Научная статья на тему 'Принцип многовекторности во внешней политике Республики Беларусь на примере белорусско-китайского сотрудничества'

Принцип многовекторности во внешней политике Республики Беларусь на примере белорусско-китайского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
778
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / МНОГОВЕКТОРНОСТЬ / СВЯЗАННЫЕ КРЕДИТЫ / PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / THE REPUBLIC OF BELARUSIAN MULTI-VECTOR NATURE / TIED CREDITS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чебанова Э. Ю.

В статье рассматривается понятие многовекторности во внешней политике Республики Беларусь на примере белорусско-китайских отношений. Анализируются и оцениваются программы сотрудничества в гуманитарной, финансово-кредитной и экономической сферах. Делается вывод об эффективности двусторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF MULTI-VECTOR NATURE IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUSIAN IN THE CONTEXT OF BELARUSIAN-CHINESE RELATIONS

This article considers the notion of multi-vector nature in the foreign policy of The Republic of Belarusian in the context of Belarusian-Chinese relations. Cooperation programs in humanitarian, financial and credit and economic spheres are analyzed and assessed. The conclusion about effectiveness of bilateral relations is done.

Текст научной работы на тему «Принцип многовекторности во внешней политике Республики Беларусь на примере белорусско-китайского сотрудничества»

PUBLIC EXAMINATION: THEORETICAL ASPECTS

Abstract

Examination is a research of questions which require special knowledge and skills. Public examination is a model of public participation in development ofpublic policy. The necessity of development ofpublic examination (peer review) is recognized at the highest level.

Keywords: expertise, public examination, politics, the state.

В демократическом обществе существует прямая зависимость между законодательством и общественным мнением. Конституция РФ предусматривает необходимость обеспечения законного права граждан на участие в управлении делами государства. Такое участие может иметь различные формы и осуществляться различными способами. Один из них - формирование общественной экспертизы.

В современном российском законодательстве представлены несколько моделей общественного участия в формировании государственной политики, однако практика показывает, что их эффективность недостаточно высока.

Общественную экспертизу можно рассматривать как форму реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства через организацию общественного обсуждения и через выработку предложений по совершенствованию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления. [1]

Под экспертизой в целом принято понимать требующее специальных знаний и умений исследование какого-либо вопроса, проблемы, процесса или явления с представлением обоснованного мотивированного заключения, содержащего рекомендации по устранению выявленных проблем.

Общественная экспертиза рассматривается как одна из форм реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства.

Основная цель проведения общественной экспертизы - учет и защита интересов граждан при принятии и реализации властных решений. Для реализации этой цели является обязательным присутствие в числе экспертов представителей реально действующих на данной территории некоммерческих организаций, отражающих интересы конкретных групп и категорий граждан.

Основной смысл проведения общественной экспертизы - поиск вариантов решений социально значимых проблем, оптимизация этих решений, оценка реакции различных социальных групп на возможные варианты решений, прогнозирование и планирование социальной или управленческой деятельности.

Основная задача общественной экспертной деятельности - воспрепятствование принятию некомпетентных управленческих решений в любой области или неадекватному исполнению принятых решений.

Одним из видов общественной экспертизы является экспертиза законопроектов. Данная экспертиза включает такие конкретные задачи, как: [2] 1.установление соответствия законопроектов социально-экономической политике и интересам общества; 2.выявление положений и статей законопроектов, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценка возможных масштабов таких последствий; З.оценка законопроектов на предмет соответствия конституционным нормам; 4.оценка уровня реализованности прав и законных интересов граждан в результате действия того или иного нормативного правового акта, бизнес -проекта или общественной инициативы, выработка прогнозы таких изменений в случае принятия проекта данного акта, бизнес-проекта или общественной инициативы; 5. оценка изменений уровня реализованности права граждан на участие в управлении государством; б.оценка коррупционной опасности нормативных актов и проектов актов; 7.повышение возможностей учета законодательством жизненных интересов различных групп граждан; 8.повышение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; 9.совершенствование партнерства органов государственной власти, граждан и их объединений в интересах социально-экономического развития города и региона.

