Научная статья на тему 'Применим ли чилийский опыт реформиро- вания пенсионной системы в России?'

Применим ли чилийский опыт реформиро- вания пенсионной системы в России? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕФОРМА / ПЕНСИИ / ЧИЛИ / SOCIAL SECURITY / REFORM / PENSION / CHILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подкорытов Роман Александрович

В мировой практике Чили является образцом в реформировании пенсионной системы. В статье рассмотрены принципы чилийской реформы, комплекс политико-экономических условий, сделавших реформу необходимой и возможной, а также основные положения реформы, ставшей первой в своем роде. Хотя для анализа результатов пенсионной реформы требуется временной промежуток в несколько десятилетий, эксперты сходятся во мнении, что более чем 25-летний опыт Чили в создании и постоянном процессе корректировки накопительной системы пенсионного обеспечения обязателен для изучения всеми странами. Полностью повторить чилийскую модель не удалось ни одной стране. Статья завершается выявлением факторов, ставших ключевыми в чилийской реформе, и анализом современного их состояния в России. Делается вывод, что успешной российская пенсионная реформа может стать только в том случае, если действия государства будут носить последовательный и предсказуемый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is the Chilean Experience of Pension Reforming Suitable in Russia?

Chile is a classical example of pension reforming. In the article, the author analyses the reform's principles as well as complex of political, social and economic conditions that let the reform happen for the first time in the history Although it is widely said that several decades need to pass to be able to objectively examine a pension reform's results, experts coincide that Chile's unique 25+ years' experience in creating and constant modifying its new pension system is obligatory for close scrutiny by all the countries. No country has wholly transplanted the Chilean model. The article identifies the crucial factors for the Chilean success. Having studied their current state in Russia, the author concludes stating that the progress in Russia's reform may only happen after the government starts to act consistently and predictably.

Текст научной работы на тему «Применим ли чилийский опыт реформиро- вания пенсионной системы в России?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 5

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Р.А. Подкорытов1,

аспирант экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

ПРИМЕНИМ ЛИ ЧИЛИЙСКИЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ?

В мировой практике Чили является образцом в реформировании пенсионной системы. В статье рассмотрены принципы чилийской реформы, комплекс политико-экономических условий, сделавших реформу необходимой и возможной, а также основные положения реформы, ставшей первой в своем роде. Хотя для анализа результатов пенсионной реформы требуется временной промежуток в несколько десятилетий, эксперты сходятся во мнении, что более чем 25-летний опыт Чили в создании и постоянном процессе корректировки накопительной системы пенсионного обеспечения обязателен для изучения всеми странами. Полностью повторить чилийскую модель не удалось ни одной стране. Статья завершается выявлением факторов, ставших ключевыми в чилийской реформе, и анализом современного их состояния в России. Делается вывод, что успешной российская пенсионная реформа может стать только в том случае, если действия государства будут носить последовательный и предсказуемый характер.

Ключевые слова: социальное обеспечение, реформа, пенсии, Чили.

Chile is a classical example of pension reforming. In the article, the author analyses the reform's principles as well as complex of political, social and economic conditions that let the reform happen — for the first time in the history Although it is widely said that several decades need to pass to be able to objectively examine a pension reform's results, experts coincide that Chile's unique 25+ years' experience in creating and constant modifying its new pension system is obligatory for close scrutiny by all the countries. No country has wholly transplanted the Chilean model. The article identifies the crucial factors for the Chilean success. Having studied their current state in Russia, the author concludes stating that the progress in Russia's reform may only happen after the government starts to act consistently and predictably.

Key words: social security, reform, pension, Chile.

Буксовавшее долгое время реформирование российской пенсионной системы получило новое развитие. Российское правительство решило стимулировать добровольные отчисления граждан на пенсию2. Механизм такой меры предельно прост: человек, добро-

1 Подкорытов Роман Александрович; e-mail: [email protected]

2 Послание Президента РФ Федеральному собранию от 26.04.2006.

вольно откладывающий на пенсию, получает на свой пенсионный счет такую же сумму (в пределах определенной суммы) от государства из Фонда национального благосостояния. Эксперты оценили эту идею положительно, поскольку она теоретически могла бы помочь развитию накопительной пенсионной системы, исправлению ситуации постоянно растущего дефицита Пенсионного фонда России (ПФР) и в конечном итоге привить людям сознание ответственности за свое будущее. Однако, как заметил руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, «идея государственного софинансирования пенсий — неплохая, но исполнение оставляет желать лучшего»3. Государство недостаточно четко и полно информировало граждан об условиях софинансирования, а разные чиновники зачастую выступали с противоположными утверждениями. В итоге весной 2008 г. Государственная дума приняла закон4, вступающий в силу с 2009 г. и устанавливающий потолок в 12 тыс. руб. для государственного со-финансирования добровольных отчислений работников и 48 тыс. руб. — для работающих пенсионеров.

