References
1. Order Rosfinnadzor "On Approval of the mentoring at the Federal Service of Financial and Budgetary Oversight" from 20.03.2014 № 82 [Electronic resource]. Access: the ATP Consultant.
2. Order Rosfinnadzor "The coaching in the central office of the Federal Service for Financial and Budget Supervision" on July 9, 2013 № 295 [Electronic resource]. Access: GARANT.RU: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70321174/#ixzz3bQBWJOCO.
Информация об авторе
Евсеенкова Светлана Васильевна, аспирант кафедры конституционного и административного права Юридического института, советник отдела рассмотрения жалоб и координации деятельности правовых служб территориальных органов Правового управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected] Комарова Татьяна Львовна, кандидат юридических наук, доцент, проректор по науке и инновациям Юридического института, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: prof.KomarovaTL@mail. ru
Information about the author
Yevseyenkova Svetlana Vasilyevna, postgraduate student of the chair of constitutional and administrative law of the Law Institute, councillor of the department of complaints review and legal services coordination of territorial bodies of the Law Directorate of the Federal service for financial and budgetary supervision, St. Petersburg, Russia.E-mail: [email protected] Komarova Tatyana Lvovna, candidate of sciences (law), associate professor, vice-rectorfor science and innovation of the Law Institute, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
Получена: 08.04.2015
Received: 08.04.2015
УДК 340
ХАКИМОВА Лиана Рашитовна
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЩЕНИЮ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Актуальность проблемы экологических требований к обращению с землей увязана с негативным антропогенным воздействием на этот природный ресурс, который наиболее часто используется в хозяйственной деятельности. Вред от нерационального и варварского освоения земли, необдуманного и неконтролируемого ее использования причиняется всей экосистеме. В связи со сказанным, в статье поднимается проблема стратегических приоритетов государственной политики, на которых должны основываться эколого-правовые требования к обращению с земельными ресурсами. Особое внимание уделяется конституционному праву человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Ключевые слова: эколого-правовые требования, экологические конституционные права, земельные ресурсы, благоприятная окружающая среда.
KHAKIMOVA Liana Rashitovna
CONCEPTUALISATION OF ECOLOGICAL LEGAL REQUIREMENTS FOR MANAGEMENT OF LAND RESOURCES
The relevance of the ecological requirements for the treatment of land linked to the negative anthropogenic impact on this natural resource, which is most often used in economic activities. Damage from irrational and barbaric land reclamation, its hasty and uncontrolled use causes harm to the entire ecosystem. In connection with the above mentioned facts, the article raises the problem of the strategic priorities of the state policy, which should be based on ecological and legal requirements for the management of land resources. Special attention is given to the constitutional human and civil rights to a healthy environment.
Key words: ecological legal requirements, environmental constitutional rights, land resources, favorable environment.
Современное состояние дисбаланса ценностей экономической привлекательности России, как страны с богатейшими природными ресурсами, включения нашего государства в глобальные экономические отношения, с одной стороны, и необходимости соблюдения экологических стандартов природопользования как непреложного базового основания обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, с другой стороны, создает реальную угрозу экологической безопасности России, которая неуклонно нарастает по мере того, как наше государство все больше экономит на обеспечении отсроченных рисков воспроизводства. Поэтому решения принимаются преимущественно на краткосрочную перспективу, поскольку привлечение зарубежных инвесторов, скажем, в российское сельское хозяйство считается первостепенным приоритетом, тогда как методы освоения таким участником рынка сельскохозяйственных угодий, как правило, не всегда адекватны необходимости соблюдения экологических требований. Л.Ф. Усманова справедливо пишет том, что при доминирующей традиционной оценке приоритета за промышленностью и транспортом в загрязнения окружающей среды с 60-х годов уже прошлого столетия на первое место в этом направлении выдвинулось сельское хозяйство, которое стало заложником строительства ферм без очистных сооружений, а также стихийного и неконтролируемого использования ядохимикатов в борьбе с вредителями и минеральных удобрений для повышения урожайности, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадали в реки и озера, нанося непоправимый вред экосистеме природных объектов. При этом Л.Ф. Усманова не без оснований связывает именно с развитием сельского хозяйства «рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны, уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление, заболачивание и истощение почв, накопление в почве и воде ряда особо стойких и опасных загрязнителей природной среды» [1].
