Научная статья на тему 'Принцип христоцентричности - как основной принцип духовно-нравственного воспитания военнослужащих'

Принцип христоцентричности - как основной принцип духовно-нравственного воспитания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип христоцентричности - как основной принцип духовно-нравственного воспитания военнослужащих»

присутствует рефлексивный момент, во время которого учащиеся дают оценку результативности работы класса по достижению поставленных целей и собственной деятельности на уроке. Для этого учащимся предлагается анкета, в которой они по пятибалльной системе оценивают свою деятельность на уроке, начиная со степени интереса, который вызвала у них изучаемая тема, анализируют свои возможности для овладения материалом и свою реальную активность, а также уровень выполненной работы в соответствии с возможностями. На основе анализа данных анкет в конце четверти осуществляется итоговая рефлексия, преследующая цель коррекции школьниками своей учебной деятельности в новой четверти и закрепление достижений за истекший период. Такая деятельность способствует поэтапному формированию ценност-но-мотивационного компонента гносеологической ключевой компетенции.

Апробация данной технологии происходила в рамках учебного процесса в средней школе № 21 г. Раменское. Проведенный эксперимент подтвердил ее эффектив-

ность по формированию гносеологической ключевой образовательной компетенции у подростков, что дает основания для продолжения работы по данной технологии на старшей образовательной ступени.

Литература

1. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-8.htm.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: Логос, 2002.

3. «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации / Под ред. А.А. Леонтьева. Вып. 3. — М.: Баласс, 1999.

4. Леонтович А.В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся // Директор школы. — 2008. — № 7. - С. 69-74.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

ПРИНЦИП ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТИ -КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В.И. ПАШКОВ

В настоящее время осуществляется реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающее в сложных экономических и политических условиях, и роль духовного фактора неизмеримо возрастает. Успешное решение проблем духовного характера во многом зависит от духовно-нравственной атмосферы в воинском коллективе, настойчивой и целеустремленной деятельности офицеров-воспитателей по совершенствованию воспитательной работы с коллективом и индивидуально с каждым военнослужащим.

Методическим и последовательным осуществлением на практике воспитательной работы с учетом духовного фактора является обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Она должна быть движущейся, развивающейся, отражаться не только в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине.

Так, для достижения успехов в воспитании военнослужащих требуется соблюдение определенных правил, называемых в педагогике принципами. Принципы — это основополагающие идеи и ценностные основания воспитания человека, не столько отра-

жающие основные требования к организации педагогической деятельности, сколько указывающие на сущность, смысл и направление воспитательного процесса.

Принципы воспитания в православно-ориентированной педагогике изложены в творениях святых отцов, в работах православных богословов, религиозных философов, педагогов. Попытки свести их в закономерную последовательность предприняли профессор, протоиерей Глеб Каледа, игумен Георгий Шестун.

Основополагающие идеи и ценностные основания воспитания человека, указывающие на сущность, смысл и направления воспитательного процесса, составили систему принципов воспитательного процесса православной педагогики. Данную систему принципов в работе «Теоретическая педагогика» С.Ю. Дивногорцева изложила в следующей последовательности:

Ф христоцентричность;

Ф воцерковление;

Ф целенаправленное и иерархическое развитие личности;

Ф сообразность с природой воспитанника;

Ф опора на антропологическое представление о человеке как образе и подобии Божием;

Ф индивидуальный подход;

Ф приоритет воспитания над обучением;

Ф общественная направленность воспитания;

Ф согласованность педагогического влияния Церкви, семьи, школы;

Ф послушание1.

Основным принципом в православно-ориентированной педагогической концепции является принцип христоцентричности, или уподобления Иисусу Христу.

Согласно данному принципу, для современных военнослужащих полезна на практике христоцен-трическая основа воспитания, которая предполагает оказание помощи военнослужащему со стороны Церкви и командиров-воспитателей, а также не исключает возможности применения собственных усилий на пути достижения высшей цели воспитания — соединения человека с Богом через раскрытие образа Божия в нем путем духовного становления, возрастания, очищения от греха и стяжания добродетелей.

Центром жизни христианина является Христос. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5) — этими словами Он определил содержание христианской жизни, а также основной принцип православного воспитания.

Применяя данный принцип в воспитательном процессе военнослужащих, можно надеяться на осознание ими смысла жизни, приобретения ценностных человеческих качеств и на правильное понимание следующих основ духовной жизни:

1) раскрытие в человеке образа и подобия Божия;

2) познание истинной свободы и любви Христовой;

3) ощущение совершенной радости;

4) осознание учения о спасении.

Постараемся кратко охарактеризовать особенности

вышеперечисленных положений.

1) Раскрытие в человеке образа и подобия Божия.

Христианство дает педагогике реальный образ,

которому нужно следовать, — образ Господа нашего Иисуса Христа. Человек всегда стремится к идеалу, поэтому задача священнослужителей, командиров и воспитателей — указать воспитанникам образец, достойный подражания, ориентируясь на который человек может совершать духовную и нравственную работу над собой. Смысл воспитания здесь заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе воина силы: душу освободить от страстей, помочь ему в раскрытии образа Божия в себе во всей полноте.

Свт. Феофан Затворник пишет: «Образ Божий состоит в естестве души, а подобие — в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах»2.

2) Познание истинной свободы и любви Христовой.

