_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
производстве овощей, где в 2014-2015 гг. доля сельхозорганизаций выросла с 6,5% до 16,9%, но остается «аномально» низкой для растениеводства республики.
Развитие овощеводства, с нашей точки зрения может выступить драйвером роста растениеводства республики в условиях активного развития импортозамещения в этом сегменте рынка и благоприятной институциональной структуры производства овощей, которая формирует существенный лаг роста для сельскохозяйственных организаций.
На наш взгляд, развитие овощеводства может выступить в качестве одного из драйверов развития растениеводства Чеченской Республики и привести к формированию овощеводческого кластера, создание которого будет сопровождаться, вероятно, активным вытеснением с рынка частных хозяйств населения, доля производства которых уже заметно сократилась с 91,7% в 2014 г. до 80,9% в 2015 г. Список использованной литературы
1. Гайрбекова Р., Назиров Д. Роль агропромышленного производства в социально-экономическом развитии Чеченской Республики // SCIENCE TIME. - 2016. - №5 (29).
2. Исраилов, М. Особенности восстановления и развития сельского хозяйства (на примере Чеченской Республики) // Экономика и социум. - 2015. - №6.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2015.
4. Исраилов М.В. Проблемы и приоритеты развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики // Экономические науки. - 2013. - №1 (98).
5. Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе-декабре 2015 года // По данным официального портала Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. [Электронный ресурс]: http://chechenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ chechenstat/resources/675dad8.
6. Социально-экономическое положение Чеченской Республики в январе-декабре 2014 года // По данным официального портала Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. [Электронный ресурс]: http://chechenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts /chechenstat/resources/680771004740d916be0cbe87789c42f5/доклад+за+декабрь+2014.docx (дата обращения: 25.04.2016).
7. Ахмадов, М., Таштамиров, М. Анализ и перспективы развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики // Экономика и социум. - 2016. - №3.
8. Увайсаева, А. Анализ развития Чеченской Республики в составе Северо-Кавказского Федерального Округа // Социально-экономические исследования, наука и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - №9. - с.76-82.
© Магомадов В.А., 2016
УДК 33
Маркарян Юрий Каренович,
Студент 2 курса ИОМ, кафедра логистики, Государственный Университет Управления (ГУУ), г. Москва
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация
Исследуются вопросы, связанных с классификацией информационных потоков в логистике, рассмотрены информационные потоков в логистической системе на конкретном примере. Современное состояние логистики много в чем определяется бурным развитием и внедрением во все сферы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций и систем была бы невозможной без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.
Ключевые слова
Информационные потоки, логистическая информационная система.
Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько велико, что многие специалисты выделяют особую сферу деятельности - информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами. Эту функциональную область логистики часто называют компьютерной.
Основными потоками как процессами преобразования в логистике являются материальный, информационный, финансовый, сервисный, представляющие собой единый взаимосвязанный, интегрированный и гармонизированный комплекс [1,2]. Но каждый изучается и функционирует в материальной, информационной, финансовой и сервисной логистике на региональном, национальном, международном уровне [2-5]. Если раньше товарным логистическим потоком считался только материальный, а остальные сопровождающими и сопутствующими, то в последнее время самостоятельными товарными потоками стали и информационные, финансовые и сервисные, не связанные с конкретными материальными потоками, и они становятся наиболее актуальными в международной, трансграничной логистике пространств и границ [4,5,10,11].
Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном использовании информационных технологий [6,7] и в качественным управлении информационным потоком как процессом преобразования по всей логистической сети на всех иерархических уровнях. Главной особенностью, отличающей от других логистических потоков является то, что он среди них первичный и определяет источник, направление, каналы перемещения и адреса пунктов завершения [8,9].
Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных, электронных документов (носителей), звука, символов и сигналов [1,2].
Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:
• неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна, может осуществляться на разных языках);
• множественность подразделений — поставщиков информации, потребителей информации и посредников передачи информации;
• сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов и архитектуры каналов;
• множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;
• многовариантность оптимизации информационных потоков [1].
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:
- в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный (поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы;
- в зависимости от места прохождения: внешний (поток протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы);
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
- в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы, либо одной из подсистем);
- в зависимости от срочности: обычные, срочные и очень срочные, в режиме реального времени;
- в зависимости от степени секретности: обычные, содержащие коммерческую тайну и содержащие государственную тайну;
- в зависимости от значимости почтовых сообщений: простые, заказные, ценные;
- в зависимости от скорости передачи: традиционные (почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);
- в зависимости от области охвата: местные, иногородние, дальние, международные [1,2].
Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Но иногда
материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают на место назначения раньше самого груза. Опережение информационным потоком материального предпочтительней. Это дает возможность лучше подготовится к приему грузов.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
- изменяя направление потока; - ограничивая скорость передачи до соответствующе скорости приема; - ограничивая объем потока до величины пропускного способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица - бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.
Под информационным управлением понимается организация и использование систем информационного обеспечения производственно-хозяйственных процессов на предприятии. Оно базируется на системном подходе, который охватывает все виды деятельности, связанные с планированием и управлением процессами, нацеленными на обеспечение предприятия релевантной информацией. Каждое предприятие должно иметь свою стратегию интеграции информационного обеспечения принятия решений, определяемую паспортными данными изделия, его жизненным циклом и технологией изготовления, выбранным способом обработки данных, средствами передачи информации клиентам и партнерам и другими факторами.[1,2]
Чрезвычайно велико значение информационного обеспечения логистического процесса. Подчеркивая самостоятельное значение для эффективного функционирования предприятия управления информационными потоками и ресурсами, многие специалисты выделяют особую, информационную логистику. Действительно, в центре эффективного управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Различают три варианта взаимодействия материальных и информационных потоков, когда информация опережает, сопровождает и поясняет материальный поток после его прохождения.
Опережение информационным потоком материального ставит своей целью устранение узких мест в производственном процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Сопровождающие, когда одновременно с материальным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах материального потока позволяет быстро и правильно идентифицировать товарно-материальные ценности и направить их по назначению. Прохождение информационного потока с отставанием от материального обычно допускается
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
только для оценки последнего. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения, информация о взаимных расчетах и т.д. [3,6].
Цель информационного обеспечения в логистике заключается в том, чтобы получить возможность управления, контроля и комплексного планирования движения материалов и изделий. Для этого необходимо полный контроль всей массы создаваемой и передаваемой информации. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и в реализацию хода производственных процессов и товародвижения. Сегодня преуспевают те компании, которые в состоянии быстрее всех собрать и обработать достоверную информацию (о состоянии финансов и складов, о движении материалов, о ценах у конкурентов и т.д.) и, проанализировав ее, принять то или иное решение, - чтобы не отстать и сыграть на опережение [4,5,10].
Превращение параметров и данных в информацию для управления подчиняется определенным принципам. Главным из них является принцип минимального необходимого количества информации, в основе которого лежат принципы универсализации и оптимальной детализации информации. Не менее важным является принцип надежности собираемой информации. Высокая степень случайности возникающих событий часто ведет к неустойчивым показателям, имеющим временный характер, которые могут оказывать хотя и временное, но существенное влияние на величину других показателей. Из динамики и случайной изменчивости современного производства вытекает необходимость соблюдения принципа постоянства сбора производственной и коммерческой информации [1,9].
Логистический менеджмент фирмы оперирует с многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.) [3-4].
Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров о сделках купли-продажи товаров, составления контрактов и т.д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный. Характерным примером большого разрыва во времени возникновения материальных и информационных потоков являются форвардные сделки на еще не поставленный (или не произведенный) товар на товарных биржах [3,6].
Информационные потоки, сопровождающие отдельные логистические активности, например, операционные производственные процедуры, транспортировку, управление запасами и заказами, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов. В качестве примера приведена схема (алгоритм) документооборота при осуществлении таможенных процедур экспорта груза. Как видно из приведенной схемы, только одна элементарная логистическая активность — таможенное оформление груза в экспортной перевозке — порождает достаточно сложные информационные потоки и требует обработки большого объема документов [5]. При выполнении, например, смешанных железнодорожно-морских международных перевозок грузов, используется до 60 оригинальных документов, тысячи реквизитов, а взаимодействие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических посредников.
Указанные обстоятельства приводят к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков на основе, например, стандарта ООН EDIFACT. Информационные потоки в ЛС определяются конкретными
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
потребностями персонала логистического менеджмента при выполнении отдельных функций планирования, регулирования, анализа, контроля и учета.
