Научная статья на тему 'Инновации в ювелирных технологиях и их влияние на социальную динамику современной ювелирной культуры'

Инновации в ювелирных технологиях и их влияние на социальную динамику современной ювелирной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1477
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / ИННОВАЦИИ / ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / УКРАШЕНИЯ / ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CULTURAL DYNAMICS / INNOVATIONS / JEWELLERY / JEWELS / ORNAMENTS / JEWELLERY TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дронова Нона Дмитриевна, Дронов Дмитрий Сергеевич

В основе исследований культурной динамики используется структурно-функциональный подход и принцип цикличности. В статье анализируются основные события, которые оказали значительное влияние на социальную динамику современной ювелирной культуры. Приводится хронология основных дат развития ювелирного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN JEWELLERY TECHNIQUES AND THEIR IMPACT ON THE SOCIAL DYNAMICS OF THE CURRENT JEWELLERY CULTURE

Culture dynamics studies are based upon the structural and functional approach and cyclic reoccurrence principle. The article carries out a research of the cardinal developments which have influenced the social dynamics of the current jewellery culture. The authors review chronology of the principle dates of the jewellery business development.

Текст научной работы на тему «Инновации в ювелирных технологиях и их влияние на социальную динамику современной ювелирной культуры»

КУЛЬТУРА

CULTURE

УДК 130.2

Дронова Нона Дмитриевна

доктор технических наук,

генеральный директор

Научного центра по сертификации и оценке

[email protected]

Дронов Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой ювелирного искусства Высшей школы народных искусств [email protected]

ИННОВАЦИИ В ЮВЕЛИРНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ ДИНАМИКУ СОВРЕМЕННОЙ ЮВЕЛИРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Dronova Nona Dmitrievna

Dr. Sci. (Phys.-Math.), General Manager of Research Center for Certification and Valuation

[email protected]

Dronov Dmitry Sergeevich

PhD in Education Science, Head of the Jewellery Art Subdepartment, Higher School of Folk Arts [email protected]

INNOVATIONS IN JEWELLERY TECHNIQUES AND THEIR IMPACT ON THE SOCIAL DYNAMICS OF THE CURRENT JEWELLERY CULTURE

Аннотация:

В основе исследований культурной динамики используется структурно-функциональный подход и принцип цикличности. В статье анализируются основные события, которые оказали значительное влияние на социальную динамику современной ювелирной культуры. Приводится хронология основных дат развития ювелирного дела.

Ключевые слова:

культурная динамика, инновации, ювелирное дело, драгоценные камни, украшения, ювелирные технологии.

The summary:

Culture dynamics studies are based upon the structural and functional approach and cyclic reoccurrence principle. The article carries out a research of the cardinal developments which have influenced the social dynamics of the current jewellery culture. The authors review chronology of the principle dates of the jewellery business development.

Keywords:

cultural dynamics, innovations, jewellery, jewels, ornaments, jewellery techniques.

Понятия «динамика культуры», «социодинамика культуры» довольно широко используются в современной научной мысли и часто применяются при определении сущности развития и изменения культуры. Термин «динамика» использовал еще Аристотель, но в последующем развитии философской мысли он не закрепился, и только французский социолог О. Конт ввел понятия «социальная статика» и «социальная динамика» для анализа последовательной смены социальных явлений, связанных с сохранением целостности общества [1].

В Х!Х в. термин «динамика» применительно к культуре еще не использовали, говорили об эволюции или историческом развитии культуры, имея в виду постепенное, закономерное развитие общества и культуры. С ХХ в. представления об изменениях культуры расширяются. Под изменениями понимаются любые трансформации в культуре. Представители различных научных направлений используют понятия «культурные изменения», «движение культурных форм» и др. Важное значение для формирования методологии социокультурных исследований имеют работы М. Вебера [2] и Т. Парсонса [3].

