Научная статья на тему 'Принцип монтажа в креолизации медиасобытий'

Принцип монтажа в креолизации медиасобытий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
336
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСОБЫТИЕ / КРЕОЛИЗОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ИНТЕРНЕТА / ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРИТ / MEDIA EVENT / CREOLIZED INTERNET TEXTS / RUSSIAN METEOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рабкина Надежда Владимировна

В статье рассматривается переосмысление медиасобытия «челябинский метеорит» в креолизованных текстах Интернета: мемах, демотиваторах, карикатурах. В интернет-хронотопе значимое медиасобытие на пике своего существования актуализирует другие, устаревающие медиасобытия, а два медиасобытия, не связанные друг с другом, но сопоставимые по времени возникновения, обретают логические связи. Так, в англои русскоязычных объектах интернет-творчества медиасобытие «челябинский метеорит» связывается с актуальными проблемами политики и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSEMBLING PRINCIPLE IN THE CREOLISATION OF MEDIA EVENTS

The article deals with the way the “Russian meteor” media event is reinvented in creolized internet texts (memes, cartoons, demotivators). In the chronotope of the Internet, prominent media events tend to refresh older ones, and two seemingly unconnected but chronologically conjoined media events can establish links with each other. The “Russian meteormedia event featured in creolized internet works establishes links with a number of prominent political and social issues.

Текст научной работы на тему «Принцип монтажа в креолизации медиасобытий»

ПРИНЦИП МОНТАЖА В КРЕОЛИЗАЦИИ МЕДИАСОБЫТИИ

Рабкина Надежда Владимировна

канд. филол. наук, доцент Кемеровского государственного университета,

РФ, г. Кемерово E-mail: nrabkina@mail. ru

THE ASSEMBLING PRINCIPLE IN THE CREOLISATION

OF MEDIA EVENTS

Rabkina Nadezda

Candidate of Philology, Associate Professor of Kemerovo State University,

Kemerovo, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается переосмысление медиасобытия «челябинский метеорит» в креолизованных текстах Интернета: мемах, демотиваторах, карикатурах. В интернет-хронотопе значимое медиасобытие на пике своего существования актуализирует другие, устаревающие медиасобытия, а два медиасобытия, не связанные друг с другом, но сопоставимые по времени возникновения, обретают логические связи. Так, в англо- и русскоязычных объектах интернет-творчества медиасобытие «челябинский метеорит» связывается с актуальными проблемами политики и общества.

ABSTRACT

The article deals with the way the "Russian meteor" media event is reinvented in creolized internet texts (memes, cartoons, demotivators). In the chronotope of the Internet, prominent media events tend to refresh older ones, and two seemingly unconnected but chronologically conjoined media events can establish links

Рабкина Н.В. Принцип монтажа в креолизации медиасобытий //

Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (4)

URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1004

with each other. The "Russian meteor" media event featured in creolized internet works establishes links with a number of prominent political and social issues.

Ключевые слова: медиасобытие, креолизованные тексты Интернета, Челябинский метеорит.

Keywords: media event, creolized internet texts, Russian meteor.

Интернет-среда образует особый хронотоп. Виртуальное бытие перенасыщено медиасобытиями, которые являются отражением событий, происходящих в реальном, физическом мире: медиасобытие в интернет-пространстве — это интерпретация события из мира «Действительность» (пользуясь формулировкой Н.Д. Арутюновой), существующая в интернет-пространстве (мир «Виртуальность») в виде гипертекста и входящая в сложную систему ассоциативных взаимодействий с другими медиасобытиями.

Отбор событий для освещения в СМИ становится глобальной проблемой. В.В. Хорольский [8] выделяет 6 групп мотивов, от так называемых суперсенсаций (1), многие из которых не зависят от человека (катастрофы и т. п.), до спекуляций на тему паранормальных явлений (6). Промежуточные позиции занимают политические темы (2), события, порожденные обыденной жизнью (3), криминальные новости (4), личная жизнь (5). Медиасобытия, принадлежащие к разным группам, имеют тенденцию смешиваться, обнаруживать самые парадоксальные ассоциативные связи. Можно сказать, что вся визуальная среда современной коммуникации, в той или иной мере основана на принципе монтажа. Этот принцип отражает ассоциативный принцип мышления, на котором строится гипертекстуальное пространство Интернета. М.Ю. Кузьмина предлагает рассматривать монтаж как способ конструирования объекта (в интересующем нас случае — медиасобытия) из элементов с разной пространственной, временной, иконографической, стилистической природой [6].

