Всё для бухгалтера
ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРИКАЗА МИНФИНА РОССИИ № 72н*
Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, заместитель главного бухгалтера Томского университета по методологии
В связи с принятием приказа Минфина России от24.08.2007 № 72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 72), годовой отчет за 2007 г. бюджетными учреждениями будет представляться по новым формам. В данной статье приведены примеры заполнения форм 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» и 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам».
Для того чтобы пример заполнения был более наглядным, рассмотрим следующие хозяйственные операции, приведенные в табл. 1.
Данные операции из журнала хозяйственных операций, приведенные в табл. 1, отражены в оборотно-сальдовой ведомости — табл. 2. В нашем примере показаны входящие остатки с учетом произведенной переоценки основных средств по состоянию на начало отчетного периода. Пример для простоты восприятия приведен без заключительных оборотов по счетам доходов и расходов,
Таблица 1
Журнал хозяйственных операций. Учет основных средств (ОС). Бюджетная деятельность
Номер операции Содержание операции Сумма, руб. Дт Кт
Бюджетная деятельность
1 Ввод в эксплуатацию ОС — нежилое помещение 2 100 000 1 10102310 1 10601410
2 Приобретено ОС (оборудование) 120 000 1 10601310 1 30219730
Одновременно: ввод в эксплуатацию ОС стоимостью > 10 000 руб. — оборудование 120 000 1 10104310 1 10601410
3 Получено оборудование от вышестоящей организации безвозмездно (один ГРБС) 300 000 110601310 1 30404310
Одновременно: ввод в эксплуатацию ОС, полученного от ГРБС безвозмездно 300 000 1 10104310 1 10601410
Получена амортизация по безвозмездно полученному от вышестоящей (ГРБС) имуществу 20 000 1 30404310 1Ю404410
4 Приобретено ОС (хозинвентарь) 15 000 1 10601310 130219730
Ввод в эксплуатацию ОСдо 1000 руб. — хоз-инвентарь 15 000 140101271 1 10106410
5 Передано безвозмездно муниципальному бюджету ОС с амортизацией (оборудование) 45 000 1 40101251 1 10104410
Амортизация по переданному ОС 22 000 1 Ю404410 1 40101251
6 Передано безвозмедно федеральному бюджету оборудование (один уровень бюджета) 55 000 1 40101241 1 10104410
Амортизация по безвозмездно переданному ОС 33 000 1 Ю404410 1 40101241
7 Получено безвозмездно от коммерческой организации (по рыночной стоимости) 17 000 1 10601310 140101180
* Окончание. Начало см. в журнале БИНО № 2, 2008.
Таблица 2
Оборотно-сальдовая ведомость (бюджетная деятельность) за отчетный период
Сальдо начальное Обороты Сальдо конечное
Сальдо по отчету за 2006 г. до переоценки Переоценка Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Актив
1 10102000 350 000 150 000 500 000 2 100 000 2 600 000
1 10104000 110 000 10 000 120 000 420 000 100 000 440 000
1 10106000 32 000 15 000 17 000
1 10404000 -38 000 - 3 500 -41 500 55 000 20 000 - 6 500
1 10601000 2 500 000 0 2500000 452 000 2552000 400 000
Итого 2 922 000 156 500
Пассив
130219000 135 000 135 000
1 30404000 20 000 300 000 280 000
140101180 17 000 17 000
140101241 55 000 33 000 - 22 000
140101251 45 000 22 000 -23 000
140101271 15 000 - 15 000
140103000 2 922 000 156 500 3078500 3078500
Итого 3 078 500 3 078 500 3 194 000 3 194 000 3 450 500 3 450 500
которые должны быть отражены в учете 31.12.2007 после составления форм отчетности.
Хозяйственные операции, приведенные в табл. 1, будут отражены в форме 0503168 следующим образом (табл. 3).
Остаток на начало года по строке 010 показывается с учетом переоценки, произведенной по состоянию на 01.01.2007. По строке 021 показана сумма входящего остатка, на которую были произведены изменения в результате переоценки. Данные строки 010 соответствуютданным формы 0503130 — остаток на начало отчетного периода. Таким образом, выполняются контрольные соотношения № 29,30,31, доведенные письмами Федерального казначейства от 18.12.2007 № 427.1-15/2.4-418 и № 42-7.1-15/2.1-419.
