Научная статья на тему 'Семиотическое выражение концепта супермен в Бондиане'

Семиотическое выражение концепта супермен в Бондиане Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СЕМИОТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА / ТИРАЖИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ВО МНОЖЕСТВЕННЫХ МИРАХ / CONCEPT / SEMIOTIC REPRESENTATION OF A CONCEPT / QUANTIFICATION OF A CONCEPT IN THE PLURALITY OF WORLDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самодурова Варвара Юрьевна

В статье на материале Бондианы (романов и скриптов фильмов о Джеймсе Бонде) анализируется концепт имени собственного Джеймс Бонд, а также сложный концепт Джеймс Бонд: Супермен и определяются его концептуальные признаки. Предлагается также интерпретация теории множественности миров в свете семиотической репрезентации концепта Супермен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers an analysis of the James Bond novels and film scripts. The complex concept James Bond: Superman is analyzed and its structure is revealed. An approach to the theory of the plurality of worlds is suggested in terms of the semiotic representation of the concept Superman.

Текст научной работы на тему «Семиотическое выражение концепта супермен в Бондиане»

УДК 802.0-855

ББК 81.032

В. Ю. Самодурова

СЕМИОТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «СУПЕРМЕН» В «БОНДИАНЕ»

В статье на материале «Бондианы» (романов и скриптов фильмов о Джеймсе Бонде) анализируется концепт имени собственного «Джеймс Бонд», а также сложный концепт «Джеймс Бонд: супермен» и определяются его концептуальные признаки. предлагается также интерпретация теории множественности миров в свете семиотической репрезентации концепта «супермен».

Ключевые слова: концепт; семиотическое выражение концепта; тиражирование концепта во множественных мирах

У.У. Samodurova

THE SEMIOTIC REPRESENTATION OF THE CONCEPT «SUPREMAN» IN THE «JAMES BOND» NOVELS AND FILM SCRIPTS

The article offers an analysis of the «James Bond» novels andfilm scripts. The complex concept «James Bond: Superman» is analyzed and its structure is revealed. An approach to the theory of the plurality of worlds is suggested in terms of the semiotic representation of the concept «Superman».

Key words: concept; semiotic representation of a concept; quantification of a concept in the plurality of worlds

В область лингвистического исследования вовлекаются все новые концепты, в том числе и концепты, отражающие объекты несуществующих или искусственно созданных миров и подвергаемые изучению в полной мере только через свое семиотическое выражение, то есть через дискурс. Последнее и попадает в центр нашего исследования, поскольку его целью является анализ семиотического выражения концепта «Супермен» в «Бон-диане»; материалом исследования служит совокупность текстов романов Яна Флеминга и скриптов к их киноновеллам.

Следуя определению Ю.С. Степанова, который мыслит концепт как «пучок представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово» [Степанов, 1997, с. 40], и, опираясь на его идею о том, что концепты существуют в сознании (ментальном мире), имеют сложную многослойную структуру и, будучи ментальными образованиями, «парят» над словами и вещами, выражаясь как в тех, так и в других [Степанов, 1997, с. 40-42], мы будем анализировать выражение концепта «Супермен» во всей совокупности семиотических средств - вер-

бальных и невербальных, прямо или косвенно иллюстрирующих, уточняющих и развивающих содержание данного концепта. Поскольку дискурс как выражение особой ментальности изучается в лингвистике как дискурс личности, сконцентрированный вокруг актуализируемого этой личностью опорного концепта и когнитивного сценария [Демьянков, 1995; Красных, 1998; Макаров, 1998; Плотникова, 2000; Карасик, 2002], то центральное место при анализе будет занимать вербальный и невербальный дискурс Джеймса Бонда как репрезентанта и носителя концепта «Супермен».

