ГРИБУНОВ О. П.
Доктор юридических наук, доцент, заместитель начальника Восточно-Сибирского института
МВД России. Эл.почта: [email protected]
GRIBUNOV O. P.
Doctor of Law, Associate Professor, Deputy Head of the East-Siberian Institute of the Ministry of the Internal affairs of Russian Federation. E-mail: gribunov@mail. ru
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ВИДЕОРОЗЫСК» В РАСКРЫТИИ, РАССЛЕДОВАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Аннотация. Преступления террористического характера, обладая повышенной общественной опасностью, заслуживают особого внимания с точки зрения предупредительно-поисковой деятельности правоохранительных органов. Учитывая современное техническое оснащение средствами видеозаписи и видеонаблюдения мест массового пребывания людей следует на профессиональной основе осуществлять мониторинг таких мест в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений террористического характера.
В статье обозначены направления использования технологии «Видеорозыска» с применением профайлинга в целях выявления лиц осуществляющих подготовку, а также непосредственно причастных к совершению преступлений террористического характера.
Ключевые слова: преступления террористического характера, видеорозыск, средства видеонаблюдения и видеозаписи, раскрытие, расследование, предупреждение преступлений, следы преступления, профайлинг.
THE USE OF TECHNOLOGY «VIDEO SEARCH» IN SOLVING, INVESTIGATION AND PREVENTION OF TERRORIST CRIMES
Annotation. Terrorism has a high social danger. These crimes deserve special attention from law enforcement agencies. It is necessary to monitor the places of mass stay of people for the purposes of disclosure, investigation and prevention of crimes.
In the article technologies of «Video-search» are considered. The features of profiling for the purpose of identifying terrorists are investigated.
Keywords: terrorism, video-surveillance, video surveillance and video recording, solving, investigation, crime prevention, traces of crime, profiling.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации к основным угроза государственной и общественной безопасности отнесена, в том числе, деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на
насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; а также деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1].
Согласно статистическим данным МВД России, в январе - августе 2018 года зарегистрировано 1245 преступлений террористического характера. Не смотря на то, что усматривается некое снижение с показателями 2017 года -10,7%, следует отметить, что основная масса данных преступлений квалифицированы по статья 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» - 1199, что выше показателей 2017 г. на 35,6 % [2]. Безусловно, данные показатели вызывают вполне обоснованные беспокойства и не могут оставаться не замеченными, как со стороны правоприменительных органов, так и представителей научного сообщества. Поэтому своевременное научное осмысление вопросов совершенствования раскрытия, расследования и предупреждения таких преступлений будет способствовать повышению эффективности противодействия угрозам террористического характера. В литературе неоднократно отмечалось, что самым эффективным средством противодействия всем преступлениям это их своевременное раскрытие и качественное расследование, которое ориентировано, прежде всего на установлении лиц их совершивших. Возможно это только посредством закрепления и идентификации следов и в целом следовой картины. Иными словами, следует установить причастность конкретного лица в совершении конкретного преступления.
Устоявшимся является позиция о понимании следа в широком смысле, не только как материальные и идеальные. В криминалистическую терминологию стремительно вошло понятие виртуальные следы или электронные следы, которые человек оставляет повсюду [3, с. 185]. В связи с чем «становятся все более распространёнными и востребованными в доказывании по уголовным делам звуковые и образные следы» [4, с. 17]. Абсолютное большинство заведомо ложных сообщений об акте терроризма осуществляется посредством телефонных звонков, соответственно вся следовая картина - информация, сосредоточена как в самих средствах сотовых систем подвижной связи, так и в операционно-информационных системах и центрах коммутации оператора подвижной связи [5, с. 9]. Собственно, при подготовке и совершении террористических актов тер-
рористы также, практически повсеместно, используют средства сотовой связи. Данные вопросы довольно предметно освещены в криминалистической литературе. Нами же представляется не менее важным поднять вопрос об использовании технологии «Видеорозыска» в раскрытии и расследовании преступлений террористического характера, которая, достаточно эффективно функционирует в Китае, соответственно, опыт китайских коллег заслуживает внимания и тщательного изучения.
Учитывая, что преступления террористической направленности посягают на общественную безопасность, местом их совершения являются общественные места. Зная о технических возможностях правоохранительных органов преступники все реже используют для подготовки места постоянного проживания. Более того, с помощью современных технических средств связи и управления совершение террористического акта возможно дистанционно, с предварительно подготовленным и заложенным взрывным устройством в общественном месте. Они заблаговременно производят отыскание соответствующих мест, в том числе съемные квартиры, которые подбираются посредством обхода дворовой территории и иных общественных мест, которые в последнее время все чаще обеспечиваются средствами видеонаблюдения и видеозаписи, что является основой применения технологии «Видеорозыск».