Все это заставляет еще раз задуматься над перспективами российской пенсионной системы. Российское правительство, столкнувшееся с колоссальным (и непрерывно растущим) дефицитом ПФР, неоднократно заявляло об интересе к чилийскому опыту в этой сфере. Нашу страну посещали специалисты и авторы чилийской пенсионной реформы.

Суть реформы пенсионного обеспечения в Чили заключалась в унификации многочисленных систем для ограниченного круга людей и переходе на накопительную систему. Работавшее поколение получило право выбора: остаться в прежней (распределительной) системе или перейти в новую, основанную на индивидуальной капитализации. Все, кто вступил в состав рабочей силы после начала реформы, в обязательном порядке участвуют в новой системе. Важнейшим новшеством стало решение передать пенсионные средства в управление частным компаниям (Administradora de Fondos de Pensiones (AFP)) и стимулировать конкуренцию между ними. Участвующий в системе работник имеет право менять управляющую компанию два раза в год, а государство создало специальный регулирующий орган — Superintendancia de AFPs (SAFP).

Успешность пенсионной реформы можно оценивать лишь по прошествии нескольких лет. Строго говоря, об итогах реформы

3 Сергеев М. Россиянам предложили сыграть в пенсионную рулетку // Независимая газета [Электронный ресурс]. 2007. 12 сент. URL: http://www.ng.ru/ economics/2007-09-12/4_ruletka.html# (дата обращения: 22.02.2008).

4 Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

в Чили говорить еще довольно рано. Однако кое-какие выводы можно сделать уже сейчас.

Чилийская статистика показывает, что в то время как доля людей, причастных к новой пенсионной системе, очень велика (достигает 99%), доля активных участников значительно меньше (около 60%)5. Низкое покрытие считается главным недостатком системы и является следствием двух факторов: во-первых, самозанятое население, составляющее до 30% общей численности рабочей силы, законодательно не обязано делать взносы и по ряду причин, в том числе налоговых, не имеет стимулов делать их, а, во-вторых, государственная гарантия универсальной минимальной (социальной) пенсии создает отрицательную мотивацию среди работников с низким уровнем дохода. В то же время, если сравнить уровни покрытия пенсионной системы Чили с другими странами, то окажется, что чилийский показатель на 50% выше того, что соответствует странам с тем же уровнем развития (рис. 1).

Рис. 1. Уровень покрытия пенсионных систем в отдельных странах, (в % за 2000 г.)

Источник: построено автором на основе данных из Palacios R., Pallares-Miralles M. International Pattems of Pension Provision // Social Protection Discussion Paper Series № 0009. World Bank, 2000.

В отличие от прежней системы, стимулы участвовать в которой имели только приблизившиеся к пенсионному возрасту лица, система капитализации начала свою работу практически полностью с молодых людей, поэтому в продолжение первого этапа аккумулирование средств шло опережающими темпами. Начав с нуля в 1981 г., объем вложенных в пенсионные фонды средств достиг 39% ВВП в 1995 г. и увеличился до 77% к концу 2006 г. (рис. 2).

5 Данные SAFP за 2005 г.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

1

s 1

1 ш

Ü

1

1981 1985 1990 1995 2000 2006

Рис. 2. Динамика объема средств, аккумулированных в пенсионных фондах в Чили (в % от ВВП), 1981-2006 гг.

Источник: построено автором по данным SAFP, Banco Central de Chile и «A 25 años de la Reforma del Sistema Previsional Chileno. Evaluación y Propuestas de Ajuste» // BBVA Próvida S.A. Santiago de Chile, abril 2006.

Реальная доходность пенсионных фондов оказалась гораздо выше той, которая использовалась в расчетах при принятии решения о введении новой системы: в первые 25 лет своего функционирования система приносила в среднем 10,0% в реальном исчислении (рис. 3).

Рис. 3. Реальная доходность пенсионных фондов в %, 1981—2005 гг.

Источник: «A 25 años de la Reforma del Sistema Previsional Chileno. Evaluación y Propuestas de Ajuste» // BBVA Provida S.A. Santiago de Chile, abril 2006.