В разработке проблемы культурной динамики значительна роль структурно -функционального подхода, изучающего связи между явлениями культуры, стройную теорию которого выстроили П.А. Сорокин [4, с. 82], Н.Я. Данилевский [5, с. 564] и др. П. Сорокин справедливо отмечал, что «всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, а есть взаимосвязанное единство составных частей, и в

случае изменения одной из них остальные подвергаются схожей трансформации». Этим исследователям в той или иной степени присущи как общие, так и специфичные методы познания общественной жизни как продукта, обмена свойствами и способностями индивидов, через присвоение предметного мира (включая знаковый) в процессе общественного разделения труда. Фиксация частоты актов обмена дает возможность количественно измерять результаты социальной активности в их качественно различных формах [6, с. 429].

Применяемые учеными методология и методы указывают на то, что обмен протекает в измеряемом времени и имеет вид социальной цикличности. В современной науке в связи с возрастанием роли средств массовой коммуникации особую важность приобретает рассмотрение принципа социальной цикличности, которое А. Моль осуществляет в терминах теории массовых коммуникаций. Принцип цикличности культуры он связывает с тем, что творец рождает новые идеи на основе материала своей индивидуальной культуры, черпает их из окружающей его социальной и интеллектуальной среды. Его идеи, в свою очередь, подвергаются двухэтапному процессу распространения - сначала в масштабе микросреды, затем по каналам массовой коммуникации. В случае удачного принятия идеи социумом эта новая идея включается в состав массовой культуры и становится частью окружения, в котором живет и ее автор [7].

Этот процесс является замкнутым циклом, которому А. Моль дал определение «цикл культуры». Отсюда «атомизация» явлений и процессов культуры - представление их как функционирование наборов элементарных фактов культуры, или культурем, и понимание всякого факта культуры (будь то научное исследование или художественное произведение) как некоего сообщения или знака. Подобно всякому сообщению, культурное сообщение имеет свою цикличность: от создателя сообщения (или, по терминологии автора, идеи) к микрогруппе (дающей как бы первое одобрение этой идее) и от нее через средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и т. д.) к его распространению в макрогруппе или обществе в целом [8, с. 44].

Огромную роль в культурогенезе играют процессы интеллектуального, социального, художественного и других видов творческого взаимодействия, в результате которого в ответ на вызовы окружающей среды в культуре возникают новации, рассматриваемые как своеобразные «культурные мутации». Инновационный процесс моделируется в виде некоей последовательности культурных явлений, формирующих жизненный цикл инновации, и включает в себя не только процесс возникновения, генезиса, но и непрерывные процессы порождения новых культурных форм, их интеграцию в уже существующие социокультурные системы.

Авторы проанализировали основные события, которые оказали значительное влияния на социальную динамику современной ювелирной культуры [9]. Ниже приводится хронология основных дат развития ювелирного дела [10, с. 339-346].

1766 - Джон Тасье разработал технологию изготовления пасты - высококачественного свинцового стекла, которое можно было гранить как драгоценный камень.

1798 - в английской ювелирной промышленности введен стандарт 18-каратного золота.

1800-1830 - в Италии процветает производство репродукций античных камей.

1800-1880 - в украшениях с бриллиантами присутствуют и золото, и серебро. Серебро - сверху, чтобы подчеркнуть белый цвет бриллианта, золото - снизу, чтобы сделать украшение прочным.

1810-1830 - в Англии и Франции в изделиях используется сталь, ограненная и отшлифованная как драгоценный камень. Широкое использование в украшениях марказита - разновидности железного пирита.

1810 - бриллианты крепятся только в открытые крапановые оправы. До 1800 г. драгоценные камни вставляли в закрытые оправы. Такой тип оправы позволял ювелирам усиливать, подправлять и изменять цвет камня, подкладывая под него фольгу.

1820-1840 - производство в Италии украшений с римской мозаикой из микроскопических кусочков стекла.

1820-1860 - мода на кольца и браслеты в форме змеи. Такие изделия декорировались в основном бирюзой.

1820-1865 - в моде украшения с кораллами с вырезанными цветами, листьями. Начало производства коралловых камей.

1820 - в Европе налаживается производство пряжек, ожерелий и браслетов с разноцветными узорами из листьев и цветов на темном фоне в технике выемчатой эмали. В моде кольца с черной эмалью в золотой рамке с чеканными растительными узорами.

