Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБА ОБУЧЕНИЯМОНОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ МАТЕМАТИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБА ОБУЧЕНИЯМОНОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ МАТЕМАТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-QUEST TECHNOLOGY / FUTURE MATHEMARHICIANS / CREATIVE / DESIGN / COMPILATION / REPRODUCTIVE WEB QUESTS / REPORTS / PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазоренко Людмила Владимировна

Данная статья рассматривает технологию, которая способствует построению учебного процесса, ориентирован- ного на личность студента с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса- студент, его познавательная и творческая деятельность. Новейшие технологии являются не только источником информации, но и способствуют повышению мотивации обучения, стимулируют процесс самообразования; формиру- ют умение самостоятельной, сосредоточенной деятельности; повышают информативность, интенсивность, резуль- тативность образования. В статье высветлена проблема обучения иностранному языку в неязыковых высших учебных заведениях. Представлена технология Веб-квест, как процесс организации эффективного использования времени сту- дента и направление усилий на работу с информацией. Раскрыты характерные особенности Веб-квеста, отличающие его от других технологий обучения. Определены задачи подготовки Веб-квеста, преимущества использования данной технологии в работе со студентами неязыковых факультетов. На основе классификации Веб-квестов по продолжи- тельности выполнения выделено три типа (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и доказана целесообраз- ность использования среднесрочных Веб-квестов продолжительностью 1-2 недели в обучении будущих математиков академической монологической речи на уровне С1. Раскрыта суть Веб-квестов на основе классификации по степени творческого участия студенов (творческие/креативные, конструкторские, компиляционные, репродуктивне) и при- ведены примеры использования каждого типа. Обозначены этапы работы с составлением устных монологических на- учных докладов-проектов с использованием технологии Веб-квест: вступление, планирование, предоставление банка информационных ресурсов, процесс выполнения, проведение устного выступления и презентация, рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the technology that contributes to the learning process, based on the identity of the student taking into account his individual characteristics and abilities. In the centre of the educational process is the student, his cognitive and creative activity. The latest technologies are not only a source of information, but also help to increase learning motivation, stimulate the process of self-education; to form the ability of self-centered activities; increase the information content, intensity, performance. In the article there is a problem of teaching foreign language to non-linguistic higher educational institutions. The technology of Web- quest as a process of organizing efficient use of student time and focus on working with information. Revealed typical features of a Web quest, which distinguishes it from other learning technologies. Defined objectives of the Web quest, the advantages of using this technology in work with students of non-linguistic faculties. Based on the classification of Web-quests for the duration we can see three types (short, medium and long) and proved the feasibility of using medium-term Web quests the period of 1-2 weeks in the training of future mathematicians of monologic academic speech at C1 level. The essence of the Web quests on the basis of the classification of the degree of creative involvement of students (creative, design, compilation, reproductive) and examples of each type. Indicated the stages of the preparation of oral monologic scientific reports projects technology Web quest: introduction, planning, provision of Bank information resources, process of implementation, conducting oral presentations and the presentation, reflection.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБА ОБУЧЕНИЯМОНОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ МАТЕМАТИКОВ»

и не выработаны методики совместного взаимодействия вуза и производства в данном направлении.

Внедрение рабочих специальностей в образовательное пространство вуза позволяет объединить теоретические знания, умения и практические действия на всех этапах подготовки специалиста и на выходе получить не просто выпускника с набором компетенций, определенных Федеральным государственным стандартом, но компетентного, знающего производственный процесс, умеющего работать на всех этапах этого процесса и руководящего этим процессом специалиста путем использования педагогических методов, средств и организационных форм обучения.

Внедрение рабочих специальностей в образовательный процесс вуза позволяет студенту сформировать связи между теоретическим и практическим обучением, между теоретическими знаниями и практическим опытом, между теорией и реальным производством.

Литература

1. Федеральный Государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подго-

товки 190401 «Эксплуатация железных дорог» утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 2010, № 2079.

2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р

3. Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 10 мая 2006 г. № 933р

4. Кузьмина Н.А. Будущее начинается сегодня V Международная научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство и педагогические технологии». Чебоксары.2015 г.

5. Кузьмина Н.А., Каликина Т.Н. Направления совместной работы ОАО «РЖД» и высших учебных заведений железнодорожного транспорта в целях повышения качества подготовки специалистов X Международная научно-практическая дистанционная конференция, «Наука и образование». («Scienceand Education») (Висбаден, Германия).