По строке 040 графы 6,7,8 показаны суммы оборота по дебету счета 10601310 всего, графы 3,4,5 — обороты по дебету счетов 1010X310. Таким образом, сумма поступления основных средств показывается в форме дважды — сначала как увеличение вложения в нефинансовые активы, затем как увеличение балансовой стоимости основных средств. Данные по строкам 081 — 084 расписаны в зависимости от того, от какой организации бюджетной или коммерческой поступили основные средства, а также от ведомственной подчиненности и уровня бюджета контрагента—бюджетного учреждения. Заполнение данных строк, на мой взгляд, не должно вызвать
вопросов. Вопросы вызывают, как правило, заполнения строки 150, атакже 160 ит. д. — т. е. заполнение данных по уменьшению нефинансовых активов, а точнее — вложений в нефинансовые активы.
Необходимо акцентировать внимание на то, что в строке 160 — на нужды учреждения, в графах 3,4,5 показываются суммы основных средств стоимостью до 1 000 руб., списанных с баланса одновременно с выдачей в эксплуатацию. Данный порядок отражен в п. 150 Инструкции по отчетности (Приказ № 72). Этим же пунктом Инструкцией определено, что по группе граф (6 — 8) — по строке 160 показывается стоимость вложений в нефинансовые активы списанной при принятии на учет получателем средств бюджета соответствующего актива — т. е. то, что было списано Дт 10104310 Кт 10601410. В то же время Федеральное казначейство в своем письме от 18.12.2007 № 42-7.1-15/2.4-418, адресованном главным распорядителям средств бюджета, разъясняющем порядок заполнения форм отчетности, в том числе и пояснительной записки, указывает на то, что уменьшение нефинансовых вложений, связанное с переводом их в нефинансовые активы, отражаются по строке 280 «прочее уменьшение» в группах граф (6,9) формы.
На мой взгляд, данное противоречие должно решиться в пользу трактовки, утвержденной приказом Минфина России, который является нормативно-правовым актом, принятым в установленном по-
Таблица 3
Форма 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов»
Код формы по ОКУД
Основные средства
0503168
(вид нефинансового актива)
Наименование показателя Код строки Код счета нефинансового актива 10100000 Код счета нефинансового актива 10600000 Код счета актива в пути 10700000
По бюджетной деятельности По приносящей ДОХОД деятельности Итого По бюджетной деятельности По приносящей ДОХОД деятельности Итого По бюджетной деятельности По приносящей ДОХОД деятельности Итого
Остаток на начало года, всего 010 620000 620000 2500000 2500000 — — —
в том числе сумма изменений, всего 020 160000 160000 — —
из них
в результате переоценки (дооценка (+)/ уценка (—) 021 160000 160000
в результате реорганизации (увеличение (+)/уменьшение (—) 022
прочие изменения 023
Увеличение нефинансового актива, всего 040 2520000 2520000 452000 452000
в том числе
приобретено, всего 050
из них
приобретено учреждением 051 135000 135000 135000 135000
получено в порядке централизованного снабжения 052
получено безвозмездно, всего 080 317000 317000 317000 317000
из них
в порядке внутриведомственных расчетов 081 300000 300000 300000 300000
в порядке расчетов между учреждениями одного уровня бюджета Российской Федерации 082
в порядке межбюджетных отношений 083
иные безвозмездные поступления 084 17000 17000 17000 17000
оприходовано излишков 120
дооценка (+) / уценка (-) в результате изменений курса валют 130
прочее увеличение 140 2100000 2100000
Уменьшение нефинансового актива, всего 150 115000 — 115000 2552000 — 2552000 — — —
Окончание табл. 3
Наименование показателя Код строки Код счета нефинансового актива 10100000 Код счета нефинансового актива 10600000 Код счета актива впути 10700000
По бюджетной деятельности Попри-носящей ДОХОД деятельности Итого По бюджетной деятельности По приносящей ДОХОД деятельности Итого По бюджетной деятельности По приносящей ДОХОД деятельности Итого
в том числе:
на нужды учреждения 160 15000 15000 135000 135000
в порядке централизованного снабжения 170
реализовано 180
передано безвозмездно, всего 210 100000 100000 317000 317000
изних
в порядке внутриведомственных расчетов 211
в порядке расчетов между учреждениями одного уровня бюджета Российской Федерации 212 55000
в порядке межбюджетных отношений 213 45000
иные безвозмездные передачи 214 17000 17000
списано, всего 250
из них
вследствие недостач и хищений 251
вследствие чрезвычайных ситуаций 252
по причине порчи 253
прочее уменьшение 280 2100000 2100000
Остаток на конец отчетного периода 300 3057000 3057000 400000 400000 — — —
рядке. Письмо Федерального казначейства, которое имеет только рекомендательный характер, не может изменять положения документа. Впрочем, решение, каким именно документом руководствоваться при составлении отчетности, принимает главный бухгалтер, за что и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. В приведенном примере заполнения по строке 140 «Прочее увеличение» — графа 3 и по строке 280 графа 6 показано увеличение стоимости принятого к учету нежилого помещения, стоимость которого была сформирована на счете 10601000 по состоянию на 01.01.2007 и показана как входящий остаток. Данное увеличение стоимости основного средства и уменьшения вложения в нефинансовый актив показано как прочее, в связи с тем, что по условиям нашего примера неясно, из каких источников сложилась стоимость данного вложения в нефинансовый актив. К примеру, его стоимость могла сложиться путем списания
материальных запасов, транспортных и прочих услуг, в том числе полученных безвозмездно и т. д. В любом случае данные, отраженные по строкам 140 и 280 формы 0503168, должны быть пояснены в текстовой части пояснительной записки, как того требует Инструкция по составлению отчетности.
