Библиографические ссылки
1. Андреев Э.М. Наркомания в России. Состояние и проблемы // Социально-гуманитарные знания. М., 2012. № 9.
2. Винниченко Е.О. Совершенствование системы профилактики экстремизма в молодежной среде // Правовое государство: теория и практика. Уфа. 2015. №1 (39).
3. Жилина Н.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М., 2009. № 24.
4. Кулешова С.Н. Криминализация молодежной среды российского общества: социокультурный аспект. Кубань: Кубанский университет, 2011.
5. Подосинникова О.П. Студенчество и наркомания: пути решения проблемы: Методические рекомендации. Астрахань, 2011.
6. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медицина, 2004.
7. Реутов Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социс. 2004. №1.
8. Сбирунов П.Н. Некоторые особенности наркотизма и наркотизма несовершеннолетних в Российской Федерации // Российский следователь. 2012. № 18.
9. Сергеев А.А. О легализации наркотиков // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 2004.
10. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1.06.2012. № 761.
References
1. Andreev E.M. Drug abuse in Russia. State and problems // Socially-humanitarian knowledge. M., 2012. № 9.
2. Vinnichenko E.O. Sovershenstvovanie system of prevention of extremism in the youth environment // State of Law: Theory and Practice. Ufa, 2015. №1 (39).
3. Zhilina N.Y. The involvement of minors in drug trafficking (criminally-legal and criminological aspects). M., 2009. № 24.
4. Kuleshova C.N. The criminalization of youth environment of Russian society: a socio-cultural aspect. Kuban State University, 2011.
5. Podosinnikova O.P. Studenchestvo and drug addiction: the way to solve the problem: Methodical rekomendatsii. Astrahan, 2011.
6. Pyatnitskaya I.N. Addiction: A Guide for Physicians. M.: Medicine, 2004.
7. Reutov E.V. Uchaschayasya youth and drugs // Sotsis. 2004. № 1.
8. Sbirunov P.N. Some features of drug addiction and drug addiction of minors in the Russian Federation // Russian investigator. 2012. № 18.
9. Sergeev A.A. legalization of drugs // Newsletter Interpol in Russia. 2004.
10. Ukaz the President of the Russian Federation «On the National Strategy of Action for Children for 2012-2017» from 1.06.2012. № 761.
Информация об авторе
Егорышева Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Институт права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected] Рахматуллина Алеся Ильфировна, студентка 5 курса Институт права ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: alesia. rahmatullina@yandex. ru
Information about the author
Yegorysheva Yelena Aleksandrovna, candidate of sciences (law), assistant professor of chair offorensics of the Institute of Law of the FSBEIHPE Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
Rakhmatullina Alesya Ilfirovna, 5 th year student of the Institute of Law of the FSBEI HPE Bashkir State University, Ufa, Russia.
E-mail: alesia. rahmatullina@yandex. ru
Received: 02.04.2015
Получена: 02.04.2015
ФИНАНСОВОЕ И БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО. БАНКОВСКОЕ И ВАЛЮТНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
УДК 340
ЕВСЕЕНКОВА Светлана Васильевна,
аспирант
КОМАРОВА Татьяна Львовна,
кандидат юридических наук, доцент
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА
Статья посвящена вопросам обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, впервые принятых на государственную гражданскую службу в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, определяются особенности целей, функций и задач наставничества, организационные формы руководства.
Определяются отличия наставничества от кураторства, субъектный состав наставничества, профессиональная компетенция гос-
YEVSEYENKOVA Svetlana Vasilyevna,
postgraduate student KOMAROVA Tatyana Lvovna,
candidate of sciences (law), associate professor
INSTITUTE OF MENTORING IN THE FEDERAL SERVICE FOR FINANCIAL AND BUDGETARY SUPERVISION
The article is devoted to the issues of professional development, development and adaptation to qualified fulfilment of duties of state civil employees, newly employed by the state civil service in the central office and territorial bodies of the Federal Service for Financial and Budgetary Supervision, objectives, functions and tasks of mentoring, organisational forms of management are defined.
Differences of mentoring from supervision, subjective contents of mentoring, professional competence of civil employees who have shown good results in performance of their duties,
ударственных гражданских служащих, показавших высокие ре- demonstrated the aptittude towards morale building activities,
зультаты служебной деятельности, проявившие способности к have authority among the collective and possessing practical
воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллекти- skills of fulfilment of their official duties who undergo mentor-
ве, имеющие практические навыки осуществления должностных ing are defined. (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, граж- Key words: state civil service, state civil employee, mentor-
данский служащий, наставничество, наставник, промежуточный ing, mentor, intermediate and total control, coordination of
и итоговый контроль, координация работы по наставничеству. work on mentoring.