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ МАТЕМАТИКОВ

Лазоренко Людмила Владимировна

ассистент кафедры математических факультетов

института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченког

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает технологию, которая способствует построению учебного процесса, ориентированного на личность студента с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса - студент, его познавательная и творческая деятельность. Новейшие технологии являются не только источником информации, но и способствуют повышению мотивации обучения, стимулируют процесс самообразования; формируют умение самостоятельной, сосредоточенной деятельности; повышают информативность, интенсивность, результативность образования. В статье высветлена проблема обучения иностранному языку в неязыковых высших учебных заведениях. Представлена технология Веб-квест, как процесс организации эффективного использования времени студента и направление усилий на работу с информацией. Раскрыты характерные особенности Веб-квеста, отличающие его от других технологий обучения. Определены задачи подготовки Веб-квеста, преимущества использования данной технологии в работе со студентами неязыковых факультетов. На основе классификации Веб-квестов по продолжительности выполнения выделено три типа (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и доказана целесообразность использования среднесрочных Веб-квестов продолжительностью 1-2 недели в обучении будущих математиков академической монологической речи на уровне С1. Раскрыта суть Веб-квестов на основе классификации по степени творческого участия студенов (творческие/креативные, конструкторские, компиляционные, репродуктивне) и приведены примеры использования каждого типа. Обозначены этапы работы с составлением устных монологических научных докладов-проектов с использованием технологии Веб-квест: вступление, планирование, предоставление банка информационных ресурсов, процесс выполнения, проведение устного выступления и презентация, рефлексия.

ABSTRACT

This article considers the technology that contributes to the learning process, based on the identity of the student taking into account his individual characteristics and abilities. In the centre of the educational process is the student, his cognitive and creative activity. The latest technologies are not only a source of information, but also help to increase learning motivation, stimulate the process of self-education; to form the ability of self-centered activities; increase the information content, intensity, performance. In the article there is a problem of teaching foreign language to non-linguistic higher educational institutions. The technology of Web-quest as a process of organizing efficient use of student time and focus on working with information. Revealed typical features of a Web quest, which distinguishes it from other learning technologies. Defined objectives of the Web quest, the advantages of using this technology in work with students of non-linguistic faculties. Based on the classification of Web-quests for the duration we can see three

types (short, medium and long) and proved the feasibility of using medium-term Web quests the period of 1-2 weeks in the training of future mathematicians of monologic academic speech at C1 level. The essence of the Web quests on the basis of the classification of the degree of creative involvement of students (creative, design, compilation, reproductive) and examples of each type. Indicated the stages of the preparation of oral monologic scientific reports projects technology Web quest: introduction, planning, provision of Bank information resources, process of implementation, conducting oral presentations and the presentation, reflection.

Ключевые слова: Веб-квест технология, будущие математики, творческие/креативные, конструкторские, компи-ляционные, репродуктивне Веб-квесты, доклады-проекты

Keywords: Web-quest technology, future mathemarhicians, creative, design, compilation, reproductive Web quests, reports, projects

Постановка проблемы Обучение иностранному языку в неязыковых высших учебных заведениях заключается в том, чтобы создать в ограниченные промежутки времени занятий непрерывный процесс изучения иностранного языка, чтобы расширить дидактическое пространство и время, вывести процесс изучения иностранного языка за узкие рамки учебных занятий в сферу самостоятельной работы студентов, с тем чтобы организовать и управлять учебной деятельностью за пределами аудитории [2, с. 2].

Технология Веб-квест при обучении иностранному языку является процессом, направленным на формирование и совершенствование профессионально-личностных характеристик готовности студента к межкультурной коммуникации, образованной единством социальных, ценностных и профессионально ориентированных компетенций, приобретенных в процессе языковой подготовки студентов [4, с. 9].

анализ последних исследований и публикаций Под Веб-квестом понимаем, вслед за Г.А. Воробьевым, веб-проект (или задачу-проект), в котором студенту дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. К тому же, часть источников, с которыми работает студент, определяет и рекомендует преподаватель, а часть источников студенты подбирают сами, пользуясь привычными информационно-поисковыми системами. По завершении квеста студенты представляют либо собственные веб-страницы по определенной теме, либо другие творческие работы в электронной, печатной или устной формах [5,с. 10].

Специфика Интернет технологий заключается в том, что они предоставляют как студентам, так и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе. [7].

