Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
192
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ / ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ / SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS / ALTERNATIVE AND ADDITIONAL COMMUNICATIONS / DIDACTIC METHODS / VISUAL AIDS / VISUAL SCHEDULE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Клюева Виктория Валерьевна, Феофилактова Татьяна Владимировнаеофилактова

Описаны способы применения «визуальных помощников» для работы с детьми, у которых наблюдаются тяжелые множественные нарушения развития. Представлены различные дидактические средства, помогающие ребёнку легче освоиться в окружающей среде дошкольного учреждения, что способствует более эффективному становлению общения субъектов образовательного взаимодействия как в условиях дошкольной организации, так и в условиях семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Клюева Виктория Валерьевна, Феофилактова Татьяна Владимировнаеофилактова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF VISUAL DIDACTIC TOOLS WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS

The ways of using “visual assistants” to work with children who have severe multiple developmental disorders are described. Various didactic tools are presented that help the child to get used to the environment of a preschool institution more easily, which contributes to a more effective development of communication between the subjects of educational interaction both in a preschool organization and in a family environment.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАБОТЫ

УДК 376.4

В. В. Клюева, Т. В. Феофилактова

ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Педагоги, работающие с детьми, у которых наблюдаются тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР), нередко испытывают трудности в установлении контактов. Опыт взаимодействия с такими детьми приходит не сразу; этому способствуют не только знания, полученные в ходе обучения по программам специального (дефектологического) образования, но и овладение будущими специалистами различными педагогическими технологиями, имеющими практико-ориентированный характер в формировании коммуникативных способностей субъектов образовательной среды - педагогов и детей с ТМНР. Дидактические приемы достаточно разнообразны, их применение в работе с детьми существенно улучшает качество оказания образовательных услуг

Сфера альтернативной и дополнительной коммуникации - это новое и быстро развивающееся направление, интерес к которому постоянно растет на фоне потребности к развитию коммуникации, самостоятельности и

защите прав на общение и социальную жизнь у людей с особенностями здоровья и имеющими ТМНР.

В центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» (г. Москва) многие из детей практически не умеют общаться и обращаться к окружающим их людям с просьбами, жалобами или желаниями. Нарушение коммуникации между ребёнком и окружающими часто приводит к возникновению проблемного поведения, когда ребёнок кричит, падает на пол, проявляет агрессию или аутоагрессию. Встречаются дети, которые испытывают страх перед чем-то незнакомым или непонятным. Видно, что ребёнка что-то беспокоит, но мы до конца не можем быть уверены в том, что именно. И нам приходится строить предположения.

Если ребёнок не может, в силу каких-то причин, общаться и взаимодействовать с помощью речи, есть варианты альтернативной и дополнительной коммуникации. Дополнительная и альтернативная комму-

никация1 AAC - получила широкое применение за рубежом в конце 7080-х гг. ХХ века. Данная технология находится на стыке различных областей - педагогики, медицины, техники, искусства и др., что позволяет проводить различные прикладные исследования и обогащать область образовательной практики.

Американская ассоциация специалистов в области нарушений развития языка, речи и слуха (ASHA) [2] определяет альтернативную и дополнительную коммуникацию как «способ научить и по возможности компенсировать постоянные или временные нарушения, приводящие к ограничению общественной жизни и социального взаимодействия лиц с тяжелыми нарушениями развития языка и речи, с нарушениями понимания речи, как устной, так и письменной» [3].

Технологии ААС использует целый спектр разнообразных средств, помогающих людям выражать свои

1 Дополняющая и альтернативная коммуникация (Augmentative and alternative communication - AAC) включает в себя методы коммуникации, используемые для дополнения или замены речи, или письма для людей с нарушениями в воспроизведении или понимании устной или письменной речи. AAC используется людьми с широким спектром нарушений речи и языка, включая врожденные нарушения, такие как церебральный паралич, умственные нарушения и аутизм, и приобретенные состояния, такие как боковой амиотрофический склероз и болезнь Паркинсона. AAC может быть постоянным дополнением к общению человека или временным подспорьем [1].

мысли, эффективно общаться и быть самостоятельными: это могут быть жестовые, графические и предметные системы. Коммуникативные средства делят также в зависимости от наличия или отсутствия вспомогательных устройств. К коммуникативным вспомогательным устройствам относят любые приспособления, помогающие человеку выразить свои мысли - это коммуникативные доски, альбомы, визуальные помощники, электронные устройства различной степени сложности. Приспособление или устройство не должно ограничивать коммуникативные возможности человека и должно быть подобрано индивидуально, с учётом всех психофизиологических особенностей человека. [4] Средства альтернативной и дополнительной коммуникации необходимы и для детей с ТМНР, чтобы помочь им стать максимально самостоятельными в общении, взаимодействии с окружающими, а также уменьшить эпизоды нежелательного поведения, быть более приспособленными в быту и жизни.

Остановимся на возможностях применения одного из направлений альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми, имеющими ТМНР, - это работа с визуальными помощниками, которая интегрирована в систему педагогической деятельности в качестве дидактического ресурса.

Визуальные помощники представляют собой:

- план занятий,

- распорядок дня,

- план выполнения какого-либо действия или задания и пр.

