Научная статья на тему 'Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования'

Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Мария Викторовна, Львов Леонид Васильевич, Чернов Валентин Александрович

Рассматривается актуальная проблема повышения качества образования. Современное общество невозможно представить без компьютерных технологий, а виртуальное дистанционное образование набирает все большую популярность. Однако потенциал технологий виртуального обучения для повышения качества образования изучен недостаточно полно. Авторами предпринята попытка выявить возможности виртуального обучения для повышения качества образования. Для этого проведен анализ ключевых понятий, изучены достоинства и недостатки виртуального обучения, с помощью метода экспертных оценок определен коэффициент подобия технологий виртуального обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TECHNOLOGY OF VIRTUAL TEACHING FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The article considers the actual problem of improving the quality of education. Modern society is unimaginable without computer technology, and virtual distance education is gaining popularity. However, the potential of the technology of virtual teaching to improve the quality of education is insufficiently studied. The authors attempt to identify opportunities for virtual teaching to improve the quality of education. To do this the writes analyse the key concepts, explore advantages and disadvantages of virtual teaching, find the coefficient of similarity of the technology of virtual teaching with the help of method of expert estimations.

Текст научной работы на тему «Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования»

УДК 378.14 ББК 74.480.25

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-2-54-63

М.В. Чернышева

(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия) Л.В. Львов

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия) В.А. Чернов

(Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Челябинск, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается актуальная проблема повышения качества образования. Современное общество невозможно представить без компьютерных технологий, а виртуальное дистанционное образование набирает все большую популярность. Однако потенциал технологий виртуального обучения для повышения качества образования изучен недостаточно полно. Авторами предпринята попытка выявить возможности виртуального обучения для повышения качества образования. Для этого проведен анализ ключевых понятий, изучены достоинства и недостатки виртуального обучения, с помощью метода экспертных оценок определен коэффициент подобия технологий виртуального обучения.

Ключевые слова: качество образования, педагогические технологии виртуального обучения, интерактивные формы обучения, дистанционное обучение, виртуальное обучение, виртуальная образовательная среда, клиповое мышление.

M.V. Chernysheva

(Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia) L.V. Lvov

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia) V.A. Chernov

(Air Force Academy, Chelyabinsk, Russia)

THE USE OF TECHNOLOGY OF VIRTUAL TEACHING FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The article considers the actual problem of improving the quality of education. Modern society is unimaginable without computer technology, and virtual distance education is gaining popularity. However, the potential of the technology of virtual teaching to improve the quality of education is insufficiently studied. The authors attempt to identify opportunities for virtual teaching to improve the quality of education. To do this the writes analyse the key concepts, explore advantages and disadvantages of virtual teaching, find the coefficient of similarity of the technology of virtual teaching with the help of method of expert estimations.

Keywords: quality of education, educational technologies of virtual teaching, interactive learning, distance learning, virtual teaching, virtual learning environment, clip thinking.

В современном обществе «виртуальность» сопровождает нас всюду: и в профессии, и в быту, и на отдыхе. Понятие «виртуальный» давно проникло в образование. Среди педагогов - ученых и практиков - постоянно идет полемика о роли и возможностях виртуального обучения в процессе становления личности [1; 2; 3; 7; 10]. Понятие «виртуальное образование», «виртуальное обучение» широко изучается в философии, в философии образования (Л.Д. Александрова, Н.З. Алиева, М.Е. Вандорф-Сысоева, Е.Б. Ивушкина, О.И. Лантранов), в психологии (Н.А. Носов), педагогической теории (Н.А. Носов, А.В. Хуторской). Влияние виртуального пространства, современных информационных технологий является предметом исследования ученых разных областей антропологического знания.

Интересна точка зрения Л.Д. Александровой на следующие характеристики виртуальной реальности: эфемерность, популярность, технологичность, автономность, устрашение, амбивалентность [1, с. 11-12].

Как показывает опыт практической деятельности и анализ трудов ученых [9; 13; 15], современные студенты вузов «живут» в виртуальном пространстве. Практически у каждого студента есть смартфон, с которым он не расстается ни во время лекций, ни во время семинаров. Молодые люди стремятся всегда быть online, чтобы не пропустить ничего «важного». Однако постоянное виртуальное общение отвлекает внимание, ухудшает память, снижает эффективность мышления. Сегодняшнее поколение, так называемое «поколение Google», обладает «клиповым мышлением», «клиповым сознанием», все больше преподавателей отмечают неспособность студентов сосредотачивать внимание на больших объемах информации [5; 7; 14; 15]. Отсюда поверхностные, разрозненные сведения о содержании изучаемых дисциплин. Обучающийся подчас превращается в «нажи-мателя кнопок», «листателя страниц».

