Научная статья на тему 'Чилийская пенсионная реформа и уроки для Вьетнама'

Чилийская пенсионная реформа и уроки для Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СТРАХОВАНИЯ / ПЕНСИОННАЯ ВЫПЛАТА / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ОТСРОЧЕННЫЙ АННУИТЕТ / ПОЖИЗНЕННАЯ РЕНТА / PENSION INSURANCE / PENSION PAYMENT / PENSION FUND / DEFERRED ANNUITY / LIFE ANNUITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чан Мань Хунг

В настоящее время пенсионная система страхования Вьетнама, также как и все системы пенсионного страхования стран мира, должна противостоять многим трудностям и вызовам. Поэтому в ближайшее время необходимо реформировать пенсионную страхованию систему во Вьетнаме. Чилийская модель пенсионной реформы обычно приводится в качестве своего рода эталона во время дискуссий о наилучшем способе финансирования пенсий. До реформы пенсионного страхования социально-экономические условия в Чили были схожи с условиями Вьетнама. С другой стороны, Чили считается государством, где успешнее всего в мире была проведена реформа пенсионного страхования. Поэтому изучение чилийской пенсионной реформы поможет Вьетнаму извлечь много ценных уроков и получить ценный опыт для дальнейшего использования в процессе реформирования системы пенсионного страхования. В настоящей статье автор провел детальное исследование процесса реформы системы пенсионного страхования в Чили и на этой основе отметил несколько уроков, которые можно использовать во Вьетнаме при проведении такой реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chilean pension reform and lessons for Vietnam

As with all pension insurance system in the world currently pension insurance Vietnam must confront many difficulties and challenges. Therefore, in the near future should reform the pension insurance system in Vietnam. Chilean model of pension reform is commonly cited as a kind of reference in discussions about the best way of financing pensions. Before the reform of the pension insurance socio-economic conditions in Chile were similar to the conditions of Vietnam. On the other hand, Chile is considered a state where the most successful in the world has been reformed pension insurance. Therefore, the study of the Chilean pension reform will help Vietnam to extract many valuable lessons and gain valuable experience for future use in the process of reforming the pension insurance system. In this article the author has made a detailed study of the process of reform of pension insurance system in Chile and on this basis, said a few lessons that can be used in Vietnam during the reform.

Текст научной работы на тему «Чилийская пенсионная реформа и уроки для Вьетнама»

УДК 314: 369.542

Чан Мань Хунг

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и

информатики (МЭСИ)» Россия, Москва1 Аспирант

E-Mail: [email protected]

Чилийская пенсионная реформа и уроки для Вьетнама

Аннотация: В настоящее время пенсионная система страхования Вьетнама, также как и все системы пенсионного страхования стран мира, должна противостоять многим трудностям и вызовам. Поэтому в ближайшее время необходимо реформировать пенсионную страхованию систему во Вьетнаме.

Чилийская модель пенсионной реформы обычно приводится в качестве своего рода эталона во время дискуссий о наилучшем способе финансирования пенсий. До реформы пенсионного страхования социально-экономические условия в Чили были схожи с условиями Вьетнама. С другой стороны, Чили считается государством, где успешнее всего в мире была проведена реформа пенсионного страхования. Поэтому изучение чилийской пенсионной реформы поможет Вьетнаму извлечь много ценных уроков и получить ценный опыт для дальнейшего использования в процессе реформирования системы пенсионного страхования.

В настоящей статье автор провел детальное исследование процесса реформы системы пенсионного страхования в Чили и на этой основе отметил несколько уроков, которые можно использовать во Вьетнаме при проведении такой реформы.

Ключевые слова: Пенсионная страхования; пенсионная выплата; пенсионный фонд; отсроченный аннуитет; пожизненная рента.

