УДК 658.75
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ОТКАЗ» В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
Р. Л. ЧУРИЛОВ,
аспирант кафедры логистики и организации перевозок E-mail: rostbeatl@me. com Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
В статье анализируются различные подходы к определению понятия «отказ» в цепях поставок, и рассматриваются существующие классификации их видов. Также анализируются сложности выявления и учета отказов в цепях поставок и важность сбора статистики об их возникновении для последующих исследований.
Ключевые слова: цепь, поставки, надежность, отказ.
Тема определения надежности цепей поставок становится все более актуальной. Ведется разработка модели, которая позволяла бы адекватно оценивать надежность цепей поставок, переходя от условных качественных оценок к количественным, что даст возможность взглянуть на оптимизацию цепей поставок с учетом нового измерения. В большинстве работ, в том числе А. А. Бочкарева, а также в работах [5, 6, 10, 14, 20-22], посвященных изучению надежности цепей поставок, предлагается производить оценку цепей поставок посредством адаптированных моделей и методов теории надежности технических систем (ТНТС).
Теория надежности - наука о методах обеспечения и сохранения надежности при проектировании, изготовлении и эксплуатации техники [18]. Существуют четкий понятийный аппарат ТНТС и большое количество моделей и методов, которые нашли широкое применение в работе организаций, занимающихся созданием, производством, испытанием и эксплуатацией техники. Данная концепция не является новой для логистического сообщества, но ее конкретные воплощения применительно к задачам логистики описываются в литературе
сравнительно недавно. Наиболее активно развивается подход к оценке надежности цепей поставок с позиции схемной надежности.
В основу большинства работ по данной теме положена идея о том, что надежность цепей поставок определяется количеством отказов, которые возникают в цепи поставок [14, 6, 10, 14, 20-22]. Таким образом, при исследовании надежности цепи поставки следует уделять особое внимание самому понятию «отказ».
Цель - добиться отсутствия отказов в функционировании цепей поставок - вызвана стремлением избежать негативных последствий, которые могут быть самыми разнообразными, начиная от незначительных денежных издержек и заканчивая банкротством компаний. Эти последствия связаны с характером самого отказа: что отказало, где и когда отказало, а также с такими факторами, как возможность восстановления цепи, время, необходимое для устранения отказа, возможность самовосстановления работоспособности изделия, влияние данного отказа на вероятность возникновения более опасных отказов и др. Поэтому необходимость учета всех отказов в цепи поставки очевидна. Но для этого необходимо четко понимать, какие процессы относить к отказам, а также провести соответствующую классификацию отказов. Тщательный анализ и выявление всех основных видов отказов - предпосылка для успешного решения задач, связанных с повышением надежности изделия [15].
В ряде современных работ по логистике 6, 10, 14, 20-22] такие понятия, как «отказ», «сбой», «неисправность», «повреждение» и «дефект», не только путаются, но и используются как синонимы,
что является некорректным и приводит к неверному истолкованию. Поэтому необходимо разграничить данные термины на основе понятийного аппарата ТНТС.
Повреждение определяется в [4], как приемлемая для пользователя неполная способность изделия выполнить требуемую функцию. А накопление повреждений в элементе или изделии предшествует возникновению его отказа.
Дефектом называется такое изменение нормального состояния изделия, которое само по себе не влияет на выполнение им своих функций (т. е. не влияет на эффективность изделия или не снижает эффективности ниже требуемого уровня) [19]. При этом дефект рассматривается как потенциально возможная причина отказа. Понятие «дефект» следует относить только к результату технологического процесса, а понятие «повреждение» - к результату воздействий на объект при его эксплуатации [15].
Неисправность - состояние объекта исследования, характеризующееся неспособностью выполнить требуемую функцию. Данное понятие применимо как для технических систем, так и для цепей поставок. К такому состоянию системы приводят отказы.
В таблице приведены определения термина «отказ» в трактовках, относящихся к логистическим и техническим системам. В общем случае в технических системах отказом считают событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта, т. е. система или ее элемент перестают выполнять целиком или частично свои функции. Для цепей поставок пока нет единого определения этого термина, хоть в их основе и лежит определение из теории надежности. Вследствие отказа возможны полное прекращение работы устройства или снижение эффективности его функционирования ниже допустимого уровня [1].
