2. Варламова, У.С. Развитие логического мышления школьников с помощью игры в русские шашки / У.С. Варламова // Роль инноваций в трансформации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - С. 216-219.
3. Гуляева, А.А. Основы обучения школьников начальных классов игре в шашки с применением компьютерных технологий / А.А. Гуляева // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы II всероссийской научной конференции. - с. Чурапча, 2018. - С. 146-149.
4. Кычкина, А.И. Развитие творчества и воображения у школьников 11-14 лет при игре в шашки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кычкина А.И. - Москва, 2005. - 28 с.
REFERENCES
1. Setyaeva, N.N. and Sherstneva, V.Yu. (2018), "Development of logical thinking and physical fitness of checkers players of younger school age with violation of intelligence means of adaptive physical training", Healthy lifestyle and health protection: the collection of scientific articles of the II All-Russian scientific and practical conference with the international participation, Surgut, pp. 312-316.
2. Varlamova, U.S. (2018), "Development of logical thinking of school students by means of a game in the Russian checkers", Role of innovations in transformation of modern science: collection of articles of the International scientific and practical conference, Ufa, pp. 216-219.
3. Gulyaeva, A.A. (2018), "Bases of training of school students of initial classes in a game in checkers with use of computer technologies", Physical culture, sport, science and education: materials II of the All-Russian scientific conference, village Churapcha, pp. 146-149.
4. Kychkina, A.I. (2005), Development of creativity and imagination in school students of 11-14 years at a game in checkers, dissertation, Moscow.
Контактная информация: gogolev_ne@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 19.04.2019
УДК 796.912
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ СПОСОБОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ У ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ
Екатерина Евгеньевна Губаева, преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
В статье с помощью результатов экспериментальной апробации системной методики формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов обоснован системный методический подход к тренировочному процессу фигуристов 5-7 лет. Автором статьи сформулированы основные теоретические принципы системной методики формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов, базирующейся на теории П.К. Анохина о функциональных системах, а также проведено практическое исследование их эффективности в рамках педагогического эксперимента. Результаты апробации системной методики формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов у фигуристов 5-7 лет обосновывают ее превосходящую эффективность.
Ключевые слова: системный подход, системная методика, тренировка фигуристов, начальное обучение, юные фигуристы, функциональная система, ориентировочная основа, прыжки.
EFFECTIVENESS OF SYSTEM TECHNIQUE OF FORMATION OF APPROXIMATE BASIS OF WAYS OF PERFORMANCE OF HOPPING ELEMENTS AT YOUNG
FIGURE SKATERS
Ekaterina Evgenievna Gubaeva, the teacher, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Аннотация
The article describes the results of the experimental test of the systemic methodology for the development of the motor basis of jumps. The technique is based on the systematic approach to training young
figure skaters. The author of the article described the theoretical principles of the methodology, which is a derivative theory of P.K. Anokhin about functional systems. The author conducted a pedagogical experiment to test the effectiveness of the new training methodology. The results of testing prove the high efficiency of the new training method.
Keywords: system approach, system methodology, skater training, elementary training, young skaters, functional system, indicative basis, jumping.
