Научная статья на тему 'Круговая тренировка как средство развития специальной выносливости у фигуристов 9-11 лет'

Круговая тренировка как средство развития специальной выносливости у фигуристов 9-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волыхина Наталия Александровна

В работе рассматривается развитие специальной выносливости в предсоревновательном периоде у фигуристов 9-11 лет методом круговой тренировки. Были определены средства и методы развития специальной выносливости. В результате проведенных исследований было выявлено положительное влияние метода круговой тренировки для фигуристов 9-11 лет, которые дали точную характеристику развития специальной выносливости и оценили эффективность применения средств и методов в тренировочном процессе фигуристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волыхина Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circuit training as a means of development of special endurance of skaters 9-11 years

The paper deals with the development of special endurance in the pre competition period in skaters 9-11 years by circular training. Means and methods of development of special endurance were defined. As a result of the research, the positive effect of the method of circular training for skaters 9 11 years old was revealed, which gave an accurate description of the development of special endurance and evaluated the effectiveness of the use of tools and methods in the training process of skaters.

Текст научной работы на тему «Круговая тренировка как средство развития специальной выносливости у фигуристов 9-11 лет»

уровня.

ВЫВОДЫ

Вышеприведенные результаты позволили сделать вывод о том, что женщины-педагоги вуза среднего возраста характеризуются адаптированным поведением, свойственным гармоничным личностям. Однако в двух возрастных подгруппах, выделенных нами по результатам тестирования, имелись некоторые отличия. Так подгруппа «молодых преподавателей» имела более однородную выраженность изучаемых типов поведения в обществе, тогда как во второй группе, хотя средние значения и были в умеренных пределах, значения по таким критериям как авторитарность, эгоистичность, агрессивность и подозрительность были выше. Эта тенденция свидетельствует о том, что женщины-педагоги (45-57 лет) стремятся к лидерству и доминированию, демонстрируют независимость мнения, готовность отстаивать собственную точку зрения в конфликте. У них обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения с ориентацией на себя и склонностью к соперничеству, критичностью по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

2. Казакова, У А. Удовлетворенность педагогов высших учебных заведений качеством своей жизни : дис. ... канд. психол. наук / Казакова УА. - Казань, 2010. - 166 с.

3. Козлова, Т.Н. Профессиональный портрет педагога по физической культуре в высшем учебном заведении / Т.Н. Козлова, П.А. Сычев, Т.Н. Власова // Стратегические ориентиры инновационного развития АПК в современных экономических условия : материалы Международной научно-практической конференции (Волгоград, 26-28 января 2016 г) / Волгоградский гос. аграрный ун-т. -Волгоград, 2016. - С. 93-97.

4. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учебное пособие / Л.М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 320 с.

REFERENCES

1. Beznosov, S.P (2004), Professional deformation of a personality, Rech, St. Petersburg.

2. Kazakova, U.A. (2010), Satisfaction of teachers of higher educational institutions with the quality of their lives, dissertation, Kazan.

3. Kozlova, T.N., Sychev, P.A. and Vlasova, T.N. (2016), "Professional portrait of a teacher of physical culture in higher education", Strategic guidelines for innovative development of agriculture in modern economic conditions: materials of the International scientific and practical conference, Volgograd State Agrarian University, Volgograd, pp. 93-97.

4. Mintina, L.M. (2004), Psychology of work and professional development of teachers: textbook, Akademiya, Moscow.

Контактная информация: tatyanavlasova1@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 796.912.081

КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФИГУРИСТОВ 9-11 ЛЕТ

Наталия Александровна Волыхина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе рассматривается развитие специальной выносливости в предсоревновательном периоде у фигуристов 9-11 лет методом круговой тренировки. Были определены средства и методы

развития специальной выносливости. В результате проведенных исследований было выявлено положительное влияние метода круговой тренировки для фигуристов 9-11 лет, которые дали точную характеристику развития специальной выносливости и оценили эффективность применения средств и методов в тренировочном процессе фигуристов.

