УДК 372.881.111.22
Морозова Майя Андреевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков технических факультетов, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
комплекс корпоративных интернет-ресурсов для обучения немецкому языку в вузе
Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей интеграции корпоративных интернет-ресурсов в курс обучения иностранным языкам для специальных целей в вузе на примере курса немецкого языка. Цель работы: выявить жанровые, лингвостилистические, социокультурные особенности немецкоязычных корпоративных интернет-ресурсов и предложить комплекс заданий на основе аутентичных интернет-ресурсов немецкоязычных компаний в курс немецкого языка для специальных целей в вузе. Материалом для исследования послужили корпоративные интернет-ресурсы 300 немецкоязычных компаний; использовались следующие методы исследования: лингвистический анализ жанровых, стилистических, языковых особенностей корпоративных микроблогов, сравнение лингвистических характеристик корпоративных микроблогов и других средств корпоративной онлайн-коммуникации, количественная обработка данных, обобщение. На основе выявленных жанровых, лингвостилистических, социокультурных особенностей немецкоязычных корпоративных интернет-ресурсов предложен комплекс заданий с использованием материалов корпоративных сайтов, блогов, микробло-гов, видео- и фотосервисов, социальных сетей, направленных на развитие языковых, речевых, коммуникативных, дискурсивных и межкультурных навыков и компетенций студентов вузов.
Ключевые слова: социальные медиа, корпоративные интернет-ресурсы, язык для специальных целей, немецкий язык.
Современные требования, предъявляемые к набору компетенций при освоении языка специальности студентов неязыковых вузов, касаются понимания текстов профессиональной направленности, коммуникации со специалистами в соответствующей профессиональной области, понимания основного содержания аутентичных медийных текстов блогов/веб-сайтов, умения поддерживать контакты при помощи электронной почты, оформлять презентации и др. [6; 9]. В этом контексте представляется важным включение в систему учебных материалов для обучения иностранному языку комплекса аутентичных ресурсов, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов [5], а именно - ресурсов компаний и организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Современные корпоративные интернет-ресурсы включают:
- веб-сайты;
- блоги и микроблоги;
- видеосервисы;
- фотосервисы;
- социальные сети общего и профессионального назначения.
Все эти ресурсы являются в настоящее
время эффективными и неотъемлемыми инструментами внешних (бизнес - бизнес, бизнес - потребитель) и внутренних корпоративных коммуникаций [11]. Востребованность онлайн-ресурсов для компаний определяется новым этапом экономического развития и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, которые отвечают новым условиям существования бизнеса - обеспечение скорости коммуникации и нестандартности принятия решений [7] и обеспечивают различные формы коммуникации с клиентами, партнерами, сотрудниками, потенциальными сотрудниками, общественностью, госучреждениями, СМИ.
По данным нашего исследования интернет-ресурсов 300 немецкоязычных компаний различного масштаба (крупные, средние, мелкие), представляющих разные сферы деятельности (информационные технологии, производство (автомобиле- и машиностроение, пищевая промышленность), торговля (различные группы товаров), сфера услуг (транспортные и финансовые услуги, услуги связи) и др., корпоративные интернет-ресурсы представлены следующим образом:
- все компании имеют веб-сайт компании/ продукта/мероприятия;
- 28 % ведут корпоративные блоги;
- 48 % используют сервис микроблогов Twitter;
- 64,7 % используют социальную сеть Facebook;
- 34 % компаний используют социальную сеть Google+;
- 20,7 % используют Xing;
- LinkedIn - 16,3 %;
- Flikr - 6,7 %;
- 42 % используют видеосервис YouTube;
- фото- и видеосервис Instagram используют 4 % компаний;
- Kununu - 3 % (рис.).
Анализ корпоративных интернет-ресурсов немецкоязычных компаний позволяет выявить ряд особенностей, которые следует принимать во внимание при использовании данных ресурсов в обучении немецкому языку в вузе:
- жанровая дифференциация [8] (представление одного и того же контента в разных ресурсах обусловлено возможностями и целевыми аудиториями ресурса, что проявляется в выборе языковых средств, наличием/ отсутствием мультимедийного контента);
- лингвостилистические особенности, проявляющиеся на всех уровнях языка (фонетика, морфология, лексика, грамматика, синтаксис), использование специальной лексики и терминологии, контаминация стилей [2; 3; 10];
- социокультурные особенности - национальные (вежливость, соблюдение дистанции и другие национальные черты немцев, связь с культурными традициями и обычая-
ми) и корпоративные, связанные с проявлением корпоративной идентичности [4].
