Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ КАДРОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровое общество / цифровизация / универсальные компетенции / видеоконференция / видиолекция / информационно-коммуникационные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зумрадхон Сабиржановна Касимова

Представленные в статье различные подходы к организации образовательного процесса с применением цифровых технологий и инструментов в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ КАДРОВ»

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫХ И

ВОСТРЕБОВАННЫХ КАДРОВ

Зумрадхон Сабиржановна Касимова

ТУИТ имени Мухаммад аль-Хорезмий Старший преподавателькафедры "Гуманитарные науки "

АННОТАЦИЯ

Представленные в статье различные подходы к организации образовательного процесса с применением цифровых технологий и инструментов в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровое общество, цифровизация, универсальные компетенции, видеоконференция, видиолекция, информационно-коммуникационные технологии

Активное вхождение цифровых технологий во все сферы жизни людей, требует подготовки соответствующих специалистов, а это, в свою очередь, приводит к значительным изменениям в системе образования.

Так, уже сегодня, существование образовательных организаций высшего образования не предоставляется возможным без наличия цифровой образовательной среды, которая, в свою очередь, обеспечивает доступность и интерактивность образовательного процесса. При этом работа по цифровизации образовательной организации проводиться всеми участниками образовательного процесса, но в большей степени, непосредственно, преподавателями дисциплин и руководителями практик, которые активно внедряют цифровые технологии в процесс преподавания дисциплин, а также разрабатывают методические рекомендации по их эффективному применению.

Рассмотрим применение цифровых технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения на примере гуманитарных дисциплин.

Принимая во внимание тот факт, что сегодня каждая образовательная организация обязана создавать цифровую образовательную среду, преподаватели могут использовать ее возможности в учебном процессе. Многие образовательные организации в качестве одной из систем управления курсами или виртуальной обучающей средой часто применяют платформу

17-aprel, 2024

158

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

Moodle, которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать авторские онлайн-курсы.

Размещение материала в рамках онлайн-курсов по разным гуманитарным дисциплинам возможно организовывать с использованием ресурсов «Файл», «Папка», которые дают возможность загружать основной и дополнительный учебный материал в виде документов формата Word, Excel и других, а также для сопровождения теоретического и практического учебного материала мультимедийные презентации. Таким же образом на образовательном портале выставляются практические работы, задания для самостоятельной работы. Обратная связь организуется через элемент системы «Задание», куда студенты присылают выполненные работы на проверку преподавателю. Преподаватель в свою очередь, проверяет присланные работы, оценивает их и комментирует.

Для размещения видеоконтента в системе предусмотрен ресурс «Гиперссылка», который позволяет размещать ссылки на ресурсы сети Интернет с целью их дальнейшего использования в учебном процессе. Так, например, чтобы показать студентам наглядно реализацию методов и средств обучения в рамках темы «Педагогический процесс» можно подготовить ссылки на ресурсы YouTube видеозаписей уроков преподавателей, в ходе которых применяются активные и интерактивные методы обучения, современные средства обучения, а также осуществляется педагогическое взаимодействие. В качестве примеров могут быть использованы фрагменты из фильмов «Большая перемена» (1973 г.), «Весна на Заречной улице» (1956 г.) и другие. В ходе изучения темы «Семья как субъект воспитания и развития личности» преподаватель имеет возможность демонстрации видеоматериалов ярких примеров положительного и отрицательного влияния семьи на личность ребенка. Это поможет обучающимся понять особенности различных стилей семейного воспитания, выявить ошибки, допускаемые родителями в процессе воспитания ребенка, подростка.

При рассмотрении темы «Конфликт как одна из движущих сил развития личности» студенты могут просматривать предложенные видеоролики и анализировать педагогические и производственные ситуации с точки зрения психологии, что поможет им разобраться в сущности природы конфликтов, факторах, влияющих на их возникновение, а также научиться находить пути разрешения конфликтных ситуаций. Студенты на занятиях, пройдя по ссылкам, изучают видеоматериал, а затем обсуждают увиденное и предлагают в ходе дискуссии решения проблемных ситуаций, анализируют эффективность

17-aprel, 2024

159

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

OpportunitiesJoReaHzeHuma^Potentia^

используемых методов, средств и приемов обучения и взаимодействия. Ресурс «Гиперссылка» можно также использовать для размещения авторских видеолекций, записанных с помощью профессиональной камеры, мобильного телефона, либо программ для организации видеоконференций (Zoom, Skype, Discord). При этом видеолекции могут быть размещены в социальной сети ВКонтакте, куда можно загружать большие объемы информации, а ссылка выставляется на образовательном портале.

Другим интересным ресурсом платформы Moodle, является ресурс «Интерактивная лекция», которая позволяет преподавателю размещать теоретический материал и одновременно контролировать процесс его изучения путем создания в конце каждого пункта учебной лекции тестовых заданий. При этом студент, не прошедший тестовый контроль, не сможет перейти к изучению дальнейшего материала. Обучающие имеют возможность выполнять работу, как в учебное, так и вне учебное время. Ресурс «Интерактивная лекция» целесообразно применять на темах, требующих от студентов запоминания основ дисциплины, например, тема «Основные категории педагогики».

