DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-189-107-114 УДК 364.04
Применение технологии социального консультирования малообеспеченных семей в рамках социального проекта
Марина Александровна БОЛДИНА1, Дарья Валентиновна ГРУШИНА2,
Елена Викторовна ДЕЕВА1
1ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4135-8386, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9968-1341, e-mail: [email protected] 2ТОГБ Учреждение социального обслуживания населения «Забота» 392008, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Рабочая, 4а E-mail: [email protected]
Application of social counseling technology for low-income families within the framework of a social project
Marina A. BOLDINA1, Darya V. GRUSHINA2, Elena V. DEEVA1
:Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4135-8386, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9968-1341, e-mail: [email protected] institution of Social Services for the Population "Care" 4a Rabochaya St., Tambov 392008, Russian Federation E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены статистические данные о численности малообеспеченного населения и малообеспеченных семей в Российской Федерации. Охарактеризованы понятия «малообеспеченность», «малообеспеченная семья», «прожиточный минимум». Изучено проблемное поле малообеспеченных семей. Выявлены основные причины увеличения количества малообеспеченных семей в Российской Федерации. Обоснована актуальность темы исследования. Перечислены меры по улучшению качества жизни малообеспеченных семей в рамках государственной социальной политики. Изучена нормативно-правовая база социальной работы с малообеспеченными семьями. Рассмотрена сущность, этапы и принципы технологии социального консультирования. Перечислены основные качества личности, которыми должен обладать специалист по социальной работе. Выявлена и обоснована необходимость применения социальными учреждениями технологии социального консультирования при работе с малообеспеченными семьями. Представлен разработанный и реализованный социальный проект по информированию малообеспеченных семей с использованием технологии социального консультирования. Обоснована актуальность и доказана эффективность реализации данного социального проекта. Выявлена новизна и практическая значимость проекта, заключающаяся в возможности повышения уровня информированности малообеспеченных семей по социально-правовым вопросам, в кооперации усилий различных социальных учреждений в решении проблем малообеспеченных семей, привлечении и обучении волонтеров для приобретения необходимых знаний по социально-правовым вопросам.
Ключевые слова: малообеспеченность; малообеспеченная семья; прожиточный минимум; технология социального консультирования; специалист по социальной работе; социальный проект
Для цитирования: Болдина М.А., Грушина Д.В., Деева Е.В. Применение технологии социального консультирования малообеспеченных семей в рамках социального проекта // Вест-
© Болдина М.А., Грушина Д.В., Деева Е.В., 2020
107
ник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 189. С. 107-114. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-189-107-114
Abstract. We present statistical data on the number of low-income population and low-income families in the Russian Federation. The concepts of "low-income", "low-income family", "living wage" are characterized. The problematic field of low-income families is studied. The main reasons for the increase in the number of low-income families in the Russian Federation are revealed. The relevance of the research topic is substantiated. Measures are listed to improve the quality of life of low-income families within the framework of state social policy. The legal framework for social work with low-income families is studied. The essence, stages and principles of the social counseling technology are considered. We list the main personality traits that a specialist in social work should have. The need for social institutions to use the social counseling technology when working with low-income families is revealed and substantiated. The developed and implemented social project to inform low-income families using the social counseling technology is presented. The relevance is substantiated and the effectiveness of the implementation of this social project is proved. The novelty and practical significance of the project is revealed, which consists in the possibility of increasing the level of awareness of low-income families on social and legal issues, in the cooperation of efforts of various social institutions in solving the problems of low-income families, in attracting and training volunteers to acquire the necessary knowledge on social and legal issues.
Keywords: low-income; low-income family; living wage; social counseling technology; specialist in social work; social project
For citation: Boldina M.A., Grushina D.V., Deeva E.V. Primeneniye tekhnologii sotsial'nogo konsul'tirovaniya maloobespechennykh semey v ramkakh sotsial'nogo proyekta [Application of social counseling technology for low-income families within the framework of a social project].