Проблема наставничества в органах государственной власти была, есть и будет актуальной в течение всего времени, пока существуют органы государственной власти. Приказом Руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 20 марта 2014 г. № 82 в целях обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, впервые принятых на государственную гражданскую службу в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (далее - Служба), было утверждено Положение о наставничестве [1].
Ранее действовавшие приказы от 9 июля 2013 г. № 295 «О наставничестве в центральном аппарате Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» и от 6 ноября 2013 г. № 461 «О внесении изменения в Положение о наставничестве Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденное Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 9 июля 2013 г. № 295» были отменены [2]. Новое Положение о наставничестве Службы определяет цели, задачи, порядок организации работы по наставничеству.
Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих центрального аппарата Службы и ее территориальных органов и в определенной степени является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействует обеспечению их профессионального становления и развития.
Наставничество в отличие от института кураторства представляет собой целенаправленную комплексную деятельность, во-первых, руководителей структурных подразделений, во-вторых, наиболее опытных гражданских служащих этих подразделений, в-третьих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
Субъектный состав участников наставничества довольно сложен, это не только лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу на старшую и младшую группы должностей гражданской службы), но и наставник (гражданский служащий или работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество); представитель кадрового подразделения Службы (территориального органа Службы), осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества; руководитель структурного подразделения Службы (руководитель структурного подразделения территориального органа Службы); заместитель руководителя Службы (заместитель руководителя территориального органа Службы); руководитель Службы (руководитель территориального органа Службы). Несомненно, что степень участия в процессе наставничества у этих лиц разная, основная роль отводится наставнику, однако нельзя умалять и значение остальных участников этого процесса. Нужно принять во внимание и то обстоятельство, что наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
Целями наставничества являются подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода их адаптации к замещаемой должности, помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации наставляемого к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков наставляемого;
- ускорение процесса профессионального становления и развития наставляемого, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения наставляемого, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- обучение наставляемого эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у наставляемого высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у наставляемого интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции наставляемого, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
Заметим, что если наставничество устанавливается в отношении лиц, впервые поступивших на гражданскую службу на старшую и младшую группы должностей гражданской службы, то это не исключает установления кураторства над лицами, замещающими должности государственной гражданской службы более высокого уровня, однако, в этом случае устанавливается прямая связь между куратором и курируемым лицом. Наставничество устанавливается продолжительностью шесть месяцев, а срок курирования - не ограничен. В случае быстрого и успешного освоения наставляемым необходимых навыков, наставничество может быть завершено досрочно.
Большое значение в процессе наставничества имеет профессиональная компетенция государственных гражданских служащих, показавшие высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающие должность (ранее замещавшие должность - для работников) не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы) не позднее одного месяца со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы. Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения Службы (руководителя структурного подразделения территориального органа Службы), согласованная с курирующим заместителем руководителя Службы (заместителем руководителя территориального органа Службы), в котором осуществляется наставничество, на добровольной основе и при обоюдном согласии наставника и лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество. Согласие наставника оформляется письменным заявлением на имя руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы) в произвольной форме. Решением руководителя Службы (территориального органа Службы) наставнику в целях его материального стимулирования может устанавливаться ежемесячная премия. Выплата премий производится из фонда материального стимулирования на основании приказа руководителя Службы (руководителя территориального органа Службы). Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель структурного подразделения Службы (руководитель структурного подразделения территориального органа Службы), который несет ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении Службы (территориальном органе Службы), руководителем которого он является. Кадровое подразделение Службы (территориального органа Службы) осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству. Организационное сопровождение наставничества заключается в информационном обеспечении подбора наставников; анализе, обобщении опыта работы наставников; поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции. Документаци-онное сопровождение процесса наставничества заключается в подготовке проектов документов, сопровождающих процесс наставничества; оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества; осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесением в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в проведении собеседований с лицами, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников; устранении выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество; анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества. Промежуточный контроль за ходом наставничества осуществляется комиссией структурного подразделения Службы (территориального органа Службы) (далее - комиссия) по истечении трех месяцев с даты установления наставничества по следующим критериям: во-первых, результаты выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество служебных обязанностей; во-вторых, уровню приобретения профессиональных навыков; в-третьих, способностью наставляемого самостоятельно исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Итоговый контроль результатов наставничества осуществляется по окончании срока, установленного для наставничества. Наставник составляет отчет по итогам наставничества и представляет его на рассмотрение комиссии в составе начальника структурного подразделения или курирующего данное структурное подразделение заместителя руководителя Службы (начальника структурного подразделения или курирующего данное структурное подразделение заместителя руководителя территориального органа Службы) (председатель комиссии), непосредственного начальника лица, в отношении которого осуществляется наставничество, представителя кадрового подразделения Службы (территориального органа Службы). Рассмотрение комиссией отчета по итогам наставничества осуществляется при участии лица, в отношении которого осуществляется наставничество и оформляется протоколом.
