УДК 796.015.12 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-73-82
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЫЖКАМ НАЧИНАЮЩИХ ФИГУРИСТОВ
НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ: КОМБИНИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ
Е.Е. Губаева
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия
Аннотация
В данной статье представлены результаты практического исследования эффективности использования новаторской методики обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет при комбинировании системно-функционального и технологического подходов.
Цель - изучить эффективность использования разработанной методики обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет на основе теории функциональных систем, реализованной при помощи использования технологических карт учебно-тренировочных занятий.
Методы и организация исследования. Для реализации поставленной цели исследования использовались: метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов. В пролонгированном эксперименте приняли участие две группы спортсменок в возрасте от 5 до 7 лет, по 20 человек в каждой, тренирующихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Спортивная школа «Стрела»» г. Казани Республики Татарстан.
Результаты исследования и их обсуждение. Применение в течение двух лет в экспериментальной группе разработанной методики по обучению прыжкам в фигурном катании на коньках сопровождалось достоверным ростом уровней экспертных средних и суммарных оценок за три прыжка у спортсменок начального этапа подготовки в фигурном катании на коньках.
Заключение. Разработанная методика обучения прыжкам фигуристов 5-7 лет на основе комбинирования системно-функционального (физиологического) подхода с технологическим (педагогическим) подходом является эффективным способом обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет по сравнению с общепринятым, использовавшимся в контрольной группе.
Ключевые слова: подход, методика, тренировка фигуристов, начальное обучение, юные фигуристы, функциональная система, технологическая карта урока, прыжки в фигурном катании на коньках.
APPLICATION OF THE THEORY OF FUNCTIONAL SYSTEMS IN COACHING ON TEACHING JUMPS FOR BEGINNER FIGURE SKATERS BASED ON THE TECHNOLOGICAL MAP OF THE LESSON: COMBINING APPROACHES
E.E. Gubaeva, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1481-1280
Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia
Abstract
This article presents the results of a practical study of the effectiveness of using an innovative methodology for teaching jumps for figure skaters of 5-7 years old when combining system-functional and technological approaches.
The purpose is to study the effectiveness of using the developed methodology of teaching jumps for figure skaters of 5-7 years old on the basis of the theory of functional systems, implemented using technological maps of educational and training sessions.
Research methods and organization. To achieve the goal of the study, the following methods were used: the method of expert assessments, a pedagogical experiment, methods of statistical processing of results. The experiment involved two groups of female athletes of 5-7 years old, 20 people in each group, who are training at the Municipal Budgetary Educational Institution of Extended Education "Strela Sports School" in Kazan, the Republic of Tatarstan.
Research results and discussion. The application of the developed methodology for training jumps in figure skating in the experimental group for two years was accompanied by a significant increase in the levels of expert average and total ratings for three jumps among athletes of the initial stage of training in figure skating. Conclusion. The developed methodology of teaching jumps of young figure skaters of 5-7 years old on the basis of combining a system-functional (physiological) approach with a technological (pedagogical) approach is an effective way of teaching jumps of figure skaters of 5-7 years old in comparison with the generally accepted one used in the control group.
Keywords: approach, methodology, figure skaters training, initial training, young figure skaters, functional system, technological map of the lesson, figure skating jumps.