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 189, pp. 107-114. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-189107-114 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Проблема малообеспеченности населения в Российской Федерации с каждым годом становится все актуальнее. Малообеспе-ченность является одной из главных проблем для представителей всех социально-демографических групп населения, проживающих в различных регионах Российской Федерации, и становится в ряд с такими важными проблемами как: инфляция, безработица, коррупция и бюрократизм, алкоголизм и наркомания, проблемами в сфере пенсионного обеспечения населения, здравоохранения и т. д. Малообеспеченность - это состояние материального обнищания человека, при котором он не имеет возможности обеспечить себе или своей семье достойный уровень жизни, так как размер его доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе1.
По официальным данным Федеральной службы государственной статистики 2019 г., в Российской Федерации проживают 18,1 млн человек с доходами ниже прожи-
1 Глоссарий социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2008. С. 71.
точного минимума, что составляет 12,3 % от общей численности населения РФ2. Одной из главных причин этому является увеличение прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности3. Уровень прожиточного минимума вправе устанавливать Правительство РФ и органы исполнительной власти в каждом субъекте Российской Федерации, исходя из бюджета области, края или республики и затрат на социальную сферу. Прожиточный минимум предназначен для того, чтобы было проще оценить уровень жизни всего населения и найти нуждающихся в социальной защите, на которых в даль-
2 Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 04.09.2020).
3 О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 (с изм. и доп.). URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 16565. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
нейшем будет направлена социальная политика и меры социальной поддержки.
Наиболее остро проблему малообеспе-ченности испытывают на себе семьи, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума. Доходы членов малообеспеченных семей складываются в единый бюджет семьи, который Е.И. Холостова определяет, как смету денежных доходов и расходов семьи за определенный срок (неделя, месяц, год) в связи с удовлетворением потребностей членов семьи и поддержанием привычного уровня жизни. Именно бюджет семьи показывает доходы семей по источникам поступления и расходы по их назначению4. Отсюда следует, что малообеспеченная семья - это лица, связанные родством, вместе проживающие и ведущие совместное хозяйство, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в среднем на душу населения.
На пути улучшения своего материального положения малообеспеченным семьям приходится сталкиваться с большим количеством трудностей и проблем.
Семьи с доходами ниже величины прожиточного минимума вынуждены рожать только одного или двух детей, так как им сложно предоставить условия для организации беззаботного детства своих детей и удовлетворения большинства их потребностей и нужд.
Причинами усугубления семейной мало-обеспеченности являются: рост социального иждивенчества, экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, ухудшение состояния здоровья населения, безработица, низкий уровень оплаты труда и личные качества людей (отсутствие мотивации к трудоустройству, вредные привычки и т. д.) [1, с. 195].
Большинство малообеспеченных семей проживают в сельской местности. Из-за того, что в сельской местности трудно найти подходящую и высокооплачиваемую работу, многие вынуждены мигрировать в крупные города, где у них появится возможность изменить свое социальное и финансовое положение. В малых и слаборазвитых городах в социальном и экономическом плане мало-
4 Глоссарий социальной работы / под ред.
Е.И. Холостовой. М., 2008. С. 57.
обеспеченным семьям сложнее найти работу с высокой заработной платой, которой хватало бы на содержание семьи. У большинства малообеспеченных семей, проживающих в городе, отсутствуют приусадебные участки, на которых они могли бы вырастить для себя продукты питания (овощи, фрукты). Так как цены на продукты только увеличиваются, то для многих семей эта проблема является очень насущной.
