Научная статья на тему 'Краткий обзор основных изменений форм отчетности в связи с принятием приказа Минфина России № 72н'

Краткий обзор основных изменений форм отчетности в связи с принятием приказа Минфина России № 72н Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева Г. А.

В связи с принятием приказа Минфина России от 24.08.2007 № 72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», годовой отчет за 2007 г. бюджетными учреждениями будет представляться по новым формам. В данной статье сделан краткий обзор основных изменений, которые претерпели формы отчетности, представляемой получателями бюджетных средств. Основной принцип, в соответствии с которым были изменены формы это исключить повторение информации, которые раскрываются в других формах отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор основных изменений форм отчетности в связи с принятием приказа Минфина России № 72н»

2 (194) - 2008

Всё для бухгалтера

КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРИКАЗА МИНФИНА РОССИИ № 72н

Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, заместитель главного бухгалтера Томского университета по методологии

В связи с принятием приказа Минфина России от 24.08.2007 № 72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», годовой отчет за 2007 г. бюджетными учреждениями будет представляться по новым формам.

В данной статье сделан краткий обзор основных изменений, которые претерпели формы отчетности, представляемой получателями бюджетных средств. Основной принцип, в соответствии с которым были изменены формы — это исключить повторение информации, которые раскрываются в других формах отчетности.

Рассмотрим основные изменения, которые были внесены в порядок составления форм отчетности. Существенно сокращен отчет «Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» (ф. 0503130). Из раздела 2 «Финансовые активы» и раздела 3 «Обязательства» исключили расшифровку счетов по дебиторской и кредиторской задолженности, по кодам счетов бюджетного учета 020500000,020600000, 020800000, 030200000. Расшифровка остатков по этим счетам теперь раскрывается только в ф. 0503169 Пояснительной записки «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности». Также из баланса были исключены показатели, остатки по которым на конец отчетного периода не предусмотрены — данные по счетам расчетов по поступлениям в бюджете органами, организующими исполнение бюджетов (21002000), расчетов по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (30405000), финансового результата текущего отчетного периода (40101100,40101200,

40102100,40102200). В состав баланса включен дополнительный раздел «Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах». Этот раздел заполняется бюджетными учреждениями впервые, ранее в формах отчетности остатки по забалансовым счетам не расшифровывались. Раздел баланса «Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года» выделен в отдельную форму (ф. 0503110). Раздел 2 получателями бюджетных средств не заполняется.

Совершенно логично, на мой взгляд, разделен на два самостоятельных Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127). Для отражения данных по внебюджетным средствам предусмотрен Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137), в котором предусмотрены для заполнения данных о сметных назначениях специальные графы. В новой форме 0503137 совершенно логично отражаются данные по кассовому расходу, осуществляемые через органы казначейства в гр. 5 и через банковские счета — вгр. 6.

В форму 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» новых показателей, строк и граф добавлено не было, но описание заполнения их были несколько откорректированы.

Начиная с 2005 г. с отчета за 9 месяцев порядок заполнения формы 0503121 определялся, в том числе, письмом Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250. В пункте 12 данного письма указывалось, что по разделу «Расходы» в графе 5 Отчета о финансовых результатах по внебюджет-

ной деятельности отражаются следующие группы расходов: а) расходы по выполненным работам, оказанным услугам, изготовленной готовой продукции, переданным в соответствии с заключенным договором заказчику. В пункте 81 Инструкции, утвержденной для сдачи отчетности за 2007г., указывается, что сумма себестоимости реализованной готовой продукции, по счету 210507440 «Уменьшение стоимости готовой продукции» в части переданной заказчику готовой продукции показывается по коду КОСГУ 272. Таким образом, получается, что расшифровку расходов на изготовление готовой продукции по КОСГУ делать не нужно. К такой продукции относится продукция столовых, входящих в состав бюджетных учреждений, подсобных хозяйств, учебных типографий и т.д.