Идентификационный номер статьи в журнале 152EVN214

1 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7

1. Реформа пенсионного страхования в Чили

В 1924 году Чили было первым государством Латинской Америки, в котором была создана государственная система страхования, целью который было страхование пожилых людей, инвалидов и в связи со смертью кормильца. До конца 70-х гг. основной пенсионной системой в Чили была система, созданная по принципу PAYG-DB (Pay as you go defined benefit), т.е. система с установленными выплатами, частичным субсидированием и с государственным управлением. Однако эта система оказалась непрочной в плане финансов и плохо организованной, с запутанной и сложной политикой регламентирования пенсионных программ. Система пенсионного страхования была отдана на откуп политическим группам, а её выгодные аспекты решались с точки зрения политических преимуществ. Стал обычным явлением ранний выход на пенсию некоторых групп населения, например, банковские служащие могли уходить на пенсию всего лишь через 25 лет работы [13]. Демографические изменения и высокий уровень безработицы увеличили финансовое бремя чилийской пенсионной системы. К примеру, произошло сокращение пропорции вкладов работников и пенсионеров с 12:01 в 1955 г. до 2,5:1 в 1979 г. [7]. В Чили число пенсионеров и других лиц, отвечающих требованиям на получение пособий, увеличилось с примерно 500.000 человек на конец 1960 г. до более чем 1 млн. человек к концу 70-х гг., т.е. ежегодные средние темпы роста в этот период составили 5,7%[3]. В период 1974-1980 гг. финансы системы пенсионного страхования Чили испытывали серьезную диспропорцию, государственный бюджет ежегодно должен был покрывать расходы пенсионной системы, что в среднем составляло 2,37% ВВП [12].

При проведении реформы система пенсионного страхования Чили имела множество запутанных и сложных нормативов. Так, к концу 1970 года чилийская пенсионная система состояла из 150 положений об индивидуальной пенсии и насчитывала 35 различных пенсионных фондов [6]. До проведения реформы пенсионная система Чили, подобно другим государствам Латинской Америки, имела большое количество различных положений, была запущенной и должна была противостоять проблемам, связанным с финансами, страхованием, собственниками капиталов и эффективностью управленческой работы [3].

04 ноября 1980 г. в Чили была проведена коренная пенсионная реформа. Чилийская реформа пенсионной системы началась с того, что правительство приняло новый закон, согласно которому формировалась новая пенсионная система, опирающаяся на свободу выбора и четко определяющая права, которые приобретали работники в виде личных пенсионных счетов. Целью реформы было создание системы, основанной на личной свободе, обеспечивающей справедливость интересов всех жителей Чили. Фактически реформа начала осуществляться в полном объеме в начале 1983 г. После 1983 г. пенсионная система Чили имели 4 следующие основные особенности [4]:

1) Индивидуальная капитализация

Каждый работник, участвующий в пенсионном страховании, с самого начала своей трудовой деятельности получал личный пенсионный счет (PRA) и накапливал свои взносы до времени выхода на пенсию. Срок выхода на пенсию у мужчин составлял 65 лет, у женщин-60 лет. Ранний выход на пенсию и получение пособий разрешались только при определенных условиях. Участники пенсионной системы были обязаны ежемесячно вносить на этот счет 10% своего дохода, облагаемого налогом. Отчисления на пенсионный счет были освобождены от налогов. Работодатель не вносил взносы на пенсию своих работников, поэтому складывалась совершенно свободная система отчислений. Все изменения в системе (взносы и прибыль) осуществлялись Unidades de Fomento (UFS), денежной единицей, которая саморегулировалась в зависимости от инфляции, при этом гарантировалось, что все

отчисления и получаемые суммы будут оцениваться по реальной стоимости. Все участники могли добровольно производить дополнительные отчисления на свой личный пенсионный счет. Цель этих отчислений - повысить пенсию участников при выходе на пенсию, что также позволит им заранее спланировать планы на пенсионный период. Закон № 19.768 вступил в силу с 01 марта 2002 г., согласно нему реформа расширяла количество организаций, которым разрешалось добровольно заниматься коммерческой деятельностью в системе пенсионного страхования. Средства, вносимые на такой добровольный счет, имели налоговые преимущества, его обладателю разрешалось снимать с него деньги до выхода на пенсию и эти пенсионные средства считались индивидуальным годовым доходом и должны были облагаться налогом.