Одной из главных проблем для малообеспеченных семей является проблема трудоустройства. Она связана с тем, что, решая вопрос о месте работы, трудоспособные члены из малообеспеченных семей часто исходят из возможности использования уже полученного профессионального образования, они учитывают предыдущий опыт и опираются уже на полученные знания в той или иной профессиональной сфере, которая им более близка. Тем самым они жаждут сохранить привычное место работы даже в том случае, если заработная плата их не устраивает. Таким образом, они пытаются сохранить некую стабильность, не пытаясь улучшить свои профессиональные навыки или переквалифицироваться для того, чтобы улучшить свое финансовое положение и социальный статус своей семьи. Во-вторых, это само отсутствие рабочих мест в регионах, а также низкая заработная плата, которой не хватает на содержание семьи. В-третьих, фактор низкого уровня социально-экономического развития того или иного региона РФ. Четвертый фактор связан с нестабильным состоянием экономики страны в целом.
Большой трудностью для малообеспеченных семей является и то, что они не имеют возможности без крайней необходимости воспользоваться услугами учреждений здравоохранения, пройти санаторно-курортное лечение, а также услугами образовательных учреждений, культурно-досуговых центров. Также, в силу разных причин, малообеспеченные семьи могут просто не знать о своих правах и возможностях в сфере социальной защиты населения или же не иметь доступа к такой информации, так как зачастую они не видят смысл в выходе из своей зоны комфорта, находясь в устоявшемся и стабильном социуме, в большой мир, в общество, не имея соответствующих документов для
оформления тех или иных льгот, пособий, документов, необходимых для записи ребенка в школу, справок, дающих право студентам на получение социальной стипендии, например. Малообеспеченные семьи не всегда способны самостоятельно справиться с этими формальными процедурами по сбору документов, так как теряют инициативу в самом начале процесса из-за недопонимания со специалистами учреждений.
Для поддержания социального и материального благополучия малообеспеченных семей в Российской Федерации государство предпринимает ряд усилий: повышение заработной платы, увеличение рабочих мест, обеспечение семей с детьми жильем, развитие системы социальной защиты, государственной социальной помощи, социального обеспечения. Правительство Российской Федерации проводит основательную социальную политику, которая направлена на создание условий для самообеспечения малообеспеченных семей. Законодательные органы принимают и вносят изменения в уже существующие нормативно-правовые документы, касающиеся социальной защиты населения.
Так, например, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ создает основу для развития системы государственной социальной помощи, которая направлена на обеспечение достойного уровня жизни различных категорий населения, находящихся в трудном материальном положении. За государственной помощью в виде единовременной выплаты или на основании социального контракта имеют право обратиться малообеспеченные семьи и малообеспеченные одиноко проживающие граждане. Данная государственная социальная помощь может назначаться решением органа социальной защиты населения по месту жительства заявителя5.
Малообеспеченные семьи также имеют право бесплатно обратиться за помощью к юристам на основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-Ф3 от 21 ноября 2011 г. Согласно данному нормативному документу, малообеспеченные семьи могут рассчитывать не только на получение устной
5 О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
или письменной консультации, но и на представление их интересов в суде и других государственных органах. В законе также оговорено право малообеспеченных семей на консультацию профессионального юриста о том, каким образом малообеспеченным гражданам предоставляется государственная социальная помощь и другие меры социальной поддержки6.
Но окончательно решить или смягчить проблемы малообеспеченных семей государству практически не удается. С каждым годом семей, оказывающихся за чертой бедности, становится все больше. Хотя усилия государства и учреждений различного спектра направлены на обеспечение достойного уровня жизни семей с детьми, повышение их доходов, расширение перечня социальных услуг и мер социальной поддержки, чтобы малообеспеченные семьи чувствовали себя полноправными ячейками общества, занимали активную гражданскую позицию и совершенно не стеснялись своего социального статуса. Идеи о том, каким способом можно изменить материальное положение малообеспеченных семей в РФ, также вызывают большой интерес у гражданского общества и политических структур. Этот вопрос очень злободневен, поэтому популярны исследования по всестороннему анализу и изучению динамики социального положения, по мониторингу количества малообеспеченных семей и оценки их уровня жизни. Все это проводится силами государства и общества для того, чтобы впоследствии появилась возможность описать современное состояние российского общества и спрогнозировать его возможные изменения.
