• использование во время самомассажа музыки помогает нормализации эмоционально-волевой сферы детей с различными нарушениями речи.
Таким образом, самомассаж является здоровьесберегающей технологией и эффективным средством коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В.А. Силаков бакалавр И.В. Егорова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Применение в логопедии интернет-ресурсов и систем для портативных платформ
В последние годы развитие компьютерных технологий значительно ускорилось, в связи с чем весьма актуальным является вопрос о внедрении этих технологий в логопедию. В настоящий момент в практике учите-лей-логопедов успешно используются приложения, распространяемые на CD или DVD в виде дистрибутивов для стационарных компьютеров. Однако столь стремительное развитие компьютерных технологий позволяет задуматься о применении иных средств, более современных и мобильных. К таковым могут быть отнесены различные онлайн комплексы, размещённые в сети Интернет. Данные системы могут быть различными по своему функционалу и степени воздействия, но объединяет их одно -всеобщая доступность и быстродействие.
В российской локализации глобальной сети на данный момент такие мультимедиасистемы не получили широкое распространение. Одним из немногих подобных ресурсов является сайт http://www.rebus-metod.net, на котором расположена виртуальная система обучению чтения, состоящая из двух игр: «Слогофон-говоряшка» [4] и «Ребус-метод» [5]. Это устные игры, доступные восприятию и мышлению четырехлетнего ребенка. Ребус-метод сочетает в себе звуковой анализ и звуковой синтез слов и полностью имитирует всю устную механику послогового чтения. Игра представляет собою произнесение разнообразных слов и звуков по простейшим правилам, в результате чего образуются новые слова. Приложение «Слогофон-говоряшка» имеет похожую модель работы.
За рубежом подобного рода комплексы распространены шире. Там они существуют уже несколько лет и успешно функционируют, выполняя разного рода задачи, направленные на облегчение работы специалистам в области логопедии, а также лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В качестве примера приведём ресурс http://www.earobics.com, где детям предлагается комплекс Game Goo [10], представляющий собой целый набор интерактивный игр, реализованных с помощью Flash-технологии. В ходе этих тренировок ребёнок знакомится с алфавитом, развивает фонетико-фонематическую систему речи, её лексико-
180
грамматический строй, а также выполняет артикуляционную гимнастику. Стоит отметить, что программа весьма красочна и удобна в использовании. Однако, как отмечают многие специалисты [6], у приложения есть один существенный минус - отсутствие возможности проверить прогресс учащихся и результат завершение игры.
Сайт http://www.juniorsweb.com предлагает серию онлайн игр [7], направленных на обогащение лексического запаса, развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и психических процессов у детей. На сайте имеется возможность выбирать упражнение в зависимости от развиваемой функции и производить детальные настройки, вплоть до выбора конкретных фонем для слуховой дифференциации.
На портале http://www.do2learn.com представлено несколько онлайн игр, направленных на развитие лингвистической системы речи. Word Pairs Game. Цель игры: развитие лексики и формирование у детей представления о предлогах. Synonyms and Antonyms мини-игра, созданная для развития основных парадигматических типов отношений лексики -антонимии и синонимии.
Ещё одним современным направлением является создание приложений для мобильных устройств. В наши дни планшетные компьютеры и другие портативные устройства весьма распространены, поэтому стоит обратить внимание на этот сегмент высоких технологий. На сайте http://www.virtualspeechcenter.com/ находится большое число приложений для портативных устройств [8]. Каждая программа снабжена подробным текстовым, а также видео-описанием. Рассмотрим некоторые из них подробнее:
• Apraxia RainbowBee - это многофункциональное приложение с красочным графическим интерфейсом и хорошим аудио- и видеосопровождением. Цель программы: повысить эффективность планирования двигательного акта речи для детей, имеющих оральную апраксию;
• The Real Vocabulary представляет комплекс работы над развитием лексической стороны речи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Словарь-приложение включает в себя более 1500 фотографий и более 5000 предварительно записанных аудио, он также позволяют пользователям добавлять свои собственные слова, картинки и аудиозаписи, что делает процесс коррекции более индивидуализированным;
• Comprehension Aphasia. Цель программы: развить слуховое восприятие и понимание с помощью постепенно усложняющихся общих вопросов. В программе имеется функция включения фонового шума для усложнения восприятия. Комплекс включает в себя более 1700 предварительно записанных звуковых инструкций подразделённых на различные виды деятельности;
• приложение Articulation Games включает в себя тысячи словесных карточек в сопровождении аудиозаписей профессиональных дикторов с возможностью записи собственного аудио. Цель программы: развитие артикуляционной моторики у детей.
• Delayed Auditory Feedback App приложение, созданное для помощи заикающимся. Программа реализует технику запаздывающей обратной связи (DAF).
181
Электронный ресурс http://www.home-speech-home.com также предлагает несколько программ для планшетных компьютеров, цель которых - облегчение работы логопедов. Одной из таких программ является Word Vault [9], помогающая при работе над лексико-грамматическим строем речи. В базе данных программы около 30 тыс. слов и сотни рассказов. Кроме того, в приложении имеются видео-упражнения для артикуляционной гимнастики.