ВВЕДЕНИЕ
Фигурное катание, впервые громко заявившее о себе на Олимпийских играх 1908 года, является одним из старейших и сложнейших видов спорта, которые присутствуют и на сегодняшних Олимпийских играх. Тем не менее фигурное катание со временем эволюционировало, и акцент на соревнованиях изменился [11, 14]. В XXI веке фигурное катание становится все более технически ориентированным в связи с развитием с 2002 года новой Международной системы судейства, которая заменила «систему 6.0» на математически детерминированную модель подсчета итогового результата спортсмена [7, 10]. Такая модернизация системы судейства стимулировала фигуристов выстраивать свои программы с более сложными элементами, чтобы получить как можно более высокие баллы [12]. Усложнение элементов, как правило, шло и продолжает идти по пути всё более сложных вращений и более сложных последовательностей шагов, а также большей высоты, длины и правильности техники выполнения прыжков [9]. Уделяя особое внимание технической сложности, фигуристы выделяют большую часть тренировочного времени на совершенствование техники прыжков и увеличение времени полета в прыжке. В результате фигуристы тренируются все более интенсивно, а начинают спортивный путь во все более раннем возрасте. Общепризнано, что фигурное катание — это отрасль спорта, которая требует навыков применения техник, артистизма, скорости и мощности, полученных в результате интенсивных тренировок за долгие годы, начиная с самого юного возраста [4]. Однако следует отметить, что не всегда успех зависит только лишь от усилий фигуристов; огромное влияние оказывают
тренеры: как исследователи фигурного катания, так и опытные практики-профессионалы в этой области разрабатывают и предлагают всё новые программы тренировок как на льду, так и вне льда, как с применением специального инструментария, так и без него [4, 5]. В течение последних трех десятилетий XX века ученые работали над созданием теоретической основы для объединения многих секторальных знаний в области физиологии с помощью интегрирующей теории функциональных систем (ФС). Основной вклад в развитие этих усилий внесли такие ученые, как П.К. Анохин [1] и К.В. Судаков [6]. С позиций теории ФС прыжок в фигурном катании на коньках возможно рассматривать как функциональную систему. При таком подходе прыжок представляется как единая система взаимодействующих компонентов (анатомических и психофизиологических), включая направленность функционирования системы на достижение конкретной цели — полезного приспособительного результата в форме биомеханически безошибочного выполнения прыжка. Каждый прыжок как открытая система, вмещающая комбинацию анатомических систем органов-эффекторов и связывающих их психофизиологических механизмов, является временной констелляцией, имеющей тенденцию перехода в постоянную форму при достижении полезного приспособительного результата. Из этого следует, что биомеханика прыжков в фигурном катании на коньках характеризуется не столько упрощенными рефлекторными или динамически стереотипными реакциями, сколько сложной внутренней психофизиологической деятельностью организма фигуриста, которая может быть
описана в категориях теории функциональных систем. В указанных категориях ФС прыжка включает такие структурные части, как афферентный синтез, программа действий, принятие решения, действие, акцептор результата действия и полезный приспособительный результат. С позиций теории ФС при обучении фигуристов прыжкам тренерское воздействие должно быть направлено на все структурные элементы формируемой ФС. Тогда функциональная система прыжка будет формироваться при поддержке в каждом своем компоненте и на каждом этапе, так как следует учитывать, что структурные элементы ФС задействуются для достижения цели по циклическому принципу с повторами и перебором вариантов до тех пор, пока цель не будет достигнута и успешный вариант действий не закрепится. Тренерская помощь становлению ФС прыжка фигуристов сможет обусловливать повышенный уровень эффективности их прыжковой подготовки. Тем не менее в современной литературе данный подход разработан недостаточно. Кроме того, следует отметить, что тренерская помощь становлению ФС прыжка фигуристов должна быть разработана и предложена в готовой форме методического инструментария, чтобы она нашла себе широкое применение и заняла достойное место в практике тренерской работы. Некоторые авторы считают, что тренерские инструкции или подходы можно переформулировать или переформатировать так, чтобы они привлекали внешний, а не внутренний фокус. Часто это приводит к немедленному повышению производительности спортсменов [13]. С учетом приведенного мнения возможно переформатировать тренерскую работу с учетом теории ФС, возведя ее в технологию, что возможно благодаря такому явлению, как технологическая карта урока/занятия. Технологическая карта, как известно, является обновленным методическим компонентом современного урока. Она как форма планирования деятельности субъектов образовательного процесса пришла на сме-
