Научная статья на тему 'Формы реализации принципа демократизма'

Формы реализации принципа демократизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2934
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА / DEMOCRATISM PRINCIPLE / ДЕМОКРАТИЯ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / RIGHTS AND LIBERTIES OF THE PERSON / SOVEREIGNTY / GOVERNMENT BY THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олинович Дмитрий Анатольевич

В статье ставится цель осветить проблемные моменты, связанные с современным проявлением принципа демократизма, а также провести анализ доктринальных суждений и подходов, законодательных актов по данному вопросу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Form of Implementation of the Democratism Principle

The article deals with problem aspects connected with modern democracy principle. The author analyzes the doctrinal interpretations. Different approaches to this problem and as well as legal acts.

Текст научной работы на тему «Формы реализации принципа демократизма»

УДК 340.1

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЗМА

© Олинович Д. А., 2014

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье ставится цель осветить проблемные моменты, связанные с современным проявлением принципа демократизма, а также провести анализ доктринальных суждений и подходов, законодательных актов по данному вопросу.

Ключевые слова: принцип демократизма; демократия, народовластие, права и свободы человека.

Одним из имеющих первостепенное значение вопросов отечественной науки остается до сей поры принцип демократизма и его реализация в современном государстве.

Слово «демократия» имеет греческое происхождение, от слова demos, что в переводе на русский язык означает «народ», a также от слова kratos, иначе говоря «власть», a это буквально означает «власть народа», «народовластие» [1]. Следовательно, главный смысл демократии составляет народовластие, а ее целью является достижение предельного разнообразия политической и социальной жизни общества.

Под термином «демократия» в теории права принято понимать «форму организации государственной власти совместно с порядком властеотношений, при котором последовательно осуществляются основные права и свободы человека и гражданина, a также реализуется правовой порядок взаимоотношения личности и государства на началах взаимной ответственности, фактически утверждается режим правовых ограничений и законности в деятельности носителей публичной власти, обеспечивается приведение общества к равновесию и благополучию» [2].

Демократический режим по своей сути выступает одной из разновидностей либерального режима, который основан на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей, в результате чего обеспечивается социально-экономическая основа, a также устанавливаются конституционные гарантии этих прав и свобод

человека и гражданина. B результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Как известно, в демократическом государстве именно народ является основным источником власти, в свою очередь это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган выступают его политические взгляды, a также профессионализм.

Таким образом, правовое государство можно рассматривать как демократическое государство, где обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, a также признаются и гарантируются права и свободы человека и, наконец, в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Целью демократии является достижение предельного разнообразия политической и социальной жизни общества.

Демократизм выражается в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правового государства, воплощением которого и является конституционное государство. Таким образом, базовым правовым и политическим документом демократического общества является конституция, которая определяет характер и содержание всех общественных отношений, суть политического режима и механизмов государственного управления. Принцип демократизма является фундамен-

тальной основой конституционного строя России, который закреплен непосредственно в Конституции РФ.

Демократический характер Российского государства находит закрепление в норме ст. 3 Конституции РФ, гласящей, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [3]. Следовательно, согласно конституционному закреплению, в России находят отражение основные формы реализации народом своего суверенного полновластия.

Нормативно-организационный элемент демократии дополняется структурно-организационным компонентом, который выражается в формах участия населения страны в решении вопросов общегосударственного и регионального значения. Принцип демократизма предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

Демократическое общество можно охарактеризовать развитием сочетательных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, которые объединяют людей по различным интересам и склонностям, а интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

В свою очередь государственное управление в демократическом государстве совершается по воле большинства, но при этом необходим учет интересов меньшинства. В результате принятие решений осуществляется как путем голосования, так и использования метода согласования при принятии решений.

Основными формами реализации демократии являются прямая и представительная демократии.

Прямая демократия реализуется через формы непосредственного волеизъявления народа, т. е. народовластия.

Г. Н. Носкова отмечает: «Народовластие — это конституционно установленная и

гарантируемая принадлежность всей власти многонациональному народу России, выражающаяся в возможности граждан РФ свободно осуществлять власть в полном соответствии со своей волей для удовлетворения потребностей и интересов в различных сферах жизнедеятельности, используя для этого предусмотренные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации формы непосредственной и представительной демократии» [4].

В конституционном праве наиболее распространенным является определение, согласно которому «народ — население страны, которое выступает как источник и носитель власти в государстве» [5].

