Психология
УДК 370
младший научный сотрудник НИС,
ассистент кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ «EDUCATIONAL TOURISM» И
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается применение образовательной технологии «educational tourism», которая носит ярко выраженный персонифицированный характер, где педагогический результат определяется, в том числе, индивидуальной одаренностью педагога - реализующего педагогический проект в форме образовательных технологий «educational tourism». Раскрыты процедуры и операции психолого-педагогического сопровождения обучающихся, из которых складывается «educational tourism» и представляют собой опорные дидактические и психологические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям в ходе подготовки и участия его в образовательном процессе.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, educational tourism, обучающийся, педагог, обучение, образовательная технология.
Annotation. This article, the application of educational technology «educational tourism», which has a pronounced personified character, where the pedagogical result is determined, among other things, by the individual talent of the teacher - who realizes the pedagogical project in the form of educational technology "educational tourism". The procedures and operations of the psychological and pedagogical support of the students, from which "educational tourism" is formed, are the basic didactic and psychological tools that provide in aggregate the movement of the subject of instruction to the set goals during the preparation and participation in the educational process.
Keywords: psychological support, educational tourism, learning, educator ,training, educational technology.
Введение. В современных условиях совершенствования образовательной системы Российской Федерации и Республики Крым в частности, складываются достаточные основания для становления единой культуры осуществления деятельности, направленной на оказание специализированной комплексной помощи обучающемуся в образовательном процессе, создание психологических условий полноценного развития и функционирования личности будущих специалистов. Становление этой культуры является залогом и гарантом для разработки стратегической программы развития системы образования, внедрение такой образовательной технологии как «educational tourism» и психологическое сопровождение данного направления в учебном процессе [6].
В настоящее время вся система образования находится в стремительно изменяющихся условиях, реформы в общественной и образовательной сфере приводят к формированию новых социально-экономических условий, новообразований культуры, новых ценностных ориентиров, что в свою очередь отражается в содержании высшего образования. Темпы его развития должны соответствовать или опережать скорость социальных изменений [6]. В этих условиях инновационная образовательная деятельность, такая как «educational tourism» является главным фактором, определяющим сегодняшний этап развития высшего образования, в рамках которой могут быть найдены адекватные пути его будущего развития.
Так же, забота о реализации прав обучающихся на полноценное и творческое развитие остается неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения, а также системы образования, в том числе и высшего образования. Понятие «качества образования» в общественном сознании тесно коррелирует с такими психфизиологическими категориями, как благополучие, здоровье, защищенность, уважение, самореализация и т.д.
Сама по себе идея «educational tourism» не является инновационной. Исторический контекст исследований по данной проблематике дает нам возможность, говорить, что научно-познавательные и образовательные путешествия берут свое начало еще со времен Петра Великого, а возможно даже и раньше: обучающиеся элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур [5]. Сегодня, в нашей стране, «educational tourism» все больше ассоциируется с обучением за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в принимающей семье.
Educational tourism как инновационный метод, образовательная технология предполагает формирование у обучающихся умения учиться в различных, творческих направлениях по различным источникам и навыка погружения в иные культурные среды с достаточно быстрой способностью к адаптации. Эти путешествия является не только в контексте «пространства» (народы, страны, континенты), но и в «время» (культура, история, наследие, формы и методы познания и т.д.).
Формулировка цели статьи. В данной статье ставится цель проанализировать применения образовательных технологий «educational tourism», а также возможность их внедрение в образовательное пространство Республики Крым и выделить характерные особенности психологического сопровождения обучающихся в контексте реализации данного направления.
Изложение основного материала статьи. Создание системы психологического сопровождения в рамках «educational tourism» обучающихся в высших образовательных учреждениях Республики Крым отвечает определенным запросам образовательной, личностной и социокультурной сред, посредством современной психологической практики, т. е. необходимостью применять психологические знания в процессе обучения, воспитания и развития личности обучающейся молодежи Республики Крым, а также при формировании профессионального мировоззрения и т. д.
На сегодняшний день направления в образовательной практике, такое как «educational tourism» имеет ряд других названий, например, «career enhancement» (карьерный рост), «job development» (создание рабочих
мест) или «self-actualization experiences» (опыт самореализации), на наш взгляд именно обращение к понятию «educational tourism» раскрывает суть данного направления как никак шире. Сегодня «educational tourism» представлен в совершенно разных формах, которые имеют общие черты. Главной остается то, что путешествие - это, прежде всего, самореализация, релаксация, активная форма обучения и образование для людей всех возрастов [4].
На наш взгляд «educational tourism» включает в себя сочетание образовательного и культурного компонента во время путешествия, что способствует созданию благоприятных психологических условий полноценного развития и функционирования личности будущих специалистов.