ну конспекту урока. Технологическая карта является эффективной формой представления урока, отражающей процесс деятельности учителя и ученика от поставленной цели до достижения планируемого результата в зависимости от типа урока [2]. Сам термин «технологическая карта урока» в педагогике употребляется для обозначения методического проекта учебного процесса или обобщенно-графического выражения сценария, логической структуры урока [3]. Анализ доступной опубликованной литературы свидетельствует, что существует недостаток исследований по применению теории функциональных систем в тренерской работе по развитию прыжков у начинающих фигуристов на основе технологических карт. Поэтому цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить эффективность обучения прыжкам фигуристов 5-7 лет под влиянием системно-функционального (физиологического) подхода, преломлённого через технологический (педагогический) подход.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чтобы изучить влияние на фигуристов комбинированной на основе двух (физиологического и педагогического) подходов методики тренировки, был использован метод педагогического эксперимента с этапами предварительного и заключительного тестирования, а также внедрение между ними разработанной методики обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет на основе теории функциональных систем П.К. Анохина - К.В. Судакова. 20 фигуристок (п=20) Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования (МБОУ ДО) «Спортивная школа «Стрела»» г. Казани Республики Татарстан (РТ) участвовали в двухлетней программе экспериментальной подготовки и составляли экспериментальную группу (ЭГ), а 20 фигуристок (п=20) того же учреждения представляли контрольную группу (КГ). На протяжении всего исследования фигуристы тренировались на этапах начальной подготовки фигуристок в одиночном фигурном катании
на коньках в среднем 312 часов в год на 1-м году обучения и 468 в год на 2-м и 3-м годах обучения, распределенных по 156 дням и 156 учебно-тренировочным занятиям в год. Следует отметить, что это исследование проводилось с тремя месячными перерывами (каникулярный июнь каждого года). Обе группы придержива-
лись своих обычных графиков тренировок на протяжении всего исследования. Экспериментальная методика обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет на основе теории функциональных систем П.К. Анохина — К.В. Судакова внедрялась в программу тренировок посредством специально разработан-
Технологическая карта
учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании на основе функционально-системного подхода (ЧАСТЬ I)
Тренер _
Дата _
Год обучения Цель
(число)
(месяц)
(год)
(начальная подготовка)
Научить основным элементам техники выполнения следующих прыжков:
Перекидной Сальхов Тулуп Риттбергер
Флип Лутц Аксель
Оборотность прыжков
В один оборот В два оборота
В три оборота
Задачи
(нужные отметить) Сформировать функциональную систему прыжков:
Обучение основным Фаза прыжка Цель действий Экстериоризация Интериор гоация
фазам прыжка скольжением по дуге Обучение разбегу Обучение созданию начального вращения скольжением по дуге Обучение созданию начального вращения уменьшением радиуса дуги скольжения, группировкой Обучение навыку ощущать уменьшение радиуса дуги скольжения
Обучение достижению максимальной угловой скорости Обучение достижению максимального разбега Обучение навыку ощущать уменьшение рост угловой скорости
Обучение толчку Обучение отрыву ото льда в момент достижения максимальной скорости Обучение отталкиванию в прыжок Обучение навыку выбора момента отрыва
Обучение полету Обучение совершению в воздухе требуемого числа оборотов вокруг своей оси Обучение созданию вращательного движения в толчке. Обучение увеличению скорости в группировке. Обучение уменьшению скорости в раз-группировке. Обучение навыку ощущать сипу своего веса и скорость вращения
Обучение приземлению Обучение сохранению равновесия на опорной ноге и преодолению отдачи Обучение сгибанию опорной ноги для скольжения по дуге так, чтобы погасить вертикальную скорость, преобразовать остаточное вращение в скольжение по дуге приземления Обучение навыку ощущать чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси и чрезмерное уменьшение горизонтальной скорости движения
Обучение основным фазам прыжка стопорящим действием конька о лед (сокрагцено) Обучение основным фазам прыжка закручиванием тела (сокращено)_
Рисунок 1 - Разработанная на основе теории ФС технологическая карта учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании (часть I, приводится в сокращении - прим. автора) Figure 1 - The technological map of the training session on teaching jumps in figure skating, developed on the basis of the theory of functional systems (part I, is abbreviated - author's note)
ной технологической карты, в которую были заложены внешние проекции взаимосвязанных внутренних компонентов ФС прыжка.
Технологическая карта учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании состоит из трех частей (рисунки 1-3),
Технологическая карта
учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании на основе функционально-системного подхода (ЧАСТЬ II)
Метод обучения (фаза прыжка)
Место проведения
Ис пол ьзу емые предметы
Анатомические «мишени» воздействия тренера
Развиваемые качества
Функционально-системные «мишени» и методы воздействия на них
Этапы реализации
1. Аналитичес кий (расчле не нный) 2. Синтетический (целостный)
1 а) разбег 16)толчок
1в) полет и вращение 1г) приземление
(нужный номер обвести)
1. В спортивном 2. В хореографи- 3. На льду 4. На резиновой
зале ческом зале дорожке у льда
(нужный номер обвести)
1. 2. 3.
4. 5. 6.
