УДК 338.27
приморский край: изменение уровня экономической безопасности в период
с 1990 по 2025 год1
Д.В. Гордиенко, С.Г. Лузянин
Аннотация. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Приморского края в период с 1990 по 2025 год. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности приграничных дальневосточных регионов России в современных условиях.
ключевые слова: экономика, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности приграничных дальневосточных регионов России, Приморский край, Российская Федерация.
Abstract. Article evaluates the level of economic security of Primorsky Krai in the period from 1990 to 2025. Authors investigate an approach to the economic security of border regions of the Far East of Russia under current conditions.
Keywords: economy, economic security, the level of economic security, the assessment of economic security of border regions of the Russian Far East, Primorsky Krai, Russian Federation.
Трансграничные регионы России испытывают определенное влияние (а, иногда, и/или давление) соседних иностранных экономических систем в зависимости от уровня их социально-экономического развития и специализации. В этой связи становится актуальной задача сравнительной оценки уровня экономической безопасности приграничных дальневосточных регионов нашей страны, и в первую очередь, Приморского края, в целях выявления направлений повышения эффективности их социально-экономического развития и повышения уровня региональной экономической безопасности.
При этом уровень региональной экономической безопасности может быть оценен путем рассмотрения ряда показателей экономической деятельности на территории региона.
1 Материал подготовлен при поддержке РГНФ, грант №14-07-00004а.
1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Объем валового регионального продукта. Динамика экономического развития Приморского края по ключевым макроэкономическим показателям превышает показатели, сложившиеся в среднем по РФ (табл. 1.1, рис. 1.1). Рост валового регионального продукта (ВРП) в Приморском крае в 2012 г. к 2011 г. составил 105,1% при росте ВВП в среднем по России 103,4%.
Валовый сбор зерновых. По итогам 2012 г., Приморский край занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур, сои. Неблагоприятные погодные условия (обильное выпадение осадков весной и летом 2013 г.) в основном стали причиной сокращения валового сбора зерновых (65,14 тыс. тонн, или 62,4% к уровню 2012 г.) и сформировавшегося снижения производства сельскохозяйственной продукции в целом. Тем не менее доля Приморского края в валовом сборе зерновых Российской Федерации в период с 1990 по 2013 г. составляла 0,377 - 0,139% (табл. 1.2).
Таблица 1.1
Валовый региональный продукт, млрд руб., до 1998 г. - трлн руб. (в текущих ценах)
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Суммарный
валовый ре-
гиональный
продукт по 652,56 713,67 21665,0 32988,6 39016,1 54369,1 61810,8 21665,0
субъектам Российской
Федерации
Приморский край 6,1294 6,8921 186,623 259,041 401,123 464,838 577,418 186,623
Доля ВРП
Приморско-
го края в суммарном 0,939 0,966 0,861 0,785 1,028 0,855 0,934 0,861
ВРП по
субъектам РФ,%
<э1Ь
МФЮА
Рис. 1.1. Структура ВРП Приморского края в 2011 г.
Таблица 1.2
Валовый сбор зерновых, в весе после доработки, млн т
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Российская Федерация 116,7 89,1 78,2 85,5 97,1 94,2 71,0 78,2
Приморский край 0,2844 0,2746 0,1243 0,135 0,145 0,15 0,152 0,1243
Доля валового сбора зерновых Приморского края в валовом сборе зерновых РФ,% 0,244 0,308 0,159 0,158 0,149 0,159 0,214 0,159
Инвестиции в основной капитал. Инвестиции в основной капитал в Приморском крае составляют почти 33% инвестиций в основной капитал ДФО.
За 10 лет в Приморском крае значительно изменилась структура инвестиций в основной капитал по формам собственности. Проис-
ходило постепенное увеличение доли государственных инвестиций в общем объеме инвестиций за счет снижения доли инвестиций частных и государственно-частных российских компаний. В частности, произошло увеличение государственных инвестиций на 35%.
В 2012 г. инвестиционная активность в экономике Приморского края была ниже, чем в аналогичном периоде годом раньше (табл. 1.3). В основной капитал за счет всех источников финансирования направлено 187,5 млрд рублей инвестиций, что в 1,7 раза меньше, чем в 2011 г., и объясняется постепенным завершением строительных работ на объектах саммита стран - участниц форума АТЭС-2012.
Таблица 1.3
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд руб., до 1998 г. - трлн руб. (в фактически действовавших ценах)
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации 0,2491 0,210 3611,11 6626,77 2784,67 6943,98 7200,45 3611,11
Приморский край 0,0044 0,0039 28,499 40,326 103,689 163,749 190,838 28,499
Доля инвестиций в основной капитал Приморского края в суммарных инвестициях по субъектам РФ,% 1,766 1,857 0,789 0,609 3,724 2,358 2,650 0,789
В Приморском крае реализуется ряд крупных проектов, в том числе: создание индустриального парка автомобильных технологий в г. Владивосток (объем инвестиций 10,8 млрд рублей, инвестор - ОАО «СОЛ-
ЛЕРС»); строительство судостроительного комплекса «Звезда» в ЗАТО Большой Камень (объем инвестиций 111,7 млрд рублей, инвестор - ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта»); создание интегрированной развлекательной зоны на базе игорной зоны «Приморье» в Артемовском городском округе (объем инвестиций 55,5 млрд рублей, инвестор - ОАО «Наш дом - Приморье»); строительство морского угольного перегрузочного комплекса на северном берегу Б. Суходол Шко-товского муниципального района (объем инвестиций 18,8 млрд рублей, инвестор - ОАО «Холдинговая компания «СДС-уголь»); строительство 3-й очереди углепогрузочного комплекса порта «Восточный», увеличение пропускной способности до 39 млн тонн угля в год (объем инвестиций 13,6 млрд рублей, инвестор - ОАО «Восточный порт»); осуществляется модернизация интермодального «Терминала Астафьева» (объем инвестиций 3,9 млрд рублей, инвестор - Группа компаний «Аква-Ресурсы»); строительство инновационного агропромышленного биотехнологического комплекса «Зеленые листья» (объем инвестиций 6,2 млрд рублей, инвестор - ЗАО «Инновационный агрокомплекс «Зеленые листья»). Перспективными к реализации проектами являются: строительство нефтехимического комплекса в Приморском крае (объем инвестиций 1313 млрд рублей, инвестор - ОАО «НК «Роснефть»); строительство завода по сжижению природного газа в Хасанском муниципальном районе (объем инвестиций более 600 млрд рублей, инвестор - ОАО «Газпром»); строительство газохимического комплекса в порту «Восточный» г. Находка (объем инвестиций 150 млрд рублей, инвестор - ЗАО «Национальная химическая группа») [30].
