Научная статья на тему 'Обучение многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося вестибулярного тренажера "Ротатор"'

Обучение многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося вестибулярного тренажера "Ротатор" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1102
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ / СПОРТСМЕНКИ 10-11 ЛЕТ / ТРЕНИРОВКА / МНОГООБОРОТНЫЕ ПРЫЖКИ / КОМПЛЕКС СРЕДСТВ / ТРЕНАЖЕР "РОТАТОР" / FIGURE SKATING / WOMEN SINGLE SKATING / ATHLETES AGED 10-11 / TRAINING / MULTI-TURN JUMPS / SET OF EXERCISES / "ROTATOR" VESTIBULAR ROTATOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартыненко И.В., Борисенкова Е.С., Сусленко Я.Н.

В настоящее время российские фигуристы показывают грандиозные результаты, выступая на мировой арене. В этой связи возрастает интерес к данному виду спорта у разных групп социума. Так, специалистов-практиков все детальнее интересуют беспроигрышные методики подготовки спортсменов, и в частности фигуристок-одиночниц, где сотые доли баллов определяют результаты между участницами от нашей страны и при этом на десятки баллов отделяют их на пьедестале от представительниц других государств. Цель исследования апробировать включенные в методику подготовки фигуристок 10-11 лет разработанные комплексы средств разучивания многооборотных прыжков, учитывающие гармоничность, взаимосвязанность и разносторонность спортивной тренировки в целом, а также основывающиеся на применении специальных упражнений на тренажере «Ротатор». Методы и организация исследования. Для изучения заявленных положений использовались обзор и анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки результатов. В эксперименте приняли участие две группы спортсменок 2007-2008 года рождения по 8 человек, являющихся воспитанницами физкультурно-оздоровительного центра «Звезда» Северо-Западного административного округа г. Москвы. Результаты исследования. После применения в течение шести месяцев в экспериментальной группе разработанных комплексов упражнений по общей физической подготовке, специальной физической подготовке (в том числе на вестибулярном тренажере «Ротатор») и ледовой подготовке выявлен достоверный прирост технической и физической подготовленности воспитанниц данной подгруппы. Заключение. Разработанный комплекс средств на тренажере «Ротатор», а также комплексы вспомогательных и специально-подготовительных упражнений с повышающейся координационной сложностью являются эффективными при обучении многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет по сравнению с общепринятыми, использовавшимися в контрольной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартыненко И.В., Борисенкова Е.С., Сусленко Я.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING MULTI-ROTATION JUMPS TO FEMALE SKATERS AGED 10-11 WITH THE USE OF "ROTATOR" VESTIBULAR SIMULATOR

Currently, Russian skaters are delivering incredible performances worldwide. In this regard, diverse social groups show increasing interest in this sport. Thus, professionals pay much attention to the coaching for win-win outcomes. It is especially important for single female skaters at the competitions where few hundredths of a point determine results of several participants from Russia, and at the same time dozens of points separate them and skaters from other countries on the podium. The aim of the research is to test the techniques of teaching multi-rotation jumps to female skaters aged 10-11. These techniques are part of training methodology, and they consider harmony, interconnection and versatility of sport training in general. These techniques include special exercises with the use of “Rotator” simulator. Materials and methods of the research. In our research, we used the review and analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observations, pedagogical testing; pedagogical experiment, mathematical and statistical processing of the results. The experiment covered two groups of female athletes born in 2007-2008, with 8 people in each group. All the participants came from the «Zvezda» Center of Physical Culture and Sports of the North-Western administrative district of Moscow. Research results and discussion. Participants of the experimental group were performing the developed sets of exercises on general physical training, special physical training (including “Rotator” vestibular simulator) and training on skating rink during six months. The research revealed a significant increase in the technical and physical fitness of the participants of this subgroup. Conclusion. The developed set of “Rotator” simulator exercises, as well as complexes of auxiliary and special training exercises with increasing coordination complexity are effective in teaching multi-rotation jumps to female skaters aged 10-11 compared with the standard exercises performed in the control group.

