Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ВОПРОШАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ВОПРОШАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ВОПРОШАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГРУППОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Марина Валентиновна

В статье описывается методика применения техники интерактивного вопрошания на начальном этапе организации проектной деятельности студентов. Метод проектов является важным инструментом формирования универсальных компетенций. При выборе тем проектов ключевым моментом является обнаружение актуальных проблем в исследуемой области. При этом необходимо максимально активизировать собственные исследовательские интересы учащихся. Техники интерактивного вопрошания способны помочь студентам определить интересующие и значимые для них проблемы при организации проектной деятельности. Авторы предлагают применять для выбора тем проектов модернизированную технику интерактивного вопрошания. Она основывается на генерации банка значимых вопросов, определении на его основе их основных векторов. Эти векторы определяют проблемы, вызывающие исследовательский интерес учащихся. Для изучения каждой выделенной проблемы собираются фокус-группы студентов. Так происходит распределение учащихся по группам для выполнения проектов. Каждая группа определяет цель и задачи своего исследования, его тему, планирует необходимые действия и методики. Результатом выполненных проектов являются базы данных, статьи в научных изданиях, видеоролики. Опыт применения техники интерактивного вопрошания в течение нескольких лет показал, что студенты с интересом включаются в данный вид образовательной деятельности. Это повышает не только исследовательский интерес учащихся к изучению выбранной темы, но и ко всей учебной дисциплине. Студенты развивают навыки выполнения исследования, умение работать в команде, способность к поиску нестандартных путей решения значимых научных и практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE QUESTIONING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES

The article describes the method of applying the technique of interactive questioning at the initial stage of the organization of students' project activities. The project method is an important tool for the formation of universal competencies. When choosing project topics, the key point is to detect actual problems in the area under study. At the same time, it is necessary to maximize the students' own research interests. Interactive questioning techniques can help students identify issues of interest and significance to them when organizing project activities. The authors suggest using a modernized technique of interactive questioning to select project topics. It is based on generating a bank of significant issues, determining their main vectors based on it. These vectors determine the problems that arouse the research interest of students. Focus groups of students gather to study each highlighted problem. This is how students are divided into groups to complete projects. Each group determines the purpose and objectives of its research, its topic, plans the necessary actions and methods. The result of the completed projects are databases, articles in scientific publications, videos. The experience of using the technique of interactive questioning for several years has shown that students are interested in engaging in this type of educational activity. This increases not only the research interest of students in the study of the chosen topic, but also in the entire academic discipline. Students develop research skills, the ability to work in a team, the ability to find non-standard ways to solve significant scientific and practical problems.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ВОПРОШАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Представлен методический материал, с которым дети будут работать на занятии, и совершенствовать не только свою речь, но и личностные качества.

Литература:

1. Андриевская, Л.А. Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания / Л.А. Андриевская, О.К. Ибрагимова // Инновационная наука. - 2015. - №11-2. - С. 199-201.

2. Барабанов, Р.Е. Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия / Р.Е. Барабанов. - Москва: VDM Publishing, 2019. - 70 с.

3. Жулина, Е.В. Особенности просодической стороны речи у дошкольников с заиканием / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, Д.С. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-2. - С. 132-134.

4. Костюнина, К.Д. Состояние просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием / К.Д. Костюнина, С.В. Леонова // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации: материалы II Международной междисциплинарной научной конференции «Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие» / под общ. ред. О.Н. Усановой. - Москва: Когито-Центр МИП, 2020. - С. 394-397.

5. Медведева, Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией / Е.Ю. Медведева, И.В. Максимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-11. - С. 83-90.

6. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И.А. Поварова. - Москва: В. Секачев, 2020. - 577 с.

7. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционное и дидактические основы логопедического воздействия / В.И. Селиверстов. - Москва: Академический проект, 2020. - 208 с.

8. Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский, Е.Е. Шевцова. - Москва: Юрайт, 2020. - 188 с.

9. Филатова, Ю.О. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / Ю.О. Филатова, Т.И. Кострик. - Москва: Прометей, 2005. - С. 134-139.

10. Шевцова, Е.Е. Заикание / Е.Е. Шевцова. - Москва: Юрайт, 2019. - 241 с.

11. Шкловский, В.М. Заикание / В.М. Шкловский. - Москва: Юрайт, 2021. - 309 с.