В рамки «educational tourism» входят экскурсии, зачастую это интенсивные языковые курсы, в перерывах между которыми можно активно путешествовать и познавать культуру страны. Среди наиболее популярных стран, предлагающих услуги «educational tourism» выделяют Мальту, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду, Испанию, Францию и Германию [4]. В Республики Крым и Российской Федерации понятие «educational tourism» пока еще недостаточно развито, такой подход к системе образования мог бы решить сразу несколько проблем, например, помочь обучающимся прочувствовать эмоциональную составляющую, которая присуща «educational tourism». Новая система образования подразумевает, что обе стороны образовательного процесса (обучающийся и педагог) должны быть активными его «субъектами», исключив из процесса обучения «пересказ» учебников и «изложение» известных положений в науке [5].
В связи с тем, что современное общество все больше и больше нуждается в нестандартно мыслящих и креативных специалистах, основу высшего образования должны составлять не столько учебные дисциплины, но и разнообразные технологии которые способствовали бы формированию мышления и деятельности обучающихся в контексте востребованности на рынке труда, что возможно благодаря новым технологиям в образовательном процессе таким как «educational tourism».
Применение в учебном процессе подходов, направленных на развитие самостоятельности, организованности, умения творчески решать поставленные задачи, умения оценивать и анализировать сложившиеся ситуации, умения адаптироваться в ускоренном режиме к любым социокультурным изменениям. Именно от содержания и форм образовательных технологий и методик зависит приобретение подобных навыков будущих специалистов.
На наш взгляд, основной задачей качественно новой системы образования заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучаемому предмету (усвоению профессии), стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Для этого, перед будущим специалистом необходимо четко поставить задачу и обосновать, каким образом он сможет применить свои социальные и профессиональные навыки в практической деятельности, а также научиться выявлять взаимосвязь между знаниями и ситуациями, и применять полученные знания в решении задач.
Таким образом, на сегодняшний день «educational tourism» - это инновационный метод или передовая технология обучения будущего специалиста, направление которого являются познавательные экскурсионные туры, совершаемые с целью выполнения задач по средствам образовательных поездок, определенных учебными программами образовательных учреждений.
Использование «educational tourism» является основой успешного формирования компетенций, определенных образовательными стандартами подготовки специалистов не только по таким направлениям как, география, история, лингвистика, менеджмент и туризм; но и расширение этого спектра специальностей, таких как педагогика, психология, изобразительное и музыкальное искусство и т.д. [3].
Содержание примерной краткосрочной программы «educational tourism» по дисциплине «История психологии» тема занятия «Психология в дореволюционной и Советской России» город Москва. Содержание программы может быть следующее:
Посещение музея ФГБУН Институт психологии РАН:
- Посещение стендовых экспозиций музея посвященным деятельности ведущих ученых в области психологии: С.Л. Рубинштейна (организатора первой психологической лаборатории в Академии наук), Посещение «Мемориального кабинета С.Л. Рубинштейна»; Б.Ф. Ломов (основатель Института Психологии); А.В. Брушлинский (выдающийся деятель, ученый занимавшийся исследованиями в психологии личности и мышления, взаимосвязи сознания и бессознательного, внутриутробного развития психики тд.).
Посещение музея Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета: в музее хранятся реликвии, связанные с жизнью и творчеством ученого. Обучающиеся могут поближе познакомиться с фотографиями, архивными материалами, книгами и рукописями Л.С. Выгосткого. Кроме того, в музее выставлена посмертная гипсовая маска ученого.
Посещение Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова.
Дополнительные экскурсии:
Посещение музея К.Г. Юнга: основная задача «Музея К.Г.Юнга» — просветительская деятельность, популяризация и развитие аналитической психологии в России, пропаганда здорового психологического образа жизни, формирующая общую культуру современной личности, основу мировоззрения.
Посещение Музея психологии в Подмосковье, г. Люберцы - уникальность музея заключается, в идее, которую он в себе несет, но что еще немаловажно - в воплощении. Главная идея, по словам создателя музея, практикующего психолога и педагога - Ольги Борисовны Хлебодаровой: «говорить простым языком о великой науке психологии» и т.п.
Использование «educational tourism» в современном образовательном процессе несет в себе еще и психолого-социальную нагрузку на личность обучающегося, не каждый может достаточно быстро адаптироваться в новых образовательных и социальных условиях. Из этих позиций мы видим необходимость включить компонент психологического сопровождения в процессе реализации программ «educational tourism». В данном контексте, под психологическим сопровождением понимается системный метод психолого-педагогической ориентации, который обеспечивает создания определенных условий для принятия личностью (субъектом развития) оптимальных (на данном отрезке времени) решений в ситуациях кризиса или жизненного выбора. Под сопровождением понимается особый вид деятельности, направленный на создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих успешному освоению учебного материала и развитию каждого обучающегося в современной образовательной среде [7, 76 с].