ВВЕДЕНИЕ
Фигурное катание на коньках называют не только видом спорта, но и искусством [14], что имеет объективные причины. Традиционно сложилось, что фигурное катание на коньках, как вид спорта, включает в себя большое количество элементов исполнения, требующих от всех спортсменов-фигуристов высокого уровня развития локомоторных навыков. Однако, не умаляя важности и сложности выполнения скольжения, поворотов и вращений, отметим, что неоспоримым все же является факт превосходящей сложности выполнения прыжков в фигурном катании на коньках. Именно прыжки сегодня являются мерилом мастерства взрослого спортсмена-фигуриста, а также прогностическим фактором отбора юных спортсменов на каждом следующем этапе спортивно-технической подготовки. В связи с этим, арена конкурентной борьбы спортсменов за высокие достижения в фигурном катании на коньках уверенно смещается в профессиональную область мастерства исполнения прыжковых элементов. Такая область в двигательном отношении является высоко сложной. Как неоднократно отмечалось В.И. Виноградовой, техники выполнения прыжков в фигурном катании на коньках весьма разнообразны, и каждая имеет собственную биомеханическую (биофизическую) основу [2-4]. Проведенный автором теоретический анализ биомеханических моделей техник исполнения прыжков в фигурном катании на коньках позволил определить, что сам прыжок не является простой локомоцией или простым двигательным навыком, а представляет собой спортивно-физиологическое явление, на порядок более сложное, каковым является функциональная система. В системно-функциональном смысле прыжок фигуриста является стремящейся к законченности формирования способности отрыва, полета и равновесного приземления. Тем самым, прыжок, как функциональная система, аналогичен другим двигательным функциональным системам, например, приводимой П.К. Анохиным в качестве примера функциональной системе удержания тела человека в вертикальном положении [1]. С позиций подхода П.К. Анохина, где избирательно вовлеченные компоненты в результате взаимосодействия позволяют достичь нового полезного результата, каждый прыжок в фигурном катании представляет собой функциональную систему, где избирательно вовлеченными компонентами являются структурные (отграниченные анатомически или физиологически), а также функциональные (вычленяемые хронологически или динамически стереотипно). Структурными элементами являются нервные локомоторные и иные центры, мышцы, а также висцеральные системы, резервирующие мощность последних; функциональными компонентами прыжка становятся части его психофизиологического цикла - афферентный синтез, динамическая голограмма (идеальный результат), акцептор результата действия, программа действий, эффекторы, полезный результат (рисунок 1).
Подобная сложность формируемой тренерами фигурного катания на коньках функциональной системы прыжка определяет объективно высокие требования к методике тренировки фигуристов, особенно юных, ведь согласно теории функциональных систем, система заканчивает свое формирование, как только достигнут полезный результат, что определяет опасность стойкого «вшивания» ошибок (не эталонных действий) в динамическую последовательность системы прыжка. Между тем, анализ доступной литературы, посвященной тренировке юных фигуристов, убеждает в том, что внимание исследователей к проблеме эффективности методик обучению прыжкам юных фигуристов является крайне низким, а общей чертой подходов тренерской работы с фигуристами является некоторая узость. Вполне сложившимися сегодня являются подходы, заключающиеся в
преимущественном развитии: отдельных физических качеств [5, 6, 10]; нервно-центральных или нервно-периферических компонентов [9, 12, 13, 16]. Также сложился организационный подход к совершенствованию методик тренировки фигуристов [7, 8, 11], в том числе междисциплинарный [15, 17].
Высшая нервная п психическая деятельность
Афферентный синтез
Пусковая афферента пня
Динамическая голограмма. Акцептор результата действия.
Программа действий. Памяпъ.
О пор но-двигатель ныл аппарат, анализатор ы
Эфферентный спнтез
Действия эффекторов
Действия эффекторов
Действия эфекторов
опорно-двигатезьного
аппарата
Полезный приспособит епьнын результат - безошибочное выполнение прыжка
Окружающая среда
Рисунок 1 - Схема избирательно вовлеченных компонентов в функциональную систему прыжка фигуриста
Таким образом, некоторые современные подходы содержат в себе пути воздействия на отдельные компоненты формируемых функциональных систем или навыков. Однако ни один подход сегодня не удовлетворяет критерию комплексности воздействия на все избирательно вовлеченные в функциональную систему прыжка компоненты. Вследствие вышеизложенного всестороннее формирование ориентировочной основы прыжков у юных фигуристов требует разработки такой методической основы, которая содержала бы тренерские воздействия, направленные на все звенья (функциональные) и элементы (структурные) формируемой функциональной системы каждого прыжка. В то же время в опубликованной литературе данный подход разработан недостаточно.