Педагогика

УДК 377.131.14

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ВОПРОШАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье описывается методика применения техники интерактивного вопрошания на начальном этапе организации проектной деятельности студентов. Метод проектов является важным инструментом формирования универсальных компетенций. При выборе тем проектов ключевым моментом является обнаружение актуальных проблем в исследуемой области. При этом необходимо максимально активизировать собственные исследовательские интересы учащихся. Техники интерактивного вопрошания способны помочь студентам определить интересующие и значимые для них проблемы при организации проектной деятельности. Авторы предлагают применять для выбора тем проектов модернизированную технику интерактивного вопрошания. Она основывается на генерации банка значимых вопросов, определении на его основе их основных векторов. Эти векторы определяют проблемы, вызывающие исследовательский интерес учащихся. Для изучения каждой выделенной проблемы собираются фокус-группы студентов. Так происходит распределение учащихся по группам для выполнения проектов. Каждая группа определяет цель и задачи своего исследования, его тему, планирует необходимые действия и методики. Результатом выполненных проектов являются базы данных, статьи в научных изданиях, видеоролики. Опыт применения техники интерактивного вопрошания в течение нескольких лет показал, что студенты с интересом включаются в данный вид образовательной деятельности. Это повышает не только исследовательский интерес учащихся к изучению выбранной темы, но и ко всей учебной дисциплине. Студенты развивают навыки выполнения исследования, умение работать в команде, способность к поиску нестандартных путей решения значимых научных и практических задач.

Ключевые слова. Интерактивное вопрошание, проектная деятельность, студенты, универсальные компетенции, групповая работа.

Annotation. The article describes the method of applying the technique of interactive questioning at the initial stage of the organization of students' project activities. The project method is an important tool for the formation of universal competencies. When choosing project topics, the key point is to detect actual problems in the area under study. At the same time, it is necessary to maximize the students' own research interests. Interactive questioning techniques can help students identify issues of interest and significance to them when organizing project activities. The authors suggest using a modernized technique of interactive questioning to select project topics. It is based on generating a bank of significant issues, determining their main vectors based on it. These vectors determine the problems that arouse the research interest of students. Focus groups of students gather to study each highlighted problem. This is how students are divided into groups to complete projects. Each group determines the purpose and objectives of its research, its topic, plans the necessary actions and methods. The result of the completed projects are databases, articles in scientific publications, videos. The experience of using the technique of interactive questioning for several years has shown that students are interested in engaging in this type of educational activity. This increases not only the research interest of students in the study of the chosen topic, but also in the entire academic discipline. Students develop research skills, the ability to work in a team, the ability to find non-standard ways to solve significant scientific and practical problems.

Key words. Interactive questioning, project activity, students, universal competencies, group work.

Введение. Действующие образовательные стандарты высшего образования, в том числе педагогический, нацеливают образовательный процесс на формирование таких универсальных компетенций, как системное и критическое мышление, способность к разработке и реализации проектов, коммуникации, умение работать в команде [5]. Однако, традиционные формы обучения, информационно-рецептивный и репродуктивный методы мало способствуют достижению этих результатов. Учащемуся обычно отводится пассивная роль слушателя, получающего ответы на вопросы, которые ставились не им. Педагог вынужден сам освещать проблемы, их содержание и пути решения. Отсюда возникает необходимость поиска

и применения новых методов и методик, где основная активная роль отдается самим учащимся. В особенности кажется важным применение их в образовательном процессе в высших учебных заведениях, где выпускники уже через несколько лет должны будут демонстрировать эти способности, компетенции на деле.

В настоящее время существует множество подходов к увеличению активности студентов на занятиях, такие интерактивные методы, как кейс-метод, «мозговой штурм», деловые игры, метод учебных проектов. Последний метод активно используется в школе, а также и в вузах, проводятся конкурсы проектов.

Однако, большой сложностью в процессе организации проектной деятельности является выбор темы проекта, вернее выбор интересующей проблемы, само вычленение проблемы. Особенно сложно осуществлять такой выбор в образовательном поле известных дисциплин, где основные проблемы уже достаточно изучены, и студенты недостаточно активны в процессе выбора. Необходим этап активизации исследовательского интереса учащихся. В этом могут помочь техники интерактивного «вопрошания».

Изложение основного материала статьи. Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта [3].

Для того чтобы успешно организовать проектную деятельность преподавателю необходимо в полной мере изучить сущность и принципы данного метода, этапы работы над проектом, знать критерии оценки проектной деятельности и то, какие знания, умения и навыки должны формироваться у участников такой деятельности.

Этапы организации проектной деятельности:

1) Планирование. Участниками проектной деятельности предлагаются темы проекта. Темы выбираются на основании имеющихся фундаментальных и прикладных знаний и представлений. После коллективного обсуждения, утверждается выбранная направленность проекта.

2) Практический этап. Члены группы распределяются по зонам ответственности. Участники проекта проводят исследование. После получения результатов собирают информацию в единое целое.