1830-1850 - в дизайне украшений популярны сюжеты: сердце, крест, якорь (вера, надежда, любовь), птица, защищающая гнездо от нападения змеи или несущая в клюве сердце, оливковую ветвь или незабудки.

1830 - в моде филигранные изделия. В моде кольца с инкрустациями мелким жемчугом на черном ониксе или на черной эмали.

1835 - возрождение интереса к живописной эмали (небольшие медные пластины с изображением пейзажей и девушек вставлялись в штампованные изделия).

1840-1850 - в моде изделия с мелким жемчугом. Основание для таких украшений вырезалось из перламутра, на нем дырочками наносился узор в виде цветов и завитков. Крошечные жемчужины пришивались к основанию конским волосом.

1840-1855 - бриллианты в украшениях растительного дизайна крепятся «с дрожью» (головки цветов крепились на часовых пружинках и подрагивали при каждом движении).

1840-1885 - эмаль выполняется на поверхности с пересекающимися лучеобразными или концентрическими узорами, имеет ярко-синий или ярко-зеленый цвет и является составной частью бриллиантовых украшений с растительными мотивами.

1840 - в моде изделия под филигрань, выполненные методом чеканки. Открытие месторождений золота в Америке. Создание процесса гальванического покрытия золотом.

1850 - в моде камеи крупных размеров, вырезанные на раковине, с изображениями героев греческой мифологии.

1854 - в Англии вводятся ювелирные изделия из золота 9К, 12К, 15К.

1860-1870 - употребление в ювелирных изделиях старинных монет в простом золотом обрамлении.

1860-1914 - разработка техники изготовления изнаночных камей (камни резались из кабошонов горного хрусталя, затем заполнялись масляными красками и с изнанки закрывались слоем перламутра).

1860 - в камеях появляются женские портреты. Звезда - самый популярный мотив в ювелирных украшениях (звезды вырезались из граната и аметиста, их выкладывали бриллиантами или мелким жемчугом). Рост популярности кораллов в ювелирных украшениях.

1867 - открытие месторождения алмазов в Южной Африке.

1868 - открытие месторождения граната-демантоида.

1870-1910 - изготовление изделий из платины. В одних и тех же изделиях могут использоваться золото и платина.

1870 - в серьгах впервые для застежек используется изогнутая проволока. На ювелирных изделиях появляются новые узоры в виде птиц, цветов, насекомых, бабочек, мотыльков.

1875 - появление на рынке «цыганских» колец (они состояли из полосы золота, в которую самоцвет утапливался так глубоко, что его верхняя грань оказывалась вровень с поверхностью металла. В такие кольца часто крепили дуплеты - составные камни).

1880-1900 - популярно цветное золото: в одном изделии сочетается розовое, желтое и зеленое золото.

1880 - появление на рынке кашмирских сапфиров.

1885-1895 - в большой моде украшения из опала в сочетании с бриллиантами (опал в таких изделиях черного цвета с сильным эффектом опалесценции всех цветов радуги).

1885 - появление первого синтетического рубина.

1886 - первое изделие от Тиффани с крупным бриллиантом. Оправа - каст, который имеет четыре или шесть длинных узких крапанов и круглую расширяющуюся базу.

1890-1900 - в подвесках, брошах и браслетах используются пластины из литого золота с аллегорическими фигурами.

1890 - в моде серьги на штифте с резьбой. Замок-гайка отличается крупным размером. Американские сапфиры бледного синего цвета с сероватым оттенком стали крепить в изделия с бриллиантами. Начало эры правильной бриллиантовой огранки.

1895-1910 - в моде украшения в стиле «арт нуво». Излюбленные мотивы в украшениях - орхидеи, лилии, мимозы, хризантемы и маки (растения изображались не только в полном цвету, но и виде ростков, бутонов и увядающих соцветий).

1902-1910 - появление первых культивированных жемчужин.

1902 - открытие магазина Картье в Лондоне (первые фирменные украшения Картье выполнены в стиле гирлянды).