Объем работ, выполненный по виду экономической деятельности «строительство» организациями всех форм собственности, составил 86,3 млрд рублей, или 66,3% к уровню 2011 г. Крупными и средними организациями выполнено работ на 44,3 млрд рублей, в том числе 91,8% работ приходилось на строительство зданий и сооружений.
Объем иностранных инвестиций в экономику Приморского края в январе-сентябре 2013 г., по оценке, составил 331,2 млн долл., 100,6% к соответствующему периоду 2012 г.
Объем поступивших иностранных инвестиций в экономику Приморского края составлял: в 2000 г. - 77,375 млн долл. (в т.ч. из КНР - 1,857 млн долл., 2,4% от общего объема иностранных инвестиций), в 2005 г. - 30,213 млн долл. (в т.ч. из КНР - 1,843 млн долл., 6,1% от общего объема иностранных инвестиций), в 2006 г. - 20,968
млн долл. (в т.ч. из КНР - 4,433 млн долл., 19,3% от общего объема иностранных инвестиций), в 2008 г. - 791,5 млн долл. (в т.ч. из КНР -6,332 млн долл., 0,8% от общего объема иностранных инвестиций), в 2009 г. - 81,154 млн долл. (в т.ч. из КНР - 14,689 млн долл., 18,1% от общего объема иностранных инвестиций), в 2010 г. - 114,271 млн долл. (в т.ч. из КНР - 16,631 млн долл., 14,5% от общего объема иностранных инвестиций), из которых прямых иностранных инвестиций -51,504 млн долл., в 2011 г. - 80,841 млн долл. (в т.ч. из КНР -33,713 млн долл., 41,7% от общего объема иностранных инвестиций), из которых прямых иностранных инвестиций - 55,81 млн долл., в 2012 г. - 417,277 млн долл., из которых прямых иностранных инвестиций - 400,818 млн долл. [31; 32; 33].
Приморский край первенствует по объему китайских инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших на Дальний Восток из-за рубежа. Наиболее притягательной для иностранных инвесторов (прежде всего - китайских) является добыча полезных ископаемых, на долю которой приходится до 90% от общего объема иностранных инвестиций (в 2011 г. - 48,2%).
Вторую позицию занимает Амурская область, на долю которой приходится 28,9%, на третьем месте - Сахалинская область - 12%. [34, с. 100-108; 35, с. 28-29].
Уровень безработицы. В Приморском крае наблюдается наиболее высокий уровень безработицы в ДФО - более 9%. Одновременно дефицит кадров в Приморском крае составляет около 50 тыс. чел. [36].
Ситуация на рынке труда Приморского края в 2013 г. имела положительную динамику. Уровень безработицы по методологии МОТ на конец 2013 г. составил 6,9% (в 2012 г. - 6,6%, в 2011 г. - 8,1%, табл. 1.4). Рост уровня безработицы был обусловлен ростом общей численности безработных на 3,9 тыс. человек (74,1 тыс. человек против 70,2 тыс. человек в 2012 г.).
Численность зарегистрированных в службе занятости безработных на 1 октября 2013 г. составила 16,0 тыс. человек (86,3% к соответствующему периоду 2012 г.). Уровень регистрируемой безработицы в крае на 1 октября 2013 г. составил 1,49% (на 1 октября 2012 г. - 1,7%). Самый низкий уровень безработицы наблюдается в городах: Владивостоке (0,3%), Уссурийске (0,7%), Артеме (0,7%), Находке (0,8%). Наибольший уровень безработицы отмечается в муниципальных районах: Ольгинском (8,4%), Анучинском (6,6%), Красноармейском (6,5%),
Яковлевском (6,4%), Лазовском (6,1%), Кировском (5,2%), Ханкайском (5,2%). Коэффициент напряженности на контролируемом рынке труда, в 2013 г. составил 0,31 незанятых граждан на 1 вакансию (на 1 октября 2012 г. - 0,43).
Таблица 1.4
Уровень безработицы к экономически активному населению (по методологии Международной организации труда) в среднем за год,%
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Российская Федерация - в среднем 5,3 5,6 7,2 6,1 8,3 7,7 7,6 7,2
Соотношение фактиче-
ского и порогового значе- 0,66 0,70 1,11 1,31 0,96 1,04 1,05 1,11
ния уровня безработицы
Приморский край 4,7 5,0 8,0 7,5 7,2 6,7 7,2 8,0
Соотношение фактиче-
ского и порогового значе- 0,588 0,625 1,000 0,938 0,900 0,838 0,900 1,000
ния уровня безработицы
Соотношение фактическо-
го и среднероссийского зна- 0,891 0,893 1,111 1,230 0,867 0,870 0,947 1,111
чения уровня безработицы
Внутренние текущие расходы на исследования и разработки.
В Приморском крае среди субъектов ДФО осуществляются самые большие затраты на исследования и разработки (около 4 млрд руб., 42% общих затрат в ДФО). При этом доля внутренних текущих расходов на исследования и разработки в Приморском крае сопоставима с общероссийской (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки, тысяч рублей; до 1998 г. - млн руб.
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Российская Федерация 5 006 798 5 007 589 230785150 371080327 692785253 902894782 1073785234 1330908784
Окончание таблицы 1.5
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Доля общероссийских расходов на научные исследования и разработки в ВВП,% 0,77 0,70 1,07 1,12 1,78 1,66 1,74 2,00
Приморский край 29 987 30 002 2 161 429 3 375 911 3 812 674 4 627 662 4 679 123 5 212 356
Доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в ВРП,% 0,489 0,435 1,158 1,303 0,950 0,996 0,984 1,041
Доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в общероссийских расходах на НИР,% 0,599 0,599 0,937 0,910 0,550 0,513 0,436 0,392
доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Приморский край является лидером среди субъектов ДФО по большинству показателей инновационной деятельности.
По доле организаций, выполняющих инновационную деятельность, по доле исследователей, по доле затрат на научные исследования, по доле инновационных товаров, по доле выданных патентов на изобретения Приморский край занимает первое место, а по доле используемых передовых производственных технологий - второе место среди субъектов ДФО.
В последнее десятилетие объем инновационных товаров, работ и услуг в Приморском крае вырос более чем в 19 раз (табл. 1.6). Тем не менее, доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства Приморского края остается низкой.
Технологическое и техническое отставание промышленного производства в Приморском крае во многом определяется слабым процессом обновления основных средств за счет средств собственных. Более того, можно утверждать, что большинство предприятий Приморского края не участвуют в процессе инновационного развития. По данным статистики, отражающей внедрение науки и технических достижений в производство, число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, за последние пять лет колебалось от 14 до 42, что среди более чем 65,5 тыс. зарегистрированных предприятий Приморского края составляет мизер-
ную величину. При этом в 2010 г. они распределились по следующим видам деятельности: добыча металлических руд - 0, производство пищевых продуктов, включая напитки - 7, производство одежды, выделка и крашение меха - 0, производство кожи, изделий из кожи - 0, производство машин и оборудования - 1, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 1, издательская и полиграфическая деятельность - 2, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 0, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 0, производство судов и транспортных средств - 2, производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара, и горячей воды - 6, сбор, очистка и распределение воды - 3, оптовая торговля - 0, транспорт - 0, связь - 3, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий - 0, предоставление прочих видов услуг - 12 [37].