(нужный номер обвести)
Серд еч но -сосудистая система Дыхательная система Нервная система
Опор но-двигате л ьная система Эндокринная система
(нужные отметить)
1. Гибкость 2. Коорд инация 3. Ловкость и прыгучесть
4. Сила 5. Выносливость 6. Быстрота
(нужный номер обвести)
1. Афферентный ситнез 1а) Устная инструкция
16) Визуализация на примере тренера или квалифицированного спортсмена
1в) Визуализация покадровой фотоосъемкой
1г) Визуализация с помощью видеосъемки
1 д) Визуализация с помощью стереосъемки
2. Программа действия 2а) Разучивание отдельных позиций, движений вне льда
26) Разучивание движений на льду
2в) Самостоятельное выполнение прыжка в целом вне льда
2г) Самостоятельное выполнение прыжка в целому борта катка
2д) Самостоятельное выполнение техники прыжка в целом с поддержкой тренера
3. Принятие решения Выбор варианта программы действий
4. Действие Самостоятельное выполнение прыжка в целом на льду
5. Акцептор результата действия и обратная афферентация 5 а) Устная инструкция
56) Визуализация с помощью фотоосъемки
5в) Визуализация с помощью видеосъемки
5г) Визуализация с помощью стереосъемки
6. Результат действия Перебор вариантов, закрепление лучшего варианта
(нужные отметить)
1. Подготовительная теоретическая часть
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30.
(вычеркнуть нужное количество минут)
Под готов ител ьная часть (сокраще но) Основная теоретическая часть (сокращено) Основная практическая часть (сокращено) Дополнительная контрольная часть (сокращено) Дополнительная психологическая часть (сокращено)
Рисунок 2 - Разработанная на основе теории ФС технологическая карта учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании (часть II, приводится в сокращении - прим. автора) Figure 2 - The technological map of the training session on teaching jumps in figure skating, developed on the basis of the theory of functional systems (part II, is abbreviated - author's note)
каждая из которых имеет особенности. Часть I фокусируется на установлении организационных начал занятия, его целей по обучению конкретным перечисленным прыжкам с учетом
их оборотности. Прыжки классифицированы на три типа по биомеханике (скольжением по дуге, стопорящим действием конька о лед, закручиванием тела), и каждый тип разложен на
Технологическая карта
учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании на основе функционально-системного подхода (ЧАСТЬ III)
Ход учебно-
тре нировочного занятия
Типичные ошибки техники выполнения в фазах прыжка
Виды контроля
Типичные пси-хологичес кие ошибки
Ход реализации Деятельность тренера Деятельность фигуристов
1. Под готов иге ль ная часть
2. Основная часть
3. Дополнительная часть
Разбег 1. При разбеге не набрана достаточная скорость.
Попытка создать начальное вращение с помощью вращения верхней части тела относительно нижней
Толчок 3. Не совпадают дуги разбега и толчковая дуга.
4. Чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания._
5. Продольная ось тела занимает положение, при котором в момент касания льда (при приземлении) невозможно будет удержать равновесие._
6. Попытка увеличить начальное
7. вращение, увеличив кривизну толчковой дуги, обычно приводит к нарушению поступательного движения продольной оси тела в полете._
8. Фигурист забывает о сменен ноги во время маха.
9. Переход от разбега к толчку сопровождается искажением траектории движения ОЦТ тела. Это вызывает появление дополнительной инерции и потерю равновесия._
10. Недостаточная амплитуда маховых движений рук/ног, туловища, их несогласованность.
Полет 11. При непоступательном движении оси вращения тела в полете фигуристы не и вра- могут четко управлять собственными движениями и прыжок обычно закан-щение _чивается преждевременной раз группировкой ног и рук._
12. Спортсмен не удерживается в группировке при многооборотном прыжке.
13. Спортсмен недостаточно быстро группируется, в результате чего количество __оборотов не выполняется._
При- 14. Продольная ось тела занимает положение, при котором в момент касания з е мл е - льда невозможно уд ержать рав нов ее ие. Т еряется пос ту пате ль ность движе -ние _ния._
15. Фигурист забывает сменить ногу в воздухе. Неправильно определяет, через какую ногу должна проходить ось вращения в полете. Приземление из прыж-
_ка выполняется не на ту ногу, на которую следует или на обе ноги._
16. Недостаточен поворот тела вокруг продольной оси._
17. Перекрут из-за высокой остаточной угловой скорости вращения тела._
18. Падение из-за наклона в момент приземления._
19. Спортсмен падает в сторону выпуклости дуги приземления.