Текст научной работы на тему «Обучение многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося вестибулярного тренажера "Ротатор"»

УДК 796.015.12 DOI:10.36028/2308-8826-2020-8-1-30-37

ОБУЧЕНИЕ МНОГООБОРОТНЫМ ПРЫЖКАМ ФИГУРИСТОК 10-11 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВЕСТИБУЛЯРНОГО ТРЕНАЖЕРА «РОТАТОР»

И.В. Мартыненко1, Е.С. Борисенкова2, Я.Н. Сусленко3

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия

2 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

3 Центр физической культуры и спорта Северо-Западного административного округа г. Москвы «Звезда», Москва, Россия

Аннотация

В настоящее время российские фигуристы показывают грандиозные результаты, выступая на мировой арене. В этой связи возрастает интерес к данному виду спорта у разных групп социума. Так, специалистов-практиков все детальнее интересуют беспроигрышные методики подготовки спортсменов, и в частности фигуристок-одиночниц, где сотые доли баллов определяют результаты между участницами от нашей страны и при этом на десятки баллов отделяют их на пьедестале от представительниц других государств.

Цель исследования - апробировать включенные в методику подготовки фигуристок 10-11 лет разработанные комплексы средств разучивания многооборотных прыжков, учитывающие гармоничность, взаимосвязанность и разносторонность спортивной тренировки в целом, а также основывающиеся на применении специальных упражнений на тренажере «Ротатор».

Методы и организация исследования. Для изучения заявленных положений использовались обзор и анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки результатов. В эксперименте приняли участие две группы спортсменок 2007-2008 года рождения по 8 человек, являющихся воспитанницами физкультурно-оздоровительного центра «Звезда» Северо-Западного административного округа г. Москвы.

Результаты исследования. После применения в течение шести месяцев в экспериментальной группе разработанных комплексов упражнений по общей физической подготовке, специальной физической подготовке (в том числе на вестибулярном тренажере «Ротатор») и ледовой подготовке выявлен достоверный прирост технической и физической подготовленности воспитанниц данной подгруппы. Заключение. Разработанный комплекс средств на тренажере «Ротатор», а также комплексы вспомогательных и специально-подготовительных упражнений с повышающейся координационной сложностью являются эффективными при обучении многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет по сравнению с общепринятыми, использовавшимися в контрольной группе.

Ключевые слова: фигурное катание, женское одиночное катание, спортсменки 10-11 лет, тренировка, многооборотные прыжки, комплекс средств, тренажер «Ротатор».

TEACHING MULTI-ROTATION JUMPS TO FEMALE SKATERS AGED 10-11 WITH

THE USE OF «ROTATOR» VESTIBULAR SIMULATOR

I.V. Martynenko1, skating@rgufk.ru, ORCID 0000-0001-5604-0763

E.S. Borisenkova2, ekboris24@mail.ru, ORCID 0000-0002-7318-9508

Y.N. Suslenko3, yanochka3180@mail.ru, ORCID 0000-0003-1327-218X

1 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia

2 Ural State University of Physical Culture, Cheliabinsk, Russia

3 «Zvezda» Center of Physical Culture and Sports of the North-Western administrative district of Moscow, Moscow, Russia

Abstract

Currently, Russian skaters are delivering incredible performances worldwide. In this regard, diverse social groups show increasing interest in this sport. Thus, professionals pay much attention to the coaching for win-win outcomes. It is especially important for single female skaters at the competitions where few hundredths of a point determine results of several participants from Russia, and at the same time dozens of points separate them and skaters from other countries on the podium.

The aim of the research is to test the techniques of teaching multi-rotation jumps to female skaters aged 10-11. These techniques are part of training methodology, and they consider harmony, interconnection and versatility of sport training in general. These techniques include special exercises with the use of "Rotator" simulator. Materials and methods of the research. In our research, we used the review and analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observations, pedagogical testing; pedagogical experiment, mathematical and statistical processing of the results. The experiment covered two groups of female athletes born in 20072008, with 8 people in each group. All the participants came from the «Zvezda» Center of Physical Culture and Sports of the North-Western administrative district of Moscow.

Research results and discussion. Participants of the experimental group were performing the developed sets of exercises on general physical training, special physical training (including "Rotator" vestibular simulator) and training on skating rink during six months. The research revealed a significant increase in the technical and physical fitness of the participants of this subgroup.

Conclusion. The developed set of "Rotator" simulator exercises, as well as complexes of auxiliary and special training exercises with increasing coordination complexity are effective in teaching multi-rotation jumps to female skaters aged 10-11 compared with the standard exercises performed in the control group. Keywords: figure skating, women single skating, athletes aged 10-11, training, multi-turn jumps, set of exercises, «Rotator» vestibular rotator.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой современного периода развития фигурного катания в нашей стране является стремительный рост спортивных результатов. Спортсмены работают на пределе функциональных возможностей, оттачивая свое мастерство ежедневно. Об этом свидетельствует и только что завершившийся Чемпионат Европы-2020 в австрийском г. Граце, где российские фигуристы стали абсолютными победителями, полностью заняв пьедестал в таких дисциплинах, как женское одиночное катание и танцы на льду.