Большая часть отказов возникает в случайные моменты времени, поэтому их можно трактовать как случайные события, следовательно, для их изучения применим математический аппарат теории вероятностей.
Термин «сбой» встречается во многих работах по логистике и управлению цепями поставок (УЦП). Но определение есть только в [7], где разделяются понятия «сбой» и «отказ». Сбой определяется как кратковременный переход цепи поставок из планового целеустремленного состояния в незапланированное состояние, не приводящее к
Варианты определения термина «отказ»
Автор, источник Определение
А. А. Бочкарев, Е. И. Зайцев, А. В. Шаповалов, И. Г. Шурпатов [1, 5, 6] Событие, состоящее в невыполнении контрактных обязательств по доставке груза по какому-либо пункту, являющемуся фактором риска (время, объем и т. п.), из-за сбоев в цепи поставок
Ю. В. Малевич, И. Г. Шурпатов, С. Н. Нагловский, Т. Г. Шульженко [10, 11, 22] Простое событие, представляющее собой выполнение определенного действия в процессе функционирования системы с ошибками или нарушениями, вызывающее определенные затраты или нарушения в выполнении последующих действий
Д. А. Иванов [7] Переход цепи поставок из планового целеустремленного состояния в незапланированное состояние, в котором невозможно достижение целей управления цепью поставок без дополнительных управляющих воздействий
В. А. Острейковский, А. С. Проников [1, 3, 12, 13, 15] Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта
ГОСТ [4] Потеря способности изделия выполнить требуемую функцию. Событие, которое приводит к состоянию неисправности
Я. Б. Шор [19] Такое изменение нормального состояния изделия, которое существенно влияет на выполнение им своих функций (т. е. выводит изделие из строя или снижает его эффективность ниже требуемого уровня)
Д. Н. Решетов [16] Утрата работоспособного состояния изделия (полная или частичная)
Д. К. Ллойд, М. Липов [8] Неспособность оборудования удовлетворить техническим требованиям или техническому заданию
Б. В. Гнеденко, Ю. К. Беляев, А. Д. Соловьев [2] Частичная или полная утрата или видоизменение таких свойств изделий, которая существенным образом снижает или приводит к полной потере работоспособности
потере управляемости, а также характеризуется режимом функционирования, в котором отдельные показатели цепи поставок или показатели внешней среды находятся вне интервалов штатного режима в таких пределах, при которых не существует угроза аварии или катастрофы. Сбой самоустраняется без внешних воздействий. Данное определение явно было заимствовано из ТНТС, так как согласно [3]
сбой является самоустраняющимся отказом или однократным отказом, приводящим к кратковременной потере работоспособности, но устраняемым незначительным вмешательством оператора. В новом стандарте [4] понятие «сбой» заменяется понятием «неисправность», причем даются три вида неисправностей:
- нестабильная неисправность, проявление которой исчезает без постороннего вмешательства;
- перемежающаяся неисправность, проявляющаяся неоднократно;
- неявная неисправность, которая вызывает
ошибку при специфических условиях.
Эти определения еще раз доказывают, что понятие «отказ» - весьма широкое, ввиду чего его целесообразно рассматривать с позиций соответствующей классификации.
