Научная статья на тему 'Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей в городе Ставрополе'

Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей в городе Ставрополе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ / NEEDY FAMILY / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахуташвили Т.В.

В данной статье проанализирована социальная поддержка малообеспеченных семей в городе Ставрополе. Автор утверждает, что Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя является ведущим учреждением по реализации мер социальной поддержки малообеспеченным семьям. Критериями социальной поддержки малообеспеченных семей, проживающих в городе Ставрополе, являются: статус семьи, нуждаемость (на основе оценки среднедушевого дохода семьи в соответствии с принятым прожиточным минимумом) и индивидуальный запрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of social support for poor families in the city of Stavropol

This article analyzes social support needy families in the city of Stavropol. The author argues that the Office of Labour, Social Affairs and outreach in areas of the city of Stavropol city administration is the lead agency for the implementation of measures of social support to needy families. The criteria for social support to low-income families residing in the city of Stavropol are: family status, neediness (based on estimates of average family income in accordance with the cost of living), and individual inquiry.

Текст научной работы на тему «Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей в городе Ставрополе»

Т. В. БАХУТАШВИЛИ кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета*

Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей в городе Ставрополе

Социально-экономические реформы, происходящие в России на рубеже XX - XXI века затронули каждую семью. Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними1. В связи с этим, малообеспеченные семьи являются объектом государственной социальной поддержки.

Социальная поддержка - это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабозащищённых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования, оптимизацию среды их обитания2. Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан3.

* tatyana.bahutashvili@mail.ru

1 Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2004. - С. 502.

2 Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П. Д. Павленок. -3-е изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 14.

Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С. 337.

Безусловно, малообеспеченная семья является не только слабозащищённой, но и социально уязвимой группой населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. относит к компетенции муниципальных образований обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству над нуждающимися в этом жителями. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан, различных категорий семей и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения1.

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия2.

Значительным изменением в области социальной политики стала замена натуральных льгот на денежную компенсацию. Закон №122-Ф3 предусматривает оказание государственной помощи в виде набора социальных услуг в рамках «социального пакета» и установленной для каждой категории льготников ежемесячной денежной выплаты из

1

Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д:

Феникс, 2010. - С. 338.

2

Там же.

федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации стремятся (исходя из собственных финансовых возможностей) обеспечить социальный пакет, аналогичный федеральному, добавить к нему выплаты и сохранить части натуральных льгот для населения1.

Льготы могут предоставляться за счет субвенций местным бюджетам для выплаты социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам (нетрудоспособным, малоимущим, попавшим в экстремальные ситуации). К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся:

1)низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества;

2)нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;

3)утрата жилища и имущества2.

Формы социальной поддержки различны: денежные пособия, помощь в натуральной форме (продукты, одежда, питание), льготы при оплате ряда услуг, субсидии и компенсации.

1

1 Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - С. 338.

2 Там же, с. 339.

Для каждой из слабозащищённых категорий населения государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

В городе Ставрополе ведущим учреждением социальной защиты населения по реализации мер социальной поддержки малообеспеченных семей является Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя.

Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя создано Постановлением главы города Ставрополя от 13.04.2001 г. № 1635 «О структуре администрации города Ставрополя». Сегодня Управление действует на основе Постановления администрации города Ставрополя от 31 августа 2009 г. N 613 «Об утверждении положения об управлении труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя».

Деятельность Управления осуществляется на основе нормативно-правовых актов, таких как: ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Ставропольского края от 9 декабря 2008 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и многодетных семей», Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и т.д.

Управление возглавляет начальник управления, назначаемый и освобождаемый от должности главой города Ставрополя. Начальник

управления организует работу Управления и несет персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на Управление, вносит предложения главе города Ставрополя по структуре, штатной численности и фонду оплаты труда работников Управления, ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, принимает решения в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. В структуру данного Управления входят управленческие кадры (начальник управления, заместитель начальника управления), юрисконсультант, отдел социальной помощи населению, отдел назначения и выплаты пособий и компенсаций, отдел бухгалтерского учета, контроля и отчетности, обслуживающий персонал.

В Управлении труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя каждый отдел играет важную роль в реализации мер социальной поддержке малообеспеченных семей. Рассмотрим функции отделов данного Управления.