Как было отмечено выше, согласно ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Классически суверенитет толкуется как свойство государственной власти быть независимой ни от какой другой власти как внутри государства, так и за его пределами, т. е. обладать абсолютным правовым верховенством. Признаками суверенитета являются:

1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;

2) решение вопросов войны и мира;

3) назначение должностных лиц;

4) действие в качестве высшего суда в последней инстанции;

5) осуществление помилования;

6) комплектование собственной армии.

Но такое определение не соответствует

сущности народного суверенитета, который гораздо шире суверенитета государственного, ибо в его рамках конституируется самоуправление местных территориальных сообществ и общественных объединений для решения насущных проблем населения в целом и его отдельных социальных групп [6]. Между тем конституционные нормы закрепляют роль народа, его предназначение как единого субъекта — осуществлять власть. Это право народа прямо закреплено только в ст. 3 Конституции РФ и в настоящее время остается лишь декларативной нормой [7].

Многонациональный народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в Российском государстве, посредством выборов передает прези-

денту право от своего имени управлять государством. Таким образом, власть президента в современной России исходит непосредственно от народа, и президент Российской Федерации является таким же представителем народа в управлении делами государства, как и любой другой представительный орган власти.

Демократическое государство не только провозглашает, но и гарантирует своим гражданам социально-экономические, политические и личные права и свободы вне зависимости от каких бы то не было различий. При этом признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета говорит и о невозможности ограничения его прав. Между тем при правовом регулировании конституционного статуса народа необходимо руководствоваться принципом законности, который неизбежно вытекает из принципов демократического и правового государства, что закреплено в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ. Следовательно, демократическую основу конституционного государства составляет и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Формами непосредственного фактического осуществления народовластия в свою очередь являются:

• референдумы, а также свободные выборы;

• опросы общественного мнения;

• обсуждение проектов законов, в которых принцип демократизма проявляется, прежде всего, в демократической процедуре разработки и принятия нормативных правовых актов;

• формирование органов местного самоуправления.

Согласно положениям нормы ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» [8], референдум в Российской Федерации рассматривается как всенародное голосование граждан Российского государства, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

При этом референдум и выборы являются институтами прямой демократии, которые имеют схожие черты как по целям, так и по субъектам, а также дифференцируются, иначе говоря, различаются по объектам и результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъективный состав — граж-

дане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

Будучи неотъемлемой частью политического процесса, выборы являются таким моментом, который временно прерывает привычное движение политической системы и ее звеньев, а в случае смены партий, высших должностных лиц у рычагов власти может стать ступенью к новому качеству системы. В этом и заключается важнейшая потенциальная политическая значимость выборов.

Под выборами предлагается понимать участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах [9].

Обратим внимание на то, что основное различие процедуры выборов и референдума заключается в объекте волеизъявления избирателей.

Самой активной и действенной формой народного участия в управлении делами государства и местного сообщества является голосование на выборах и референдумах.

Принцип демократизма предполагает прежде всего широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Представительную демократию можно определить как форму организации участия народа в осуществлении государственной власти и политики, то есть общественных отношений, состоящих в политическом и государственном руководстве обществом через соответствующие органы. Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. В свою очередь установленная законом периодичность и обязательность выборов выступает одной из важных гарантий фактической реализации народовластия.

Основными признаками, позволяющими отнести те или иные органы власти к институтам представительной демократии, являются выборность, благодаря которой органы власти получают право представлять народ (население территории) и осуществлять власть от его имени, и представительность, позволяющая рассматривать выборные органы государственной власти и местного самоуправления как инструмент народовластия. В отсутствие этого сочетания качеств говорить о народовластии нельзя.

Принцип демократизма лежит в основе организации деятельности государственного аппарата, который в любом современном демократическом государстве должен действовать от имени и в интересах народа, решая все основные задачи общества и обеспечивая в нем необходимый порядок. Следовательно, демократизм содержит в себе механизм формирования и функционирования органов государства.

Важным элементом представительной демократии является местное самоуправление. Можно заключить, что местное самоуправление выступает ценным компонентом демократического государственного устройства. Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно анализу положений нормы ст. 12 Конституции РФ можно заключить, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несмотря на то что органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, осуществлять они его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав. Вынося органы местного самоуправления за пределы систем органов государственной власти, положения норм Конституции РФ в то же время допускают возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий должна контролироваться государством.

Свобода объединения, собраний и манифестаций — еще одно важное проявление демократизма общественного и государственного строя страны.

