Научная статья на тему 'Применение зарубежного опыта этического регулирования на государственной службе'

Применение зарубежного опыта этического регулирования на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2835
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О.

Большой интерес в сфере изучения зарубежного опыта государственной службы представляет собой практика этического регулирования профессиональной деятельности и делового поведения государственных гражданских служащих в развитых странах. Этический аспект одно из ключевых направлений реформ госслужбы за рубежом. Не случайно, например, в той же Канаде правительственный план реформирования госслужбы на 10 % состоял из изменений законодательства, еще на 20 % из структурных преобразований и на 70 % из перестройки культуры взаимоотношений внутри аппарата, трансформации правил этических взаимодействий с вышестоящими кометитическими структурами [1]. Иными словами, приоритет был отдан проблемам, связанным с человеческой составляющей реформ, где этика определенно занимает ведущее место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение зарубежного опыта этического регулирования на государственной службе»

Список литературы:

1. Dedicated Public Private Partnership Units: A Survey of Institutional and Governance Structures. - Paris: OECD, 2010.

2. Варнавский В.Г. Управление государственно частными партнерства-ми за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. -2012. - № 2. - С. 134-147.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

© Бутова Т.В.*, Дунаева А.И.Ф, Удачин Н.О.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Большой интерес в сфере изучения зарубежного опыта государственной службы представляет собой практика этического регулирования профессиональной деятельности и делового поведения государственных гражданских служащих в развитых странах. Этический аспект одно из ключевых направлений реформ госслужбы за рубежом. Не случайно, например, в той же Канаде правительственный план реформирования госслужбы на 10 % состоял из изменений законодательства, еще на 20 % - из структурных преобразований и на 70 % - из перестройки культуры взаимоотношений внутри аппарата, трансформации правил этических взаимодействий с вышестоящими кометитическими структурами [1]. Иными словами, приоритет был отдан проблемам, связанным с человеческой составляющей реформ, где этика определенно занимает ведущее место.

Ключевые слова: этическое регулирование, государственная служба, зарубежный опыт.

Для государственных служащих понятие этического поведения сильно различается, поэтому для установления единых рамок этического поведения государственных служащих необходимо их нормативное закрепление. Известно, что легче поступать правильно, когда знаешь, что это конкретно предполагает. А наиболее ясной формой описания «правильного» поведения многие считают их нормативное закрепление. В правовой и этико - правовой литературе можно даже встретить такие категоричные утверждения, что отсутствие писанных норм в какой-либо области - сигнал неблагополучия. Это относится и к этическим кодексам.

* Доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», кандидат экономических наук.

* Студент факультета «Государственное и муниципальное управление». " Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

160

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Этический кодекс имеет некоторые преимущества по сравнению с обычным юридическим кодексом. Последний требует четких однозначных формулировок, описывающих конкретные действия (бездействия) служащих. Специфика же госслужбы такова, что создать сколько-нибудь полный и формализованный перечень предписаний и запретов невозможно, не говоря уж о весьма ограниченных процессуальных возможностях юридически значимого для суда доказательства фактов нарушений. В основе же этических кодексов лежат принципы поведения, отклонения от которых, их меру и характер гораздо легче соотнести с административной реальностью. Специфика многих очевидных административных проступков (например, грубости, неуважения по отношению к обратившимся гражданам) или нарушения норм политической этики такова, что бывает крайне трудно доказать наличие вины. А без этого нельзя применять правовую санкцию. Моральные же санкции (в том числе - моральное осуждение коллег или руководителей, принятие во внимание моральных качеств сотрудника при решении вопроса о его продвижении, аттестации и т.п.) в данном случае вполне эффективны, чем, скажем, выговор или даже лишение премии.

Огромный опыт в составлении различных кодексов этического регулирования государственной гражданской службы на всех уровнях власти позволил США учесть всю специфику общества и государственного аппарата для создания наиболее эффективно-функционирующего законодательства. Введение Этического кодекса с закрепленными в нем нормами этического поведения государственных служащих, а также установление моральных санкций за их нарушение позволило США значительно повысить индекс восприятия коррупции (73 из 100). С данным показателем США занимает 19-ое место в списке стран по восприятию коррупции, в то время как Россия находится на 133-ем месте со значением индекса - 28.

