Научная статья на тему 'Использование Инстаграма в процессе тренировки продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке'

Использование Инстаграма в процессе тренировки продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
196
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОГ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ИНСТАГРАМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / BLOG / SPEAKING / WRITING / INSTAGRAM / COMMUNICATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еныгин Дмитрий В., Маслова Елизавета Г., Зарудная Мария В., Гончарова Ирина Д.

Статья посвящена одной из актуальных проблем системы университетского иноязычного образования использованию онлайн-технологий в процессе развития речевых навыков и умений будущих специалистов. Появление онлайн-платформ и интерактивных курсов диктует необходимость обращения к применению социальных сетей в учебном процессе, однако Инстаграм остается вне поля зрения современных исследований, в связи с чем авторы, опираясь на ряд фундаментальных методологических подходов и концепций, определяют основные способы использования данной социальной сети в процессе развития продуктивных видов иноязычной речевой деятельности у студентов экономического вуза. Авторы анализируют эффективность ведения блогов в Инстаграме студентами факультетов маркетинга, бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова; приводят примеры блогов студентов и анализируют типичные ошибки; выводят основные отличия в работе в аудитории по развитию указанных навыков и онлайн. Также в статье приведены различные типы заданий для ведения инстаблогов студентами, которые могут быть использованы в учебном процессе экономического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of Instagram in training for speaking and writing in a foreign language

The article is devoted an important problem of teaching a foreign language course at an academic level the use of online technologies in the development of writing and speaking skills of future specialists. New online platforms and interactive courses require to apply social networks in the academic process. However, Instagram is still beyond current scientific research, which brings the authors to define main ways of using this tool in teaching foreign languages at an economic university relying on fundamental methodological approaches and concepts. The authors analyze the effectiveness of blogging on Instagram by students of Marketing and Business “Captains” faculties at Plekhanov Russian University of Economics; give examples of student blogs and common mistakes; define the main differences in developing these skills in classroom and online. The article also presents various types of tasks for students' instablogs which can be used in the academic process at an economic university.

Текст научной работы на тему «Использование Инстаграма в процессе тренировки продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке»

УДК 378.016:811

Б01: 10.28995/2073-6398-2019-3-70-78

Использование Инстаграма в процессе тренировки продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке

Дмитрий В. Еныгин

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, enygin.dv@rea.ru

Елизавета Г. Маслова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, maslova.eg@rea.ru

Мария В. Зарудная

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, zarudnaya.mv@rea.ru

Ирина Д. Гончарова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, irinagoncharova89@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем системы университетского иноязычного образования - использованию онлайн-технологий в процессе развития речевых навыков и умений будущих специалистов. Появление онлайн-платформ и интерактивных курсов диктует необходимость обращения к применению социальных сетей в учебном процессе, однако Инстаграм остается вне поля зрения современных исследований, в связи с чем авторы, опираясь на ряд фундаментальных методологических подходов и концепций, определяют основные способы использования данной социальной сети в процессе развития продуктивных видов иноязычной речевой деятельности у студентов экономического вуза. Авторы анализируют эффективность ведения блогов в Инстаграме студентами факультетов маркетинга, бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова; приводят примеры блогов студентов и анализируют типичные ошибки; выводят основные отличия в работе в аудитории по развитию указанных навыков и онлайн. Также в статье приведены различные типы заданий для ведения инстаблогов студентами, которые могут быть использованы в учебном процессе экономического вуза.