Следовательно, можно говорить о противоречии между необходимостью использования технологий виртуального обучения для повышения качества образования при снижении отрицательного воздействия виртуальной реальности на становление личности, особенно в отношении общения и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса.

Цель - теоретически обосновать потенциал виртуальных технологий для повышения качества образования.

В рамках статьи мы сосредоточили свое внимание на следующих задачах:

1) упорядочить понятийно-категориальный аппарат исследования, включающий систему основных и дополнительных понятий;

2) раскрыть и обосновать потенциал виртуальных технологий для повышения качества образования. Приступая к решению первой задачи, мы определили в качестве основных следующие понятия: «виртуальное обучение», «педагогические технологии виртуального обучения (педагогические VR-технологии)», «клиповое мышление», «виртуальная образовательная среда», «качество образования с применением технологий виртуального обучения».

В толковом словаре термин «виртуальный» определяется как объект, который не имеет физического существования, а реализуется лишь в компьютерных условиях, в фантазии и т.п. Виртуальными также называют некоторые непостоянные, динамические компьютерные объекты. Если речь идет о деятельности, то виртуальной называется такая деятельность, которая осуществляется посредством телекоммутикаци-онных, мультимедийных технологий, сети Интернет.

Обучение представляет собой двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности. Процесс обучения включает два вида деятельности - преподавание (деятельность педагога) и учение (деятельность

к

S

I

ф

т ^

ю о

о к

^ го

.о m

с; о

го п

^ го

н Ü.

ю

S о

m „, s

о Ф

5 т

о го

к

<и ф

I Ü

<U .0 I m <u о S 1=

a d

m

0

1 ü

<u

lг <

03

0 m

_D

03

го

ш

ф

Э _0

1

ср ф

IT 03

обучающегося), которые безусловно претерпевают значительные трансформации в условиях виртуальной образовательной среды.

Таким образом, интегрируя понятия «виртуальный» и «обучение», мы можем сформулировать новое - виртуальное обучение и определить его как процесс передачи и усвоения социокультурного опыта (знаний, навыков, умений, компетенций) деятельности, осуществляющийся посредством телекоммутикаци-онных, мультимедийных технологий и сети Интернет.

Обратившись к исследованиям Н.А. Носова и А.В. Хуторского, мы выяснили, что ученые под виртуальным обучением понимают процесс и результат коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов образования в виртуальной образовательной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только и во время самого взаимодействия [8; 9; 13].

Таким образом, для осуществления виртуального обучения необходима организация адекватной (виртуальной) образовательной среды, которая будет учитывать индивидуальные потребности субъектов образования и особенность объектов (изучаемых дисциплин или модулей).

Вместе с понятием «виртуальное обучение» в научной педагогической литературе широко используется, а виртуальное образование активно реализуется на практике. Распространение современных технологий в образовании позволяет современному человеку с помощью интернет-порталов изучать учебные курсы ведущих вузов страны и мира, проходить курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Преимущества получения образования посредством сети Интернет заключаются в относительной дешевизне, возможности выбора индивидуальной траектории (места, времени, темпа изучения). Однако, как отмечают исследователи, обучающиеся, владея навыками работы

с электронными устройствами (компьютером, планшетом, ноутбуком и т.п.) и имея представление об информационных технологиях, зачастую не имеют фундаментальной подготовки по структурированию информации, владению методами ее организации и распространения [7; 8]. То есть переход к виртуальному образованию требует базовой подготовки в области поиска и обработки информации, а также наличия базовых знаний в сфере фундаментальных наук, высокого уровня мотивации и самостоятельности студентов.

В нашем исследовании мы будем использовать термин «виртуальное обучение», который характеризует технологическую сторону образовательного процесса.

Следует отметить, что для решения учебных задач виртуальные технологии стали применяться ещё до массового внедрения в образовательный процесс компьютеров и до появления Интернета. Так, в 1960-х годах с помощью специальных тренажёров будущие пилоты и штурманы осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления ма-шинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала [14].