При решении проблемы семиотического выражения концепта «Супермен» мы исходим из гипотезы о том, что Джеймс Бонд и многие другие персонажи «Бондианы» - это концептуальные, а не миметические персонажи. Персонаж, тождественный человеку, определяется С. Н. Плотниковой как миметический. Она считает, что «под тождеством человека и персонажа понимается единство и гомогенность имеющихся в их отношении опытных данных, за что писатель берет на себя когнитивную ответственность. он изображает ми-

метического персонажа как конечный, однако только лишь частный случай в общей цепочке единого совокупного опыта, простирающейся из реального в вымышленное, то есть как еще одного человека в цепочке из других таких же людей». Миметическим С.Н. Плотникова называет только такого персонажа, чей мир похож на реальный мир, в котором живет его творец - автор художественного произведения. Одновременность существования автора и персонажа (в своих сосуществующих мирах) является необходимым условием для признания персонажа миметическим. под концептуальным персонажем ею понимается персонаж, тождественный человеку только в одном каком-либо качестве или наборе качеств, представленном в реальном мире у самых разных людей и возведенном до уровня концепта (так, например, плюшкин - репрезентант концепта «Скупость»). Типизация сущностных качеств ведет к отбору ситуаций, в которых только и может действовать концептуальный персонаж [Плотникова, 2006].

Несомненно, что Джеймс Бонд - это концептуальный персонаж, поскольку его тождество в разных мирах основано на тождестве концептов, носителем которых он является, а не на телесном тождестве, о чем говорят его разные «тела». Эти миры представляют собой параллельные миры Д. Льюиса [Lewis, 1986], которые каждый раз отпочковываются от одной точки. Поскольку мы наблюдаем множество роящихся миров и множество Бондов, но эти миры не перекрещиваются (пространство и время в них не связаны друг с другом), то перед нами тиражируемые миры, копии от прототипа. При этом Джеймс Бонд является референтом, подвергающимся квантификации, поскольку он обладает определенным набором свойств, неизменных во множестве миров: он молод, не стареет, его возраст не меняется, он в хорошей физической форме, внешне привлекателен, его имя неизменно (Bond, James Bond). Неизменность этого имени во всех тиражируемых мирах свидетельствует о том, что доминантным для каждого мира является концепт «Джеймс Бонд».

Для семиотического воплощения отдельного концепта могут употребляться несколько альтернативных выражений. Наиболее общее обозначение из всей совокупности таких выражений является именем концепта, или его

базовым репрезентантом [Плотникова, 2000; Попова, 2001; Карасик, 2002]. Концепты, связанные друг с другом и зависящие друг от друга, составляют целостности, или концептос-феры [Лихачев, 1993]. Концепты внедряются в мозг не по отдельности, а в связи с другими концептами. «То, что делает концепты концептами, - это их способность быть связанными друг с другом отношениями логического вывода» [Lakoff, 1999, с. 20].

Выявленный нами концепт «Джеймс Бонд»

- это концепт чистого имени. Сам по себе он ничего не значит; он требует своей концеп-тосферы, и, в первую очередь, ему необходим самый близлежащий к имени концепт, полностью объясняющий всю концептуальную сущность данного персонажа. По аналогии с выводом С.Н. Плотниковой о том, что концепт «Плюшкин» притягивает к себе, в первую очередь, концепт «Скупость», мы делаем вывод, что концепт «Джеймс Бонд» связан базовым отношением инференции (логического вывода) с концептом «Супермен» (ср. superman - a person of very great or superhuman ability or strength) (LDCE; LDELC; MEDAL; ODT; CED). Именно как супермена определяет Джеймса Бонда массовое сознание; он номинируется как супермен всеми интерпретаторами: литературоведами, критиками и самими читателями/зрителями.

В чем же сущность этого смысла? Что означает быть суперменом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать конкретных «суперменов», представленных в виде референтов в соответствующих мирах.