В ТНТС существует развернутая классификация отказов, и в разных источниках выделяются их разные классификационные признаки [3, 4, 15, 16]. Рассмотрим лишь основные классификационные признаки, которые применимы к цепям поставок:
1) по характеру последствий отказов:
- отказы функционирования (приводят к тому, что объект не может выполнять свои функции);
- параметрические отказы (приводят к выходу параметров объекта за допустимые пределы, но не ограничивают функционирование объекта);
2) по закономерности возникновения:
- случайные отказы (обусловлены непредусмотренными перегрузками, дефектами элементов, ошибками персонала или сбоями системы управления и т. п.);
- систематические отказы (обусловлены закономерными и неизбежными явлениями, вызывающими постепенное накопление повреждений);
3) по моменту возникновения:
- фактические отказы (возникают во время эксплуатации объекта и прерывают его работу);
- потенциальные отказы (потенциально возможные события, предотвращаемые заблаговременно выполнением ремонта или регулировок);
4) по характеру возникновения:
- постепенный отказ (происходящий в результате медленного, постепенного ухудшения качества объекта);
- внезапный отказ (возникает в результате сочетания неблагоприятных факторов и случайных внешних воздействий, превышающих возможности изделия к их восприятию, и проявляется в результате резкого изменения основных параметров системы или элемента);
- сложный отказ (отказы постепенные по развитию, но внезапные по проявлению);
5) по причине возникновения:
- конструкционный отказ (вызванный недостатками конструкции объекта);
- производственный отказ (связанный с ошибками при изготовлении объекта по причине нарушения технологии);
- эксплуатационный отказ (вызванный нарушением правил эксплуатации);
6) по степени тяжести отказа:
- легкий отказ (или легкоустранимый отказ);
- средний отказ (не вызывает отказов смежных узлов);
- тяжелый отказ (вызывает отказы смежных узлов или приводит к угрозе жизни и здоровью человека);
- неустранимые (т. е. крайне тяжелые);
7) по связи с другими отказами:
- зависимые (если при отказе элемента изменилась вероятность появления отказов других элементов);
- независимые (если отказ какого-либо элемента в системе не является причиной отказа других элементов);
8) по возможности работы после возникновения
отказа:
- полные отказы (исключающие возможность работы объекта до их устранения);
- частичные отказы (при которых объект может частично использоваться);
9) по легкости обнаружения:
- очевидные (явные) отказы (можно обнаружить визуально или штатными методами при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению);
- скрытые (неявные) отказы (можно обнаружить только при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики);
10) по периоду возникновения:
- приработочные отказы (возникают в начальный период эксплуатации и связаны с
отсутствием приработки или с попаданием в сборку дефектных элементов);
- отказы при нормальной эксплуатации (возникают до проявления износовых отказов);
- износовые отказы (вызываются необратимыми процессами износа деталей, старения материалов и пр.);
11) отказы срабатывания:
- отказ срабатывания (заключающийся в невыполнении объектом требуемого срабатывания);
- ложное срабатывание (заключается в срабатывании при отсутствии требования);
- излишнее срабатывание (срабатывание при требовании срабатывания других элементов);
12) в соответствии с разделением повреждений
на допустимые и недопустимые, аналогичное
понятие следует применять и к отказам:
- допустимые отказы (связаны с процессами, которые приводят к постепенному ухудшению выходных параметров изделия);
- недопустимые отказы (связаны с нарушением условий производства, эксплуатации, ремонта, ошибками людей, управляющих машиной, а также со скрытыми причинами, не учтеными в технических условиях и нормативных параметрах);
13) по характеру устранения:
- устойчивый отказ (нарушения работоспособности объекта может быть ликвидированы только посредством ремонта);
- неустойчивый/перемежающийся отказ (многократно возникающий сбой одного и того же характера).
Эта классификация наглядно иллюстрирует упомянутую выше взаимосвязь отказов и сбоев в технических системах.
Таким образом, очевидно, что в технических системах классификации отказов отведена значительная роль, в то время как в рассмотренных работах по логистике и УЦП данная проблема освещается недостаточно и только отдельными авторами [7, 20, 21]. В работе [7] приводится классификация по сложности прилагаемых управляющих воздействий по возвращению системы в работоспособное состояние. Согласно данной классификации выделяют четыре уровня отказов.
1. Критическая ситуация (нарушение одного процесса) - режим функционирования цепи пос-
тавки, в котором показатели качества цепи поставок (или внешней среды) выходят за установленную норму, при этом появляется угроза срыва плана или катастрофы. Ситуацию можно исправить оперативным изменением в процессах с использованием резервов (например, страховых запасов).
2. Опасная ситуация (нарушение нескольких процессов) - режим функционирования, в котором показатели качества цепи поставок (или внешней среды) выходят за установленную норму, при этом почти неизбежны срыв плана или катастрофа. Ликвидация опасной ситуации осуществляется на основе коррекции плана - изменения в оперативных планах (например, изменения сроков поставки продукции).
3. Ситуация срыва плана (нарушение многих процессов) - режим функционирования, в течение которого цепь поставок переходит в неработоспособное состояние, а для восстановления работоспособности необходимо выполнить перепланирование. Ликвидация ситуации возможна на основе перепланирования, т. е. изменения в тактических планах (например, изменения объемов производства).