На мой взгляд, разницы между расходами на формирование стоимости услуги и готовой продукции по экономическому смыслу нет, и расходы по готовой продукции необходимо расшифровывать по экономической классификации направления расхода аналогично расходам на оказание услуг. Кроме того, в текст Инструкции добавлено, что дополнительно отражаются принятые в уменьшение доходов по данным дебетового оборота счета 240101130 суммы затрат, связанных с реализацией готовой продукции по данным соответствующих счетов счета 240101200 «Расходы учреждения». Надо отметить, что, как правило, суммы расходов на реализацию готовой продукции включаются в себестоимость готовой продукции и учитываются на счете 210604000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Совершенно новый вид имеет форма 0503125, которая теперь называется «Справка по консолидируемым расчетам». В Инструкции о порядке составления отчетности, утвержденной приказом Минфина России № 72н, уделяется очень серьезное внимание выверке и исключению внутренних оборотов между бюджетными учреждениями и их структурными подразделениями, в том числе филиалами при составлении сводной (консолидированной) бюджетной отчетности. В случае если в структуру учреждения входят обособленные структурные подразделения и филиалы, учреждение — распорядитель бюджетных средств составляет справки по консолидируемым расчетам, которые можно условно разделить на два вида по их назначению. Первый вид — для исключения оборотов внутри одного юридического лица, между головным учреждением и филиалами. На основании данных справок при составлении сводного отчета по юридическому лицу исключаются внутренние обороты между структурными подразделениями и между

распорядителем бюджетных средств и структурным подразделением. Данные справки составляются только по счету 30404000 и в состав сводной отчетности по юридическому лицу не включаются. Второй вид справок — это справки, в которых включаются сведения о внутриведомственных расчетах, между учреждениями одного уровня бюджета и в порядке межбюджетных отношений. Данные справки представляются главному распорядителю бюджетных средств в составе годовой отчетности, для последующей консолидации на уровне главного распорядителя бюджетных средств. Данные справки составляются по счетам 30404000,40101180, 40101241 и по 40101151 и 40101251 соответственно. Исключение взаимоувязанных показателей из сводной отчетности на основании данных справок производит ГРБС и орган, организующий исполнение бюджета и составляющий сводную бюджетную отчетность данного уровня бюджета.

Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126) как самостоятельная форма упразднена, вместо нее в состав пояснительной записки включена форма 0503178 «Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета». Данная форма заполняется по видам деятельности — бюджетные средства, если есть бюджетный счет в кредитной организации, по средствам от приносящей доход деятельности — в том числе по валютным счетам и третья форма — по средствам во временном распоряжении, для которых должен быть открыт отдельный счет.

Ряд изменений претерпели и формы, включенные в состав пояснительной записки. Намного проще по заполнению стала форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности». В данной форме в отчете за 2007 г. необходимо будет сделать расшифровку по данным аналитических счетов дебиторской и кредиторской задолженности, без расшифровки по контрагентам. Подробно расшифровываются только сведения по не реальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности.

Форма 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» разделена на две таблицы, по внебюджетной деятельности заполняется форма 0503182 «Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности».

Существенно изменена форма 0503173 «Сведения об изменении остатков валюты баланса». В ней раздельно указываются изменениям по счетам актива и пассива баланса, а также информация по изменению остатков валюты баланса в связи с реорганизацией. При этом обращаем внимание,

что графы 5 и 6 (содержащие сведения по ППП и ОКАТО) заполняются только в случае изменения входящего сальдо на начало отчетного периода в связи с реорганизацией.

Существенно изменилась форма 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов». В отчете за 2007 г. в ней должны быть расшифрованы остатки на начало и конец отчетного периода не только по нефинансовым активам, но и по вложениям в нефинансовые активы, а также по активам в пути. В ранее действующем приказе Минфина России № 5н не было четкого указания, по каким видам нефинансовых активов составляется данная форма и ряд главных распорядителей бюджетных средств

и некоторые представители проверяющих органов требовали в составе отчетности наличие формы по каждой группе основных средств и материальных запасов (жилые помещения, нежилые помещения, сооружения и т.д.). В настоящий момент четко определено, что форм по видам нефинансовых активов должно быть четыре: основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы.

Заполнение форм 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам» и 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» будут рассмотрены более подробно и на конкретном примере в последующих публикациях журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.