Первое упоминание о супермене, или, дословно, сверхчеловеке (Ubermensch), мы находим у Ф. Ницше. Третий и последний период мышления ф. Ницше открывается мистической поэмой «Заратустра», в которой он выражает идею о высшем типе человека, утверждая «новый идеал», «новую религию». Сверхчеловек есть нечто доселе не бывшее. Сверхчеловек - это «ряд, ступень за ступенью в великом устремлении вперед». Для расчистки пути к этой цели заратустра и вышел на борьбу против богов: боги умерли, теперь должен жить сверхчеловек. Стремление к высшему осуществлению «воли к власти» - в этом суть сверхчеловека, переступившего «по ту сторону добра и зла», своей властью творящего себе закон и в железной дисциплине подчиняюще-

го себя этому самосозданному закону. Сверхчеловек - не отдельная личность, а понятие собирательное: чаяние будущего, относящееся к ныне существующему человеку так же, как этот ныне существующий человек к животному. Если, по учению, Заратустра «должен преодолеть» человека, чтобы мог возникнуть сверхчеловек, если человек есть мост между животным и сверхчеловеком, то собирательный характер этого понятия поставлен выше всякого сомнения [Ницше, 2006].

По данным культурологов, первым суперменом можно считать Тарзана, героя первого (1914 г.) и последующих романов Э. Райса. В 1938 г. появилось само имя «Супермен», введенное авторами комиксов Дж. Сигелом и Дж. Шустером. С 1951 г. этот герой попадает на киноэкран и становится культовой фигурой массовой культуры. Далее супермен появляется в образах человека-паука, человека-летучей мыши, женщины-кошки и т.п. он всегда обладает выдающимися качествами: необычайной силой, умением летать или перемещаться по вертикальным поверхностям и т.д. Ему свойственны сверхчеловеческие черты: особая воля, полный самоконтроль эмоций и поведения, особые проявления силы и выносливости. Главное в дефиниции супермена заключается в том, что он превосходит всех своими внешними и внутренними качествами. И если герою вполне могут быть свойственны те или иные недостатки и слабости, то к супермену это не имеет отношения. Супермен - это перманентный герой, его предназначение - совершение череды подвигов. Человек, воплощающий в себе качества супермена, подчеркивает, что в основе успеха лежит желание превзойти других людей и что для этого нужна большая работа. ироническое толкование действий супермена базируется на том, что он существует в исключительно упрощенном мире. Положительная ценностная оценка супермена - это идея человека как хозяина судьбы. В результате процессов глобализации супермен как типаж западной культуры превращается в модельную личность массовой культуры, модифицирует систему ценностей новых поколений. Уходя от проективности (а зачастую и фальши), свойственной феномену героизма, концепт супермена предлагает вариант миропонимания, выдвигающий на первый план: а) человека дей-

ствующего, а не просто (со)чувствующего; б) человека демонстративного, сознательно уделяющего много внимания своей презентации, а не наблюдающего за спектаклем жизни со стороны (OGBAC; EF).

Таким образом, рассматриваемый нами супермен, Джеймс Бонд, оказывается одним из многих суперменов-вымышленных персонажей.

Каждый супермен - это, с одной стороны, воплощение единого концепта, парящего над всеми суперменами без исключения. Их всех объединяет одно свойство - наличие некой сверхсилы, неких сверхвыдающихся способностей. однако, с другой стороны, проявление этого свойства является особым для каждого супермена, для одних это лишь физическая сверхсила, как, например, для Тарзана, для других - какая-то иная сверхсила, требующая своего когнитивного выявления. Таким образом, «Супермен» - это особый метаконцепт, являющийся гиперонимом для определенного набора универсальных концептов, единых для концептосфер всех суперменов, и ряда специфических концептов, репрезентирующих особую сущность того или иного супермена.

Как показывает анализ, Джеймс Бонд -это институциональный супермен. Секретная служба, в которой он работает, является государственным институтом, и суперменство Бонда когнитивно моделируется в институциональных контекстах, например, в следующей ситуации, развивающейся в рамках институционального сценария «Совещание». В разговоре Джеймса Бонда с «Q», главой «Q-Branch», эксплицируется концепт «Супермен». «Q» постоянно снабжает Джеймса Бонда полезной шпионской техникой, и в очередной раз перед новым заданием он получает указание от «м», главы Британской Секретной Службы МИ-6, представить агенту 007 его новую супермашину и продемонстрировать преимущества её технического оснащения. На поверхностном уровне мы наблюдаем фактуальный дискурс описания машины (реализацию концепта «Car»), однако на глубинном уровне за этим конкретным концептом встает абстрактный концепт «Superman»:

