Научная статья на тему 'Принцип фрактальности как когнитивная причина воспроизводимости дискурса «Бондианы»'

Принцип фрактальности как когнитивная причина воспроизводимости дискурса «Бондианы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
721
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ФРАКТАЛЬНОСТЬ / ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУЩЕСТВУЮЩИЙ VS ВОЗМОЖНЫЙ МИР / СИСТЕМА МИРОВ / ЛИНЕЙНАЯ (СЕРИАЛЬНАЯ) ФРАКТАЛЬНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНАЯ (ТРАНСГРЕССИВНАЯ) ФРАКТАЛЬНОСТЬ / LINEAR (SERIAL) FRACTALITY / NON-LINEAR (TRANSGRESSIVE) FRACTAL-ITY / DISCOURSE / FRACTAL / FRACTALITY / METHOD OF FRACTAL ANALYSIS / DISCOURSE SPACE / FICTIONAL WORLD / POSSIBLE WORLD / SYSTEM OF WORLDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плотникова Светлана Николаевна, Ключникова Варвара Юрьевна

В статье раскрывается когнитивная причина синергетического пополнения дискурса «Бондианы» как системы возможных художественных миров и на основе теории фрактальности дискурса, с помощью метода фрактального анализа дискурса дается лингвистическое объяснение этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF FRACTALITY AS A COGNITIVE REASON FOR «BONDIANA» DISCOURSE GENERATION

The article is concerned with the cognitive reason for synergetic generation of “Bondiana” discourse as a system of possible fictional worlds. The linguistic explanation of that phenomenon is given on the basis of the theory of discourse fractality and the method of discourse fractal analysis.

Текст научной работы на тему «Принцип фрактальности как когнитивная причина воспроизводимости дискурса «Бондианы»»

УДК 81.00 ББК 81.2

С.Н. Плотникова, В.Ю. Ключникова ПРИНЦИП ФРАКТАЛЬНОСТИ КАК КОГНИТИВНАЯ ПРИЧИНА ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ ДИСКУРСА «БОНДИАНЫ»

В статье раскрывается когнитивная причина синергетического пополнения дискурса «Бон-дианы» как системы возможных художественных миров и на основе теории фрактальности дискурса, с помощью метода фрактального анализа дискурса дается лингвистическое объяснение этого феномена.

Ключевые слова: дискурс; фрактальность; дискурсивное пространство; существующий vs возможный мир; система миров; линейная (сериальная) фрактальность; нелинейная (трансгрессивная) фрактальность

S.N. Plotnikova, V. Yu. Klyuchnikova THE PRINCIPLE OF FRACTALITY AS A COGNITIVE REASON FOR «BONDIANA» DISCOURSE GENERATION

The article is concerned with the cognitive reason for synergetic generation of “Bondiana” discourse as a system ofpossible fictional worlds. The linguistic explanation of that phenomenon is given on the basis of the theory of discourse fractality and the method of discourse fractal analysis.

Key words: discourse; fractal; fractality; method of fractal analysis; discourse space; fictional world; possible world; system of worlds; linear (serial) fractality; non-linear (transgressive) fractal-ity

Дискурс «Бондианы», являющийся культурно специфичным продуктом британской культуры, на протяжении многих десятилетий оказывает влияние на сферу массовой коммуникации. Литературные произведения о Джеймсе Бонде (James Bond), персонаже британского писателя Я. Флеминга (19081964), продолжают создаваться и после смерти писателя, т. е. продолжается синергетическое пополнение «Бондианы»; при этом утрачивает свою значимость как фактор авторства (произведения и сценарии о Джеймсе Бонде пишут разные авторы), так и фактор семиотической репрезентации (наряду с письменными текстами «Бондиана» пополняется фильмами, постерами, комиксами и т. п.).

В чем же причина воспроизводимости дискурса «Бондианы»? До недавнего времени в когнитивных науках, и в частности лингвистике, не предпринималось попыток дать объяснение подобному синергетическому воспроизводству дискурса, очевидно, по той причине, что не имелось надежного лингвистического метода для сведения воедино и совместного изучения различных семиотических репрезентаций одного и того же или однотипного сообщения/содержания. Назрела потребность подвергнуть анали-

зу дискурс как самоорганизующуюся систему, в которой действуют определенные механизмы, стимулирующие самоподобное развитие некоего множества художественных миров, заключенных в совокупности текстов.