3) Этап обобщения информации. Участники структурируют полученную информацию, оценивают решение задач проекта, проводят анализ полученных результатов.

4) Этап представления полученных результатов работы. Участники подводят итоги и делают выводы по проделанной работе, готовят итоговый продукт. Обсуждают проблемы и вопросы, которые возникли при работе над проектом. Демонстрируют полученные знания в процессе презентации проекта.

Положительным качеством данного метода является его личностная ориентированность, выраженный проблемный подход, способность формировать умение работать в группе, проявлять лидерские качества. Также в процессе проектной деятельности включаются разнообразные исследовательские и рефлексивные методики. Все это направлено на активизацию исследовательской деятельности учащихся, но для начала проекта уже требуется достижение определенного уровня активности.

К сожалению, многие педагоги отмечают, что учащиеся привыкают в процессе традиционного обучения получать готовые знания, редко задают вопросы, не всегда высказывают свою точку зрения по обсуждаемым темам. Тем не менее возможно развить способность и повысить мотивацию к задаванию вопросов, и для этого существуют новые техники, например техники интерактивного вопрошания [1].

Интерактивное вопрошание - это принципы и техники продуцирования и организации вопросов. Оно опирается на современные разработки в области управления и теории коммуникации и исходит из принципиальной важности работы в ситуациях неопределенности [2].

В Международной лаборатории интерактивного вопрошания разрабатываются техники постановки и разворачивания вопросного поля, которые могут быть задействованы при различных формах обучения - на лекциях, семинарах, тренингах, мозговых штурмах, в процессе формирования команд для выполнения проектов. Ими активно пользуются на получивших в последнее время во многих коллективах стратегических сессиях [1].

Приведем самые популярные способы вопрошания, а также их цели и возможности использования.

Например, открытые и закрытые вопросы, а также переводы закрытых в открытые. Закрытые вопросы обычно имеют в ответе одно слово или очень короткое предложение. Например: «Да» или «Нет», название конкретного места или предмета.

Открытые вопросы начинаются с вопросов: «Что?», «Почему?», «Как?» и подразумевают развернутые ответы. Открытые вопросы хороши для создания диалога, изучения подробностей события, выяснения мнения собеседника. Закрытые вопросы хороши для проверки своего или чужого восприятия, подведения итога беседы, создания общей темы разговора [4]. Однако, в середине беседы, обсуждения эти вопросы могут оборвать обмен мнениями, и тогда можно переводить их из закрытой формы в открытую.

Для начального этапа проектной деятельности эффективно начинать с создания базы открытых вопросов, которые могут формировать «Карту вопросов». Это еще одна из полезных техник интерактивного вопрошания [1].

В данной статье мы приводим разработанную нами модель применения техники интерактивного вопрошания, а именно «Карты вопросов», которая использовалась при определении тем проектов студентов педагогического вуза для самостоятельной работы по дисциплине «Гигиена детей и подростков».

Решение этой задачи осуществлялось на семинарском занятии, в начале которого анонсировались цель и задачи курса, основные изучаемые темы, область интереса. В эту область входили не только вопросы состояния здоровья детей и подростков, основные заболевания и их профилактика, но и проблемы формирования здорового образа жизни учащихся.

Вообще, тема здорового образа жизни в настоящее время становится несколько избитой, но при этом не теряет, а усиливает свою актуальность. При том, что накоплен огромный объем знаний в этой области, на практике сформированность мотивации к здоровому образу жизни и его изучению у учащихся находится на недостаточном уровне. Поэтому очень важно повысить интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в этой области у студентов, помочь им найти собственные точки приложения, вычленить среди многого известного неизвестное и нереализованное.

Для осуществления этой техники нужна обычная аудитория с классной доской и самоклеящиеся листочки бумаги для записей - стикеры. «Карта вопросов» создается на классной доске с участием всех студентов.

На начальном этапе студентам были розданы стикеры с просьбой каждому написать по два-три интересующих его открытых вопроса по темам, касающимся здоровья и здорового образа жизни детей и подростков. На одном стикере можно написать только один вопрос.

После этого все участники по очереди произносили свои вопросы и наклеивали листочки на доску. Если вопросы отличались по теме, то они приклеивались на расстоянии, если касались общей темы, то рядом. Каждый следующий участник озвучивал вопросы и приклеивал их либо на отдельном участке доски, либо рядом с предыдущим, если они были близки по теме.

После озвучивания всех вопросов на классной доске возникали различные по размерам кластеры из вопросов со сходной тематикой. Количество стикеров в кластерах составляло от трех до шести или больше. Некоторые вопросы могли сильно отличаться и оставаться в одиночестве.