«Познаете истину, и истина сделает вас свобод-

ными», — говорит Господь (Ин.8, 32). Именно такая свобода вывела человека из древней замкнутости, открыла ему других людей, прекрасный Божий мир и подлинную сущность его самого. Боговоплощение и искупление вернули людям понимание того, что свобода сопряжена с величайшей ответственностью, с вовлечением личности во всю иерархию бытия. От момента своего рождения человек включен в семью, общество, народ, государство, во все человечество и мироздание. Но прежде всего, как Божие творение, он принадлежит Богу, неся на себе Его образ и подобие. Поэтому истинная свобода есть неусыпная ответственность перед Творцом и Искупителем. Ведь, отвергая Бога, человек погружается во зло, а значит, в унизительное рабство греху.

Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни, т.е. ее одухотворение. Теснейшего единения с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви к Господу Богу и ближним. И к такому совершенству в любви нас призывает Господь (Ин.5, 44-48).

3) Ощущение совершенной радости.

В результате выполнения принципа христоцентрич-ности в духовном воспитании мы не только получаем от этого стимул к совершенству и решению многих нравственных проблем, но и приобретаем не кратковременную и поверхностную, а глубокую, постоянную и совершенную радость. «Радость Моя в вас пребудет и радость Моя в вас будет совершенна» (Ин.15, 11).

Эта радость особенна, совершенна, потому что она незыблема, не зависит от внешнего мира и внешних переживаний.

4) Учение о спасении.

Если жизнь человека происходит с любовью Христовой, соблюдением заповедей Божиих, то есть надежда на спасение его души.

Св. Киприан епископ Карфагенский, затрагивая тему воспитания детей, давал практические советы, основанные на идее единства и спасительности Церкви. «Детей следует воспитывать в твердом сознании глубокого единения всех верующих через великую любовь к Богу и друг другу для соединения всех в Единую Церковь - общество, в котором одно наше спасение. Без этого сознания, без стремления к единению, если оно не будет заложено в детских душах, они не могут быть членами Церкви. Вне Церкви спастись нельзя, значит, они не могут получить спасение»3.

Таким образом, применение в воспитательном процессе основного принципа духовно-нравственного воспитания военнослужащих — христоцентричности — способствует с православной педагогической точки зрения формированию у воинов мировоззрения в христианском духе, прививая при этом им самые высокие и полезные нравственные качества, и дает возможность подготовить их для вечной жизни. Важно, чтобы воспитательная работа проводилась во Христе

и со Христом. Когда соработничество человека и Его Творца используется в полной мере для воспитания воинов, тогда мы сможем передать им бесценное наследие веры, воспитать личность внутренне богатую, самостоятельную, одухотворенную, готовую служить своему народу.

1 См.: Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. — М.: ПСТГУ, 2004. - С. 56.

2 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. — М., 2003. — С. 213.

3 Евгений Шестун, протоиер. Православная педагогика. — М.: Православная Педагогика, 2001. — С. 85.

О ПРОТИВОРЕЧИЯХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.А. ФИЛИППОВА

В современной научной и публицистической литературе становится популярной проблема духовности современного общества. Отмечая кризисные явления, часто просто проговаривают или декларативно заявляют о значении школьного образования в становлении духовно развитой личности. Все прекрасно понимают, что хорошо обученный, но бесчеловечный «интеллектуал» опасен для общества. Разрабатываемые программы по эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию школьников делают акцент на том, что нужно сделать, но упускают из внимания, как сделать. Исследуя данную проблему, невозможно пройти и мимо противоречий, которые характеризуют данный процесс.

С одной стороны, современное образование направлено на формирование социально значимых качеств человека, его мотивации, организованности, трудолюбия и т.п., но чаще всего данный процесс, и здесь можно согласиться с В.В. Сериковым, носит формализованный характер. С другой стороны, от образования требуется поддержка самореализации личности.

Быстро изменяющийся мир от образования требует не только ориентирования на передачу и усвоение готового знания, но обращает внимание на раскрытие фундаментального познавательного потенциала личности сообразно ее культурным, психологическим, физическим особенностям. И мы видим, как сегодня вырисовывается дистанция между передаваемыми знаниями и умениями действовать по образцу, и крайне мало — фрагментарно-представленными опытами творческой деятельности учащегося и его эмоционально-ценностного отношения к действительности.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент страны Д. Медведев подчеркивал, что система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Сегодня мы наблюдаем серьезные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения. В сознание учащихся все больше стали проникать цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.

Поэтому возвращение государства к проблемам воспитания связано с обозначением его приоритетных направлений, где особое место занимает формирование духовно-нравственного отношения учащихся к окружающему миру.

Не последнюю роль в формировании духовно-нравственной культуры учащихся играют и средства массовой информации. Под влиянием компьютерных технологий, информационного общества достаточно быстро меняется система ценностей человечества. Данная культура направлена на получение наслаждения любым способом. Результатом «погони за удовольствием» становится деформация представлений о добре и зле. Отличительной особенностью современной культуры является не просто манипуляция сознанием, а проецирование сознания — внедрение эстетических, нравственных воззрений на общество. Несмотря на провозглашаемый приоритет личности и творчества, наблюдается тенденция к господству техницизма и шаблонности, манипулированию общественным и личным сознанием в корыстных целях.

Весьма актуальной становится и проблема духовно-психологического здоровья человека. По этому поводу интересным является исследование по массовой культуре, где подчеркивается, что организованный наряду с реальной действительностью виртуальный ее вариант усложняет для человека возможность адекватного самоопределения. Очарованное, соблазненное, несчастное сознание современного человека часто не справляется с грузом необходимости одновременного осмысления нескольких параллельных миров, в одном из которых он живет, в другом работает, в третьем развлекается и т.п. Отсюда разные способы бегства от действительности — от ухода в виртуальность до наркомании.

Настораживает в современном обществе и тенденция к замене глубоких чувств однозначными и достаточно поверхностными реакциями. Без развития чувств интеллект человека становится механистичным, машинным, теряет способность к свободному проявлению. Действительность представляется как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.