© Еныгин Д.В., Маслова Е.Г., Зарудная М.В., Гончарова И.Д., 2019 RSUH/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogics. Education" Series, 2019, no. 3 ♦ ISSN 2073-6398

Ключевые слова: инновационные технологии, блог, устная речь, письменная речь, Инстаграм, коммуникативные компетенции

Для цитирования: Еныгин Д.В., Маслова Е.Г., Зарудная М.В., Гончарова И.Д. Использование Инстаграма в процессе тренировки продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 3. С. 70-78. БОТ: 10.28995/2073-6398-2019-3-70-78

The use of Instagram in training for speaking and writing in a foreign language

Dmitriy V. Enygin

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, enygin.dv@rea.ru

Elizaveta G. Maslova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, maslova.eg@rea.ru

Mariya V. Zarudnaya

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, zarudnaya.mv@rea.ru

Irina D. Goncharova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, irinagoncharova89@gmail.com

Abstract. The article is devoted an important problem of teaching a foreign language course at an academic level - the use of online technologies in the development of writing and speaking skills of future specialists. New online platforms and interactive courses require to apply social networks in the academic process. However, Instagram is still beyond current scientific research, which brings the authors to define main ways of using this tool in teaching foreign languages at an economic university relying on fundamental methodological approaches and concepts.

The authors analyze the effectiveness of blogging on Instagram by students of Marketing and Business "Captains" faculties at Plekhanov Russian University of Economics; give examples of student blogs and common mistakes; define the main differences in developing these skills in classroom and online. The article also presents various types of tasks for students' instablogs which can be used in the academic process at an economic university.

Keywords: innovative technologies, blog, speaking, writing, Instagram, communicative competences

For citation: Enygin DV., Maslova EG., Zarudnaya MV., Goncharova ID. The use of Instagram in training for speaking and writing in a foreign language. RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series. 2019;3:70-78. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-3-70-78

Введение

В современном мире система высшего образования функционирует в условиях необходимости постоянных изменений, реагируя на переменчивые в обществе процессы. Текущие тенденции развития университетского иноязычного образования влекут за собой новые требования к методам обучения и к тому же международная ориентация и введение новой образовательной парадигмы в отечественных вузах предполагает концептуально новые подходы к содержанию, дидактическим методам, способам контроля качества и результативности учебного процесса, новым технологиям организации и оптимизации самостоятельной работы студентов.

Развитие социальных сетей сильно повлияло и на общение компаний с клиентами: Instagram, Facebook, Telegram стали площадкой для продвижения и продажи товаров и услуг, каналом коммуникаций с клиентами, способом получения обратной связи. Умение грамотно общаться в социальных сетях может быть особенно важно для молодых специалистов, работающих в таких сферах деятельности, как маркетинг, реклама, связи с общественностью. Несмотря на прописанные в ФГОС поколения 3+, рабочие программы дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык делового и профессионального общения» не включают новые форматы письменного общения, такие как блоги в Insta-gram или других социальных сетях.

Результаты анализа существующих научных исследований по теме засвидетельствовали наличие большого интереса к применению блогов в обучении иностранным языкам. Кроме того, поражает методологическая глобальность разрабатываемой проблемы, так как основой для внедрения блог-технологий в учебный процесс выступает актуализация базовых подходов, таких как личност-но-деятельностный подход к обучению и воспитанию [1, 2]; коммуникативный [3]; а также таких методических концепций, как теория компьютерно-опосредованного обучения [4]; концепция дидактической среды сети Интернет [5]); концепция компьютерной лингводидактики [6]; компьютерно-информационная модель обучения иностранным языкам [7]; теория использования социальных сервисов Веб 2.0 в обучении [8].

Следует отметить, что теорией обучения при помощи технологий блогинга занимались многие отечественные и зарубежные ученые [1-12]. Так, дано определение блогинг-технологии, описаны методологические основные ее применения в процессе обучения иностранному языку в школе и языковом вузе, описаны платформы для размещения блогов студентов и многое другое, однако

вышеупомянутый анализ не засвидетельствовал исследований, направленных на использование социальной сети Инстаграм в качестве платформы для студенческих блогов в ходе изучения профессионально ориентированного английского языка в экономическом вузе (в аспекте формирования и развития их продуктивных иноязычных умений и навыков), что и послужило основой для написания данной статьи.

Далее приведем пример того, как внеаудиторная работа может осуществляться при помощи блога в сети Инстаграм.