В качестве теоретического обоснования причин порождения сериального и периодически возобновляемого дискурса, каковым и воспринимается дискурс «Бондианы», нами используется теория фрактальности дискурса и метод фрактального анализа дискурса [Плотникова, 2011].

За последние десятилетия понятие фрак-тальности утеряло статус чисто математического [Mandelbrot,1982] и стало общенаучным, войдя в понятийно-терминологический аппарат общей теории систем в целом и синергетических систем, к которым относится и естественный язык, в частности. Понятием «фрактал» обозначается способ представления сложных систем. Фрактальная система состоит из самоподобных частей, каждая из которых в каком-то смысле подобна целому; в основе образования фракталов лежит итерационный процесс с обратной связью [Федер, 1991; Тарасенко, 2009а; 20096]. В настоящее время понятие фрактальности используется в отдельных гуманитарных дисциплинах:

фрактальной философии, логике и семиотике [Делез, 1995; Степанов, 1998; Матурана, 2001; Свирский, 2001; Тарасенко, 2009а; 20096].

Вводимое С.Н. Плотниковой понятие фрактальности дискурса развивает собой ее понятие дискурсивного пространства, которое определяется как некая логическая среда, в которой сосуществуют определенные дискурсы; под логической средой имеется в виду абстрактная протяженность - континуум [Плотникова, 2008].

Необходимость новой теории обосновывается тем, что, «хотя гипотеза о пространственном факторе в языке уже утвердилась в лингвистике: в исследованиях последних лет все чаще появляются упоминания о языковом, когнитивном, дискурсивном, коммуникативном, жанровом, интертекстуальном пространстве, пространстве речевого взаимодействия, интеракции, общения и т. п., - принцип, по которому формируются подобные пространства, пока не выявлен» [Плотникова, 2011, с. 132]. Согласно новой теории фракталь-ности дискурса дискурсивное пространство формируется по фрактальному принципу

- принципу самоподобия, итерации и рекур-ренции заполняющих общее пространство дискурсов-фракталов. Фрактальная система существует в пределах заполненного ею пространства, наиболее устойчивые фрактальные системы имеют запас пространства и уходят в многомерие и бесконечность. Дискурсивные пространства тоже имеют данную характеристику: некоторые из них постепенно заполняются и затем прекращают свое живое существование, остаются в прошлом (например, дискурсивное пространство конкретного человека, куда входят все произведенные им в жизни дискурсы, от первого до последнего); другие дискурсивные пространства, однажды возникнув, не подают никаких признаков своего исчезновения и устремляются в бесконечность (пространство художественного, научного, политического, педагогического, масс-медийного и многих других видов дискурса). Конечность дискурсивного пространства возникает тогда, когда в него вводится временное измерение, а также субъективный фактор - автор дискурсов. «Смерть автора», в постмодернистской терминологии, т. е. абстрагирование от конкретных авторов при классификации дискурсов, создает протяженные, все более

и более расширяющиеся дискурсивные пространства. Фрактальное заполнение дискурсивного пространства состоит в том, что уже актуализированная структура создает место для еще не возникшей виртуальной структуры, которая актуализируется вслед за ней при последующем развитии системы (структурирование хаоса) [Плотникова, 2G11, с. 132].

Фрактальный анализ, как метод исследования, это определение самоподобия объектов по мере того, как они изменяются по шкале измерения, для дискурсов - по мере их возникновения в дискурсивном пространстве. Рассматривая вновь возникший дискурс, следует определить, принадлежит ли он к данному дискурсивному пространству, т. е. са-моподобен ли он всем имеющимся в нем дискурсам, а именно: «повторяет» ли он эти дискурсы (алгоритм итерации), «возвращает» ли он нас, кругообразно, к этим дискурсам (алгоритм рекурренции). Фрактальные дискурсивные пространства самоорганизуются по принципу живого растущего знания и сами выдвигают из себя тот когнитивный аспект, который и является базовым для их формирования [Плотникова, 2G11, с. 133].

Таким образом, основное положение теории фрактальности дискурса заключается в том, что фрактальный потенциал может быть заложен в самых разных когнитивных структурах дискурса. Фрактальный потенциал представляет собой импульс к тиражированию когнитивной структуры. Проецирование и тиражирование, а также возникающее в результате этого самосоотношение и сходство дискурсивных фрагментов - основа понятия фрактальной организации дискурса.