По аналогии с законодательством США следует усовершенствовать нормативно-правовую базу о государственной гражданской службе путем создания Единого кодекса этического регулирования государственной гражданской службы, определяющего условия поведения для правомерного и честного выполнения должностными лицами публичных функций. Данный кодекс также будет являться источником формирования отдельных кодексов, создаваемых на уровне министерств, ведомств и других органов государственного и муниципального управления. Основой Единого кодекса может стать одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Кодекс будет включать в себя санкции за нарушение установленных норм этики в сфере государственной службы. Данный Кодекс позволит сформировать единые требования к государственным служащим в области этики, а также сформулирует основные стандарты их этического поведения. Воспитание моральных качеств

у государственных служащих, а также их нормативное закрепление позволит снизить уровень коррупционной составляющей в нашей стране.

Необходимо отметить тот факт, что США отличается от других стран высоким уровнем политизированности государственной службы. Примером этому может служить создание отдельного органа федерального уровня, координирующего служебную этику в США - Управление служебной этики в государственных органах США (The Office of Government Ethics, далее -УСЭГО), которое, по сути, стало ответом на действия президента Никсона, вызвавшие общественное порицание.

Управление служебной этики в государственных органах США осуществляет именно управление этикой государственной службы. Оно разрабатывает стандарты поведения государственных служащих, и обеспечивает их реализацию, в том числе путем координации мероприятий в сфере служебной этики, проводимых отдельными органами исполнительной власти [6].

На этапе реформирования государственной службы, исходя из опыта США, в России следует сформировать Управление этического регулирования профессиональной служебной деятельности и делового поведения в органах государственного управления в Российской Федерации. Создание данного органа государственной власти в США позволило оптимизировать процесс предотвращения и разрешения конфликта интересов на государственной службе, способствовало стимулированию выполнения государственными служащими высоких стандартов этического поведения, а также укреплению уверенности общества в том, что государство работает согласно принципам справедливости и честности. Необходимость создания данного управления в Российской Федерации обусловлена отсутствием государственного органа в исследуемой сфере. Предполагается, что данное управление будет осуществлять функции по выработке и реализации политики этического регулирования в сфере государственного управления. Отдельно следует выделить функцию по контролю за соблюдением норм Единого кодекса этического регулирования государственной гражданской службы.

На наш взгляд, в состав Управления этического регулирования профессиональной служебной деятельности и делового поведения в органах государственного управления в Российской Федерации могут входить 4 отдела, согласованные действия которых позволят обеспечить данному органу должное выполнение своих функции.

Необходима также работа по организации Ежегодного обзора судебных решений, принятых в пользу конкретного органа, которая позволит оптимизировать систему предупреждения государственных служащих, так как они будут информированы о том, что правонарушения, совершаемые должностными лицами, не остаются безнаказанными.

В заключении хочется отметить, что предлагаемая система методов этического регулирования государственной службы должна внедряться поэтапно, на базе экспериментов и опережающей работы по разработке и внедрению

162

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

нормативных документов и соответствующих исполнителей. Принимая во внимание всю новизну, сложность и непривычность данной системы для Российской Федерации, следует отметить, что на ее полное внедрение может уйти несколько лет. Но исходя из опыта западных стран и наблюдающейся необходимости во внедрении моральных регуляторов, конечный результат, по нашему мнению, сможет окупить все потраченные ресурсы и усилия.

Список литературы:

1. Барабашев А.Г., Кабышев С.В. Реформа государственной службы: Канадский опыт и Российская действительность. - М.: «Формула права», 2006. - С. 92.

2. Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. -М., 2007. - С. 60.

3. Лобанов В.В. Служба высших руководителей в США // Государство и право. - 1996. - № 6. - С. 134.

4. Оболонский А.В. Государственная служба во Франции // Государство и право. - 2000. - № 11. - С. 60.

5. Пчелинцев С.В., Пчелинцев С.С. Некоторые вопросы этического регулирования в государственном управлении: нидерландский опыт обеспечения «добропорядочности» // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009. - № 1. - С. 53-54.

6. Koch R., Dixon J. Public governance and leadership: political and managerial problems in making public governance changes the driver for re-constituting leadership. - Gabler Edition Wissenschaft. DUV, 2007. - Р. 542.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ООО СХП «АВТОЗАВОДЕЦ» БОГОРОДСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Горчакова Л.Н.*, Денисова Н.В.Ф

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт,

г. Княгинино

В статье проанализирована эффективность производства и реализации молока на примере ООО СХП «Автозаводец». В качестве повышения результативности функционирования сельскохозяйственной ор-

* Студент Экономического факультета.

* Доцент кафедры «Экономика и статистика», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.