Интеграция корпоративных интернет-ресурсов в процесс обучения немецкому языку требует разработки системы заданий, которая должна учитывать направление подготовки студентов, уровень владения иностранным языком для создания электронных учебных материалов - возможностей информационно-образовательной среды вуза. Система учебных заданий на основе корпоративных интернет-ресурсов должна включать вариативную (ориентированную на конкретную специальность) и инвариантную составляющие. Так, в содержательном плане инвариантный компонент может включать веб-сайты, блоги и микроблоги университетов, страницы и группы университетов в социальных сетях, видеоканала, сети профессиональных контактов Linkedin и Xing, сайты научных конференций, бло-ги ученых и преподавателей, их страницы в профессиональных социальных сетях. Для вариативного компонента необходимо отбирать корпоративные ресурсы по профилю обучения студентов - интернет-ресурсы компаний, продуктов, проектов. В системе учебных заданий должны присутствовать языковые, речевые, учебно- и реально-коммуникативные упражнения [1], упражнения на развитие дискурсивных навыков и навыков межкультурной коммуникации. При этом комплексы заданий для студентов, чья профессиональная деятельность будет непосредственно связана с корпоративными коммуникациями - связями с общественностью,
Рис. Использование корпорпативных интернет-ресурсов немецкоязычными компаниями
рекламой, журналистикой, лингвистикой, будут отличаться от заданий для студентов естественно-научных, технических, других гуманитарных, юридических и прочих направлений подготовки.
В инвариантный раздел курса должны быть включены задания на знакомство с функциональными особенностями ресурсов, возможностями и особенностями их контента, выявление лингвостилистиче-ских особенностей текстов корпоративных социальных медиа, использование формул вежливости, анализ и создание сообщений с соблюдением корпоративной идентичности, норм и правил межкультурной коммуникации, например, такие.
1. Ознакомьтесь с содержанием ответов сотрудника компании на комментарии посетителей в Facebook компании Hipp GmbH & Co. Vertrieb KG (https://www.facebook.com/ HiPPDeutschland/photos/a.17292962608281 0.33185.108633072512466/90695069601402 9/?type=1&theater). Определите, как проявляется вежливый тон сотрудника компании, какие средства он использует?
2. Прочитайте сообщения компании Lindner Hotels AG в сервисе Google+ (https:// plus.google.com/+lindnerhotels/posts). Поясните, чем объясняется большое количество восклицательных и вопросительных предложений?
3. Ознакомьтесь с сообщением в Facebook компании Deutsche Post AG (https://www. facebook.com/deutschepost/photos/a.500617 509949866.120526.485303194814631/1060 361163975495/?type=1&theater). Поясните, с какой целью в сообщении упоминаются пасхальные традиции?
Для изучающих PR и рекламу важно включать задания на анализ, выявление и использование лингвостилистических особенностей текстов, создание текстов различных жанров, реакцию на негативные отзывы и комментарии, корпоративную идентичность, приемы организации продолжительной во времени коммуникации. Примерами таких заданий могут служить следующие.
1. Сравните новость об электромобильности автомобилей на сайте и в блоге компании Daimler AG (http://www.daimler.com/ dccom/ 0-5-1742887-49-1743248-1-0-0-0-0-0-0-7165-0-0-0-0-0-0-0.html; http://blog. daimler.de/2014/08/04/gastbeitrag-wie-sieht-
die-mobilitaet-der-zukunft-aus/).
2. Сравните сообщения в двух блогах компании Otto GmbH & Co KG 9 (http:// www.ottogroupunterwegs.com/blog/blog/ posts/Welchen-Einfluss-hat-die-On-Demand-Economy-auf-den-Online-Handel-Gastbeitrag-eventures.php и http://ottoazubiblog. de/2015/03/lehrerpraktikum-bei-otto-runde-drei/). Определите, на какие целевые аудитории направлены эти посты. Какие языковые средства характерны для каждого блога?
3. Прочитайте ответы на критические комментарии в блоге компании Deutsche Telekom AG (http://blog.telekom.com/2015/02/19/ telekom-rechnung-online-sicherer/#comments). Оцените, насколько эффективен ответ? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Напишите тесты для микроблога одной из немецких компаний, обозначьте хештеги1. Обоснуйте выбор хештегов.
5. Прочитайте несколько твитов компании Tchibo GmbH (https://twitter.com/ tchibo_presse). Какими лингвистическими средствами обеспечивается непрерывность коммуникации в микроблоге?
Для студентов других направлений подготовки при создании системы заданий следует сделать акцент на использовании специальной терминологии, освещении исследований и инноваций, касающихся тем курса по выбранной специальности. Примерами заданий для студентов машиностроительного факультета могут служить следующие.
1. Ознакомьтесь с содержанием сообщения компании Knorr-Bremse AG, работающей в области машиностроения (http://www. knorr-bremse.de/de/press/pressreleases/press_ detail_27136.jsp). Определите, какую роль играет использованная специальная лексика и терминология в тексте сообщения?