Таким образом, была исправлена одна из самых острых проблем прежней системы — крайне неудовлетворительная отдача от инвестирования средств пенсионных фондов.

Конечно же нельзя сказать, что новая система лишена недостатков: одним из них, заложенным еще в ее проекте, было игнорирование того факта, что отношение людей к риску различается и, более того, меняется со временем. Изначально это не было учтено: каждая AFP состояла из единственного фонда, который инвестировался так, чтобы удовлетворить интересы некоего среднестатистического работника.

Но в августе 2002 г. была введена система мультифондов, суть которой в том, что каждый участник системы пенсионного обеспечения получил право самостоятельно выбирать один из пяти фондов — A, B, C, D или E, — имеющих различные характеристики по системе «риск—доходность».

Важнейшим макроэкономическим результатом реформы стало устранение долгосрочной угрозы для государственных финансов. Если в конце 1970-х гг. прогнозировалось, что дефицит системы государственного пенсионного обеспечения составит 20% ВВП в 2000 г., то на деле (из-за перехода к накопительной системе) дефицит составил 4% (без учета военных и социальных пенсий)6.

Чилийская пенсионная реформа оказала серьезное влияние на всю экономику страны. Возможно, самым важным непосредственным эффектом стало возрастание национальной нормы сбережения с 10% в 1986 г. до 29% в 1996 г. В литературе выделяются четыре канала, по которым пенсионная реформа может воздействовать на национальные сбережения:

1) изменение государственного сбережения;

2) новые обязательные сбережения работников в рамках пенсионной системы;

3) изменение частного сбережения в ответ на изменение государственного;

4) изменение добровольного сбережения домохозяйств в ответ на обязательные пенсионные сбережения.

В значительной мере чилийский рост сбережений произошел благодаря росту государственных сбережений (с 0,1% ВВП в 1983 г. до 5% ВВП в 1993 г.)7. Другим важнейшим результатом реформы, чья значимость может быть оценена уже сейчас, является ускоренное развитие рынков капитала.

Поведение на рынке труда во многом зависит от сигналов, посылаемых государством. С. Эдвардс и А. Кокс-Эдвардс в своих ра-

6 Chaia A., Martinez A., Rodriguez L.E. Reforming Latin American Pension Systems // The McKinsey Quarterly. 2007. March. Special Edition: Shaping a New Agenda for Latin America. P. 128.

7 Edwards S. The Chilean Pension Reform — a Pioneering Program // NBER Working Paper. 1996. N 5811. P. 31.

ботах8 разработали подробную модель для оценки влияния пенсионной реформы на рынок труда в Чили. Результаты, полученные ими, свидетельствуют, что занятость в целом по экономике возрастает на 1,3—3,7%, занятость в формальном секторе — на 3,2— 7,6%, а уровень занятости в неформальном секторе уменьшается на 1,1—1,3%.

Чилийская пенсионная реформа сразу стала образцом для подражания. Вторая подобная реформа, начатая в Перу в 1992 г., строилась практически полностью на принципах и опыте, реализованных в Чили.

Что интересно, реформа пенсионного обеспечения была запущена в Чили в то время, когда демографические показатели, ухудшение которых в большинстве случаев и является катализатором пенсионной реформы, находились в прекрасном состоянии: рождаемость была высокой, доля пожилого населения незначительной, и скорых изменений ситуации не предвиделось (рис. 4).

1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2025

Рис. 4. Динамика численности населения Чили по возрастным группам, 1975—

2025 гг. (млн человек)

Источник: построено автором на основе данных Instituto Nacional de Estadísticas de Chile. Proyecciones de la población por sexo, según edad.

Невольно возникает вопрос: почему же впервые переход от распределительной системы к накопительной произошел именно в Чили? И хотя однозначного ответа на этот вопрос может и не быть, попробуем представить наши предположения.

С одной стороны, пришедшее к власти военное правительство было заинтересовано в наведении порядка (который порой пони-

8 Edwards S., Cox Edwards A. Social Security Privatization Reform and Labor Markets: The Case of Chile // NBER Working Paper. 2000. N 8924; Edwards S, Cox Edwards A. Economic Reforms and Labor Markets: Policy Issues and Lessons from Chile // Economic Policy. 2002. Vol. 30.