Какие же когнитивные структуры проецируются и тиражируются по принципу фрактальности, обусловливая воспроизводство дискурса «Бондианы»?

Начнем с того, что в свете разрозненности, разноплановости семиотических репрезентаций всего множества произведений о Джеймсе Бонде единственным критерием, их объединяющим, становится воссоздаваемый в них один и тот же тип художественного мира. Именно понятие художественного мира ложится в основу научного понятия «Бондианы» как отдельного самостоятельного жанра [Ключникова, 2G12].

Произведения Я. Флеминга полностью со-

ответствуют по своему типу художественному дискурсу и никакому иному (в частности документальному; их никоим образом нельзя отнести к документальному дискурсу). Отнесение нами произведений Флеминга к художественному дискурсу обосновывается тем, что в них происходит не изображение каких-либо реальных людей, а их представителей в обобщенных художественных образах - в полном соответствии с научным описанием акта художественного творчества, коим и является создание художественного мира. По типу художественного мира эти миры частично реалистические и частично фантастические, поскольку они, с одной стороны, в значительной степени тождественны реальному миру и присваивают многие его объекты, пространственно-временные координаты и социальные отношения, но, с другой стороны, в них также присутствуют и чисто фантастические объекты и аномальные феномены, не свойственные реальному миру.

Миры «Бондианы» являются возможными мирами, согласно пониманию возможности как альтернативы актуальности (наличия). Существующий мир (actual world) предстает как актуализированная на данный момент, воплощенная возможность. И существующие, и не существующие миры мыслятся как возможные по отношению друг к другу, если они входят в одно множество/систему миров (comprise a set) [Lewis, 1986, p. 98]. Герменевтическое осмысление «Бондианы» как отдельного жанра доказывает это положение. «Бондиана» являет собой систему возможных миров, поскольку понятие «жанр» предполагает открытость жанрового пространства, возможность включения в него все новых и новых однотипных произведений. Вместе с тем имеющиеся понятия «структурной формулы» сюжета «Бондианы» [Eco, 1979] и «Бондианы» как жанра [Голицина, 2007; 2010; Chapman, 1999; Lindner, 2003; Comentale, 2005] не могут предложить лингвистического объяснения организации возможных миров «Бондианы», в частности, ответить на вопрос, зависит ли будущая дискурсивная репрезентация новых миров от существующих миров, каковы лингвистические параметры становления миров, превращения возможности в наличность. Новый фрактальный метод анализа дискурса позволяет, на наш взгляд, в

полной мере раскрыть специфику порождения дискурсов-репрезентантов «Бондианы».

Общий когнитивный сценарий «Бондиа-ны» самоорганизуется как живое растущее знание, - это знание «живое», поскольку оно само выдвигает из себя тот когнитивный элемент, который становится базовым для его формирования и воссоздания, - референт James Bond. Этот референт является миросо-зидающим, а также фрактальным, поскольку он образует когнитивную проекцию из актуализированного в виртуальное и требует своих новых реализаций во множестве миров на основе фрактальных когнитивных механизмов самоподобия, итерации и рекурренции. Языковым маркером фрактальной квантификации центрального референта является его остающееся неизменным во всей системе миров и цементирующее эту систему имя James Bond. Развертывание каждого мира начинается с интродуктивной номинации данного персонажа (Bond, James Bond, Secret Agent, GG7, one of Double O’s). Только референт James Bond взаимодействует со всеми остальными референтами и входит во все референтные подпространства, тем самым, объединяя их в единое референтное пространство мира.

В каждом художественном мире не просто тиражируется имя James Bond, но и дискурсивно формируется его одна и та же личностная идентичность. Итерация имени перерастает в дескриптивную квантификацию личностных качеств; когнитивный механизм квантификации состоит в подобии свойств персонажа и связанных с ним референтов в различных мирах, при этом наблюдается сходство коммуникативных ролей. Такое однотипное проявление индивидов-репре-зентантов в совокупности возможных миров - однотипный набор свойств и отношений - образует «мировую линию» индивида сквозь возможные миры [Целищев, 1977].

