Научная статья на тему 'Принцип демократизма как принцип формирования государственного аппарата'

Принцип демократизма как принцип формирования государственного аппарата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9367
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА / THE PRINCIPLE OF DEMOCRACY / THE STATE GOVERNMENT / PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE GOVERNMENT / THE PRINCIPLES OF THE STATE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олинович Дмитрий Анатольевич

Рассматриваются основы проблематики принципа демократизма. Анализируются доктринальные суждения и подходы, законодательные акты по вопросу. Формулируются общетеоретические закономерности реализации принципа демократизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle of Democracy as a Principle of Formation of the State Apparatus

The article is devoted to the problem of the principle of democracy. Scientific judgements and approaches, acts on a question are analyzed. General-theoretical laws the principle of democracy are formulated.

Текст научной работы на тему «Принцип демократизма как принцип формирования государственного аппарата»

УДК 340.1

ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

© Олинович Д. А., 2012

Рассматриваются основы проблематики принципа демократизма. Анализируются доктринальные суждения и подходы, законодательные акты по вопросу. Формулируются общетеоретические закономерности реализации принципа демократизма.

Ключевые слова: принцип демократизма; государственный аппарат; принципы организации и деятельности государственного аппарата; принципы формирования государственного аппарата.

Организация и деятельность государственного аппарата строится на совокупности принципов, определяющих основные направления его деятельности, особенности его статуса.

Одной из актуальных теоретических проблем совершенствования института государственного аппарата является проблема систематизации принципов деятельности государственного аппарата в целом и, в частности, реализация данных принципов при формировании и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и формирования государственного аппарата устанавливаются в нормативных правовых актах и объективно отражают сущность и назначение государственного аппарата.

Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [1], основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организа-

ции государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Принципы организации и формирования государственного аппарата можно разделить по сферам деятельности на две основные группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом и являются в большей мере характеристиками демократического общества, а не самого права. Они отражают основы общественных отношений, сложившиеся устои определенного общества. К общесоциальным принципам современного российского права относят: политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей); экономические начала права (например, свобода экономической деятельности); нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости). Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят принципы: законности; равенства всех перед законом;

ответственности за вину и презумпции невиновности; судебной защиты прав и свобод граждан; единства прав и обязанностей; сочетания убеждения и принуждения в праве. Перечень принципов права не является исчерпывающим [2].

Одним из важнейших принципов формирования государственного аппарата в современном государстве выступает принцип демократизма, важнейшее проявление которого — «полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в “чужих” интересах» [3].

Вопрос о реализации принципа, демократизма при формировании государственного аппарата имеет важнейшее значение, поскольку данный принцип выражается в широком участии граждан как в формировании, так и в организации деятельности государственных органов, что, в конечном счете, позволяет реализовать интересы большинства населения.

В правовом государстве принцип демократизма пронизывает всю систему права и находит свое непосредственное выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности и характер ее взаимоотношений с государством.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, «принцип демократизма выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения» [4].

На наш взгляд, демократизм как принцип формирования государственного аппарата выражается в том, что с помощью него происходит реализация права участия народа в формировании органов государственной власти и устанавливаются взаимоотношения личности и государства.

Принцип демократизма вытекает из ст. 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «многонациональный российский народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти» [5].

Несколько иным образом принцип демократизма регламентирован в Конституции Чешской Республики: «Народ является источником всей государственной власти; он осуществляет ее через органы законодатель-

ной, исполнительной и судебной власти... Государственная власть служит всем гражданам и может осуществляться только в случаях, пределах и порядке, которые установлены законом. Каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает» (ст. 2).

Конституция Венгрии устанавливает: «В Венгерской Республике вся власть принадлежит народу, который осуществляет свой суверенитет через избранных представителей, а также непосредственно» (ч. 2 ст. 2).

Вместе с тем указанный принцип присущ механизму далеко не каждого государства.

В государствах с антидемократическим политическим режимом участие граждан в формировании государственных органов исключено формально (официально) или фактически, когда, например, создается видимость демократических выборов.

