Научная статья на тему 'ПРИМОРСКИЕ МОТИВЫ В ИЗДЕЛИЯХ ХУДОЖНИКОВ-ЮВЕЛИРОВ ВЛАДИВОСТОКА'

ПРИМОРСКИЕ МОТИВЫ В ИЗДЕЛИЯХ ХУДОЖНИКОВ-ЮВЕЛИРОВ ВЛАДИВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / МОРСКОЙ СТИЛЬ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буравлёва Анастасия Александровна, Буравлёв Игорь Юрьевич

В статье исследуются современные тенденции в творчестве владивостокских художников-ювелиров. Анализируются произведения, созданные на основе визуальной символики Приморского края. Осмысляются творческие идеи с использованием морской тематики, образов достопримечательностей приморского города, их воплощение в ювелирных украшениях. Рассмотрены примеры перенесения приморских символов в дизайн изделий, представлены траектории креативного мышления, используемые при разработке ювелирных произведений, а также технико-технологические аспекты применения традиционных и современных приемов изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIFS OF PRIMORYE IN THE ARTWORKS OF VLADIVOSTOK JEWELERS

The article researches modern trends of Vladivostok jewelry artists’ creative work based on a series of visual symbols ofPrimorye. Creative ways of using maritime themes, the images of landmarks, the spirit of a seaside city and its implementation in jewels are reflected upon. Examples of the seaside symbols’ transfer into the jewelry design are considered, ways of creative thinking used in jewelry’s making are described, as well as technical and technological aspects of traditional and modern processing techniques.

Текст научной работы на тему «ПРИМОРСКИЕ МОТИВЫ В ИЗДЕЛИЯХ ХУДОЖНИКОВ-ЮВЕЛИРОВ ВЛАДИВОСТОКА»

А. А. Буравлева. Коробочки лотоса в закате солнца. Кольцо. 2019. Серебро, розовый кварц, фианиты

Собственность автора

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК 739.2

А. А. Буравлёва И. Ю. Буравлёв

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

ПРИМОРСКИЕ МОТИВЫ

В ИЗДЕЛИЯХ

ХУДОЖНИКОВ-ЮВЕЛИРОВ ВЛАДИВОСТОКА

В статье исследуются современные тенденции в творчестве владивостокских художников-ювелиров. Анализируются произведения, созданные на основе визуальной символики Приморского края. Осмысляются творческие идеи с использованием морской тематики, образов достопримечательностей приморского города, их воплощение в ювелирных украшениях. Рассмотрены примеры перенесения приморских символов в дизайн изделий, представлены траектории креативного мышления, используемые при разработке ювелирных произведений, а также технико-технологические аспекты применения традиционных и современных приемов изготовления.

Ключевые слова: ювелирные изделия; художественный образ; морской стиль; Приморский край; Дальний Восток.

Художественное отображение современного мира в многообразии его содержания существует, формируется и интерпретируется в атмосфере динамичного потока окружающей действительности. Среда, в которой живет, работает, развивается художник-ювелир, влияет на его творчество и формирует его художественный и технологический почерк. Очевидные и неявные составляющие среды (окружающей атмосферы), со всем разнообразием объектов с их объемами, формами, фактурой и цветом, проникают в художественные образы и эксплуатируются при разработке дизайна ювелирных изделий.

Так, О. В. Береговая в статье про ювелирную школу Урала описывает влияние среды на формирование собственного узнаваемого уральского стиля мастеров, доминантой которого является природный камень: «Камень раскрывал совокупность художественных, семантических, практических смыслов территории региона. За многие века камень сформировал у населения особый тип ментальности» [1].

Свою культурную идентичность в прикладном искусстве сохранили по сей день и якутские мастера. Каждое народное ремесло Якутии - кузнечное, камнерезное, ювелирное, шитье, резьба по дереву - развивалось и обретало собственные узнава-

емые национальные черты в пластах разных культурных и национальных традиций [4].

Очевидно, что традиции мастеров-ювелиров в Приморском крае могут складываться в поиске художественных образов в связи с объектами, относящимися к морской тематике, к знаковым туристическим достопримечательностям и к духу приморского города. В ювелирном искусстве часто встречаются украшения, в которых использованы элементы морского стиля: орнаментальный ряд мотивов подводного дна, животных, растений и пр. Актуальность изделий, разработанных с использованием мотивов подводного мира, формирует важную нишу в ювелирном искусстве, востребованность которой обеспечивается спросом на изделия. Гармонично подобранные материалы - металлы, камни, жемчуг, коралл, эмали - своей фактурой и текстурой способны оживить морские образы [2].

