Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

63
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / мультимедийные технологии / информатизация / здоровье / личностно-ориентированное образование / биологические дисциплины / the health / a healthy way of life / savings health a component / multimedia technologies / information / biologic disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. А. Шахмурова, Л. Н. Эгамбердиева

Применение мультимедийной технологии в учебном процессе, способствует развитию эффективной среды обучения и повышению успеваемости, развитию навыков здоровье сбережения качества профессионального образования и обучениям сохранить здоровье обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. А. Шахмурова, Л. Н. Эгамбердиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF HEALTH COMPONENT MULTIMEDIAN TECHNOLOGY AND BIOLOGICAL CYCLE IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The use of multimedia technology in the educational process contributes to the development of an effective learning environment and an increase in academic performance, the development of health skills, the quality of vocational education and training to preserve the health of students

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Г. А. Шахмурова

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Л. Н. Эгамбердиева

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

Применение мультимедийной технологии в учебном процессе, способствует развитию эффективной среды обучения и повышению успеваемости, развитию навыков здоровье сбережения качества профессионального образования и обучениям сохранить здоровье обучающихся.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, мультимедийные технологии, информатизация, здоровье, личностно-ориентированное образование, биологические дисциплины.

APPLICATION OF HEALTH COMPONENT MULTIMEDIAN TECHNOLOGY AND BIOLOGICAL CYCLE IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

G. A. Shakhmurova

Tashkent State Pedagogical University

L. N. Egamberdieva

Chirchik State Pedagogical Institute

ABSTRACT

The use of multimedia technology in the educational process contributes to the development of an effective learning environment and an increase in academic performance, the development of health skills, the quality of vocational education and training to preserve the health of students.

Keywords: the health, a healthy way of life, savings health a component, multimedia technologies, information, biologic disciplines.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество, наряду с передачей различных знаний, умений и навыков ставит перед педагогом задачи развития у студентов личностно -значимых качеств в контексте гуманизации образования предполагающего формирование ценностного отношения к различным личностным проявлениям обучающихся в вузах. В этом случае знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности, достигаемые с помощью современных информационных компьютерных технологий [1].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Интенсивные темпы прироста научной информации, которую необходимо передать студентам за время обучения, побуждает преподавателей искать выход из создавшегося положения за счет поиска новых педагогических приемов, использования инновационных средств обучения, составляющих вместе с содержанием образования его информационно - предметную среду. По мнению Н.З.Кайгородовой, мультимедийные технологии в аспекте здоровье сбережения выступают эффективным средством обучения, являясь одним из важных компонентов дидактической системы [2].

Установлено, что использование компьютерных технологий в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся, но и в определенной мере могут влиять и на всю технологию обучения.

Следует отметить, что в профессиональной подготовке будущих педагогов информационные технологии дают возможность:

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную траекторию обучения;

- существенно перестроить процесс обучения, ориентируя его на формирование у студентов системного мышления;

- рационально организовать познавательную деятельность студентов в процессе образования;

- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических системах на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с разной скоростью [3].

Дело в том, что в отличие от обычных технических средств обучения информационно-компьютерные технологии позволяют насытить обучающегося большим количеством, строго отобранных, систематизированных знаний, но и успешно развивать интеллектуальные, творческие способности будущих специалистов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [4,5,6].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Базируясь на вышеизложенных теоретических положениях, учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, на занятиях предметов биологического цикла, следует широко использовать средства наглядности, не ограничиваясь при этом таблицами, иллюстрациями в учебниках и простым рассказом, так как обучая только таким путем трудно вызвать интерес к предметам и развивать стремление к самостоятельному приобретению знаний.

На кафедре «Зоологии и анатомии» ТГПУ им. Низами ведется преподавание дисциплин, несущих здоровье сберегающий потенциал («Анатомия», «Физиология человека», «Возрастная физиология и гигиена», «Анатомия и физиология ребенка», «Иммунология», «Педиатрия и гигиена детей») имеется достаточное количество таблиц, плакатов, муляжей и влажных препаратов, которые уже морально устарели, что нацелило нас на активное использование мультимедийных средств и программ как во время лекционных, так и на практических занятиях.

За последние время для студентов и преподавателей кафедр разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, а также электронные учебники, справочники и экзаменаторы, интерактивные ботанический, зоологический, анатомический атласы, которые позволяют наглядно изучать строение растения, животного и человеческого организма, видеофрагменты, анимационные ролики биологических процессов и многое другое.

На занятиях постоянно используются CD и DVD-диски по предметам «Возрастная физиология и гигиена», «Основы валеологии», «Физиология человека», творчески и профессионально выполненные сотрудниками представляя возможность освещать данные предметы в теоретическом и

иллюстративном плане, отвечающие современным требованиям обучения и позволяя затрачивать меньше времени на подготовку к занятию.

