Научная статья на тему 'Применение учетной информации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений в железнодорожном строительстве'

Применение учетной информации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений в железнодорожном строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамов Н.А., Адамова Г.А.

Развитие рыночных отношений, процессы интеграции России в мировую экономическую систему, развитие самостоятельности экономических субъектов и повышение их ответственности за качественный уровень принимаемых решений в сфере их хозяйственно-финансовой деятельности обусловили создание рыночной системы управления затратами, обеспечивающей постоянную направленность на конечный результат деятельности организации. Выдвигаются особые требования к организационной структуре управления отраслью, организации обработки возрастающих потоков первичной документации и созданию гибкой, достоверной и оперативной системы экономической информации, способной в оперативном режиме удовлетворять запросы органов управления организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адамов Н.А., Адамова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение учетной информации для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений в железнодорожном строительстве»

Цге т и управление затратами применение учетной информации

для подготовки, обоснования и принятия

управленческих решений

в железнодорожном строительстве

н.а. адамов,

доктор экономических наук Государственный университет управления Г.А .АДАМОВА, старший преподаватель

Развитие рыночных отношений, процессы интеграции России в мировую экономическую систему, развитие самостоятельности экономических субъектов и повышение их ответственности за качественный уровень принимаемых решений в сфере их хозяйственно-финансовой деятельности обусловили создание рыночной системы управления затратами, обеспечивающей постоянную направленность на конечный результат деятельности организации. Выдвигаются особые требования к организационной структуре управления отраслью, организации обработки возрастающих потоков первичной документации и созданию гибкой, достоверной и оперативной системы экономической информации, способной в оперативном режиме удовлетворять запросы органов управления организации.

В соответствии с этим должна строиться и система бухгалтерского учета. Возрастает роль бухгалтерского учета как одной из функций управления. Бухгалтерский учет становится частью управленческого процесса, обеспечивает его реализацию и контроль за ходом исполнения. Цель управления реализуется в ожидаемых результатах хозяйствования, с помощью данных учета необходимо эти результаты предвидеть и обеспечить их достижение. Следовательно, мероприятия по совершенствованию системы управления в строительстве затрагивают процессы формирования экономической информации. Для создания необходимого информационного обеспечения основную роль играют первичный учет, составляемая строительными организациями отчетность,

анализ и контроль. С их помощью проводится оценка хозяйственно-финансовой деятельности, выявление резервов и обеспечение сохранности собственности.

Процесс становления рыночной экономики в России привел к повышению роли управленческого учета в оперативном, тактическом и стратегическом управлении организацией. Таким образом, «для нормального функционирования строительной организации как сложной динамической системы необходимы четкий и регулярный сбор, хранение, переработка и выдача разнообразной информации» [1, с. 39].

В ходе исследования установлено, что существующая практика организации бухгалтерского учета в железнодорожном строительстве требует значительной перестройки в целях выработки такого механизма, который позволит получать сведения о произведенных затратах для формирования информационной базы, необходимой для принятия соответствующих решений на различных уровнях управления хозяйствующего субъекта. Информация о затратах должна быть достоверной и своевременной. Необходимо, чтобы она отражала использование организацией всех видов ресурсов, затрачиваемых в процессе деятельности, и показывала, во что обходится строительство того или иного объекта и на какую прибыль организация может рассчитывать.

В целях управления учет должен строиться таким образом, чтобы ориентироваться не только на удовлетворение потребностей текущего дня, но и учитывать ближайшую и отдаленную пер-

спективы. Действующая на сегодняшний день учетная методология позволяет предприятиям в рамках утвержденной на очередной отчетный период учетной политики самостоятельно принимать вариант организации управленческого учета, определяя все его аспекты, и, кроме того, обусловливает возможность дальнейших научных изысканий в области создания рациональных систем управления предприятием на базе опыта Запада, с одной стороны, и богатства отечественных национальных бухгалтерских традиций, с другой. Таким образом, данные учета необходимы не только для оценки достигнутого, но и как база планирования и прогнозирования. С их помощью решаются задачи оперативного управления результатами финансово-хозяйственной деятельности и ликвидностью организации, и тем самым обеспечивается само ее существование на рынке. В ходе процесса управления реализуется стратегия функционирования и развития организации, полученные результаты сверяются с заданными целями, отклонения анализируются, принимаются соответствующие решения по устранению недостатков. Для этого общие задачи, стоящие перед управленческой системой, распределяются между разными уровнями управления, где каждый менеджер несет свою долю ответственности за решение определенной части указанных задач.