Общая возможность всех Бондов - протягивание между Бондами в разных мирах единой мировой линии, сводящей эти миры в систему, задана концептуально - концептуальными признаками единого концепта «James Bond». Поскольку концепт «James Bond» формируется в художественном дискурсе, а «все художественные восприятия имеют характер концептов» [Аскольдов, 1997, с. 268], он является художественным концептом. Художествен-

ный концепт есть сочетание чувств, эмоций, иногда даже волевых представлений [Аскольдов, 1997, с. 274]. Именно поэтому формирование этого концепта представляет собой процесс концептуализации, или осмысления, читателем/зрителем когнитивной сущности каждого художественного мира «Бондианы».

Если начать анализ концепта «James Bond» со значения имени James и лексемы bond, то выделяется наиболее глубинный этимологический признак «Britishness». Имя James выдвигает данную концептуальную номинацию, поскольку представляет собой одно из наиболее традиционных, уходящих в глубь веков английских имен [ССЛИ, 2005]. Следовательно, имя James предполагает «бри-танскость»: принадлежность к британской культуре. Что касается компонента Bond, то bond - это то, что связывает двух и более людей или группы (something that unites two or more people or groups, such as a shared feeling or interest) [LDELC, 1998]: действительно, Бонд как центральный миросозидающий референт обеспечивает взаимосвязь всех референтов, организующих референтное пространство мира: British Secret Service - Allies

- Enemies - Girls; bond - это также соглашение или обещание, имеющее силу закона (a written agreement or promise with the force of law) [CODEE, 2003; LDELC, 1998]; то, что ограничивает свободу делать, то, что хочется (something that limits your freedom and prevents you from doing what you want) [LDCE, 2001]: Бонд как секретный агент на службе Ее Величества, выполняя долг перед страной, защищая ее свободу и обеспечивая защиту от Врага, вынужден отказываться от глубоких чувств и возможности обрести семью. Благодаря семантическому анализу слова bond концептуальный признак «Britishness» концепта «James Bond» дополняется концептуальными признаками «Representative of a Social Institution» и «Defender of Public Interests».

Концепт «James Bond» связан базовым отношением инференции (логического вывода) с концептом «Superman». «Superman»

- это особый метаконцепт, являющийся гиперонимом для определенного набора универсальных концептов, единых для кон-цептосфер всех суперменов, и ряда специфических концептов, репрезентирующих особую сущность того или иного супермена

[Ключникова, 2010]. Полная структура сложного концепта «James Bond = Superman» включает в себя признаки: 1) «Britishness»; 2) «Representative of a Social Institution»; 3) «Defender of Public Interests»; 4) «Physical Superstrength»; 5) «Psychic Superstrength»; 6) «Masculinity»; 7) «Winner». В этом виде концепт «James Bond» не развивается более в свои различия, но имеет разный эмпирический объем, когда под один концепт подводятся все новые и новые референты/субъекты, новые Бонды, действующие в своих мирах.

Во всем множестве существующих на данный момент миров «Бондианы» общая возможность всех Бондов задана фрактально -итерацией признаков концепта «James Bond», на познание сущности которого и направлены его многочисленные семиотические реализации. Происходит тиражирование этого базового концепта в разных референтах/субъектах, в разных «телах», и, поскольку фрактальный смысл предшествует существованию персонажа, он не отвечает нашим усилиям изменить точку зрения на него - во всех мирах он остается индивидом, семиотически сконструированным из одних и тех же качеств.

Не только центральный референт, но и все остальные референты тиражируются в мирах «Бондианы». В языковом отношении итерация и проецирование референтов из мира в мир осуществляется с помощью твердых десигнаторов, одних и тех же имен собственных и их субститутов (James Bond, M, Q, S, Monneypenny, Number Two etc.), и через языковые альтернативы, сводимые к единым номинациям: (Le Chiffre, Mr. Big, Sir Hugo Drax ... = Enemy; Vesper Lynd, Solitaire, Gala Brand ... = Girl; Matis, Felix Leiter, John Strangways ... = Ally).

Возможность ввести единую номинацию, отменяющую языковые альтернативы, подтверждает концептуальное тождество этих референтов. В процессе развертывания миров происходит когнитивный процесс превращения конкретных персонажей в единого концептуального персонажа. Под концептуальным персонажем понимается персонаж, обладающий каким-либо гипертрофированным качеством, возведенным до уровня концепта. Типизация сущностных качеств ведет к отбору ситуаций, в которых только и может действовать концептуальный персонаж [Плотни-

кова, 2006]. Персонажи «Бондианы» именно такие: их сущность, единственно значимая во всех мирах, - «быть врагом Бонда», «быть союзником Бонда», «быть девушкой Бонда».