Таблица 1.6
доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства,%
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Российская Федерация Объем инновационной продукции, млрд руб., до 1998 г - трлн руб., в фактических отпускных ценах 0,010 545,540 674,761 887,567 1562,90 2893,38 545,540 154,68
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства,% 1,694 3,068 3,660 4,158 5,068 9,000 3,068 8 <4 3,
Приморский край 8 2,13 0,417 0,022 0,157 0,289 0,354 0,417
Доля инновационной продукции Приморского края в общем объеме инновационной продукции Российской Федерации,% 0 2 0,087 0,005 0,010 0,012 0,014 0,087
Соотношение фактического и среднероссийского значения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства 1,287 1,257 0,136 0,005 0,034 0,036 0,039 0,136
Для исправления ситуации в крае утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 гг.
Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Рост среднедушевых номинальных денежных доходов населения Приморского края в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 113,4%, реально располагаемые денежные доходы увеличились на 4,9%.
В сфере оплаты труда сохранялась динамика роста номинальной и реальной заработной платы по сравнению с прошлым годом. По оценкам Приморскстата, в 2013 г. среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась на 9% к уровню 2012 г. и составила 28 510 рублей, реальная - на 2,6%. В реальном секторе экономики в 2013 г. наиболее высокие темпы роста заработной платы к 2012 г. сложились в образовании (120,3%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (118,2%), финансовой деятельности (112,5%), транспорте и связи (110,1%), госуправлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании (116,5%), рыболовстве и рыбоводстве (117,7%). В 2013 г. высокий уровень заработной платы работников наблюдался в сфере финансовой деятельности и составил 53 832,7 рублей (112,5% к 2012 г.), низкий уровень заработной платы работников в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса - 14754,2 рублей (90,2%).
Рассмотрение динамики изменения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в крае в период с 1990 по 2013 г. (табл. 1.7) дает основание предположить, что такая динамика соответствует среднероссийской, но значения этой доли превышают уровень в среднем по России.
Таблица 1.7
Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % от общей численности населения
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Российская Федерация - в среднем 7,2 7,6 17,7 13,4 13,3 11,0 10,0 17,7
Соотношение фактического и порогового значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума 1,0 1,1 2,5 1,9 1,9 1,6 1,4 2,5
Приморский край 8,5 9,5 27,6 21,9 19,4 14,0 12,0 27,6
Окончание таблицы 1.7
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Соотношение фактического и порогового значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума 1,21 1,36 3,943 3,100 2,771 2,000 1,714 3,943
Соотношение фактического и среднероссийского значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума 1,18 1,25 1,559 1,619 1,459 1,273 1,200 1,559
Величина прожиточного минимума, установленная в Приморском крае в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», за IV квартал 2011 г. составила: для всего населения - 7336 руб., для трудоспособного населения - 7918 руб., для пенсионеров - 5822 руб., для детей - 7125 руб.
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения.
В Приморском крае сохраняется высокий уровень дифференциации доходов населения. В целях снижения дифференциации доходов населения в декабре 2012 г. в крае утверждена Государственная программа «Социальная поддержка населения Приморского края на 20132017 годы».
Рассмотрение динамики изменения децильного коэффициента доходов населения в крае в период с 1990 по 2013 г. (табл. 1.9) дает основание предположить, что такая динамика соответствует среднероссийской, но значения этого коэффициента меньше, чем в среднем по России.
Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. В отрасли машиностроения и металлообработки Приморского края на протяжении последних лет обеспечивается стабильный рост производства (табл. 1.9).
Рост объемов отгруженной продукции этими предприятиями в 2012 г. составил 144,0% по отношению к объемам продукции, отгруженной 2011 г. Доля машиностроительных отраслей в общем объеме промышленности края составила 36,9%.
Таблица 1.8
децильный коэффициент дифференциации доходов населения
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Российская Федерация - в среднем 6,3 8,2 15,2 16,8 16,7 15,2 14,1 15,2
Соотношение фактического и порогового значе- 0,79 1,03 1,90 2,10 2,09 1,90 1,76 1,90
ния децильного коэффициента дифференциации доходов населения
Приморский край 6,3 6,9 10,9 12,2 12,8 9,6 9,0 10,9
Соотношение фактического и порогового значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения 0,79 0,86 1,36 1,53 1,60 1,20 1,13 1,36
Соотношение фактического и среднероссийского значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения 1,00 0,84 0,72 0,73 0,77 0,63 0,64 0,72
доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %
Таблица 1.9
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Объем продукции ма-
св р е д е шиностроения и металлообработки, млрд руб., до 1998 г. - трлн руб., в фактических 0,1678 2397,89 2445,55 2698,78 3754,44 4356,50 2397,89 773,981
Фе отпускных ценах
ая к Доля продукции
йс си о о Р машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного произ-водства,% 28,73 13,48 13,27 12,64 12,174 13,55 13,48 16,25
Окончание таблицы 1.9
1990 1991 2005 2007 2009 2011 оценка
2012 2013
Приморский край 12,45 12,78 11,04 4,49 13,41 14,50 15,18 11,04
Доля продукции машиностроения и металлообработки Приморского края в общем объеме продукции машиностроения и металлообработки РФ,% 0,670 0,700 0,685 0,302 0,342 0,380 0,404 0,685
Соотношение фактического и среднероссийского значения доли продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,433 0,545 0,819 0,338 1,100 1,128 1,120 0,819
* * *
Показатели экономической безопасности Приморского края в виде лепестковой диаграммы представлены на рис. 1.22.
По мнению авторов [28] такими показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть: 1. Объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2. Валовый сбор зерновых, млн т.; 3. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4. Доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП); 5. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 6. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %); 7. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %); 8. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 9. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению) и др.
Соответственно показателями-индикаторами региональной экономической безопасности могут стать: 1. Объем валового регионального
2 О показателях экономической безопасности государства и правилах их нормировки напр. см. [1; 2; 4; 16; 17].
о
о ^
о 00 о
о о 00
0
1
5
"О
о
00
"О
о
Рис. 1.2. Значения нормированных показателей региональной экономической безопасности
Приморского края
© >
<£г>
МФЮА
продукта (ВРП); 2. Валовый сбор зерновых, млн т.; 3. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4. Доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки (в % к ВРП); 5. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 6. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %); 7. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %); 8. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 9. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению) и др.