Местное самоуправление является правом местного сообщества. Граждане же имеют право на участие в местном самоуправлении. В том и другом случае это не обязанность. Как всякое другое право, право организовать местное самоуправление и право участвовать в нем обеспечиваются заинтересованностью и активностью самих носителей права [10].

Следует также указать, что органы государственной власти, местного самоуправления, их должностные лица владеют властью, прямо или опосредованно предоставленной им народом страны либо его частью. Все их действия должны быть направлены на целевое удовлетворение интересов народа и воплощение его воли. Таким образом, органы государственной власти, а также их должностные лица обязаны действовать во взаимосвязи с народом, принимая во внимание его предложения, жалобы, просьбы, о которых отдельные граждане и их объединения вправе сообщать не только путем выборов и референдумов, но и с помощью обращений, публичных мероприятий и других форм прямого волеизъявления. Решения, принятые большинством, должны быть общеобязательны для органов государства. Данное умозаключение проистекает из анализа принципа демократизма, закрепленного в положениях нормы ч. 1 ст. 1 Конституции РФ.

В результате можно заключить, что народовластие осуществляется через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии.

Следует отметить, что народ, который объявлен в Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти, не всегда имеет возможность отражать свою волю, поскольку в выборах участвует незначительная часть избирателей, в связи с чем содержащиеся в нормах Конституции РФ положения, которые характеризуют Россию как демократическое государство, на практике не имеют реализации.

Принцип разделения властей характеризуется усилением исполнительной власти. Не реализованными на практике в должном

виде остаются положения норм Конституции РФ, касающиеся местного самоуправления. Однако в России прилагается немало усилий для формирования условий, в которых конституционные нормы, регламентирующие вопросы построения в современной России демократического государства, могут быть реализованы в полной мере. Ш

1. Тавадов Г. Т. Политология : учеб. пособие. М., 2000. 416 с.

2. Касаткин В. П., Ханнаши С. Демократия как государственно-правовое явление: проблемы становления в переходном обществе / / Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2009. № 10. С. 201-210.

3. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм., внес. ФКЗ РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

4. Носкова Г. Н. Конституционно-правовые гарантии народовластия в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 26 с.

5. Головань Л. А. Понятие и сущность народовластия: проблемы понимания / / Тр. юрид. фак. Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-та. 2004. №. 3. С. 5-15.

6. Романенко В. Б. Системный анализ институтов «народовластие», «демократия», «народный суверенитет», «разделение властей»: их взаимосвязь и соотношение / / Философия права. 2010. № 2. С. 100-101.

7. Казьмина Е. А. К вопросу о принципах конституционного статуса народа // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. 2011. № 9. С. 117-123.

8. О референдуме Российской Федерации : федер. кон-ституц. закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 24 апр. 2008 г. № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

9. Баглай M. B. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. 784 с.

10. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2008. 720 с.

список литературы

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с изм., внес. ФКЗ РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2009. - № 4. - Ст. 445.

O референдуме Российской Федерации : федер. конституц. закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред.

от 24 апр. 2008 г. № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.

Баглай Ы. Б. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. - М. : Норма, 2007.- 784 с.

Головань Л. А. Понятие и сущность народовластия: проблемы понимания // Тр. юрид. фак. Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-та. - 2004. - № 3. - С. 5-15.

Казьмина Е. А. К вопросу о принципах конституционного статуса народа // Вестн. Балт. федер. унта им. И. Канта. - 2011. - № 9. - С. 117-123.

Касаткин В. П. Демократия как государственно-правовое явление: проблемы становления в переходном обществе / В. П. Касаткин, С. Ханнаши // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. - 2009. - № 10. -С. 201-210.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. - М. : Спарк, 2008. - 720 с.

Носкова Г. Н. Конституционно-правовые гарантии народовластия в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Г. Н. Носкова. - Саратов, 2007. - 26 с.

Романенко В. Б. Системный анализ институтов «народовластие», «демократия», «народный суверенитет», «разделение властей»: их взаимосвязь и соотношение // Философия права. - 2010. - № 2. -С. 100-101.

Тавадов Г. Т. Политология : учеб. пособие / Г. Т. Тавадов. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 416 с.

Form of Implementation of the Democratism Principle

© Olinovich D., 2014

The article deals with problem aspects connected with modern democracy principle. The author analyzes the doctrinal interpretations. Different approaches to this problem and as well as legal acts.

Key words: democratism principle; sovereignty; government by the people; rights and liberties of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.