Формирование навыков письменной речи

С целью формирования навыков письменного общения с аудиторией студентам 3-го курса факультета «Маркетинга» РЭУ им. Г.В. Плеханова было предложено вести блоги в Инстаграме на английском языке на протяжении одного семестра. Работая в группах по четыре человека, студенты должны были вести блог в соответствии с выбранной темой. В проекте приняло участие 53 студента, было создано 12 студенческих блогов на различные темы. Учитывая тот факт, что маркетологам, специалистам в области рекламы и связей с общественностью приходится работать с целым спектром товаров и услуг, то основной целью ведения блогов было освоение формата профессионально ориентированной коммуникации в социальной сети и овладение навыками привлечения и удержания целевой аудитории.

Основными выбранными темами были: путешествия и национальные кухни; фильмы, книги, музыка, стиль жизни; опыт изучения иностранного языка. Студенты получали инструкции по написанию блога от преподавателя и каждый пост оценивался по следующим критериям: структура изложения материала; динамика развития темы в блоге; самостоятельность суждений; контакт с аудиторией; лексико-грамматическое оформление блога и учет регистра общения; активность работы в сети; визуальное оформление постов.

Отдельно оценивались популярность блога у пользователей сети и этикет общения с преподавателем.

При анализе первых работ был отмечен ряд проблем в речи студентов.

1. Отсутствие контакта с аудиторией. Студенты, имея опыт написания отчетов, служебных записок и писем, автоматически переносили формальный и часто безличный характер деловой корреспонденции в Инстаграме. Предпочтение отдавалось страдательно-

му залогу, студенты избегали использования личных местоимений. Часто было неясно, какому типу читателя адресован тот или иной пост (@2шагке1^_ап^1гауе1).

2. Фрагментарность высказываний. Некоторые посты, особенно посвященные фильмам, книгам, музыке, интересным местам, напоминали обзоры. Отсутствовала когерентность текста внутри одного поста и последовательность идей внутри серии постов. Более того, отсутствовала хронологическая связь между постами и текущими событиями (@8оиЫто8сош, @йте_1о_тоу1е).

3. Низкая компетентность студентов в освещаемых вопросах. Наблюдалась тенденция либо пересказывать стандартные и поверхностные суждения (@Ьош1те^утШюп), либо уходить в теорию (@8тт_1упх).

4. Большое количество ошибок. Воспринимая блог в Инстагра-ме как несерьезный письменный формат, студенты уделяли гораздо меньше внимания правильности использования лексико-грам-матических конструкций и орфографии. Ошибки также могли быть спровоцированы тем, что большинство студентов полагались на автоматическую проверку орфографии на мобильных устройствах, пренебрегая собственной выверкой текста (@_1ав1е_шогЫ_).

После публикаций студенты получали личные комментарии от преподавателя, а наиболее часто встречающиеся освещались в соответствующей рубрике блога преподавателя. К концу курса отмечался прогресс практически во всех группах.

Таким образом, основными навыками письменной речи, сформированными в ходе работы с блогами, можно считать следующее: 1) умение устанавливать контакт с целевой аудиторией, задавать риторические вопросы и приводить релевантные примеры; 2) умение формулировать собственное мнение и побуждать аудиторию к определенным действиям (@have.1ess_get.more - стиль минимализма против консюмеризма); 3) построение логичного, последовательного высказывания; 4) использование верного регистра, умение определять нужный уровень формальности общения; 5) грамотное использование лексико-грамматических конструкций.

Формирование навыков устной речи

Во втором эксперименте, длившемся в течение трех семестров, принимали участие студенты 2-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова. Был предложен общий хэштег #becaptainsofrussia, который за время проекта был отмечен более чем в 400 записях. Для студен-

тов с разным уровнем владения языком применялся дифференцированный подход. Типы заданий распределялись следующим образом: а) А1-А2 - запись интервью с участием иностранных гостей во время чемпионата мира по футболу в 2018 г., видеоролики о себе и о своих увлечениях; б) A2-B1 - запись сцены собеседования при приеме на работу; блог о своем бизнес-проекте; в) B1-B2 - запись коммерческой рекламы, запись видеопрезентации по темам: «Management», «Marketing», «Finance»; г) B2-d (студенты магистратуры) - запись переговоров, видеоконференции или онлайн-совеща-ния по сценариям учебника Market Leader Advanced.