Под принципами экспертной деятельности следует понимать общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны этой деятельности, содержание всех видов экспертизы, правовое положение участников экспертной деятельности.

Если говорить о свойствах общественной экспертизы, важно отметить такие из них: общественная экспертиза нацелена на предупреждение конфликтных ситуаций и минимизацию негативных последствий от ошибок, которые могут возникнуть при принятии решений; дает комплексную, системную оценку гуманитарного эффекта от изучаемого действия; является базовым звеном в процессе "экспертиза - переговоры - контроль", характеризующем взаимодействие гражданских организаций с органами власти и другие. [1]

Значение общественной экспертизы заключается в том, что именно она может стать социальным институтом, учитывающим и выражающим консолидированное мнение организованных гражданских структур по актуальным вопросам государственной и социально-экономической политики: приоритетам законотворческой деятельности, федеральным программам и механизмам реализации; вопросам проведения социальных реформ и возможности включения потенциала гражданских инициатив.

Литература

1. Общественная экспертиза // Методическое пособие для активистов общественных объединений и некоммерческих организаций. Самара, 2013.

2. Попов А.Н., Хананашвили Н.Л. Общественная экспертиза: принципы организации и условия эффективности // Научнопрактическое пособие. Москва, 2010.

References

1. Obshchestvennaya ekspertiza // Metodicheskoye posobiye dlya aktivistov obshchestvennykh ob''yedineniy i nekommercheskikh organizatsiy. Samara, 2013.

2. Popov A.N., Khananashvili N.L. Obshchestvennaya ekspertiza: printsipy organizatsii i usloviya effektivnosti // Nauchno-prakticheskoye posobiye. Moskva, 2010.

Чебанова Э.Ю.

Магистрант, Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики»

ПРИНЦИП МНОГОВЕКТОРНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРИМЕРЕ

БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается понятие многовекторности во внешней политике Республики Беларусь на примере белорусскокитайских отношений. Анализируются и оцениваются программы сотрудничества в гуманитарной, финансово-кредитной и экономической сферах. Делается вывод об эффективности двусторонних отношений.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, Республика Беларусь, многовекторность, связанные кредиты

Chebanova E. Yu.

Master’s student, National Research University «Higher School of Economics»

THE PRINCIPLE OF MULTI-VECTOR NATURE IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUSIAN IN

THE CONTEXT OF BELARUSIAN-CHINESE RELATIONS

67

Abstract

This article considers the notion of multi-vector nature in the foreign policy of The Republic of Belarusian in the context of Belarusian-Chinese relations. Cooperation programs in humanitarian, financial and credit and economic spheres are analyzed and assessed. The conclusion about effectiveness of bilateral relations is done.

Keywords: the People's Republic of China, the Republic of Belarusian multi-vector nature, tied credits

Внешняя политика любого государства - явление почти всегда интересное и многоаспектное. Внешняя политика - это общий курс страны в международных делах, направленный на реализацию национальных интересов. Республика Беларусь служит классическим примером лимитрофа, который располагается между двумя полюсами мировой политики - Российской Федерацией и Европейским Союзом. Будучи страной, не обеспеченной большими запасами природных ресурсов (подобно России) и не обладающей относительно устойчивой экономикой (подобно ЕС), республика вынуждена лавировать между ними. Выходом из подобного «капкана» могло стать нахождение дополнительных союзников на международной арене.

Принцип многовекторной сбалансированной политики в качестве основы внешнеполитического курса стал декларироваться с избранием Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в 1994 г. Во всех выступлениях Президента Беларуси с момента его избрания подчеркивается приверженность политике многовекторности. В понимании Президента, многовекторность - стратегия «равной приближенности» к Востоку и Западу, дающая шанс эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный и индустриальный потенциал. Несмотря на провозглашение подобного курса, среди приоритетных направлений всегда значились отношения со странами СНГ, что объясняется, помимо общей истории, еще и не разрушенными взаимовыгодными экономическими связями. Следующее звено составляли европейские государства, которые, в свою очередь, разделялись на четыре уровня приоритетности. Большое значение придавалось отношениям с такими странами, как США, КНР и Индия [5].