В свою очередь, малообеспеченные семьи также встают перед выбором о том, как найти рациональный выход из сложившийся ситуации, как изменить социальное положение своей семьи, используя свой потенциал и посторонние ресурсы (государственную социальную помощь, услуги социальных служб, культурно-досуговых центров, образовательных учреждений). Такого рода потребность у малообеспеченных семей создала предпосылки для масштабного введения в
6 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (последняя редакция). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
практику социальной работы технологии социального консультирования.
Социальное консультирование - это процесс отношений между социальным работником и клиентом, направленный на помощь индивиду или группе в принятии решений. Как считают исследователи, главное в социальном консультировании - это в большей степени предоставление помощи, нежели совета [2, с. 196].
Процесс социального консультирования основывается на ряде этапов. И.Г. Зайнышев выделяет следующие этапы. Первый этап -устанавливается график консультаций. Специалист определяет эффективные методы воздействия и стиль общения с клиентом для выявления причин, побудивших его к обращению за консультацией. На втором этапе проходит анализ, оценка и диагностика проблемы. На третьем этапе формулируется проблема и определяется цель консультации. На четвертом этапе устанавливается стратегия и план действий. На пятом этапе происходит осуществление соответствующих действий. На заключительном, шестом этапе проводится уже оценка результатов консультации и построение выводов [3, с. 116].
Технология социального консультирования, как и любая другая технология социальной работы, должна отвечать принципам целесообразности и целеустремленности, то есть процесс социального консультирования должен соответствовать поставленной цели, установленным задачам и иметь практическую полезность. Главным в процессе социального консультирования является установление доверительных взаимоотношений между субъектом и объектом социальной работы, консультанта и консультируемого. Специалистам по социальной работе, чтобы стать профессионалами своего дела и умело консультировать нуждающихся, необходимо быть хорошо осведомленными о мерах государственной социальной поддержки, обладать знаниями нормативно-правовой базы, уметь методически грамотно и убедительно вести консультации. А также обладать такими дополнительными качествами, как эмпа-тия, или способностью видеть мир глазами другого человека, способностью реагировать на проблему получателя социальных услуг таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, он может справиться с ней. Спе-
циалист по социальной работе должен быть искренним, уметь вести себя естественно во взаимоотношениях с благополучателем, но в то же время обладать конкретностью, четкостью и сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент. Специалист должен понимать самого себя и уметь оказывать другим помощь в самопознании, а также уметь вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений» [3, с. 115].
Специалист по социальной работе, организуя консультирование малообеспеченных семей, решает следующие задачи: дает взрослым членам семьи недостающие им знания, расширяет круг их возможностей по выходу из трудной жизненной ситуации, проводит различные беседы и методики для родителей и учит, как их использовать во взаимоотношениях с ребенком и другими родственниками [4, с. 175].
Таким образом, социальное консультирование представляет собой сложный многоплановый процесс, заключающийся в проведении с получателем социальных услуг консультативной беседы, включающей в себя налаживание контакта с клиентом, сбор информации о причине его обращения и социальном положении, поиск путей решения насущной проблемы и анализ результатов. Было выявлено, что социальное консультирование необходимо выполнять поэтапно, соблюдая принципы социальной работы. Социальное консультирование может проводиться в различных формах, например, по телефону, электронной почте и давно вошедшей в практику социальной работы форме - контактное консультирование. Для качественного проведения специалистом социальной консультации необходимо, чтобы вышеупомянутый был образован, тактичен, бескорыстен, коммуникабелен, дружелюбен и внимателен по отношению к получателю социальной услуги.
Как мы уже выяснили, малообеспеченные семьи вынуждены справляться с большим количеством трудностей. Одной из трудностей является слабая информированность малообеспеченных семей о мерах социальной поддержки семей с детьми в РФ. Чаще всего случается, что малообеспеченные семьи просто не имели доступа к этой ин-
формации, не знали об услугах, которые оказывают малообеспеченным семьям в учреждениях Тамбовской области. Так, согласно последним отчетным данным 2018 г., в Тамбовской области численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 101,2 тыс. человек, это 9,8 % от общей численности населения7.