Основные функции главного специалиста-юрисконсульта: правовое обеспечение деятельности управления; обеспечение защиты правовых интересов управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя; контроль за соответствием действующему законодательству проектов документов, подготавливаемых в управлении; ведение кадровой работы; совершенствование информационно-аналитической работы по правовым вопросам в деятельности управления; повышение уровня правовой грамотности и культуры работников управления.

Основные функции Отдела социальной помощи населению: назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации взамен льготы на проезд в муниципальном общественном пассажирском транспорте многодетным матерям, не имеющим права на ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской

Федерации и Ставропольского края, зарегистрированным по месту жительства в городе Ставрополе, размер среднедушевого дохода семей которых ниже величины прожиточного минимума; назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации взамен льготы на проезд в муниципальном общественном пассажирском транспорте пенсионерам, не имеющим права на ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, зарегистрированным по месту жительства в городе Ставрополе, размер пенсии которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для данной категории; назначение и выплата ежемесячной доплаты к пенсии Почетным гражданам города Ставрополя; назначение и выплата ежемесячного социального пособия детям-инвалидам в возрасте от 5 до 18 лет на проезд в пассажирском транспорте общего пользования; назначение и выплата ежемесячного пособия семьям, воспитывающим детей-инвалидов; назначение и выплата ежемесячного пособия малообеспеченным многодетным семьям, имеющим детей в возрасте до 3 лет, и малообеспеченным одиноким матерям, имеющим детей от 1,5 до 3 лет; осуществление ежемесячных социальных выплат членам семей погибших в Демократической республике Афганистан и Чеченской республике военнослужащих, а также членам руководящих органов отдельных городских общественных организаций ветеранов, инвалидов и лиц, пострадавших от политических репрессий, чья деятельность связана с разъездами.

Данный отдел также организует и принимает участие в работе комиссий: по распределению средств бюджетного фонда социальной поддержки населения; Координационного Совета по делам инвалидов при главе города Ставрополя; Координационного Совета по проблемам реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов; городской ведомственной постоянно действующей комиссии по делам

попечительства в форме патронажа; по регулированию трудовых отношений; городской межведомственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; городской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Работа Отдела социальной помощи населению заключается в обеспечении условий для стабилизации материального положения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сочетании трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, оказании адресной социальной помощи.

Одной из основных гарантированных государством форм социальной поддержки семей с детьми является выплата пособий и компенсаций. Данную задачу в Управлении труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя выполняет Отдел назначения и выплаты пособий и компенсаций.

Основные функции Отдела назначения и выплаты пособий и компенсаций: назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации взамен льготы на проезд в муниципальном общественном пассажирском транспорте многодетным матерям, не имеющим права на ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, зарегистрированным по месту жительства в городе Ставрополе, размер среднедушевого дохода семей которых ниже величины прожиточного минимума; назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации взамен льготы на проезд в муниципальном общественном пассажирском транспорте пенсионерам, не имеющим права на ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, зарегистрированным по месту жительства в городе Ставрополе, размер пенсии которых ниже величины

прожиточного минимума, установленного для данной категории; назначение и выплата ежемесячной доплаты к пенсии Почетным гражданам города Ставрополя; осуществляет открытие счетов по вкладам для новорожденных детей города Ставрополя и выдачу сберегательных (вкладных) книжек родителям новорожденных; осуществляет ежемесячные социальные выплаты членам семей погибших в Демократической республике Афганистан и Чечне военнослужащих, а также членам руководящих органов отдельных городских общественных организаций ветеранов, инвалидов и лиц, пострадавших от политических репрессий, чья деятельность связана с разъездами.

Основные функции Отдела бухгалтерского учета, контроля и отчетности: организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, формирование учетной политики; обеспечение контроля за начислением и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, проведением инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухучета и отчетности, документальных ревизий в подразделениях управления и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения; выполнение сплошного и непрерывного отражения всех операций, связанных с использованием сметы расходов бюджетных и внебюджетных средств; финансирование расходов организаций и предприятий города, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг, проезду в соответствии с нормативно-правовыми актами города Ставрополя.