Активизация отношений с Китаем по времени совпадает с ухудшением белорусско-европейских отношений, когда ЕС постепенно вводил санкции в отношении белорусского руководства и высшего эшелона власти. Желание оставить поле для маневра заставило Президента республики обратиться к Китаю как к запасному спасательному кругу, который, помимо всего прочего, благодаря огромным объемам экономики мог поддержать находящуюся уже тогда в перманентном системном кризисе белорусскую экономику.

При поверхностном взгляде на белорусско-китайские отношения может сложиться впечатление полной идиллии. Дипломатические отношения Беларуси и Китая были установлены в январе 1992 г. В течение следующих двух лет страны обменялись посольствами. Гуманитарное сотрудничество стран развивается активными темпами, о чем свидетельствует не только большое количество договоров на бумаге (их более 120), но и уже реализованных и запланированных программы сотрудничества. К ним относятся: программы обмена студентами; основание знаменитого института им. Конфуция, занимающегося

популяризацией Китая и Китайского языка в мире; выполнение совместных научно-технических проектов, открытие общих научных лабораторий при университетах обеих стран; проведение дней белорусской и китайской культуры в Китае и Беларуси соответственно.

Сотрудничество государств на международной арене заслуживает отдельного внимания, поскольку КНР и РБ имеют идентичные подходы к вопросам международной безопасности, выступают против гегемонии отдельных стран, за многополюсность международных отношений и одинаково голосуют в Совбезе ООН (заседания, посвященные сирийскому конфликту). КНР оказала поддержку в ООН при рассмотрении вопросов о снижении взносов Республики Беларусь в эту организацию и об оказании международным сообществом помощи Беларуси в смягчении последствий аварии на Чернобыльской атомной станции. Помимо этого, Минск выражал поддержку Пекину, резко критикуемому Западом за жесткое подавление беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе летом 2009 г.

Своего рода вехой в белорусско-китайских отношениях стал 2013 г., когда во время официального визита Президента РБ в КНР в июле была подписана Совместная декларация об установлении всестороннего стратегического партнерства [3]. Этот документ уровнял позиции Беларуси с такими странами, как Россия (Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 г.), Украина (2011 г.), Польша (2011 г.).

О динамике развития белорусско-китайской торговли можно судить по тому факту, что в целом товарооборот возрос в 100 раз. Если в 1992 г. он составлял 43 млн. долл., то в 2013 г. уже около 3,5 млрд. долл. В 1995 г. состоялся первый визит А.Г. Лукашенко в Китай. После этого Президент посетил КНР еще шесть раз (1997, 2001, 2005, 2008, 2010 и 2013 гг.) [6, с. 2]. Реализовано и планируется внушительное количество проектов, среди которых: учреждение совместного предприятия китайским холдингом «Midea» с белорусской компанией «Горизонт»; создание оператора мобильной связи «Бест»; модернизации цементной отрасли Беларуси; реализация проектов по строительству Березовской и Лукомльской ГРЭС; модернизация минских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5. В декабре 2009 г. китайским Эксимбанком была открыта кредитная линия для Беларуси в размере 5,7 млрд. долл.

Одним из самых амбициозных из существующих белорусско-китайских проектов по праву считается Китайско-Белорусский Индустриальный Парк (КБИП). В июне 2012 г. Президентом республики был подписан указ о его создании, а начало строительства началось летом 2014 г. Он будет располагаться на территории Смолевичского района Минской области вблизи Национального аэропорта Минск, площадь технопарка составит 8048 гектаров (это сопоставимо с площадью одного из 6 областных центров страны). Разрабатывается особый правовой режим с облегченным налогообложением - 9% с физических лиц. Кроме того, в первые десять лет зарегистрированные там компании будут освобождены от налогов, вторые десять - будут платить 50%. Китайская доля в совместном предприятии составляет 60%, белорусская - 40 % [4]. На этот проект возлагают надежды обе стороны, но особенно притягательным он становится для Беларуси, которая пытается посчитать будущие иностранные инвестиции и озвучивает цифры в 50 млрд. долл. Китай уже имеет аналогичный опыт создания подобных парков - Китайско-сингапурский парк в Сучжоу аналогичных размеров. Примечательно, что вначале этого проекта существовали серьезные проблемы из-за несогласования позиций сторон, однако после снятия разногласий проект стал успешным, и объемы инвестиций в него исчисляются десятками миллиардов долларов.