Помимо этого, под психологическим сопровождением понимается организованная, системная помощь и поддержка обучающегося с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания, как в
личностном, так и в профессиональном становлении. Психологическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия всех участников «educational tourism», проявляющийся не только в ситуации возникновения у обучающихся психологических, учебных, социальных трудностей [6].
Существует несколько направлений работы в контексте психологического сопровождения «educational tourism», как комплексного метода, в основе которого заложено единство четырех основных его функций [1]:
- психодиагностика возникшего затруднения (формирование группы риска или сбор информации по конкретному затруднению и способам его решения);
- психологическая консультация (первичная помощь в принятии решения, определения плана действий в решении конкретных трудностей, помощь в реализации данного плана);
- контрольный срез (экватор);
- констатация результатов взаимодействия (выявления эффективности психологического воздействия).
Психолог в процессе сопровождения «educational tourism» не просто автономный наблюдатель,
находящийся рядом, он активная фигура, так как создает необходимый оптимальный социально-психологический климат не только для обучающегося, но и для всей образовательной системы в целом. Исходя из этого, кандидат психологических наук Битянова М.Р. объясняет понятие «психологическое сопровождение», как определенную «идеологию работы психолога в системе образования» [8, 38 с.] обосновывая ответ на поставленный вопрос, зачем нужен психолог в системе образования.
По своему определению и содержанию, понятие «сопровождение» близко к таким понятиям как, помощь в преодолении трудностей, содействие в чем либо, совместное передвижение к конкретному месту [9, 548 с.]. Другими словами, сопровождать — значить проходить с кем-то, рука об руку, часть его пути в качестве попутчика, провожатого или спутника, то есть, сопровождение личности обучающегося по его жизненному пути — это означает совместное движение рядом с ним.
На наш взгляд, основной задачей психолога «educational tourism» — это создание условий для продуктивного движения личности обучающихся в том направлении, которое он сам для себя обозначил, помощь в процессе осознания личного выбора, поиск конструктивного решения в конфликтных ситуациях, осваивать наиболее значимые индивидуальные и целенаправленные методы познания окружающей действительности и себя самого, обучение методом эффективного общения, и способам понять себя и других. Другими словами, профессиональная деятельность психолога «educational tourism» в рамках индивидуальных сессий и сложившихся образовательных условий формирует собственные цели и задачи отвечающие конкретному запросу.
Итак, психологическое сопровождение «educational tourism» — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности обучающегося в ситуациях взаимодействия. Так как, каждый этап «educational tourism» сопровождается психологической службой и преподавателем-наставником, данное взаимодействие позволяет углубить интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры: происходит изучение индивидуального стиля образовательного действия каждого обучающегося, и вместе с тем организуется общая командная работа и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников «educational tourism» собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции» [2]. Основная цель «educational tourism» заключена в приобретении обучающимися умений и навыков исследования с последующим их использованием в процессе подготовки к практическим занятиям по изучаемой дисциплине.
Выводы. «Educational tourism», имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность обучающихся способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций будущих специалистов. Интеграция в содержании направления экспедиции и методически-программных составляющих способствует качественной подготовке.
Таким образом, вышесказанное даёт возможность утверждать, что психологическое сопровождение «educational tourism» базируется на внутреннем потенциале личности, при этом, целью психологического сопровождения является не определение конкретного пути развития и контроля действий, а содействие проявлениям самостоятельности, формирование направленной активности, если это необходимо. Основные направления психологического сопровождения «educational tourism» это предупреждение возникновения проблем и актуальных задач обучения, профессионального становления, личностного роста, а также развитие психологической компетентности личности. В системе «educational tourism» сопровождение психологическая поддержка занимает особое место, так как, развивая адаптивность личности, эмоциональную стабильность, выявляя профессиональные интересы и склонности, развивая ресурсы собственной эффективности, в целом ориентирована на социальную поддержку с учетом целей, задач, логики построения содержания сопровождения и состояния адаптивных возможностей всех участников образовательного процесса и «educational tourism» - как обучающихся, так и преподавателей.
Литература:
1. Битянова,М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битяновой — М: Совершенство, 1998. - 298 с.
2. Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Эл. ресурс] / Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65, свободный.
3. Погодина, В. Л. Особенности использования метода проектов в организации образовательного туризма [Текст] / В. Л. Погодина // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 11. — С. 58-61.
4. Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795.
