Научная статья на тему 'Принцип диалога культур в модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих экономистов'

Принцип диалога культур в модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TRAINING / PEDAGOGIC PRINCIPLES / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данько Ольга Александровна, Еныгин Дмитрий Викторович, Мидова Венера Олеговна, Минасян Ева Тиграновна

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогики высшей школы обоснованию принципов модернизации иноязычной профессиональной подготовки. При помощи метода научного абстрагирования, авторы определяют данное понятие с учетом специфики профессиональной подготовки будущего экономиста; посредством применения анализа и синтеза, показывают, что среди разнообразия методологических принципов в педагогике, диалог культур является ведущим, учитывая текущие цивилизационные процессы в обществе и экономике; на основе сравнительно-исторического сопоставления определяют связь указанного методологического принципа с принципом культуросообразности в педагогике. Также в статье обсуждаются пути внедрения данного принципа в процесс преподавания иностранного языка в неязыковом вузе; категориальная база теории и методики профессионального образования приобретает свое развитие за счет введения дополнительного аспекта (профессионально ориентированного) интеграции принципа диалога культур в иноязычное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данько Ольга Александровна, Еныгин Дмитрий Викторович, Мидова Венера Олеговна, Минасян Ева Тиграновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue of cultures as a principle of modernisation of professional foreign language training of future economists

The article is devoted to the topical issue of modern pedagogy of the higher school justification of foreign-language vocational training modernisation principles. By means of the scientific abstraction method, the authors give define this concept taking into account specifics of future economist's vocational training; by means of application of analysis and synthesis,they show that dialogue of cultures is the leading methodological principle in pedagogy, taking into account the current civilisation processes in society and economy; on the basis of comparative-historical comparison, they define connection of the specified methodological principle with the principle of conformity of cultures in pedagogy. Moreover, ways of implementation of this principle to process of teaching a foreign language in a higher educational institution unrelated to foreign language, are discussed in the article; the categorial base of the theory and the technique of professional education develops itself thanks to introduction of additional aspect of the dialogue of cultures principle integration to foreign-language education (a professionally focused principle).

Текст научной работы на тему «Принцип диалога культур в модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих экономистов»

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

УДК 378:33

Данько Ольга Александровна

кандидат педагогических наук доцент

Еныгин Дмитрий Викторович

кандидат педагогических наук, доцент

Мидова Венера Олеговна

кандидат психологических наук, доцент

Минасян Ева Тиграновна

кандидат филологических наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

ПРИНЦИП ДИАЛОГА КУЛЬТУР В МОДЕРНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогики высшей школы - обоснованию принципов модернизации иноязычной профессиональной подготовки. При помощи метода научного абстрагирования, авторы определяют данное понятие с учетом специфики профессиональной подготовки будущего экономиста; посредством применения анализа и синтеза, показывают, что среди разнообразия методологических принципов в педагогике, диалог культур является ведущим, учитывая текущие цивилизационные процессы в обществе и экономике; на основе сравнительно-исторического сопоставления определяют связь указанного методологического принципа с принципом культуросообразности в педагогике. Также в статье обсуждаются пути внедрения данного принципа в процесс преподавания иностранного языка в неязыковом вузе; категориальная база теории и методики профессионального образования приобретает свое развитие за счет введения дополнительного аспекта (профессионально-ориентированного) интеграции принципа диалога культур в иноязычное образование.

Ключевые слова: иноязычная профессиональная подготовка, педагогические принципы, профессиональная подготовка будущих экономистов.

В современном мире практически не осталось статичных понятий, которые бы не нуждались в процессах постоянного преобразования. Эта идея может показаться по-философски диалектичной, но, тем не менее, в образовательной практике последних лет можно отметить ускорение темпов развития отечественной педагогики и системы образования. Данные изменения обусловлены эволюционными особенностями развития нашего общества, его политической, экономической и социальной систем. Сегодня все более остро ощущается необходимость в специалистах новой когорты, готовых работать в изменившихся профессиональных условиях, адаптивных, мобильных, открытых к новому, а главное обладающих умениями осуществления своей профессиональной деятельности на мировой арене, что особенно актуально для экономистов, в виду усилившейся и ускорившейся международной интеграции отечественных компаний.

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости преобразования, модернизации иноязычной профессиональной подготовки таких специалистов с целью формирования у них вышеупомянутых умений.