мался и наводился по-военному просто) как в общественной, так и экономической сферах. Напомним, что социалистическое правительство Сальвадора Альенде за 3 года у власти добилось сомнительных результатов: в 1973 г. инфляция превысила 470%, большинство товаров исчезло с прилавков, образовался черный рынок, дефицит бюджета составил 25% ВВП, а в стране повсеместно происходили самопроизвольные захваты земель. Такой же хаос происходил и в пенсионной системе. Появившаяся в начале 1920-х гг. система социального обеспечения усложнялась и расширялась, но так и не стала всеобщей: вместо единой пенсионной системы в стране в начале 1970-х гг. существовало 32 пенсионных фонда, сформированных по определенному признаку (чаще всего отраслевому) и имевших свои взносы, пенсионный возраст и выплаты.

Изначально распределительная система формировала профицит, передававшийся в центральный бюджет, но по мере того как она становилась зрелой, профицит сменился дефицитом, который с каждым годом возрастал. А поскольку снижать выплаты пенсионерам оказалось политически невозможно, государство для финансирования пенсий на протяжении 1960-х и начала 1970-х гг. постоянно повышало взносы, уплачиваемые работниками. К 1974 г. пенсионные отчисления чилийского работника в среднем составляли более 50% зарплаты9.

С другой стороны, экономическую политику военного правительства определяли молодые, образованные и честолюбивые экономисты, вошедшие в историю как «чикагские мальчики»10, философия которых заключалась в следующем: роль государства в экономике должна быть минимальна. Обретя рычаги управления, они начали проведение либеральных реформ по классическому образцу: стабилизация, структурные реформы и затем — реформы социальной сферы. Казалось бы, в ситуации, когда общественное мнение не имеет веса, а для реализации любой идеи требуется склонить на свою сторону лишь одного человека, простор для реформаторов должен был быть необъятный. В принципе так оно и было: конец 1970-х — начало 1980-х гг. ознаменовались чрезвычайно жесткими мерами, направленными на оздоровление экономики.

Тогда же, в конце 1970-х гг. правительством Чили были сделаны первые важные шаги в области реформирования пенсионной системы. Однако, по воспоминаниям автора чилийской пенсионной

9 Vial Ruiz,-Tagle J., Castro F. The Chilean Pension System // OECD Journal on Budgeting. 2001. Vol. 1. N 1.

10 По долгосрочному договору между Католическим университетом Сантьяго и университетами США (прежде всего, Университетом Чикаго) лучшие чилийские студенты-экономисты обучались в США. К середине 1970-х гг. более 50 из них вернулись на родину, чтобы принять активное участие в реформах.

реформы Х. Пиньеры, решение о фундаментальной реформе не только многократно откладывалось, но и несколько раз находилось под угрозой срыва11. Стоит, конечно, помнить о политических реалиях тех дней: Конгресс был упразднен, политические собрания и выступления запрещены, а руководители просоциалистических партий преследовались, высылались и даже уничтожались. Поэтому судьба пенсионной реформы, как и всех остальных политических вопросов, решалась ограниченным кругом в руководстве страны.

Наследие социалистического периода — смешение в массовом сознании таких понятий, как распределение и социальное обеспечение, а также негативное отношение к словам «капитализация», «индивидуальный», «рынок» — было чрезвычайно сильно. Люди не представляли себе систему пенсионного обеспечения, в которой бы государство не приняло самого деятельного участия. Еще большее негодование вызвала идея передать право управления пенсионными сбережениями частным управляющим компаниям, что стало абсолютно новым веянием, особенно на южноамериканском континенте, исторически склонном к патернализму и этатизму. Поражает, насколько эти проблемы сходны с теми, что стоят сейчас перед российским обществом, в котором традиционно сильна надежда на государство и мало распространено долгосрочное планирование персональных финансов. Судя по тому, как медленно и непоследовательно идет российская реформа, существуют серьезные группы, чьим интересам она может угрожать.

В Чили 1980-х гг., несмотря на полное подавление политической оппозиции, реформа объединила совершенно разнородных людей с одной целью: не допустить ее одобрения хунтой. Противниками реформы были профсоюзы, работники сферы социального обеспечения, управляющие государственными пенсионными фондами, социалисты, традиционные правые (консерваторы-государственники), военные — интересы слишком многих групп оказались бы под угрозой в результате принятия соответствующих законов.