20. Заваливается на внутреннее ребро из-за болтания таза._
21. Спортсмен чрезмерно сгибает опорную ногу, что затрудняет выполнение вы_езда. Низкое приседание на ногу._
__22. Спортсмен ставит ногу сразу на всю плоскость конька._
(нужный номер обвести)
1. Педагогический 2. Биологический - оценка показателей
1а) Экспертная оценка мастерства исполнения прыжка 1 б) Тестирование физических способностей 2а) сердечнососудистой системы 26) дыхательной системы 2в) нервной системы
(нужный номер обвести)
1. «Ежик в тумане» 2. феномен излюбленной альтернативы 3. якорный эффект
4. эффект инерции 5. эффект реактивного сопротивления б. «Буриданов осел»
(нужный номер обвести)
Рисунок 3 - Разработанная на основе теории ФС технологическая карта учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании (часть III, приводится в сокращении - прим. автора) Figure 3 - The technological map of the training session on teaching jumps in figure skating, developed on the basis of the theory of functional systems (part III, is abbreviated - author's note)
фазы. В соответствии с фазами прыжка предлагаются: цели тренерских действий; интерио-ризация — внутреннее управление осознанием проприорицепции локомоций; экстериориза-ция — внешнее управление биомеханикой тела фигуриста, обучение выполнению локомоций по выстроенному плану. На рисунке 1 приводится для ознакомления развернутая часть карты лишь для прыжка скольжением по дуге. Часть II разработанной технологической карты учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании (рисунок 2) фокусируется на основах методической работы по обучению прыжкам. Так, тренеру предлагается отметить аналитический (расчлененный) метод обучения прыжкам или синтетический (целостный). Кроме того, предлагается выбор места тренировки (внеледовой или ледовой). В полном варианте технологической карты перечислены 24 используемых предмета, которые в сокращенной презентации рисунка не приведены, среди них: кресло Барани; жилет Мишина; спиннер; степ-платформа; качели; кольца; «гигантские шаги»; лонжа; сенсорная (зрительная) депривация; батут; водный трамплин; подставка-стул; вращающаяся платформа; скакалка; гимнастическая стенка; гимнастическая палка; резина; гимнастическая скамейка; гантели; мяч большой; мяч малый; мяч теннисный; медицинбол; обруч. В той же части технологической карты тренеру предложено выбрать анатомические системы органов, которые, по его мнению, будут задействованы в тренировочном процессе при обучении прыжкам, а также развиваемые физические качества. Ключевой частью технологической карты является раздел «Функционально-системные мишени и методы воздействия на них», где тренер имеет возможность выбрать воздействия на звенья ФС, в том числе на афферентный синтез (в виде устной инструкции; визуализации на примере тренера или квалифицированного спортсмена; визуализации покадровой фотоосъемкой; визуализации с помощью видеосъемки; визуализации с помощью стереосъемки); программу действия (разучивание отдельных позиций, движений, перебор вариантов вне льда; разучивание движений на льду; самостоятельное выполнение техники прыжка в целом вне льда; самостоя-
тельное выполнение техники прыжка в целом у борта катка; самостоятельное выполнение техники прыжка в целом с поддержкой тренера); принятие решения (выбор варианта программы действий); действие (самостоятельное выполнение прыжка в целом на льду); акцептор результата действия и обратную афферентацию (устная инструкция; визуализация с помощью фотосъемки; визуализация с помощью видеосъемки; визуализация с помощью стереосъемки); полезный приспособительный результат действия (перебор вариантов, закрепление лучшего варианта). Для хронометража всех этапов занятия с учетом теоретического и практического характера деятельности обучаемых спортсменов во второй части технологической карты приводятся матрицы минут. На рисунке 2 в развернутом виде матрица представлена лишь для первой части занятия.