Виртуальное обучение требует создания виртуальной образовательной среды. В настоящее время в качестве педагогической технологии используется виртуальная реальность. Она позволяется создавать виртуальные модели, восприятие которой с высокой степенью достоверности обеспечивает качество и быстроту подготовки специалистов в различных областях: авиации, управлении технологическими процессами, медицине, дистанционном управлении техническими средствами и т.д. Особое внимание при создании виртуальных моделей уделяется качеству системы визуализации, так как она должна максимально достоверно отражать реальность.

Образование с использованием виртуальной реальности позволяет наглядно вести лекции и семинары, проводить тренинги, показывать обучающимся все аспекты реального объекта или процесса, что в целом дает колоссальный эффект, улучшает качество и скорость образовательных процессов, уменьшает их стоимость. Технологии виртуальной реальности в педагогике (педагогические VR-технологии) позволяют в полной мере использовать то, что человек получает из окружающей действительности. Интересно, что 80% информации из окружающего мира он получает с помощью зрения, при этом люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат, и 70% того, что они видят, слышат и делают.

Исходя из того, что процесс обучения представляет собой взаимодействие двух субъектов - педагога и обучающихся, преподавание и учение, то виртуальное обучение можно рассматривать в трех аспектах: виртуальное преподавание, виртуальное учение и виртуальное взаимодействие педагога и обучающихся («коммуникацию» в терминологии Л.Д. Александровой).

Преимущества и недостатки VR-общения (виртуального общения) (табл. 1) в процессе обучения мы сформулировали с учетом исследований Л.Д. Александровой [1], И.М. Заля-летдиновой [5], Н.А. Носова [8; 9], М.В. Чернышевой [15].

Таблица 1. Преимущества и недостатки VR-общения

Средства общения Преимущества Недостатки

Электронная почта; - Скорость, гипертекстовость - Не способствует развитию

чат в социальных и доступность получения внимания и памяти,

сетях (Facebook, информации; логического мышления,

Yahoo! 360? Con- - максимально высокая формирование клипового

nectU, MySpace, Bebo степень подобия реальному мышления;

и т.д.); программы и объекту деятельности; - возможные

видеосвязи (Skype, - свобода выбора орфоргафические,

Viber, Google Hang- содержания, грамматические,

outs, ooVoo, LINE, последовательности и синтетические ошибки,

ICQ, Tango и т.д.) времени занятия; логические ошибки;

- повышение мотивации за - использование сленга,

счет привычной формы сокращений, намеренные

общения; орфографические ошибки;

- спонтанная устная речь, - географическая

как при реальном общении, ограниченность выбора

возможность не только собеседника (сложная

диалога, но и полилога; организация общения

- наличие в большинстве при большой разнице во

программ чата для времени);

мгновенным обменом - возможное снижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

письменными креативности;

сообщениями, Интернет- - длительное нахождение в

ссылками и т.д.; сидячем положении.

- ограниченность

непосредственного

межличностного общения.

к

S

I

ф

т

^

ю

о

о к

S

о I

I го

_0 ш

о

го со

^ ГО

н а.

а ю

S о

ш

го

ш

S н

1_ о

О ф

ц т

о го

I ^

X ф к

н

ф X

ф

S I Э

ф .0

I ш

ф о

S с

S к

а ц

IZ d

со

0

1

ф

!Т <

03

со

0 со .о

03

го

ш

ф

Э .0

1

ф

!Т 03

Реализация виртуального обучения требует применения особых педагогических технологий. В связи с этим обратимся к основополагающему понятию «педагогическая технология». Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В настоящее время в педагогике существует несколько понятий, связанных с применением понятия «технология»: технология обучения, педагогические технологии, образовательные технологии.

Кроме того, обозначился и технологический подход, который предполагает диагностическое целеполагание; профилирование содержания; организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями; оценку текущих результатов; коррекцию компонентов образовательного процесса, направленную на достижение целей; итоговую оценку результатов и новое це-леполагание.

Технология обучения представляет собой цепочку действий и операций, направленных и ориентированных на результат [11].

В свою очередь под педагогической технологией понимается совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.