Пожалуй, важнейшей причиной того, что революционная система пенсионного обеспечения была внедрена в Чили без особых изменений по сравнению с первоначальным проектом и без значительных изъятий (за исключением Вооруженных сил), стали политические обстоятельства. Обсуждение такого проекта в условиях демократии (особенно в ее латиноамериканском варианте, постоянно срывающемся на популизм) привело бы к полному или частичному изменению смысла реформы. В условиях же диктатуры разработчикам понадобилось «лишь» заручиться поддержкой высшего руководства страны.

11 Piñera J. El Cascabel al Gato. Santiago, 1991.

Другой важнейший аспект чилийской реформы состоит в том, что экономическим властям удалось сделать реформу привлекательной для работников, получивших с 1 мая 1981 г. возможность выбора между старой и новой системами. Хотя идеологи реформы настаивают, что основным побудительным моментом для перехода явилось стремление работников к свободе выбора и неприятие ими принципов распределительной системы, нельзя не отметить, что при расчете параметров новой системы ставка отчислений была выбрана на гораздо более низком уровне (10% от размера оплаты труда). В среднем переход работника из старой системы в новую приносил ему 11-процентный рост получаемой на руки зарплаты. Такую ситуацию совершенно невозможно представить в России, где большая часть пенсионных взносов направляется именно в распределительную систему, размывая таким образом эффект от участия в накопительной системе.

Исследователи пенсионных реформ выделяют 7 крупных проблем новых систем пенсионного обеспечения, присущих большинству стран12. Они могут быть унаследованы от старых распределительных систем или быть следствиями низкого уровня продуманности и внедрения новой системы. Эти общие проблемы заслуживают особого внимания в свете возродившегося интереса российских властей к пенсионной реформе.

1. Неполный переход к накопительной системе в большинстве стран. Это сокращает эффект реформы, создает системные риски и неопределенность и, кроме того, не позволяет устранить основную проблему, с которой борется пенсионная реформа, — несостоятельность распределительной пенсионной системы в современных условиях. Напомним, что Россия пошла именно по этому пути.

2. Высокие комиссии, взимаемые управляющими компаниями. Эта проблема была подробно освещена в части, относящейся к чилийской реформе, и она свойственна всем странам, начавшим реформу. Ярким исключением здесь служит Боливия, где фиксированная комиссия является условием получения лицензии для управляющей компании и где комиссии составляют самую низкую величину — 0,5%. Авторы российской реформы также ограничили комиссионные управляющих компаний.

3. Высокая стоимость аннуитетов для пенсионеров, свойственная большинству стран. Страховые компании повышают расценки, опасаясь неблагоприятной для себя выборки. Одним из возможных

12 Diamond P. Privatization of Social Security: Lessons from Chile // Revista de Análisis Económico. 1994. Vol. 9. N 1. P. 21—34; Diamond P., Valdés-Prieto S. Social Security Reforms // The Chilean Economy: Policy Lessons and Challenges / Eds. by B. Bostworth, R. Dornbush, and R. Labán. Washington, 1994; Queisser M. Pension Reform and Private Pension Funds in Peru and Colombia // World Bank Policy Research Working Paper. 1998. N 1853.

способов решения проблемы может служить запрет на выплату пенсий в любой другой форме, кроме аннуитета (как в Уругвае), другим — разрешение на покупку группового контракта (пока не реализовано ни в одной стране). Пенсионеры в России имеют право только на одну форму выплаты — пожизненную пенсию.

4. Низкий уровень покрытия. Оказалось, что одного сокращения чистой налоговой составляющей в пенсионных взносах недостаточно для достижения полного покрытия системой. Проблема здесь в присутствии значительного числа малообеспеченных неформальных работников, практически не имеющих стимулов для сбережений. Особенность советского наследия российской экономики заключается в высоком уровне формализации трудовых отношений.

5. Во многих странах для участника системы остается невозможным выбор инвестиционных инструментов для накоплений, которые отражали бы его предпочтения в координатах «риск—доходность». Эту проблему можно решить с помощью введения системы муль-тифондов (как было сделано в Чили в 2002 г.). В настоящее время на инвестиционный портфель государственной управляющей компании, контролирующей львиную долю пенсионных накоплений, наложены серьезные ограничения.

6. Государственные гарантии доходности являются палкой о двух концах: все чаще ставится вопрос о том, что они служат причиной «стадного поведения» управляющих компаний в том, что касается инвестиционных стратегий, приводя к практически идентичным инвестиционным портфелям пенсионных фондов. Снижение подобных требований могло бы привести к росту конкуренции между управляющими компаниями и повысить доходность пенсионных фондов. В России подобных требований нет, но они и не являются основным камнем преткновения для конкуренции.