Следующим действием техники было определение общего вопроса для каждого кластера. Именно этот вопрос определял ключевую проблему исследования. Например, на одном участке были собраны стикеры с вопросами: «Какие проблемы вызывает психологическая неустойчивость?», «Почему возникают суицидальные попытки у детей и депрессия у подростков?», «Почему в школах не следят за психологическим состоянием детей?», «Есть ли возраст, в котором чаще всего проявляются суицидальные наклонности?», «Какие психологические особенности детей приводят к психической неустойчивости?». Интегральные вопросы озвучивались после обсуждения всеми студентами группы, то есть все обучающиеся привлекались к обсуждению интересующих отдельных участников проблем.

В случае данного кластера вопросы касались проблемы суицидов у детей и подростков, и суммарный вопрос (он же и запрос) звучал: «Как предотвратить суициды у детей и подростков?». По сути, была озвучена наиболее интересующая нескольких участников проблема. В другом кластере присутствовало большое количество вопросов, касающихся того, как «научить», «сформировать», «заставить» вести здоровый образ жизни детей различного возраста. То, что эти сходные вопросы волновали многих будущих педагогов, говорит о значимости для них этой проблемы. Интегральный вопрос был выбран следующим образом: «Как сформировать у детей и подростков желание вести здоровый образ жизни».

В этой статье мы приводим несколько выбранных студентами проблем в области здоровья и здоровьесбережения детей и подростков. Другие интересующие студентов проблемы касались профилактики школьных болезней, сложностей полового воспитания школьников, личной гигиены подростков, поиска новых методов борьбы с вредными привычками.

В результате описанной выше техники были выбраны основные направления для осуществления проектов. Параллельно студенты распределялись на группы в зависимости от заданных ими вопросов, хотя состав групп мог поменяться, потому что участники имели право присоединиться к группе, даже если в начале не задавали связанные с проблемой группы вопросы.

Затем шел этап работы в группах, на котором необходимо было выписать сначала все видимые участниками компоненты проблемы. Например, в группе, занимающейся проблемой формирования желания вести здоровый образ жизни, выделили аспект отсутствия мотивации, недостаточно высокой поддержки и даже негативного влияния окружающих.

После определения основных проблемных точек в совместном обсуждении («мозговом штурме») предлагались и выписывались все возможные способы нейтрализации этих негативных влияний. Участниками данной группы предлагалось множество путей повышения мотивации, но, в конечном итоге было предложено создание сетевой группы, в которой участники совместно проводят марафон здорового образа жизни и обмениваются ежедневно результатами своих успехов в сети.

Каждая группа готовила и защищала на семинаре тему и план своего проекта, выбранные методики. Необходимо было доказать наличие проблемы в данном варианте исследования, ведь иначе его нельзя отнести к категории проектов. В процессе защиты проходила корректировка, и можно было приступать к выполнению.

После выполнения практического этапа и анализа полученных результатов группы повторно выступали с защитой готового проекта. В качестве продукта проектов были представлены презентации с результатами опросов и тестирования, работы сетевой группы, были написаны и опубликованы статьи в сборнике конференции молодых ученых МГПУ. На протяжении нескольких месяцев от определения темы проекта и до его защиты студенты сохраняли высокую степень интереса к своему исследованию и удовлетворенность от его выполнения.

Выводы. Применение таких технологий интерактивного вопрошания, как создание «Карты вопросов», способно значительно повысить интерес студентов к проектной деятельности и самостоятельной работе, активизировать поиск проблемы проекта на начальном этапе его выполнения. Данная технология может быть использована для выбора тем и распределения учащихся по группам для выполнения самостоятельных исследований, для определения эффективных методик и планирования проекта.

Таким образом, включение технологий активного вопрошания в организацию на начальном этапе проектной деятельности студентов является перспективным и способствует формированию таких универсальных компетенций, как системное и критическое мышление, способность к разработке и реализации проектов, коммуникации, умению работать в команде.

Литература:

1. Данилова, В.Л. Интерактивное вопрошание как одна из технологий современного образования / В. Л. Данилова, Е.М. Елизарова, В.Е. Карастелев // Интерактивное образование. - 2020. - № 2. - С. 12-18.

2. Межрегиональная тьюторская организация.ру: сайт - 2007. - URL: https://karastelev.livejoumal.com/81499.html (Дата обращения 18.03.2022).

3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. - Москва: Аркти, 2017. - 112 с.

4. Теории и практики.ру: сайт - 2011. - URL: https://theoryandpractice.ru/organizations/25399-mezhdunarodnaya-laboratoriya-interaktivnogo-voproshaniya (Дата обращения 20.03.2022).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. №121. - URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения 18.03. 22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.