Согласно В. А. Сластенину, педагогическая технология должна отвечать следующим критериям [12]: • диагностично заданная цель, то есть корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися, как ожидаемый результат

обучения и способы его диагностики. Этот критерий означает, что при проектировании учебного процесса (в том числе и в виртуальной среде), преподаватель должен четко сформулировать его цель. При этом необходимо обозначить, какими операциями, действиями, деятельностью в целом должны овладеть, обучающиеся в результате освоения дисциплины или модуля и с помощью каких оценочных средств это можно выявить. представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения. Это требование предусматривает структурирование содержания изучаемого материала в виде блоков или модулей. достаточночеткая логика этапов усвоения материала. Любая технология должна быть выстроена, состоять из последовательности этапов, основанной на внутренней логике и ведущей к результату.

система способов взаимодействия субъектов образовательного процесса (друг с другом и с мультимедийными (телекоммуникационными) средствами обучения). Такая система должна быть адекватна целям и этапам соответствующей технологии. Педагогическая технология предполагает определение системы методов и приемов деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе обучения.

личностно-мотивированное обеспечение деятельности педагога и обучающихся (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл). указание границ допустимого отступления от алгоритмической и свободной, творческой деятельности педагога. Технология обучения, с одной стороны, представляет собой четкую последовательность действий, то есть алгоритм, а с другой стороны, предполагает определен-

ную свободу, возможность вариаций в зависимости от меняющихся условий обучения. • применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации. Данный критерий говорит о прогрессивном характере деятельности современного педагога и требует использования компьютеров в учебном процессе. Исходя из анализа педагогических технологий можно констатировать, что виртуальное обучение может рассматриваться как самостоятельная педагогическая технология, поскольку обладает всеми ее признаками.

Виртуальное обучение позволяет осуществлять диагностическое целепо-лагание и соответствующие целям процедуры оценивания. При этом представление этой информации посредством компьютерных технологий повышает интерес обучающихся, снижает нагрузку на преподавателя и позволяет наиболее объективно оценить качество усвоения учебного материала. В виртуальной образовательной среде возможно четкое соблюдение алгоритма деятельности (в том числе и будущей профессиональной деятельности). Кроме того, данная технология позволяет учитывать познавательные потребности обучающихся (время работы, темп усвоения, интересы), что является необходимым для создания положительной мотивации.

С позиций педагогики как науки можно считать, что процесс виртуального обучения происходит в педагогической системе, элементами которой являются цели, содержание, обучающийся, обучающий и технологическая подсистема виртуального обучения. Это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), между собой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению в пространстве и времени.

Необходимость применения виртуальных педагогических технологий се-

годня, на наш взгляд, обосновывается рядом позиций.

Во-первых, современное общество -информационное, технологии хранения, получения и передачи информации развиваются очень быстро, автоматизируются многие виды профессиональной деятельности. Поэтому мы не можем и не должны игнорировать научно-технический прогресс и ограждать подрастающее поколение от современных информационных технологий.

Во-вторых, поколение, воспитанное на современных информационных технологиях (а дети 2000-х годов и есть такое поколение), имеет особенное мышление, которое получило название «клиповое». И эта позиция гораздо серьезнее первой, поскольку именно этот фактор изменить мы не в силах, а должны научиться работать с людьми, обладающими новым типом мышления, добиваться повышения качества образования.

Под качеством образования понимается, с одной стороны, интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить [6].

С другой стороны, качество образования рассматривается как определенный уровень, знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучающиеся на определенном этапе в соответствии с поставленными целями. В контексте нашего исследования мы будем рассматривать второе из отмеченных определений качества образования, поскольку оно в наибольшей степени отражает результат образовательного процесса [4].

Виртуальные технологии обладают определенным потенциалом в целях повышения качества образования.

Как известно, качество образования на каждом этапе зависит от продуктивности предыдущих этапов, от характера и объема учебного материала, организа-

I

ф

т ^

ю о

о к

^ го .о т с; о го п ^ го н а. а ю о ш „, 8

I Ь

о Ф

5 т о го

к

ф ф

I 1

ф л

I ш

Ф о

^ 1=

^ к

а ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

о

x

ф

Iг <

оз

CD О m

_D

03 ^

ro

Ш

Ф

Э _0 X

Ф IT

03

ционно-педагогических воздействии педагогов на индивидуальные особенности обучающихся [8; 9].