Сведение языковых альтернатив к единым номинациям (Enemy, Ally, Girl) делает их такими же твердыми десигнаторами, как и тиражируемые имена собственные, через которые протягивается мировая линия, - когнитивный механизм прослеживания индивидов сквозь возможные миры. Найденная единая номинация решает проблему «идентификации» - «проблему указания термином индивида в различных возможных мирах» [Целищев, 1977, с. 27].

Миры Бондианы моделируются как закрытые тотальности событий, которые не автономны, а связаны мировыми линиями, протянутыми между исходными и тиражируемыми референтами. Сущность фрактальной природы концептуальных персонажей в том, что они обладают проективностью - «протягиваются» сквозь время и пространство и трансгрессируют сквозь различные миры; конкретные же персонажи остаются в своих мирах.

Таким образом, в «Бондиане» каждый раз наблюдается разный, но по сути один и тот же мир - мир, который не меняется по референтному и концептуальному составу, и, соответственно, по своему дискурсивному наполнению. Все миры «Бондианы» фрактальны, поскольку повторяют и напоминают друг друга, имея в основе одну и ту же модель референтного, концептуального и дискурсивного пространства. В этой модели все языковые альтернативы заменены на обобщенные имена, являющиеся именами соответствующих концептов, или концептуальных персонажей. В каждом возможном мире «Бондианы» центральный персонаж/референт/концепт James Bond взаимодействует с такими концептуальными персонажами, как (Representative of) British Secret Service, Ally, Enemy, Girl. Концептуальное тождество референтов-пер-сонажей «Бондианы», основанное на их дескриптивной квантификации, является первостепенным, перцептуальная (телесная) квантификация находится у нее в подчинении.

Фрактальны также и когнитивные сценарии последовательного дискурсивного развертывания миров «Бондианы». Первый из этих сценариев - «Получение задания» - вы-

страивается из цепочки базовых пропозиций: <Get equipped>, <Go there>, <Meet Allies>, <Investigate>, <Beat the Enemy>, <Defend your Country/Motherland>. Когнитивный сценарий «Отношения с Девушкой» конструируется из базовых пропозиций по вектору Bond - Girl в цепочке <You attract me, I want you, I will strive for you/ I will win you>, по вектору Girl - Bond: <I love you. I want to belong to you>. В основе когнитивного сценария «Борьба с Врагом» лежит базовая пропозиция, характеризующая действия Бонда и Врага и отношения их противостояния <I am more powerful than you>.

Выявленные алгоритмы дают лингвистическое объяснение возможности вхождения новых миров в систему миров «Бондианы». Дискурсивное пространство каждого художественного мира «Бондианы» подобно по своей организации дискурсивным пространствам всех остальных миров: все они порождаются с одним и тем же набором референтов по одним и тем же когнитивным сценариям. В дискурсивных фракталах (дискурсах, актуализирующих однотипные ситуации) повторяются элементы дискурса (однотипные нарративы, дескрипции, речевые акты). В этих структурных и когнитивных итерациях общий сценарий дискурса потенциально фрактален: он определяется тиражированием обязательного набора референтных ситуаций, актуализирующих определенный сценарий, а порождаемый в них дискурс строится вокруг соответствующего фрактального концепта или пропозиции.

В некоторых произведениях Я. Флеминга наличествует ретроспективная связь каждого последующего произведения с предыдущим, т. е. художественным мирам Я. Флеминга присуща линейная (сериальная) фрактальность.

Располагая художественные миры романов Флеминга по линейной оси художественного времени, мы обнаруживаем, что первый мир «Бондианы» «Casino Royale» не является первым по времени действия, поскольку содержит отсылку к предшествующему миру, который остается потенциальным, пока еще не актуализированным дискурсивно. В сериальных мирах действует когнитивный механизм сохранения телесного тождества персонажей: одно и то же имя собственное обозначает одного и того же индивида в следующих друг за другом во времени мирах. На языковом уровне это выражает-

ся посредством распределенной дескриптивной атрибуции личностных качеств и в референции к пространственно-временным характеристикам предыдущих событий в предыдущих мирах. Произведения, составляющие серию, расположены в едином пространственно-временном континууме и связаны ретроспективными языковыми связями. Такой дискурс определяется как сериальный.