Предполагается, что наименьшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства (региональной экономической безопасности) - в = 0,01 - со-
'Г 1,тт
ответствует наименьшему уровню экономической безопасности нашего государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя - в = 100 - соответ-
г г ' г,тах
ствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства нашей страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение 7-ого нормированного частного показателя - р. = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.
При этом пороговыми уровнями экономической безопасности россии считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) -1 000 млрд долл. (в ценах 2003 года); 2) для валового сбора зерновых -60 млн т. (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал - 16% к ВВП; 4) для доли затрат на «гражданскую» науку - 1,5% к ВВП); 5) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15%; 6) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25%; 7) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7% ко всему населению страны; 8) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8; 9) для уровня безработицы - 8% к экономически активному населению.
Одновременно для Приморского края пороговыми уровнями региональной экономической безопасности могут быть: 1) для объема валового регионального продукта - доля ВРП в суммарном ВРП по субъектам РФ - 1,0%; 2) для валового сбора зерновых - доля в валовом сборе зерновых РФ - 0,3%; 3) для доли инвестиций в основной
капитал - доля инвестиций в суммарных инвестициях по субъектам РФ - 1,7%; 4) для доли внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки - доля в общероссийских расходах на «гражданскую» науку - 0,6%; 5) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - соотношение фактического и среднероссийского значения доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 1,28; 6) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - соотношение фактического и среднероссийского значения доли машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции - 0,7; 7) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - соотношение фактического и среднероссийского значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума - 1,2; 8) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - соотношение фактического и среднероссийского значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 0,9; 9) для уровня безработицы - соотношение фактического и среднероссийского значения уровня безработицы - 0,9.
Результаты рассмотрения и проведенного анализа показателей экономической безопасности Приморского края позволяют предположить, что уровень защищенности этого приграничного дальневосточного региона ниже среднероссийского.
Это объясняется низкими значениями, прежде всего, частных показателей социально-экономической защищенности (децильного коэффициента дифференциации доходов населения, доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума), а также снижением значений доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства по сравнению с 1990-ми, 2000-ми гг., а также темпов роста внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в последние годы.
Кроме того, несмотря на принятые Правительством и Центробанком Российской Федерации, региональными и местными властями меры, мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. существенно понизил общий уровень экономической безопасности края, а также оказал негативное влияние на динамику его повышения в ближайшие годы.
В этой связи представляет интерес сравнительная оценка уровней региональной экономической безопасности Приморского края, других приграничных дальневосточных регионов и уровня экономической безопасности России.
<£г>
МФЮА
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности России и других государств мира базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может, в первом приближении, иметь вид3:
Уэб , у=П ва ва, о,о! < ва ва < 100,
1=1
где: УЭБ - общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства государства,
а. - вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность государства,
р. - значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность государства.
При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (т.е. при а. = 1) и I = 9 наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности государства - УЭБт7п = 10-18 - соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя - У™ = 1018 - соответ-
ЭБ,тах
ствует наибольшему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства - УЭБ = 1 - соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики /-ого государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.
3 О подходе к оценке уровня экономической безопасности см., в частности [7, с. 42-43; 38, с. 14-20; 39 с. 6-13].
Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа. Однако, полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности) национального хозяйства. Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правилах нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1018, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны - 10-18. В общем случае компоненты безопасности национального хозяйства имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) экономической безопасности государства. В частности, такая разнозначимость особенно проявляется для условий функционирования национального хозяйства в мирное время, в угрожаемый период и в военное время [15; 16; 17; 28; 29].
Аналогично, оценка общих интегральных уровней экономической безопасности восточных регионов России может базироваться на определении значений общих нормированных показателей безопасности хозяйства каждого региона, расчетная формула которого может, в первом приближении, иметь вид:
где: У - общий нормированный показатель уровня безопасности экономики j-го региона,
а.. - вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего региональную экономическую безопасность ^го региона,
- значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего региональную экономическую безопасность ^го региона (региональную составляющую общего нормированного показателя уровня безопасности хозяйства ^го региона).
Каждое произведение ва7 X представляет собой нормированный частный показатель экономической безопасности соответствующего региона.
При этом его общегосударственная составляющая ва7 характеризует безопасность национального хозяйства в целом (в среднем), а региональная составляющая Р/ч - учитывает отклонение значения нормированного частного показателя экономической безопасности региона от общего (среднего) его значения по стране.
Диапазон значений общего нормированного показателя уровня безопасности экономики /-го региона УЭБ . при а = а . = 1 и I = 9
ЭБг/ 7 V
находится в пределах от 10-36 до 1036. Наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности /-го региона - УЭБ.тП = 10-36 - соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства и государства и соответствующего региона. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя - У^ = 1036 - соответствует наибольшему уровню экономической безопасности и государства и региона. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности/-го региона - У = 1 - соот -ветствует критическому уровню безопасности национального хозяйства региона, понижение которого определяет состояние опасности для региональной экономики. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства данного региона от внешних и внутренних угроз.
Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности Приморского края в период 1997-2013 гг. представлены в табл. 2.1 и на рис. 2.1.
Таким образом становятся очевидными как влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национального хозяйства Российской Федерации в целом, а также уровни экономической безопасности ее приграничных дальневосточных регионов и Приморского края - в частности, так и возможность повышения уровня защищенности экономики субъектов ДФО в перспективе в случае реализации планов экономического роста и социально-экономического развития нашей страны и ее регионов.
Значения показателей экономической безопасности Приморского края
Таблица 2.1
Значения нормированных показателей, характеризующих 1990 1991 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Оценка
2012 2013
Приморский край Объем валового регионального продукта 1,033 0,879 1,499 1,509 1,578 1,745 2,097 2,169 1,813 2,065 1,499
Валовый сбор зерновых 1,581 1,525 0,690 0,780 0,750 0,840 0,810 0,822 0,834 0,845 0,690
Инвестиции в основной капитал 0,01 0,01 0,484 0,473 0,449 0,124 0,977 1,277 1,107 1,135 0,484
Уровень безработицы 1,53 1,44 0,899 0,899 0,959 0,973 0,996 1,043 1,076 0,998 0,899
Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки 0,51 0,47 1,109 1,258 1,137 1,011 1,086 1,069 0,946 0,841 1,109
Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства 0,11 0,11 0,070 0,010 0,010 0,010 0,010 0,010 0,010 0,020 0,070
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня 0,99 0,88 0,310 0,360 0,380 0,410 0,450 0,510 0,600 0,700 0,310
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 1,14 1,05 0,661 0,626 0,590 0,590 0,563 0,692 0,750 0,800 0,661
Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,71 0,73 0,632 0,441 0,256 0,878 0,770 0,812 0,822 0,864 0,632
Значение интегрального показателя экономической безопасности Приморского края 0,0011 0,0007 0,0007 0,0045 0,0006 0,0003 0,0004 0,0035 0,0073 0,0063 0,0161
о
о ^
о го
о
е
X >
1С
о о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О <
1С
го
ГП "О
о
©
Рис. 2.1. Динамика изменений значений интегрированных показателей экономической безопасности РФ и региональной экономической безопасности приграничных регионов Дальнего Востока в 1990-2013 гг.
3. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Российским правительством значительное внимание уделяется социально-экономическому развитию восточных регионов нашей страны: Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. С этой целью на федеральном и региональном уровнях принят и/или разработан ряд концептуальных и программных документов, предусматривающих экономическое и социальное развитие как отдельных субъектов Федерации, так и перечисленных выше регионов в целом.
Стратегической целью развития Приморского края на современном этапе названо его встраивание в механизмы азиатско-тихоокеанской интеграции. При этом «интеграция в экономику АТР и расширение участия в различных региональных проектах предполагает:
■ создание новых производственных мощностей, в том числе специальных промышленных зон и технопарков;
■ реализацию совместных проектов в сфере высоких технологий;
■ развитие Приморского края как межрегионального и международного центра ведения бизнеса;
■ развитие Приморского края как центра международного сотрудничества для стран Дальнего Востока и АТР;
■ усиление роли Приморского края как социального и культурно-досугового центра Дальнего Востока и стран АТР;
■ расширение участия российских представителей в проводимых в странах АТР научных конференциях, семинарах, симпозиумах, научно-технологических выставках;
■ международное сотрудничество в сфере образования, создание совместных университетов.
Становление Приморского края как геостратегического центра России в АТР, транспортно-логистического, инновационно-промышленного и сервисного центра Дальнего Востока, России и АТР учитывает накопленный потенциал Приморского края и соответствует стратегическим целям России на Дальнем Востоке и в АТР» (табл. 3.1).
Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г., утверждена Законом Приморского края от 20.10.2008 №324-КЗ [40], Государственная программа Примор-
Таблица 3.1
Целевые ориентиры основных показателей экономического развития Приморского края
Инерционный сценарий Целевой сценарий
2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2007 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
ВРП (млн рублей в ценах соответствующих лет) 243067 405869 708630 1014932 1327523 243067 411557 824977 1363714 1951374
Численность населения (тыс. человек) 2012,7 2003 2002,5 2000 1998 2012,7 2084 2146 2158 2165
Коэффициент естественного прироста(человек на 1000 населения) -3,8 -2,1 -0,8 1,3 1,4 -3,8 0,6 1,8 2 2,2
Коэффициент миграционного прироста(человек на 10000 населения) -22,7 -0,7 0,3 -0,5 0,4 -22,7 160 20 10,6 5,5
Среднедушевые доходы населения (рублей) 10660 16077 29618 45142 63906 10572 15661 28855 49948 76800
Численность занятых в экономике (тыс. человек) 980 1029 998 939 907 980 1104 1165 1178 1184
Уровень зарегистрированной безработицы (процент к экономически активному населению) 3,9 3,5 2,3 2,5 3,0 3,9 2,6 1,8 1,5 1,5
Средняя заработная плата (рублей) 13189 18876 34465 51110 71683 10887 18226 33284 57100 84635
Средняя обеспеченность населения края жилой площадью (кв. м/человек) 19,3 19,9 21 22,2 23,5 19,3 19,9 21,4 23,4 25,6
Количество иностранных туристов (тыс. человек) 97 160 250 280 310 97 240 580 650 700
в
5 >
о
о ^
о го
о
е
1С >
1С
о о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О <
X го
ГП "О
о
ского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 гг. утверждена постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 №382-па [41].
4. Прогноз значений показателей экономической безопасности приморского края
Прогноз объема валового регионального продукта, данный в Стратегии социального и экономического развития Приморского края на период до 2025 г., отличается от Прогноза социально-экономического развития Приморского края на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. (утвержден в сентябре 2013 г. Администрацией Приморского края).
Тем не менее, с большой долей вероятности можно утверждать, что доля ВРП Приморского края в суммарном ВРП по субъектам РФ до 2025 г. будет находиться в диапазоне 0,985- 0,919 (табл. 4.1, рис. 4.1).
Таблица 4.1
Прогноз объема валового регионального продукта, млрд руб. (в текущих ценах)
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Валовый
региональ-
ныи продукт по субъектам Российской 75248,3 84369,5 95195,6 118790,6 141368,8 185500,0 212326,9
Федерации
Приморский край 730,000 824,977 930,000 1170,00 1363,71 1750,00 1951,37
Доля ВРП При-
морского края в суммарном 0,970 0,978 0,977 0,985 0,965 0,943 0,919
ВРП по субъек-
там РФ,%
В Стратегии социального и экономического развития Приморского о края на период до 2025 г., в частности, указано, что «ключевой идеей является создание территории гармоничного развития».
В соответствии с этой концепцией строится прогноз роста экономики Приморского края, который опирается на анализ системы факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие Приморского края,
1100
1000
2012
2013
2014
2015
2016
2017
^^Среднероссийские темпы роста Комплексный сценарий - Партнерский сценарий
рис. 4.1. Прогноз динамики врП по трем сценариям развития экономики Приморского края в текущих ценах, млрд руб.
и анализ соотношения сильных и слабых сторон с возможностями развития, сильных и слабых сторон с угрозами развитию (табл. 4.2).