Начиная с Олимпийских игр 2014 г., которые проходили в г. Сочи, спортивные достижения в женском фигурном катании стремительно растут. Данная тенденция развития спортивных достижений предъявляет завышенные требования уже к юниорским категориям, не говоря о тех, кто соревнуется в следующей возрастной группе по фигурному катанию на коньках. Сегодня практически каждый тренер использует в своей работе вращающийся вестибулярный тренажер А.Н. Мишина «Ротатор», чтобы фигуристы могли осваивать либо совершенствовать многооборотные прыжки гораздо быстрее. Однако общепринятой методики работы на нем пока не существует. С одной стороны, это дает тренерам свободу творчества в использовании тренажера и подготовке ведущих спортсменок на основе учета их индивидуальных способностей. С другой стороны, необходимо наращивать конкуренцию внутри страны, чтобы

российские спортсмены и дальше оставались на вершине мирового пьедестала, что, в свою очередь, определяет необходимость выработки схемы работы на тренажере с целью не только качественной подготовки высококлассных фигуристок, но и увеличения количества таких спортсменок.

Стоит отметить, что для отработки вращений в условиях тренировочных занятий был также изобретен тренажер «Спиннер». С его помощью возможно отработать все базовые позиции вращений в рамках тренировочных занятий в зале по специальной физической подготовке, что также ускоряет процесс освоения вращений на льду [4]. Обозначим, что подведение фигуриста к обучению многооборотным прыжкам должно быть систематическим, учитывать каждую из сторон спортивной подготовки. Поэтому, исходя из особенностей вида спорта, существует необходимость пересмотра методики подготовки, в частности, включения в нее специальных комплексов упражнений технического и физического характера, использование которых сделает эффективнее обучение многооборотным прыжкам как самым трудным и весомым в оценке. Однако при этом не стоит исключать важную задачу всего тренировочного процесса, заключающуюся в объективизации управления состоянием спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности [6; 10]. Именно эти аспекты и были положены в основу данного исследования.

Успех использования разработанного комплекса упражнений на вращающемся вестибулярном тренажере «Ротатор» будет однозначен только при рациональном планировании всего тренировочного процесса. Учитывая, что традиционные подходы к его построению пригодны только на начальном и частично на тренировочном этапах многолетней подготовки, требуется постоянный поиск новых, более эффективных и научно обоснованных подходов.

Источники информации [1-12], которые были использованы для характеристики этих подходов, охватывают публикации, доступные в специальной литературе, а также обобщают опыт выдающихся тренеров и спортсменов. Эти данные касаются двух различных направлений:

— поляризованной тренировки как концепции и тренерского подхода, привлекающих большое внимание в последнее десятилетие;

— высокоинтенсивной тренировки, получившей существенный импульс развития после обновления ее научных основ и интерпретации данных [2].

Общая концепция поляризованной тренировки поддерживается опытными данными большого количества ведущих спортсменов. Заметным результатом здесь является уменьшение высокого объема нагрузок низкой интенсивности. Действительно, концепция поляризованной тренировки предполагает согласованность между объемными экстенсивными и тщательно дозированными высокоинтенсивными тренировочными нагрузками. Однако пропорции между этими значимыми компонентами могут иметь решающее значение и нуждаются в специальной конкретизации в отношении различных специфических по виду спорта ситуаций, а также возраста занимающихся. В последнее время в фигурном катании на коньках прослеживается тенденция интенсификации тренировочного процесса, в связи с этим можно определить два дополнительных варианта применения высокоинтенсивной тренировки в подготовке спортсменов. Первый предполагает компилирование краткосрочных тренировочных циклов с от-

носительно высоким вкладом нагрузок [3]. Второй связан с перспективами применения высокоинтенсивной тренировки в оздоровлении и восстановлении [4]. Среди причин нарастающей интенсификации тренировочных нагрузок и рационального их применения следует рассматривать и научные представления о функциональных резервах человеческого организма. Так, А.Н. Мишин в своем труде «Фигурное катание на коньках» писал, что этот вид спорта оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма. Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышается мышечно-суставная и тактильная чувствительность, точность глазомера, диф-ференцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем (чувство льда) [7].