7. Компромисс между равенством и эффективностью в государственных программах минимальных и социальных пенсий. Как уже упоминалось, трудно разработать хорошо сфокусированную программу поддержки нуждающихся без создания отрицательных стимулов для определенных слоев населения. Первая часть трудовой пенсии в России — базовая — выполняет, по сути, функцию универсального социального пособия по старости. Эксперты говорят о необходимости ее большей фокусировки.

Глубокая пенсионная реформа в России остро необходима, об этом свидетельствует и низкий уровень пенсий, получаемых нынешними пенсионерами, и демографические изменения в обществе, и жесточайший хронический дефицит ПФР13. В начале нового

13 50% бюджета ПФР пополняется за счет дотаций из госбюджета. См.: Гости помогут // Ведомости. 2007. 25 апр. № 74 (1848).

века правительство объявило о запуске реформы, которая предусматривает создание накопительной пенсионной системы.

Однако в настоящее время реформа буксует. Исследователи сходятся на том, что основными проблемами пенсионной реформы в России являются:

1) неконкурентная среда: необходимая для здорового развития любой отрасли конкуренция отсутствует, отрасль супермонополи-зирована, на рынке доминирует государственный гигант — ПФР, который аккумулирует в настоящее время около 90% всех пенсионных сбережений14. Ситуация отягощается тем, что ПФР имеет намного более широкие полномочия и близкие отношения с органами власти, чем любой негосударственный фонд;

2) значительная часть населения остается не вовлеченной в реформу. Этому способствует и общая социально-экономическая неопределенность, и непоследовательная государственная политика, и слабое информационное обеспечение реформы;

3) отсутствие четкой государственной политики: складывается впечатление, что даже после запуска реформы правительство не имеет четкого представления о направлении пенсионной реформы. Исключение из накопительной системы работников 1953— 1966 гг. рождения и недавние заявления чиновников министерства здравоохранения и социального развития о возможной полной отмене накопительной части подтверждают это.

По мнению автора, принципиально важным в настоящее время является последний фактор. Государство не должно обсуждать отдельные детали модели создаваемой пенсионной системы и тем более не должно совершать противоречивые поступки. Только четкая и логичная последовательность действий правительства — от принятия ее основных принципов до поэтапной реализации — будет свидетельствовать о серьезности намерений государства. При этом первостепенное внимание должно уделяться информированию населения. Именно это стоит считать основным уроком чилийской реформы.

Список литературы

Гости помогут // Ведомости. 2007. 25 апр. № 74 (1848).

Задорожный В. Пенсионная реформа замерла или... // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 6 (30).

Послание Президента РФ Федеральному собранию от 26.04.2006.

Сергеев М. Россиянам предложили сыграть в пенсионную рулетку // Независимая газета [Электронный ресурс]. 2007. 12 сент. URL: http://www. ng.ru/economics/2007-09-12/4_ruletka.html#

14 См.: Задорожный В. Пенсионная реформа замерла или... // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 6 (30).

3 ВМУ, экономика, № 5

33

Федеральный закон № 56-ФЗ от 30.04.2008 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Chaia A., Martinez, A., Rodriguez L.E. Reforming Latin American Pension Systems // The McKinsey Quarterly. 2007. March. Special Edition: Shaping a New Agenda for Latin America.

Diamond P. Privatization of Social Security: Lessons from Chile // Revista de Análisis Económico. 1994. Vol. 9. N 1.

Diamond P., Valdés-Prieto S. Social Security Reforms // The Chilean Economy: Policy Lessons and Challenges / Eds. by B. Bostworth, R. Dornbush, and R. Labán. Washington, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Edwards S. The Chilean Pension Reform — a Pioneering Program // NBER Working Paper. 1996. N 5811.

Edwards S, Cox Edwards A. Social Security Privatization Reform and Labor Markets: The Case of Chile // NBER Working Paper. 2000. N 8924.

Edwards S., Cox Edwards A. Economic Reforms and Labor Markets: Policy Issues and Lessons from Chile // Economic Policy. 2002. Vol. 30.

Piñera J. El Cascabel al Gato. Santiago, 1991.

Queisser M. Pension Reform and Private Pension Funds in Peru and Colombia // World Bank Policy Research Working Paper. 1998. N 1853.

Vial Ruiz-Tagle J., Castro F. The Chilean Pension System // OECD Journal on Budgeting. 2001. Vol. 1. N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.