4. Катастрофическая ситуация (нарушение подавляющего большинства процессов) - режим функционирования, в течение которого цепь поставок переходит в неработоспособное состояние, а переход в работоспособное состояние принципиально исключается и/или экономически нецелесообразен. Ситуацию можно ликвидировать посредством изменения целей УЦП и финансовых планов, т. е. изменения стратегического плана. По сути, речь идет уже о формировании новых цепей поставок и системы управления ими.
В работах [20, 21] приводятся три типа зависимостей между процессами, протекающими в складских системах, которые приводят к отказам в обслуживании, аналогичным выявленным при исследовании технических систем [9]:
1) процессы х; (0, протекающие в различных элементах системы (или в одном элементе), приводят к возникновению независимых отказов;
2) процессы у{ (1), не приводящие к отказу при достижении предельных состояний, являются причинами возникновения других процессов х; (1), приводящих к отказам;
3) процессы х; (г1), приводящие к отказам, развиваются в зависимости от того, достигают ли определенного состояния другие процессы у (1), не приводящие к отказу.
К сожалению, данные классификации не охватывают всех характеристик отказов, возникающих в цепях поставок, поэтому считаем, что необходимо адаптировать часть классификации из ТНТС и дополнить ее с учетом специфики цепей поставок. В цепях поставок нет поломок в понимании технических систем, но они также относятся к физическим процессам, и многие из них нельзя исправить коррекцией планов, как предлагается в работе [7].
Отказы в цепях поставок являются сложными явлениями, их природу и их последствия сложно проследить, так как в цепях поставок связь между звеньями цепей не только индивидуальна для каждой из поставок, но и модулируется многими факторами, в том числе и человеческим.
При рассмотрении надежности технических систем целесообразно различать объекты исследования. Так, на основе классификаций технических систем [19] можно выделить две основные группы таких объектов.
1. Элементы. Это составные части системы, которые при выходе из строя уже не могут быть восстановлены. В случае их применения в изделиях вышедшие из строя элементы могут быть заменены на исправные. В некоторых случаях целесообразно в качестве элементов сложных изделий рассматривать их отдельные блоки или узлы. Применительно к цепям поставок за элементы можно принять звенья логистической цепи или этапы функционирования цепи поставки, в которых может произойти отказ.
2. Изделия. Это объекты, состоящие из элементов, которые обладают свойствами элементов и свойствами подсистем, образующимися в результате взаимодействия их составляющих. В логистике изделиями будут являться цепи поставок, состоящие из набора звеньев.
Предлагаемая классификации исследуемых объектов является достаточно условной, однако она удобна в методологическом отношении и позволяет избежать некоторых недоразумений, которые встречаются в литературе по надежности, когда четко не оговаривается, о каких объектах идет речь.
Элементы в зависимости от последствий отказа могут быть существенными и несущественными
[19]:
- если отказ элемента приводит к отказу изделия, такой элемент является существенным.
- если отказ элемента не приводит к дефекту изделия, такой элемент является несущественным.
Данная характеристика применима и к цепям поставок, так как каждое звено в цепи поставок играет свою роль и не всякий отказ элемента приводит к отказу всей цепи поставки. Целесообразно выделить отказы цепи поставки и отказы ее звеньев и учитывать связи между элементами, а также критичность их отказа для самой системы. В работах А. А. Бочка-рева и [6, 10, 22] рассматривается данный вопрос, и выделяются три типа соединений элементов:
- последовательное, когда отказ любого элемента вызывает отказ всей системы. В работах [11, 22] рассматривается только этот тип связей;
- параллельное, при котором отказ системы наступает только тогда, когда отказывают все параллельно включенные в систему элементы;
- последовательно-параллельное или комбинированное. В данной системе в разной пропорции присутствуют последовательно и параллельно включенные элементы.
Специфика цепей поставок такова, что соединения звеньев цепи поставки нельзя отнести ни к одному из описанных типов. Отказ всей цепи поставки может характеризоваться отказом определенной комбинации ее звеньев, кроме того, эта комбинация должна произойти в определенный момент, когда восстановление или включение резерва уже не будет возможным.