Как показывают собственные наблюдения, спортивная специализация не должна исключать всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в столь творческом виде спорта, как фигурное катание на коньках возможен лишь на основе общего повышения функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических качеств и эстетических способностей. В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований [1-12]. Из всего этого можно сделать вывод, что спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, должна вести к «многогранному» развитию спортсмена. Именно поэтому в ее содержании органически сочетаются общая и специальная подготовка спортсмена. Так, у фигуристов общая физическая подготовка согласовывается с занятиями по освоению прыжковых элементов в зале (в том числе и на тренажерах), с хореографической подготовкой и т. д., иными

словами, с занятиями по специальной физической подготовке.

Освоение многооборотных прыжков и многочисленных элементов фигурного катания на коньках немыслимо без хорошей общей координации спортсменов [5]. Включение в тренировку элементов гимнастики и акробатики с использованием батутов, прыжков в воду, различных тренажеров, способствующих нейрогенезу, значительно расширяет координационные возможности спортсменов. Стоит отметить, что специальная физическая подготовка фигуристок должна строиться с учетом биомеханической структуры элементов фигурного катания. Фигурное катание развивается в основном за счет увеличения скорости скольжения и усложнения многооборотных прыжков. Чтобы выдержать такую программу, нужен высокий уровень развития двигательных качеств — в большей степени скоростно-силовых и специальной выносливости.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальной площадкой по апробированию средств обучения многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением тренажера «Ротатор» явился физкультурно-оздоровительный комплекс «Звезда» г. Москвы. В сентябре 2018 года здесь было осуществлено педагогическое тестирование с целью определения исходных параметров физического и технического мастерства фигуристок. Повторное (контрольное) тестирование проводилось по завершении исследования — в марте 2019 года. Оценочный инструментарий состоял из нескольких групп: тестирование по специальной технической подготовке на льду; по общей и специальной физической подготовке — в спортивном зале. Для определения уровня технического мастерства были отобраны следующие элементы фигурного катания на коньках: двойной лутц; двойной аксель; тройной сальхов; тройной тулуп и тройной риттбергер.

Поскольку физическая подготовка является основой для достижения высокого уровня ма-

стерства в любом разделе фигурного катания, то вторую группу составили наиболее часто используемые у фигуристок упражнения: двойные прыжки на скакалке; подъем туловища из положения лежа; сгибания локтевого сустава в упоре лежа; прыжок в длину с места; количество вращательных оборотов на тренажере «Спиннер».

В педагогическом эксперименте приняли участие 16 спортсменок. Были сформированы две идентичные по физической и технической подготовке группы. Все фигуристки — действующие спортсмены ГБУ «ЦФКиС СЗАО г. Москвы» Москомспорта ФОК «Звезда», год рождения которых — 2007-2008 гг. Разряды на начало исследования зафиксированы от 2-го спортивного до 1-го спортивного. Тренировочный процесс в контрольной группе проходил в стандартном режиме, как и тренировки, организуемые ранее. В экспериментальной группе он проводился с использованием разработанных комплексов упражнений по общей физической подготовке, специальной физической подготовке (в том числе на вестибулярном тренажере «Ротатор») и ледовой подготовке. Комплексы по ледовой подготовке были составлены согласно целям и задачам микроциклов, применялись в подготовительном периоде, а затем в соревновательном. Они предусматривают подбор специальных упражнений умеренной интенсивности, при выполнении которых требуется проявление технического мастерства и сложной координации. В такие комплексы были включены упражнения, выполняемые на льду по кругу для развития амплитуды движения, правильной постановки работы плечевого пояса и развития резкости выхода в прыжковые элементы. В специальные комплексы упражнений, выполняемых на месте либо со строго регламентированного захода (заход на прыжковый элемент), вошли упражнения для совершенствования статического положения тела в воздухе — задний «винт» (вращение назад на правой ноге) с различными усложнениями. В свою очередь, это влияет на устойчивость в данном положении, на резкость работы рук и ног. Также были

Таблица 1 - Упражнения для тренировочных занятий на тренажере А.Н. Мишина «Ротатор» Table 1 - Exercises for training sessions on the A.N. Mishin «Rotator» simulator

Наименование упражнения/ Type of exercise Дозировка / Duration Методические указания / Methodics

Вращение в положении стоя - руки в стороны / Standing rotation - arms extended out to the side 5 мин/5 min. Исходное положение - колени слегка согнуты, спина ровная, голова прямо, руки сильно вытянуты в стороны. От затылка до пяток должны чувствоваться напряжение и ось вращения. Данное положение сохраняется до потери центровки. Выполняется в две стороны / Starting position - knees slightly bent, back straight, head up, arms extended out to the side. Muscular tension and the axis of rotation should be felt from head to toe. Hold this position until you begin to struggle to maintain it. Complete both sides.