2. Сравните, как представлена технология BioFresh компании-производителя конвейерных систем, холодильников и строительных машин Liebherr-International Deutschland GmbH на сайте компании (http:// www.liebherr.com/de/deu/produkte/kühlen-gefrieren/kühlen-gefrieren.html) и на виде-
1 Хештег (англ. hashtag) - ключевое слово, перед которым ставится значок #, что позволяет искать сообщения по определенной теме в Твит-тере, Инстаграме и некоторых социальных сетях.
оканале YouTube (http://www.youtube.com/ watch?v=lIQmtam_MP8). В чем проявляется различие сообщений?
3. Напишите комментарии к сообщению в блоге компании по производству оборудования для пищевой промышленности Krones AG (https://blog.krones.com/blog/technologie/ mit-wettbewerbern-dem-fortschritt-entgegen/), посвященному обмену опытом с конкурентами компании.
4. Приведите примеры персональных профилей специалистов в профессиональных социальных сетях. Какие материалы, на ваш взгляд, представляют наибольший профессиональный интерес? Подготовьте свой персональный профиль для профессиональной социальной сети.
5. Ознакомьтесь с содержанием поста в блоге автомобилестроительной компании Audi AG (http://blog.audi.de/2014/08/13/das-rezept-fur-klimaneutrale-mobilitat/). Обсудите предлагаемые компанией технологии будущего, не наносящие вред окружающей среде.
Таким образом, комплексное использование корпоративных интернет-ресурсов при обучении немецкому языку дает возможность включить в учебный процесс значимые для профессиональной подготовки аутентичные материалы, индивидуализировать процесс обучения, опираться на актуальные ресурсы, использовать широкий круг заданий для формирования компетенций в различных аспектах языка и видах речевой деятельности и, как следствие, сделать более эффективным и мотивирующим процесс формирования профессиональных иноязычных компетенций студентов неязыкового вуза.
Библиографический список
1. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. - М.: Рус. яз., 1990. -166 с.
2. Горошко Е. И., Землякова Е. А., Поляко-
ва Т. Л. Жанры 2.0: проблема типологии и категоризации (на примере коммуникативного сервиса «Твиттер») // Жанры речи. - Саратов: СПГУ, 2012. - Вып. 8. - С. 344-357.
3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 264 с.
4. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. - М.: Икар, 2014. -221 с.
5. Поляков О. Г. Концепция профильно-ориентированного обучения английскому языку в высшей школе: дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2004. - 308 с.
6. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов [Электронный ресурс]: Научно-методический совет по иностранным языкам Минобрнауки России. - URL: http://fgosvo.ru/ppd/11/11 (дата обращения: 15.04.2015).
7. Шилина М. Г. Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей: структура, содержание, особенности развития: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 277 с.
8. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: монография. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 238 с.
9. Beißwenger Michael, Storrer Angelika. Digitale Sprachressourcen in Lehramtsstudiengängen: Kompetenzen - Erfahrungen - Desiderate // Journal for Language Technology and Computational Linguistics (Special Issue „Language Resources and Technologies in E-Learning and Teaching"). -2011. - Р. 119-139.
10. Storrer Angelika. Sprachstil und Sprachvariation in sozialen Netzwerken // Barbara Frank-Job, Alexander Mehler & Tilmann Sutter (Hrsg.): Die Dynamik sozialer und sprachlicher Netzwerke. Konzepte, Methoden und empirische Untersuchungen an Beispielen des WWW. - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2013. - P. 331-366.
11. Was ist der Hauptgrund für die Anwendung von Social Media in Ihrem Unternehmen? Das Statistik-Portal Statista [Электронный ресурс]. - URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/214159/ umfrage/gruende-fuer-die-nutzung-von-social-media-durch-unternehmen/ (дата обращения: 16.04.2015).
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Morozova Maya Andreyevna
Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages for Engineering Faculties and Faculty of Business, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
complex of corporate internet resources for teacning german for specific purposes
Abstract. The article deals with possibilities of integration of corporate Internet resources in courses of foreign language for specific purposes at university by the example of the German language. The objectives are to identify the genre, language, style, and sociocultural characteristics of corporate Internet-resources and offer a range of tasks for their integration in the German for specific purposes courses for different target groups of students. The complex of tasks is based on corporate resources of 300 companies of German-speaking countries and use authentic materials of corporate websites, blogs, microblogs, video and photo social services, social networks. The examples of tasks aimed at development of students' language, communicative, discourse and intercultural skills and competences.
Keywords: corporate Internet resources; language for specific purposes, German.
Поступила в редакцию 12.04.2015