Научная статья на тему 'Приморское изобразительное искусство начала XXI века. Культурная ситуация «Полистилизма»'

Приморское изобразительное искусство начала XXI века. Культурная ситуация «Полистилизма» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
332
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРИМОРЬЯ НАЧАЛА XXI ВЕКА / "ПОЛИСТИЛИЗМ" / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАНЫ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА / "POLISTILISM" / PRIMORYE ART IN THEXXI CENTURY / CULTURAL INSTITUTIONS / ART PROJECTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левданская Наталья Андреевна

Статья посвящена анализу процессов, происходящих в художественной жизни Приморья в начале XXI века. Речь идет о перераспределении ролей между художественными институциями и появлении новых; ситуации «полистилизма» в изобразительном искусстве, укреплении международных культурных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона через реализацию ряда выставочных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primorye art in the beginning of XXI century. The culture situation of “Polistilism”

The article contains the results of analysis of the processes which took place in the Primorye art in the beginning of XXI century: the change of the old and establishing of new cultural institutions, the situation of ";Polistilism”, the extension of art projects with Asia-Pacific Region's countries is concidered.

Текст научной работы на тему «Приморское изобразительное искусство начала XXI века. Культурная ситуация «Полистилизма»»

УДК 75(571.63)

Н. Л. ЛЕВДАНСКАЯ

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

ПРИМОРСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА XXI ВЕКА. КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ «ПОЛИСТИЛИЗМА»

Статья посвящена анализу процессов, происходящих в художественной жизни Приморья в начале XXI века. Речь идет о перераспределении ролей между художественными институциями и появлении новых; ситуации «полистилизма» в изобразительном искусстве, укреплении международных культурных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона через реализацию ряда выставочных проектов. Ключевые слова: изобразительное искусство Приморья начала XXI века, «по-листилизм», международные выставочные проекты, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Статья выполнена при поддержке государственного задания Министерства образования и науки РФ по теме: «Междисциплинарные исследования механизмов международной коммуникации в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Ситуация в приморском изобразительном искусстве 2000-х претерпела значительные изменения по сравнению с 1990-ми. С точки зрения состава участников художественного процесса произошло следующее. Изменились и перераспределились роли между художественными институциями, существовавшими в советское время: Союзом художников, его региональными организациями, музеями, органами власти, обществом. Появились новые институции: частные и корпоративные коллекционеры, в том числе зарубежные, картинные галереи, выставочные залы, дилеры.

Художественный процесс в целом, судьбы, творческие устремления и принципы профессиональной деятельности отдельных мастеров также изменились. Обретенная свобода творчества обернулась для художников потерей гарантированного материального благосостояния. Диктат партийно-политического заказа сменился ощутимым давлением рынка, зависимостью от вкусов и запросов покупателя.

Тем не менее некоторые объективные факторы позволяют сделать вывод о том, что позиции приморских художников оказались довольно прочными. Так, Владивостокское художественное училище, художественный факультет Дальневосточной государственной академии искусств ежегодно продолжают выпускать профессиональных художников; число членов Приморского отделения ВТОО «Союз художников Российской Федерации» растет за счет молодых живописцев, графиков, скульпторов. Выставки произведений приморских мастеров экспонируются не только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но и в Европе. А в Приморье проходят выставки произведений художников из других стран. Таким образом, на месте утраченной системы взаимосвязей и взаимоотношений художников с властью и обществом советского периода выстраивается новая, соответствующая требованиям постсоветского периода.

Что касается стилевых тенденций, развивающихся в данный период, можно сказать следующее. По мнению автора статьи, характерной чертой худо-

жественного процесса в Приморье в начале XXI века является «полистилизм».Термин полистилизм встречается в архитектуре, например, в отношении творчества русских архитекторов XIX века, которые свободно оперировали формами стилей предыдущих эпох. В лингвистике полистилизм обозначает использование в тексте языковых средств, различных по стилевой принадлежности и нормативному статусу; стилистически мотивированное использование разнообразных средств.

Суть данного явления, в применении относительно изобразительного искусства, состоит, по мнению автора, не только в том, что в 2000-е годы в приморском искусстве одновременно развиваются множество стилевых потоков («неомодернистский», постмодернистский, реалистический, испытывающий ощутимое давление со стороны салонного искусства). В 1990-х также сосуществовали тенденции реалистического, неомодернистского, постмодернистского искусства. Но тогда речь шла о наличии ведущих новых тенденций, каковыми являлись «неомодернистские». Их первенство определилось в ходе борьбы с социалистическим реализмом и теми, кто его олицетворял, за право свободы творчества. Средствами борьбы являлось само творчество, несохранив-шиеся манифесты, дискуссии, в которые включались помимо художников критики, журналисты, зрители.

Для «полистилизма» характерна всеобъемлющая толерантность по отношению к любым стилевым тенденциям, отказ от деления их на «хорошие» и «плохие». Если постмодернизм — сочетание черт разных стилей в одном произведении, то «полистилизм» — сосуществование в изобразительном искусстве в одно время и на равных правах множества стилевых тенденций. Оцениваются теперь сами произведения: с точки зрения профессионализма, творческого наполнения, идеи, эмоционального воздействия на зрителя. Актуализируется роль искусствоведа, критика. Вплоть до конца ХХ века большинство искусствоведческих статей в крае носили комплиментарный характер по отношению к любому автору, работающему в «правильном» стилистическом и идейном на-

• Г:

Щ

■ i i/ ■ f

Ш

ШшШшЯШГ,-

ШШМ 4

Ш1ШВГ v

Рис. 1. Щеголева А. С. Еще раз о Потопе. 2008 Холст, масло

Рис. 4. Макеев Е. Е. Осень. 2006. Холст, акрил

Рис. 2. Попович Н. А. Натюрморт с арбузом. 2007. Холст, масло

Рис. 5. Бутусов И. И. Коррида. 2006. Холст, масло

Рис. 3. Погребняк В. Н. Вернисаж I. 2006. Холст, акрил

Рис. 6. Пырков А.А. Без названия. Серия «Мутации». 2002. Холст, масло

правлении и резко критический — по отношению ко всем другим. В культурной ситуации «полисти-лизма» подобные критерии не работают, зритель и покупатель произведений изобразительного искусства теперь ощущает потребность в помощи профессионалов. Задача искусствоведа значительно усложняется, а требования к его профессиональным качествам — повышаются. Возможно, период «поли-стилизма» — время анализа, осмысления, накопления энергии изобразительным искусством края в преддверии очередного качественного изменения.