На практике не всякий отказ элемента цепи поставки приводит к отказу всей цепи, поскольку большинство звеньев цепи поставок может быть восстановлено после отказов, при этом возникшие негативные последствия могут быть устранены на последующих этапах, так как цепи поставок относятся к числу восстанавливаемых систем, элементы которых ремонтопригодны. Например, опоздание транспортного средства на погрузку может быть компенсировано за счет более оперативной погрузки или ускоренного режима движения в пункт назначения, а недостача по количеству груза в пункте назначения может быть временно компенсирована из страхового запаса или путем сокращения сроков следующей поставки и другими способами.
Определение отказа системы требует особого подхода и будет для каждой цепи поставки зависеть от индивидуального сочетания элементов. Например, при экспортных отправках грузов ошибка в оформлении таможенной декларации не может сама по себе привести к срыву поставки, так как ее можно исправить за определенный промежуток времени. Также задержка доставки груза в порт под
запланированное судно не может привести к срыву поставки. Но если груз был доставлен в порт к самой отправке судна, а ошибка в документах была обнаружена только по прибытии груза в порт, то вероятность срыва поставки возрастет из-за нехватки времени для внесения корректировок.
Обязательно необходимо выделять отказы, относящиеся к различным характеристикам материального и сопутствующих потоков, которые проходят в цепях поставок. Это так называемая логистическая классификация, которая отражает логистические процессы цепей поставок.
Материальный поток включает в себя составляющие, относящиеся к физическим параметрам характеристики заказа (например, количеству, качеству, номенклатуре и др.). Примерами отказов, связанных с материальным потоком, могут служить: повреждения грузовых мест, недостача, пересортица, ошибка в маркировке и др.
Информационный поток включает в себя документооборот и информирование, протекающие внутри цепи поставки во время ее функционирования. Отказы могут быть связаны с неправильным оформлением или движением документов на перевозимый груз в цепи поставки, например, ошибкой в составлении документов, их утерей, несоставлением необходимых документов и др. Иной тип информационных отказов может возникнуть в процессе обмена информацией между участниками цепи поставки, например, из-за позднего информирования о прибытии транспорта под погрузку или неверных данных о номенклатуре заказа и т. д.
Финансовый поток характеризуется денежными расходами на организацию доставки заказа в цепи поставки. Возникающие отказы связаны с дополнительными денежными затратами на организацию доставки груза. Данные расходы могут появляться в процессе восстановления после возникновения отказов по другим составляющим либо как следствие возникших отказов (штрафы за превышение допустимого веса груза в транспортном средстве, затраты на простои под погрузкой, штрафы за опоздания и др.).
Во всех потоках могут произойти различного рода экстремальные или нештатные ситуации, которые следует выделить в отдельную составляющую. К ним относятся ситуации, вызванные природными катаклизмами, форс-мажорными обстоятельствами и другими причинами, на которые не могут повлиять участники цепи поставки.
Все составляющие протекают во времени, и данный аспект обязательно необходимо учитывать. Возникновение отказов цепи поставки или ее элементов может быть связанно с временем, затрачиваемым на выполнение операций по доставке груза (задержка при погрузке транспортного средства, раннее прибытие транспортного средства под выгрузку и др.).
Учет и классификация всех возникающих в цепях поставок отказов обязательны, так как без этих данных невозможны дальнейший анализ и оптимизация рассматриваемых систем. Оценка надежности цепей поставок должна осуществляться на основе собранных статистических данных о функционировании цепи поставки, но в анализируемых работах не предлагается адекватного алгоритма по сбору и систематизации таких статистических данных. Кроме того, нет детальных рекомендаций относительно того, учет каких именно процессов необходимо осуществлять. Это представляется основной проблемой развития данной области логистики.
В работах [6, 14, 20] рассматривается одно из основных уравнений ТНТС, где главную роль играет показатель которым обозначается интенсивность потока отказов, но не приводятся статистические данные для определения данного показателя, и не строится поток отказов. В работах по ТНТС [2, 19] для адекватной оценки процессов, происходящих в изучаемых системах, строится не только поток отказов, но и поток восстановлений. При этом для комплексной оценки надежности используется не вероятность безотказной работы, а коэффициент готовности. Этот коэффициент представляет собой вероятность того, что в произвольный момент времени изделие будет находиться в состоянии готовности.
Выше уже отмечалось, что так как отказы характеризуются случайностью момента их возникновения, их можно трактовать как случайные события. Следовательно, математическим аппаратом для изучения отказов могут быть теория вероятностей и ее положения, что также необходимо будет проверить в дальнейших исследованиях.
