DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.006
УДК 7.071.1
УССУРИИСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ»: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
Зотова Ольга Ивановна Кандидат искусствоведения, доцент Дальневосточного федерального университета. Ответственный секретарь Приморского отделения ВТОО «Союз художников России». Россия, г. Владивосток. [email protected]
Уссурийск является вторым художественным центром Приморского края. Художественные традиции здесь были заложены еще в 1940-х годах. Уссурийская организация ВТОО «Союз художников России» образовалась 20 июня 1943 года как отделение Приморской организации Союза художников России. 12 марта 1944 года организация открыла первую выставку уссурийских художников. За эти годы в Уссурийске сформировалась плеяда ярких живописцев, которые внесли и вносят большой вклад в развитие изобразительного искусства Дальнего Востока.
Ключевые слова: изобразительное искусство Дальнего Востока, уссурийская школа живописи, творческая дача в Андреевке, Студия военных художников.
Библиографическое описание для цитирования:
Зотова О.И. Уссурийская городская организация ВТОО «Союз художников России»: к вопросу об истории развития // Искусство Евразии. - 2016. - № 2(3). - С. 69-75. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.006 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/575921/18/
Большую роль в создании творческой группы уссурийских художников сыграла Студия военных художников, которую в январе 1940 года основали выпускники Академии художеств Санкт-Петербурга братья Фридманы — Овсей Исакович, художественный руководитель студии военных художников, преподаватель факультета батальной живописи в Академии художеств, и Рафаил Исакович, директор студии и художественной мастерской. Для студии и работы художников в Уссурийске было построено специальное здание по ул. Володарского, 42. В военные годы студией при доме офицеров руководил А. Н. Ромашкин [4].
В 1950-е годы начали работу художественно-производственные мастерские. Уссурийская организация не была многочисленной: 10-15 человек составляли ее творческое ядро. Жизнь небольшой организации всегда имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Аннотация
В данной ситуации положительным явилось то, что компактный коллектив мог увлечь идеей один человек — лидер. В 1950-х лидером считали С. Ф. Арефина, начавшего участвовать в краевых выставках еще с 1940-х годов. С. Ф. Арефин вырос в Уссурийске, в годы Великой Отечественной войны служил в штабе Дальневосточного округа, где и закончил курсы военных художников. Вернувшись в Уссурийск, вступил в Союз художников, активно занимался не только творческой, но и общественной работой в организации. В 1966 году художник переезжает во Владивосток и на долгие годы практически отказывается от станковой живописи, став художником театра. С 1966 по 1997 год работает художником Театра молодежи, драматического театра им. М. Горького.
Несомненно, ведущую роль в творческом развитии организации сыграл К. П. Коваль. Его работы появились на всесоюзных и республиканских выставках в конце 1950-х. Выпускник Студии военных художников в Уссурийске, главной школой для себя он считал Академическую дачу им. И. Е. Репина. Благодаря творческим заездам на Академичку К. П. Коваля хорошо знали в Москве и называли «Коваль из Уссурийска». Он был замечательным педагогом, развивал традиции студийного обучения в Уссурийске, таким образом, фактически продолжил педагогическую линию В. В. Безродного (основателя Приморской организации Союза художников России) на уссурийской земле. Учеников его студии называли «ковалятами». Весь свой щедрый, сильный талант К. П. Коваль посвятил приморскому пейзажу, достоинства которого отмечал мастер-пейзажист А. А. Грицай. Природная одаренность, огромная работоспособность позволили К. П. Ковалю стать высокопрофессиональным художником, личностью, обладавшей «созидательным началом» [1]. Благодаря ему появилось определение «уссурийская школа живописи» на выставках дальневосточного региона и общероссийских. Увлекающая сила его дарования сплотила и вдохновила уссурийских художников. Об этом пишет редактор городской газеты Уссурийска М. Дубранов: «Есть люди, которым самой судьбой предначертано оставить строку в человеческой истории. Из... истории Уссурийска к таким людям без всяких натяжек можно отнести художника Кима Петровича Коваля» [3].
Рис. 1. Никитчик И.Т. Аэропорт Камчатка. Рис. 2. Никитчик О.К. Курилы. Чайки. X., м. X, м. 120x130, 1992 г. 128x150, 2000 г.
