Научная статья на тему 'Потребление как основа мировосприятия массового человека'

Потребление как основа мировосприятия массового человека Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССА / МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК / МАССОВЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / MASS / MASS MAN / THE MASS CONSUMER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Писаревская Н. С.

В статье проанализирована трансформация человека и его мировосприятия, основанная на процессе потребления. Определены предпосылки становления в XX веке массового человека как субъекта массового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMPTION AS A BASIS FOR THE PERCEPTION OF MASS MAN

The article analyzes the transformation of man and his world view, based on the process of consumption.The prerequisites of the formation in the twentieth century the mass of man as the subject of mass society.

Текст научной работы на тему «Потребление как основа мировосприятия массового человека»

Пока надеждам Беларуси на благотворительную помощь со стороны «большого брата» не суждено сбыться. Как говорил Мао Цзэдун: «Всякий, кто стремится поживиться на чужой счет, обязательно кончает плохо». Из торгового оборота с Китаем, достигающего почти 3 млрд. долл., экспорт белорусской продукции составляет лишь 1/5 часть. В последние годы торговое сальдо с Китаем стабильно отрицательное, и оно составляет больше половины белорусского внешнеторгового дефицита. Закономерным сценарием развития отношений с Китаем может стать либо обоюдное угасание интереса к сотрудничеству и осознание бесперспективности игры «в одни ворота», либо поворот белорусской стороны к прагматизму и, как минимум, отказ от «связанных кредитов», которые выгодны лишь одной из сторон.

Литература

1. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-ноябрь 2014 года [Электронный ресурс] // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. - URL: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2014/nov_2014

2. Карамзин Д. Белоруссия - Китай: линии экономического сотрудничества [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры. - URL: http://www.fondsk.ru/news/2012/09/29/belorussia-china-linii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva.html (дата обращения: 27.01.2015).

3. Совместная декларация Китайской Народной Республики и Республики Беларусь об установлении всестороннего

стратегического партнерства [Электронный ресурс] // RUSSIAN.NEWS.CN. - URL: http://russian.news.cn/china/2013-

07/16/c_132546879.htm (дата обращения: 29.01.2015).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2012 г. № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке»

[Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - URL:

http://www.president.gov.by/press10004.html (дата обращения: 24.01.2015).

5. Улахович В.Е. Формирование основ внешней политики Республики Беларусь (1991-2005). - Мн., 2009. - С. 45-47.

6. Шрайбман А. Белорусско-китайские проблемы: ожидания, проблемы, перспективы. - Минск, 2014. - 12 с.

References

1. Itogi vneshnej torgovli Respubliki Belarus' za janvar'-nojabr' 2014 goda [Jelektronnyj resurs] // Gosudarstvennyj tamozhennyj komitet Respubliki Belarus'. - URL: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2014/nov_2014

2. Karamzin D. Belorussija - Kitaj: linii jekonomicheskogo sotrudnichestva [Jelektronnyj resurs] // Fond strategicheskoj kul'tury. -URL: http://www.fondsk.ru/news/2012/09/29/belorussia-china-linii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva.html (data obrashhenija: 27.01.2015).

3. Sovmestnaja deklaracija Kitajskoj Narodnoj Respubliki i Respubliki Belarus' ob ustanovlenii vsestoronnego strategicheskogo partnerstva [Jelektronnyj resurs] // RUSSIAN.NEWS.CN. - URL: http://russian.news.cn/china/2013-07/16/c_132546879.htm (data obrashhenija: 29.01.2015).

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 5 ijunja 2012 g. № 253 «O Kitajsko-Belorusskom industrial'nom parke» [Jelektronnyj

resurs] // Oficial'nyj Internet-portal Prezidenta Respubliki Belarus'. - URL: http://www.president.gov.by/press10004.html (data

obrashhenija: 24.01.2015).

5. Ulahovich V.E. Formirovanie osnov vneshnej politiki Respubliki Belarus' (1991-2005). - Mn., 2009. - S. 45-47.

6. Shrajbman A. Belorussko-kitajskie problemy: ozhidanija, problemy, perspektivy. - Minsk, 2014. - 12 s.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES Писаревская Н.С.