You’ll be using this Aston-Martin D.B.-Five with modifications. Windscreen, bullet-proof (points backwards) as are the side and rear win-

dows. Revolving number plates, naturally. It revolves to a white-on black plate, 4711-EA-62, then a black-on-white, LU-6789, then back to the original plate. Valid all countries. Here’s a nice little transmitting device called a «Homer». The smaller model is now standard field issue, to be fitted into the heel of your shoe. Its larger brother is magnetic. Small grill on the dashboard with a green «scope», audio-visual range a hundred and fifty miles. Now open the top, and inside are your defense mechanism controls: smoke screen, oil slick, rear bullet-proof, and left and right front-wing machine guns. Now, if you take the top off you’ll find a little red button. Whatever you do, don’t touch it, because you’ll release this section of the roof and engage and then fire the passenger ejector seat.

Референтное поле концепта «Car» выстраивается из конкретных референтов: bulletproof windscreen, side and rear windows; valid all countries number plates; transmitting device; audio-visual green scope; defense mechanism controls; red button; passenger ejector seat.

Как известно, концепт определяет тему дискурса, то есть употребление в нем лексических единиц с определенной семантикой (круговым характером значений, объясняемых одно через другое) [Дейк, 1989; Красных 1998; Попова, 2001]; а также его референцию, под которой понимается соотнесенность актуализированных имен, именных выражений или их эквивалентов к объектам действительности (БЭСЯ). Темой дискурса в приведенном примере, актуализирующем концепт «Car», становится не обозначение конкретного предмета, машины Aston-Martin D.B.-Five, а выведенная методом инференции импликату-ра, репрезентирующая ситуацию «суперменство» через описание характеристик машины, дающих её владельцу уникальные возможности или сверхвозможности, такие, как полная защищенность от врага и неуязвимость. Таким образом, в данном примере семиотическое выражение концепта «Супермен» осуществляется невербальными экспликаторами, вещами, техническими устройствами машины, через их вербальное описание. фактуаль-ная ситуация «это твоя новая машина» в процессе когнитивной обработки дискурса выдвигает импликатуру «Ты - Супермен» («эта машина делает тебя Суперменом»).

На то, что вещи, наряду со словами, могут являться семиотическими выражениями концептов, неоднократно указывает Ю.С. Степанов. Он пишет: «В наиболее типичном и общем случае ряды “вещей” сочетаются с соответствующими им концептами и вступают в отношения знаковости» [Степанов, 2001, с. 606]. И далее: «Новый предмет (изображение, вещь, социальное явление) занимает в общественном быту и в общественном сознании место какого-то прежнего предмета, принимает его функцию и, следовательно, форма -в широком понимании формы - здесь выступает законом занятого места, функции или назначения, форма значима, форма санкционирует предмет. Поэтому такие процессы и создаваемые ими ряды явлений мы называем семиотическими» [Степанов, 2001, с. 608].

Наличие в «Бондиане» многочисленных примеров, подобных вышеприведенному, позволяет сделать вывод о тиражировании в ней однотипных ситуаций, в которых суперобъекты, а вместе с ними и их концепты, подтверждают факт когнитивного моделирования институционального супермена. Обсуждение суперобъекта - это неотъемлемая характеристика дискурса, разворачивающегося в рамках когнитивного сценария «Совещание»; его целью является подтверждение институциональной сверхсилы Бонда, утверждение его как именно институционального супермена. Институциональность Бонда каузи-руется Британской Секретной Службой, которая детерминирует процесс дискурсивного взаимодействия её членов и придает ему однотипный характер: если уходит один говорящий, то на смену ему приходит другой, точно такой же. Так, снабжение Бонда «наворотами» от «Q-Branch» после ухода «Q» на пенсию продолжается его приемником Сондерсом в дискурсе того же самого типа:

In the meantime, perhaps this will spark your interest (takes out a disposable lighter). Cigarette lighter. Thumb here, press here. The disposable lighter also contains a small self-detonation charge, depending on who - or what - you wish to dispose of. Plastic explosive shoelaces. Cut them to regulate the size of the blast; totally harmless until you attach the detonator hidden in the heel of your shoe. A typical plastic security card. Name here, magnetic information stripe here, and a code breaking microprocessor here.