5. Пяткова, С. Г. Организация образовательного туризма в России XIX-начала XX вв. [Текст] / С. Г. Пяткова // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 80-82.
6. Рудакова, О.А. Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях [Текст] / Научно-педагогическое образование. Сер.: Народное образование. Педагогика и психология. - Журнал — Томский государственный педагогический университет, 2016 — Вып. 14. - Ч.4 С. 18-26
7. Семикин, В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии [Текст] // диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / В.В Семикин - СПб, 2004 г.
8. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст] // автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. / Ю.В. Слюсарев -СПб, 1992 г.
9. Толковый словарь русского языка. / [Том I.] // Под редакцией Д.Н. Ушакова [Текст] / - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 848 с.
Психология
УДК: 159.98(07.07).159.923
аспирант Свояк Екатерина Евгеньевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
Аннотация. В статье проведен анализ психолого-акмеологических моделей современных авторов, определены методологические основы построения акмеологической модели развития будущего психолога, обозначена ее структура и взаимосвязь элементов, выделены принципы и требования к процессу моделирования; описаны особенности акмеологических технологий (тренинговые формы занятий), которые могут способствовать созданию дополнительных акмеологических условий личностного и профессионального развития.
Ключевые слова: акмеологическая модель, будущий психолог, образовательная среда, акмеологические технологии.
Annotation. The article analyzes the psychological and acmeological model'sof modern authors, basis methods formation of acmeological model development offuture psychologist, the structure, interconnection of elements, the principles and requirements for the modeling process are identified, features of acmeological technologies are described(the training forms of classes) that may lead to creation of acmeological condition for personal and professional development are considered.
Keywords: acmeological model, future psychologist, educational environment, acmeological technique.
Введение. В современных условиях рынка труда, новых технологий, общественных трансформаций повышаются требования к профессионалам высокой квалификации со стороны социального государственного запроса, активизируется необходимость создания оптимальных условий образовательной среды, оценке факторов, влияющих на личностное и профессиональное развития будущих специалистов. При этом, одной из приоритетных задач системы высшего образования выступает подготовка личностно и социально зрелого человека, обладающего гуманистическими ценностями, сформированными личностными смыслами и способностью к акме-развитию. Данная задача особенно актуальна при подготовке будущих психологов, так как от личностного развития профессионального психолога, его акме-потенциала будет зависеть эффективность профессиональной помощи, качество формирования ценностно-смысловой позиции в жизнях других людей.
Формулировка целей статьи. Разработать акмеологическую модель развития будущего психолога.
Изложение основного материала статьи. В современной психолого-акмеологической науке одним из действенных средств проверки полноты теоретических представлений, комплексности взгляда на изучаемый феномен, выступает процесс построения модели (Л.В. Абдалина, М.В. Гущин, А.С. Огнев, Е.Н. Рябышева, Л.А. Степнова, С.А. Сысоева, М.Л. Хуторная и др.). Под моделью понимается концептуальная система знаков и символов, отражающая существенные свойства объекта в его идеальном представлении. В акмеологии это идеальный образ профессионала или эталон личностно-профессионального развития. Процесс разработки модели в психологической науке расширяет ее возможности, в частности:
- детализировать элементы модели на этапе построения, прежде внедрения в практику, что позволяет исследователю заранее продумать погрешности, вносить корректировки и достичь желаемого результата;
- проводить необходимые манипуляции с аналогом психического явления с последующей попыткой составления прогноза развития;
- наглядно учитывать влияния факторов и условий, устанавливать взаимосвязи между объектами, последовательность этапов;
- конкретизировать психологические теории за счет структурированности, направленности на конечный результат и учет поставленной цели.
Мы исследовали примеры моделей авторов, например, психолого-акмеологическую модель развития психологического здоровья педагога (С.А. Сысоева), которая представлена такими элементами: методологическими подходами; компонентами, критериями и уровнями психологического здоровья педагога; психолого-акмеологическими факторами и условиями достижения психологического здоровья; психолого-акмеологическим тренингом и прогнозируемым результатом. Изучили акмеологическую модель становления аутопсихологической компетентности госслужащих (Л.А. Степнова), разработанную на основе теоретических и прикладных исследований и представленную как процесс овладения способами и средствами саморазвития на основе высокого уровня саморегуляции и контроля [5, 6]. В нашем случае, разрабатывая акмеологическую модель развития будущего психолога, мы будем руководствоваться собственной структурой, существенные элементы которой будут отличаться в связи со спецификой заявленной темы и дополнением новых компонентов.
При построении собственной модели, мы исходили из определения акмеологического развития будущего психолога как способности владения знаниями, способами и приемами реализации самопроцессов личности: самопознания и саморазвития, обеспечивающего будущему психологу зрелость и гармоничность