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в учебном процессе должны присутствовать интерактивные методы и технологии обучения. В предыдущих наших исследованиях была обоснована интегративно-стимулирующая оценка компетентности [7]. Для оценки организационно-управленческой компетентности бакалавров профессионального обучения были определены коэффициенты подобия различных типов интерактивных занятий. Так, самое высокое значение коэффициент подобия (то есть соответствия проводимого занятия реальной профессиональной деятельности) соответствует деловым играм [5; 4].

В ходе настоящего исследования в результате экспертной оценки было выявлено, что виртуальные средства обучения (тренажеры, симуляторы), а также виртуальное обучение в целом характеризуются средним коэффициентом подобия. Если для лекций и семинаров он составляет 0,3-0,4, для интерактивных форм проведения занятий - 0,6-0,8 [7; 15], то виртуальные технологии обучения характеризуются значениями коэффициента 0,65-0,75 [7; 15], а для виртуальных технологий обучения в интерактивных формах - 0,90-0,95 [7; 14]. Эксперты объясняют это тем, что в процессе виртуального обучения отсутствует реальная ответственность обучающихся за принятые решения.

Таким образом, можно заключить, что виртуальные педагогические технологии обладают высоким потенциалом для повышения качества образования. В качестве преимуществ такого обучения отметим его мобильность, иерархичность предъявляемой информации, высокие возможности для визуализации учебного материала, работу дистанционно в режиме online. Все перечисленные свойства положительно влияют на мотивацию обучающихся, которые обладают

особым, клиповым мышлением. В данном контексте значительную роль играет иерархичность информации (использование гипертекста).

При очевидных «плюсах» виртуальному обучению присущ ряд недостатков:

• физиологические: кадровые частоты экрана, излучение, длительное нахождение в сидячем положении, которые негативно сказываются на здоровье обучающихся;

• интеллектуальные: воспроизведение лишь имеющейся в компьютерной среде информации приводит к подсознательному отказу обучающегося от самостоятельной конструктивной работы с материалом, а это не способствует развитию логического мышления, внимания и памяти;

• психологические: полная замена непосредственного межличностного общения виртуальным подавляет эмоциональную сферу личности, снижает творческий потенциал. Отмеченные недостатки виртуальных технологий обучения не снижают его положительной роли и потенциала. Они должны способствовать оптимизации сочетания виртуальных и традиционных технологий обучения. Кроме того, учет отмеченных преимуществ и недостатков позволит нам в дальнейших исследованиях сформулировать и обосновать принципы виртуального обучения. Библиографический список:

1. Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуникации: монография. - Челябинск: РБИУ, 2012. -119 с.

2. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантра-нов О.И. Становление информационного общества и философия образования: монография: - М.: Академия Естествознания, 2008. - 168 с.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование.

5.

6.

7.

Педагогические науки. - 2012. - № 14 (273). С. 86 - 91.

Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО- 1999. - 538 с. Залялетдинова И.М. Методические аспекты развития языковой социально-профессиональной мобильности бакалавров физической культуры // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т.8. - № 2. С. 151-162.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2003. - 176 с. Львов Л.В. Проблемы моделирования профессионально-образовательной деятельности опережающего уровня // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. -№1. С. 75-88.

Носов Н.А. Виртуальные реальности и современный мир // Труды лаборатории виртуалистики. - М.: Институт человека РАН, 1997. - 85 с. Носов Н.А. Образование и виртуальная реальность // Дистанционное и виртуальное обучение: дайджест рос. и зарубеж. прессы. - 2000. - № 11. С. 31-35.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов и фразеологических выражений. - М.: АСТ, 2017. - 736 с.

8.

9.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шия-нов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. - 576 с.

12. Терентьева И.В., Педагогические технологии и возможности дистанционного обучения // Материалы Международной конференции «Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» - Казань: изд-во Каз. ун-та, 2016. С. 145-150.

13. Хуторской А.В. О виртуальном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест рос. и за-рубеж. прессы. - 2000. - № 1. С. 25-27.

14. Чернов В.А. Создание авиационных тренажеров нового поколения на основе современных информационных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - № 4. С. 108-113.

15. Чернышева М.В. Оценка развития готовности бакалавров профессионального обучения к педагогическому взаимодействию // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сб. науч. тр. молодых ученых Урал-ГУФК. - Вып. 12. - Челябинск: Урал-ГУФК, 2013. С. 233-237.