изложение основного материал Веб-квест технология была разработана в США в Университете Сан-Диего в 1995 г. профессорами-исследователями Берни Доджем (Bernie Dodge) и Томом Марчем (Tom March). По определению Берни Доджа, «Веб-квест» (webquest) разработан для организации эффективного использования времени студента и направление усилий на работу с информацией, а не ее поиск».

Характерными особенностями Веб-квеста, отличающими его от других технологий являются следующие: прежде всего, предварительно определяются ресурсы, в которых есть информация, необходимая для решения проблемы. Во-вторых, Веб-квест однозначно определяет порядок действий, который должен выполнить студент для получения необходимого результата. В-третьих, обязательной составляющей данной технологии является

перечень тех знаний, умений и навыков, которые могут приобрести студенты, выполнив Веб-квест. В-четвертых, однозначно определены критерии оценки выполненных заданий. [1]

Подготовка Веб-квеста охватывает такие задачи: 1) информативное профессионально-ориентированное чтение электронных текстов и фиксирование основной информации с помощью ключевых слов; 2) тезисное оформление текста компьютерной презентации, которая сопровождает устное выступление; 3) развертывание наборов ключевых слов до уровня связного и целостного текста монолога-выступления; 4) продуцирование устного публичного выступления в виде презентации.

Технология Веб-квест имеет следующие преимущества: 1) работая над изучением определенной темы, преподаватель привлекает обширную информацию Интернет-ресурсов по определенной тематике; 2) работая над выполнением Веб-квеста, студент может выбрать для себя наиболее удобный темп выполнения задания, возвращаться к материалу, который для него непонятен; 3) Веб-квест предоставляет возможность поиска дополнительной информации по теме, однако в определенных, заданных рамках преподавателем; 4) предварительный отбор преподавателем сайтов позволяет исключить вероятность использования студентами сайтов с неподтвержденной, ложной или необъективной информацией; 5) преподаватель отбирает Интернет-ресурсы ориентируясь на разные уровни языковой подготовки студентов; 6) использование Веб-квестов делает студента самостоятельным, приспособленным к жизни, учит его ориентироваться в разнообразных ситуащях. [2, с. 16-17].

Основываясь на классификации Веб-квестов по продолжительности выполнения, предложенной Г.А. Воробьевым, можно выделить: а) краткосрочные Веб-квесты, которые студенты выполняют на занятиях по иностранному языку (представленные в формате дискуссии, круглого стола, небольшой презентации); б) среднесрочные и в) долгосрочные Веб-квесты, которые могут выполняться студентами частично в аудитории, а частично во внеаудиторное время (представлены как мультимедийные веб-страницы, электронные мультимедийные презентации в формате Microsoft Power Point, печатные издания: брошюры) [5, с. 10]. В обучении будущих математиков академической монологической речи на уровне С1 считаем целесообразным использование среднесрочных Веб-квестов продолжительностью 1-2 недели. Среднесрочные Веб-квесты позволяют а) охватить различные тематические блоки профессиональной информации, а значит и расширять языковую, в частности, лексическую, и информационную компетентность; б) разнообразить

учебный материал; в) пользоваться самостоятельно во внеаудиторное время Интернет-ресурсами, работать в привычном для студента темпе, не спеша, осмысливая информацию, привлекая дополнительные информационные источники; г) привлекать каждого студента 1 раз в 1-2 недели к продуцированию устных монологических академических высказываний, что способствует развитию умений в монологической речи; д) грамотно строить полные монологические высказывания, которые соответствуют нормам научного стиля и жанровым особенностям научного сообщения, «отшлифовывать» свою речь, пользуясь дополнительными источниками (учебниками, словарями и тому подобное).

На основе классификации Веб-квестов по степени творческого участия студента, представленной В. В. Толмачевой и О. В. Волковой (творческие/креативные, конструкторские, компиляционные, репродуктивные), определяем целесообразным использование в практике обучения всех четырех видов Веб-квестов. Такое разнообразие Веб-квестов и затраты времени на их выполнение требуют определенного распределения и последовательности использования различных типов Веб-квестов.

Репродуктивные Веб-квесты заключаются в обработке материала разных авторов, разных источников без его глубокого самостоятельного анализа [4, с. 15; 8, с. 15]. В обучении будущих математиков академической монологической речи репродуктивные Веб-квесты реализуются в виде подготовки переводов 1-2 готовых научных трудов. В формате репродуктивных Веб-квестов студенты готовят монологи-повествования, монологи-описания, монологи-рассуждения; монологи-обоснование; монологи с частичным опровержением, монологи - полное опровержение, полемические тексты, позиционные тексты. Репродуктивные Веб-квесты являются первым этапом в обучении монологической речи в аспекте Веб-квест технологии (студенты учатся составлять монологические высказывания разных типов речи на основе воспроизведения (пересказа) готовых текстов).