Ряд первичных ассоциаций с морем и морским стилем, воплощенным в образе ювелирных украшений, предоставляет нам множество вариантов: морские обитатели (рыбы, морские звезды, морские ежи, дельфины, ракушки, морские коньки), сказочные персонажи и мифологические герои (золотая рыбка, русалки, сирены), корабли и их фрагменты (паруса, мачты, якоря, штурвалы), элементы стихии (шторма, волны). Вторичные ассоциации с морем - дальние плавания, путешествия в целом, морские баталии, морские разбойники (пираты). Художественная система,

внутри которой складываются определенные тенденции использования мотивов морской тематики, не является замкнутой и не ограничена набором клишированных образов. Вместе с тем интересно, как современные художники-ювелиры, чья жизнь протекает и чье творчество формируется на полуострове, с трех сторон окруженном морем, обращаются к морской теме: ограничены ли они конкретным набором приемов и территориальными рамками?

В попытке определить модель развития направлений творчества с использованием приморских мотивов мы пришли к идее выявления траекторий мышления, которые определяют, что использует художник-ювелир при разработке художественных образов. Эта попытка породила целый ряд вопросов: как разрабатывается и формулируется

Т. В. Скиба. В подводном мире. Подвеска с тремя различными центральными камнями агата. 2021. Золото, агат, нанокристаллы Частная коллекция

Т. В. Скиба. Механизм откидывающейся дверцы подвески «В подводном мире». 2021

Частная коллекция

Т. В. Скиба. Водоросли. Кольцо. 2018.

Золото, изумруд, бриллианты

Частная коллекция

конечный образ, являющийся результатом поисков, как художник приходит к нему, какой образ мысли характерен для живущего на побережье, каковы его творческие переживания, что вдохновляет его, как и в результате чего появляется озарение, как взаимосвязаны художественный образ и возможности реализации в материале с учетом доступности последнего, каков маршрут поиска оригинального и единственного решения?

В статье предпринята попытка описать подходы к разработке и конструированию ювелирных изделий, которые рассматриваются как произведения искусства с воплощенным в них оригинальным художественным образом, построенным на основе символов Приморского края. Рассматриваются произведения владивостокских художников-ювелиров Т.В. Скиба, A.A. Бурав-левой, Д.К. Верхова, A.M. Смыченко, A.B. Кузнецова, в которых искусно воплощены символы, хорошо знакомые жителям Приморского края, а именно: лотосы, водоросли, морские обитатели (морские котики, рыбы и осьминоги) и материалы морского происхождения (жемчуг и раковины моллюсков), сочетаемые с природными камнями в фантазийной огранке.

Одним из основных ограничений, стимулирующих творческую мысль художника-ювелира, независимо от того, осознает

он это или нет, пожалуй, следует считать размер изделий. Поскольку ювелирное изделие, как правило, очень маленькое, актуальным остается извечный вопрос: как уместить большую, «ветвящуюся» в деталях «пушистую» концепцию (идею) в изделии малого размера? Однако это ограничение может быть использовано в качестве инструмента для прорыва в творческом мышлении. Оно вынуждает автора более тщательно продумывать средства исполнения задумки, позволяет повысить узнаваемость почерка мастера, продемонстрировать его индивидуальность. Интеграция в одном изделии контекстуально связанных отдельных элементов образа является процессом комбинаторики с учетом конструкции, конфигурации в пространстве. Также нужно учитывать, если что-то невозможно реализовать в конкретном случае.

