должен противоречить положению о структурном подразделении, а должен принимать положение за основу для дальнейшей конкретизации [3].
Таким образом, после выполнения перечисленных действий руководитель может начинать оформление приема на работу персонала в созданное структурное подразделение.
Список литературы
1 Vkaznu.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vkaznu.ru/index.php7showtopic =5584/ (дата обращения: 27.03.2017).
2 Benedictschool.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.benedictschool.ru/ (дата обращения: 26.03.2017).
3 E-xecutive.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/education/korporativnoe-obuchenie/1984350-korporativnoe-obuchenie-angliiskomu-yazyku-pyat-oshibok/ (дата обращения: 27.03.2017).
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ Рустамзаде М.Н.
Рустамзаде Минаввар Намиг кызы - студент, финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: системы пенсионного обеспечения стран мира представлены многочисленным разнообразием, в основе которых может лежать распределительная, накопительная и смешанная система. Рассмотрение зарубежного опыта формирования средств пенсионной системы необходимо с точки зрения реформирования российской пенсионной системы, которая на сегодняшний день испытывает дефицит финансирования.
Ключевые слова: пенсия, пенсионные накопления, государственная пенсия, принцип солидарности поколений.
УДК: 336.02
Система пенсионного обеспечения Великобритании - многоуровневая и состоит из трех частей: базовой государственной пенсии, дополнительной государственной пенсии и пенсионных сбережениях населения [1].
Базовая государственная пенсия выплачивается всем гражданам (отчисляемая в размере 12% от заработной платы среднего рабочего). Размер дополнительной государственной пенсии зависит от объема пенсионных накоплений и может составлять до 50% от заработной платы работника перед выходом на пенсию. При этом взносы на пенсионные счета и инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом. Однако подлежит налогообложению выплачиваемая пенсия.
Государственное пенсионное обеспечение осуществляет британская Пенсионная служба -Pension Service (TPS), которая была создана под руководством правительственного департамента по работе и пенсиям.
Современная пенсионная система Швеции, так же, как и пенсионная система Великобритании, состоит из трех уровней. Первый уровень представлен обязательной (распределительной) системой, предполагающей установление взносов, осуществляемых работодателями и работниками: 16% направляются в распорядительную систему. Второй уровень - обязательный, состоит из накопительной системы с установленным тарифом в размере 2,5%. И третий уровень является необязательным, основанный на индивидуальных и профессиональных сбережениях граждан [4].
Взносы во второй уровень пенсионной системы, предоставляют широкие возможности для инвестирования накопленных средств. Для эффективного инвестирования поступивших средств было создано Управление дополнительного пенсионного обеспечения (Premium Pension Authority - PPA), выступающие в роли брокера в процессе перечисления взносов в управляющие компании и представляющее собой составную часть администрации системы социального обеспечения [3].
Американская государственная пенсионная система функционирует на принципе «pay-as-you-go» и финансируется за счет страховых отчислений работников и работодателей [6]. Система социального обеспечения (Social security) - OASDI (The Old Age, Survivors and Disability Insurance program) является основным источником доходов для большинства американских пенсионеров.
Средства пенсионной системы США формируются за счет страховых взносов FICA tax (Federal Insurance Contribution Act), которые уплачиваются наемными работниками по тарифу 6,2% от заработной платы и работодателями по тарифу 6,2% от фонда заработной платы. Таким образом, в сумме за каждого наемного работника уплачивается в федеральный взнос в размере 16,2% от оплаты труда. Лица, которые занимаются индивидуальной профессиональной деятельностью, платят обе части взноса в размере 16,2% самостоятельно.
Взносы на социальное обеспечение, которые уплачивают работники и работодатели, зачисляются на счета федерального бюджета, а потом перечисляются в трастовые фонды социального страхования [5]. Надзор за деятельностью трастовых фондов осуществляет попечительский совет во главе с министром финансов. Все денежные средства, поступающие в трастовые фонды, идут на выплату пенсий. Однако если денежные средства, которые непосредственно не используются на выплату пенсий, инвестируются в специальные выпуски казначейских ценных бумаг, на которые начисляются проценты.