2) Частное управление средствами (Private management of funds)

Управление финансами пенсионного фонда осуществлялось обществами с ограниченной ответственностью по управлению пенсионными фондами (Administradoras de Fondo de Pensiones - AFPs). AFPs обладали монополией на управление пенсионными фондами, аккумулировали отчисления в пенсионные фонды, профессионально и эффективно их инвестировали, распоряжались прибылью и распределяли её между участниками. Служащий мог выбирать и менять AFPs, но если он постоянно менял управляющую фондом компанию, это стоило дорого; рабочий для распоряжения PRA (личным пенсионным счетом) мог выбирать любую частную компанию по управлению пенсионным фондом. Эти компании должны были находиться под тесным контролем правительственного органа, органа надзора AFPs, создаваемых для проведения строгого технического надзора в целях предотвращения обмана.

От каждого AFPs требовалось предоставление пяти перечней инвестирования по собственному выбору при сочетании различных рисков, отличающихся процентным соотношением акций и ценных бумаг, имеющих фиксированный доход, которые они могут вкладывать, обосновав это тем, что так как участники пенсионного страхования отличаются друг от друга по возрасту, характеру, оставшемуся сроку внесения взносов и т. д., они по разному воспринимают риски инвестирования сбереженных средств.

3) Преимущества

После выхода на пенсию аккумулированные на личном пенсионном счете деньги можно использовать разными способами:

• Пожизненная рента (life annuity). Пенсионеры могут использовать остаток на их личном счете для покупки у страховых компаний пожизненной ренты. Она гарантирует пенсионеру ежегодный стабильный доход с учетом показателей инфляции.

• Программа выплат временных пенсий и отсроченный аннуитет. При выходе на пенсию работник может разделить остаток на своем пенсионном счете на 2 части: одну - для оплаты отсроченного аннуитета, которую согласно решению торгового совета в один из будущих дней будет в дальнейшем выплачивать страховая компания. Вторую сохранит на счете Пенсионного фонда для составления программы выплат пенсии, достаточной для его ежемесячного проживания с момента выхода на пенсию и до того, пока он начнет получать в дальнейшего отсроченного аннуитета.

• Программирование - вывод - члены могут изъять свои сбережения в течение периода времени в соответствии с актуарной установленному графику, установленном Правительством.

• Программы выплаты пенсий в сочетании с пожизненной рентой. В период нахождения на пенсии часть средств, собранных на личном пенсионном счете, сохраняется на счете пенсионного фонда для формирования программы ежемесячных пенсионных выплат пенсионеру в определенный период. Оставшаяся часть будет использована для покупки пожизненной ренты, что позволит иметь ежегодный доход. Таким образом, пенсионер одновременно будет иметь два вида пенсионных пособий: один в соответствии с программой пенсионных выплат, получаемых со счетов.

Вклад каждого, кто перечислял взносы по старой системе, был оценен. Перешедшие от распределительной пенсионной системы к накопительной получили государственные облигации, компенсировавшие стоимость уже уплаченных взносов. Облигации дают фиксированный ежегодный доход в размере 4% и выкупаются государством при выходе работника на пенсию[1]. Государственное стимулирование в совокупности с проводимой разъяснительной работой о накопительной пенсионной системе привели к тому, что в течение трех лет около 95% населения перешло на новую пенсионную систему.

4) Положение

Главное управление пенсионных администраторов фонда (SAFP) является регулирующим органом, ответственным за надзор и контроль за AFPs. Функции SAFP-поддеживать финансовые, актуарные, юридические и административные районы и ее связи с правительством через Министерство труда и социального обеспечения. Генеральный директор SAFP, назначаются Президентом Республики, является руководителем учреждения[15]. Именно его поручено регулировать деятельность частной системы, что определяет следующие его функции:

1. Принимать или отвергать предложения о создании AFP, одобрять их уставы и давать разрешение на существования.

2. Осуществлять надзор над деятельностью AFP по юридическим, финансовым и административным вопросам с момента ее начала.

3. Обеспечивать соблюдение AFP нормативов минимального капитала и кассовых резервов.