Ключевые слова: специальная выносливость, средства развития специальной выносливости, круговая тренировка, предсоревновательный период.

CIRCUIT TRAINING AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE OF SKATERS 9-11 YEARS

Natalia Aleksandrovna Volykhina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The paper deals with the development of special endurance in the pre - competition period in skaters 9-11 years by circular training. Means and methods of development of special endurance were defined. As a result of the research, the positive effect of the method of circular training for skaters 9 - 11 years old was revealed, which gave an accurate description of the development of special endurance and evaluated the effectiveness of the use of tools and methods in the training process of skaters.

Keywords: special endurance, means of development of special endurance, circular training, pre-competition period.

ВВЕДЕНИЕ

В фигурном катании на коньках повышение уровня работоспособности спортсменов, надёжности и стабильности их выступлений на соревнованиях определяется высоким уровнем развития специальной выносливости. Выполнение прыжков и их комбинаций, вращений, различных дорожек шагов требует от фигуриста не только безукоризненного технического мастерства, но и способности демонстрировать его на протяжении довольно длительного времени выступления, преодолевая при этом возрастающее утомление. Общеизвестно, что хорошо освоенные и качественно выполняемые в ходе подготовки к соревнованиям отдельные сложные элементы при целостном катании программы на соревнованиях выполняются с ошибками или вовсе не выполняются [1, 2]. Одной из основных причин этого служит недостаточный уровень специальной выносливости, проявляющейся в специфических условиях фигурного катания. Особое значение выносливость приобретает при выполнении современных произвольных программ фигурного катания, которые насыщены сложнейшими элементами, выполняемыми как в начале, так и в конце программы [3, 4].

Целью исследования было выявление наиболее эффективной методики развития специальной выносливости для фигуристов 9-11 лет. При проведении исследования были поставлены следующие задачи: определить средства и методы специальной выносливости у фигуристов 9-11 лет; определение уровня специальной выносливости у фигуристов 9-11 лет. Исследование проводилось на базе СШОР по фигурному катанию Санкт-Петербурга в 2018 г. на фигуристах учебно-тренировочных групп 9-11 лет.

МЕТОДИКА

Исследование проводилось в течение трёх месяцев - октября, ноября, декабря 2018 года в предсоревновательном периоде фигуристов. Для этого были сформированы две группы по 7 человек в возрасте 9-11 лет.

С фигуристами 1-ой группы проводилась стандартная методика круговой тренировки для развития специальной выносливости. Для фигуристов 2-ой группы предлагалась экспериментальная методика круговой тренировки для развития специальной выносливости.

Один раз в месяц снимались показания в двух группах фигуристов. Перед выполнением задания, после выполнения нагрузки, и на 20-ой секунде восстановления у спортсменов снимались исходные данные пульса, и результаты заносились в таблицы. Время

прохождения станций у 1-ой и 2-ой групп фигуристов одинакова - составила 2,5 минуты. Каждый месяц время увеличивалось на 30 секунд. Учитывалось количество выполненных элементов, правильность выполнения, скорость скольжения. По сравнению пульсовых данных 1-ой и 2-ой групп фигуристов оценивали уровень подготовленности спортсменов к предложенной нагрузке и уровень развития специальной выносливости фигуристов учебно-тренировочной группы. Измерялись показатели пульса 1-ой и 2-ой групп фигуристов в октябре 2018 года, до нагрузки, сразу после нагрузки и на 20 секунде восстановления. Далее показатели были сняты в ноябре 2018 года. Заключительные пульсовые данные спортсменов были сняты в декабре 2018 года.

