Логистика
УДК 658.75
Р.Л. Чурилов, Т.Э. Салманов
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Современный период развития логистики характеризуется нарастающим интересом к надежности цепей поставок (ЦП). Ведутся работы по созданию модели оценки надежности ЦП, которая должна позволить перейти от экспертных качественных оценок к количественным. Анализ результатов современных исследований по логистике, посвященных изучению надежности ЦП [1-3, 7, 8] показал, что они основаны в своем большинстве на достижениях теории надежности технических систем (НТС), поскольку ЦП могут быть отнесены к сложным системам [7, с. 40], что вытекает и из определения: «Теория надежности - наука о методах обеспечения и сохранения надежности при проектировании, изготовлении и эксплуатации техники» [6, с. 3]. Теория НТС является наукой с четким понятийным аппаратом и большим количеством моделей и методов, которые получили всестороннее отражение в научной литературе и стандартах, а также нашли широкое применение на практике [4-6, 9, 10].
В работах [2, 3, 7, 8] за основной показатель надежности ЦП примают вероятность ее безотказной работы, калькуляция которой невозможна без точного определения понятия «отказ». «Тщательный анализ и выявление всех основных видов отказов - предпосылка для успешного решения задач, связанных с повышением надежности изделия» [4, с. 44].
В следующей таблице содержится ряд определений термина «отказ» из работ по теории НТС и логистике, что иллюстрирует отсутствие единого определения этого термина в логистике
и затрудняет сравнение результатов исследований различных авторов.
При изучении отказов в системах различного уровня обязательно надо уделять внимание термину «сбой», так как он часто используется в работах по логистике и управлении ЦП без соответствующих пояснений. Определение данного
Варианты определения термина «отказ»
Источник Определение
[3, 7] Событие, состоящее в невыполнении контрактных обязательств по доставке груза по какому-либо пункту, являющемуся фактором риска (время, объем и т. п.), из-за сбоев в ЦП
[8] Простое событие, представляющее собой выполнение определенного действия в процессе функционирования системы с ошибками или нарушениями, вызывающими определенные затраты или нарушения в выполнении последующих действий
[2] Нарушение одного или нескольких условий работоспособности ЦП
[1] Переход ЦП из планового целеустремленного состояния в незапланированное состояние, в котором невозможно достижение целей управления ЦП без дополнительных управляющих воздействий
[7, 9] Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта
[10] Потеря способности изделия выполнить требуемую функцию. Событие, которое приводит к состоянию неисправности
^ЖаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу2-2'>2
термина приводится лишь в работе [1, с. 430] и основано на ГОСТ 27.002-89 [9], в соответствии с которым сбой характеризуется как «самоустраняющийся или однократный отказ, который приводит к кратковременной потере работоспособности, устраняемой незначительным вмешательством оператора».
Это определение еще раз доказывает широту понятия «отказ», ввиду чего его целесообразно рассматривать на фоне соответствующей классификации. В теории НТС существует развернутая классификация отказов по более чем двенадцати признакам [9, 10], большая часть которой применима для ЦП. Но в рассмотренных работах по логистике выделена лишь малая их часть, которая не охватывает всех характеристик отказов. Например, в работе [1, с. 430-431] отказы классифицируют по сложности прилагаемых управляющих воздействий для восстановления работоспособного состояния, а в работе [7, с. 257] - по типам процессов, которые приводят к отказам.
Поэтому мы считаем, что необходимо адаптировать часть классификации из теории НТС и дополнить ее логистической составляющей, которая учитывала бы специфику материальных и сопутствующих потоков протекающих в ЦП, согласно которой поставки должны соответствовать правилу «7П» (Правильный товар, в Правильном месте, в Правильное время, в Правильном количестве, с Правильным качеством, в Правильной упаковке, с Правильными затратами) [1, с. 46].
Так, материальный поток включает в себя составляющие, относящиеся к физическим параметрам заказа. Например, количество, качество, номенклатура, вес и др. Примерами отказов, связанных с материальным потоком, могут служить повреждения грузовых мест, недостача или пересортица.
Информационный поток включает в себя документооборот и информирование, протекающие внутри ЦП во время ее функционирования. Отказы могут быть связаны с оформлением или обращением документов в ЦП, либо в процессе обмена информацией между участниками ЦП.
Финансовый поток характеризуется денежными затратами на организацию доставки зака-
зов в ЦП. Данные расходы могут появляться в процессе восстановления после возникновения отказов, либо как следствие возникших отказов. Например, штрафы за превышение допустимого веса груза или штрафы за опоздания.
Во всех потоках могут произойти различного рода нештатные ситуации, которые целесообразно выделять в отдельную категорию. Например, ситуации, вызванные природными катаклизмами, форс-мажорными обстоятельствами и другими причинами, не подвластными контролю со стороны участников ЦП.