4. В рамках закона устанавливать общие нормы инвестирования в соответствии с политикой Центрального банка Чили и гарантировать соответствие инвестиций, осуществляемых AFP, этим нормам.

5. Анализировать эффективность действующих правил регулирования и при необходимости принимать новые.

6. Налагать штрафы на тех участников системы которые нарушают действующее законодательство, а в случае необходимости ликвидировать AFP, как это предписано законом.

7. В случае возникновения разногласий между AFP и его клиентами выступать в качестве арбитра.

В 2006 г. вновь избранный Президент Мишель Башеле назначил комитет, состоящий из 15 специалистов разных сфер, относящихся к пенсионной системе, для составления отчета с рекомендациями по реформе пенсионной системы. Через два года всесторонний законопроект был одобрен Национальным Конгрессом Чили. Сохранились все важнейшие организации, созданные после реформы 1980 г., но были и заметные усовершенствования, позволяющие расширить процент охватывания и повысить качество системы пенсионного страхования Чили:

• Новая опора социальной пенсии (The New Solidarity Pillar - NSP).

В результате всех реформ, происходивших до 2008 г., проблема бедняков, доживших до старости, частично решалась с помощью двух главных программ: программы обеспечения минимальной пенсией на уровне нижнего предела лиц, осуществлявших вклады не менее 20 лет, и программы пенсионной помощи (PASIS) беднякам, не имеющих права на пенсию. В марте 2008 года выплаты по программе обеспечения минимальной пенсии были эквивалентны 222 долларам США (242 доллара США для людей старше 70 лет и 257 американских долларов для людей старше 75 лет); выплаты по программе PASIS осуществлялись для пожилых людей, инвалидов, не имеющих право на пенсию, и были эквивалентны 110 долларам США для лиц, моложе 70 лет, 117 долларов США для лиц старше 70 лет и 128 американских долларов лицам старше 75 лет[8].

Согласно реформе 2008 года произошла замена этих программ на одну своеобразную программу, гарантирующую всем лицам, относящимся к 60% беднейшего населения получение гарантированной основной пенсии без учета того, как сложилась история их выплат. Согласно этой новой программе осуществлялись выплаты пожилым людям, инвалидам, которые раньше обеспечивались из поступлений государственного бюджета. Лица, которые не выплачивали взносы в систему пенсионного страхования, с наступлением старости смогут получать основное пенсионное пособие по старости (Basic Solidarity Pension-PBS) после достижения ими полных 65 лет, а местные власти будут проводить оценку их жизненного уровня. Лица, осуществлявшие взносы в пенсионную систему, но после выхода на пенсию получавшие суммы, находящиеся ниже порога бедности, смогут получать основные пенсионные надбавки по старости.

• Обязательные отчисления в пенсионную систему для свободных работников

Параллельно с появлением опоры новой социальной пенсии с основными пенсионными выплатами по старости для лиц, отвечающих требованиям по выплате без учета истории взносов в фонд пенсионного страхования, в реформе 2008 г. содержалось требование ко всем свободным работникам, имеющим облагаемый налогами доход, в обязательном порядке производить отчисления в фонд пенсионного страхования. На начальном этапе это требование будут применяться в отношении 40% ежегодных доходов в первый год, 70% ежегодных доходов на второй год и в отношении 100% облагаемых налогами доходов в третий год, но начиная с 2015 года и далее это требование станет обязательным для 100% доходов свободных работников.

• План добровольных коллективных сбережений

План добровольных коллективных сбережений (APVC) и всех преференций для работников с низкими и средними доходами. Этот вид сбережений осуществляется посредством специального счета в AFP, специального фонда взаимопомощи, пополняемого

банками или другими финансовыми организациями и посредством договоров страхования жизни наряду со сберегательными контрактами (life insurance-plus-saving contracts). Этот тип сбережений был создан работодателями для своих работников в целях привлечения и удержания рабочей силы, расширения льгот в работе по подготовке кадров, а также в целях увеличения объемов сбереженных средств на старость для людей со средними доходами.