Целью работы явилось теоретическое и экспериментальное обоснование методики подготовки фигуристок 5-7 лет на основе функционально-системной модели формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
На основе функционально-системной модели прыжка фигуриста, представленной на рисунке 1, была разработана системная методика формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов у фигуристок 5-7 лет, которая предусматривала тренерские воздействия на структурные компоненты (нервные локомоторные и иные центры, мышцы, а также висцеральные системы) и функциональные компоненты функциональной системы прыжка (афферентный синтез, динамическая голограмма (идеальный результат), акцептор результата действия, программа действий, эффекторы,
полезный результат). Разработанная методика базировалась на следующих системно-функциональных принципах:
1. Принцип целенаправленности: разработанная методика предназначена для формирования функциональной системы прыжка у фигуристов начального этапа подготовки.
2. Принцип системности: разработанная методика содержит тренерские воздействия, направленные на все звенья (функциональные) и элементы (структурные) формируемой функциональной системы каждого прыжка.
3. Принцип обратной связи: разработанная методика предусматривает использование методов биопедагогического контроля.
4. Принцип визуализации: разработанная методика для оптимизации афферента-ции опирается на разработанные методические карточки покадровой визуализации действий-эталонов и действий-ошибок.
5. Принцип постоянства: разработанная методика используется на каждой тренировке, для чего разработана специальная «Технологическая карта учебно-тренировочного занятия по формированию ориентировочной основы техники прыжков в фигурном катании на коньках».
Разработанная методика была апробирована на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Стрела»» г. Казани Республики Татарстан. В трехлетнем педагогическом эксперименте принимали участие 40 фигуристок в возрасте от 5 лет и до достижения ими возраста 7 лет. 20 фигуристок составили экспериментальную группу (ЭГ), тренирующуюся по вновь разработанной методике. 20 спортсменок, обучавшихся по традиционной методике, представляли контрольную группу сравнения (КГ). За время педагогического эксперимента проводились контрольные срезы показателей: физического развития (длина тела (Н), масса тела (М), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота теппинг-теста (ТТ) по методике Е.П. Ильина, частота сердечных сокращений (ЧСС), ударный объем крови (УОК), минутный объем крови (МОК)); физической подготовленности (физическая работоспособность (PWC170), быстрота по скорости бега на 10 м, кистевая сила левой и правой рук, гибкость в положении «Мостик», выносливость по показателю пробегания длинных дистанций, ловкость по количеству прыжков через скакалку, проба Ромберга); спортивно-технической подготовленности (экспертная оценка мастерства исполнения фигуристами трех прыжков по шкале оценок от -3 до +3 баллов). Контрольные срезы показателей производились на констатирующем этапе, соответствующем возрасту спортсменок 5 лет, а также на контрольном этапе, соответствующем возрасту фигуристок 7 лет. Статистическая обработка данных включала расчет среднего арифметического значения (^р), средней ошибки среднего арифметического значения (т), уровень достоверности различий между КГ и ЭГ по ^критерию Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ динамики (таблицы 1, 2) контролируемых в проведенном педагогическом эксперименте показателей у фигуристок 5-7 лет, позволил выявить, что разработанная системная методика формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов у юных фигуристов привела к более выраженному, по сравнению с традиционной методикой, развитию спортсменок в отношении качеств физической и технической подготовленности, в том числе умению выполнять прыжковые элементы. Результаты исследования убедительно продемонстрировали, что разработанная методика не повлекла опережения или отставания спортсменок в их физическом антропоморфическом развитии. Так, уровень достоверности различий между КГ и ЭГ по показателям длины и массы тела свидетельствует об отсутствии значимых различий между группами спортсменок как на констатирующем, так и на контрольном этапе педагогического эксперимента. Однако остальные контролируемые показатели продемонстрировали иную динамику. Так, на
констатирующем этапе педагогического эксперимента фигуристки ЭГ были статистически сопоставимы по уровню развития со спортсменками КГ по таким показателям как: жизненная емкость легких (1273,22 мл в КГ, 1300,3 мл в ЭГ), частота ударов левой рукой в теппинг-тесте по методике Е.П. Ильина (46,25 точек в КГ, 45,05 точек в ЭГ), частота ударов правой рукой в теппинг-тесте по методике Е.П. Ильина (63,16 точек в КГ, 62,06 точек в ЭГ), частота сердечных сокращений (103,95 уд/мин в КГ, 101,51 уд/мин в ЭГ), ударный объем крови (33,08 мл в КГ, 31,11 мл в ЭГ), минутный объем крови (3,44 л/мин в КГ, 3,16 л/мин в ЭГ), физическая работоспособность (2,15 кгм/мин-кг в КГ, 2,19 кгм/мин-кг в ЭГ), быстрота по скорости бега на 10 м (2,43 сек в КГ, 2,5 сек в ЭГ), кистевая сила левой (9,77 кг в КГ, 9,68 кг в ЭГ) и правой рук (10,15 кг в КГ, 10,14 кг в ЭГ), гибкость в положении «Мостик» (35,55 см в КГ, 34,43 см в ЭГ), выносливость по показателю пробегания длинных дистанций (28,14 сек в КГ, 28,35 сек в ЭГ), ловкость по количеству прыжков через скакалку (13,34 ед/мин в КГ, 13,26 ед/мин в ЭГ), проба Ромберга (6,05 сек в КГ, 5,99 сек в ЭГ), суммарная оценка за три прыжка (1,70 баллов в КГ, 1,26 баллов в ЭГ). Выявленная закономерность свидетельствует о том, что в педагогический эксперимент вступили две группы фигуристок, имеющие сходный уровень развития вовлеченных в функциональную систему прыжка компонентов.
Таблица 1 - Уровни показателей фигуристок 5 лет на констатирующем этапе педагогического эксперимента (hср±m)_
Показатели КГ, п=20 ЭГ, п=20 Уровень достоверности различий между КГ и ЭГ (р)
Н (см) 106,21 ±1,32 107,69 ±1,06 р>0,05
М (кг) 19,55±0,65 19,35±0,56 р>0,05
ТТ (левая рука) 46,25± 1,31 45,05±1,07 р>0,05
ТТ (правая рука) 63,16± 1,86 62,06±1,16 р>0,05
ЖЕЛ (мл) 1273,22±20,91 1300,3±23,84 р>0,05
ЧСС (уд/мин) 103,95±1,95 101,51±1,84 р>0,05
УОК (мл) 33,08±1,39 31,11±1,44 р>0,05
МОК (л/мин) 3,44±0,17 3,16±0,16 р>0,05
PWC170 (кгм/мин-кг) 2,15±0,33 2,19±0,18 р>0,05
Скорость бега на 10 м с хода (сек) 2,43±0,04 2,5±0,04 р>0,05
Сила левой руки (кг) 9,77±0,05 9,68±0,05 р>0,05
Сила правой руки (кг) 10,15±0,05 10,14±0,05 р>0,05
«Мостик» (см) 35,55±2,65 34,43±2,12 р>0,05
Время пробегания дистанции (сек) 28,14±0,44 28,35±0,41 р>0,05
Прыжки вперед через скакалку (ед/мин) 13,34±0,30 13,26±0,40 р>0,05
Проба Ромберга (сек) 6,05±0,09 5,99±0,10 р>0,05