Часть III разработанной технологической карты учебно-тренировочного занятия по обучению прыжкам в фигурном катании (рисунок 3) делает упор на изложение конспекта занятия по ролям (обучающий/обучаемые), для чего в карте предусмотрена специальная таблица, которая может быть объемом до нескольких страниц, на рисунке же приводится в сокращенном виде. Важнейшей составляющей третьей части технологической карты является фиксация ошибок, закрытый перечень которых предложен в отдельной таблице. Осознание ошибок, выявленных при обучении прыжкам, является важной частью формирующегося акцептора результата действия ФС прыжка фигуристов. Кроме биомеханических ошибок, могут быть выявлены психологические. Они также типо-логизированы и предложены в специальной таблице для идентификации. Контролирующая функция третьей части технологической карты закономерно дополняется перечнем видов контроля, которые планируется использовать на учебно-тренировочном занятии. Для определения влияния эффективности экспериментального педагогического вмешательства на эффективность обучения прыжкам использовался метод экспертной оценки. Восприятие улучшения прыжка фигуристов проводилось тремя экспертами (тренерами фигурного катания на коньках со стажем
тренерской работы не менее 10 лет). Оценивалось исполнение фигуристками таких прыжков, как «Перекидной» в один оборот, «Сальхов» в один оборот, «Тулуп» в один оборот, «Риттбергер» в один оборот, «Флип» в один оборот, «Лутц» в один оборот, «Аксель» в один оборот, «Сальхов» в два оборота, «Тулуп» в два оборота. Каждый прыжок выполнялся в соответствующей возрастной группе тремя попытками с 30-секундным отдыхом между прыжками. Например, для первого года начального этапа подготовки в фигурном катании на коньках, то есть в 5 лет, применялись оценки таких прыжков, как «Перекидной» в один оборот, «Сальхов» в один оборот, «Тулуп» в один оборот. В 6 лет с той же целью использовались прыжки в один оборот: «Риттбергер», «Флип», «Лутц»; в 7 лет — «Аксель» в один оборот, «Сальхов» в два оборота, «Тулуп» в два оборота. После испытаний экспертов просили оценить прыжки на льду по шкале от -3 (очень плохо) до +3 (очень хорошо). Статистический анализ был выполнен с помощью программного обеспечения Пакета Анализа Microsoft Excell. Анализировались следующие показатели: средняя оценка за три прыжка; суммарная оценка за три прыжка. Для каждого показателя были рассчитаны: среднее арифметическое (Мср); средняя ошибка среднего арифметического (m); прирост в баллах и в процентах за год. Определялись статистиче-
ские различия между КГ и ЭГ на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента. Статистически значимыми считались различия между КГ и ЭГ на уровне достоверности различий 95% (р<0,05) на основании теста Стъюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анализа полученных в практическом исследовании данных показали, что не было статистически значимых различий (р>0,05) между экспериментальной и контрольной группами по экспертным оценкам прыжков, выполненных фигуристками 5 лет, то есть на этапе до внедрения разработанной методики обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет на основе теории функциональных систем П.К. Анохина — К.В. Судакова. Измерения результатов представлены в виде среднеарифметических значений и их средних ошибок (таблица 1). Вышеуказанная закономерность касается как средних оценок за три прыжка, так и суммарных оценок. Так, средняя оценка за три прыжка в КГ составляла 0,57 балла, тогда как в ЭГ — 0,42 балла; суммарная оценка за три прыжка в КГ составляла 1,70 балла, тогда как в ЭГ — 1,26 балла. Следовательно, группы исследования были сопоставимы по уровню обученности прыжкам до внедрения экспериментальной методики обучения.
Возраст Age Дети 5 лет Children of 5 years old, n=40 Дети 6 лет Children of 6 years old, n=40 Дети 7 лет Children of 7 years old, n=40
Показатели и группы исследования Indicators and study groups Средняя оценка за три прыжка Average score for three jumps Суммарная оценка за три прыжка Total score for three jumps Средняя оценка за три прыжка Average score for three jumps Суммарная оценка за три прыжка Total score for three jumps Средняя оценка за три прыжка Average score for three jumps Суммарная оценка за три прыжка Total score for three jumps
Контрольная группа М ± m ср Прирост за 1 год Growth in 1 year, % Control group, 0,57±0,25 =20: 1,70±0,75 0,65±0,21 14,94 1,96±0,64 14,94 1,35±0,13 107,25 4,06±0,40 107,25
Экспериментальная М ± m ср Прирост за 1 год Growth in 1 year, % группа Experim 0,42±0,19 ental group, n=2 1,26±0,58 0: 1,59±0,14 278,53 4,76±0,41 278,53 2,04±0,12 28,76 6,12±0,35 28,76
Уровень достоверности различий между КГ и ЭГ Confidence level of differences between study groups (р) р>0,05 р>0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05
Таблица 1 - Экспертные оценки прыжков, выполненных фигуристками 5-7 лет в ходе педагогического эксперимента (в баллах)
Table 1 - Expert assessments of jumps performed by figure skaters of 5-7 years old during the pedagogical experiment (in points)
Как показали повторные оценки через год и через два года реализации программы обучения на основе разработанной экспериментальной методики, тренировка, выстроенная путем комбинирования двух (физиологического и педагогического) подходов, имеет значительный потенциал для повышения эффективности прыжковой подготовки фигуристок начального уровня обучения. ЭГ фигуристок увеличила результативность прыжковой подготовки, согласно экспертным оценкам, до 1,59 балла в среднем и 4,76 балла суммарно. Аналогичные уровни в КГ — 0,65 и 1,96 балла. При этом уровни оценок прыжков в ЭГ были достоверно выше, чем в КГ, что стало возможным благодаря значительным приростам анализируемых показателей. Так, за первый год тренировок средняя оценка и суммарная оценка за три прыжка, выполненных на льду, у фигуристок ЭГ возросла на 278,53%, у фигуристок КГ - на 14,94%. Наконец, продолжение тренировок на втором году внедрения экспериментальной методики обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет привело к дальнейшему росту преимущества подготовленности фигуристок ЭГ. Так, в
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональ-
ных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975.