Линейная (сериальная) фрактальность наблюдается в 12 произведениях Я. Флеминга, в его романах. Девять остальных художественных миров Я. Флеминга являются, с одной стороны, не линейными, поскольку не содержат ретроспективных связей, указывающих на последовательность развиваемых в них событий, но, с другой стороны, фрактальными, поскольку в их основе лежат те же когнитивные сценарии, которые прослеживаются в двенадцати романах. Подобная фрактальность определяется как нелинейная (трансгрессивная), а порождаемый при этом дискурс как периодически возобновляемый. Именно данный тип фрактальности лежит в основе фильмов о Джеймсе Бонде.

Нелинейная фрактальность художественных миров «Кинобондианы» заключается в том, что эти многочисленные миры соответствуют такой системе миров, которые ни далеко, ни близко отсюда; они также не дистанцированы от настоящего, поскольку они составляют в своей тотальности особое - логическое - пространство [Lewis, 1986, p. 2].

Нумерация художественных миров «Кино-бондианы» может быть осуществлена только по времени их написания/экранизации. Отпечаток времени прослеживается зрителем в изменении фоновых референтов, заполняющих каждый мир «Кинобондианы», а именно в меняющихся и совершенствующихся в соответствии с реальным миром технологиях: оружии, шпионской технике, гаджетах Бонда, машинах и других транспортных средствах, аксессуарах Бонда, предметах одежды и т. п.

На наличие нелинейной (трансгрессивной) фрактальности указывает то, что Джеймс Бонд теряет свое телесное тождество. В фильмах мы прослеживаем шесть разных тел Бонда (актеров, исполняющих роль этого персонажа), разные тела Q, Moneypenny, M и даже изменение пола (начиная с фильма «Golden Eye», 1995, роль М исполняет женщина).

При потере телесного тождества персонажей чисто языковая, номинативная квантификация оставляет инвариантной когнитивную сущность этих миров: реализацию в них одного и того же набора когнитивных сценариев. Тело (актера) можно поменять; идентичность Бонда и всех остальных концептуальных персонажей от этого не изменится - она останется стабильной до тех пор, пока мир, как целостная тотальность событий, будет развиваться по принципу фрак-тальности, обусловливающему итерацию базовой модели референтного/концептуального/ дискурсивного пространства уже имеющихся и потенциальных миров «Бондианы».

Итак, в «Бондиане» нелинейная фрак-тальность организует не специфицированные по времени, трансгрессирующие в пределах логического пространства (роящиеся) миры, что и отличает ее от линейной фрак-тальности, организующей миры в их сериальной последовательности во времени.

Библиографический список

1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово [Текст] / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. - М. : Academia, 1997.

- C. 267-279.

2. Голицина, Н. Знак GG7. На секретной службе Ее Величества [Текст] / Н. Голицина, А. Шарый. - М. : НЛО, 2GG7. - 2GS с.

3. Голицина, Н. Знак GG7. Джеймс Бонд в книгах и на экране [Текст] / Н. Голицина, А. Шарый. - М. : НЛО, 2G1G. - 36G с.

4. Делез, Ж. Логика смысла [Текст] / Ж. Делез. -М. : Академия, 1995. - 264 с.

5. Ключникова, В.Ю. (Самодурова, В.Ю.) Семиотическое выражение концепта «Супермен» в «Бондиане» [Текст] / В.Ю. Самодурова // Вестник ИГЛУ Сер. Филология. - 2G1G. - № 2. - С. Ш-156.

6. Ключникова, В.Ю. Дискурсивная

репрезентация системы возможных художественных миров в жанре «Бондианы» [Текст] : дис... канд.

филол. наук : 1G.G2.G4 / В.Ю. Ключникова. - Иркутск, 2G12. - 235 с.

7. Матурана, У. Древо познания [Текст] / У. Матурана, Ф. Варела // пер. с англ. Ю.А. Данилова. -М. : Прогресс-Традиция, 2GG1. - 356 с.