Россия, занимая 15% территории нашей планеты, должна сыграть одну из ключевых ролей в становлении и подержании гармонии антропогенного воздействия на окружающую природную среду и стандартов экологически
160
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
безопасного проживания человека. В настоящее время преимущественно экономические позиции российского государства фактически отдают приоритет экспансии в освоении и добыче природных ресурсов без должной оценки перспектив завтрашнего дня. Как справедливо отмечается в литературе, в современных условиях в системе планирования и регулирования хозяйственной деятельности «отсутствует какая-либо научно-обоснованная корреляция между темпами и масштабами экономического и социального развития и объемом природоохранной деятельности» [2, с. 5]. Все это приводит к тому, что решение задач финансирования природоохранных мероприятий в текущей хозяйственной деятельности и соблюдения экологических стандартов, как говорится, «на входе», в самом начале освоения природных ресурсов осуществляется по остаточному принципу. Экономическая целесообразность минимизации расходов по всем видам хозяйственной деятельности для сохранения конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводителя и создания максимально благоприятных условий для инвестора преобладает над необходимостью соблюдать стандарты природопользования. При этом о конституционном праве граждан на благоприятную окружающую среду не особо задумываются. Вместе с тем специалисты в области экологического права предпринимают усилия к тому, чтобы их голос был услышан. В этой связи нельзя не согласиться с Р.Х. Гиззатуллиным, который пишет, что для осуществления эффективной экологической политики, направленной на реализацию конституционного права каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, «в первую очередь необходимо наличие современного, развитого законодательства, которое является с одной стороны результатом государственной деятельности, а с другой формой закрепления экологической функции государства» [3, с. 172].
В частном секторе при всей кажущейся незначительности антропогенной нагрузки на окружающую среду в целом и земельные ресурсы, в частности, дело обстоит также непросто. Контроль за соблюдением экологических стандартов в этом сегменте землепользования малоэффективен, поскольку нередко наталкивается на примат частно-правового регулирования отношений собственности на землю. И, хотя никто не отменял требований целевого использования земли, соблюдения экологических стандартов в освоении связанных с землею ресурсов, частные собственники фактически освобождены даже от перспективы привлечения к ответственности за нарушение этих нормативных предписаний.
По мере нарастания экологических проблем становится все более очевидным, что на экономии в сфере соблюдения природоохранного законодательства можно получить только лишь краткосрочную прибыль, в то время как ведущие государства мира наращивают свои усилия по оптимизации расходов в области все более широкого применения энергосберегающих и экологически безопасных технологий. Разумеется, усилий юристов-экологов в этом направлении недостаточно, но государство как никогда ранее должно переориентироваться на реальную, а не декларативную диверсификацию экономической деятельности, где максимальная прибыль при минимизации расходов достигается не любыми внешне кажущимися привлекательными средствами, а только теми, которые в основе своей имеют наиболее конкурентоспособные экономики мира. И здесь речь не о прямом заимствовании, а о том, что соблюдение экологических стандартов может быть также выгодным не только в перспективе ближайшего и отдаленного будущего, а в сегодняшней хозяйственной деятельности.