Безусловно, данная система требует достаточно крупных финансовых затрат. Усилиями только лишь государства сложно будет ее реализовать в короткие сроки. Сегодня вошло в практику в рамках экономико-социальных преобразований взаимное социальное партнерство «бизнеса и власти». Полагаем, что в правоохранительной сфере это так же уместно.
Система «Безопасный город» конечно же, не в полной мере способна изолированно противостоять преступности. О безопасности думают не только государство, предприятия, но и каждый человек, оборудуя свои помещения и объекты системами видеонаблюдения.
Соответственно, правоохранители в случае выявления точек видеоконтроля могут обращаться к собственникам видеооборудования, с просьбой предоставить в их распоряжении видеофайлы. Ключевым при этом является установление мест нахождения видеокамер, ведь изначально сотрудники правоохранительных органов не имеют информации о том, где и у кого они есть.
Именно в рамках правоохранного партнерства «бизнеса и власти» должна быть сформирована электронная карта точек видеонаблюдения, обеспечивающая доступ к видеозаписям, в том числе и дистанционно, что может поспособствовать раскрытию и расследованию преступлений в короткие сроки. Так, оперативно просмотрев видеофайлы с предполагаемых камер видеонаблюдения, возможно будет отследить пути движения предполагаемых террористов и их пособников.
Общеизвестно, что видеозаписи перезаписываются и, соответственно, пока сотрудники правоохранительных органов определят места нахождения видеокамер, запись может быть уже перезаписана.
Данная технология взаимодействия уже сегодня возможна на объектах транспортного комплекса железнодорожных и авиа инфраструктур, а также мест массово-
го пребывания людей, которые в достаточной степени обеспечены видеонаблюдением. Инженерно-техническое оснащение наиболее уязвимых для безопасности граждан мест транспортной инфраструктуры предписано соответствующими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»[6] и распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р «Об утверждении комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте»[7].
«Видеорозыск» тесно коррелирует с технологиями «Профайлинга». Сотрудник должен обладать способностью выявлять среди массы людей тех граждан, которые представляют оперативный интерес для правоохранительных органов.
Применение и использование технологий профайлинга в раскрытии и расследовании преступлений уже неоднократно освещено в литературе [8].
Профайлинг является одним из способов обеспечения общественной безопасности, так как позволяет предотвратить противоправное действие, посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций, осуществляемое по специальным технологиям, в основе которых лежит комплексный анализ таких значимых факторов, как внешность и поведение человека, вещи, находящиеся при нем. Технологии профайлинга могут применяться повсеместно, в том числе в местах массового скопления людей посредством считывания внешней и внутренней информации о лице по вербальным и невербальным признакам, при этом способность провести анализ объективных фактов и именно невербальной ин-
1 и и 1 и 1 и т-\ и
формации исходящей от человека является высшей формой профайлинга. В этой части следует согласиться с В.М. Статным признающим применение профай-линга как элементом системы психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел [9, с. 30].
Таким образом, использование технологии «видеорозыска» с применением профайлинга позволит выявлять как собственно лиц, непосредственно совершающих преступления террористического характера, так и их пособников и соучастников, в том числе «случайных», например, водителей такси, а также лиц предоставляющих во временное или краткосрочное пользование средств сотовой связи.
В заключении следует отметить, что данное направление деятельности правоохранительных органов еще не совершенно и требует дальнейшего более детального и глубокого исследования и технического оснащения. Не смотря на колоссальные финансовые затраты требуемые для реализации таких технологий эффективность предупредительно-поисковой деятельности, с точки зрения криминалистической профилактики, очевидна.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения 26.08.2018).
2. Состояние преступности // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // https: //мвд.рф/героГз/кет/14468708/
3. Антонов И.А., Узгорская И.А. Влияние информации, предоставленной операторами сотовой связи, на раскрытие и расследование различных категорий преступлений // Общество и право. 2015 № 2(52). С. 185-189.
4. Криминалистика XXI века: стратегия и тактика развития: коллективная монография / отв. ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2016. 269 с.
5. Козинкин В.А. Использование в расследовании преступлений информации, обнаруживаемой в средствах сотовых систем подвижной связи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 27 с.
6. Собрание законодательства РФ. 2010. № 14. ст. 1637
7. Собрание законодательства РФ. 2010. № 32. ст. 4359
8. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие / Под редакцией В.Л. Цветкова. Москва, 2014. 256с.; Статный В.М., Юренкова В.А., Бухаров Н.Н., Горбатов В.В., Пряхина М.В., Индык К.П., Андреева И.А. Основы профайлинга, использование метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте Учебно-методическое пособие. М. 2013г. 160с.; Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность»; под ред. Ю.М. Волынского-Басманова, Н.Д. Эриашвили. - 2 -е изд., пе-рераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 183с.
9. Статный В.М. Технология профайлинга в системе психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Психология XXI века. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых ученых. Санкт-Петербург, 2012. С. 30-37.