Библиографические ссылки
1. Приказ Росфиннадзора "Об утверждении Положения о наставничестве в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" от 20.03.2014 № 82 [Электронный ресурс1. Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
2. Приказ Росфиннадзора "О наставничестве в центральном аппарате Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" от 9 июля 2013 г. № 295 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ. РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70321174/#ixzz3bQBWJOCO.
References
1. Order Rosfinnadzor "On Approval of the mentoring at the Federal Service of Financial and Budgetary Oversight" from 20.03.2014 № 82 [Electronic resource]. Access: the ATP Consultant.
2. Order Rosfinnadzor "The coaching in the central office of the Federal Service for Financial and Budget Supervision" on July 9, 2013 № 295 [Electronic resource]. Access: GARANT.RU: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70321174/#ixzz3bQBWJOCO.
Информация об авторе
Евсеенкова Светлана Васильевна, аспирант кафедры конституционного и административного права Юридического института, советник отдела рассмотрения жалоб и координации деятельности правовых служб территориальных органов Правового управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected] Комарова Татьяна Львовна, кандидат юридических наук, доцент, проректор по науке и инновациям Юридического института, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: prof.KomarovaTL@mail. ru
Information about the author
Yevseyenkova Svetlana Vasilyevna, postgraduate student of the chair of constitutional and administrative law of the Law Institute, councillor of the department of complaints review and legal services coordination of territorial bodies of the Law Directorate of the Federal service for financial and budgetary supervision, St. Petersburg, Russia.E-mail: [email protected] Komarova Tatyana Lvovna, candidate of sciences (law), associate professor, vice-rectorfor science and innovation of the Law Institute, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
Получена: 08.04.2015
Received: 08.04.2015
УДК 340
ХАКИМОВА Лиана Рашитовна
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЩЕНИЮ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Актуальность проблемы экологических требований к обращению с землей увязана с негативным антропогенным воздействием на этот природный ресурс, который наиболее часто используется в хозяйственной деятельности. Вред от нерационального и варварского освоения земли, необдуманного и неконтролируемого ее использования причиняется всей экосистеме. В связи со сказанным, в статье поднимается проблема стратегических приоритетов государственной политики, на которых должны основываться эколого-правовые требования к обращению с земельными ресурсами. Особое внимание уделяется конституционному праву человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Ключевые слова: эколого-правовые требования, экологические конституционные права, земельные ресурсы, благоприятная окружающая среда.
KHAKIMOVA Liana Rashitovna
CONCEPTUALISATION OF ECOLOGICAL LEGAL REQUIREMENTS FOR MANAGEMENT OF LAND RESOURCES
The relevance of the ecological requirements for the treatment of land linked to the negative anthropogenic impact on this natural resource, which is most often used in economic activities. Damage from irrational and barbaric land reclamation, its hasty and uncontrolled use causes harm to the entire ecosystem. In connection with the above mentioned facts, the article raises the problem of the strategic priorities of the state policy, which should be based on ecological and legal requirements for the management of land resources. Special attention is given to the constitutional human and civil rights to a healthy environment.
Key words: ecological legal requirements, environmental constitutional rights, land resources, favorable environment.
Современное состояние дисбаланса ценностей экономической привлекательности России, как страны с богатейшими природными ресурсами, включения нашего государства в глобальные экономические отношения, с одной стороны, и необходимости соблюдения экологических стандартов природопользования как непреложного базового основания обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, с другой стороны, создает реальную угрозу экологической безопасности России, которая неуклонно нарастает по мере того, как наше государство все больше экономит на обеспечении отсроченных рисков воспроизводства. Поэтому решения принимаются преимущественно на краткосрочную перспективу, поскольку привлечение зарубежных инвесторов, скажем, в российское сельское хозяйство считается первостепенным приоритетом, тогда как методы освоения таким участником рынка сельскохозяйственных угодий, как правило, не всегда адекватны необходимости соблюдения экологических требований. Л.Ф. Усманова справедливо пишет том, что при доминирующей традиционной оценке приоритета за промышленностью и транспортом в загрязнения окружающей среды с 60-х годов уже прошлого столетия на первое место в этом направлении выдвинулось сельское хозяйство, которое стало заложником строительства ферм без очистных сооружений, а также стихийного и неконтролируемого использования ядохимикатов в борьбе с вредителями и минеральных удобрений для повышения урожайности, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадали в реки и озера, нанося непоправимый вред экосистеме природных объектов. При этом Л.Ф. Усманова не без оснований связывает именно с развитием сельского хозяйства «рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны, уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление, заболачивание и истощение почв, накопление в почве и воде ряда особо стойких и опасных загрязнителей природной среды» [1].
Россия, занимая 15% территории нашей планеты, должна сыграть одну из ключевых ролей в становлении и подержании гармонии антропогенного воздействия на окружающую природную среду и стандартов экологически
160