Все процессы в ЦП протекают во времени, поэтому возникновение отказов может быть связанно с затрачиваемым временем на выполнение операций по доставке груза, например задержка при погрузке транспортного средства или опоздание прибытия транспорта в пункт назначения.
При изучении надежности целесообразно различать объекты исследования, что можно сделать на основе аналогичной классификации в теории НТС [5, с. 339-341]: 1) элементы - это составные части рассматриваемого объекта; 2) изделия - объекты, состоящие из элементов, которые обладают свойствами как самих элементов, так и свойствами, образующимися в результате взаимодействия своих составляющих.
ЦП могут быть охарактеризованы как изделия, которые состоят из звеньев или этапов функционирования ЦП, в которых может произойти отказ.
Элементы в зависимости от последствий отказа могут быть существенными и несущественными [5, с. 341]. Элементы, отказ которых приводит к отказу, считаются существенными, а элементы, отказ которых приводит к дефекту изделия, относят к несущественным.
Данная характеристика применима и к ЦП, элементы которой неравнозначны и имеют сложные взаимосвязи, из-за чего не всякий отказ элемента приводит к отказу всей ЦП. Отказ всей ЦП может характеризоваться отказом определенной комбинации ее звеньев. Кроме того, эта комбинация должна произойти в определенный момент, когда восстановление или включение резерва уже не будет возможным. Поэтому не всякий отказ элемента ЦП приводит к отказу
Логистика
всей цепи. Например, опоздание транспортного средства на погрузку может быть компенсировано за счет более оперативной погрузки или ускоренного режима движения в пункт назначения, а недостача по количеству груза в пункте назначения может быть временно компенсирована из страхового запаса или путем сокращения сроков следующей поставки и другими способами. Поэтому целесообразно выделять отказы ЦП и отказы ее элементов, учитывая их критичность для самой системы и взаимосвязь между собой.
Предлагаемая классификация исследуемых объектов является условной, однако удобна в методическом отношении и позволяет избежать некоторых недоразумений, которые встречаются в литературе по логистике.
Учет и классификация всех возникающих в ЦП отказов обязательны, так как без этих данных невозможены дальнейшие оценка и оптимизация рассматриваемых систем. Поэтому отсутствие единого подхода к определению событий в ЦП, которые могут быть определены как отказы, и их классификация являются, на
наш взгляд, основной проблемой развития данной области логистики и управления ЦП на пути формирования системы оценки надежности ЦП. Кроме того, истинность уже существующих определений термина «отказ» в работах по логистике все еще является дискуссионной, так как они не отражают всей специфики протекающих в ЦП процессов и рассматриваются без соответствующей классификации.
Поэтому мы считаем потенциал теории НТС в логистике используемым в недостаточной степени, что иллюстрирует текущая ситуация с определением и классификацией такого ключевого понятия, как отказ. Для решения описанных проблем необходима более глубокая интеграция методологии теории НТС и основ логистики, которая должна учитывать специфику протекающих в ЦП процессов. И только на таком фундаменте получится построить систему сбора реальных статистических данных функционирования ЦП, на основе которых появится возможность формирования модели адекватной оценки надежности ЦП.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. -600 с.
2. Малевич, Ю.В. Повышение надежности транс-портно-терминальных операций в цепях поставок [Текст] / Ю.В. Малевич, И.Г. Шурпатов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». - 2011. - Вып. 1 (44). -С. 175-182.
3. Проблемы формирования прикладной теории логистики и управления цепями поставок [Текст] / под общ. ред. В.С. Лукинского и Н.Г. Плетнёвой. -СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 287 с.
4. Проников, А.С. Надежность машин [Текст] / А.С. Проников. - М.: Машиностроение, 1978. - 592 с.
5. Шор, Я.Б. Статистические методы анализа и контроля качества и надежности [Текст] / Я.Б. Шор. -М.: Сов. радио, 1962. - 552 с.
6. Червоный, А.А. Надежность сложных систем [Текст] / А.А. Червоный, В.И. Лукьященко, Л.В. Котин. - М.: Машиностроение, 1972. - 304 с.
7. Шульженко, Т.Г. Актуальные проблемы управления терминально-логистическими комплексами в цепях поставок [Текст] / Т.Г. Шульженко. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 279 с.
8. Шульженко, Т.Г. Методы формирования модели надежности складских процессов [Текст] / Т.Г. Шуль-женко, И.Г. Шурпатов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». - 2010. - Вып. 2 (37). - С. 255- 263.
9. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения [Текст]. - Введ. 1990-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 32 с.
10. ГОСТ Р 53480-2009. Надежность в технике. Термины и определения [Текст]. - Введ. 2011-01-19. -М.: Стандартинформ, 2010. - 32 с.