В России существуют подобные программы, но их меньше, и функциональные возможности этих приложений гораздо уже.
«Говорим Р, Рь правильно» [2] - это тренажер для детей от 3 до 8 лет. Приложение состоит из пяти интерактивных разделов: введение, гимнастика для язычка, учимся слышать, учимся говорить, Различай Р-Л, Рь и Ль. Цель программы - постановка и автоматизация звуков Р и Р’, а также их дифференциация. В программе собраны как текстовые описания заданий, так и видеоупражнения. Идентичный принцип работы у приложения «Говорим Ш - Ж правильно».
Проанализировав ситуацию, можно прийти к выводу о том, что применение интернет-технологий в отечественной практике логопедии недостаточно распространено. Онлайн комплексов, размещённых в свободном доступе российской части глобальной сети, достаточно мало. В то время как это могло бы существенно повысить качество работы специалистов и сделать результаты более доступными и наглядными для всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей).
В рамках дипломного проекта нами была разработана компьютерная программа диагностики звукопроизношения [3], в основе которой была заложена адаптированная методика диагностики звукопроизношения Е.Ф. Архиповой [1]. В данный момент завершается работа по переносу приложения в режим онлайн доступа. Создан ресурс, размещённый по адресу http://logoped.gorod-vyborg.ru, где программой можно воспользоваться в режиме реального времени, без скачивания и установки, существенно сократив тем самым временные затраты и сделав приложение общедоступным. Таким образом, мы подошли к вопросу о том, что на современном этапе отечественной логопедии существует возможность её полезного синтеза с высокоразвитыми компьютерными технологиями, остаётся лишь реализовывать эту концепцию на практике.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Сарычева Н.В. А ваш планшет умеет рычать? Или самый «тонкий» логопед в мире // Сб. материалов междунар. конференции «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века». - Прага: Карлов Университет, 2013. - С. 82-88.
3. Силаков В.А., Егорова И.В. Использование компьютерных технологий в логопедии // Сб. материалов II междунар. науч. конф. «Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза». - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 250-254.
4. Штернберг Л.А. «Ребус-метод»: учеб. пособие. - Мурманск: Изд-во Штернберг, 1999. - 72 с.
5. Штернберг Л.А. Что мешает ребенку научиться читать? [Электронный ресурс] // Семья.РУ. - URL: http://www.7ya.ru/artide/chto-meshaet-rebenku-nauchitsya-chitat/
182
6. Amanda Willis. Game Goo Educational Games [Электронный ресурс] // Dig The Library .- URL: http://digthelibrary.com/?p=754
7. Barbara A. Caniglia. Specialized Education [Электронный ресурс] // Speech Therapy/ - URL: http://www.juniorsweb.com/slp/resources/caniglia/index.asp
8. Beata Klarowska Virtual Speech Center Releases Articulation Speech Therapy App [Электронный ресурс] // Virtual Speech Center Inc/ - URL: http://www.pr.com/press-release/442792
9. Jann Alconn. Speech Therapy Apps Improve Outcomes and Save Time [Электронный ресурс] // Educational Freeware. - URL: http://www.educational-
freeware.com/online/gamegoo.aspx http://www.home-speech-home.com
10. Ryan Dube. GameGoo - Fun and Entertaining Learning Games for Kids [Электронный ресурс] // Simplifying Speech Therapy. - URL: http://www.home-speech-home.com/speech-therapy-apps.html
И.Н. Спиридонова
студентка V курса
О.Г. Ивановская
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР
Преодоление нарушений речи у детей с ЗПР является одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии. Своевременная коррекция нарушений речи у детей с ЗПР является необходимым условием их психологической готовности к усвоению школьных знаний.
На основании результатов исследования фонетической стороны речи младших школьников с задержкой психического развития [2] нами были проанализированы цели, задачи, этапы и направления логопедической работы.
Основными целями логопедической работы являются развитие и коррекция всех компонентов фонетической стороны речи. Данные цели раскрываются в следующих задачах:
1) развитие ручной и артикуляционной моторики;
2) коррекция дефектов звукопроизношения и искажений звукослоговой структуры слова;
3) формирование простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и представлений.
В соответствии с поставленными задачами коррекционнологопедическую работу можно разделить на три этапа:
1) развитие ручной и артикуляционной моторики, коррекция дефектов произношения свистящих звуков, аффрикаты [ц], и смычнопроходного звука [л] на материале слов простой слоговой структуры; формирование простых форм фонематического анализа;
2) развитие ручной и артикуляционной моторики, коррекция дефектов произношения шипящих звуков, аффрикаты [ч], вибрантов, автоматизация поставленных звуков; отработка произношения слов сложной звуко-слоговой структуры, формирование сложных форм фонематического анализа, синтеза, представлений;
183