На принципе монтажа основаны все визуально-вербальные формы современной интернет-коммуникации, включающие в себя интернет-карикатуры, интернет-комиксы, мемы (эдвайсы), мотиваторы, демотиваторы и т. д. Эти объекты, ставшие важным средством интернет-коммуникации и обладающие высоким прагматическим потенциалом, начинают активно изучаться лингвистами [2; 3; 4; 7; 9]. Они появляются как результат оперативной реакции резидентов интернет-пространства на медиасобытия, варьируются по регистру, образности, целостности. Перенасыщенность интернет-пространства такими объектами — явление, отражающее серьезные изменения на онтологическом уровне, результат гипертрофии визуальной продукции конца XX века,

Креолизованные объекты интернет-пространства можно определить как изобразительные / поликодовые / вербалъно-визуалъные / семиотически осложненные тексты, где сообщение закодировано семиотически разнородными средствами — вербальным и невербальным компонентами [1]. Креолизованные тексты интернет-пространства имеют ряд преимуществ по сравнению с карикатурами и комиксами традиционных печатных СМИ. Это, во-первых, демократичность их создания: для того чтобы создать интернет-комикс, не обязательно быть профессиональным художником, достаточно воспользоваться специальным сайтом, предлагающим пустые мемы-«болванки», в которые можно залить подходящее содержание. Во-вторых, дополнительные творческие возможности, доступные в интернет-пространстве: использование фотографий, видео- и аудиофайлов, элементарной анимации и т. д. В-третьих, простота распространения в блогах, социальных сетях, комментариях к статьям интернет-газет. Такая способность к тиражированию имеет и вполне явные недостатки: изобразительный текст постепенно теряет авторство (если только картинка не снабжена сигнатурой с «копирайтом») и фиксированность в виртуальном хронотопе — после нескольких тысяч повторений практически невозможно отследить, когда и на каком сайте данный объект впервые появился в сети.

На материале креолизованных текстов интернета продемонстрируем способность всемирной паутины формировать картину мира, переплетая медиасобытия, которые, на первый взгляд, никак не связаны. 15 февраля 2013 года над Челябинском взорвался метеорит: пострадали тысячи человек, поврежден местный завод. Как писали на сайте Новости.ру, «судя по шуму, челябинский метеорит упал прямо на социальные сети»: видеозаписи, сделанные очевидцами «на телефон», оказались в Интернете практически мгновенно; различные версии событий, от взрыва самолета-разведчика до крушения летающей тарелки и испытания секретного оружия, выдвигались в сетях задолго до того, как МЧС опубликовало реальную причину катастрофы. Таким образом, «челябинский метеорит» стал событием и медиасобытием едва ли не одновременно. И как медиасобытие был немедленно подвергнут категоризации и встроен в формируемую Интернетом картину мира. Самое заметное медиасобытие, с которым хронологически совпал прилет метеорита и которое получило такое же освещение в медиа, — обнаружение ДНК лошади в мясных продуктах, продающихся в супермаркетах Евросоюза. Два таких, казалось бы, разных события освещались западными СМИ на одном уровне и оказались связаны друг с другом по принципу одновременности. Эту связь мы можем наблюдать в креолизованном творчестве европейского сегмента Интернета. К примеру, на одной немецкоязычной карикатуре изображен некий завтракающий усредненный обыватель, провожающий взглядом пролетающий за окном метеорит; на столе перед человеком лежит газета с двумя крупными заголовками: "Pferdefleisch in Lasagne" («Конина в лазанье») и "Meteorit rast an Erde vorbei" («Метеорит пролетел мимо Земли»). Реплика: "Würde mich nicht wundern, wenn das ein Pferdeapfel wäre..." («Не удивлюсь, если это «лошадиное яблоко»). Метеорит здесь сравнивается с лошадиным пометом по принципу сходства формы. На других карикатурах метеоритный дождь изображается в виде падающих горящих лошадей. В качестве примера можно привести «сопоставительную карикатуру» из двух картинок: на левом кадре над картой

России пролетает метеор, а над картой Европы на правом кадре — "meateor" (meat — мясо) в виде лошади.