В 1940-е годы С. Ф. Арефин, Г. К. Асланов, Ю. Л. Арс, В. М. Зотов, С. П. Чайка, С. И. Дерека заложили крепкие основы стабильной художественной жизни города. В 1950-1970-е годы к ним присоединились и стали членами Союза художников России Н. П. Борисов (скульптор), Б. А. Вялков, К. П. Коваль, В. М. Медведский, Н. Я. Грицук, П. Я. Герман, А. В. Ткаченко, Б. Н. Лошкарев, В. А. Лутченко, Н. Д. Волков, В. А. Серов, Г. Г. Лагерев, А. А. Усенко, в 1980-е — Ю. П. Галютин, О. К. Никитчик, И. Т. Никитчик, А. В. Пихтовников. В 1990-е организацию пополнили новые члены — Ю. П. Ларионов, М. Р. Пихтовникова, Е. А. Пихтовников, Е. А. Ткаченко, Н. Н. Казанцев, С. В. Горбач, М. П. Соболевский, И. И. Дункай, А. М. Гринченко. В связи с молодым поколением художников, пополнивших организацию, уместно исследовать феномен художественных династий и трансформации стилевых особенностей в творчестве художников одной семьи.
18 марта 1985 года состоялось открытие построенного стараниями художников Уссурийска здания Дома художников. Большую роль в этом деле сыграл, в том числе, А. В. Пихтовников, который возглавлял комиссию по культуре в городском совете депутатов. За вклад в развитие искусства России и Дальнего Востока художникам организации присвоено звание «Заслуженный художник РФ» и «Заслуженный деятель искусств РФ» (К. П. Коваль), «Заслуженный художник РФ» (А. В. Ткаченко, В. А. Серов, Н. Д. Волков, О. К. Никитчик, И. И. Дункай).
В 1990 году при численности организации 10 членов, на основании Устава Союза художников России художники Уссурийска образовали самостоятельную Уссурийскую организацию ВТОО «Союз художников России». Это коллектив, который осуществляет регулярную выставочную деятельность и зарубежные проекты. В их числе долгосрочные — «Мост дружбы» (Республика Корея, КНР, Россия), «Радуга Востока», выставки Международной ассоциации женщин-художников «Цветы мира» (объединяет художниц России, Республики Корея, Австралии, КНР, Японии, Вьетнама), деятельность творческой группы «Круг» (объединяет ряд уссурийских художников). Инициатором арт-проектов и творческих групп «Цветы мира» и «Круг» явилась О. К. Никитчик, осознав, что в сложившихся в 1990-е годы условиях небольшая по численности организация не сможет полноценно работать в условиях замкнутости. Возможность выездов за пределы Приморского края, контакты с художниками разных стран давали возможность творческой реализации и присоединения к арт-рынку региона. Идея организации постоянных выставок с выездом за пределы Уссурийска побудила к созданию творческой группы «Круг». В качестве объединительного принципа был взят принцип мобильности и творческого подхода к организации выставки.
Работы выполнены по мотивам произведений писателя Станислава БаллОина
Рис. 3. Дункай И.И. Триптих «Гибель Золотой империи Чжурчженей». Х, м. 120х150. 2008 г.
Выставки художников Уссурийска с успехом проходят в Японии, США, Санкт-Петербурге, Австралии, КНР, Вьетнаме. Любителей искусства, критиков, художников уссурийцы привлекают приверженностью к русской школе живописи, декоративностью, насыщенной цветовой гаммой. Ведущую роль в живописи уссурийских художников занимают пейзаж и натюрморт. Вместе с тем, уссурийские художники были участниками известной Шикотанской группы, которая внесла вклад в изобразительное искусство России темой Курильских островов.
С уссурийской организацией тесно связана тема Творческой дачи в Приморском крае, организованной в 1970-х годах в Андреевке (Хасанский район). Андреевка оказалась удивительно притягательным местом не только для отдыха и рыбалки. Здесь на землях Хасанского района Приморья были продолжены традиции домов творчества центральной полосы России. Одна из них — Академическая дача им. И. Е. Репина в Вышнем Волочке — служила для приморцев и местом общения, и местом повышения профессионального мастерства, где участниками творческих заездов были и маститые художники Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза, и те, кому еще предстояло стать мастером.