Интерактивность на занятиях помогают создать и такие элементы онлайн-курсов на платформе Moodle, как «Чат» и «Форум». Использование данных элементов позволяет преподавателям обсуждать разные организационные моменты учебного процесса, организовывать совместное обсуждение актуальных проблем, изучаемых дисциплиной. В ходе организации Чат-занятий по рассматриваемой дисциплине возможно обсуждение следующих актуальных проблем педагогики и психологии: «Этика организации занятий в условиях дистанционного обучения», «Преодоление психологических барьеров общения в условиях дистанционного обучения», «Тенденции развития образования в условиях цифровизации» и другие.

Занятия, проводимые в условиях дистанционного обучения, по гуманитарном дисциплинам можно организовывать в системе Zoom, Skype, Discord. Перечисленные системы позволяют создавать повышенный уровень интерактивности на лекционных и практических занятиях.

Семинарские занятия также организуются в форме видеоконференций, где обучающийся, используя возможности совместного взаимодействия, освещает отдельный учебный материал, сопровождая свой доклад мультимедийной презентацией. Достоинством систем является и то, что они позволяют обучающимся и преподавателю общаться в реальном режиме, обсуждать актуальные вопросы педагогики и психологии, а также выполнять

17-aprel, 2024

160

Tashkent State University of Economics

работу в малых группах. Так в системе Zoom с этой целью предусмотрена возможность создания нескольких залов, где преподаватель, являясь модератором и фасилитатором, организует и управляет деятельностью нескольких групп студентов одновременно.

Контрольные мероприятия, проводимые в рамках онлайн-курса гуманитарной дисциплины «Педагогика и психология», на платформе Moodle можно организовывать с помощью элемента «Тест». Преподаватель заранее создает банк тестовых заданий, а затем по необходимости тесты (тематические, итоговые). Данный элемент значительно облегчает процедуру оценивания, т.к. оценка выводиться автоматически сразу после завершения теста и видна студентам.

При отсутствии электронной образовательной среды в учебном заведении, преподаватель для размещения учебных материал целесообразно использовать облачные серверы Яндекс. Диск либо Google Disk, позволяющие хранить необходимые учебные материалы в безопасном облачном хранилище и передавать его студентам в Интернете. Студенты в любое удобное время имеют возможность скачать учебные и дополнительные материалы и изучить их, загрузить свои работы для проверки преподавателем, либо обмениваться с другими обучающимися учебной информацией, например, при выполнении проектов.

Интересным программным обеспечением является онлайн-инструмент для создания форм обратной связи Google Forms, который преподаватели и студенты могут использовать для проведения исследований, анкетирования. При этом респондентам рассылается ссылка, по которой они проходят опрос. В рамках дисциплины «Педагогика и психология» обучающиеся могут проводить исследования по авторским психологическим методикам. Результаты опроса автоматически обрабатываются и могут в дальнейшем использоваться студентами при написании курсовых, дипломных работ, докладов на научно-практические конференции и т.д.

В мире цифровых технологий для целей организации контроля знаний, умений и навыков, а также самостоятельной работы студентов может применяться бесплатный и простой конструктор Online Test Pad, с помощью которого можно создавать различные тесты, задания, задачи, кроссворды, опросы, диалоги, логические игры, а также электронные рабочие тетради по дисциплинам.

161

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин, преподаватели не должны отбрасывать возможность использования в учебном процессе ресурсов открытых образовательных платформ, таких как «Открытое образование», «Coursera» и другие, на которых размещаются онлайн-курсы ведущих вузов страны. Изучение одноименных с дисциплиной онлайн - курсов, позволит студентам более детально изучить интересные аспекты той или иной дисциплины. Указанные платформы предоставляют возможность зарегистрироваться любому желающему на эти курсы и обучаться, затем получить сертификат и предъявить в свой вуз для перезачета по соответствующей дисциплине.

Таким образом, цифровизация, безусловно, является новой парадигмой развития и затронула абсолютно все сферы жизни современного общества, в том числе и образование [1]. Применение цифровых технологий обучения в рамках преподавания гуманитарных дисциплин предоставляет преподавателям расширенные возможности по организации учебных занятий в условиях цифровизации образования и оказывает положительный образовательный эффект на качество учебного процесса в целом, качество получаемых знаний, умений и навыков обучающимися, на конкурентоспособность и востребованность будущих специалистов на рынке труда

REFERENSES

1. OLIY TA'LIMNI RAQAMLASHTIRISH SHAROITIDA INNOVATSION O'QITISH TEXNOLOGIYALARINI QO'LLASH MASALALARI (ICT Edu 2024). Respublika ilmiy-uslubiy anjumani, Toshkent, 2024 - yil.

2. А.А. Вербицкий. Методы обучения: традиции и инновации, Москва 2009г.

3. З.С.Касимова. Применение инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных наук в ВУЗе ,"Oliy ta'limni raqamlashtirish sharoitida innovatsion o'qitish tеxnologiyalarini qo'llash masalalari (ICT Edu 2023) Respublika ilmiy-uslubiy anjumani Toshkent, 02-03-fevral, 2023 - yil Ma'ruzalar to'plami

162

17-aprel, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.