По итогам 2014 г. (январь-ноябрь) Китай занял пятое место в числе торговых партнеров Беларуси, пустив вперед Россию, Украину, Германию и Соединенное Королевство. Общий объем торговли с Китаем составил 2 840 млн. долл., что составляет 4,1% от всей торговли [1].

А.Г. Лукашенко, сделавший ставку на отношения с Китаем как олицетворение успешности выбранного курса многовекторности, не учел несколько важных моментов. Главным из них является то, что, несмотря на схожесть политических моделей стран, Китай не готов на безвозмездной основе, даже при условии предоставления Беларуси статуса стратегического партнера, направлять туда миллиарды долларов. КНР проявляет сдержанность в отношении уже запущенных программ. Строительство Индустриального парка затягивается из-за отсутствия у белорусской стороны средств для финансирования собственной доли. Китай же в режиме ожидания прихода серьезных инвесторов. Созданная мобильная связь «Бест» также столкнулась с рядом сложностей и была продана турецкой компании. На ТЭЦ, модернизированной с помощью китайской техники, произошла авария, причины которой так и не были донесены до общественности. В целом, вся помощь, оказываемая Китаем Беларуси, осуществляется в рамках связанных кредитов, подразумевающих приобретение на выделенные деньги китайского оборудования, технологий, использование китайской рабочей силы.

68

Пока надеждам Беларуси на благотворительную помощь со стороны «большого брата» не суждено сбыться. Как говорил Мао Цзэдун: «Всякий, кто стремится поживиться на чужой счет, обязательно кончает плохо». Из торгового оборота с Китаем, достигающего почти 3 млрд. долл., экспорт белорусской продукции составляет лишь 1/5 часть. В последние годы торговое сальдо с Китаем стабильно отрицательное, и оно составляет больше половины белорусского внешнеторгового дефицита. Закономерным сценарием развития отношений с Китаем может стать либо обоюдное угасание интереса к сотрудничеству и осознание бесперспективности игры «в одни ворота», либо поворот белорусской стороны к прагматизму и, как минимум, отказ от «связанных кредитов», которые выгодны лишь одной из сторон.

Литература

1. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-ноябрь 2014 года [Электронный ресурс] // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. - URL: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2014/nov_2014

2. Карамзин Д. Белоруссия - Китай: линии экономического сотрудничества [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры. - URL: http://www.fondsk.ru/news/2012/09/29/belorussia-china-linii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva.html (дата обращения: 27.01.2015).

3. Совместная декларация Китайской Народной Республики и Республики Беларусь об установлении всестороннего

стратегического партнерства [Электронный ресурс] // RUSSIAN.NEWS.CN. - URL: http://russian.news.cn/china/2013-

07/16/c_132546879.htm (дата обращения: 29.01.2015).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2012 г. № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке»

[Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - URL:

http://www.president.gov.by/press10004.html (дата обращения: 24.01.2015).

5. Улахович В.Е. Формирование основ внешней политики Республики Беларусь (1991-2005). - Мн., 2009. - С. 45-47.

6. Шрайбман А. Белорусско-китайские проблемы: ожидания, проблемы, перспективы. - Минск, 2014. - 12 с.

References

1. Itogi vneshnej torgovli Respubliki Belarus' za janvar'-nojabr' 2014 goda [Jelektronnyj resurs] // Gosudarstvennyj tamozhennyj komitet Respubliki Belarus'. - URL: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2014/nov_2014

2. Karamzin D. Belorussija - Kitaj: linii jekonomicheskogo sotrudnichestva [Jelektronnyj resurs] // Fond strategicheskoj kul'tury. -URL: http://www.fondsk.ru/news/2012/09/29/belorussia-china-linii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva.html (data obrashhenija: 27.01.2015).