В настоящее время представляется перспективным экологические требования к землепользованию отразить в законодательстве с учетом следующих стратегических приоритетов: 1) безусловное обеспечение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду для нынешнего и будущих поколений; 2) отказ в эксплуатации земельных и неразрывно связанных с землей природных ресурсов от стихийного их освоения как в начале, так и в течение всей хозяйственной деятельности; 3) экологизация всех направлений государственной политики в области земельных правоотношений, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции России земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то, как верно отмечалось в литературе, «обозначив ценность природы для жизнедеятельности российского народа, данная конституционная норма корреспондирует государству обязанность по осуществлению деятельности, связанной с распоряжением в интересах общества природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, с обеспечением рационального природопользования и охраной окружающей среды» [4, с. 106]; 4) обеспечение приоритета экологических требований «как меры должного отношения к окружающей среде, устанавливаемой на основании познания закономерностей функционирования окружающей среды под действием естественных и антропогенных факторов и определяющей поведение человека (общества) по отношению к природе и ее ресурсам в тех или иных ситуациях» [5, с. 7] в реализации гражданского, инвестиционного, хозяйственного и иного законодательства не в ущерб экологическим правам и законным интересам других субъектов, сохранения и возобновляемости полезных свойств земли; 5) включение в приоритетный допуск к эксплуатации земельных ресурсов России только тех инвесторов, которые имеют гарантированные возможности осуществления ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий обращения с ними. В настоящее время предусмотренная законом государственная поддержка хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, носит остаточный характер и включает конкретные меры от содействия в осуществлении инвестиционной деятельности по внедрению наилучших доступных технологий, а также иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в организации образовательной деятельности в области охраны окружающей природной среды, в информационной поддержке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в обеспечении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработки новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Эта поддержка имеет по большей части декларативные приоритеты «на входе» в начальной стадии инвестиционной деятельности, но не имеет в своей основе императивных требований на длительную перспективу. Кроме того,
конкретный механизм реализации государственной поддержки непосредственно в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» раскрыт лишь в части деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (ч. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а отсылочная норма о предусмотренных федеральным или региональным законодательством иных мерах государственной поддержки такой деятельности в ч. 5 ст. 7 указанного закона вряд ли дает исчерпывающее представление о конкретных механизмах реализации этого благого направления государственного управления[6]. Эти положения весьма иллюстративно показывают, что экологические требования по существу отданы на откуп инвестиционной привлекательности российской экономики; 6) эффективная и разумная инкорпорация в отечественное законодательство об охране экологии земли международных стандартов, основной целью которых является способствование более эффективному управлению в деле охраны окружающей среды, в обеспечении экономичных, системных и гибких методов эксплуатации природных ресурсов, во внедрении более открытых процедур информационного освещения экологических мероприятий.
Проблема экологических требований к обращению с землей в настоящее время приобретает особо острый характер, поскольку с каждым годом нарастает негативное антропогенное воздействие на этот неразрывно связанный со всеми другими ресурс природы, который наиболее часто используется в хозяйственной деятельности, а вред от нерационального и варварского его освоения, необдуманного и неконтролируемого его использования причиняется всей экосистеме.
Библиографические ссылки
1. Усманова Л.Ф. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики: дис. ... д.ю.н. Уфа, 2000. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ pravovoe-regulirovanie-prirodopolzovaniya-i-okhrany-okruzhayushchei-sredy-v-agramom-ktore# ixzz3a76Khzkb (дата обращения: 14.05.2015).
2. Курбанов Р.А. Нормативно-правовая унификация экологических стандартов для субъектов Российской Федерации. 2-е изд. М.: ИД «Юриспруденция», 2011.
3. Гиззатуллин Р.Х. Состояние законодательства об окружающей среде как критерий эффективности экологической функции государства // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1.
4. Гиззатуллин Р.Х. Конституционные основы экологической функции государства // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1.
5. Судавичюс Б.Б. Проблемы отражения экологических требований в праве: автореф. дис. ... к.ю.н. М., 1988.
6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.
References
1. Usmanova L.F. Legal regulation of natural resources and environmental protection in the agricultural sector: diss. ... Doctor. jurid. Sciences. Ufa, 2000. // Scientific Library ABSTRACT disserCat http://www.dissercat.com/content/ pravovoe- regulirovanie- prirodopol-zovaniya- i-okhrany-okruzhayushchei-sredy-v-agrarnom-sektore#ixzz3a 76Khzkb (The date of circulation: 05.14.2015).
2. Kurbanov R.A. Regulatory harmonization of environmental standards for the subjects of the Russian Federation. 2nd ed. M.: Publishing House «Jurisprudence» in 2011.
3. Gizzatullin B.C. Status of environmental legislation as a criterion of ecological functions of the state // Gaps in Russian legislation. 2008. № 1.
4. Gizzatullin B.C. Constitutional basis of ecological functions of the state // Gaps in Russian legislation. 2012. № 1.
5. Sudavichyus B.B. Problems integrating environmental requirements in the law: Author. diss. ... Ph.D. M., 1988.
6. Federal Law of January 10, 2002 № 7-FZ «On Environmental Protection» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 14.01.2002. № 2. Art. 133.
Информация об авторе
Хакимова Лиана Рашитовна, ассистент кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. Е-шай: [email protected]
Получена: 10.04.2015
Information about the author
Khakimova Liana Rashitovna, teaching assistant of the chair of financial and environmental law of the Institute of Law of the FSBEIHPE Bashkir State University,Ufa, Russia. Е-mail: [email protected]
Received: 10.04.2015