Для начала определимся с понятием модернизации иноязычной профессиональной подготовки, для этого проанализируем термины «модернизация» и «модернизация образования». Отметим, что в научном плане мы разделяем такие дефиниции дан-

ных понятий соответственно: модернизация - это преобразование, с целью усовершенствования, приведения в соответствие с современными требованиями [7]. Говоря о модернизации образования, отметим как особенно актуальную точку зрения академика Э. Днепрова [4], который понимал под данным концептом комплексное и многостороннее обновление всех уровней образовательной системы и всех областей педагогической деятельности в соответствии с требованиями, которые выдвигает современная жизнь с учетом сохранения и умножения лучших традиций отечественной образовательной системы.

Опираясь на вышеприведенные дефиниции, под модернизацией иноязычной профессиональной подготовки будущих экономистов понимаем систему фронтального пересмотра принципов функционирования системы иноязычного образования в нефилологическом вузе с целью проектирования их изменений на уровне содержания, технологий и организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями к специалисту в области экономической деятельности.

Принципы модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих экономистов выполняют ряд взаимосвязанных функций: выступают в роли ориентира при организации иноязычной образовательной деятельности, ее регулятивами и основой; выполняют интегративную функцию [3], обобщают, систематизируют и формулируют основополагающие идеи иноязычного образования эко-

208

Вестник КГУ ^ 2019

© Данько О.А., Еныгин Д.В., Мидова В.О., Минасян Е.Т., 2019

Принцип диалога культур в модернизации иноязычной профессиональной подготовки будущих экономистов

номического профиля, отражающие закономерности образовательного процесса в неязыковом вузе; обеспечивают научно-обоснованный отбор содержания иноязычной профессиональной подготовки, выбор форм, методов и средств изучения иностранного языка в неязыковых вузах; дают возможность разработать критерии оценки сформированности иноязычных умений будущих экономистов.

Исходя из цели данной статьи, отметим, что принцип диалога культур является ключевым. Исторически он связан с принципом культуросообраз-ности, который соответствует идее об организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с определенными внешней, внутренней и общественной культурами. Автором данного принципа считают великого педагога Дистервега [5], который открыл его в ходе работы над концепцией развивающего обучения. Разрабатывая методологические основания данного принципа, Дистерверг ориентировался в первую очередь на воспитание, говоря о том, что для эффективного воспитания необходимо учитывать условия места и времени рождения человека, а также место и время, в которых человеку предстоит жить и работать. В профессиональной подготовке данный принцип подразумевает контакт с разными слоями личностно-профессиональной культуры будущего специалиста: предметно-содержательной культурой; культурой профессиональной деятельности; культурой профессионального мышления; культурой личностного, делового, профессионального общения.

Этот принцип модернизации иноязычной профессиональной подготовки предполагает организацию рефлексии учебной, социальной и профессиональной деятельности будущего специалиста в среде его личностно-профессионального становления. Владение нормами современной культуры ценно и значимо для будущего специалиста, осваивающего основы своей профессии, пути и средства достижения профессионального мастерства, соответственно культурный аспект является ключевым не только в содержании иноязычного образования в экономическом вузе, но и в методах и формах работы.

Анализируя принцип диалога культур в иноязычной профессиональной подготовке будущего экономиста, отметим, что современная система профессионального образования призвана прививать будущим специалистам умения толерантности, уважения к многонациональности и много-конфессиональности общества в нашей стране. Принцип диалога культур становится особенно актуальным, принимая во внимание геополитическую и социальную ситуации [5], и ориентирован на создание образовательной системы нового типа - мультикультурной, которая является частью гуманистической парадигмы в педагогике и выделяет диалог как важнейшую составляющую современного образования.

В целом, данные идеи в обучении и воспитании не новы, но проблема в том, что во многих технологиях они сводятся только к коммуникации. Принцип же диалога культур определяет диалог не только как средство, но и как сущностную характеристику образовательных технологий. В основе данного принципа лежат идеи М. Бахтина [1] о культуре как диалоге, теория внутренней речи Л.С. Выготского [3] и философская логика культуры В. Библера [2], который в дальнейшем разработал «Школу диалога культур».

Данный принцип особенно актуален для иноязычного образования, которое как раз и направлено на формирование коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее умениями. Для начала определим понятие «диалог». Отметим, что мы вполне разделяем понимание данного понятия, приведенное в работах В. Библера [2], который видит его как двустороннее информационное и смысловое взаимодействие. Автор делит диалог на несколько типов - внутриличностный, межличностный диалог и диалог культурных смыслов, на основе которого и выстраивает концепцию диалога культур, которую можно признать предельно гармоничной и продуктивной для иноязычного образования.

Принцип диалога культур предполагает такое взаимодействие между ними, которое будет направлено на сохранение своей целостности и получение возможности для взаимообогащения и более полного понимания не только другой культуры, но культуры собственной. Так как в ходе организации диалога культур ставятся новые вопросы иной культуре, которые прежде не поднимались в ней самой, и осуществляется попытка посредством сравнения лучше понять собственную культуру [2].