Следующая форма, пример заполнения которой мы рассмотрим на основе приведенного жур-налахозяйственных операций, это форма 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам». Данная справка заполняется для того, чтобы распорядитель (главный распорядитель) бюджетных средств мог извлечь задвоенные обороты в рамках одного ведомства или бюджета. Данная справка составляется отдельно по каждому виду деятельности и по каждому из счетов: 30404000, 40101151,40101180,4 0101241,40101251.
По данным нашего примера (табл. 1), таких справокдолжно быть три (табл. 4 — 5).
Наименование органа, организующего исполнение бюджета; органа осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета; главного распорядителя (распорядителя), получателя, администратора поступлений_
на 1 января 2008 г.
Российская академия
Наименование бюджета (публично-правового образования ) Наименование вида деятельности_
Федеральный бюджет Бюджетная деятельность
"Ч-
с аг з
Периодичность: месячная Единица измерения: руб.
Форма по ОКУД Дата
по ОКПО по ОКАТО
Код счета бюджетного учета
Код по ППП
по ОКЕИ
КОДЫ
0503125
01.01.2008
02069318
45263591000
130404000
073
383
Контрагент Номер счета бюджетного учета Сумма Код корреспондирующего счета бюджетного учета
Наименование Код по дебету по кредиту
по ППП по ОКАТО элемента бюджета
1 2 3 4 5 6 7 8
Федеральное агенство по образованию X X X 07307064300000260130404310 300 000 110601310
Федеральное агенство по образованию X X X 07307064300000260130404310 20 000 110401410
Итого в том числе по номеру (коду) счета: из них: денежные расчеты неденежные расчеты X 20 000 50 000 X
07307064300000260130404310 20 000 50 000 X
- -
07307064300000260130404310 50 000 110601310
07307064300000260130404310 20 000 110401410
СО СЛ
I
1\Э О О 00
Руководитель
Главный бухгалтер
(подпись)
(расшифровка подписи)
(подпись)
(расшифровка подписи)
"15 " января 2008 г.
00
о ф:
Й ь а
о\ <
х
п
Ш
ь
ч
ф
■о
ш
на 1
января
2008 г.
Наименование органа, организующего исполнение бюджета; органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета; главного распорядителя (распорядителя), получателя,
администратора поступлении
Российская академия
Наименование бюджета (публично-правового образования ) _Федеральный бюджет
Наименование вида деятельности _
Форма по ОКУД Дата
по ОКПО по ОКАТО
Бюджетная деятельность
Периодичность: месячная Единица измерения: руб
Код счета бюджетного учета
Код по ППП по ОКЕИ
КОДЫ
0503125
01.01.2008
хххххххх
45263591000
140101241
187
383
Контрагент Номер счета бюджетного учета Сумма, руб. Код корреспондирующего счета бюджетного учета
Наименование Код по дебету по кредиту
по ППП по ОКАТО элемента бюджета
1 2 3 4 5 6 7 8
Управление внутренних дел 188 X X 18702012240000231140101241 55 000 110106410
Управление внутренних дел 18702012240000231140101241 33 000 110406410
Итого в том числе по номеру (коду) счета: из них: денежные расчеты неденежные расчеты X 55 000 33 000 X
188 X X 140101241 55 000 33 000 X
188 18702012240000231140101241 55 000 110106410
18702012240000231140101241 33 000 110406410
CD СЛ
I
N) О О 00
Руководитель
(подпись)
(расшифровка подписи)
"15 " января 2008 г.