Отметим, что данный вид работы является дополнительным и не входит в обязательную часть программы «Иностранный язык», однако зачастую видеоблог становится единственной возможностью речевой практики и формой отчетности для студентов, обучающихся дистанционно. К примеру, студенты магистратуры, принимающие активное участие в дополнительных образовательных программах, часто выезжают с проектами в другие города, но имеют возможность поддерживать связь с преподавателем через социальную сеть, выполняя индивидуальные и групповые презентации онлайн.

В ходе исследования нами было отмечено, что подобный вид работы дает возможность обучающемуся заметить собственный прогресс в речи, не только письменной, но и устной. Студент, обладающий портфолио видеозаписей, имеет возможность сравнения своих первых шагов со всеми последующими. Это также позволяет преподавателю анализировать и исправлять речевые ошибки наглядно и своевременно, в открытых или личных комментариях в зависимости от педагогических задач.

Необходимо отметить, что качество речи студентов в их видеоработах значительно отличалось от качества речи в аудитории. Это говорит о том, что видеоблог играет большую роль в достижении главной дидактической цели, а именно усвоении студентом новых лексико-грамматических конструкций, поскольку в условиях записи и видеомонтажа студенты, как правило, делают несколько попыток записать каждый фрагмент предпочтительно без ошибок и технических погрешностей. В стремлении добиться идеального результата для качественного и популярного поста возникает положительный «побочный» эффект, а именно запоминание лексики, оттачивание интонации, произношения, связанности речи, что не является самоцелью, а рождается естественным образом в увлекательном и творческом процессе.

Вместе с тем заметим, что для некоторых студентов это задание представляется практически непосильным вначале, однако в ходе

работы напряжение и страх перед говорением снимаются за счет развлекательного элемента. Съемка видео позволяет творчески компенсировать нехватку вербальных средств выражения эстетическими. Студенты получают неограниченную творческую свободу и часто выходят за рамки поставленной задачи, включая музыкальное сопровождение, видеоэффекты, возможности монтажа, привлекают других участников к сьемке, в том числе иностранцев, что позволяет напрямую говорить об аутентичности общения.

Поскольку успех запоминания во многом зависит от того, насколько приятен и увлекателен сам процесс обучения, то ценность видеоблога здесь не вызывает сомнений. В процессе саморефлексии студенты признавались, что подобный вид деятельности позволяет им раскрепоститься и получить свободу самовыражения, которая напрямую влияет на формирование навыков устной речи. Очевидно, что видеоблог имеет сильное эмоциональное воздействие на изучающего иностранный язык, повышает значимость и ценность изученного материала, подчеркивает реалистичность ситуации. Публикации в социальных сетях выносят речевую практику за рамки аудитории, что является особенно значимым для студентов начального уровня, для которых успех становится наглядным и ощутимым, повышается чувство удовлетворенности от образовательного процесса.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что среди большого количества проанализированного материала различного жанра и направленности было выделено три типа учебных блогов: письменный блог, видеоблог и комбинация письменного и видеоконтента. Последний, с точки зрения авторов, в перспективе может также применяться как наиболее эффективный способ организации внеаудиторной работы.

Инстаграм является мощным мотивационным инструментом, позволяющим стимулировать и подпитывать интерес обучающихся к продолжительному общению. Подавляющее большинство студентов проявляли высокую заинтересованность в ведении блогов и получении обратной связи от преподавателя и других студентов. Принципиально новая форма, актуальность и уникальность данного подхода обеспечивают реализацию творческого потенциала студентов, их возможность самовыражения, а определенная доля соперничества, состязательности и взаимное обогащение стимулирует мотивацию.

Результаты исследования показали, что ведение видеоблога имеет огромное значение для снятия языкового барьера и страха перед публичным выступлением, а сформированные навыки продуктивной письменной иноязычной речи могут быть полезными в профессиональной деятельности будущих маркетологов и специалистов в области рекламы и связей с общественностью не только при написании блогов, но и рекламных листовок, объявлений и коротких статей.

