Научная статья на тему 'Применение теории А. Маслоу при оптимизации процесса обучения иностранному языку'

Применение теории А. Маслоу при оптимизации процесса обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1729
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейникова Е. А.

В статье определяются перспективы анализа мотивов и потребностей обучающихся по модели пирамиды А. Мас-лоу. Доказывается, что такой подход позволит оптимизировать процесс обучения иностранному языку, демонстрируются возможности подхода. Обсуждается опыт ежегодного анкетирования студентов, определяющего мотивы изучения иностранного языка, аргументируется значение полученных результатов для корректировки учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A. MASLOW''S THEORY IN OPTIMIZING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article determines the prospects for analyzing the motives and needs of students according to the Maslow model of the pyramid. It is proved that this approach will allow optimizing the teaching process of a foreign language, demonstrating the possibilities of the approach. The experience of the annual questioning of students determining the motives for studying a foreign language is discussed, the importance of the results obtained for correcting the educational material is argued.

Текст научной работы на тему «Применение теории А. Маслоу при оптимизации процесса обучения иностранному языку»

7. Трофiмов Ю. Л., Рибалка В. В., Гончарук П. А. Пси-холопя : пiдручник / за ред. Ю. Л. Трофимова. КиУв : Либiдь, 2001. 560 с.

8. Мацько Д. С. Психолопчы бар'ери у навчаннi дорос-лих iноземноï мови та шляхи ïx подоланнi // Технологiя навчання дорослих: змют, структура, основнi характеристики : матерiали науково-практичноï конференцм (Луганськ,

УДК 37.013.77

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ А. МАСЛОУ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье определяются перспективы анализа мотивов и потребностей обучающихся по модели пирамиды А. Мас-лоу. Доказывается, что такой подход позволит оптимизировать процесс обучения иностранному языку, демонстрируются возможности подхода. Обсуждается опыт ежегодного анкетирования студентов, определяющего мотивы изучения иностранного языка, аргументируется значение полученных результатов для корректировки учебного материала.

Ключевые слова: мотивация, потребности, обучение, иностранный язык.

31 березня 2005 р,). Луганськ: Альма-матер, 2005. С. 1619.

9. Каширина Л. Н. Алгоритмы в обучении грамматике французского языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 44-46.

© Мацько Д. С., 2018

Е. А. Олейникова E. A. Oleynikova

APPLICATION OF A. MASLOW'S THEORY IN OPTIMIZING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article determines the prospects for analyzing the motives and needs of students according to the Maslow model of the pyramid. It is proved that this approach will allow optimizing the teaching process of a foreign language, demonstrating the possibilities of the approach. The experience of the annual questioning of students determining the motives for studying a foreign language is discussed, the importance of the results obtained for correcting the educational material is argued.

Keywords: motivation, needs, training, foreign language.

В настоящий момент система высшего образования в России находится на пути преобразований, что проявляется в анализе существующих методов, методик, подходов и программ обучения с целью дальнейшего совершенствования, интенсификации и оптимизации образовательного процесса. Необходимость повышения качества образования в нашей стране связана с растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, что требует подготовки выпускников к активной социальной и профессиональной жизнедеятельности, развитие умений эффективно и достаточно быстро справляться с проблемами, которые ставит перед ними современная действительность.

Важной задачей образовательных учреждений является усиление личностного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося [1, с. 4-5]. Особое внимание в решении этой задачи принадлежит четкому определению мотивов и потребностей обучающихся.

Так, организация процесса обучения иностранному языку непосредственно связана с потребностями и мотивами изучения предмета обучающимися. Часто можно наблюдать, что внимание молодых людей колеблется, и это колебание зависит от мотивации к изучению иностранного языка. Возникает вопрос, почему тема занятия может быть интересна не всем обучающимся. Чтобы это выяснить, необходимо решить следующие задачи:

- найти теоретическое обоснование поставленной проблемы;

- выявить, с какой целью обучающие изучают иностранный язык, т. е. определить их потребности;

- классифицировать данные потребности;

- проанализировать учебный материал применительно к данной системе потребностей;

- распределить студентов по группам согласно их потребностям в обучении;

- произвести оценку и анализ полученных результатов.