В качестве примера представлена схема источников информации и возникающих информационных потоков при планировании размещения запасов ГП фирмы в дистрибутивной сети [1-3]. На схеме представлены четыре основных источника, генерирующие информационные потоки при планировании фирмой запасов ГП в складской системе дистрибьюции: требования потребителей, прогнозы объемов продаж, решения в дистрибьюции и логистические издержки по управлению запасами в дистрибутивной сети.
Информация, отражающая требования потребителей, детализирует классы и группы потребителей в определенном сегменте рынка, схемы доставки ГП каждой группе и организацию логистического сервиса и т.д. Типовые элементы информационных потоков этого источника представлены в таблице. Они включают четыре группы информационных потоков: продуктовые требования, стоимость ГП, процедуры заказов и доставки ГП потребителям [13].
Алгоритм документооборота при таможенном оформлении экспорта груза
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х Информационные потоки в планировании запасов
Зависят от условий контракта (правил (ГЧСОТЕЯМЗ), но основанием для них являются таможенные процедуры
9.1. Извещение получателя о дате отправки груза и пересылке документов
на груз
9.2. Получение от получателя подтверждения о получении документов на груз
9.3. Передача своему банку информации о движении груза
Информационные источники для прогнозирования объемов продаж включают в себя такие данные как:
• ретроспективную информацию о продажах конкретного ассортимента продукции;
• объемы продаж конкурентов;
• общий объем продаж данного сегмента рынка;
• общий рыночный спрос на ГП;
• точность и достоверность ретроспективной информации;
• стадии жизненного цикла товара и составляющие логистических циклов;
• планируемые изменения в атрибуты ГП;
• планы продвижения товара на рынок;
• ценовые изменения;
• стратегии (маркетинговая, продуктовая) возможных конкурентов;
• экономические тенденции в изменении структуры потребительского спроса;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
• технологические тенденции в данной отрасли промышленности;
• краткосрочные прогнозы наличия ГП в системе дистрибьюции;
• долгосрочные прогнозы потребности в MP для изготовления ГП;
• прогноз развития новых рынков и т.д.
Информационные потоки, характеризующие решения в дистрибьюции, можно разделить в свою очередь на две большие группы: потоки, характеризующие временные условия операций в дистрибутивной сети и потоки, отражающие точность и достоверность данных [7-9].
группа и н^юршщ ион ных потоков
Информация о
продуктовых
требованиях
Информация о ценах
Информация о процедурах заказов
Информация о доставке (поставке) готовой продукции потребителям
Элементы информационных потоков
Специфические требования индивидуальных покупателей и их групп Требования к продуктовому ассортименту Версии готовой продукции или стандарты конфигурации Качество готовой продукции и стандарты сервиса
Диапазон цен для конкурентных видое готовой продукции и продуктового ассортимента
Условия контрактов или договоров поставки, относящиеся к ценам Дополнительные ценовые ограничения на услуги дистрибьюторов, объем поставок, страхование, упаковку, маркировку и т.п.
Требования наличия готовой продукции в определенных пунктах размещения еезапайов и торговых точках
<3бьем заказов погр ебителей и спецификации продуктового ассортимента Минимальный объем заказа на готовую продукцию Процедура сбора заказов
Коммуникационные каналы для сбора заказов Спецификации и частота заказов Процедура возврата заказа
Длительность цикла выполнения заказа Частота поставки заказанных партий готовой продукции Требования к выполнению заказа в полном объеме Требования к процедуре получения заказов потребителями Процедура возврата заказа Требования к качеству доставки
Требования к предпродажному и послепродажному сервису
[12]
Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров дистрибьюции, включает данные о цикле выполнения заказа (время получения и обработки заказа, формирования отправки на выбранный пункт дислокации запасов, время диспетчирования, мониторинга и т.д.). Временные параметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, вида транспорта, маршрутов, мониторинга транспортировки и т.п. Наконец, время цикла получения заказа включает информацию о пункте назначения и времени прибытия груза, времени погрузки-разгрузки, оформления документов и т.п. [10-11]. Информационные потоки, связанные с уменьшением неопределенности других параметров дистрибьюции, учитывают условия поставки, количественные и качественные параметры выполняемых заказов, требования полноты, точности и достоверности информации при управлении запасами. Проанализированные информационные потоки для одной функции логистического менеджмента — планирования и одной логистической активности — управления запасами уже дают представление о сложности, многообразии и большой размерности информационных потоков в ЛС [10-12].