Вращение в положении стоя - руки в положении группировки / Standing rotation - Arms tucked to the body 7 мин/7 min. Исходное положение - колени слегка согнуты, спина ровная, голова прямо, руки в положении группировки (в левую сторону: кулак правой руки прижат к левому плечу, левая рука согнута и прижата к телу немного выше уровня талии; в правую сторону: руки в таком же положении, но наоборот). От затылка до пяток должно чувствоваться напряжение и ось вращения. Данное положение сохраняется до потери центровки / Starting position - knees slightly bent, back straight, head up, arms tucked to the body. On the left side: right fist tucked up near the left shoulder, left hand bent and tucked to the body slightly above the waist. On the right side: arms at the same position but vice versa. Muscular tension and the axis of rotation should be felt from head to toe. Hold this position until you begin to struggle to maintain it.

Вращение в положении стоя - руки над головой в замке / Standing rotation - arms stretched overhead, fingers locked 5 мин/5 min. Исходное положение - колени слегка согнуты, спина ровная, голова прямо, руки в замке и вытянуты над головой, локти находятся на уровне ушей. От затылка до пяток должны чувствоваться напряжение и ось вращения. Данное положение сохраняется до потери центровки / Starting position - knees slightly bent, head up, arms extended overhead, fingers locked, elbows close to ears. Muscular tension and the axis of rotation should be felt from head to toe. Hold this position until you begin to struggle to maintain it.

Вращение в положении сидя -руки впереди / Sitting rotation - arms stretched forward 10 мин / 10 min. Исходное положение - присед, угол приседа ниже 90 градусов, колени уходят вперед за носки и колени не сводятся. Руки вытянуты перед собой и выполняют натяжение вперед. Голова ровная, взгляд перед собой. Данное положение сохраняется до потери центровки / Starting position - squat below parallel, knees go past the toes, knees kept apart. Arms extended forward. Head up, head facing straight ahead. Hold this position until you begin to struggle to maintain it.

Вращение с выполнением приседа и вырастанием в положение стоя / Squat rotation with rising from a squatting position 10 мин / 10 min. Исходное положение - стоя руки в стороны, после трех оборотов выполняется сгибание ног и принимается положение сидя (см. выше), сохраняется это положение три оборота, затем все повторяется сначала / Starting position - standing with arms extended out to the side. Squat after three spins (see previous exercise), squat is maintained during three spins. Repeat the exercise.

Вращение в положении «винт» / Rotation in a "screw" position 5 мин/5 min. Выполнение вращательного движения на одной ноге (на левой в правую сторону). Правая рука приводится в положение группировки сверху, прижимает левую руку. Левая нога согнута в коленном суставе, колено отведено в сторону и прижато к опорной правой ноге / Rotation on the one leg (on the left leg to the right). Arms tucked to the body. Right hand is dominant. Left knee bent and tucked to the supporting leg.

Вращение в положении «винт» с раскрытием левой руки / Rotation in a "screw" position with a left hand extended to the side 7 мин/7 min. Положение свободной и опорной ноги см. выше. После выполнения 2-3 оборотов в положении «винт»: правая и левая рука раскрываются в сторону и резким движением собираются обратно в группировку / Position of legs: see the previous exercise. After 2-3 spins in a 'screw" position: right and left arms extended to the side and rapidly brought back together.

Вращение в положении волчка / Rotation in a "spinning top" position 10 мин / 10 min. Исходное положение - левая рука впереди, правая сзади, опорная нога правая, левая на полупальцах сбоку слева на 90 градусов. Перед выполнением вращательного движения осуществляется скручивание в правую сторону и затем резкое вкручивание влево. Положение волчка: опорная нога согнута в бедре на 90 градусов, свободная нога впереди, дотянута, руки тянутся вперед / Starting position - left arm extended forward, right arm extended back, support position on the right leg, left leg on tiptoes at 90-degrees to the left. Right before rotation: sharp twist to the right, then sharp twist to the left. "Spinning top" position: supporting leg bent at the hip to 90 degrees, the other leg extended forward, arms extended forward.