С начала 1970-х годов приморские художники становятся постоянными участниками заездов на Академическую дачу в Подмосковье. На исконно русских землях в тесном общении с известными художниками-шестидесятниками А. А. Грицаем, В. Н. Гавриловым,
A. Д. Романычевым, А. П. и С. П. Ткачевыми происходило постижение глубин профессии художника. У каждого, кто побывал на Академической даче им. И. Е. Репина, сохраняются этюды; к слову, художники бывают там и сегодня, несмотря на кардинально изменившиеся обстоятельства художественной жизни.
В 1970-е, после серии дальних поездок, было решено сделать свою творческую дачу: «несколько приморских живописцев К. Коваль, А. Ткаченко, А. Телешов, В. Прокуров,
B. Медведский впервые приехали в Андреевку. Андреевка — небольшое село на юге Приморья в Хасанском районе, расположенное на берегу бухты Троица Японского моря. Место удивительно красивое. Здесь теперь находится творческая дача "Андреевка". Содержит ее Уссурийская организация Союза художников России. Сюда приезжают работать и отдыхать художники Дальнего Востока — Приморья, Хабаровска, Благовещенска, а в добрые времена приезжали художники из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, из Центральной России», — пишет референт ВТОО «Союз художников России» Р. П. Кошелева [5]. Андреевка явилась местом вдохновения и работы для десятков художников разных поколений и одновременно своего рода связующим звеном с центром России. Искусствовед О. Телешова пишет об этом: «Андреевский дом художника изначально объединил мастеров, которым близка эмоциональная лирико-поэтическая линия московской школы. .В 1970-е здесь царила особая атмосфера, бережно хранимая и по сей день (1990-е — прим. авт.). Начавшись в апреле, для многих мастеров творческий сезон заканчивается поздней осенью. Художники нередко встречают в Андреевке первый снег. И это необыкновенное по своей цветовой выразительности зрелище — контрастность белых пятен снега, охристой, золотисто-оранжевой листвы и глубокого синего тона моря — находит отражение в их произведениях» [6].
Андреевке посвящено огромное количество работ. Жанр пейзажа, всегда являвшийся для приморских художников притягательным, здесь получал животворное наполнение. Мотивы природы, дающей возможность наблюдать ее в любом состоянии в разные сезоны, море, напитывающее энергией, воплощались в целые серии этюдов и законченных холстов. «Утро в Андреевке», «У моря», «Лето в Андреевке» и другие названия давались спонтанно,
поскольку главными были настроение, стремление запечатлеть состояние природы, свет и цвет окружающего мира. Андреевка стала «достопримечательностью» многих художественных выставок не только Приморского края. Сегодня традиции дачи в Андреевке продолжают О. К и И. Т. Никитчик. В память о К. П. Ковале, одном из основателей дачи, установлена мемориальная доска. Здесь же ими открыта галерея «Арт-берег», в которой в течение сезона открыта постоянно действующая выставка приморских художников, а также проводятся международные пленэры с участием художников из КНР и Южной Кореи. Традиции выставок в поселке Славянка были продолжены арт-проектом «Тихоокеанская Россия: берега творчества» в 2012 году (проект был поддержан фондом «Русский мир»). В течение нескольких месяцев в здании администрации длилась выставка, в которой приняли участие В. П. Трофимов, А. В. Ткаченко и Е. А. Ткаченко, В. А. Серов, О. К. и И. Т. Никитчик, Е. А. и А. В. Пихтовниковы [2].
Рис. 6. Галютин Ю.П. Старая лодка. Х., м. Рис. 7. Ткаченко А.В. Будни Камчатки. Х., м.
123x152. 2007 г. 113x147. 2016 г.
Рис. 8. Пихтовникова М.Р. Калина красная. Рис. 9. Серов В.А. Облачный день. Х., м. 50х60.
2016 г.