В 2000-е укрепляются завоеванные в конце XX века международные позиции приморского изобразительного искусства. Новые творческие инициативы приморских художников связаны с участием в ряде ставших традиционными в данный период времени выставочных проектов, осуществляемых как в Приморье, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. С 2000 года проводится Владивостокская биеннале визуальных искусств. Меняющийся контингент участников составляют художники ряда регионов России и стран Азии и Европы [1, 2]. На ежегодно проходящих традиционных встречах губернаторов территорий Северо-Восточной Азии (Россия, Монголия, Япония, Республика Корея, Китайская Народная Республика) демонстрируют свои произведения художники этих стран [3 — 5]. Дальневосточная государственная академия искусств, при поддержке Министерства культуры России, также ежегодно проводит в своих стенах международный конкурс творческих работ студентов и молодых художников «Арт-Владивосток», в котором принимают участие представители России, Польши, Республики Корея, Вьетнама, Китая [6 — 8]. Продолжает свою деятельность Международная творческая организация женщин-художников «Цветы мира» [9, 10].

Новые черты в искусстве Приморья начала XXI века позволяют автору определить сложившуюся культурную ситуацию как «полистилизм», характеризующийся с художественной точки зрения стремлением к синтезу и охвату всего стилевого богатства, накопленного мировым изобразительным искусством, сосуществованием в одно время и — что особенно важно — на равных правах, множества стилевых тенденций, а также выставочным проектным движением как формой творческой инициативы художников и кураторов (рис. 1—6).

С точки зрения социо-культурной, для «полис-тилизма» характерно изменение положения, роли и

взаимоотношении между участниками художественного процесса: художником, искусствоведом (критиком) и потребителем (зрителем, коллекционером, покупателем), а также широкая интеграция приморского искусства в художественный процесс Азиатско-Тихоокеанского региона.

Библиографический список

1. Владивостокская выставка-биеннале визуальных искусств. Каталог. Япония. — Владивосток, 2003— 10 с.

2. 6-я Владивостокская биеннале визуальных искусств. Каталог/ Вступ. ст. Л. Г. Козлова. — Владивосток, 2009 — 53 с.

3. The 8th Art Exhibition in the Northeast Asia regions. Kangwon Province, Korea; Jilin Province, China; Tottory Prefecture, Japan; Vladivostok; JuvAimag, Mongolia. Catalog. — Kangwon, 2005. — 68 c.

4. The 12th Government Art Exhibition in the Northeast Asia regions. Kangwon Province, Korea; Jilin Province, China; Tottory Prefecture, Japan; Vladivostok; JuvAimag, Mongolia. Catalog. — Kangwon, 2010. — 80 c.

5. Выставка произведении искусств. Каталог. 18-И Саммит по международному обмену и сотрудничеству региональных администрации стран Северо-ВосточноИ Азии. — Владивосток, 2013. — 79 с.

6. Арт-Владивосток. I Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников России и стран АТЭС. Каталог. — Владивосток, 2009. — 27 с.

7. Арт-Владивосток. II Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников России и стран АТЭС. Каталог. — Владивосток, 2011. — 33 c.

8. Арт-Владивосток. III Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников России и стран АТЭС. Каталог. — Владивосток, 2013. — 39 c.

9. The 2nd Exhibition of international Creative Women's Association. Catalog. — Seoul, 1999. — 48 c.

10. Women of the world. The 3rd Exhibition of international Creative Women's Association. Catalog. — Ballarat, Australia, 2001. — 24 c.

ЛЕВДАНСКАЯ Наталья Андреевна, доцент кафедры изобразительного искусства Школы искусства, культуры и спорта, член Союза художников РФ, член Российской ассоциации искусствоведов, заслуженный работник культуры РФ. Адрес для переписки: lna293@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2014 г. © Н. А. Левданская

Книжная полка

Мусский, С. А. 100 великих людей / С. А. Мусский. 0400-5.

М. : Вече, 2008. — 480 с. — ISBN 5-9533-

Первая книга под названием «100 великих людей» вышла в издательстве «Вече» в 1998 году. Американский автор М.Х. Харт уже предлагал на суд читателя весьма оригинальную и спорную теорию влияния. Большую часть книги Харт посвятил обоснованию своего предпочтения тем или иным героям, а собственно описанию их деятельности уделялось мало места. Новое, более информативное и более объективное издание книги «100 великих людей» подготовил С.А. Мусский. Персональный состав изменился более чем наполовину. В книге представлены самые яркие личности из основных сфер жизнедеятельности человека. Их достижения приведены в начале каждой статьи. Принимая решение по той или иной персоне, автор исходил и из результатов опросов, проводившихся в разных странах. Предпочтение отдавалось людям, добившимся успехов не в одной, а в нескольких областях. Таковы Пифагор, Архимед, Аристотель, да Винчи, Декарт, Менделеев, Вернадский, Швейцер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.