Еще одной важной особенностью цепей поставок является их самообучаемость, т. е. по мере возникновения и восстановления отказов цепь поставок «учится на своих ошибках» и реорганизуется таким образом, чтобы устранить отказы либо снизить ущерб от их возникновения. Эта особенность снижает эффективность оценки надежности цепей поставок на основе статистической информации их эксплуатации, поскольку в соответствии с данным
принципом количество отказов должно стремиться к нулю. И этот фактор также подлежит учету в дальнейших исследованиях.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на данный момент нет единого логистического определения понятия «отказ» в цепях поставок, а существующие определения не отражают всей глубины данного понятия. Поэтому необходимо адаптировать понятийный аппарат, который уже разработан в теории надежности, с учетом специфики функционирования цепей поставок.
Кроме того, отсутствует подробная классификация отказов в цепях поставок, поэтому представляется целесообразным адаптировать классификацию из ТНТС и рассмотреть под этим углом зрения взаимосвязь между воздействиями на цепь поставки, процессами, протекающими в ней, и возникающими отказами - для сложных человеко-машинных систем [17, 20].
Только после этого возможно будет сформировать адекватную систему учета отказов и восстановлений, происходящих в цепях поставки. И уже с появлением реальных исходных данных будет возможна дальнейшая разработка систем для оценки надежности цепей поставок и их элементов, а впоследствии и способов оптимизации данного показателя.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. URL: http://bse. sci-lib. com/.
2. Гнеденко Б. В. Математические методы в теории надежности / Б. В. Гнеденко, Ю. К. Беляев, А. Д. Соловьев. М.: Наука, 1965.
3. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1990.
4. ГОСТ Р 53480-2009. Надежность в технике. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2010.
5. Зайцев Е. И. Транспортно-закупочная задача с ограничением на надежность поставок / Е. И. Зайцев, А. В. Шаповалов // Логистика и управление цепями поставок. 2010. № 6 (41).
6. Зайцев Е. И. Методический подход к разработке топологии цепи поставок по критериям надежности и минимума затрат / Е. И. Зайцев, И. Г. Шурпатов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2011. Вып. 2 (45).
7. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2009.
8. Ллойд Д. К. Надежность: Организация исследования, методы, математический аппарат / Ллойд Д. К., Липов М., пер. с англ. М.: Советское радио, 1964.
9. Лукинский В. С. Прогнозирование надежности автомобилей / В. С. Лукинский, Е. И. Зайцев. Л.: Политехника, 1991.
10. Малевич Ю. В. Повышение надежности транспортно-терминальных операций в цепях поставок / Ю. В. Малевич, И. Г. Шурпатов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2011. Вып. 1 (44).
11. Нагловский С. Н. Экономика и надежность логистических контейнерных систем: монография. Ростов н/Д: РГЭА, 1996.
12. Надежность технических систем: справочник / под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985.
13. Острейковский В. А. Теория надежности: учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2003.
14. Проблемы формирования прикладной теории логистики и управления цепями поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского и Н. Г. Плетневой: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
15. ПрониковА. С. Надежность машин. 4-е изд. М.: Машиностроение, 1978.
16. Решетов Д. Н. Детали машин: учеб. для вузов. 4-е изд. М.: Машиностроение, 1989.
17. Сергеев В. И. Терминологические аспекты понятия «устойчивости» цепей поставок в фокусе логистической интеграции / В. И. Сергеев, Е. А. Дорофеева // Логистика и управление цепями поставок. 2010. № 3 (38).
18. Червоный А. А. Надежность сложных систем / А. А. Червоный, В. И. Лукьященко, Л. В. Котин. М.: Машиностроение, 1972.
19. Шор Я. Б. Статистические методы анализа и контроля качества и надежности. М.: Советское радио, 1962.
20. Шульженко Т. Г. Актуальные проблемы управления терминально-логистическими комплексами в цепях поставок. СПб: СПбГИЭУ, 2011.
21. Шульженко Т. Г. Оценка надежности складских систем с использованием логических моделей отказов // Логистика и управление цепями поставок. 2010. № 6 (41).
22. Шульженко Т. Г. Методы формирования модели надежности складских процессов / Т. Г. Шульженко, И. Г. Шурпатов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2010. Вып. 2 (37).