- 448 с.
2. Басалаева, М. В. Функциональные возможности тех-
нологической карты урока / М. В. Басалаева, Н. М. Горленко // Школьные технологии. - 2018. - № 3.
- С. 45-55.
3. Забродина, И. В. Основные подходы к разработке технологической карты урока / И. В. Забродина, Н.
A. Козлова, С. Н. Фортыгина // БГЖ. - 2018. - № 3 (24). - С. 314-316.
4. Китаева, Н. В. Применение средств ритмической гимнастики в группах начальной подготовки по фигурному катанию на коньках / Н. В. Китаева // StudNet. - 2020. - № 6. - С. 214-217.
5. Мартыненко, И. В. Обучение многооборотным прыж-
кам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося вестибулярного тренажера «Ротатор» / И.
B. Мартыненко, Е. С. Борисенкова, Я. Н. Сусленко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. -№ 1. - С. 30-37.
6. Нормальная физиология: Курс физиологии функцио-
нальных систем / Под ред. К.В. Судакова. - М. : Медицинское информационное агентство, 1999. - 718 с.
7. Сингина, Н. Ф. Эволюция судейства в фигурном ка-
тании / Н. Ф. Сингина // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 299-305.
8. Bingul, B. M. The impact of core training in figure
7-летнем возрасте у юных фигуристок зафиксированы средняя и суммарная оценки за три прыжка, выполненных на льду: в КГ — 1,35 и 4,06 балла, в ЭГ — 2,04 и 6,12 балла. За второй год тренировок средняя оценка и суммарная оценка за три прыжка, выполненных на льду, у фигуристок ЭГ возросла на 28,76%, у фигуристок КГ — соответственно, на 7,25%. Следовательно, именно в экспериментальной группе фигуристок 5-7 лет произошел наиболее выраженный прогресс экспертных оценок выполняемых спортсменками прыжков фигурного катания на коньках, что указывает на эффективность разработанной методики обучения фигуристок 5-7 лет прыжкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные подтверждают эффективность использования разработанной методики обучения прыжкам фигуристок 5-7 лет на основе теории функциональных систем П.К. Анохина-К.В. Судакова, реализованной при помощи комбинирования физиологического подхода с педагогическим подходом использования технологических карт учебно-тренировочных занятий.
skating on the lower extremity kinematics of loop and toe loop jumps / B. M. Bingul, H. Akdeniz, O. Agca Tore, M. Aydin // Nigde Dniversitesi Beden Egitimi Ve Spor Bilimleri Dergisi. - 2017. - № 2. - P. 188-194.
9. Bruening, D. A. A sport-specific wearable jump monitor
for figure skating / D. A. Bruening, R. E. Reynolds, C. W. Adair, P. Zapalo, S. T. Ridge // PLoS One. - 2018. - № 13(11). - e0206162.
10. Hunnicutt, J.L. The Effects of a Plyometric Training Program on Jump Performance in Collegiate Figure Skaters: A Pilot Study / J. L. Hunnicutt, C.L. Elder, J. J. Dawes, AJ. Sinclair Elder // International Journal of Exercise Science. - 2016. - № 9(2). - P. 175-186.
11. Iwanska, D. Biomechanics of the Axel Paulsen Figure Skating Jump / D. Iwanska, J. Pitsudski, A. Mazurkiewicz // Polish Journal of Sport and Tourism. - 2018. - № 25(2). - Р. 3-9.