Компиляционные (репродуктивно-когнитивные

Веб-квесты заключаются в изложении содержания предложенных материалов и представлении его в новом формате: поиск и наведение разных взглядов на одну и ту же проблему; привлечение оппонентов на свою сторону; принятие решения; объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) [4, с. 15; 8, с. 15]. Сущность компиляционных Веб-квестов позволяет их использовать для обучения монологов-рассуждений, в частности текстов-обоснований; текстов с частичным опровержением, текстов с полным опровержением, полемических текстов, позиционных текстов. Для компиляционных монологов-соображений подбираем коммуникативные ситуации, которые являются дискуссионными и противоречивыми научными проблемами, на которые существуют разные взгляды математиков (например, кризис основ математики, парадокс Рассела, парадокс Кантора, парадокс Банаха, аксиома выбора, закон двойного отрицания и тому подобное). Компиляционные квесты определяем основными в обучении монологической академической речи будущих математиков. Эти монологи являются кратковременными,

выполняются с привлечением нескольких человек, которые готовят различные части проекта. Во время презентации компиляционных квестов, как и репродуктивных, считаем необходимым использовать визуальные опоры - графики, формулы, рисунки, видеоматериалы, таблицы, схемы, алгоритмы действий и т. п - которые будут способствовать логическому и полному изложению научной информации со стороны докладчика, а также обеспечивать доступность, понятность, обмен знаниями со стороны слушателей.

Конструкторские (когнитивные) проекты предусматривают поиск, систематизацию, синтез и анализ информации по определенной профессиональной теме; разработку плана или проекта с учетом заданных русловий [4,с.15; 8,с.15]. Конструкторские квесты есть среднепро-должительными, выполняются с привлечением нескольких человек, которые готовят различные части проекта. Конструкторские квесты в формате научных докладов являются монологическими сообщениями, которые продолжаются в течение целого занятия (докладывают 3-4 студента по 20-30 минут). При этом используются различные типы опор - формулы, графики, рисунки, видеоматериалы, таблицы и т. п, которые помогают как продуцированию речи, так и его восприятию слушателями. В конструкторских проектах следует приобщать диалогическую речь - обсуждение, дискуссию на основе сделанного доклада. Сущность конструкторских Веб-квестов делает возможным их использование для обучения монологов-описаний, монологов-соображений: монологов-обоснований; монологов с частичным опровержением, монологов с полным опровержение, полемических текстов, позиционных текстов. Студенты могут ограничиться анализом, синтезом и презентацией уже имеющихся в математической науке информационных данных.

Творческие/креативные: реализация созданного сценария в разных формах и жанрах (например, научная конференция), аргументация собственной точки зрения на определенную проблему; поиск ответа на неизвестную, незнакомую, непонятную проблему [4, с. 15; 8, с. 15]. Творческие Веб-квесты занимают особое место в обучении устной академической монологической речи, поскольку позволяют студенту выходить за рамки смоделированных коммуникативных ситуаций и переноситься в реальные условия научного общения. Такими реальными условиями мы видим подготовку и выступления с докладами во время защиты квалификационных работ , на научных конференциях, круглых столах с участием иностранных граждан. Креативные Веб-квесты в количественном плане занимают наименьшую долю среди аналогичных способов обучения: 2-3 проекта на весь период обучения. Основными видами монологов на этом этапе есть монологи-обоснования и позиционные тексты.

Можно выделить следующие этапы работы с составлением устных монологических научных докладов-проектов с использованием технологии Веб-квест.

1.Введение: выбор для студентов наиболее профессионально значимой темы, преподаватель организует работу по Веб-квесту, описывает сценарий Веб-квеста, студенты получают задание.

2.Планирование: анализ проблемы, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей, предоставление подсказок. Преподаватель анализирует и контролирует выполнение квеста, проводит консультации; студенты составляют график работы, изучают и анализируют материалы задачи.

3.Предоставление банка информационных ресурсов (в электронном виде на компакт-дисках, видео - и аудионо-сителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме квеста), необходимых для выполнения студентами задания.

