y. TONKOV 11 V.Y. TURANIN 21 LA. POZHAROVA 31
Belgorod State National Research University
1) e-mail: etonkov@bsu.edu.ru
2) e-mail: turanin@bsu.edu.ru
3) e-mail: pozha-rova@bsu.edu.ru
In article on the basis of objective analysis of international legal experience proves the necessity of the formation in Russia of a system of ecological security. The creation of this system due to the development of the degradation of the natural environment and the deepening ecological crisis. The authors believe that the right to a healthy environment is one of the priority items in the system of constitutional rights and freedoms of man and citizen. It represents the integral Institute, including all constitutional environmental rights and constitutional guarantees of the right to health.
Key words: environmental safety, ecological crisis, environment, international law, constitutional guarantees, legal regulation.