Существуют различные концепции мотивации [2, с. 58]:

- ситуационная теория, в которой мотивация выводится из материальных и социальных противоречий общества; источник поведения человека определяется внешними факторами, т. е. мотивы поступков людей напрямую зависят от их окружения;

- эмпирическая теория, в которой мотивация рассматривается как результат жизненного опыта человека: вначале у человека нет мотивов, побуждающих к осуществлению той или иной деятельности, но затем человек начинает получать опыт, который и определяет его последующие поступки;

- теория интеракционистов, полагающих, что существование тех или иных мотивов основывается на взаимодействии субъекта и объекта деятельности;

- теория потребностей, основанная на распределении их по группам согласно определенной иерархической системе.

Остановимся подробнее на последней теории.

Теория А. Маслоу вытекает из идей гуманистической психологии. Иерархию потребностей, определяющих мотивированное поведение, можно представить в виде пирамиды [2, с. 145]. Потребности, лежащие в основании данной пирами-

А. Маслоу разделяет все мотивационные побудители человека на пять основных категорий: первичные (физиологические) потребности (спать, есть, пить, дышать и т. п.), потребности в безопасности (укрытие, защита, стабильность и т. д.), потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении и признании, потребности в самоактуализации. А. Маслоу утверждает, что каждый индивидуум стремится удовлетворить свои потребности именно в этом порядке. Неудовлетворенная потребность выступает источником мотивации. Как только снимаются так называемые «насущные» потребности, так тут же возникает потребность более высокого ранга.

По нашему мнению, пирамида потребностей может быть использована как основа рефлексии в деловом и образовательном пространстве. Опираясь на нее как на модель, можно достаточно достоверно детерминировать психолого-педагогический портрет участников процесса обучения [3, с. 190]. Так, идея предложить изучать иностранный язык человеку, которому нечего есть, будет абсолютно абсурдной. В социальном плане также не обойтись без пирамиды потребностей А. Маслоу. Потребность, относящаяся к нижним уровням, остается незамеченной, и напротив, потребности высших уровней пирамиды имеют большое значение для человека.

Применительно к профессиональной и учебной деятельности можно распределить потребности по следующим группам:

1. Первоначальные (физиологические) потребности (хорошие условия обучения и работы, достойная заработная плата, стипендия и т. д.).

2. Потребности в безопасности (чувство морального удовлетворения).

3. Потребности в принятии (социализация).

4. Потребности в уважении (положительная оценка выполненной работы, повышение по работе, награждение, премия и т. п.).

ды должны быть сняты, иначе удовлетворение потребностей, находящихся на более высоких уровнях будет невозможным. На вершине пирамиды находятся потребности в реализации, самоактуализации и персональном развитии (см. рис.).

Вторичные

{приобретенные;

потребности

Первичные

(врожденные)

потребности

5. Потребности в реализации (перевыполнение плана, креативность, творческий подход).

С целью выявления мотивов изучения иностранного языка в высших неязыковых учреждениях, определения потребностей обучающихся, сфер их интересов было проведено анкетирование обучающихся в Орловском государственном аграрном университете имени Н. В. Пара-хина, которые изучают иностранный (французский) язык в течение двух первых лет обучения (программы бакалавриата), а также на первом курсе магистратуры и аспирантуры. Все мотивы изучения иностранного языка были рассмотрены сквозь призму пирамиды потребностей А. Маслоу. Для того чтобы определить потребности обучающихся, нами была разработана система имплицитных вопросов и возможных ответов, подчиненных одному единственному вопросу «Почему вы изучаете иностранный (французский) язык?».

Имплицитные вопросы:

1. Я хотел бы найти работу с достойной заработной платой, чтобы хорошо жить.

2. Мне надо хорошо сдать зачет/экзамен, чтобы получать стипендию.

3. Работодатели ценят владение иностранным языком.

4. Я хотел бы продолжить обучение во Франции.

5. Я хотел бы провести каникулы во Франции.

6. Я хотел бы общаться с французами.

7. Я хочу жить среди франкоговорящих людей.

8. Другие причины.

Отвечая на предложенные вопросы, обучающиеся должны были выбрать ответ из следующих вариантов:

1. Да, именно так.

2. Совсем нет.

3. Может быть, поэтому.

4. Это одна из причин.

Все анкеты были анонимными, что позволило избежать ложных ответов.