По мнению Е.И. Холостовой, одним из инструментов исследования и разрешения социальных проблем в современном обществе является социальное проектирование. Проектирование социальных процессов и систем позволяет внести определенные изменения в социальную среду человека. Именно оно дает возможность в идеальной форме задать изменения социальных процессов, а в последующем через проект их реализовать [5, с. 234].
Для решения сложившейся ситуации необходимо проводить социальное консультирование малообеспеченных семей и всячески способствовать их информированию по социально-правовым вопросам, касающимся мер государственной социальной поддержки, перечня услуг оказываемым малообеспеченным семьям в социальных службах Тамбовской области. Реализация подобных проектов в социальных учреждениях на территории Тамбовской области, а в последующем и на территории всей Российской Федерации, будет способствовать увеличению числа благо-получателей, решению проблем малообеспе-ченности населения в целом и, как следствие, социально-экономическому развитию региона и всего государства.
Таким образом, разработанный нами социальный проект «Мы Вам подскажем!» имеет просветительскую направленность и предусматривает поэтапное проведение ряда мероприятий.
Цель данного проекта - информирование малообеспеченных семей по социально-правовым вопросам при помощи технологии социального консультирования. В задачи проекта входит методическое обеспечение проекта, решение организационных вопросов с социальными партнерами проекта, реализация запланированных мероприятий, подве-
7 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. URL: https://tmb.gks.ru/folder/92579 (дата обращения: 05.09.2020).
дение итогов и оценка эффективности социального проекта. Еще при апробации проекта был собран теоретический материал, налажены партнерские отношения с руководством и специалистами Центра. В ходе реализации проекта были использованы различные методы исследования, такие как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование.
Подготовительный этап реализации социального проекта включал в себя изучение теоретического материала для проведения просветительского мероприятия, набор и обучение волонтеров на основе собранного материала, разработку совместно со специалистом учреждения анкет, информационных буклетов, а также программы консультационной беседы. Организационный этап состоял из проведения переговоров с социальными партнерами проекта и организации деятельности волонтеров. Практический этап начался с входной диагностики, которая включала в себя проведение анкетирования малообеспеченных семей, далее анализ и фиксирование результатов. Входная диагностика показала, что малообеспеченные семьи плохо информированы о деятельности учреждений социального обслуживания населения Тамбовской области, специализирующихся на оказании социальных услуг таким, как они. Для решения данной проблемы совместно со специалистом по социальной работе и волонтерами было проведено социальное консультирование. По завершении информационной беседы малообеспеченным семьям раздали печатный материал (информационные буклеты) для закрепления полученной информации. Далее была проведена выходная диагностика, которая также включала в себя проведение анкетирования, анализ и фиксирование результатов. Также были собраны отзывы от участников мероприятий - малообеспеченных семей. На заключительном этапе мы обобщили и подвели итоги о проделанной работе.
Эффективность реализации социального проекта можно подтвердить следующими доводами: проведение входной диагностики способствовало подтверждению актуальности социального проекта; был достигнут высокий уровень информированности малообеспеченных семей после участия в мероприятиях; были получены положительные
отзывы от участников мероприятий; волонтеры укрепили свои навыки в организации профилактических мероприятий и накопили опыт в проектной деятельности; укрепился престиж учреждения через поддержку социальных проектов и предоставление базы для их реализации.
Социальный проект «Мы Вам подскажем!» относится к категории «микропроект», так как является краткосрочным, не требует крупного финансирования и специального оборудования. Достаточно прост в управлении, для которого также не обязательно создание команды проекта. Его новизна заключается в возможности повышения уровня информированности малообеспеченных семей по социально-правовым вопросам при помощи технологии социального консультирования, а также в кооперации усилий различных социальных учреждений г. Тамбов в решении проблем малообеспеченных семей; привлечении и обучении волонтеров для приобретения необходимых знаний по социально-правовым вопросам, для осуществления впоследствии посреднической деятельности. Проект имеет и потенциальную, стратегическую значимость для социально-экономического развития Тамбовской области, ведь при определенных условиях его масштабы могут быть расширены, и увеличено число благополучателей. Для этого необходимо будет привлечение средств социальных учреждений, инвестиций бизнес-структур, федеральных министерств и подведомственных учреждений.
