ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ, РОДИВШИХСЯ НЕДОНОШЕННЫМИ
Тиунова Светлана Александровна
аспирант кафедры госпитальной и поликлинической педиатрии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: svirlana @mail.ru Милованов Андрей Викторович заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии № 3Воронежской
областной клинической больницы № 1, РФ, г. Воронеж
Приймак Наталия Станиславовна врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии № 3Воронежской областной клинической больницы № 1, РФ,
г. Воронеж
THE USE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS WHO ARE PREMATURE
Tiunova Svetlana
postgraduate student of the Department of hospital and polyclinic Pediatrics Voronezh state medical Academy. N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Milovanov Andrey
head of the Department of resuscitation and intensive therapy № 3 Voronezh
regional clinical hospital № 1, Russia, Voronezh
Priimak Natalia
anesthesiologist-resuscitation Department of resuscitation and intensive therapy № 3
Voronezh regional clinical hospital № 1, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Нашей задачей явилось предложить методику обучения студентов, рожденных раньше срока, основанную на принципах здоровьесбережения с учетом особенностей патологии для каждого конкретного студента. Использовали индивидуальный подход, технологии проектного обучения и «мозгового штурма».
ABSTRACT
Our task was to propose a methodology for training of students born prematurely, based on the principles of health protection, taking into account features of pathology for each student. Used an individual approach, technology design and training "brainstorming".
Ключевые слова: студенты; недоношенные дети; адаптация; педагогические технологии.
Keywords: students; premature babies; adaptation; pedagogical technologies.
Одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии является проблема реабилитации и социальной адаптации детей, рожденных недоношенными. Частота преждевременных родов в настоящее время колеблется от 7 до 25 % от числа всех беременностей [5]. Высокотехнологичная медицинская помощь, новые подходы к реанимации, выхаживанию и лечению недоношенных новорожденных привели к увеличению удельного веса таких детей в популяции.
По данным S. Saigal, B.L. Stoskopf, D.L. Streiner et al, 2001 г. [5], развитие недоношенных детей сопровождается отставанием по медицинским, поведенческим, когнитивным и психическим показателям, трудностями в обучении, нарушением адаптации к новым социальным условиям жизни. В исследовании E.T.M. Hille, A.L. den Ouden, S. Saigal et al, 2001 г. [4] установлено, что недоношенные дошкольники, не имея статистически достоверных отличий от доношенных сверстников по уровню развития зрительно-моторной координации, отстают от них по уровню развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, что может явиться значимой причиной нарушения адаптации детей к школе. По данным Е.В. Казаковой, Л.В. Соколовой, Т.С. Копосовой, 2010 г., 12—13 летние школьники, родившиеся недоношенными, имели достоверно ниже показатели
развития кратковременной зрительной и слуховой памяти, наглядно-образного мышления, скорости переработки информации, концентрации внимания,
устойчивости внимания по сравнению с 12—13-летними, родившимися в срок.
На основании вышеизложенного, можно предположить, что в скором времени определенный процент таких молодых людей станут абитуриентами.
В условиях современной стратегии развития национальной образовательной системы актуален вопрос об использовании здоровьесберегающих технологий в обучении различных категорий студентов [2].
Данная категория студентов будет отличатся характерными особенностями, оказывающими влияние на психо-эмоциональную сферу, физическую активность, ценностный ряд и мировоззрение в целом.
В настоящее время обучение детей и подростков, с отягощенным перинатальным периодом, включают в себя технологии, направленные в первую очередь на развитие социальных качеств, психологическую адаптацию в коллективе, самореализацию, творческое раскрытие личности. Недоношенные новорожденные имеют длительный период лечения, зачастую в отделениях реанимации, а затем не менее длительный процесс выхаживания и реабилитации. Это приводит к ограничению круга общения, изолированности от общества обычноразвивающихся детей, затруднению психологической адаптации и социализации в коллективе сверстников. Частые нарушения сенсорного восприятия, двигательные нарушения еще более ограничивают возможности к нормальной адаптации, возрастает моральная нагрузка. Поэтому при работе с такой категорией студентов важно сформировать коммуникативные качества личности в пределах зоны комфорта студента.
С учетом особенностей данной категории студентов, нами предложена методика обучения, включающая, наряду с классическим объяснительно-иллюстративным методом, возможность проектного обучения.
Учитывая особенности физического развития данных студентов, оптимальным является использование индивидуальных и групповых тематических проектов. Данная форма обучения, исходя из теоретических позиций вышеуказанной педагогической технологии [1], позволяет обучающемуся учиться и развиваться в индивидуальном темпе, контролируя свои возможности. Личностные и групповые проекты расширяют возможности общения, позволяют лучше адаптироваться к работе в коллективе, обучению в
вузе. Большая возможность самореализации, свобода поиска, развитие творческих способностей, проверки собственных знаний и умений, индивидуальный план консультаций, способствуют мотивации к учению и, как следствие, творческому и профессиональному росту личности. Учитывая достаточно длительные периоды ежегодного профилактического наблюдения, а следовательно продолжительные периоды пропуска занятий применение технологии проектного обучения к студентам позволяет провести полноценную реабилитацию, без отрыва от учебного материала. Тем самым, создаются комфортные условия для обучающегося, снижается уровень стресса. При такой технологии обучения контроль знаний студента по пропущенным темам будет эффективно контролироваться преподавателем, в то же время обучающийся имеет свободу интеллектуальных и творческих возможностей по защите своего проекта в виде интерактивной презентации, реферата, статьи и др.
Для наилучшей адаптации такой категории студентов к условиям обучения в вузе, учебному процессу, профессиональной деятельности возможно использование педагогической технологии «мозговой штурм». Методика позволяет студенту, работать в коллективе, показать уровень подготовки и способность критически мыслить, обогатить свои познания, реализовать свой творческий потенциал.
В обучении такой группы студентов важной особенностью можно считать безконфликтное общение в группе и с профессорско-преподавательским составом, оказание психологической помощи на этапах обучения, поощрение участия в научной и общественной деятельности.
Таким образом, используя индивидуальный подход, педагогические технологии здоровьесберегающей направленности, андрогогические принципы в обучения студентов, родившихся недоношенными, можно снизить уровень стресса и способствовать комфортной адаптации к обучению в вузе.
Список литературы:
1. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. Воронеж, ВГМА, 2011. — 383 с.
2. Плотникова И.Е. Здравоцентрическая система обучения в медицинском вузе — инновационный педагогический подход / И.Е. Плотникова // Инновации в науке — 2013. — № 26. — С. 82—87.
3. Сидельникова В.М. Привычная потеря беременности / В.М.Сидельникова. М.: Триада, 2005. — 304 с.
4. E.T.M. Hille, A.L. den Ouden, S. Saigal et al. Behavioural problems in children who weigh 1000 g or less at birth in four contries / E.T.M. Hille, A.L. den Ouden, S. Saigal et al.//Lancet — 2001. — Vol. 357. — P. 1641—1643.
5. S. Saigal, B.L. Stoskopf, D.L. Streiner et al. Physical growth and current health status of infants who were of extremely low birth weight and controls at adolescence/ S. Saigal, B.L. Stoskopf, D.L. Streiner et al. // Pediatrics. — 2001. — Vol. 108. — P. 407—415.