Таблица 4.2
SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Приморского края4
сильные стороны слабые стороны
- развитие транзитно-транспортного комплекса с учетом потребностей Приморского края, формирование портово-производственной зоны в порту «Восточный», усложнение системы логистики в силу необходимости перевалки грузов, произведенных в Приморском крае; - высокие политические риски (особенно в части увеличения транзита через территорию Китая); - реализация зарубежных конкурентных проектов, в том числе реализация проекта Transport Corridor Europe Causcasus Asia (TRACECA), который создаст конкуренцию Транссибу;
4 Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г., утверждена Законом Приморского края от 20.10.2008 №324-К3, http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departments/economics/development/strategy/pk-25.php
Сильные стороны
- формирование «пояса» перерабатывающих производств вокруг портовых комплексов (размещение производств нефте-, газо-, дерево-, рыбопереработки и др.);
- реализация крупных строительных проектов как в Приморском крае (реализация проектов в рамках подготовки к саммиту АТЭС, строительство крупных промышленных объектов), так и крупных промышленных проектов в Дальневосточном федеральном округе, что позволит сформировать рынок для производства строительных материалов и металлоконструкций;
- реализация проектов по созданию крупных перерабатывающих комплексов, в том числе с участием иностранных инвесторов;
- развитие сектора переработки в традиционных сферах деятельности (рыбохо-зяйственный комплекс и т.д.) и увеличение цепочек добавленной стоимости;
- возрастание необходимости разработки градостроительной документации, как отдельных муниципальных образований, так и их групп в связи с интенсивным экономическим развитием южных и центральных муниципальных образований Приморского края, а также наличием нескольких функций, претендующих на одну и ту же территорию;
- развитие внешней торговли Российской Федерации и стран АТР: усиление позиций российских экспортных сырьевых товаров на рынке АТР и реализация ряда крупных проектов нового освоения и развития инфраструктуры транспортировки сырья, рост импортных грузов из стран АТР;
- изменение географии международной торговли и повышение значимости евроазиатских транспортных коридоров;
Продолжение таблицы 4.2
Слабые стороны
- низкий уровень контейнеризации грузов в Российской Федерации, что связано с экспортной (преимущественно сырьевой) специализацией;
- неустойчивость конъюнктуры внешних рынков;
-кадровый дефицит;
- низкий уровень развития городской среды (низкий уровень развития системы общественного питания; неудобство городского пространства для туристов;
- низкий уровень безопасности туристов; - хаотичная застройка в центре
г. Владивосток, которая нарушает образ «европейского города», и неудовлетворительное состояние его архитектурных комплексов; низкий уровень развития поддерживающих отраслей,в том числе сувенирной промышленности и т.д.);
- слабое развитие инфраструктуры авиатранспорта, что является существенным ограничением для развития новых (преимущественно управленческих) функций Владивостокской агломерации;
- усиление территориальных диспропорций, концентрация экономического развития Приморского края в прибрежной зоне - в портовых центрах (Владивосток, Находка, Восточный и др.) будет усиливаться, не создавая мультипликативного эффекта для развития остальной территории Приморского края;
- сохранение высоких тарифов (по сравнению со среднероссийскими) на электроэнергию до ввода новых генерирующих мощностей;
- наличие на территории Приморского края объектов Министерства обороны Российской Федерации, которые, являясь особо важными и режимными объектами, ограничивают в использовании земельные участки, как под самими объектами, так и в ближайшем окружении;
Окончание таблицы 4.2
сильные стороны слабые стороны
- рост инфраструктурных ограничений Северного Китая и его заинтересованность в возможности выхода к морским портам Приморского края - усиление позиций иностранных транснациональных корпораций
возможности угрозы
- Реализация ряда проектов, прежде всего в секторе транспортировки сырья и продукции его переработки; - усиление позиций российской атомной промышленности в странах АТР и формирование транспортно-комплектовочного центра для атомных станций; - формирование инфраструктуры экспорта электроэнергии в страны АТР в связи с реализацией проектов в энергетическом секторе; - использование выгодного геоэкономического и геополитического положения для реализации политики экономической интеграции Российской Федерации в АТР; - формирование современного транспортно-логистического комплекса и интеграции в транспортно-логистический комплекс АТР; - развитие транзитных возможностей; реализация проектов в сфере торговли; расширение возможностей работы в стране иностранных банков и финансовых организаций; - перенос перерабатывающих производств в прибрежную зону или места, которые обеспечивают близость к рынкам потребления; - динамичный рост рынков продукции нефтепереработки, газопереработки, деревопереработки, преимущественно за счет рынков стран АТР. - потеря технологического потенциала, в результате чего Приморский край будет обречен на функцию двойной периферии (и в Российской Федерации, и в АТР); потеря статуса инновационно-технологического центра, а также потеря технологического лидерства; - слабое развитие производственной инфраструктуры; - десинхронизация экономического роста и развития рынка труда. Реализация крупных инвестиционных проектов в отраслях, ранее не существовавших на территории Приморского края, а также увеличение запроса на новые квалификации со стороны уже существующих секторов формируют серьезный вызов для системы профессионального образования; - дефицит кадровых ресурсов и квалификационный дисбаланс; - миграционный отток творческой и амбициозной молодежи, которая из-за отсутствия интеллектуалоемких видов деятельности будет искать места применения своих знаний и способностей за пределами Приморского края; - потеря конкурентоспособности сразу нескольких секторов экономики (сектора транспортных услуг, перерабатывающих производств); - усиление борьбы с контрафактными товарами.
Прогноз валового сбора зерновых. Можно предположить, что объем валового сбора зерновых в Приморском крае к 2025 г. достигнет 0,213 млн т, а доля валового сбора зерновых края в валовом сборе зерновых Российской Федерации будет оставаться на уровне 0,18% (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Прогноз валового сбора зерновых, в весе после доработки, млн т
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Российская Федерация 96,7 98,1 100,9 104,3 108,3 114,7 118,5
Приморский край 0,174 0,177 0,182 0,188 0,195 0,206 0,213
Доля валового сбора зерновых Приморского края в валовом сборе зерновых РФ, % 0,180 0,180 0,180 0,180 0,180 0,180 0,180
Прогноз инвестиций в основной капитал. Ориентиром для прогноза инвестиций в основной капитал края является Прогноз социально-экономического развития Приморского края на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.
В 2014 г. инвестиционный портфель Приморского края насчитывал более 160 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 4 трлн руб., и более 280 инфраструктурных объектов стоимостью около 360 млрд руб. В перечне планируемых объектов инвестиций Приморского края на 2013-2017 гг. предусматривается общий объем инвестиций в размере 4 018 421,75 млн руб. [42].
Кроме того, значительная часть инвестиций может быть привлечена также из зарубежных источников. В частности в марте 2014 г. в Токио прошел VI Российско-японский инвестиционный форум. Президент НК «Роснефть» И. Сечин предложил использовать японский инвестиционный потенциал в реализации трех проектов: «Дальневосточный СПГ», «Нефтехимический комплекс «Восточная нефтехимическая компания» (объем инвестиций - 40 млрд долл.), а также «Судостроительный кластер на Дальнем Востоке» для обеспечения добычи нефти на морском шельфе [43, с. 30-35].
В 2025 г. объем инвестиций в основной капитал края может достигнуть 1350,0 млрд руб. При этом доля инвестиций в основной капитал Приморского края в суммарных инвестициях по субъектам Российской Федерации будет находиться в диапазоне 3,0-3,21% (табл. 4.4)
Таблица 4.4
Прогноз инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования, млрд руб. (в фактически действующих ценах)
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации 9000,2 11500,2 14000,6 19000,8 24500,6 35000,4 42659,2
Окончание таблицы 4.4
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Приморский край 270,000 345,000 420,000 580,000 780,000 1100,00 1350,00
Доля инвестиций в основной капитал Приморского края в суммарных инвестициях по субъектам РФ,% 3,00 3,00 3,00 3,05 3,18 3,14 3,16
Прогноз уровня безработицы в Приморском крае основывается на Прогнозе социально-экономического развития Приморского края на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. До 2025 г. уровень безработицы в крае может сократиться до 6,6%. Тем не менее, этот уровень в течение всего прогнозного периода будет выше среднероссийского; соотношение прогнозного и среднероссийского значения уровня безработицы будет находиться в диапазоне 1,014-1,467 (табл. 4.5).