• Пособия на социальное благосостояние молодых работников

Благодаря системе с установленными взносами (DC) и под влиянием возможности получения композиционного процента в течение длительного периода, отчисления, сделанные в первые годы участия в системе, сильно повлияли на размер пенсий работников после их выхода на пенсию. Был задействован особый вид пособий для помощи работникам с низкими доходами в возрасте 18 - 35 лет. Работодатели помогут работникам оплачивать 50% расходов на пенсионные взносы в первые 24 раза. Кроме того, они смогут получить на свои личные пенсионные счета эквивалентные суммы в качестве помощи от правительства при внесении отчислений первые 24 раза, если их доход в 1,5 раза ниже минимальной заработной платы.

Помимо мер по расширению масштабов и качества системы пенсионного страхования в реформе 2008 г. был сделан упор на формировании равенства полов при внесении взносов и пользовании пенсионными выплатами. Вообще в отношении женщин в течение длительного времени существовала тенденция неуплаты взносов на пенсионное страхование, т. к. они ухаживали за детьми или родственниками; женщин, как правило, нанимали для работы в отраслях с более низкой заработной платой, они раньше уходили на пенсию и имели большую, по сравнению с мужчинами, продолжительность жизни. Все эти факторы создавали значительную разницу между мужчинами и женщинами в получении выплат при выходе на пенсию. Новая реформа предоставила женщинам дополнительные льготы, такие как оплату государством пенсионного страхования на время отдыха по беременности (18 недель), компенсацию женщинам экономического ущерба при разводе путем перевода не более 50% взносов мужа в период нахождения в браке на личный пенсионный счет жены и т. д. Благодаря реформе суммы средств, накопленных на личных пенсионных счетах женщин, возросли примерно на 10%[14].

2. Уроки и опыт для Вьетнама, полученные

в результате реформ пенсионного страхования в Чили

Так же как и в других странах мира, использующих пенсионную систему PAYG-DB (Pay as you go defined benefit-PAY G-DB, это означает, что выплаты осуществляются лишь тем лицам, которые вышли на пенсию в настоящий момент, а средства берутся из отчислений ныне работающих в фонд пенсионных выплат. Величина отчислений и сумма выплат были определены заранее), пенсионная система Вьетнама столкнулась с проблемой старения населения. Согласно прогнозам ООН по Вьетнаму, группа населения от 60 лет и старше быстро увеличивается и средняя продолжительность жизни во Вьетнаме поднимется к 2025 г. до 74,1 лет, а к 2050 г. до 78,2 лет [16].

Результаты расчетов и прогнозов Института общественной политики и управления Вьетнама показывают, что при таком уровне отчислений и пользования пенсионным страхованием, установленным в нынешнем Законе «О социальном страховании Вьетнама», общие пропорции Фонда пенсионного страхования Вьетнама будут следующими[17]:

• к 2023 г. величина поступлений на пенсионное страхование будет равна величине расходов на него;

• к 2034 г., если не произойдет корректировка политики или не будет мощного развития объекта приложения - вырастут поступления или снизятся расходы -ежегодные отчисления на пенсионное страхование, Фонд пенсионного страхования не смогут гарантировать возможности осуществления выплат

Из практики реформы пенсионного страхования в Чили можно извлечь следующие уроки для Вьетнама:

Урок о формировании системы пенсионного страхования, обеспечивающей соразмерную связь между взносами и выплатами. Создание рациональной пенсионной системы является тяжелой задачей, структура пенсионной системы, когда уровень выплат зависит от уровня взносов, должна быть спроектирована заранее. Это означает, что надо идти от ожидаемых пенсионных выгод, чтобы установить соразмерный уровень взносов для достижения цели предоставления пособий, достаточных для высокого жизненного уровня. Оптимально спроектированные и важные факторы системы пенсионного страхования, включают в себя следующее [5]:

• Следует спроектировать план ожидаемого потребления участников при выходе на пенсию (стоимость фонда накопления на момент выхода на пенсию должна равняться стоимости плана ожидаемого потребления участников фонда пенсионного страхования с момента выхода на пенсию и до конца жизни).