Осенью 2015 года в залах Приморского отделения ВТОО «Союз художников России» во Владивостоке была проведена краевая выставка «Художники в Андреевке», посвященная 90-летию К. П. Коваля. На выставке вместе с произведениями профессиональных художников были представлены пленэрные работы студентов Владивостокского художественного колледжа, выполненные на Творческой даче в Андреевке. В 2015 году здесь проводили пленэр педагоги Л. Т. Убираева, Л. А. Козьмина, С. И. Герасимов, Е. В. Ефремова, М. И. Федорова, Р. А. Рауткин. Авторы лучших работ были награждены Премией им. К. Коваля, учрежденной семьей живописца специально для молодых художников.
Творчество художников Уссурийска посвящено в основном пейзажному жанру, он самый многочисленный и разнообразный. Кроме того, художники работают в жанре портрета, натюрморта, тематической композиции. Уникальным примером воплощения национальной темы является творчество удэгейского художника И. И. Дункая. В целом творчество художников Уссурийской организации является весомым в единой картине изобразительного искусства Дальнего Востока России.
Литература
1. Бриман Н. Только в этом крае / / Советская культура. — 1979. — 3 июля.
2. Буклет выставки «Тихоокеанская Россия: берега творчества» / Автор вступительной статьи Зотова О.И. — Владивосток, 2012.
3. Дубранов М. Таланты рождаются в Уссурийске / / Коммунар. — 1998. — 28 февраля.
4. Каталог выставки «60 лет Уссурийской организации Союза художников России». — Уссурийск, 2005.
5. Кошелева Р. Творческая дача «Андреевка» должна жить! / / Художник России. — 1995. — № 26.
6. Телешова О. Творческий багаж из села Андреевка // Владивосток. — 1994. — 27 декабря.
Статья поступила в редакцию 16.06.2016 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.006
USSURI ORGANIZATION OF «UNION OF ARTISTS OF RUSSIA»: TO THE HISTORY OF DEVELOPMENT
Zotova Olga Ivanovna
PhD in Arts, Associate Professor
of the Far Eastern Federal University.
Responsible Secretary of Primorsky Branch
of the Union of Artists of Russia.
Russia, Vladivostok.
Abstract
Ussuriysk is the second artistic center of Primorsky region. Artistic traditions were laid here in 1940-ies. Ussuri branch of «Union of artists of Russia» was formed on 20 June 1943 as the office of Primorsky branch of Union of artists of Russia. 1-th exhibition of artists was opened on March 12, 1944. Over the years in Ussuriysk formed group of brilliant artists who made and make a great contribution to the development of fine arts of the Far East.
Keywords: fine art of the Far East, Ussuri school of painting, the Artcamp in Andreevka, the Studio of military artists.
Bibliographic description for citation:
Zotova O.Z. Ussuri organization of «Union of artists of Russia»: to the history of development. Iskusstvo Evra%ii - The Art of Eurasia, 2016, No 2(3), pp. 69-75. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.006 Available at: https://readymag.com/u50070366/575921/18/ (In Russian).
References
1. Briman N. Tol'ko v etom krae [Only in this region]. Sovetskaya kul'tura — The Soviet culture, 1979, July, 3th.
2. Buklet vystavki «Tikhookeanskaya Rossiya: berega tvorchestva» [Booklet of the exhibition «Pacific Russia: Shores of Creativity»]. Vladivostok, 2012.
3. Dubranov M. Talanty rozhdayutsya v Ussuriiske [Talents are born in Ussuriysk]. Kommunar — The Communard, 1998, February, 28th.
4. Katalog vystavki «60 let Ussuriiskoi organi%atsu Soyu%a khudo%hnikov Rossii» [Catalog of the exhibition «60 years of the Ussuri organization of the Union of Artists of Russia»]. Ussuriysk, 2005.
5. Kosheleva R. Tvorcheskaya dacha «Andreevka» dol%hna %hit'l [Creative dacha «Andreevka» should live!]. Khudo%hnik Rossii — The Artist of Russia, 1995, No 26.
6. Teleshova O. Tvorcheskii baga%h iz sela Andreevka [Creative luggage from the village of Andreevka]. Vladivostok — Vladivostok, 1994, December, 27th.
Received: June 16, 2016.