Таблица 4.5
Прогноз уровня безработицы к экономически активному населению (по методологии международной организации труда), в среднем за год, %
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Российская Федерация - в среднем 7,0 6,5 6,0 5,5 5,2 4,6 4,5
Соотношение прогнозного и порогового значения уровня безработицы 0,88 0,81 0,75 0,69 0,65 0,58 0,56
Приморский край 7,1 7,0 6,9 6,9 6,8 6,6 6,6
Соотношение прогнозного и порогового значения уровня безработицы 0,89 0,88 0,86 0,86 0,85 0,83 0,83
Соотношение прогнозного и среднероссийского значения уровня безработицы 1,014 1,077 1,150 1,255 1,308 1,435 1,467
Прогноз внутренних текущих расходов на исследования и разработки. Внутренние текущие расходы на исследования и разработки в Приморском крае могут достигнуть в 2025 г. 28 000 млн руб. (1,43% ВРП). В этом случае доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в общероссийских расходах на НИР снизится до 0,25% (табл. 4.5).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства Приморского края к 2025 г. может достигнуть 0,56%. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства может находиться в диапазоне 0,038 - 0,042 (табл. 4.6).
Таблица 4.6
Прогноз внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки, тысяч руб.
2014
2015
2016
2018
2020
2023
2025
Российская Федерация
9 6
4 2
Доля общероссийских расходов на научные исследования и разработки в ВВП,%
2,00
2,00
2,01
2,02
2,12
4,04
5,25
Приморский край
Доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в ВРП,%
1,06
1,07
1,08
1,11
1,11
1,34
1,43
Доля внутренних текущих расходов на научные исследования и разработки в общероссийских расходах на НИР,%
0,51
0,52
0,52
0,54
0,51
0,31
0,25
Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Приморском крае к 2025 г. может снизиться до 7,5% от общей численности населения края. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума будет находиться в диапазоне 1,00-0,94 (табл. 4.7).
Таблица 4.7
Прогноз доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства,%
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Объем инноваци-
Л онной продукции, млрд руб., в фак- 3990,0 4679,4 5183,7 6587,0 8436,9 11385,0 12735,1
е д е тических отпуск-
Фе ных ценах
аяк Доля инноваци-
йс о с онной продукции в общем объеме 9,5 9,5 9,5 10,0 11,0 11,5 12,0
о Р промышленного производства,%
Приморский край 0,550 0,551 0,551 0,553 0,554 0,557 0,560
Доля инновационной
продукции Примор-
ского края в общем объеме инновацион- 0,021 0,022 0,023 0,023 0,023 0,023 0,023
ной продукции Рос-
сийской Федерации,%
Соотношение про-
гнозного и средне-
российского значения
доли инновационной 0,058 0,058 0,058 0,055 0,050 0,048 0,047
продукции в общем
объеме промышлен-
ного производства
Прогноз децильного коэффициента дифференциации доходов населения. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения в Приморском крае к 2025 г. может сократиться до 7,5. В этом случае его соотношение со среднероссийским значением в прогнозный период будет находиться в диапазоне 0,66 - 0,71 (табл. 4.9).
Таблица 4.8
Прогноз доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума,% от общей численности населения
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Российская Федерация -в среднем 9,0 8,9 8,8 8,6 8,4 8,1 8,0
Окончание таблицы 4.8
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Соотношение прогнозного и порогового значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2 1,2 1,1
Приморский край 9,0 8,5 8,4 8,1 8,0 7,9 7,5
Соотношение прогнозного и порогового значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума 1,29 1,21 1,20 1,16 1,14 1,13 1,07
Соотношение прогнозного и среднероссийского значения доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума 1,00 0,96 0,95 0,94 0,95 0,98 0,94
Таблица 4.9
Прогноз значений децильного коэффициента дифференциации доходов населения
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Российская Федерация - в среднем 12,1 12,0 11,9 11,7 11,5 11,2 11,0
Соотношение прогнозного и порогового значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения 1,51 1,50 1,49 1,46 1,44 1,40 1,38
Приморский край 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 7,9 7,5
Соотношение прогнозного и порогового значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 0,99 0,94
Соотношение прогнозного и среднероссийского значения децильного коэффициента дифференциации доходов населения 0,66 0,67 0,67 0,68 0,70 0,71 0,68
Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве Приморского края к 2025 г. может достичь 15,8% и в течение всего прогнозного периода будет выше доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве России. В этом случае соотношение прогнозного и среднероссийского значения будет находиться в диапазоне 1,129-1,172 (табл. 4.10).
Таблица 4.10
Прогноз доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %
2014 2015 2016 2018 2020 2023 2025
Объем
продукции
ая ия машинострое-
« э ° 3 ния и метал-
'В Л ие лообработки, 5376,0 6354,2 7093,5 8694,8 10277,7 13563,0 14857,6
§ в £ е млрд руб., в фактических отпускных ценах
Доля продук-
ции маши-
ая ия ностроения
и й =ы а 'В Л ие § - £ е и металлообработки в общем объеме 12,8 12,9 13,0 13,2 13,4 13,7 14,0
промышленного произ-водства,%
Приморский край 15,0 15,1 15,2 15,4 15,5 15,7 15,8
Доля продукции
машиностроения и металлообработки
Приморского края в общем объеме про- 0,406 0,406 0,407 0,407 0,407 0,407 0,407
дукции машиностроения и металлообработки РФ,%
Соотношение про-
гнозного и средне-
российского значения
доли продукции
машиностроения и 1,172 1,171 1,169 1,167 1,157 1,146 1,129
металлообработки в общем объеме про-
мышленного произ-
водства
е 5
го го
Рис. 4.2. Динамика изменений значений интегрированных показателей региональной экономической
безопасности приграничных регионов Дальнего Востока в 2000-2013 гг. и безопасности РФ и в перспективе до 2025 г.