Вращение в положении волчка с разгибанием и последующим сгибанием опорной ноги / Rotation in a "spinning top" position with bending and flexing of the supporting leg 7 мин/7 min. Положение опорной, свободной ноги и положение рук см. выше. Вращение в базовом положении 3-4 оборота и затем выпрямление опорной ноги, свободная нога и руки остаются в том же положении, затем выполняется сгибание коленного сустава и принятие положения «волчок». Повторение осуществляется минимум 3 раза / Position of legs and arms: see the previous exercise. 3-4 spins in basic position. The supporting legs extended, the other leg and arms keeps the same position. Bending the knee joint up to the "spinning top" position. Repeat 3 times minimum.

включены простые прыжковые элементы, но с усложненным выполнением, что необходимо для отработки толчкового движения перед выполнением сложных прыжковых элементов. Комплексы координационной и специальной технической подготовки включались в подготовительные и основные части тренировочного занятия, занимая по продолжительности 40-45% от времени тренировочного занятия.

Учитывая особенности общей и специальной физической подготовки фигуристок, непосредственно в тренировочные занятия были интегрированы общеразвивающие комплексы, скоростно-силовые упражнения, специально-технические упражнения и упражнения на развитие силовых качеств спортсменок, гимнастические упражнения, выполняемые с собственным весом и с использованием различного рода утяжелений (утяжелители-манжеты, набивные мячи и т. п.).

Данные сочетания упражнений выполнялись на каждом тренировочном занятии, не нарушая его структуры, и подбирались с учетом поставленных общих и специальных задач. Точное дозирование определялось количеством времени, отводимого на выполнение данных разделов и задач занятия. Комплексы упражнений по специальной физической подготовке использовались в первой половине занятия в спортивном зале, по продолжительности они занимали в среднем 40-45% от времени всего занятия. Комплексы упражнений на развитие общей физической подготовки применялись во второй половине занятия и занимали в среднем 30-35% от продолжительности занятия в спортивном зале. Тренировочные занятия с использованием тренажера «Ротатор» проводились в индивидуальном режиме. Дозировка каждого упражнения, представленного ниже, обусловливалась индивидуальными особенностями фигуристки. Все упражнения выполнялись сериями по 20-40 секунд с интервалами отдыха в 1-2 минуты. Таким образом, общее рекомендуемое время для тренировочных воздействий на заявленном тренажере — 2030 минут.

Обозначим, что из данных упражнений были составлены комплексы по 3-4 средства, которые применялись только в экспериментальной группе в период проведения исследования — с 1 сентября 2018 г. по 12 марта 2019 г. Вместе с тем в тренировочном процессе фигуристов были использованы достаточно разнообразные упражнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи компьютерных программ: «Microsoft Excel 2019», «Statistica 8.0» с применением параметрических (Т-критерий Стьюдента) и непараметрических (U-критерий Mann-Whitney) методов обсчета. При статистической обработке данных начального этапа эксперимента было выявлено, что две группы по 8 человек абсолютно идентичны по рассматриваемым показателям. По завершении исследования повторное тестирование выявило прирост показателей в обеих группах (таблицы 2 и 3). Однако достоверные улучшения общей и специальной физической, технической подготовленности фигуристок прослеживаются лишь в экспериментальной группе, что связано с добавлением тренировочных занятий на специальных спортивных тренажерах, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений с повышающейся координационной сложностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация составленных комплексов упражнений для спортивной тренировки фигуристок в экспериментальной группе позволила существенно повысить функциональные возможности основных систем организма, расширить диапазон и качество общих и специальных двигательных умений и навыков спортсменок 10-11-летнего возраста. С учетом наметившегося прогресса не исключено, что в ближайшем будущем выявленные аспекты тренировки будут применимы на более ранних этапах многолетней подготовки.

Таблица 3 - Динамика прироста показателей общей и специальной физической подготовленности фигуристов 10-11 лет

Table 3 - Dynamics of growth of indicators of general and special physical fitness of skaters aged 10-11

Таблица 2 - Динамика прироста показателей специальной технической подготовленности фигуристов 10-11 лет Table 2 - Dynamics of growth of indicators of special technical fitness of skaters aged 10-11

Показатели Indicators Группы Groups Эксперимент Experiment Различия Differences

Начало (баллы) Start (points) Конец (баллы)_End (points) В группах In groups Между группами Between groups

P W % Начало Start (Р) Конец End (Р)

2Lz (двойной «лутц») / double Lutz ЭГ / EG 1,66±0,08 1,97±0,03 P <0,05 18,67 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 1,81±0,08 1,94±0,04 P <0,05 10,86