Основа управленческого учета — учет затрат, реализации и финансовых результатов по различным сегментам хозяйственной деятельности. Известный французский экономист Ги Мотэ де Нарбонн дает такое определение сегменту деятельности: «Сегмент деятельности — это экономическая и информационная единица, в рамках которой регулярно соизмеряются возможности и фактическая их реализация по доходам, расходам и результатам» [2].

В железнодорожном строительстве можно выделить такие сегменты деятельности, как: отдельные объекты строительства, виды и комплексы строительно-монтажных работ, центры ответственности и центры затрат и др.

На основе информации, формирующейся в рамках управленческого бухгалтерского учета, менеджеры строительных организаций принимают тактические и стратегические решения по управлению. Тактические решения основаны на систематически представляемых и получаемых данных по центрам ответственности и по конкретным объектам и видам работ. Эти решения служат для достижения специфических целей, не ограни-

ченных определенным периодом; используются в повседневной деятельности предприятия и реализуются за короткий период. Стратегические решения основываются на информации, полученной за квартальный, полугодовой или годовой период, являющейся интеграцией внешних и внутренних данных. Их принятие ведет к кардинальным качественным изменениям в деятельности предприятия, таким как:

- появление новых тенденций внешней и внутренней политики организации;

- мобилизация материального и трудового потенциала организации;

- изменение структуры строительной организации;

- реализация среднесрочных и долгосрочных программ развития.

В железнодорожном строительстве основным объектом управленческого учета является учет затрат и калькулирование себестоимости строительной продукции. Известно, что менеджеры любой организации при выработке стратегии и политики управления руководствуются прежде всего данными учета затрат, показывающими, во что реально обходится осуществление того или иного вида деятельности. Данная информация отражает использование практически всех видов ресурсов в процессе осуществления хозяйственной деятельности, и именно учет затрат определяет, на какую прибыль может рассчитывать строительная организация. Таким образом, можно говорить о том, что учет затрат и калькулирование себестоимости непосредственно связаны с эффективностью и конечными финансовыми результатами деятельности организаций железнодорожного строительства. Поэтому следует считать, что система затрат на предприятии, особенно на предприятии, работающем в условиях рынка, — это сердце всей системы управления предприятием, так как именно здесь собирается вся информация о фактических издержках, и, значит, создаются основы для подсчета фактической прибыли.

На протяжении последних десятилетий экономисты спорят о том, какую себестоимость предпочтительнее использовать в целях информационного обеспечения управления затратами и прибылью организации. Так, часть из них (сторонники учета полной себестоимости) придерживается мнения, что в себестоимости продукции должны находить отражение все затраты организации — как производственные, так и связанные с процессами управления и реализации продукции.

Их оппоненты (пропагандирующие использование системы «директ-костинг» и учет переменной себестоимости) доказывают, что информация о полной себестоимости искажает реальную ситуацию с расходами, обосновывая это тем, что как бы грамотно не было произведено распределение косвенных затрат (накладных расходов), оно не может дать объективную информацию о том, во что реально обошлось организации производство того или иного продукта.

Можно согласиться со второй точкой зрения в случае, если речь идет о стационарных промышленных предприятиях, выпускающих однородную продукцию. Колебания объемов производства порою значительные, и у таких предприятий часто не сказываются на общем уровне расходов по организации управления и обслуживанию производства. Поэтому данные о переменной себестоимости являются для них наиболее актуальными. Так, например, они позволяют принимать управленческие решения, связанные с оптимизацией товарного ассортимента, обеспечением безубыточности производства, целесообразностью собственного производства либо закупок на стороне полуфабрикатов, производством дополнительного вида продукции, проведением ценовой политики и т.д.

Специфика строительной отрасли, а тем более железнодорожного строительства, такова, что каждый новый объект строительства (продукт строительного производства) индивидуален, требует новой организации производства (монтаж оборудования, строительство временных сооружений и др.), а окончательная сдача его предполагает осуществление пусконаладочных работ. То есть можно говорить о том, что подготовительный и заключительный периоды производства строительных работ связаны с издержками, которые по содержанию можно отнести к накладным расходам постоянного характера, но, с другой стороны, все эти расходы имеют непосредственное отношение к объекту строительства и, следовательно, могут быть (и должны) включаться в его себестоимость прямым путем. Вследствие этого мы не можем однозначно решить вопрос об использовании в железнодорожном строительстве информации о переменной себестоимости.