• Способы предоставления пенсии: либо пожизненная рента, либо одноразовое получение полной стоимости накопленной суммы.

• Планируемая дата выхода на пенсию.

• Отчисления и стратегия инвестирования пенсионного фонда с учетом отношения участников к рискам. Стоимость пенсионных выплат должна быть стоимостью на настоящий момент (момент выхода на пенсию) от дохода работника, из которого он делал взносы всю жизнь, чтобы это стало планом поддержки пожилых с момента выхода человека на пенсию и до того, как он умрет. Поэтому необходимо определить оба требования - стоимость фонда на момент выхода на пенсию и величину прибыли от инвестирования, и на этой основе установить ежегодную пенсионную ренту, которую будет получать пенсионер.

Опыт чилийской реформы показал, что система пенсионного страхования DC полностью подходит части населения и способна выплачивать пенсию с достаточным пропорциональным замещением. Человек, который осуществлял отчисления в систему пенсионного страхования в течение 45 лет при условии стабильной работы и дохода, может рассчитывать на получение пенсии со своего пенсионного счета, равную 70-80% дохода, который он получал на работе. Наиболее активные взносы в систему пенсионного страхования Чили поступали от лиц, работающих в общественном секторе, служащих крупных корпораций, высоко профессиональных рабочих, рабочих с высокими доходами и лиц, работающих в городах. Реформированная после 1983 года система пенсионного страхования стала системой, которая установила тесную связь между уровнем отчислений и доходом, в которой финансы были приватизированы, но в теоретическом плане была демократической, справедливой и эффективной. Однако наряду с этим все это следует дополнить договоренностями о разделении социальных рисков, чтобы создать опору социальным пенсиям подобно нулевому этажу, по определению всемирного банка, из пяти этажей пенсионной системы [10].

Второй урок заключается в том, что следует проводить пенсионную реформу одновременно со всесторонней реформой решений, касающихся политики на финансовом рынке. Чилийская система пенсионного страхования, основанная на системе личных счетов, хорошо действует лишь тогда, когда финансовый рынок достаточно развит. Согласно фактическому рейтингу международного банка индексы качества рынка и общественных организаций Чили имеют очень высокий рейтинг даже по сравнению со странами OECD[11]. Однако, недостаточно иметь полный набор решений и финансовых инструментов на момент проведения реформы системы пенсионного страхования, необходим процесс учебы и работы, связанный с управлением фондами, необходимо принятие законодательных актов, создание центрального банка, необходимы люди, определяющие политику.

Третий урок касается роли государственного и частного сектора, которую нужно четко обозначить, и наряду с пенсионной системой DC, находящейся в управлении частных лиц, следует создать систему социальной поддержки, финансируемую и управляемую государством. Решения о надзоре за пенсионной системой должны выполняться в едином ключе независимым и профессиональным органом через каналы получения полной, прозрачной и своевременной обратной информации от участников.

Четвертый урок касается разрешения финансовых проблем, возникающих в процессе перехода. Когда происходит переход от старой системы пенсионного страхования (PAYG-DB) к новой системе, появляется сложная проблема финансовой поддержки процесса перехода, т. к. скрытые задолженности прежней пенсионной системы станут реальными. Скрытые долги по пенсиям системы PAYG-DB в Чили при переходе станут гигантской фактической задолженностью, составляющей примерно 130% ВВП[9]. В Чили эта проблема решается путем использования принимаемых к исполнению облигаций (recognition bonds), которые выдаются участникам старой системы пенсионного страхования при переходе к новой. Принимаемые к исполнению облигации, выдаваемые участникам прежней системы PAYG-DB, дают прибыль в 4% годовых, но их принимают к исполнению, когда их обладатель вышел на пенсию или скончался[2]. Подобные облигации покупаются, в основном, AFP как часть их инвестиционного перечня, а окончательный расчет по ним происходит, когда получатель из старой системы выйдет на пенсию или умрет. Финансирование расходов на переход идет из двух источников - акционирования государственных предприятий и излишков госбюджета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дегтярь Л. Российская пенсионная система в контексте мирового опыта // Научный доклад Л. Дегтярь; Российская академия наук, Институт международных экономических и политических исследований. М.: ИМЭПИ РАН, 2002.C. 14.