Литература

1. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

2. Леонтьев А. Психология общения. М.: Litres, 2018. 435 с.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985. 289 c.

4. Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. 192 c.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. 305 c.

6. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: Классификация, критерии оценки, методика использования. М.: МГИМО, 2007. 190 с.

7. Титова С.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: ИКАР, 2014. 210 c.

8. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра. 2005. Т. 11. C. 75-96.

9. Иванченко Д.А. Перспективы применения блог-технологий в Интернет-обучении // Информатика и образование. 2007. № 2. С. 120-122.

10. Dalsgaard C. Social software: E-learning beyond learning management systems // European Journal of Open, Distance and e-learning. 2006. Т. 9. № 2. P. 117-129.

11. Kerres M. A didactical framework for the design of blended learning arrangements // Journal of educational media. 2003. Т. 28. № 2-3. P. 101-113.

12. Glogoff S. Instructional blogging: Promoting interactivity, student-centered learning, and peer input // Innovate: Journal of Online Education. 2005. Т. 1. № 5. P. 206-209.

References

1. Vygotskii LS., Davydov VV. Educational psychology. Moscow: Pedagogika-Press, 1996. 536 p. (In Russ.)

2. Leont'ev A. Communication psychology. Moscow: Litres Publ.; 2018. 435 p. (In Russ.)

3. Passov EI. Communicative method of teaching foreign language speaking: A Guide for teachers of foreign languages. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1985. 289 p. (In Russ.)

4. Tikhomirov OK. The adoption of intelligent solutions in the dialogue with the computer. Moscow: MGU Publ.; 1990. 192 p. (In Russ.)

5. Polat ES. New pedagogical and information technologies in the educational system. Moscow: Akademiya Publ.; 2009. 305 p. (In Russ.)

6. Raitskaya LK. Internet resources in teaching English at high school: Classification, evaluation criteria, methods of application. Moscow: MGIMO Publ.; 2007. 190 p. (In Russ.)

7. Titova SV. Web 2.0 technologies in teaching foreign languages. Moscow: IKAR. 2014. 210 c. (In Russ.)

8. O'Reili T. What is Web 2.0. Komp'yuterra. 2005;11:75-96. (In Russ.)

9. Ivanchenko DA. Prospects for the use of blog technology in e-learning. Informatika i obrazovanie. 2007;2:120-22. (In Russ.)

10. Dalsgaard C. Social software: E-learning beyond learning management systems. European Journal of Open, Distance and e-learning. 2006;9(2):117-29.

11. Kerres M. A didactical framework for the design of blended learning arrangements. Journal of educational media. 2003;28(2-3):101-13.

12. Glogoff S. Instructional blogging: Promoting interactivity, student-centered learning, and peer input. Innovate: Journal of Online Education. 2005;1(5):206-209.

Информация об авторах

Дмитрий В. Еныгин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, д. 36; enygin.dv@rea.ru Елизавета Г. Маслова, кандидат филологических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, д. 36; maslova.eg@rea.ru

Мария В. Зарудная, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, д. 36; zarudnaya.mv@rea.ru

Ирина Д. Гончарова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; irinagoncharova89@gmail.com

Information about the authors

Dmitriy V. Enygin, Cand. of Sci. (Education), associate professor, Plekhan-ov Russian University of Economics, Moscow, Russia; bld. 36, Stremyanny Lane, 117997, Moscow, Russia; enygin.dv@rea.ru

Elizaveta G. Maslova, Cand. of Sci. (Philology), associate professor, Plekha-nov Russian University of Economics, Moscow, Russia; bld. 36, Stremyanny Lane, 117997, Moscow, Russia; maslova.eg@rea.ru

Mariya V. Zarudnaya, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia; bld. 36, Stremyanny Lane, 117997, Moscow, Russia; zarudnaya.mv@rea.ru

Irina D. Goncharova, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; irinagoncharova89 @gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.