Таким образом, полученные результаты в процессе научно-исследовательской работы способствовали расширению и углублению
представлений о таких понятиях, как «мало-обеспеченность» и «малообеспеченная семья». Мы выяснили, что семьи с доходами ниже прожиточного минимума испытывают серьезные проблемы с «выживанием», в том числе физическим сохранением супружеских отношений, воспитанием детей, трудоустройством. Чаще всего малообеспеченные семьи ведут себя отстраненно в социальном и психологическом аспекте, такое отношение оборачивается апатичным отношением к жизни в целом, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи, что также ведет к утрате веры в улучшение своего социального и материального положения.
Изучение нормативно-правовой базы в Российской Федерации позволило выявить, что далеко не последнее место в социальной политике государства отводится социальной защите малообеспеченных семей. Усилия государства и учреждений различного спектра направлены на обеспечение достойного уровня жизни семей с детьми, повышение их доходов, расширение перечня социальных услуг и мер социальной поддержки, чтобы малообеспеченные семьи чувствовали себя полноправными ячейками общества, занимали активную гражданскую позицию и совершенно не стеснялись своего социального статуса.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве базы для изменения некоторых параметров российской системы социальной защиты, а также при корректировке социальной работы с малообеспеченными семьями.
Список литературы
1. Щека Н.Ю., Микушева И.С. Факторы, приводящие к малообеспеченности семей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-408.
2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы. М., 2016.
3. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М., 2012.
4. Болдина М.А., Грушина Д.В. Социальное консультирование малообеспеченных семей как технология социальной работы // Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы: сб. науч. ст. Новочеркасск, 2018. Вып. 2. С. 176-179.
5. Теория социальной работы / под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студеновой. М., 2018.
References
1. Scheka N.Y., Mikusheva I.S. Faktory, privodyashchiye k maloobespechennosti semey [Factors which Lead to Low-Income Families]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya - Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2017, vol. 6, no. 4 (21), pp. 406-408. (In Russian).
2. Firsov M.V., Studenova E.G. Tekhnologiya sotsial'noy raboty [Social Work Technology]. Moscow, 2016. (In Russian).
3. Zaynyshev I.G. Tekhnologiya sotsial'noy raboty [Social Work Technology]. Moscow, 2012. (In Russian).
4. Boldina M.A., Grushina D.V. Sotsial'noye konsul'tirovaniye maloobespechennykh semey kak tekhnologiya sotsial'noy raboty [Social counseling of low-income families as a social work technology]. Aktual'nyye problemy sotsial'noy istorii i sotsial'noy raboty [Current Problems of Social History and Social Work]. Novocherkassk, 2018, issue 2, pp. 176-179. (In Russian).
5. Kholostova E.I., Studenova E.G. (gen. eds.). Teoriya sotsial'noy raboty [Social Work Theory]. Moscow, 2018. (In Russian).
Информация об авторах
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4135-8386
Грушина Дарья Валентиновна, специалист отдела по работе с населением. Учреждение социального обслуживания населения «Забота», г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Деева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9968-1341
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Болдина Марина Александровна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 02.10.2020 г.
Поступила после рецензирования 30.10.2020 г.
Принята к публикации 27.11.2020 г.
Information about the authors
Marina A. Boldina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4135-8386
Darya V. Grushina, Specialist Community Relations Department. Institution of Social Services for the Population "Care", Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Elena V. Deeva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9968-1341
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Marina A. Boldina
E-mail: [email protected]
Received 2 October 2020 Reviewed 30 October 2020 Accepted for press 27 November 2020