Научная статья на тему 'Пример, достойный подражания: рецензия на монографию С. М. А. Мохаммада «Международные режимы в международном экологическом управлении» (М. : АДс групп, 2013. - 143 с. )'

Пример, достойный подражания: рецензия на монографию С. М. А. Мохаммада «Международные режимы в международном экологическом управлении» (М. : АДс групп, 2013. - 143 с. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боклан Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пример, достойный подражания: рецензия на монографию С. М. А. Мохаммада «Международные режимы в международном экологическом управлении» (М. : АДс групп, 2013. - 143 с. )»

БИБЛИОТЕКА

ПРИМЕР, ДОСТОЙНЫЙ ПОДРАЖАНИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.М.А. МОХАММАДА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ» (М.: АДС ГРУПП, 2013. — 143 С.)

В 2013 г. в издательстве АДС Групп вышла в свет научная монография «Международные режимы в международном экологическом управлении».

Ее автором является кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического факультета РУДН Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар.

Тема, избранная автором монографического исследования, не вызывает сомнений с точки зрения ее актуальности. Это первое международно-правовое исследование, в котором раскрываются понятие и содержание международного экологического управления на базе принципов международного права через призму международных режимов. Автор дает и анализирует понятие «международный режим» с точки зрения его юридического содержания и проводит анализ соотношения понятия «международный режим» и «международно-правовой режим». Автором исследуются нормы международного экологического права и деятельность международных организаций в контексте международного экологического управления.

В гл. 1 раскрываются понятие, сущность и функции международного экологического управления. Автор справедливо указывает на тот факт, что «возникающие проблемы при формировании международных режимов международного экологического управления касаются нескольких аспектов: а) трудности в достижении принципиальных соглашений, когда подготовка даже общей декларации может оказаться призрачной надеждой; б) процесс международного экологического управления неизбежно предполагает достижение согласия не просто в отношении общих положений, но установление и обеспечение определенных экологических стандартов; в) стремление не к согласованию общего интереса, а попытка добиться включения в текст договора положений, представляющих интересы отдельной группы или даже конкретного государства; г) недостаточное обеспечение взаимодействия между природоохранными конвенциями и соглашениями (с. 11-12). В этом плане представленные в монографии

448

Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2014, № 4

теоретические положения — серьезный вклад в науку международного экологического права.

Глава 2 посвящена анализу исторического развития института международного экологического управления. Авторское замечание о том, что «начинается третья волна «экологизации» международных отношений, которая была вызвана, в частности, тем, что темпы глобального изменения климата превысили ожидания и что в различных частях мира наглядно проявилось разнообразное и разрушительное воздействие изменения климата» (с. 40), заслуживает внимания. Вместе с тем хотелось бы отметить, что процесс «экологизации» международных отношений связан далеко не только с проблемой глобальных климатических изменений: своими корнями его причины уходят гораздо глубже.

Глава 3 монографии посвящена развитию и изменению концепции устойчивого развития в XXI в. Нельзя не согласиться с выводом автора о том, что «концепция устойчивого развития характеризуется количественными и качественными индикаторами, которые свидетельствуют о положительной динамике развития. Международное экологическое управление, осуществляемое для обеспечения устойчивого развития, имеет несколько иные задачи, нежели на внутригосударственном уровне, когда оно предельно индивидуализировано» (с. 49).

Вызывают интерес следующие положения гл. 4, в которой автор анализирует международное экологическое управление через международные режимы в контексте глобальной экологической политики:

- международное экологическое управление осуществляется для того, чтобы определенным образом упорядочить деятельность субъектов международного права в сфере охраны окружающей среды, следовательно, прежде всего, осуществить организацию регулирования международных экологических отношений;

- основным способом такого управления является регулирование, посредством которого государства и созданные ими международные организации и иные структуры формулируют правила, обязательные для выполнения теми субъектами, которые непосредственно занимаются вопросами эксплуатации природных ресурсов или разрабатывают рекомендации, которые следует принимать во внимание, чтобы повысить эффективность режима охраны;

- современный «экологический императив» требует комплексного воздействия на международные отношения, которое, проходя различные стадии, образует процесс международного управления (с. 79-81).

В гл. 5 рассматривается влияние деятельности международных неправительственных экологических организаций на международные режимы. Заслуживает внимания авторский взгляд на роль НПО в решении рассматриваемой проблемы, а именно, что «многие из НПО работают на локальном или национальном уровне, однако потребность решать международные проблемы привела к созданию международных НПО (или сетей НПО), к сведению воедино коллективных интересов национальных групп для оказания влияния сразу на многие государства и правительства и привлечения внимания сразу ко многим экологическим проблемам, которые по своей природе являются международными,

БокланД.С. Пример, достойный подражания.

449

региональными и глобальными. Для некоторых создание таких НПО в определенной мере компенсировало структурные слабости государств и привнесло в экологическую полемику более широкий спектр мнений» (с. 112).

Несомненный интерес вызывает гл. 6 монографии, посвященная формированию элементов международного экологического управления в экологической политике Евросоюза, поскольку Евросоюз традиционно находится в авангарде международно-правовой охраны окружающей среды. Авторский анализ подтверждается практикой Суда Евросоюза.

В результате проведенного исследования автором сделан ряд обоснованных и фундаментальных выводов, среди которых, в частности, можно отметить следующие:

- мы являемся свидетелями перехода от нормотворчества к судебной и ква-зи-судебной области, где международные суды и международные арбитражи заполняют пробелы, оставленные в наследство законодателями (с. 141);

- очень непросто спроектировать и имплементировать эффективную глобальную экологическую политику. Но такая политика существует. Доказательством могут служить следующие три успешных режима: сохранение озонового слоя, сокращение международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и борьба с загрязнением региональных морей. Эти и иные глобальные режимы доказывают, что международное сообщество способно решать сложные экологические проблемы, вырабатывая для этого инновационную и успешную политику (с. 142-143).

В целом рецензируемая монография является оригинальным и актуальным международно-правовым исследованием, которое вносит как теоретический вклад в науку международного экологического права, так и практический вклад в решение современных экологических проблем.

Монография будет полезна юристам-международникам, студентам и аспирантам, изучающим международное экологическое право.

Боклан Д.С.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.