1903 - открытие месторождений кунцита. В моду входят бриллианты огранки «маркиз» и «багет».

1910 - появление первых синтетических сапфиров и шпинели. В моде сочетание черного и белого; пик популярности украшений с бриллиантами, ониксом и черной эмалью в стиле гирлянды.

1912 - создание белого золота.

1920-1925 - входят в моду украшения, выполненные в стиле «арт деко» (ювелиры отказываются от избыточного украшательства).

1920 - популяризация «невидимых оправ». В недорогих изделиях на смену эмали пришли лаки различных цветов.

1925-1940 - в ювелирных изделиях широко используются резные фрагменты из оникса, хризопраза, горного хрусталя, нефрита в сочетании с ограненными драгоценными камнями.

1930-1940 - ожерелья украшаются шнурками с кисточками; входят в моду типично индийские ожерелья из рубиновых, сапфировых и изумрудных бусин.

1937 - в моду снова входит желтое золото.

1938 - Чатем создает синтетические изумруды.

1940 - в моду входят клипсы.

1942 - разработана технология получения гидротермального дымчатого кварца.

1948 - Картье производит первую полностью трехмерную брошь в виде пантеры.

1953 - разработана технология получения жадеита.

1954 - разработана технология получения гидротермального горного хрусталя.

1958 - разработана технология получения гидротермального аметиста и цитрина.

1960-1970 - в моде изделия с бриллиантами с ломанными, зубчатыми контурами и резкими, колючими очертаниями за счет попеременного использования алмазов огранки «бриллиант» и «маркиз».

1960 - разработана технология получения гидротермального изумруда. В изделиях закрепляются неограненные минералы, раковины; в моде текстуры, напоминающие морское дно или лунную поверхность. Разработана технология получения черного алмаза. 1964 - разработана технология получения желтого и черного алмаза.

1972 - разработана технология получения бирюзы и белого опала.

1974 - разработана технология получения черного опала.

1975 - разработана технология получения огненного опала.

1976 - разработана технология получения фианита (кубического циркония). Разработана технология получения имитации лазурита.

1978 - разработана технология получения керамической имитации коралла.

1979 - открытие в Австралии месторождения с розовыми алмазами.

1980 - разработана технология получения гидротермального александрита.

1982 - разработана технология получения гидротермального малахита.

1985 - разработана технология получения гидротермального розового кварца. Появление на рынке очень крупного культивированного жемчуга «Южных морей» размером более 10 мм. Жемчужины выращивали в теплых водах побережий Австралии, Бирмы, Индонезии и Филиппин.

1990 - появление на рынке оригинальных изделий, поверхности которых украшены камнями круглой огранки, переходящими по цвету от темных до светлых.

1991 - разработана технология получения перидота (хризолита).

1993 - разработана технология получения розового, красного и голубого алмаза.

1997 - разработана технология получения муассонита.

1998 - изготовление первых ювелирных изделий из титана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

1. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 25-67.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа М., 1991.

6. Сорокин П. Указ. соч.

7. Моль А. Социодинамика культуры. М., 2008.

8. Там же.

9. Дронов Д.С. Историческое своеобразие социодинамики русской ювелирной культуры. М., 2011.

10. Дронова Н.Д. Что надо знать оценщику ювелирных изделий. М., 2007.

References (transliterated):

1. Kont O. Dukh pozitivnoy filosofii. SPb., 1910.

2. Veber M. Izbrannie proizvedeniya. M., 1990.

3. Parsons T. Obshcheteoreticheskie problemy sotsiologii // Sotsiologiya segodnya. Problemy i perspektivy. M., 1965. P. 25-67.

4. Sorokin P. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. M., 1992.

5. Danilevskiy N.Y. Rossiya i Evropa M., 1991.

6. Sorokin P. Op. cit.

7. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury. M., 2008.

8. Ibid.

9. Dronov D.S. Istoricheskoe svoeobrazie sotsiodinamiki russkoy yuvelirnoy kul'tury. M., 2011.

10. Dronova N.D. Chto nado znat' otsenshchiku yuvelirnykh izdeliy. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.