2. Arenas de Mesa, Alberto and Carmelo Mesa-Lago, “The Structural Pension Reform in Chile: Effects, Comparisons with Other Latin American Reforms, Lessons”, Oxford Review of Economic Policy Vol.22, No.1. 2006.

3. Arenas de Mesa, A. “Cobertura Previsional en Chile: Lecciones y Desafios del Sistema de Pensiones Administrado por el Sector Privado”. Serie de Financiamiento del Desarrollo, CEPAL, Santiago, Chile. 2000.

4. sher Mukul G. and Vasudevan Deepa. Lessons for Asian Countries from Pension Reforms in Chile. PIE/CIS Discussion Paper from Center for Intergenerational Studies, Institute of Economic Research, Hitotsubashi University. 2008. P.15-20

5. Blake, David., Andrew Curtis and Kevin Dowd, “Turning Pension Plans into Pension Planes: What Investment Strategy Designers of Defined Contribution Pension Plans can Learn from Commercial Aircraft Designers”, Discussion Paper PI-0806, Pensions Institute, Cass Business School, City University, London, 2008.

6. Castaneda, T. Para combatir la pobreza. Politica social y descentralizacion en Chile durante los 8G. Centro de Estudios Publicos, Noviembre, 199G.

7. Congressional Budget Office of Chile, “Social Security Privatisation: Experiences Abroad”, CBO Paper, January, 1999. P.19

S. Fajnzylber, Eduardo, “Pensiones para Todos”, documento En Foco 65,

Expansiva,2006. www.expansiva.cl

9. Holzmann. “On Economic benefits and fiscal requirements of moving from unfunded to funded pensions” ECLAC, Finance Unit, I.T.T.F.D. Serie de Financiamiento 48. Santiago de Chile. 1997. P.17.

10. Holzmann, Robert & Paul, Richard Hinz & Dorfman, Mark, "Pension systems and reform conceptual framework," Social Protection Discussion Papers 46175, The World Bank. 2008.

11. Melguizo А., Munoz А., Kuesta D., Vial J. Pension reform and fiscal policy: some lessons from Chile, Working Papers, BBVA Pension and Insurance. 2009.

12. Marcel, Mario and Alberto Arenas. "Social Security Reform in Chile." Inter-American Development Bank (IDB), Occasional Papers, No 5. Washington, D.C.: IDB.1992.

13. Niemietz, Kristian, “Private Pension Provision: What an Ageing Europe Can Learn from a Latin Tiger”, Stockholm Network. 2GG7, P.5

14. Rofman, Rafael; Fajnzylber, Eduardo; Herrera, German. Reforming the pension reforms: the recent initiatives and actions on pensions in Argentina and Chile. (SP Discussion Paper No. 0831). Washington, DC: Social Protection & Labor. The World Bank. 2008. P.42.

15. Superintendencia de Administradoras deFondos de Pensiones (SAFP), 2GG3, “The Chilean Pension System”, Fourth Edition, Santiago:SAFP, downloaded on October

10, 2007 from www.safp.cl

16. United Nations Population Fund. Vietnam. The aging population in Viet Nam: current status, prognosis, and possible policy responses. Hanoi: UNFPA, 2011

17. Институт общественной политики и управления Вьетнама. Прогноз Прогноз финансового равновесия пенсионного страхования Вьетнама, Ханой, 2013 г.

Tran Manh Hung

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Chilean pension reform and lessons for Vietnam

Abstract: As with all pension insurance system in the world currently pension insurance Vietnam must confront many difficulties and challenges. Therefore, in the near future should reform the pension insurance system in Vietnam.

Chilean model of pension reform is commonly cited as a kind of reference in discussions about the best way of financing pensions. Before the reform of the pension insurance socio-economic conditions in Chile were similar to the conditions of Vietnam. On the other hand , Chile is considered a state where the most successful in the world has been reformed pension insurance. Therefore, the study of the Chilean pension reform will help Vietnam to extract many valuable lessons and gain valuable experience for future use in the process of reforming the pension insurance system .