Суммарная оценка за три прыжка, баллы 1,70±0,75 1,26±0,58 р>0,05
Между тем, на контрольном этапе педагогического эксперимента фигуристки ЭГ продемонстрировали статистически достоверный опережающий отрыв по развитию вовлеченных в функциональную систему прыжка компонентов, в том числе по таким показателям как: жизненная емкость легких (1539,58 мл в КГ, 1724,52 мл в ЭГ), частота ударов левой рукой в теппинг-тесте по методике Е.П. Ильина (87,46 точек в КГ, 111,91 точек в ЭГ), частота ударов правой рукой в теппинг-тесте по методике Е.П. Ильина (104,7 точек в КГ, 125,29 точек в ЭГ), частота сердечных сокращений (103,53 уд/мин в КГ, 89,67 уд/мин в ЭГ), ударный объем крови (34,76 мл в КГ, 50,74 мл в ЭГ), минутный объем крови (3,6 л/мин в КГ, 4,55 л/мин. в ЭГ), физическая работоспособность (2,25 кгм/мин-кг в КГ, 3,3 кгм/мин-кг в ЭГ), быстрота по скорости бега на 10 м (2,15 сек в КГ, 1,99 сек в ЭГ), кистевая сила левой (13,18 кг в КГ, 13,63 кг в ЭГ) и правой рук (13,43 кг в КГ, 14,77 кг в ЭГ), гибкость в положении «Мостик» (26,93 см в КГ, 22,1 см в ЭГ), выносливость по показателю пробегания длинных дистанций (37,36 сек в КГ, 34,95 сек в ЭГ), ловкость по количеству прыжков через скакалку (48,06 ед/мин в КГ, 60,96 ед./мин. в ЭГ), проба Ромберга (9,68 сек в КГ, 10,33 сек. в ЭГ), суммарная оценка за три прыжка (4,06 баллов в КГ, 6,12 баллов в ЭГ).
Таблица 2 - Уровни показателей фигуристок 5 лет на контрольном этапе педагогического эксперимента (Иср±ш)_
Показатели КГ, п=20 ЭГ, п=20 Уровень достоверности различий между КГ и ЭГ (р)
Н (см) 122,21±1,22 121,55±1,21 р>0,05
М (кг) 24,45±1,11 26,04±1,01 р>0,05
ТТ (левая рука) 87,46±1,50 111,91±1,94 р <0,05
ТТ (правая рука) 104,7±0,67 125,29±1,13 р<0,05
ЖЕЛ (мл) 1539,58±32,34 1724,52±34,99 р<0,05
ЧСС (уд/мин) 103,53±2,17 89,67±2,51 р<0,05
УОК (мл) 34,76±1,64 50,74±1,41 р<0,05
МОК (л/мин) 3,6±0,19 4,55±0,18 р<0,05
PWC170 (кгм/мин-кг) 2,25±0,31 3,3±0,36 р<0,05
Скорость бега на 10 м с хода (сек) 2,15±0,05 1,99±0,04 р<0,05
Сила левой руки (кг) 13,18±0,05 13,63±0,13 р<0,05
Сила правой руки (кг) 13,43±0,07 14,77±0,12 р<0,05
«Мостик» (см) 26,93±1,18 22,1±0,96 р<0,05
Время пробегания дистанции (сек) 37,36±0,46 34,95±0,53 р<0,05
Прыжки вперед через скакалку (ед/мин) 48,06±1,53 60,96±0,61 р<0,05
Проба Ромберга (сек) 9,68±0,18 10,33±0,19 р<0,05
Суммарная оценка за три прыжка, баллы 4,06±0,40 6,12±0,35 р<0,05
Таким образом, методика подготовки фигуристок 5-7 лет на основе функционально-системной модели формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов получила экспериментальное научное обоснование высокой результативности. Полученные данные свидетельствует о том, что педагогический эксперимент завершили две группы фигуристок, достоверно различающиеся по уровню развития вовлеченных в функциональную систему прыжка компонентов.
ВЫВОДЫ
1 Разработана системная методика формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов у юных фигуристов, направленная на развитие вовлеченных в функциональную систему прыжка компонентов. Теоретическим обоснованием методики подготовки фигуристок 5-7 лет на основе функционально-системной модели формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов служат сформулированные системно-функциональные принципы, в том числе: принцип целенаправленности, принцип системности, принцип обратной связи, принцип визуализации и принцип постоянства.