Использование в процессе преподавания «Возрастной физиологии и школьной гигиены», «Анатомия и физиология ребенка», «Педиатрии и гигиене детей» ряда разработанных нами программ делают учебный материал по этим дисциплинам более насыщенным, интересным и красочным. Занятия, проведенные с использованием компьютерных программ, позволяют повысить мотивацию студентов, к изучению этих дисциплин заинтересовать в каждом предмете, представляя возможность самостоятельно изучать эти предметы. Эти диски также используются в ходе индивидуальной работы с отстающими и мотивированными студентами.

Одной из эффективных форм представления материалов по выше названным предметам следует считать мультимедийные презентации, представляющим учебный материал, как систему ярких опорных образов, самой удобной и не сложной формой для педагога при проведении лекций, практических занятий, так как главное в презентации- это тезисность для педагога и наглядность для студента [7].

В качестве примера можем остановиться на возможностях разработанной презентации компьютерного занятия на тему: «Опорно-двигательная система»:

- объем реализуемой информации (по сравнении с классическим занятием) увеличился в два с лишним раза;

- усвоение (понимание) материала оказалось выше 90%;

- уровень обученности данной темы, проявленный на следующем занятии -96%.

Презентации могут готовить и обучающиеся, с большим удовольствием работая в малых группах и выполняя проекты. Студенты инициативно и грамотно делают свои продукты с последующей успешной их защитой. При этом отмечается лучшее запоминание учебного материала, полученные знания закрепляются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются после краткого повторения.

На наш взгляд, презентация, дополненная технологий - самая удобная и несложная форма подачи материала для преподавателя при проведении занятий по предметам биологического цикла.

При этом следует учитывать и то, что на занятиях компьютер не может заменить натуральные объекты, изучение деятельности организма в естественной среде. Однако с помощью информационно-компьютерных

технологий можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, которые делают занятие более интересным. В контексте вышесказанного следует подчеркнуть, что несоблюдение санитарно-гигиенических условий организации учебных занятий с применением компьютеров может отрицательно сказаться на здоровье студентов.

Подводя итог, следует сказать, что использование информационно компьютерных технологий в обучении обеспечивает:

- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

- разноаспектное развитие студентов;

- подготовку выпускников студентов к жизни в условиях информационного общества;

- реализацию социального заказа на повышение здоровье сберегающего потенциала биологических дисциплин процесса образования, обусловленного процессами глобальной информатизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация различных способов учебной деятельности, когда удачно подобранная традиционная технология, грамотно совмещена с компьютерной, успешно приведёт к наибольшей оптимизации и повышению эффективности процесса перевода знаний педагога на уровень восприятия студента, активизируя при этом взаимодействия: студент-педагог, студент-компьютер, педагог-компьютер.

Наряду с этим следует отметить, что внедрение мультимедийной технологии в учебный процесс, способствует развитию эффективной среды обучения и преподавания, так как разработанная программа соответствует потребностям студентов и повышает успеваемость, способствует укреплению связей между преподавателем и студентами и развитию навыков здоровье сбережения в ходе изучения биологических дисциплин, что в целом позволяет достигнуть повышения качества профессионального образования и обучения.

REFERENCES

1. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С.Кукушкина - М.: ИКЦ «Март», 2006.

2. Кайгородова Н.З. Мультимедийные технологии как средство обучения (здоровье сберегающий аспект) //Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки: материалы IX Междунар. науч.-

практ. конф., 30-31 января 2013 г. Стерлитамак, Республика Башкортостан / Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. - Ч. 2. - С.174-179.

3. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003.

4. Шахмурова Г.А., Халитова Р.А. Использование в вузе здоровье-сберегающего компонента мультимедийных технологий на занятиях медико-биологического цикла // Таълим технологиялари. Илмий-услубий журнал. Т. 2014. №2 (46). С.28-30.

5. Шахмурова Г.А., Хамдамова М.И. Применение мультимедийных средств обучения как условие развития интеллектуальных умений учащихся при изучении предмета "Зоологии" // Журнал «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». - Таганрог. 2017.- №1(22). С.48-52.

6. Шахмурова Г.А., Маматкулов Д.А. Использование компьютерных технологий в процессе биологического образования // Журнал «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». - Таганрог. 2017.- №1(22). С.26-29.

7. Shakhmurova G.A., Khamdamova M.I. The use of information - computer technology in higher educational institutions in the classes of "Anatomy and human physiology" // Вестник НУУз. 2020. - №1/3. С.56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.