3. Sovmestnaja deklaracija Kitajskoj Narodnoj Respubliki i Respubliki Belarus' ob ustanovlenii vsestoronnego strategicheskogo partnerstva [Jelektronnyj resurs] // RUSSIAN.NEWS.CN. - URL: http://russian.news.cn/china/2013-07/16/c_132546879.htm (data obrashhenija: 29.01.2015).

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 5 ijunja 2012 g. № 253 «O Kitajsko-Belorusskom industrial'nom parke» [Jelektronnyj

resurs] // Oficial'nyj Internet-portal Prezidenta Respubliki Belarus'. - URL: http://www.president.gov.by/press10004.html (data

obrashhenija: 24.01.2015).

5. Ulahovich V.E. Formirovanie osnov vneshnej politiki Respubliki Belarus' (1991-2005). - Mn., 2009. - S. 45-47.

6. Shrajbman A. Belorussko-kitajskie problemy: ozhidanija, problemy, perspektivy. - Minsk, 2014. - 12 s.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES Писаревская Н.С.

Московский государственный институт культуры ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОСНОВА МИРОВОСПРИЯТИЯ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье проанализирована трансформация человека и его мировосприятия, основанная на процессе потребления. Определены предпосылки становления в XX веке массового человека как субъекта массового общества.

Ключевые слова: масса, массовый человек, массовый потребитель.

Pisarevskaia N.S.

Moscow state Institute of culture

CONSUMPTION AS A BASIS FOR THE PERCEPTION OF MASS MAN

Abstract

The article analyzes the transformation of man and his world view, based on the process of consumption.The prerequisites of the formation in the twentieth century the mass of man as the subject of mass society.

Keywords: mass, mass man, the mass consumer.

На протяжении XX века демократические преобразования постепенно распространялись по всему миру. При этом демократия всегда воспринималась как форма правления, возникающая вследствие достижения всеобщего равенства посредством трансформации политической и социальной структуры. В результате этих преобразований широкие массы получили возможность влиять на все аспекты социальной жизни, что, в свою очередь, стало благотворной почвой для зарождения и становления «массового человека», а также привело к увеличению значимости материальных ценностей и объединению людей в группы и идентификации по принципу материального благополучия. Как следствие, человеку становится необходим некий культурный продукт, отвечающий потребностям в самореализации. Этот продукт предоставила зарождающаяся массовая культура, в которой культивировались основы потребительства.

XX век и его достижения с одной стороны породили стандартного человека массы и предоставили ему возможность самовыражения и самоутверждения во всех сферах жизни - духовной, культурной, политической, а с другой стороны - позволили ему выдавать свои исключающие духовную составляющую жизни и культивирующие материальную ее сторону стандарты и стереотипы за уникальность и индивидуальность

Так, демократия с одной стороны является властью народа, либо властью лиц, которым делегируются полномочия управления государством и социумом. С другой же стороны именно демократия ведет к сознательному отчуждению людей от участия в социальных процессах и фрустрации, заключающейся в отсутствии у людей желаемых объектов. Вследствие этого современное общество основано преимущественно на усредненности мировосприятия «атомизированного индивида», который, руководствуясь идеалами, провозглашаемыми массовой культурой, стремится подчинить все сферы социальной жизни потреблению.

К концу ХХ века коммерциализация распространилась на все сферы жизни общества, социальным индикатором стал способ накопления и приобретения тех или иных благ. «К этому облегчению жизни и к экономической обеспеченности присоединяются физические блага, комфорт, общественный порядок, - писал в ХХ веке Х.Ортега-и-Гассет, - Жизнь катится, как по рельсам...» (3, С. 54). У «заурядного человека» нет никаких обязательств и запретов, зато появляется огромное количество потребностей.

Массовый потребитель - необходимое условие развития индустриального общества и, как показывает история, условие развития современного общества, переходящего в постиндустриальную эру. Стремительный рост промышленности, коммерциализация, распространившаяся на все сферы жизни общества, и переход на рыночные отношения позволяют изменять положение человека в обществе посредством накопления и приобретения тех или иных благ. Ж. Бодрийяр говорил о том, что

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.