2 Экспериментальным обоснованием методики подготовки фигуристок 5-7 лет на основе функционально-системной модели формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов послужила ее апробация в условиях педагогического эксперимента. Согласно полученным результатам педагогического эксперимента разработанная системная методика формирования ориентировочной основы способов выполнения прыжковых элементов у юных фигуристов привела к более выраженному, по сравнению с традиционной методикой, развитию спортсменок в отношении качеств физической и технической подготовленности, в том числе умению выполнять прыжковые элементы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 448 с.
2. Виноградова, В.И. Некоторые проблемы построения теоретической спортивной биомеханики и моделирование прыжков в фигурном катании / В.И. Виноградова // Известия МГТУ - 2008. - № 1 (5). - С. 303-306.
3. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках / В.И. Виноградова. - Москва : Советский спорт, 2013. - 216 с.
4. Виноградова, В.И. Теоретические основы исполнения прыжков в фигурном катании на коньках : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Виноградова В.И. - Москва, 1996. - 47 с.
5. Волков, П.Б. Интегративно-деятельностный подход к подбору упражнений по развитию гибкости у юных фигуристок / П.Б. Волков // II Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в науке и образовании» : сборник материалов. - Новосибирск, 2015. - С. 22-36.
6. Грошев, А.М. Развитие координационных способностей у фигуристов в возрасте 7-8 лет / А.М. Грошев, И.О. Черепанова, К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 100-103.
7. Губаева, Е.Е. Развитие координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки / Е.Е. Губаева, Н.Н. Мугаллимова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 8, № 3. - С. 132-137.
8. Иванова, К.С. Результаты апробации методики совершенствования техники вращений в одиночном фигурном катании на коньках на этапе спортивной специализации / К.С. Иванова, Т.В. Заячук, Ф.А. Мавлиев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 20, № 3. - С. 60-66.
9. Качанова, Т.М. Психологическая подготовка учащихся учебно-тренировочных групп первого года обучения ДЮСШ по фигурному катанию / Т.М. Качанова, Л.Г. Чернышева // ХХ Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы физической культуры и спорта» : сборник материалов. - Хабаровск, 2016. - С. 72-76.
10. Коваленко, Ю.А. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании / Ю.А. Коваленко, М.М. Акинина // Известия ТулГУ Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 4. - С. 105-109.
11. Оптимизация планирования технической подготовки фигуристов-одиночников в годичном цикле в тренировочных группах / О.В. Кудрявцева, В.С. Беляев, М.В. Соловых, М.А. Каймин, М.В. Савин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. -С. 38-41.
12. Ланцева, Н.А. Особенности применения идеомоторной тренировки в фигурном катании / Н.А. Ланцева, А.Н. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 146-152.
13. Мохова, Е.Л. Формирование психологической стабильности у детей-фигуристов 7-9 лет / Е.Л. Мохова, В.Р. Малкин // XII Международная научно-практическая конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» : сборник материалов. - М., 2016. - С. 252-255.
14. Назарова, И.С. Фигурное катание как вид спорта и как искусство / И.С. Назарова, Н.А. Салькова // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире» : сборник материалов. - Челябинск, 2015. - С. 102-105.
15. Политаева, Т.И. Особенности взаимодействия педагога-хореографа и тренера в процессе постановочной работы с фигуристами / Т. И. Политаева, К. Р. Габибова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2017. - № 4 (44). - С. 119-123.
16. Тугунова, Я.П. Повышение эффективности процесса обучения юных фигуристов с использованием специально подобранных средств / Я.П. Тугунова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 171-175.
17. Тугунова, Я.П. Точность мышечно-двигательных ощущений как фактор повышения уровня выполнения элементов фигурного катания / Я.П. Тугунова, А.Ю. Клопов // Ученые записки университета имени Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 189-194.
REFERENCES
1. Anokhin, P. K. (1975), Profiles on physiology of functional systems, Medicine, Moscow.
2. Vinogradova, V.I. (2008), "Some issues of structuring theoretical sport biomechanics and jumps modelling in figure skating", Bulletin MGTU, Vol. 15, No. 1, pp. 303-306.