Swipe it through any card reader - anywhere

- you’re in. Finally, your new watch: blue laser here for signaling or burning through locks; press this button, the sweep hand becomes a Geiger counter. Oh! I almost forgot. There is one last thing: Before Q retired, he asked that I give you one other protective device. A wedding band.

В данном примере концепт «Супермен», так же как и в предыдущем, выводится из конкретных референтов: disposable lighter with a self-detonation charge; plastic explosive shoelaces; plastic security card; new laser watch etc. Все эти «навороты» уникальны для данного мира, они есть только у тех людей, которые принадлежат институту Секретной Службы, институту суперлюдей. В терминах прототипической семантики все эти суперобъекты -не нормы, а идеалы. Именно владение идеальными суперобъектами и институциональная идеальная сверхсила делают Джеймса Бонда идеальным сверхчеловеком.

Ситуация «суперменство» в полной мере реализуется в деятельности Бонда, во время которой он использует суперобъекты. Действие/«action» является своего рода манифестом физической сверхсилы супермена, то есть иллюстрирует его сверхсилу в ее конкретном проявлении. Таким проявлением физической сверхсилы, а вместе с ней и таких качеств, как смелость, храбрость, энергичность, стойкость духом, определяющих в целом принадлежащий концептосфере супермена концепт «Мужественность»/«Маску линность», для Джеймса Бонда является сражение с врагом. Подобное сражение с врагом на суше, в воде, в воздухе и даже в космосе

- обязательное условие экзистенции Джеймса Бонда как супермена, что подтверждается тиражированием однотипных миров с подобными ситуациями. Реализация сценария «Борьба»/«Сражение» прослеживается, в частности, в следующем примере:

Ranjit, Bond and Kara are running in and dropping to the ground near ruined house. one wall has collapsed and part of the roof has fallen in. Door opposite entrance leads to other rooms. Ranjit gets to his knees and peeks out window.

Ranjit: «We’re safe here.»

Bond joining him at window.

Bond: «Unless they pick up our body heat on their infra-red detector.»

Helicopter banking toward house. Gunner opens fire. Bond pulling Kara to cover. Bullet hits near them.

Bond: «They did!»

Helicopter flying low over ruined houses. It banks back. Guns sweep area again. Ranjit, Bond and Kara pressing themselves against walls and floor as bullets narrowly miss them. Helicopter passing over again. Bond getting up, turning to Ranjit.

Bond: «Matches?»

Ranjit hands him matches. They pile splintered wood and rags in one corner. He pours oil from a broken lamp over pile, lights it, then pulls Kara into the next room. Ranjit follows. Helicopter banking for return. Helicopter co-pilot studying infra-red screen. Points to hot spot. Helicopter banks toward house. Helicopter flies back to ruined house and hovers. Gunner concentrates fire on one area of house. Smouldering in corner. Room now empty. Bullets continue raking interior. Helicopter slowly descends to hover just above walls. Gunner firing through roof into interior. Bond climbs to top of wall directly below helicopter. Not seen by crew he takes Q’s key-ring from pocket. Bond arms it. Tiny red light flashes on. Bond stretching up on tip of toes, he just manages to attach magnet to infra-redpod on helicopter, then jumps off wall. Helicopter gunner stopsfiring. Pilot maneuvers to landplane beside ruined house. Helicopter gunner taking machine gun from mount, he jumps to ground as helicopter lands, then approaches house. Bond puts fingers to lips, blows «wolf whistle». Key-ring does not explode. Whistle is evidently not loud enough. Gunner hearing whistle he fires burst toward Bond. Bond and Kara ducking down as brickwork around wall is shattered by bullets. Gunner approaching them, firing. Bond and Kara run along wall. He whistles again. Kara tries as well. Together they make a loud wolf whistle. Insert key-ring red light flashes, key-ring explodes. Helicopter blowing up in fire ball. Gunner knocked flat by explosion. He gets up dazed. Bond knocks him flat with a punch. Kara joining him as helicopter burns. They look around for Ranjit.