Рис. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Гуманитарные исследования • 2018 • № 2 (19)

131

Результаты анкетирования показали:

1. 43 % опрошенных изучают французский язык только для того, чтобы успешно сдать зачет/экзамен. 26 % любят французский язык, им интересна Франция, ее традиции и культура. 19 % любят путешествовать и общаться на иностранном языке. 2 % хотели бы продолжить обучение во Франции.

2. Третья часть всех опрошенных относится к первым двум уровням пирамиды, что соответствует физиологическим потребностям (хорошие условия труда, высокая заработная плата). Их цель обучения - это разговорный язык. Обучающиеся заинтересованы в умении общаться на иностранном языке в обычных жизненных и профессиональных ситуациях.

3. Большинство их тех, кто обучается в магистратуре и аспирантуре, изучают французский язык с целью продолжить обучение во Франции, а также потому, что они любят путешествовать и общаться с иностранцами. Их можно отнести к двум последним уровням пирамиды. (Речь идет о потребности в самореализации и реализации, потребности в повышении, креативности). Основная цель обучения для данной категории лиц - это умение общаться на различные темы как в плане повседневной, так и в плане профессиональной жизни, а также с целью приобретения новых знаний.

4. Обучающиеся по программам бакалавриата изучают иностранный язык, потому что он является обязательной дисциплиной и им необходимо успешно сдать зачет или экзамен. Следовательно, они находятся на первом и третьем уровнях пирамиды. Задача, которую они преследуют, заключается в том, чтобы выучить основные темы дисциплины.

Результаты опроса позволили выбрать для изучения наиболее интересные темы и тексты. Приведем несколько примеров соотношения потребностей с учебными темами.

1. Потребность: безопасность.

Мотивация: защита.

Учебная тема: здоровье, отдых, спорт, физическая активность и т. д.

2. Потребность: принадлежность, социальные потребности.

УДК 378.4

ОПЫТ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматриваются вопросы организации ознакомительной практики - первого этапа непрерывной педагогической практики, направленного на знакомство студентов с деятельностью образовательной организации, внеурочной деятельностью и работой классного руководителя. В статье подчеркивается, что раннее знакомство с жизнью школы положительно влияет на отношение студентов к выбранной профессии.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональная подготовка, педагогическая практика, ознакомительная практика.

Мотивация: любовь.

Учебная тема: дружба, семья, человеческие отношения и т. д.

3. Потребность: уважение.

Мотивация: успех, признание.

Учебная тема: личность и ее развитие.

4. Потребность: самореализация.

Мотивация: красота, личностное развитие, знания, природное любопытство.

Учебная тема: природа, обучение, история, наука, культура, зарубежные страны и т. д.

Считаем, что предлагаемый подход к разработке учебных программ высшего образования содействует более глубокому пониманию учебных материалов, что обеспечивает комплексное решение проблем, возникающих в процессе обучения, а также позволяет установить диалог всех участников образовательного процесса. Учет мотивов и потребностей обучающихся в процессе обучения иностранному языку способствует не только эффективному формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, но также обусловливает полноценное личностное развитие обучающихся.

1. Сороковых Г. В. Интерактивные технологии в иноязычном образовании: исследование стратегий и опыта применений : коллективная моногр. / Г. В. Сороковых, Х. Х. Каппушева, Н. И. Герасимова, Е. А. Олейникова [и др.]. М. : Перспектива, 2013. 172 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб. : Питер, 2016. 400 с.

3. Олейникова Е. А., Бунакова О. А. Роль программ дополнительного образования в интенсификации процесса обучения иностранному языку в системе высшего образования // Актуальные вопросы профессиональной ориентации сельских школьников в современных условиях развития агробизнеса : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Орел : Изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2017. С. 189-193.

© Олейникова Е. А., 2018

Л. В. Федяева, Т. О. Соловьева, Э. Р. Диких L. V. Fedyaeva, T. O. Soloveva, E. R. Dikikh

EXPERIENCE OF INTRODUCTORY PRACTICAL TRAINING

The article deals with the organization of introductory practical training - the first stage of continuous pedagogical practice aimed at acquaintance of students with the activity of the educational organization, after-hour activity and the work of the class teacher. The article emphasizes that an early acquaintance with the school life positively affects the attitude of students towards the chosen profession.

Keywords: practical-oriented approach, vocational training, pedagogical practical training, introductory practical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.