In this article the author has made a detailed study of the process of reform of pension insurance system in Chile and on this basis, said a few lessons that can be used in Vietnam during the reform.

Keywords: Pension insurance; pension payment; pension fund; deferred annuity; life annuity.

Identification number of article 152EVN214

REFERENCES

1. Degtjar' L. Rossijskaja pensionnaja sistema v kontekste mirovogo opyta // Nauchnyj doklad L. Degtjar'; Rossijskaja akademija nauk, Institut mezhdunarodnyh jekonomicheskih i politicheskih issledovanij. M.: IMJePI RAN, 2002.C. 14.

2. Arenas de Mesa, Alberto and Carmelo Mesa-Lago, “The Structural Pension Reform in Chile: Effects, Comparisons with Other Latin American Reforms, Lessons”, Oxford Review of Economic Policy Vol.22, No.1. 2006.

3. Arenas de Mesa, A. “Cobertura Previsional en Chile: Lecciones y Desafios del Sistema de Pensiones Administrado por el Sector Privado”. Serie de Financiamiento del Desarrollo, CEPAL, Santiago, Chile. 2000.

4. Asher Mukul G. and Vasudevan Deepa. Lessons for Asian Countries from Pension Reforms in Chile. PIE/CIS Discussion Paper from Center for Intergenerational Studies, Institute of Economic Research, Hitotsubashi University. 2008. P.15-20

5. Blake, David., Andrew Curtis and Kevin Dowd, “Turning Pension Plans into Pension Planes: What Investment Strategy Designers of Defined Contribution Pension Plans can Learn from Commercial Aircraft Designers”, Discussion Paper PI-0806, Pensions Institute, Cass Business School, City University, London, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Castaneda, T. Para combatir la pobreza. Politica social y descentralizacion en Chile durante los 80. Centro de Estudios Publicos, Noviembre, 1990.

7. Congressional Budget Office of Chile, “Social Security Privatisation: Experiences Abroad”, CBO Paper, January, 1999. P.19

8. Fajnzylber, Eduardo, “Pensiones para Todos”, documento En Foco 65, Expansiva,2006. www.expansiva.cl

9. Holzmann. “On Economic benefits and fiscal requirements of moving from unfunded to funded pensions” ECLAC, Finance Unit, I.T.T.F.D. Serie de Financiamiento 48. Santiago de Chile. 1997. P.17.

10. Holzmann, Robert & Paul, Richard Hinz & Dorfman, Mark, "Pension systems and reform conceptual framework," Social Protection Discussion Papers 46175, The World Bank. 2008.

11. Melguizo A., Munoz A., Kuesta D., Vial J. Pension reform and fiscal policy: some lessons from Chile, Working Papers, BBVA Pension and Insurance. 2009.

12. Marcel, Mario and Alberto Arenas. "Social Security Reform in Chile." Inter-American Development Bank (IDB), Occasional Papers, No 5. Washington, D.C.: IDB.1992.

13. Niemietz, Kristian, “Private Pension Provision: What an Ageing Europe Can Learn from a Latin Tiger”, Stockholm Network. 2007, P.5

14. Rofman, Rafael; Fajnzylber, Eduardo; Herrera, German. Reforming the pension reforms: the recent initiatives and actions on pensions in Argentina and Chile. (SP Discussion Paper No. 0831). Washington, DC: Social Protection & Labor. The World Bank. 2008. P.42.

15. Superintendencia de Administradoras deFondos de Pensiones (SAFP), 2003, “The Chilean Pension System”, Fourth Edition, Santiago:SAFP, downloaded on October

10, 2007 from www.safp.cl

16. United Nations Population Fund. Vietnam. The aging population in Viet Nam: current status, prognosis, and possible policy responses. Hanoi: UNFPA, 2011.

17. Institut obshhestvennoj politiki i upravlenija V'etnama. Prognoz Prognoz finansovogo ravnovesija pensionnogo strahovanija V'etnama, Hanoj, 2013 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.