Данный принцип фактически может не действовать и в государствах с формально закрепленным в конституции демократическим режимом. В. М. Корельский по поводу реализации этого принципа в России в 1998 г. писал: «В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются, и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом» [6].

Факт распространения данного принципа в конституциях свидетельствует о том, что принцип демократизма, как принцип формирования государственного аппарата, является одним из самых главных устоев конституционного строя современных демократических государств.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно связано с правом. Разумеется, народ непосредственно определяет законодательную власть, поскольку законодательные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля народа остается системообразующим фактором также для исполнительной власти, поскольку она фор-

мируется выборным представительным органом или выборным главой государства [7].

Принцип демократизма формирования государственного аппарата проявляется, прежде всего, в обеспечении демократического характера поступления на государственную службу (ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, является одним из принципов формирования гражданской службы.

В реализации указанного положения Президентом РФ изданы Указы «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [8] и «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [9]. Этими документами определяются соответственно порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также порядок аттестации тех, кто уже замещает такие должности на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации.

По мнению Н. С. Бондаря, право на равный доступ к государственной службе имеет важное значение, так как означает равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации [10]. Тем самым формируются первоначальные основы для реализации принципа законности на государственной службе, означающего, в конечном счете, что все государственные служащие действуют по основаниям и в пределах предоставленных им законами полномочий [11].

Следовательно, принцип демократизма при поступлении на гражданскую службу выражается в том, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принцип демократизма предполагает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности, а также учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов. Народ участвует в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), а также через свои общественные организации, которые выступают с законодательной инициативой. Конституция РФ предусматривает возможность принятия наиболее важных законопроектов (конституция государства и др.) путем непосредственного всенародного голосования — референдума [12].

Принцип демократизма предполагает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы [13].

Игнорирование либо ограничение данного принципа влечет ослабление связей государственного аппарата с населением и уменьшение их общественной поддержки. Отсутствие прямой связи с народом ведет к уходу от гласности и злоупотреблениям полномочиями.

Государственный механизм должен предусматривать определенные меры по контролю за формированием государственного аппарата. Это обеспечивается, в частности, правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующую реализацию конституционного принципа народовластия в демократическом правовом государстве (ст. 1 и 3 Конституции РФ) и действительное представительство народа в выборных органах публичной власти.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10 июня 1998 г. № 17-П отмечал, что осуществляемое в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование федеральным законом избирательных прав на выборах в субъектах Российской Федерации и пределы федеральных полномочий в этой области обусловлены вытекающей из

ст. 3, 19 и 32 Конституции РФ необходимостью обеспечения принципа равных выборов, гарантируемых в том числе установлением в федеральном законе требований к примерному равенству избирательных округов по числу избирателей. Тем самым обеспечивается соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст. 1 и 3 Конституции РФ) представительство народа в выборных органах государственной власти и местного самоуправления [14].

Таким образом, в Российской Федерации принцип демократизма оказывает самое непосредственное влияние на процесс формирования государственного аппарата. И

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

2. Ергашев Е. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 40 с.

3. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник для вузов. М., 2000.

4. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. М., 2004. 512 с.

5. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

6. Корельский В. Д., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1998.

7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. М., 1996. 512 с.

8. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 февр. 2005 г. № 112 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

9. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 февр. 2005 г. № 110 // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

10. Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека

Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 403-405.

11. Государственная служба : энцикл. словарь. М., 2008.

12. Абдулаев М. И. Теория государства и права : учебник. М., 2004. 410 с.

13. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. М., 2004. 512 с.

14. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

The Principle of Democracy as a Principle of Formation of the State Apparatus

© Olinovich D., 2012

The article is devoted to the problem of the principle of democracy. Scientific judgements and approaches, acts on a question are analyzed. General-theoretical laws the principle of democracy are formulated.

Key words: the principle of democracy; the state government; principles of organization and activities of the government; the principles of the state government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.