Среди элементов художественного образа подвески Татьяны Викторовны Скиба «В подводном мире» - исследователь морского дна (аквалангист) и объекты его наблюдения: крупный осьминог, рыбы, медузы, морские звезды. Общая картина, формируемая элементами подвески, демонстрирует динамику жизни морских обитателей и одновременно с этим безмятежность: мы видим объекты вне контекста возможного конфликта между ними, каждый буквально занят своим делом и не мешает окружению. Таким образом, через воплощение идеи созидания красоты морского мира художник-ювелир запечатлел гармонию сосуществования человека с подводными обитателями. Пребывание аквалангиста под водой лимитировано объемом баллонов со сжатой дыхательной смесью, и человек предстает в данном изделии в роли гостя-наблюдателя, наименее защищенного, о чем говорит, во-первых, осьминог, размером превышающий человека, и, во-вторых, отсутствие в руках у человека атрибутов подводной охоты, которые были бы неуместны в данном произведении, поскольку, олицетворяя агрессию, вносили бы дисгармонию. И это подчеркивается автором: подвеска выполнена из красного золота, а фигурка ак-

валангиста - из белого золота. Интересен и выбор материалов для изделия «В подводном мире». Так, пугающая своей чернотой бездна морских глубин исполнена темно-серым агатом, а зеленые водоросли - инкрустацией россыпью зеленых камней.

В изделии есть свой секрет. Заключается он в возможности менять центральный камень, устанавливаемый с тыльной стороны, для чего предусмотрен механизм с откидывающейся дверцей и замком-защелкой.

На примере подвески «В подводном мире» видно, что решения, выстроенные вокруг образов из ряда первичных ассоциаций с темой моря, будучи оригинально и элегантно скомбинированными, позволяют создавать украшения, одинаково уместные как в роли повседневных, так и праздничных.

В кольце Т.В. Скиба с образом морских водорослей плавные линии металла как бы обнимают изумруд. Золотые водоросли на пальце человека, при повороте руки, создают оптическую игру: они оживают, отражаясь в изумруде.

Следующее ювелирное произведение изготовлено владивостокским художником-ювелиром Дмитрием Константиновичем Верховым. Это кольцо разработано на основе образа осьминога, который своими щупальцами обвивает крупный камень. Осьминог предстает в роли повелителя морей и океанов, однако его размер и охват его щупалец не достаточен для того, чтобы заслонить собой камень, олицетворяющий все моря и океаны мира. Однозначно трудно сказать, какой из двух компонентов этого произведения перетягивает на себя внимание наблюдателя. Осьминог несет смысловую нагрузку в связи с камнем, ассоциирующимся с морской пучиной. Под определенными углами зрения на кольцо осьминог превращается в алчное, управляющее минералом существо, стремящееся «перепрятать» (на что намекают широко раскрытые глаза) зеленый камень в безопасное место, чтобы втайне от чужих взоров и без страха перед чужой завистью наслаждаться его красотой, упиваясь обладанием, схожим в своей карикатурности с тем,

Д. К. Верхов.

Повелитель морей

и океанов. Кольцо.

2017.

Золото,

нанокристалл

Собственность автора

что испытывают персонажи, плененные очарованием Кольца всевластия в произведениях Толкина.

Облик Владивостока и его символы видятся в различные эпохи различными поколениями по-разному. Однако существуют символы, однозначно идентифицирующие свою принадлежность к облику города вне контекста времени и возраста. Так, в кольцах «Мать и дитя» и «Гость маяка» Анастасией Александровной Буравлевой воплотилась идея живописной достопримечательности города Владивостока - Токаревского маяка, коса которого полюбилась морским котикам.

Отправной точкой для создания изделия «Мать и дитя» послужил агат с интересным рисунком, напоминающим льдину. В контексте художественных образов, связанных с владивостокской морской тематикой, льдина легко ассоциируется с морским котиком. A.A. Буравлева дополняет в целом логичную картину ключевой идеей из коллекции изделий авторской серии «Мать и дитя». Таким образом, художественный образ обретает дополнительный смысл: мы видим на льдине маму и ее детеныша, что вызывает чувство умиления. Морские котики смотрят друг на друга, их общение может интерпретироваться как диалог с наставлением.

Кольца «Мать и дитя» и «Гость маяка» состоят из плавных линий, украшены жемчугом. Этот минерал издавна ассоциировался с морем. Шинка колец как элемент, который находится подо льдом, стилизована золотыми рыбками и напоминает кораллы. Чтобы рассмотреть рыбок и кораллы, необходимо

А. А. Буравлева. Мать и дитя. Кольцо. 2018. Серебро, агат, жемчуг, шпинель

Частная коллекция

А. В. Кузнецов. Глубина времени. Брошь. 2020. Серебро, окаменелый моллюск..