12. Pantoja, P.D. Neuromuscular Responses of Elite Skaters During Different Roller Figure Skating Jumps / P. D. Pantoja, A. Mello, G. V. Liedtke, A. C. Kanitz, E. L. Cadore, S. S. Pinto, C.L. Alberton, L. F. Martins Kruel // J Hum Kinet. - 2014. - № 28(41). - P. 23-32.
13. Wulf, G. Optimizing Figure-Skating Performance / G.Wulf, G. Lucash // PS Magazine. - 2021. - March/ April. - Р. 10-14.
14. Yordanova, T. Research on anthropometric factors and balance stability of figure skaters / T. Yordanova // Journal of Applied Sports Sciences. - 2020. -№ 1. - pp. 87-98.
REFERENCES
1. Anohin P.K. [Essays on the physiology of functional
systems]. Moscow, Medicina, 1975. - 448 p. (in Russ.).
2. Basalaeva M.V., Gorlenko N.M. [Functionality of the technological map of the lesson]. School technologies, 2018, on 3, pp. 45-55 (in Russ.).
3. Zabrodina I.V., Kozlova N.A., Fortygina S.N. [The main
approaches to the development of the technological map of the lesson]. BGZH, 2018, on 3 (24), pp. 314316 (in Russ.).
4. Kitaeva N.V. [The use of rhythmic gymnastics means in
groups of initial training in figure skating]. StudNet, 2020, on 6, pp. 214-217 (in Russ.).
5. Martynenko I.V., Borisenkova E.S., Suslenko YA.N. [Teaching multi-turn jumps for figure skaters of 1011 years old with the use of a rotating vestibular trainer «Rotator»]. Science and sport: current trends, 2020, on 1, pp. 30-37 (in Russ.).
6. [Normal physiology: A course on the physiology of functional systems] / Ed. K.V.Sudakova. Moscow, Medical Information Agency, 1999. - 718 p. (in Russ.).
7. Singina N.F. [Evolution of refereeing in figure skating].
Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft, 2019, on 5 (171), pp. 299-305 (in Russ.).
8. Bingul B. M., Akdeniz H., Agca Tore O., Aydin M. The
impact of core training in figure skating on the lower
extremity kinematics of loop and toe loop jumps. Nigde Üniversitesi Beden Egitimi Ve Spor Bilimleri Dergisi, 2017, on 2, pp. 188-194.
9. Bruening D. A., Reynolds R. E., Adair C. W., Zapalo P.,
Ridge S. T. A sport-specific wearable jump monitor for figure skating. PLoS One, 2018, on 13(11), e0206162.
10. Hunnicutt J. L., Elder C.L., Dawes J. J., Sinclair Elder AJ. The Effects of a Plyometric Training Program on Jump Performance in Collegiate Figure Skaters: A Pilot Study. International Journal of Exercise Science, 2016, on 9(2), pp. 175-186.
11. Iwanska D., Pitsudski J., Mazurkiewicz A. Biomechanics of the Axel Paulsen Figure Skating Jump. Polish Journal of Sport and Tourism,- 2018, on 25(2), pp. 3-9.
12. Pantoja P. D., Mello A., Liedtke G. V., Kanitz A. C., Cadore E. L., Pinto S. S., Alberton C.L., Martins Kruel L. F. Neuromuscular Responses of Elite Skaters During Different Roller Figure Skating Jumps. J Hum Kinet, 2014, on 28(41), pp. 23-32.
13. Wulf G., Lucash G. Optimizing Figure-Skating Performance. PS Magazine, 2021, on March/April, pp. 10-14.
14. Yordanova T. Research on anthropometric factors and balance stability of figure skaters. Journal of Applied Sports Sciences, 2020, on 1, pp. 87-98.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Губаева Екатерина Евгеньевна (Gubaeva Ekaterina Evgen'evna) - преподаватель кафедры теории и методики гимнастики; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Деревня Универсиады, д. 35, e-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 30 июня 2021 г. Принята к публикации 5 августа 2021 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Губаева, Е.Е. Применение теории функциональных систем в тренерской работе по обучению прыжкам начинающих фигуристов на основе технологической карты занятия: комбинирование подходов / Е.Е. Губаева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 73-82. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-373-82
FOR CITATION
Gubaeva E.E. Application of the theory of functional systems in coaching on teaching jumps for beginner figure skaters based on the technological map of the lesson: combining approaches Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 73-82 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-373-82