о
о ^
о го
о
о о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О
го
"О
о
©
Прогноз значений показателей экономической безопасности Приморского края
Таблица 4.11
Значения нормированных показателей, характеризующих 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2025
Приморский край Объем валового регионального продукта 2,271 2,324 2,357 2,411 2,484 2,526 2,557 2,621 2,661 2,691 2,753
Валовый сбор зерновых 0,967 0,981 1,009 1,021 1,043 1,064 1,083 1,106 1,129 1,147 1,185
Инвестиции в основной капитал 1,765 1,765 1,765 1,765 1,796 1,860 1,873 1,891 1,867 1,849 1,862
Уровень безработицы 1,014 1,028 1,043 1,044 1,043 1,059 1,059 1,075 1,074 1,091 1,091
Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки 1,141 1,157 1,161 1,212 1,212 1,202 1,201 1,290 1,299 1,392 1,458
Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029 0,029
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня 0,933 0,983 1,005 1,027 1,039 1,051 1,053 1,054 1,045 1,058 1,117
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 0,900 0,900 0,900 0,900 0,900 0,900 0,900 0,900 0,900 0,911 0,960
Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,857 0,863 0,869 0,874 0,880 0,886 0,886 0,891 0,891 0,897 0,903
Значение интегрального показателя экономической безопасности Приморского края 0,0936 0,1060 0,1159 0,1288 0,1404 0,1547 0,1606 0,1863 0,1902 0,2173 0,2713
©
5 >
о
о ^
о го
о
е
1С >
1С
о о го
0
1
5
"О
13
-С ГП
О <
X го
ГП "О
о
* * *
Анализ прогнозных статистических данных по девяти показателям экономической безопасности Приморского края позволил предположить, что уровень защищенности хозяйства этого приграничного региона нашей страны до 2025 г. должен повыситься (табл. 4.11, рис. 4.2).
Кроме того, следует иметь в виду, что рыночные преобразования в России укрепили ее связь с другими государствами, с национальными хозяйствами экономически развитых и развивающихся стран, превратив отечественную экономику в органичную часть мирового хозяйства. При этом хозяйства восточных регионов имеют потенциал более глубокой интеграции с северными регионами Китая, а также регионами Японии и Республики Кореи. В этой связи уровень региональной экономической безопасности Приморского края также может быть значительно повышен при полной реализации интеграционных связей со странами Северо-Восточной Азии.
В условиях введения экономических санкций со стороны США и стран Евросоюза социально-экономическое развитие и повышение уровня экономической безопасности Приморского края имеют особое значение для Российской Федерации. Социально-экономическое развитие России на границах с ее дальневосточными соседями обеспечивает возможность реализации других форм обеспечения экономической безопасности нашего государства - прежде всего - его экономической кооперации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
заключение
Экономические итоги и прогнозы важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики страны и хозяйств отдельных регионов, обеспечение экономической безопасности государства в целом и региональной экономической безопасности.
Мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности нашей страны по повышению уровня своей экономической безопасности и уровней защищенности хозяйств наших восточных регионов, что обусловливает необходимость принятия и реализации не только дополнительных антикризисных мер, но и мер по ускорению технологического обновления экономики России, Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
литература
1. ГордиенкоД.В., ЯковлеваН.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства. Монография. - М., 2013.
2. Гордиенко Д.В., Лузянин С.Г. Оценка уровня безопасности стран Северо-Восточной и Центральной Азии. Монография. - М., 2013.
3. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса. Учебное пособие. - М., 2012.
4. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. - М., 2009.
5. Гордиенко Д.В. Экономическая безопасность восточных регионов России / Сборник научных трудов «Повышение эффективности -главная задача модернизации производства» - М.: АНХ, 2010.
6. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России / Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. - М., 2012.
7. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №15 (72).
8. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №35 (92).
9. Гордиенко Д.В. Экономическая безопасность восточных регионов России // Вестник Международного института экономики и права. Январь - март 2011. №2.
10. Гордиенко Д.В., Рыжонков В.Н. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №24 (117).
11. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности восточных регионов России / Тезисы докладов XIX Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». - М., 2011.
12. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности Восточной Сибири и Забайкалья // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2012. №1.
13. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности восточных регионов России и его оценка / Сахалинская область: история, современность,
перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (17-18 октября 2012 г., г. Южно-Сахалинск) - Южно-Сахалинск, 2012.
14. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России / Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Труды VIII международной научно-практической конференции (31 мая - 1 июня 2012 г., г. Москва). Ч.1. - М., 2012.
15. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства. Монография. - М., 2009.
16. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. 2-е издание, расшир. - М., 2007.
17. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. - М., 2008.
18. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. Монография - М., 2009.
19. Лузянин С.Г. Восточная безопасность: институциональное и стра-новое измерение / Безопасность на Западе, на Востоке и в России: представление, концепции, ситуации. / Под ред. С.А.Панарина. - М., 2013.
20. Лузянин С.Г. Владивосток - 2012: измерения АТЭС // Азия и Африка сегодня. 2012. №11.
21. Лузянин С.Г. Саммит АТЭС 2012: первые итоги // Мир и Политика, 2012 (декабрь), №12 (75).
22. Лузянин С.Г. Измерения российско-китайских отношений в АТЭС. Региональные факторы влияний и взаимодействий // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII. Ежегодное издание - М., 2012.
23. Лузянин С.Г. Внешняя политика Китая: от регионального к глобальному / Российско-китайское сотрудничество в Северо-Восточной Азии / Отв. редактор С.Г.Лузянин - М., 2012.
24. Лузянин С.Г. Безопасность в Восточной Азии: только по американскому рецепту? / Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии / Сост. Д.В.Гордиенко - М., 2012.
25. Лузянин С.Г. Китай и мир: от регионального к глобальному // Обозреватель /Observer. 2011. №9 (260).
26. Лузянин С.Г. Сибирь и Дальний Восток на саммите АТЭС // Новое Восточное обозрение - М., 2012, сентябрь.
27. Лузянин С.Г., Сафронова Е.И. Обеспеченность водными ресурсами стран Северо-Восточной Азии и их влияние на социально-
экономическое развитие России, национальную и региональную безопасность // Азия и Африка сегодня, 2010, №7.
28. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М., 2005.
29. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2004.
30. [Электронный ресурс]. URL :http://www.primorsky.m/authorities/ executive-agencies/ departments/economics/
31. [Электронный ресурс]. URL :http://primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/
32. [Электронный ресурс]. URL:http://www.nisse.ru/netcat_files/
33. [Электронный ресурс]. URL :http://russian.people.com.cn/31519/ 8027577.html.
34. Кашина Н.В. Инвестиционное сотрудничество Дальнего Востока Российской Федерации и Северо-Восточного Китая в добывающем секторе экономики // Проблемы Дальнего Востока. №2, 2014.
35. Итаров Е. Развитие - в модернизации экономики // Дальневосточный капитал. 2012, №8.
36. Елисеев И.Д. Социально-экономический потенциал инновационной модернизации Дальневосточного федерального округа. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - СПб., 2013.
37. Горобец Я.В. Проблемы инновационного развития экономики Приморского края. [Электронный ресурс]. URL :https://www.dvfu.ru/documents/
38. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2008. №1 (15).
39. Гордиенко Д.В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2009. №3 (23).
40. [Электронный ресурс]. URL :http://primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php
41. [Электронный ресурс]. URL :http://www.primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/program-of-socio-economic-development-of-the-primorsky-territory-for-5-years-2013-2017.php
42. [Электронный ресурс]. URL:http://www.invest. primorsky.ru/
43. Захаров Ф. Восточный путь России // ВВП, 2014. №2 (86).