Kara: «Where did our friend go?» Bond took off: «With the rifle.»

В приведенном примере вербальное подтверждение ситуации «Борьба с врагом» выражается в наличии лексем действия (run in, drop to the ground, get to knees, peek out window,

bank toward house, pull to cover, press against walls and floor, get up, climb, stretch up on tip of toes etc.), лексем, обозначающих борьбу и вооружения (bullet hits, pick up body heat on the infra-red detector, gunner opens fire, concentrates fire, guns sweep area, helicopter co-pilot studying infra-red screen, points to hot spot, bullets continue raking interior etc.).

Наличие суперобьектов в анализируемой ситуации «Сражение с врагом» придает ей статус «супердействия». В частности, суперобъект (Q’s key-ring) подтверждает инсти-туциональность Бонда как супермена. Бонд, будучи представителем Секретной Службы, знает, как будет разворачиваться мир, он заранее вооружен необходимым средством защиты. Он действует в рамках заранее известного сценария, исходя из «знания», а не «незнания», и в этом его преимущество перед врагом. Вербальный дискурс сведен к минимуму: «Я» Бонда находится в Мире Действия. Вербальный дискурс представлен в приведенном примере лишь речевым актом просьбы (Matches?) и ассертивом при ответе на вопрос (Kara: «Where did our friend go?» Bond: «With the rifle.»). Этот немногословный фак-туальный дискурс явно производится человеком хладнокровным, спокойным; из него может быть выведен еще один концептуальный признак концепта «Супермен» - «психическая сила, сила духа».

В целом, семиотическая репрезентация концепта «Супермен» в «Бондиане» осуществляется в рамках сценария «Суперобъект» -«Супердействие». Следует отметить, что в фильмах «Бондианы» данный сценарий реализуется невербально, в скриптах и романах он вербализуется в дискурсе рассказчика. Прослеживается неразрывная связь вербального и невербального дискурса: вербальный дискурс сопровождает невербальный и играет подчиненную роль по отношению к нему.

Поскольку Джеймс Бонд всегда побеждает своего Врага, концептуальный признак «победитель» с полным правом может быть вписан в концептуальную структуру концепта «Супермен». Кроме того, ситуация институционального суперменства - это, несомненно, ситуация борьбы против угрозы всему обществу, поэтому концептуальный признак «защитник общественных интересов» также дол-

жен быть включен в структуру концепта «Супермен», относящегося к Бонду.

Выявленная нами полная структура сложного концепта «Джеймс Бонд: Супермен» включает в себя признаки: 1) представитель социального института; 2) физическая сверхсила; 3) психическая сверхсила; 4) маскулинность; 5) победитель; 6) защитник общественных интересов.

В этом виде концепт «Джеймс Бонд» не развивается более в свои различия, но имеет разный эмпирический объем, когда под один концепт подводятся все новые и новые субъекты, новые Бонды, действующие в своих множественных мирах. общая возможность всех Бондов задана признаками концепта «Джеймс Бонд», на познание сущности которого и направлены его многочисленные семиотические реализации. Происходит тиражирование концепта в разных субъектах, в разных «телах», и, поскольку смысл предшествует существованию концептуального персонажа, он не отвечает нашим усилиям изменить точку зрения на него - во всех мирах он остается индивидом, семиотически сконструированным из одних и тех же качеств.

Библиографический список

1. Дейк, Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. ван Дейк, В. Кинч. - М. : Прогресс, 1989.

2. Демьянков, В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце ХХ века [Текст] / В. З. Демьянков // Язык и наука 20 века. - М. : Ин-т языкознания РАН, 1995. - С. 239-320.

3. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002.

4. Красных, В.В. От концепта к тексту [Текст] // Вестник МГУ Сер. Филология. - М. - 1998. - № 1. - С. 53-70.

5. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. -1993. - Т. 52. - №1. - С. 3-10.

6. Макаров, М. Я. Интерпретационный анализ дискурса в малой группе [Текст] / М. Я. Макаров. -Тверь : Изд-во Твер. ун-та, 1998.

7. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей [Текст] / Ф. Ницше. - СПб. : Издательский Дом «Азбука-Классика», 2006.

8. Плотникова, С.Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурно-функциональном аспектах) [Текст] / С. Н. Плотникова. - Иркутск : ИГЛУ

2000.

9. Плотникова, С. Н. Человек и персонаж: феноменологический подход к естественной и художествен-

ной коммуникации [Текст] I С. Н. Плотникова II Человек в коммуникации: Концепт, жанр, дискурс: c6. науч. статей. - Волгоград : Парадигма, 2006. -С. 89-104

10. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] I З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : Истоки 2001.

11. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры [Текст] I Ю. С. Степанов. - М. : школа «Языки русской культуры», 1997.

12. Степанов, Ю. С. Семиотика: Антология [Текст] I сост. Ю.С. Степанов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2001.

13. Lewis, D. On the Plurality of Worlds [Text] I D. Lewis. - Oxford : Basil Blackwell, 1986.

14. Lakoff, G. Philosophy in the Flesh : The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought [Text] I G. Lakoff, M. Johnson . - N.Y. : Basic Books, 1999.

Список принятых сокращений словарей

1. БЭСЯ - Большой энциклопедический словарь. Языкознание [Текст] I под ред. В.Н. Ярцевой. -

2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.

2. CED - Collins English Dictionary [Text] / Millennium Edition. - Glasgow : Harper Collins Publishers, 1999.

3. EF- The Encyclopedia of Fantasy [Text] / ed. by John Cute, John Grant. - London : Orbit, 1999.

4. LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English [Text] / Third Edition. - Harlow : Longman,

2001.

5. LDELC - Longman Dictionary of English language and Culture [Text] / New Edition. - Harlow : Longman, 1998.

6. MEDAL - Macmillan English Dictionary for Advanced Learners [Text] / International student edition. - Oxford : Macmillan Publishers Ltd., 1993.

7. ODT - The Oxford Dictionary and Thesaurus [Text] / ed. by Sara Tulloch. - Oxford : Oxford University Press, 1993.

8. OGBAC - Oxford Guide to British and American Culture [Text] / Oxford : Oxford University Press, 1999.

УДК 811 82-1/29

ББК 83

К.А. Слуцкая

особенности классификации конкретной поэзии

Конкретная поэзия - явление новое и противоречивое. В статье предпринята попытка сравнить классификации некоторых исследователей и выявить причины неоднозначности интерпретации произведений конкретной поэзии, а также представлена собственная классификация данного жанра, в основу которой положен принцип учета вербальных и невербальных признаков стихотворений конкретной поэзии.

Ключевые слова: конкретная поэзия; визуальная поэзия; фигурный стих; вербальные признаки; невербальные признаки; визуализация

K.A. Slutskaya

concrete poetry classification peculiarities

Concrete poetry is a new and ambiguous linguistic concept. This article gives an analysis of its classifications by different scholars and the reasons for its interpretative ambiguity. It also presents a typology of this genre which takes into account verbal and non-verbal components of concrete poetry.

Key words: concrete poetry; visual poetry; shape poetry; verbal characteristics; non-verbal characteristics; visualization

В настоящее время визуализации как процессу, помогающему усвоению информации, которая в современном мире представлена в изобилии, уделяется значительное внимание в лингвистике. М.Б. Ворошилова отмечает: «За

последние годы в рамках современной лингвистики интерес к невербальным средствам коммуникации, так называемой “визуальной информации”, значительно возрос, что отмечается в большинстве исследований, посвя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.