Московский государственный институт культуры ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОСНОВА МИРОВОСПРИЯТИЯ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье проанализирована трансформация человека и его мировосприятия, основанная на процессе потребления. Определены предпосылки становления в XX веке массового человека как субъекта массового общества.

Ключевые слова: масса, массовый человек, массовый потребитель.

Pisarevskaia N.S.

Moscow state Institute of culture

CONSUMPTION AS A BASIS FOR THE PERCEPTION OF MASS MAN

Abstract

The article analyzes the transformation of man and his world view, based on the process of consumption.The prerequisites of the formation in the twentieth century the mass of man as the subject of mass society.

Keywords: mass, mass man, the mass consumer.

На протяжении XX века демократические преобразования постепенно распространялись по всему миру. При этом демократия всегда воспринималась как форма правления, возникающая вследствие достижения всеобщего равенства посредством трансформации политической и социальной структуры. В результате этих преобразований широкие массы получили возможность влиять на все аспекты социальной жизни, что, в свою очередь, стало благотворной почвой для зарождения и становления «массового человека», а также привело к увеличению значимости материальных ценностей и объединению людей в группы и идентификации по принципу материального благополучия. Как следствие, человеку становится необходим некий культурный продукт, отвечающий потребностям в самореализации. Этот продукт предоставила зарождающаяся массовая культура, в которой культивировались основы потребительства.

XX век и его достижения с одной стороны породили стандартного человека массы и предоставили ему возможность самовыражения и самоутверждения во всех сферах жизни - духовной, культурной, политической, а с другой стороны - позволили ему выдавать свои исключающие духовную составляющую жизни и культивирующие материальную ее сторону стандарты и стереотипы за уникальность и индивидуальность

Так, демократия с одной стороны является властью народа, либо властью лиц, которым делегируются полномочия управления государством и социумом. С другой же стороны именно демократия ведет к сознательному отчуждению людей от участия в социальных процессах и фрустрации, заключающейся в отсутствии у людей желаемых объектов. Вследствие этого современное общество основано преимущественно на усредненности мировосприятия «атомизированного индивида», который, руководствуясь идеалами, провозглашаемыми массовой культурой, стремится подчинить все сферы социальной жизни потреблению.

К концу ХХ века коммерциализация распространилась на все сферы жизни общества, социальным индикатором стал способ накопления и приобретения тех или иных благ. «К этому облегчению жизни и к экономической обеспеченности присоединяются физические блага, комфорт, общественный порядок, - писал в ХХ веке Х.Ортега-и-Гассет, - Жизнь катится, как по рельсам...» (3, С. 54). У «заурядного человека» нет никаких обязательств и запретов, зато появляется огромное количество потребностей.

Массовый потребитель - необходимое условие развития индустриального общества и, как показывает история, условие развития современного общества, переходящего в постиндустриальную эру. Стремительный рост промышленности, коммерциализация, распространившаяся на все сферы жизни общества, и переход на рыночные отношения позволяют изменять положение человека в обществе посредством накопления и приобретения тех или иных благ. Ж. Бодрийяр говорил о том, что

69

«...общий микроклимат жизни, благ, предметов, услуг, поведения и социальных отношений представляет собой законченную стадию в эволюции, которая начинается с простого изобилия товаров и через образование цепи объектов потребления доходит до всеобщего координирования действий и времени, до системы окружающей среды.» (1, С. 16). Так, именно процесс потребления оказывается основным регулятором социальной жизни.

В XX веке мир превращается в скопление потребителей, т.е. людей, для которых важен не столько тот или иной продукт, сколько сам процесс потребления. При этом «потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, что стало моим, не может у меня быть отобрано; но с другой стороны, это вынуждает меня приобретать все больше и больше, так как всякое приобретение вскоре перестает приносить удовлетворение» (4, С.49).

Общество переходит на рыночные отношения, что сопровождается тем, что появляются финансовые возможности и неограниченное количество товаров потребления. К.Маркс видел в потреблении и обладании отчуждение человека от эстетических и духовных чувств: «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т.е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д., - одним словом, когда мы его потребляем, - хотя сама же частная собственность все эти виды непосредственного осуществления владения в свою очередь рассматривает лишь как средство к жизни, а та жизнь, для которой они служат средством, есть жизнь частной собственности - труд и капитализирование» (5, С.98). С момента подчинения всего социального устройства неким экономическим функциям смещаются акценты в сознании людей с внутриличностных и межличностных проблем и рефлексий на обладание материальными благами.