Отметим, что диалог культур может происходить в двух направлениях - по горизонтали и вертикали. Горизонталь предполагает географически одновременное пространство. В такой диалог культур вступают представители различных национальностей, которые живут на современном этапе на определенной территории [7]. Вертикаль подразумевает диалог во времени - диалогическое общение культурно различных исторических эпох. Следовательно, в первую очередь иноязычная профессиональная подготовка должна быть ориентирована на подготовку будущего экономиста к диалогу культур по горизонтали, так как взаимодействие такого типа более распространено с учетом особенностей организации профессиональной деятельности специалистов данного профиля.

С точки зрения принципа диалога культур, приобщение к новой культуре происходит в четырех аспектах: познавательном, развивающем, воспитательном и образовательном. То есть в процессе иноязычной подготовки будущий специалист должен получить знания о культуре народа и о языке - как части культуры (познавательный аспект),

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

209

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

развить речевые и общие умения, психические функции (развивающий аспект), усвоить совокупность эстетических, нравственных и моральных норм (воспитательный аспект) и овладеть речевыми навыками (учебный аспект) [3].

На наш взгляд, актуальным будет выделить пятый аспект - профессионально-ориентированный, который предполагает овладение культурными особенностями организации профессиональной деятельности на международной арене в целом, а также в ходе организации делового взаимодействия с представителями отдельных культур в частности. Исходя из этого, будущий экономист в ходе иноязычной профессиональной подготовки должен выработать определенный универсальный алгоритм профессионального взаимодействия с представителями любой культуры. Не лишним будет заметить, что для успешного иноязычного профессионального общения необходимо не только владение одинаковыми языковыми средствами собеседника, но и схожими по содержанию знаниями о мире, которые называют фоновыми (background knowledge).

Принимая во внимание приведенные выше обоснования, а также технологию создания ситуации диалога В. Серикова [7], выделим такие особенности применения принципа диалога культур в иноязычной профессиональной подготовке будущего экономиста: диагностика готовности студентов к вступлению в диалог культур на профессиональном уровне (владение базовыми знаниями об особенностях организации экономической деятельности в разных культурах и на межкультурном уровне, наличие межкультурного коммуникативного опыта, а также сформированность установок на толерантное восприятие иных профессиональных точек зрения); наличие опорных мотивов - в содержании своей иноязычной подготовки будущие экономисты должны ощущать наличие вопросов, которые актуальны для них в профессиональном смысле и явно пригодятся в будущей деятельности; репрезентация учебных материалов в виде системы реальных проблемно-конфликтных (в мультикультурном аспекте) ситуаций из будущей профессиональной деятельности экономиста и использование средств иностранного языка для их разрешения; понимание диалогично-сти как качества культуры, необходимое для приема чужого опыта.

Таким образом, принцип диалога культур призван целенаправленно развивать умения и готовность к профессиональному диалогу личностей.

При соответствующей организации иноязычной профессиональной подготовки вовлеченность в такой диалог культур обеспечит не только формирование универсальных речевых, но и интеллектуальных умений, а самое главное - личностных и профессиональных качеств, востребованных

в профессиональном общении на любом языке. Из этого можно сделать вывод о том, что при профессионально ориентированном обучении иностранному языку необходимо не просто применение коммуникативных технологий, а технологий, развивающий речемыслительную деятельность.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. - 2008. - № 4. - С. 75-79.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. -№ 6. - С. 31-42.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

4. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.

5. Дистервег А.О. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. - 1998. - № 7. - С. 193-197.

6. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятель-ностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. -2014. - Т. 19. - № 3. - С. 105-126.

7. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 540 с.

References

1. Bahtin M.M. K metodologii gumanitarnyh nauk // Razvitie lichnosti. - 2008. - № 4. - S. 75-79.

2. Bibler VS. Kul'tura. Dialog kul'tur (opyt opredeleniya) // Voprosy filosofii. - 1989. - № 6. -S. 31-42.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. -M.: Pedagogika-Press, 1996. - 536 s.

4. Dneprov EH.D. Novejshaya politicheskaya istoriya rossijskogo obrazovaniya: opyt i uroki. - M.: Marios, 2011. - 456 s.

5. Disterveg A.O. O prirodosoobraznosti i kul'turosoobraznosti v obuchenii // Narodnoe obrazovanie. - 1998. - № 7. - S. 193-197.

6. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. -T. 19. - № 3. - S. 105-126.

7. Serikov VV Obrazovanie i lichnost': Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. -M.: Logos, 1999. - 540 s.

210

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.