Собственность автора

буквально оказаться «подо льдиной». В кольцо «Гость маяка» встроен внутренний светящийся элемент, который при включении имитирует мигание красной лампы навигационного прожектора, что метафорично и буквально привлекает к себе внимание наблюдателя, «направляет» и «управляет» им. На выставках это изделие намеренно было представлено таким образом, чтобы красный огонек светодиода показывался входящим в зал посетителям с левой стороны, поскольку именно эту функцию в реальности и призван выполнять этот сигнал. Кольцо «Гость маяка» может трансформироваться: башня маяка может быть снята, на ее место можно установить другой элемент.

Помимо материалов, использованных при изготовлении изделий с морскими котика-

ми (кость, драгоценные металлы, жемчуг), особое место отдается технологическому аспекту, в котором классические приемы совмещены с новыми технологиями (ЗЭ-мо-делирование). Преимущество новых современных технологий перед традиционными заключается в возможности в кратчайшие сроки смоделировать сложную форму и в виртуальном пространстве посмотреть на нее [3]. Это, безусловно, ускоряет процесс изготовления ювелирного изделия, что в современном динамичном мире с его неограниченными возможностями, но с дефицитом ресурса времени по праву считается конкурентным преимуществом. Фигурки морских котиков выполнены методом литья по выплавляемым моделям с предварительно изготовленными восковками и последующей ручной доводкой. Эффект лоснящейся шерстки морских котиков достигнут за счет полировки и последующего покрытия из черного родия электрохимическим способом. При этом полировка голов фигурок произведена особо деликатно, что позволило сохранить топологию поверхности - глаза, носы и даже усы морских котиков.

Вдохновением при создании художественного образа кольца «Коробочки лотоса в закате солнца» послужил розовый кварц с фантазийной огранкой, напоминающий своим рельефом и цветом внутреннюю часть отцветшего лотоса - одного из знаковых символов, однозначно ассоциируемых с Дальним Востоком России. Шинка кольца намеренно выполнена разомкнутой, имитирующей стебель, что, помимо заложенной эстетической составляющей, также позволяет с легкостью изменять размер кольца, делая его более функциональным. Для удобства в носке центральный камень смещен относительно центра кольца, обеспечивая комфорт и предотвращая вероятность вращения (завала камня в стороны) вокруг пальца.

Ассоциативный ряд в контексте разработки образов для ювелирных украшений, выстраиваемых вокруг морской тематики, может эксплуатировать в том числе и мифологию. Кольцо гарнитура «Рождение Вене-

ры» изготовлено Артемом Михайловичем Смыченко, практикующим ювелиром, членом Союза художников России. В изделии воплощена идея зарождения нового мира из пены морской. Необычная форма серебряной чаши предлагает испить из нее новую жизнь и символизирует женское начало. Звездчатый сапфир олицетворяет морскую бездну с ее тайнами.

В творчестве владивостокского художника-ювелира Алексея Владимировича Кузнецова мотивы морской тематики исполняются в минималистичном стиле. Украшения A.B. Кузнецова часто построены по принципу «ничего лишнего» и подчеркивают естественную красоту природных объектов, они прекрасно комбинируются друг с другом благодаря нейтральности своих форм. Так, комплект «На берегу моря» своими кольцами символизирует водоросли, морскую пену и каменистый берег.

Брошь «Глубина времени», выполненная из окаменелого моллюска, символизирует одновременно и спиралевидное течение времени, и символ энергии в природе, и ее циклические ритмы (смена эпох, сезонов года, рождения и смерти). Автора вдохновляла геометричность завитков спиралевидной оболочки раковины морского моллюска. В броши нет лишних элементов, весь акцент полностью принимает на себя геометрическая игра схожих визуальных паттернов, расположенных природой в траектории, описываемой логарифмической спиралью, развивающейся вокруг оси.