Главный бухгалтер
(подпись)
(расшифровка подписи)
00
О ф:
£а h а
ov
ш h ч Ф "О ш
на 01 января 2008 г.
Наименование органа, организующего исполнение бюджета; органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета; главного распорядителя (распорядителя), получателя, администратора поступлений _
Российская академия
Наименование бюджета (публично-правового образования ) Наименование вида деятельности_
Федеральный бюджет
Форма по ОКУД
Дата
по ОКПО по ОКАЮ
Бюджетная деятельность
Периодичность: месячная, квартальная Единица измерения: руб
Код счета бюджетного учета Код по ППП
по ОКЕИ
КОДЫ
0503125
01.01.2008
хххххххх
45263591000
140101251
082
383
Контрагент Номер счета бюджетного учета Сумма Код корреспондирующего счета бюджетного учета
Наименование Код по дебету по кредиту
по ППП по ОКАТО элемента бюджета
1 2 3 4 5 6 7 8
Минсельхоз Алтайского края 882 01401363000 02 08211015240000371140101251 45 000 110104410
22 000 110404410
Итого в том числе по номеру (коду) счета: из них: денежные расчеты неденежные расчеты X 45 000 22 000 X
1ххххххх 02 140101251 45 000 22 000 X
X
882 1ххххххх 02 140101251 45 000 110104410
140101251 22 000 110404410
Руководитель
(подпись) ' 15 " января 2008 г.
(расшифровка подписи)
Главный бухгалтер
(подпись)
(расшифровка подписи)
В таблице 4 рассмотрен порядок заполнения формы 0503125 по счету 30404000 по бюджетной деятельности. В графах 6,7 отражены показатели по хозяйственной операции 3 из нашего примера (табл. 1). На что нужно обратить внимание, на мой взгляд, при заполнении граф 2,3,4 в этой форме ППП, ОКА-ТО и элемент бюджета контрагента не указывается. В графах 6 и 7 (по дебету и по кредиту соответственно) проводки ставятся с учетом того, что дебет и кредит счета 30404310, номер которого указан в графе 5. Таким образом, если в нашем примере при получении основных средств от вышестоящей организации операция отражена как Дт 110601310 Кт 130404310, то данные заносятся в графу 6 — по кредиту.
Что такое код счета бюджетного учета, обобщенный в соответствии со структурой кодов счетов, применяемых при формировании отчета по ф. 0503121, который должен указываться в графе 8, мне как бухгалтеру не очень понятно. Потому что в форме 0503121 суммируются данные по счетам в соответствии с КОСГУ и при суммировании счетов, отражающих выбытие ОС и суммы начисленной амортизации 1010X410 и 1040X410, и для консолидации форм 0503168 (основные средства) данные показатели использовать невозможно. Поэтому, по логике вещей, пришла к выводу, что там указывается код корреспондирующего счета, при этом операции должны быть просто сгруппированы по КОСГУ для простоты операций по исключению внутренних оборотов.
В табл. 5 рассмотрен порядок заполнения формы по счету 140101241. Как видно из таблицы, графы 3 и 4 — ОКАТО и элемент бюджета — не заполняются в связи с тем, что на основании справки консолидируются данные одного бюджета. Точно так же, как и в табл. 4, в графах 6 и 7 ставятся показатели по счету 140101241, т. е. по счету, указанному в графе 5.
Самую большую сложность, как показывает практика, составляет заполнение форм по счету 140101251 и 140101151. В нашем примере все просто, данные заполнить несложно, о чем вы можете убедиться, рассмотрев табл. 6. На практике же самым сложным оказывается выяснить ППП, ОКАТО и элемент бюджета контрагента, которому передано имущество или от которого имущество получено, потому что в форме 0306001 Акт приема передачи объекта основных средств, а также в других аналогичных формах (0306030, 0306031) заполнение данных показателей не предусмотрено. В распорядительных документах, на основании которых осуществляется передача имущества, данные о ППП, ОКАТО и элемент бюджета также не указываются. Мы для себя разработали форму акта сверки с контрагентами по передаче имущества в рамках межбюджетных отношений с обязательным указанием этим реквизитов. Надеемся, что данная форма акта сверки поможет нам при составлении отчетов по форме 0503125.
Тел./факс: (495) 621-69-49, (495)621-91-90
Http://www.fin-izdat.ru Е-таМ: post@fin-izdat.ru