Научная статья на тему 'Принцип гуманизма в европейской философии'

Принцип гуманизма в европейской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2214
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип гуманизма в европейской философии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1 2 3

Романов Э.В. , Лелецкий А.В. , Лабунин К.А.

1Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английской филологии, Институт иностранных языков;

2

Лелецкий Александр Владимирович - студент;

Лабунин Кирилл Анатольевич - студент, кафедра зоологии,

Институт естественных наук и биотехнологии

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Понятие и природа гуманизма. Гуманизм в переводе с латинского означает «человечность». То есть гуманизм означает взгляд на человека, как высшей ценности, приоритет человека над всем остальным миром и его составляющим[2]. Принцип гуманизма предполагает уважение достоинства, чести, прав и свобод, защита законных интересов личности. Принцип гуманизма в современном мире используется как основа демократического правового государства[3]. Гуманизм проявляется в том, что государство своей приоритетной задачей считает защиту прав и свобод человека и гражданина. Гуманизм сам по себе проявляется в сострадании и милосердии, альтруизме и миссионерстве, в добре и отзывчивости. Этот принцип является обязательным элементом здорового государства.

Гуманизм в европейской философии. Гуманизм начал распространяться в Европе примерно в XV веке, и стал ответом жестокой эпохе Средневековья. Эпоха Возрождения стала поворотным моментом в истории Западной Европы. В это время начали складываться капиталистические отношения, повсеместно начал устанавливаться новый политический режим —

57

абсолютная монархия. Начал меняться и духовный уклад общества. Человек начал утверждаться в собственной значимости, сфокусировал взгляд на самом себе. Возникло осознание того, что земная жизнь важнее небесной, которая наступит только после смерти

Основоположником гуманизма в Европе считается Франческа Петрарка. Именно он заложил основы гуманизма, которые были взяты еще с античной литературы[3]. Человек Возрождения должен отказаться от средневековых догм и развить собственные, индивидуальные; осмыслить окружающий мир и совершить новые доселе неизвестные открытия.

Важным аспектом нового подхода является то, что ценность человека определяется не его социальным положением в обществе, а личными заслугами.

Лоренцо Валла воспевал индивидуальность человеческой личности и считал высшей ценностью для человека — стремление к получению удовольствия. А приоритетным для личности может быть только его личное благо.

Еще один гуманист Джованни Пико делла Мирандола утверждал в своих учениях, что честь и достоинство человека заключены в его свободе — человек может стать тем, кем он только хочет.

Гуманисты не являлись атеистами. Да, они отошли от средневековых догм и религиозных учений, но все же считали человека божественным творением. Однако они ставили человека на первое место, а потом уже говорили о его божественном происхождении[3]. Провозглашалось единство Человека с Богом, и критиковалось значение церкви как социального института. Поэтому стоит отметить, что гуманистические идеи и мысли имели антицерковный характер[1]. Они выступали против церковной диктатуры, слепого исполнения религиозных правил и веры в религиозных авторитетов. Гуманисты критиковали светский характер власти католической церкви, ее влияние на власть монарха и на общественную мысль. Также разоблачались порочность и развращенность служителей церкви.

Все гуманисты эпохи Возрождения говорили об одном — Человек, его честь и достоинство, являются высшей ценностью для общества и государства. В современном мире принцип гуманизма является приоритетным в любой сфере либо отрасли жизнедеятельности.

Таким образом, является бесспорным то, что высшей ценностью является человеческая жизнь, его права и свободы, возможность свободно существовать и заниматься какой-либо деятельностью. Демократическое и правовое государство старается максимально проявлять заботу о социально-незащищенных граждан, исходя из гуманистических начал построения общественных отношений.

Список литературы

1. Марков Б.В. Философская антропология: учебное пособие для вузов / Б.В. Марков. 2-е изд. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 349 с.

2. Нижников С.А. Философия: учебник / С.А. Нижников. М.: Проспект, 2006. 396 с.

3. Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. Изд-во МГУ, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.