2A (двойной «аксель») / double axel ЭГ / EG 1,78±0,09 2,31±0,08 P <0,05 29,78 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 1,88±0,08 2,16±0,09 P <0,05 19,34

3S (тройной «сальхов») / triple salchow ЭГ / EG 2,44±0,06 2,69±0,08 P <0,05 10,24 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 2,53±0,07 2,63±0,07 P <0,05 5,2

3T (тройной «тулуп») / triple toe loop ЭГ / EG 2,31±0,04 2,69±0,06 P <0,05 16,45 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 2,41±0,07 2,59±0,09 P <0,05 7,47

3Lo (тройной «рит-тбергер») / triple Rittberger ЭГ / EG 2,44±0,06 2,75±0,08 P <0,05 12,7 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 2,47±0,06 2,66±0,11 P <0,05 10,37

Показатели Indicators Группы Groups Эксперимент Experiment Различия Differences

Начало Start Конец End В группах In groups Между группами Between groups

P W % Начало (Р) / Start Конец (Р) / End

Двойные прыжки на скакалке (1 мин) Double jump rope (1 min) ЭГ / EG 75,50±7,40 80,75±6,88 P <0,05 6,95 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 73,63±6,67 75,25±6,64 P <0,05 2,2

Поднимание туловища из положения лежа (1 мин) Raising the body from a prone position (1 min) ЭГ / EG 45,88±1,98 49,75±1,86 P <0,05 8,43 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 47,00±1,50 48,88±1,64 P <0,05 4

Отжимания от пола (30 с) Push ups (30 s) ЭГ / EG 27,25±1,71 30,13±1,44 P <0,05 10,57 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 30,63±1,15 32,00±0,91 P <0,05 4,48

Прыжок в длину с места (см) Long jump (cm) ЭГ / EG 167,63±1,60 168,75±1,62 P <0,05 0,67 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 168,75±1,33 169,50±1,35 P <0,05 0,44

Количество вращательных оборотов на тренажере «Спиннер» The number of rotational revolutions on the Spinner simulator ЭГ / EG 5,25±0,37 6,25±0,25 P <0,05 19,04 Pi-2 >0,05 Pi-2 <0,05

КГ / CG 5,63±0,38 5,88±0,23 P <0,05 4,44

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова, И.В. Анализ причин возникновения, пути исправления и предупреждения типичных ошибок на этапах обучения прыжкам в фигурном катании на коньках / И.В. Абсалямова, Е.В. Жгун // Олимпийский бюллетень. - 2016.- № 16 - С. 132-136.

2. Верхошанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Тео -рия и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 2-14.

3. Гришина, М. В. Подготовка фигуристов: основы управления / М.В. Гришина. - М.: ФиС, 2006. - 142 с.

4. Коваленко, ЮА Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании / ЮА Коваленко, М.М. Акинин // Известия Тульского государственного

университета. Физическая культура. Спорт.- 2015.- № 4.- С. 105-109.

5. Мартыненко. И.В. Влияние весо-ростовых показателей на соревновательную надежность фигуристок-одиночниц при исполнении прыжковых элементов / И.В. Мартыненко. Е.С. Борисенкова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.- 2019.-Т. 14. - № 3. - С. 12-18.

6. Мартыненко. И.В. Исследование функционального состояния спортсменов при адаптации к физическим нагрузкам циклической направленности / И.В. Мартыненко. СА Ярушин // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал.-2016. -№ 7 (63). - С. 34-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мишин, А.Н. Фигурное катание для всех [Электронный

ресурс] / А.Н.Мишин.- М.: ФиС, 1976. - [55 с.].- Режим доступа : http://konki.info/file/28601 (дата обращения 20.01.2020).

8. Cabell, L. Biomechanics in figure skating / L. Cabell, E. Bateman // Science of figure skating. Routledge Research in Sport and Exercise Science. - 2018. - P. 13-34.

9. Cavallerio, F. Understanding overuse injuries in rhythmic gymnastics: A 12-month ethnographic study / F. Cavallerio, R. Wadey, C.R.D. Wagstaff // Psychology of sport and exercise. - 2019. - Volume 25. - P. 100-109.

10. Martynenko, I.V. The management of individual and group adaptation of speedskaters to training loads based on biochemical monitoring of blood parameters / IV. Martynenko, E.S. Borisenkova // Series: Advances

REFERENCES

1. Absaliamova I.V., Zhgun E.V. [The analysis of the prerequisites, correction methods and prevention of typical mistakes in training jump skaters]. Olimpiiskii biulleten [Olympic bulletin], 2016, no. 16, рр. 132-136 (in Russ).