Поступила 22.05.2017

Об авторах:

Чернышева Мария Викторовна, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1), кандидат педагогических наук, [email protected]

Львов Леонид Васильевич, профессор Российской академии естествознания, доцент кафедры менеджмента, ЧОУВО «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), кандидат педагогических наук, доцент, [email protected].

Чернов Валентин Александрович, профессор кафедры самолетовождения, филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске (Россия, Челябинск, г. Челябинск-15, городок-11), кандидат педагогических наук, [email protected]

к

I

ф

т ^

ю о

о к

^ го .о т с; о го п ^ го н а. а ю о ш „, 8

I Ь

о Ф

5 т о го

к

ф ф

1 л

ф л

I ш

Ф о

^ 1=

^ к

а ч

Для цитирования: Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 54-63. DOI: 10.7442/2071-9620-20179-2-54-63

ш

0

1

ср ф

IT <

m

CD О CD -О

03 ^

ro

CD Ф

Э _0 X

ср Ф IT

References:

1. Aleksandrova L.D. Culture of virtual communication: monograph. Chelyabinsk: RBIU, 2012. - 119 p. [in Rissian]

2. Aliyeva N.Z., Ivushkina E.B., Lantranov O.I. Formation of information society and philosophy of education: monograph. Moscow, Akademia, 2008. - 168 p. [in Rissian]

3. Weindorf-Sysoeva M. E. Virtual learning environment as an integral component of modern education system // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Education. Pedagogical science. - 2012. - № 14 (273). P. 86-91. [in Rissian]

4. Vishnyakova S.M. Professional education. Dictionary. Key notions, terms, relevant vocabulary. Moscow, NMTS SPO, 1999. - 538 p. [in Rissian]

5. Zalyaletdinova I.M. Methodical aspects of the development of linguistic social and professional mobility of bachelors of physical culture // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. - №. 2. P. 151-162. [in Rissian]

6. Kozhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary. Moscow, Academy, 2003. - 176 p.

7. Lvov L.V. Problems of modelling professional educational activity on advanced level // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - №. 1. P. 75-88. [in Rissian]

8. Nosov N.A. Education and virtual reality // Distance and virtual education: Bigest of Russian and foreign press. - 2000. - №. 11. P. 31-35. [in Rissian]

9. Nosov N.A. Virtual reality and the modern world // Proceedings of the virtualistic laboratory. Moscow, Institute for human science, 1997. - 85 p. [in Rissian]

10. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language: 100 000 words and phraseological expressions. Moscow, AST, 2017. - 736 p. [in Rissian]

11. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov Ye.N. Pedagogy: Textbook. Moscow, Academy, 2002. -576 p. [in Rissian]

12. Terentyeva IV, Pedagogical technologies and the possibilities of distance learning // Materials of the International Conference «Andrew's readings: Modern concepts and technologies of creative self-development of the individual». Kazan, Izd-vo Kaz. Univ., 2016. P. 145-150. [in Rissian]

13. Khutorskoy A.V. About virtual education // Distance and virtual education: digest of Russian and foreign press. - 2000. - No. 1. P. 25-27. [in Rissian]

14. Chernov V. A. Creating the flight simulators of new generation based on modern information technologies // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - №. 4. P. 108113. [in Rissian]

15. Chernysheva M.V. Assessment of development of readiness of bachelors of vocational training to the pedagogical interaction // Problems of training of scientific and scientific-pedagogical personnel: experience and prospects: collection of scientific works of young scientists of Uralgufk. Chelyabinsk, Uralgufk, 2013. P. 233-237. [in Rissian]

About the authors:

Chernysheva Maria Viktorovna, associate professor, Department of Pedagogy, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogy), [email protected]

Lvov Leonid Vasilievich, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Associate professor of Department of Management, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate professor, [email protected]

Chernov Valentin Aleksandrovich, Professor, Department of Air Pilotage, Air Force Academy, Chelyabinsk branch (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogy), [email protected]

For citation: Chernysheva M.V., Lvov L.V., Chernov V.A. The use of technology of virtual teaching for improving the quality of education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 54-63. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-54-63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

S

I

ф

т

^

ю

о

о к

S

о I

I го

_0 ш

о

го СО

^ го

н а

а ю

S о

ш го

ш

S н

1_ о

о ф

с; т

о го

I ^

X ф к

н

ф X

ф

S I э

ф .0

I ш

ф о

S с

S к

а ц

IZ ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.