Путём сравнения пульсовых данных, представленных в таблицах 1 и 2, можно судить об эффективности одной из методик для развития специальной выносливости, или об эффективности применения обеих методик в тренировочном процессе юных фигуристов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение эффективности метода круговой тренировки фигуристами группы УТ проводилось в период октября - декабря 2018 года. Перед выполнением задания снимались показатели пульса у спортсменов, до выполняемой нагрузки, данные заносились в таблицу. По команде спортсмены двух групп одновременно начинали выполнять задания. Время прохождения круговой тренировки составило 2,5 минуты. Фигуристы выполняли следующие элементы: прыжок Аксель в 1,5 оборота - прыжок Сальхов в 2 оборота - вращение «винт» - прыжок Тулуп в 2 оборота - вращение волчок со сменой ног - прыжок Флип в 2 оборота - вращение либела со сменой ног.

Средства, включенные в круговую тренировку, соответствует возрастным особенностям фигуристов и близки к соревновательной нагрузке, элементы расположены по порядку возрастания сложности и приближены к порядку построения элементов в прокате произвольной программы.

Первая группа фигуристов выполняла элементы с остановкой, с отдельного хода. Вторая группа фигуристов выполняла элементы без остановки, выполняя между элементами дорожку шагов.

При проведении исследования был использован равномерный метод [3]. По окончании времени давалась команда на прекращение выполнения задания, и сразу снимались пульсовые показатели после нагрузки, данные заносились в таблицу. Через 20 секунд после прекращения работы снимались показатели пульса, и также заносились в таблицу.

Сравнение полученных результатов 1-ой группы фигуристов с показателями 2-ой группы показывает их значительное расхождение. По пульсовым показателям видно небольшое недовосстановление 1-ой и 2-ой групп фигуристов учебно-тренировочной группы, что говорит о достаточно невысоком уровне функциональной подготовленности и развитии специальной выносливости. У экспериментальной группы, помимо улучшения показателей пульса, улучшилась стабильность выполнения прыжковых элементов, что говорит о улучшении уровня специальной выносливости.

Второй этап проверки эффективности метода круговой тренировки был проведен в ноябре 2018 года. Задание оставалось прежним, только время прохождения круговой тренировки увеличилось до трёх минут. Показатели пульса снимались до начала круговой тренировки, сразу после нагрузки и через 20 секунд после выполнения нагрузки. Полученные результаты показали, что и в этом случае у фигуристов экспериментальной группы период восстановления после нагрузки значительно короче, чем у фигуристов контрольной группы, также отметилось улучшение скорости скольжения, техники выполнения прыжков и вращений. Различие статистически достоверно при Р<0,01.

Заключительный этап проверки метода круговой тренировки был проведён в декабре 2018 года. Задание оставалось прежним, но время прохождения увеличилось до 3,5 минут. Снимались показатели пульса до начала круговой тренировки, после выполнения

нагрузки и через 20 секунд и также заносились в таблицу. Заключительный этап показал, что применение средств фигурного катания в круговой тренировке повысило эффективность развития специальной выносливости в предсоревновательном периоде у фигуристов 9-11 лет. Это говорит о целесообразности применения данного метода в развитии специальной выносливости и на других этапах подготовки фигуристов.

В таблице 1 и 2 представлены показатели изменения пульсовых данных за период проведения исследования и проведена оценка сходства или различия уровня развития специальной выносливости у 1-ой и 2-ой групп фигуристов, в результате чего можно судить об эффективности применения средств и методов круговой тренировки. Таблица 1 - Показатели пульса у спортсменов 1 группы (контрольной)_

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Показания пульса

Спортсмен

Перед нагрузкой

Сразу после нагрузки

Восстановление через 20 сек.

Перед нагрузкой

Сразу после нагрузки

Восстановление через 20 сек.

Перед нагрузкой

Сразу после нагрузки

Восстановление через 20 сек.

72

120

78

78

120

78

66

114

66

78

108

78

78

114

78

66

126

66

78

114

78

72

102

78

78

120

84

66

102

72

84

108

84

78

120

78

66

108

66

78

102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84

66

126

66

72

114

66

84

126

84

84

126

84

66

120

72

66

126

66

84

120

84

71

112

73

77

114

78

75

122

75

2

3

4

5

6

7

Таблица 2 - Показатели пульса у спортсменов 2 группы (экспериментальной)

октябрь

ноябрь

декабрь

Показания пульса

Спортсмен

Перед нагрузкой

Сразу после нагрузки

Восстановление через 20 сек.