В русскоязычном сегменте интернета «челябинский метеорит» не совсем органично, но встроился в политический событийный контекст. Традиционно затмения/кометы/метеоритные дожди воспринимались как предвестие скорой кары непосредственно с небес — предупреждение о том, что безграничное терпение Творца подходит к концу. Логично, что оппозиционно настроенный сектор рунета не мог упустить возможность использовать такое яркое медиасобытие, чтобы актуализировать свой собственный медиаконтент — несколько затянувшиеся медиаистории «панк-молебен» и «суд над Навальным». «Оппозиционные» демотиваторы представляют падение метеорита как небесную кару, которая не попала в цель и несколько запоздала: метеорит должен был попасть в Кремль, но попал в далекий от актуальной политики Челябинск. На типичном в этом смысле демотиваторе на фон выполненной с помощью компьютерной графики картинки, изображающей несущийся к Земле метеор, помещено лицо одной из участниц скандального «панк-молебна» с подписью «Богородица, промахнулась» или «Прерванная молитва — неточный результат». На другом образце интернет-творчества, на этот раз в жанре карикатуры, представлен грозящий с небес палец — его метафорическая связь с метеоритом выражена в общей динамике его направления, которое отдаленно напоминает траекторию падения небесного тела, запечатленную на знаменитой записи с видеорегистратора автомобиля. «Глас с небес», сопровождающий изображение указующего перста, выдвигает не только политические требования — освободить небезызвестную панк-группу и перестать поддерживать президента Сирии ("Release Pussy Riot! Stop supporting Bashar Al-Assad! "), — но и призывает россиян бросить пить ("And lay off the vodka!"). К сожалению, анонимность Интернета не позволяет определить, в какой лингвокультуре — англоязычной или русскоязычной — появилась эта карикатура. В области демотиваторов к челябинскому метеориту «пристраивается» другое медиасобытие — скандал с Навальным: на визуальной

части демотиватора изображен человек в погонах, явно выступающий перед камерой. Подпись: «В связи с событиями в Челябинске Навальному будут предъявлены новые обвинения». Осуществлена попытка представить Навального как всероссийского козла отпущения.

В других случаях в гипертекстовом пространстве Интернета концептосфера политики наслаивается на концептосферу кинематографа. Так, в одном случае «космическое возмездие» ассоциативно связывается с сюжетом культовой киносаги «Звездные войны», где фигурировало оружие страшной разрушительной силы, способное уничтожать планеты, — «звезда смерти». Визуальная часть представлена кадром из фильма, на котором изображены председатели некоего «галактического сената»: председатель приносит свои извинения жителям Челябинска за то, что метеоритный дождь, предназначавшийся Кремлю, прошел на их территории.

К политической сфере примыкает экономическая. Последние несколько лет в СМИ регулярно актуализируется сюжет о непомерных растратах на спортивные проекты к Олимпиаде 2014 года. Мы уже отмечали ассоциативную иронию подобного рода в отношении медиасобытий «Олимпиада в Сочи» и «конец света 21.12.12.»: навязчивая медийность обоих событий не могла остаться незамеченной пользователями рунета [5]. В демотиваторах эпизод разрушения цементного завода взрывной волной закономерно связывается со списыванием средств на строительство олимпийских объектов: на фоне кадра падения метеорита, сделанного из окна квартиры, помещена надпись «Волна от упавшего в Челябинске метеорита докатилась и до Сочи. Разрушено 9 стадионов и 1500 км автотрассы. Из бюджета выделено 500 млрд. долларов на восстановление». Сам метеорит замещен ехидно ухмыляющимся мемом. Финансовый аспект оказывается затронут и на сайте "Forex Trading Portal", где опубликована карикатура, на которой персонифицированный в виде антропоморфной ценной бумаги Челябинский цинковый завод падает, пораженный астероидом в самое сердце. Парный демотиватор на эту же тему демонстрирует ассоциативную связь