Основополагающим отличием ЛИС от других видов информационных систем является уровень интеграции информационного пространства Систематизация понятий в данной области исследования позволила выделить три сложившихся подхода к определению ЛИС:
• ЛИС является частью корпоративной информационной системы;
• ЛИС является более высокой степенью интеграции программных решений и включает в себя корпоративную информационную систему;
• ЛИС является самостоятельной структурой, обособленной от других информационных систем.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Информационные потоки при организации бизнеса должны формироваться исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности всей цепи поставок, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю. Отсюда очевидно, что ЛИС является субстанцией более высокого порядка, чем корпоративная информационная система (КИС), так как включает распределение продукции, закупку сырья и материалов и их транспортировку, что выходит за рамки автоматизированных функций КИС. То есть ЛИС является более высокой степенью интеграции, чем КИС ' второй подход).
Итак, ЛИС - целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности кинетической цепи. Информационный поток (ИП) — это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций [1,3,5].
Классификация пнф ор маппонпьи потоков
Признак» классификации информационных потоков
По оженим но
tc логистичгкдгиЬ*
• - элемвдтфринв
комплексные
* ключевые
- * бауийкыь
По ОТЬОЧ-БМЮ
кЛСп зле
* гиутрвмниё! ' внешние - гприпшппгьмыг ■ аарйпщпьныз
Ли илжцчонпр
МфЛфНЩт
ITQKDB —
Пц ладу
носителя}
■ на П-умм)** чмт&лйх
- МП млгнитиык
чос™пяч
— * jüieJirpuHHbtt
- - П[>ПЧ1ЛП
(уППЛИЛА^ЛИИр)
■ ■ (ШРМЕтЩНО-
СМ^ййоЦНЫс . учвтцп анй0И1Ич4СлИй . вйтчЬгшапьние
Па CiüIishh
^püfljrffl SHi'fJf.VlüLVM - ■ -ПЧЛ|мГ|.|С
i- евкретныь (кпифу 1 jviii ПМ II J9) ■ » прсстьк
■ .IjIIGIIIIiiI^
По BßBM&Mj Г'Озийхнапммк
ИСЛЛЛг.ЯРРЛАКЯ-
* рйгугыеные
оперативные
tan
'-Gif linctx
Г(п слцг-пбу передачи данных
• liVDaeuOnt
■ ' ПСЧРП^
. nil тп.и^ди/. -рлчгр^у,
■ Парадно. ГАЛЭРЬЩВЧИРО
• aii4iLT|ioh4[»i почтой
» пг:- ффйдииирчйй ¿№1
f ПГ1 Ъ1 Г- Д 'mi г.н у и и |гл 11 и 111 < | .1 м
CilSlfll
[12]
Информационная система логистики являются частью общей информационной системы предприятия. В ее рамках взаимодействуют различные информационные потоки:
- снабженческие,
- производственные,
- сбытовые,
- маркетинговые,
- финансовые,
- информацию о перевозках.
Назовем информационным потоком поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализаций управляющих функций [1-3].
Несомненно, использование информационной логистики позволило наладить эффективную связь между участниками процесса управления, хотя это повлекло за собой некоторые проблемы, например, недостаток в получении и обработке данных, проблема исследования операций в управлении материальными и информационными потоками, проблема управления поставками и т.д. Для управления информационными потоками и организации электронной передачи данных между предприятиями нужно, прежде всего, достичь
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
совместимости аппаратного оборудования и программного обеспечения. В настоящее время эти проблемы находятся на стадии решения, так как роль информационного обеспечения логистического управления возрастает с каждым днем, приобретая массовые масштабы, тем самым ускоряет процесс формирования информационных технологий в логистике [9].
Данная статья является продолжением моих научных исследований в сфере информационных потоков в логистике.
Маркарян Ю. К. Исследование видов, особенностей и характеристик информационных потоков в логистике. Ю. К. Маркарян // Научные исследования: от теории к практике : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 167-171. Список использованной литературы:
1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
2. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.
3. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
4. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
5. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
6. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 168 с.
7. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
8. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
9. Родкина Т.А. Управление информационными потоками в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (концепция, методология, реализация) Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2001.
10.Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние, перспективы. Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 5. С. 144-148.
11.Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» - 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. - М. : ГУУ. 2013. -173 с.
12.Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. - М. : ГУУ. 2014. -158 с.
13.http://managment-study.ru/vidy-informacionnyx-potokov-v-logistike.html
14.http://www.xcomp.biz/tema-4-informacionnaya-logistika.html
© Маркарян Ю. К., 2016