Восприятие окружающего мира искажается, приобретая ярко выраженный экономический подтекст. Люди перестают отделять свои индивидуальность и уникальность от материального благополучия и как следствие приобретаемых ими товаров. А утрата личностной уникальности в контексте слияния с обществом на основе потребления ведет к тому, что индивиды сливаются в массу.

В итоге жизнь современного человека превращается в гонку за материальными благами, которые становятся главными критериями успешности. Чтобы создать и поддерживать иллюзию благополучия человек окружает себя дорогими вещами, выбирает себе модное хобби, стремится во всем соответствовать желаемому социальному статусу. Однако «именно благополучие нередко вызывает страшное отвращение к жизни, задевшее большие массы людей со всеми вытекающими отсюда последствиями -жаждой добровольного одичания, порывами бессмысленного насилия, различными проявлениями социальной истерии, которые уже примелькались и кажутся даже нормальными признаками современной культуры» (2, С.258).

Еще Х.Ортега-и-Гассет говорил о «тирании пошлости» в массовом обществе. А итогом «провозглашения пошлости» является абсурдное состояние духа, в котором пребывает масса: больше всего ее заботит собственное благополучие и меньше всего - его истоки, включая развитие способностей, в том числе творческих.

Однако у «среднего» человека возникает иллюзия сотворчества и субъектности, которую он обретает посредством идентификации себя как деятельной и уникальной личности, поскольку приобретая товары, он искренне считает, что это его выбор, забывая о том, что образ этого товара ему внушен. Подобное потребление в свою очередь обусловливает производство массового продукта.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М., 2006.

2. Лифшиц М. Собрание сочинений. - М., 1984. - Т.1.

3. Ортега-и-Г ассет Х. Восстание масс. - М., 2001.

4. Фромм Э. Иметь или быть. - М., 2012.

5. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Сочинения. - М., 1974. - Т.42.

References

1. Bodrijjar Zh. Obshhestvo potreblenija. - M., 2006.

2. Lifshic M. Sobranie sochinenij. - M., 1984. - T.1.

3. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass. - M., 2001.

4. Fromm Je. Imet' ili byt'. - M., 2012.

5. Karl Marks, Fridrih Jengel's. Sochinenija. - M., 1974. - T.42.

Хусаинов З.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики географического и экологического образования Казань, e-mail:zaudet@inbox.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Аннотация

История развития татарского народа уходит вглубь веков, охватывая целые периоды существования различных средневековых государств огромного Евразийского мира с богатой материальной и духовной культурой. Татарский народ в течение веков, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накопил природоохранные навыки и применял их в практической деятельности. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве. С давних времен народ был в своей основе земледельческим, технология его работ была направлена на разумную обработку земли, которая частично оставалась не восстановленной. Человек находился в полной зависимости от природных условий, и поэтому его сознание предполагало единение человека с природой, без чего как он понимал, невозможно было само существование человека. Фольклор народа раскрывает органическую связь человека и природы.

Ключевые слова: история, экология, культура, народ, татары.

Khusainov Z.A.

The Kazan (Privolzhsky) federal university, Казань, e-mail:zaudet@inbox.ru HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE TATAR PEOPLE

Abstract

History of the development of the Tatar people goes back centuries, covering the whole periods of the existence of various medieval States of the vast Eurasian world with the rich material and spiritual culture. Tatar people for centuries, summarizing their observation of natural phenomena, accumulated environmental skills and apply them in practice. Since ancient time people were in the basis tilling, the technology of its works was focused on reasonable processing of land, part of which was not restored. The man was fully dependent on natural conditions and therefore his consciousness assumed the unity of man with nature without which he knew it was impossible the very existence of man. Folklore of the people reveals the organic link between man and nature.

Keywords: history, ecology, culture, people, Tatars.

Татары прошли длительный путь этнического становления, и их этногенез до сих пор остается предметом дискуссий. Ранний период их этнической истории сравнительно мало освещен в письменных источниках, что затрудняет полноценное изучение

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.