3. Vinogradova, V.I. (2013), Framework for biomechanics ofjumping in figure skating, Soviet sport, Moscow.
4. Vinogradova, V.I. (1996), Theoretical fundamentals ofjumps performing in figure skating, dissertation, Moscow.
5. Volkov, P.B. (2015), "Integrative and action-related approach to the selection of exercises for development of flexibility of young female figure skaters", The II All-Russian scientific and practical
conference Innovations in Science and Education" collection of materials, Novosibirsk, pp. 22-36.
6. Groshev, A.M. Cherepanova, I.O. and Dunaev K.S. (2018), "Development of coordination abilities of figure skaters aged 7 to 8", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 100-103.
7. Gubaeva, E.E. and Mugallimova, N.N. (2018), "Development of coordination abilities of figure skaters in a primary training group", Science and Sport: current trends, Vol. 8, No. 3, pp. 132-137.
8. Ivanova, K.S., Zayachuk, T.V. and Mavliev, F.A. (2018), "Results of approbation of rotation refinement techniques in single skating at the stage of sport specialization", Science and Sport: current trends, Vol. 20, No. 3, pp. 60-66.
9. Kachanova, T.M. and Chernysheva, L.G. (2016), "Psychological preparation of first year students in educational and training groups of Youth Sport Schools focused on figure skating", The XX All-Russian scientific and practical conference Modern Problems of Physical Culture and Sport" collection of materials, Khabarovsk, pp. 72-76.
10. Kovalenko, Yu.A. and Akinina, M.M. (2015), "Features of special endurance development in figure skating", Izvestiia TulGU. Fizicheskaia kultura. Sport, No. 4, pp.105-109.
11. Kudriavtseva, O.V., Beliaev, V.S., Solovykh, M.V., Kaimin, M.A. and Savin, M.V. (2015), "Optimization of planning technical preparation of single skaters in training groups within the annual cycle", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 5, pp. 38-41.
12. Lantseva, N.A. and Nikolaev, A.N. (2016), "Features of implementation of ideomotor training in figure skating", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 146-152.
13. Mokhova, E.L. and Malkin, V.R. (2016), "Psychological stability development of young figure skaters aged 7 to 9", The XII International scientific and practical conference of psychologists of physical culture and sport Rudikovsky readings"collection of materials, Moscow, pp. 252-255.
14. Nazarova, I.S. and Salkova, N.A. (2015), "Figure skating as a kind of sport and the art", All-Russian scientific and practical "Current Problems and Prospects of the Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motive Recreation in the Modern World"conference: collection of materials, Chelyabinsk, pp. 102-105.
15. Politaeva, T.I., Gabibova, K.R. (2017), "Features of interaction between an educator-choreographer and a coach in the process of performance-oriented training of figure skaters", Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully, Vol. 44, No. 4, pp. 119-123.
16. Tugunova, IA.P. (2014), "Increasing the effectiveness of the process of educating young figure skaters using specially selected means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 171-175.
17. Tugunova, IA.P., Klopov, A.IU. (2014), "Accuracy of muscular and movement related feelings as a factor of increasing level of performing figure skating elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp.189-194.
Контактная информация: mal20@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 05.04.2019
УДК 796.325
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У
ВОЛЕЙБОЛИСТОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ
Светлана Станиславовна Даценко, кандидат педагогических наук, доцент,
Людмила Анатольевна Дмитренко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Краснодар
Аннотация
Существенный вклад в качество выполнения нападающего удара 2 темпом вносит активное разгибание и сгибание плечевого сустава, при атаке 1 темпом - активное сгибание в плечевом и лучезапястном суставах в ударной фазе. Результаты проведенного исследования указывают на необходимость уделять должное внимание развитию специальной гибкости плечевого и лучезапястного суставов у волейболисток одновременно с обучением нападающему удару.
Ключевые слова: волейбол, специальная гибкость, нападающий удар.