с кинематографом — на этот раз, советским: первый сегмент представляет собой кадр из фильма «Операции Ы», на котором заведующий складом нанимает знаменитую троицу преступников со словами «От ревизии нас может спасти только...», однако подпись гласит, что это директор челябинского лакокрасочного завода накануне падения метеорита. На следующем, правом, кадре — облетевший все новостные передачи вид разрушенной стены завода.

Другое медиасобытие, хронологически совпавшее с «челябинским метеоритом», — принятие Жераром Депардье российского гражданства: растиражированная СМИ фотография, на которой улыбающийся актер в рубахе с характерной красной вышивкой сжимает в руках паспорт и валенки, снабжена подписью «Кому не нравится, что я в России, пусть кинет в меня камень». Смысловая связь с событиями в Челябинске осуществляется логической цепочкой «метеорит есть камень ^ метеорит есть сумма общего народного недовольства той фарсовостью, с которой было обставлено вручение актеру российского паспорта».

Англоязычная карикатура также связывает падение метеорита с международным медиасобытием, более актуальным для западного пользователя — агрессивной политикой Северной Кореи. На заднем плане изображены трое стереотипных русских — на их национальную принадлежность указывают шапки-ушанки, а на принадлежность к властям — дипломат в руке одного из них. Они наблюдают, как в прорубь, пробитую обломком метеорита, ныряет «бомбочкой» председатель Ким Чен Ын: на случай, если реципиент не опознает его тучную фигуру и специфическую прическу, на плавках председателя имеется соответствующая надпись. Угроза из космоса связывается с ядерной угрозой.

Таким образом, громкое медиасобытие, становясь объектом интернет-творчества, порождает всплеск ассоциаций, обнаруживая неожиданные связи с другим медиаконтентом, актуальным или находящимся на стадии затухания. Так, рассмотренное в данной статье медиасобытие «челябинский метеорит» втянуло в свое силовое поле не только актуальные медиатопики вроде

«скандала с кониной», но и различные затянувшиеся процессы российской

внутренней политики.

Список литературы:

1. Большиянова Л.С. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: Содержание и структура: автореферат. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. — Л., 1986. — 15 с.

2. Бугаева И.В. Демотиваторы как новый жанр в интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика // Internet library of Serbian Culture / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rastko.rs/filologija/stil/2011/10Bugaeva.pdf (дата обращения: 19.10.2012).

3. Голиков А.С., Калашникова А.А. Демотиваторы в интернет-коммуникации: генезис, смыслы, типология // Методология, теория и практика социологического анализа современного общества: сборник научных работ. — Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2010. — Вып. 16. — С. 124—130.

4. Донай Л., Бараньска М. Меметика и политология. Избранные проблемы // PolitBook. 2013. — № 2. — С. 117—131.

5. Каменева В.А., Рабкина Н.В. Функциональный и прагматический потенциал демотиваторов как визуально-вербальной формы современной интернет-коммуникации // Политическая лингвистика. — 2013. —№ 1. — С. 144—151.

6. Кузьмина М.Ю. Развитие в искусстве приемов монтажа как способа актуализации культуры в информационном обществе // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2012. — № 2. — С. 135—139.

7. Нежура Е.А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и международная коммуникация. — № 12 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://tl-ic. kursksu. ru/index.php?page=6&new=12 (дата обращения: 9.01.2013).

8. Хорольский В. В. Коммуникативистика и теория журналистики в контексте медийной глобализации: методологические загадки // Вестник ВолГУ. — Серия 8: Литературоведение. Журналистика, 2009. — № 8. — С. 78—89.

9. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. — Екатеринбург, 2012. — № 3. — С. 161—173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.