4.Процесс выполнения: сбор и обработка информации, самостоятельное изучение студентами предложенного преподавателем материала; поиск студентами ответов на вопросы; обсуждение индивидуальных результатов работы по теме Веб-квеста; консультации с преподавателем: преподаватель рекомендует электронные источники; вносит рекомендации по разработке структуры итоговой презентации и ее оформления, включая опоры; пошаговая работа по подготовке итогового проекта.

5.Презентация и защита итогового продукта, объяснение полученных результатов, публикации работ студентов в виде веб-страниц и веб-сайтов.

6.Рефлексия: анализ выполнения задания, полученных результатов, достижения поставленных целей. Преподаватель организует и принимает участие в процессе самоанализа, самооценки Веб-квеста; студенты осуществляют самооценку, самоанализ результатов Веб-квеста [3, с. 1617; 8, с. 15].

выводы из данного исследования и перспективы Итак, анализ научных трудов дал возможность сделать вывод, что Веб-квест технология способна обеспечить организацию самостоятельной работы по подготовке устного академического монолога; обосновано, что в обучении будущих математиков следует использовать среднесрочные Веб-квесты; репродуктивные и компиляционные Веб-кве-сты нужно использовать в цикле обучения малых жанровых форм, в частности научного сообщения; конструкторские (когнитивные) и творческие/креативные Веб-квесты следует использовать во втором цикле обучения будущих математиков устной академической речи (цикле обучения крупных жанровых форм, в частности, научного доклада). Определено, что основными этапами работы с Веб-квеста-ми является вступление; планирование; предоставление банка информационных ресурсов; процесс выполнения; проведение устного выступления и презентация; рефлексия.

Литература

1. Б. Додж. - Режим доступа : (http://webquest.sdsu. edu\rubrics)

2. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности : на примере студентов неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 «Общая педагогика. История педагогики и образования» / Е. И. Багузина. - М., 2012. - 24 с.

3. Багузина Е.И. Методология создания веб-квестов как формы итогового контроля знаний, умений и навыков

при изучении студентами иностранного языка // Материалы 25-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» - 2010. Вып. 2. М.: Изд-во Государственного университета управления, 2010. С. 167-169.

4. Волкова О. В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии Веб-квестов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О. В. Волкова. - Белгород, 2010. - 24 с.

5. Воробьёв Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции : Английский язык, лингвистический вуз : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)» / Г. А. Воробьев. - Пятигорск, 2004. - 18 с.

6. Жук Л. Г. Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических вузов : на материале обучения иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л. Г. Жук. - СПб, 2006. - 20 с.

7. Толмачева Е. В. Инновационное обучение РКИ (сфера «Строительный менеджмент») на основе информационно-коммуникативной Веб-квест технологии : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» / Е. В. Толмачева. - М., 2015. - 24 с.

References:

1. B. Dodge. - Access mode : (http://webquest.sdsu.edu\ rubrics)(In English)

2. Bagusina E. I. Web-quest technology as a didactic means of formation of foreign language communicative competence : the case of non-linguistic University students : Avtoref. dis. ... candidate. PED. Sciences : spec. 13.00.01 «General pedagogy. History of pedagogy and education» / Y. I. Bagasina. - M., 2012. - 24 p. (In Russian).

3. Bagusina E. I. Methodology of creating web-quests as a form of final control of knowledge, abilities and skills in the study of students of foreign languages // Materials of 25-th all-Russian scientific conference of young scientists and students «Reforms in Russia and management problems» - 2010. Vol. 2. M.: Publishing house of State University of management, 2010. S. 167-169. (In Russian).

4. Volkova O. V. Training of future specialists in intercultural communication using the technology of Web-quests : author. dis. ... candidate. PED. Sciences : spec. 13.00.08 «Theory and methods of professional education» / O. V. Volkova. - Belgorod, 2010. - 24 p. (In Russian).

5. Vorobyev G. A. Web-quest technology in teaching social competence : English language, linguistic University : author. dis. ... candidate. PED. Sciences : spec. 13.00.02 «Theory and methods of teaching and upbringing (foreign languages)» / G. A. Vorob'ev. - Pyatigorsk, 2004. - 18 S. (In Russian).

6. Zhuk L. G. Internet technology as a means of organization of independent work of students of technical universities on the materials of foreign language teaching : author. dis. ... candidate. PED. Sciences : spec. 13.00.08 «Theory and methods of professional education» / L. G. Zhuk. - SPb, 2006. - 20 C.