2. Verkhoshanskii lu.V. [Theory and methodology of sport training: a block system for training elite athletes]. Te-oriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and practice of physical culture], 2005, no. 4, рр. 2-14 (in Russ).

3. Grishina M.V. Podgotovka figuristov: osnovy upravleniia [Skaters training: management fundamentals]. Moscow, FiS Publ., 2006. - 142 р.

4. Kovalenko Iu.A., Akinin M.M. [Features of the development of special endurance in figure skating]. Izvestiia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaia kultura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport], 2015, no. 4, рр. 105-109 (in Russ).

5. Martynenko I.V., Borisenkova E.S. [The influence of weight and height indicators on the competitive reliability of single skaters when performing jumps]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta [Pedagogical, psychological and biomedical issues of physical culture and sports], 2019, no. 3, рр. 12-18 (in Russ).

6. Martynenko I.V., Iarushin S.A. [Study of the functional state of athletes when adapting to cyclic physical activity]. Sovremennye issledovaniia sotsialnykh problem: elektronnyi nauchnyj zhurnal [Current research of so-

in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019). Atlantis Press. - 2020. - Volume 114. - P. 667-670.

11. Tosi, M. The Female Athlete Triad: A Comparison of Knowledge and Risk in Adolescent and Young Adult Figure Skaters, Dancers, and Runners / M. Tosi, S. Maslyanskaya, NA. Dodson, S.M. Coupey // Journal of pediatric and adolescent gynecology. - 2019. - Volume 32, Issue 2. - P. 165-169.

12. Yu, R. Figure Skating Simulation from Video / R.Yu, H. Park, J. Lee // Computer graphics forum. - 2019. - Volume 7. - P. 225-234.

cial problems: electronic scientific journal], 2016, no. 7 (63), рр. 34-46 (in Russ).

7. Mishin A.N. Figurnoe katanie dlia vsekh [Figure skating for everyone]. Available at: http://konki.info/file/28601. (access mode: 20.01.2020)

8. Cabell L., Bateman E. Biomechanics in figure skating. Science of figure skating. Routledge Research in Sport and Exercise Science, 2018, рр. 13-34.

9. Cavallerio F., Wadey R., Wagstaff C.R.D. Understanding overuse injuries in rhythmic gymnastics: A 12-month ethnographic study. Psychology of sport and exercise, 2019, no. 25, рр. 100-109.

10. Martynenko I.V., Borisenkova E.S. The management of individual and group adaptation of speedskaters to training loads based on biochemical monitoring of blood parameters. Series: Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019). Atlantis Press, 2020, no. 114, рр. 667-670.

11. Tosi M., Maslyanskaya S., Dodson N.A., Coupey S.M. The Female Athlete Triad: A Comparison of Knowledge and Risk in Adolescent and Young Adult Figure Skaters, Dancers, and Runners. Journal of pediatric and adolescent gynecology, 2019, no. 32, Issue 2, рр. 165-169.

12. Yu R., Park H., Lee J. Figure Skating Simulation from Video. Computer graphics forum, 2019, no. 7, рр. 225234.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Мартыненко Иван Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма; 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4; e-mail: skating@rgufk.ru, ORCID: 0000-0001-5604-0763.

Борисенкова Екатерина Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент; Уральский государственный университет физической культуры; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе 1; e-mail: ekboris24@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7318-9508.

Сусленко Яна Николаевна - тренер по фигурному катанию на коньках; Центр физической культуры и спорта СевероЗападного административного округа г. Москвы Москомспорта физкультурно-оздоровительный центр «Звезда»; 125362, г.Москва, Лодочная улица, д. 12; e-mail: yanochka3180@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1327-218X.

Поступила в редакцию 1 февраля 2019 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Мартыненко И.В. Обучение многооборотным прыжкам фигуристок 10-11 лет с применением вращающегося вестибулярного тренажера «РОТАТОР» / И.В. Мартыненко, Е.С. Борисенкова, Я.Н. Сусленко // Наука и спорт: современные тенденции.- 2020.- Т. 8, № 1. - С. 30-37. РО!: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-30-37

FOR CITATION

I.V. Martynenko, E.S. Borisenkova, Y.N. Suslenko Training by multi-turning jumpers of figures of 10-11 years with using the vestibular simulator «ROTATOR». Science and sport: current trends, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 30-37 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-30-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.