Одной из новаторских систем пенсионного обеспечения по праву считается пенсионная система Чили, сформировавшаяся в результате проведения коренной пенсионной реформы в 1980 году. В результате проведенной реформы чилийская пенсионная система имела ряд особенностей. Особенностью формирования средств пенсионной системы является то, что каждый работник, участвующий в пенсионном страховании, имел право на фондирование своих средств. Это означает то, что каждый гражданин получает свой личный пенсионный счет (PRA) и аккумулируют свои взносы до выхода на пенсию. Каждый участник пенсионной системы обязан каждый месяц взносить денежные средства на этот счет в размере 10% от дохода. Взносы, направляемые на этот счет, не облагаются подоходным налогом.
Особенностью использования средств фондов является свободный выбор направления средств при выходе на пенсию. Первый способ предполагает покупку пенсионером у страховой компании пожизненной ренты (life annuity), гарантирующий пенсионеру ежегодный стабильный доход с учетом инфляции.
Второй способ представляет собой программу выплат временных пенсий и отсроченный аннуитет. При выходе на пенсию работники имеют право разделить остаток средств на своем счете на две части: - первая для оплаты отсроченного аннуитета, которая согласно решению торгового совета будет в будущем выплачиваться страховой компанией. Вторая часть суммы останется на счете пенсионного фонда для формирования программы выплат пенсий, по которой пенсионер будет получать достаточную сумму выплат с момента выхода на пенсию и до того момента, пока не будет получать отсроченного аннуитета.
Еще одним способом использования аккумулированных средств на личном пенсионном счете является возможность комбинирования программы выплат пенсий и пожизненной ренты. С момента выхода на пенсию часть средств, накопленных на личном счете, используется для формирования программы ежемесячных пенсионных выплат пенсионеру в определенный период. Остальная часть средств может быть использована для покупки пожизненной ренты, которая позволит получать ежегодный доход. В этом случае пенсионер буде получать два вида пенсионных пособий.
Управление финансами пенсионных фондов осуществляется обществами с ограниченной ответственностью по управлению пенсионами фондами (Administradoras de Fondo de Pensiones -AFPs) [2]. Они имеют монопольное право на управление пенсионными фондами. Эти компании накапливают взносы в пенсионные фонды, эффективно их инвестируют и распределяют полученную прибыль между участниками.
Подводя итоги, можно сказать, что во всех развитых странах мира в основе национальных пенсионных систем - распределительная модель. Из приведенных выше национальных пенсионных систем наиболее приемлемыми для России являются пенсионные системы Великобритании и Швеции, так как они, помимо получения государственных пенсий, позволяют гражданам формировать индивидуальные и профессиональные сбережения. В этих системах наряду с государственным пенсионным фондом функционируют негосударственные пенсионные фонды, способные эффективно инвестировать денежные средства будущих пенсионеров и обеспечивать их инвестиционным доходом.
Список литературы
1. Antonie Bozio, Rowena Crawford, Gemma Tetlow. The history of state pensions in the UK: 1948 to 2010. IFS Briefing Note BN105, 2010.
2. Melguizo A., Munoz A., Kuesta D., Vial J. Pension reform and fiscal policy: some lessons from Chile, Working Papers, BBVA Pension and Insurance, 2009.
3. Лазаревский А. Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта / А. Лазаревский, А. Сушкевич. [Электронный ресурс], 2002. Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Themes/Social/pens&2002&1.htm/ (дата обращения: 17.04.2016).
4. Обзор пенсионной системы в Швеции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srjuridik.se/resources/SwedenPension.pdf/ (дата обращения: 17.04.2016).
5. National Academy of Social Insurance. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nasi.org/learn/socialsecurity/where-taxes-go/ (дата обращения: 17.04.2016).
6. Social Security Programs Throughout the World: The Americas, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/2014-2015/americas/ssptw15americas.pdf (дата обращения: 17.04.2016).