(In Russian). ... candidate. PED. Sciences : spec. 13.00.02 «Theory and

7. Tolmacheva E. V. Innovative education RCT (scope methods of teaching and upbringing (Russian language)» / E. of «Building management») on the basis of information V. Tolmacheva. - M., 2015. - 24 p. (In Russian). and communicative Web-quest technologies : author. dis.

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ И МЕТОДАХ БРИТАНСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Малыгина Светлана Викторовна,

аспирант, общая педагогика, УлГПУ им. И.Н. Ульянова

TO THE ISSUE OF FORMS AND METHODS OF THE BRITISH HIGHER EDUCATION Malygina S.V., Post-graduate student in Pedagogics, Ulyanovsk State Teachers' Training University

АННОТАЦИЯ

В современной истории педагогики существуют различные точки зрения на роль форм и методов преподавания в высшей школе. Данная статья посвящена проблеме отличительной характеристики форм и методов обучения в университетах Великобритании.

ABSTRACT

In modern pedagogics history there exist different viewpoints on the role of forms and methods of teaching in schools of higher education. This article reviews the distinguishing features of forms and methods of the university training in Great Britain. Ключевые слова: высшее образование, форма обучения, метод обучения. Keywords: higher education, forms of teaching, method of teaching.

Постановка проблемы: в настоящее время существует множество исследований об особенностях обучения в высшей школе. Характеристики университетской подготовки хорошо известны, однако отсутствует всесторонний обзор форм и методов обучения в высшей школе Великобритании. В рамках нашего исследования была предпринята попытка рассмотреть в историко-педагоги-ческой перспективе формы и методы обучения в британских университетах.

Анализ последних исследований и публикаций: в трудах таких исследователей, как А. Маслоу, А. Нейл, К. Роджерс рассматриваются вопросы, важные для формирования четкого представления о концептуальных основах зарождения и развития высшего образования в Англии. Исследования значимости зарубежного опыта образования мы нашли в трудах Н.Д. Никандрова, Н.С. Суворова и др. Диссертационные исследования Л.Р. Акмаева, К.Е. Зи-скина, Н.В. Негребицкой, Е.В. Белицкой, Н.Г. Прибыловой посвящены отдельным аспектам британского образования в целом и университетского образования в Великобритании в частности. Так, Н.Г. Прибылова в своем исследовании «Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения в системе образования Англии» касается такой важной характеристики обучения в Англии, как индивидуализация [1]. Однако речь идет о всей системе образования, а не об университетском образовании. Е.В. Белицкая раскрывает особенности такого британского феномена образования, как тьюторская система [2]. Но в своей работе данный исследователь ограничивается рамками лишь тьюторского обучения по вполне объяснимым причинам. Таким образом, на настоящий момент отсутствует всесторонний обзор и анализ форм и методов обучения, применяемых в британских университетах.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы: На основе вышесказанного можно сделать вывод, что данная статья должна быть посвящена характеристике

системы высшего образования Великобритании, а именно историко-педагогическому анализу основных форм и методов обучения в британской высшей школе.

Цель статьи: Британские университеты были и остаются неким образцом модели высшего образования, каким оно должно быть. Понимание таких механизмов, как формы и методы работы со студентами поможет созданию новых подходов в обучении. Таким образом, цель данной статьи - определить основные формы и методы обучения в высшей школе Великобритании на основе историко-пе-дагогического обзора.

Изложение основного материала: Высшее образование в Великобритании зародилось в XII в. с появлением первой научной студенческой общины в городе Оксфорд недалеко от британской столицы. Город Оксфорд издревле считался «городом ученых людей», поскольку первые сведения об обучении там молодежи относятся к 1096г., однако годом основания Оксфордского университета принято считать 1206г. [3]. Главой университета являлся (и является в настоящее время) канцлер. Члены многих монашеских орденов обосновались в Оксфорде в середине XIII в. и оказывали влияние и поддержку студенческим домам [4]. Кембриджский университет вырос из собрания ученых людей города Кембриджа, которое было образовано, судя по летописям, в 1209 г. учеными, покинувшими город Оксфорд из-за того, что оксфордский студент убил жительницу города [5].

Большинство европейских университетов средневековья было создано на основе церковных школ и монастырских ученых сообществ. Британские средневековые университеты отличаются тем, что в основе их организации лежали достаточно разнообразные социальные группы людей, однако они все были объединены желанием обмениваться знанием в полном объеме. Так, в основе этимологии самого слова «университет» лежит латинское ипгуеге^еш - «весь, полный» [6, с. 687]. Университеты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.