По нашему мнению, целесообразно совмещать два подхода. Сама по себе необходимость раздельного учета постоянных и переменных расходов сомнений не вызывает. Такой учет нужен хотя бы для того, чтобы более эффективно конт-

ролировать затраты и их поведение в различных условиях. В то же время с точки зрения принятия управленческих решений информация о полной себестоимости в железнодорожном строительстве является более актуальной по сравнению с себестоимостью, ограниченной переменными издержками, т. е. той, информация о которой формируется в рамках системы директ-костинг.

С другой стороны, многое зависит от того, что рассматривать в качестве объекта учета затрат (готового продукта). Если готовый продукт — весь объект строительства, то эти затраты будут являться прямыми, если в качестве такового выступают отдельные строительно-монтажные работы, то по отношению к ним расходы по организации и подготовке строительства и пусконаладочные работы будут являться накладными расходами. Как известно, в строительстве существуют различные формы расчетов за продукцию. Если применяется оплата отдельных строительно-монтажных работ, то в этом случае вполне обоснованно использование для управления информации о сокращенной себестоимости, полученной в системе директ-костинг. Но такой метод расчетов, распространенный в строительной отрасли в целом, не часто используется в железнодорожном строительстве.

С точки зрения эффективности использования информации для принятия управленческих решений необходимо отметить, что большинство из тех решений, для которых требуются данные о переменной себестоимости, не имеют место в рассматриваемой отрасли. Так, в железнодорожном строительстве, как правило, не идет речь об оптимизации товарного ассортимента либо о достижении критического объема продаж. С точки зрения использования информации о сокращенной себестоимости актуальной она может оказаться в случае принятия управленческих решений по использованию свободных производственных мощностей, а также в целом для анализа составляющих затрат и влияния на общую себестоимость работ тех или иных факторов.

В настоящее время наиболее удачной современной модификацией системы учета полной себестоимости является система АВ-костинг, получившая развитие и широкое распространение на Западе. В отличие от традиционных систем учета полной себестоимости, использующих распределение накладных расходов по производственным подразделениям, а затем между продуктами на базе валовых показателей, АВ-костинг построен

на распределении косвенных затрат по отдельным видам деятельности, связанным с обслуживанием и управлением, и далее, в зависимости от связи того или иного продукта с деятельностью обслуживающих центров, — на продукты. Таким образом, в обоих случаях присутствует двухступенчатое распределение косвенных расходов, но основание распределения в корне различно.

Процессы производства и продвижения продукции в рамках АВ-костинга рассматриваются в виде определенной совокупности последовательных операций в различных подразделениях компании. Его основной задачей является систематизация информации о затратах, связанных с каждой из операций, сопровождающих производство и сбыт продукции, а также процессы снабжения и управления. Устанавливается связь отдельных операций с конкретными видами продукции. При этом известно, что каждая такая операция требует определенных затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а совокупности определенных операций образуют отдельные виды производственно-хозяйственной деятельности.

Расходы, по которым установлена причинно-следственная связь с конкретным видом продукции, могут быть включены в ее себестоимость прямым путем. Как правило, это косвенные расходы, имеющие переменный или условно-переменный характер. Так, например, если отдельные операции, выполняемые общехозяйственными службами строительной организации, непосредственно связаны конкретными объектами учета, они могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Косвенно распределяется только незначительная часть накладных

расходов. В качестве таковых обычно выступают постоянные расходы (например, заработная плата управленческого персонала). Таким образом, цель АВ-костинга — прослеживание всех операций, соответствующих различным производственным стадиям, видам деятельности, и обоснованное включение косвенных расходов в себестоимость объектов строительства.

В целом использование системы АВ-костинг предоставит организациям железнодорожного строительства следующие преимущества:

- формирование точной и детализированной информации о себестоимости и прибыльности каждого вида выполняемых строительных работ (объектов строительства);

- установление причинно-следственных связей между конкретными затратами и результатами деятельности строительной организации;

- усиление управленческого контроля за всеми сегментами деятельности хозяйствующего субъекта;

- возможность использования информации АВ-костинга для принятия долгосрочных управленческих решений.

Таким образом, применение системы АВ-костинг следует рассматривать как нереализованную возможность для совершенствования информационной системы управленческого учета в организациях железнодорожного строительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Б.А., Муджира Т.М., Прокудин И.В. Менеджмент в железнодорожном строительстве. — М. — Транспорт. 1998.

2. De Narbonn M. Prix de comptabilité industrielle. - Paris: Delachaux et Niestle S. A., 1947.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621 -91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.