Данные дидактические средства определенным образом зафиксированы на бумаге, доске, планшете или любом другом носителе. Они максимально просты - это последовательность картинок или карточек, фотографий, а также иногда слов и чисел, которые отображают этапы каких-либо действий, событий (рис. 1). Методические материалы входят в обширный перечень средств визуальной коммуникативной поддержки для детей с ТМНР [5]

Визуальные помощники помогают нам познакомить детей, имеющих ТМНР с правилами поведения, помочь им изучить этапы какого-либо действия, например, мытьё рук,

или выстроить последовательность и распорядок дня (визуальное расписание); обучить правилам поведения в конкретных ситуациях (социальные истории).

Анализ наблюдений свидетельствует, что при использовании в работе визуальной поддержки дети лучше понимают ход действия, облегчается запоминание информации. Это позволяет им более успешно справиться с поставленной задачей. Также работа с визуально представленными правилами помогает избежать нежелательного поведения, снизать чувство тревоги и неопределенности.

Важно доступно и правильно организовать окружающее пространство для детей с ТМНР. В этом плане

Рис. 1. Пример визуализации двигательных действий

Рис. 2. Пример визуализации детского образовательного пространства

применение «визуальных помощников» оказывается достаточно своевременным и эффективным дидактическим средством. В нашем центре в коридорах, лифтах, рабочих кабинетах и группах, на стенах, дверях, ящиках, полках, дверцах шкафчиков закреплены визуальные помощники -подсказки, которые помогают детям с ТМНР ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве, что позволяет детям как можно лучше и быстрее его осваивать (рис. 2).

Данные представленные на визуальных помощниках, расписаниях не всегда состоят только из картинок, это также могут быть написанные слова или простые фразы, всё зависит от уровня понимания представленной информации ребёнком. Важно, чтобы расписание облегчило понимание информации, а значит, оно должно быть представлено в том виде, который будет являться наиболее удобным и доступным.

Расписание или распорядок дня помогают представить, что будет

происходить, однако они не дают понимания, как необходимо будет выполнить ту или иную задачу. И в этом случае мы используем визуальные помощники с представленной последовательностью действий. Здесь задача разбивается на более подробные этапы и последовательные шаги, которые необходимо выполнить. Так, например, можно представить последовательность различных действий: сервировка стола, подготовка ко сну, кулинария и другие (рис. 3). Так детям с ТМНР будет легче понимать, что они сделали, что будут делать и как они могут это сделать.

Визуальные помощники бывают как коллективные (для работы с группой детей), так и индивидуальные (персонализированные).

Следует помнить о том, что необходимо научить ребёнка связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением. Это является ключевым условием для работы со средствами альтернативной и до-

Рис. 3. Пример визуализации последовательности событий, действий

полнительной коммуникации, когда необходимо соотнесение сигнала, а в нашем случае - с визуальными помощниками, то есть символа или рисунка с реальным предметом или действием, обозначающим этот символ.

И ещё одним очень важным условием в нашей работе, как с визуальными помощниками, так и любыми другими средствами альтернативной и дополнительной коммуникации, будет являться условие принятия и поддержки данного вида работы родителями и семьёй ребёнка с ТМНР. От вовлеченности ближайшего окружения ребёнка в работу зависит эффективность данного вида педагогической деятельности. Возможность применения дидактических средств

в условиях семьи и при домашних ситуациях значительно расширяет спектр коммуникативных способностей родителей и детей, улучшает технику взаимодействия ребёнка с другими людьми, что способствует его психическому развитию и социальной адаптации.

Таким образом, мы можем говорить о том, что визуальные помощники в жизни детей с ТМНР являются огромным вспомогательным средством на пути к самостоятельности. Используя данные средства, уровень помощи со стороны взрослого при выполнении ежедневных дел снижается, и ребёнок делает свой, хоть и маленький, но значимый шаг в развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дополняющая и альтернативная коммуникация // https://en.wikipedia. org/wiki/ Augment at ive_and_ alternative_communication#:~:text= (дата обращения: 02.03.2020).

2. Американская ассоциация речевого языка и слуха (ASHA) // https:// ru.wikipedia.org/wiki/AS HA#: ~ :text= (дата обращения: 02.03.2020).

3. Ассоциация Альтернативной Коммуникации // https://www.rus-aac. ru/ (дата обращения: 02.03.2020).

4. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство

для педагогов / [перевод с английского: Екатерина Мельникова]. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики»: Теревинф, 2011. XIV, 398 с.

5. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / Частное образовательное учреждение доп. проф. образования «Социальная школа Каритас» [ред.-сост.: В. Л. Рыскина]. Санкт-Петербург: Скифия, 2016. 287 с.

REFERENCES

1. Augmentative and Alternative Communication // https://en.wikipedia.org/ wiki/Augmentative_and_alternative_ communication#:~:text= (date of the application: 03.02.2020).

2. American Speech Language and Hearing Association (ASHA) // https:// ru.wikipedia.org/wiki/AS HA# : ~ :text= (date of the application: 03.02.2020).

3. Association for Alternative Communication // https://www.rus-aac. ru/ (date of the application: 03.02.2020).

4. Frost L., Bondy E. Card-Based Alternative Communication System (PECS): A guide for educators /

[translated from English by Ekaterina Melnikova]. M.: RBOO «Center for Curative Pedagogics»: Terevinf, 2011. XIV, 398 p. (In Russ.).

5. Alternative and additional communication in working with children and adults with intellectual and motor disabilities, autism spectrum disorders: collection of articles / Private educational institution add. prof. education "Social School Caritas" [editor-compiler: V. L. Ryskina]. St. Petersburg: Scythia, 2016. 287 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 19.08.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.