S. Плотникова, С.Н. Человек и персонаж: Феноменологический подход к естественной и художественной коммуникации [Текст] / С.Н. Плотникова // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс. - Волгоград : Парадигма, 2GG6. - С. 89-1G4.

9. Плотникова, С.Н. Языковое, дискурсивное и коммуникативное пространство [Текст] /

С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. -2008. - №4. - С. 131-136.

10. Плотникова, С.Н. Фрактальность дискурса как новое лингвистическое понятие / С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. - 2011. - № 3. -

С. 126-134.

11. Свирский, Я.И. Самоорганизация смысла [Текст] / Я.И. Свирский. - М. : ИФРАН, 2001. - 254 с.

12. ССЛИ - Современный словарь личных имен [Текст] / А.В. Суперанская. - М. : Айрис-Пресс, 2005.

- 384 с.

13. Степанов, Ю.С. Между системой и текстом

- дискурс [Текст] / Ю.С. Степанов // Язык и метод. К современной философии языка. - М. : Языки русской культуры, 1998. - С. 655-688.

14. Тарасенко, В.В. Фрактальная логика [Текст] / В.В. Тарасенко. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009а. - 120 с.

15. Тарасенко, В.В. Фрактальная семиотика: «слепые пятна», перипетии и узнавания [Текст] / В.В. Тарасенко. - М. : ЛИБРОКОМ, 20096. - 232 с.

16. Федер, Е. Фракталы [Текст] / Е. Федер. - М. : Мир, 1991. - 254 с.

17. Целищев, В.В. Философские проблемы

семантики возможных миров [Текст] / В.В. Целищев. -Новосибирск : Наука, 1977. - 191 с.

18. Chapman, J. Licence to Thrill: A Cultural History of the James Bond Films [Text] / J. Chapman. - I.B. : Tau-ris, 1999. - 336 p.

19. CODEE - The Concise Oxford Dictionary of English Etymology [Text] / ed. T.F. Hoad. - Oxford : Oxford University Press, 2003. - 938 p.

20. Comentale, E.P. Ian Fleming and James Bond: The Cultural Politics of 007 [Text] / ed. E.P. Comentale,

S. Watt, S. Willman. - Indiana : Indiana University Press, 2005. - 281 p.

21. Eco, U. The Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts [Text] / U. Eco. - Indiana : Indiana University Press, 1979. - 279 p.

22. LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English [Text] / Third Edition. - Harlow : Longman, 2001.

- 1668 p.: il.

23. LDELC - Longman Dictionary of English Language and Culture [Text] / New Edition. - Harlow : Longman, 1998. - 1568 p.

24. Lewis, D. On the Plurality of Worlds [Text] /

D. Lewis. - Oxford : Basil Blackwell, 1986. - 276 p.

25. Lindner, Ch. The James Bond Phenomenon : A Critical Reader [Text] / ed. Ch. Lindner. - Manchester : Manchester University Press, 2003. - 273 p.

26. Mandelbrot, B.B. The Fractal Geometry of Nature [Text] / B.B. Mandelbrot. - N.Y. : W.H. Freeman and Company, 1982. - 179 p.

УДК 81.42 ББК 81.00

Е.Ч. Дахалаева

АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ ЖАНРЫ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

В статье выделяется важная характеристика интернет-дискурса - автореферентность, как соотнесенность дискурса с центральным референтом, которым является сам интернет-пользователь. На основе данного параметра становится возможным провести еще одну грань в жанроведении интернет-дискурса: среди интернет-жанров выделяются первичные и вторичные автореферентные формы.

Ключевые слова: автореферентность; интернет-жанр; автореферентный дискурс; виртуальная языковая личность; первичные автореферентные жанры; вторичные автореферентные жанры

E.C. Dakhalaeva SELF-REFERENT GENRES OF INTERNET DISCOURSE

The article focuses on self-reference in internet discourse understood as the interrelationship of the discourse with the central referent who is the internet user himself. On the basis of this parameter primary and secondary self-referent genres of internet discourse are single dont.

Key words: self-reference; internet genres; self-referent discourse; the virtual language personality; the primary self-referent genres; the secondary self-referent genres

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности, охватившей все сферы человеческого бытия, в связи с чем особый интерес представляет всестороннее

изучение Интернет-дискурса как целостного комплексного явления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий интерес научной общественности к изучению интернет-дискурса предопределен необходимостью дальнейшей разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.