В рассуждениях о минимализме в ювелирных произведениях чаще всего упоминают ювелирный геометризм, для которого характерна идея видения идеальной красоты в элементарных геометрических формах (линия, квадрат, треугольник, круг). Однако, что касается спирали, это весьма сложный геометрический объект, который можно интерпретировать в контекстах художественного замысла по-разному: от строения вещества (атомы, электроны, молекула ДНК и пр.) до траектории движения космических тел. Раковины морских моллюсков имеют внутри

\

безупречно гладкую поверхность, а внешняя сторона вся покрыта шероховатостями и неровностями. Это также весьма символично, поскольку сложная топография внешней поверхности со всеми неровностями и углами увеличивает ее твердость, что повышает прочность ее конструкции. Но, пожалуй, художник в первую очередь видит в спирали не что иное, как золотое сечение, символизирующее внутреннюю красоту природы в ее математическом отображении. Спираль символизирует принцип эволюции (природы, тела, духа и пр.), поскольку ее закон гласит: «Если нет движения вверх, значит есть движение вниз».

Очевиден потенциал символов Приморья и Владивостока, раскрывающий безграничное пространство для воплощения идей в образах ювелирных украшений, которые

А. А. Буравлева. Гость маяка. Кольцо. 2018. Серебро, кость, корунд, жемчуг, шпинель Собственность автора

А. В. Кузнецов. На берегу моря. Кольца. 2020. Серебро

Собственность автора

А. М. Смыченко. Рождение Венеры. Кольцо. 2016. Серебро, звездчатый сапфир. Собственность автора

еще только предстоит разработать и создать. Современные подходы к проектированию и изготовлению ювелирных украшений позволяют воплощать в реальности самые смелые решения, используя арсенал средств, который еще совсем недавно не просто не был доступен, а вообще не существовал.

Представленный материал дает краткий, без обобщений, взгляд на отображение морской (приморской) тематики в ювелирном искусстве владивостокских художников. Оригинальный способ использования реалистичных образов морской природы демонстрирует внимание человека к формируемой эстетике и имманентную тягу к единению с ней. Запечатлены в ювелирных изделиях общественные места и знаковые локации приморских городов, известные и однозначно ассоциируемые с популярными туристическими достопримечательностями.

Для разработки художественного образа, связанного с Приморским краем, художник-ювелир обладает весьма широким набором первичных ассоциаций, связанных с городом и с морской тематикой. Часть из них лежит на поверхности и уже приобрела статус открыточных. Преодолеть клише популярной открытки в ювелирных произведениях можно через иной угол зрения.

Литература

1. Береговая, О. В. Ювелирная школа второй половины XX века на Урале: своеобразие идей и материалов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 2. - С. 104-111.

2. Герасимова, А.А., Волкова К.О. Актуальность использования морского стиля, при проектирова-

нии современных ювелирных украшений // Научный взгляд в будущее. - Одесса, 2017. - Т. 3. - № 5. - С. 92-97.

3. Глазырин, К. Н. Новое ювелирное искусство // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 2. - С. 112117.

4. Иванова-Унарова, 3. И. Косторезное искусство Якутии. Тенденции развития // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. -Красноярск, 2019. - № 1. - С. 122- 133.

Об авторах

Буравлева Анастасия Александровна - художник-ювелир, преподаватель образовательной программы подготовки магистров по направлению «Технология художественной обработки материалов» (Политехнический институт Дальневосточного федерального университета), член Союза художников России

E-mail: bouy@mail.ru

Буравлев Игорь Юрьевич - доцент, кандидат химических наук, преподаватель дисциплин в курсе образовательной программы подготовки магистров по направлению «Технология художественной обработки материалов» (Политехнический институт Дальневосточного федерального университета) E-mail: buravlev.i@gmail.com

THE MOTIFS OF PRIMORYE

IN THE ARTWORKS OF VLADIVOSTOK JEWELERS

Buravleva Anastasia Alexandrovna

Artist-jeweler, teacher of master's degree program "Technology of materials artistic processing" at the Polytechnic Institute of the Far Eastern Federal University, member of the Union of Artists of Russia

Buravlev Igor Yurevich

Associate Professor at the Polytechnic Institute of the Far Eastern Federal University, lecturer of master's degree program "Technology of materials artistic processing"

Abstract: The article researches modern trends of Vladivostok jewelry artists' creative work based on a series of visual symbols ofPrimorye. Creative ways of using maritime themes, the images of landmarks, the spirit of a seaside city and its implementation in jewels are reflected upon. Examples of the seaside symbols' transfer into the jewelry design are considered, ways of creative thinking used in jewelry's making are described, as well as technical and technological aspects of traditional and modern processing techniques.

Keywords: jewelry; artistic vision; maritime style; Primorsky region; Russian Far East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.