Перед нагрузкой

Сразу после нагрузки

Восстановление через 20 сек.

Перед нагрузкой

Сразу после нагрузки

Восстановление через 20 сек.

72

120

78

72

126

78

78

120

78

126

78

66

114

66

78

126

84

120

84

72

114

78

66

108

78

114

84

78

120

78

72

114

78

114

78

66

102

72

78

120

84

108

84

78

114

72

66

114

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

78

79

126 118

84 81

78 73

120 116

66 74

72

73

126 118

2

3

4

5

6

7

Метод круговой тренировки оказался эффективным, т.к. позволил выявить на каком уровне развития специальной выносливости находятся юные фигуристы, и позволил наиболее чётко отразить степень овладения прыжками и вращениями в предсоревновательном периоде. Из таблиц следует прирост функциональных возможностей организма - рост величины преодолеваемых ими нагрузок в ходе проведённого исследования. Это хорошо видно у 2-ой группы фигуристов в заключительном этапе круговой тренировки, проведённом в декабре месяце, когда у фигуристов 9-11 лет идёт восстановление после проделанной работы.

ВЫВОДЫ

1. Проведённое исследование показывает положительное влияние применения метода круговой тренировки в тренировочном процессе на развитие специальной выносливости фигуристов 9-11 лет;

2. Полученные показатели развития специальной выносливости экспериментальной группы несколько превышают показатели контрольной группы, что говорит об эффективности применения средств фигурного катания в развитии специальной выносливости;

3. Приведённые в данной работе результаты, представленные в таблице, позволяют дать точную характеристику развития специальной выносливости и оценить эффективность применения средств и методов в тренировочном процессе юных фигуристов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апарин, В.А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках / В.А. Апарин. -М. : Терра-спорт, 2000. - 24 с. - (Библиотечка тренера).

2. Апарин, В.А. Основы обучения в одиночном фигурном катании на коньках : учебно-методическое пособие / В.А. Апарин ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2006. - 83 с.

3. Апарин, В.А. Фигурное катание на коньках. Техника и методика обучения : учебно-методическое пособие / В.А. Апарин ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007. - 125 с.

4. Тихомиров, А.К. Исследование путей повышения работоспособности фигуристов (по показателям специальной выносливости) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тихомиров А.К. - Малаховка, 1974. - 18 с.

REFERENCES

1. Aparin, V.A. (2000), How to start learning figure skating (coach library), Terra-sport, Moscow.

2. Aparin, V.A. (2006), The basics of learning in the figure skating ice skating, St. Petersburg.

3. Aparin, V.A. (2007), Figure skating. Technique and methodology of training, St. Petersburg.

4. Tikhomirov, A. K. (1974), A study of ways to enhance the performance of skaters (figures special endurance), dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: natalanz@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сергей Петрович Гарбузов, кандидат педагогических наук, доцент, Вачиган Семёнович Аванесов, старший преподаватель, Армавирский государственный педагогический университет

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению возможностей использования педагогической коммуникации в физическом воспитании младших школьников как средства гуманизации педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса общеобразовательной школы. Установлено, что реализация авторской модели педагогической коммуникации и экспериментального содержания, построенного на реализации разработанных коммуникативных функций обучения движения обеспечили эффективность процесса физического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: педагогическое коммуникация, физическое воспитание, младшие школьники, авторская модель, обучение движениям, коммуникативные функции.

PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN PHYSICAL EDUCATION OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Sergey Petrovich Garbuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vachan Semenovich Avanesov, the senior teacher, Armavir State Pedagogical University

Annotation

The article is devoted to the possibility of using pedagogical communication in physical education of younger schoolchild as a means of humanization of pedagogical interaction of subjects of pedagogical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.