Деятельность Управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города

Ставрополя по социальной поддержке малообеспеченных семей осуществляется на основе муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города Ставрополя». Так как данная программа является долгосрочной, то рассмотрим итоги работы Управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя за 2009 год в рамках муниципальной целевой программы «Социальная поддержка населения города Ставрополя на 2006-2010 годы». Общая сумма средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки населения, составляла 1 миллиард 33 миллиона 286 тысяч рублей (1033286,0 тыс. рублей), в том числе: 24,6% - средства федерального бюджета (254483,4 тыс. рублей); 64,9 % средства бюджета Ставропольского края (670451,0 тыс. рублей); 10,5% средства бюджета города Ставрополя (108351,6 тыс. рублей).

Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 26 декабря 2008 года № 50 «О мерах социальной поддержки малообеспеченных многодетных семей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и малообеспеченных одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет» в 2009 году установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия. Условиями предоставления данной меры социальной поддержки являются признание семьи малообеспеченной и наличие у заявителя регистрации по месту жительства в городе Ставрополе.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Законом Ставропольского края от 07.12.2004 года «101-кз «О ежемесячном пособии на ребенка» размеры пособия на детей одиноких матерей составляет 600 рублей.

За 2009 году были оказаны услуги, касающиеся не только материальных выплат семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, но и организации досуга данных семей. В связи с ростом стоимости продуктов питания малообеспеченным одиноким матерям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, за счет средств бюджета города в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 26. 12. 2008 года № 50 «О мерах социальной поддержки малообеспеченных многодетных семей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и малообеспеченных одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет» выплачивается ежемесячное социальное пособие на каждого ребенка в размере 500 рублей. Данные выплаты произведены 257 малообеспеченным многодетным матерям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, и 181 малообеспеченной одинокой матери, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, на сумму 3076,0 тыс. рублей.

Для улучшения материального положения семей, воспитывающих детей-инвалидов, введены дополнительные меры социальной поддержки таким семьям. Так, за счет средств бюджета города осуществляется выплата ежемесячного социального пособия семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в размере 500 рублей на каждого ребенка-инвалида, и ежемесячного социального пособия на проезд детям-инвалидам в возрасте от 5 до 18 лет в размере 120 рублей на проезд в городском общественном пассажирском транспорте общего пользования. Данные выплаты произведены 876 семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и 708 детям-инвалидам 6722,9 тыс. рублей.

В 2009 году различные виды социальной помощи получили 8022 семьи с детьми, в том числе: 751 семья в виде денежных средств за счет бюджетного фонда социальной поддержки населения на сумму 2609,0 тыс. рублей; 5 семей в виде денежных средств за счет спонсоров на сумму 23,3 тыс. рублей; 29 семей в виде бесплатного хлеба на сумму 41,4 тыс. рублей; 680 семей в виде продуктов питания на сумму 47,8 тыс. рублей; 2754 семьи в виде новогодних подарков на сумму 1247,8 тыс. рублей; 477 семей в виде промышленных товаров на сумму 273,5 тыс. рублей; 217 семей в виде талонов на приобретение продуктов питания по сниженным ценам в специализированных отделах магазинах города; 2047 семей в виде талонов на получение льготно-бытовых услуг предприятиях сферы бытового обслуживания города (парикмахерские, фотоателье, химчистка и др.).

В 2009 году в соответствии с Законом Ставропольского края от 19.11.2007 года № 56-кз «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае» государственная социальная помощь оказана 868 малоимущим семьям с детьми на общую сумму 4043,9 тыс. рублей (в 2008 году -588 семьям с детьми на общую сумму -2668,3 тыс. рублей).

Ежегодно на основании соглашения о взаимном сотрудничестве со Ставропольским краевым отделением Российского детского фонда семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается гуманитарная помощь. В 2009 году помощь оказана 77 семьям на сумму 206153,85 тыс. рублей, в 2008 году - 128 семьям на сумму 324305,3 тыс. рублей, в 2007 году - 74 семьям на сумму 197643,7 тыс. рублей.

Существенной поддержкой нуждающихся семей является работа 17 специализированных секций магазинов льготного торгового обслуживания, в которых около 4,5 тысяч человек, по талонам, выдаваемым управлением, приобретают продукты питания по

сниженным ценам. Кроме того, ведется сотрудничество с ЗАО «Хлебозавод № 3», выделяющим еженедельно 210 хлебобулочных изделий.

Горячее питание в общеобразовательных учреждениях получают более 6,0 тыс. учащихся (28 млн. 213 тыс. 300 руб.). 2234 семьи пользуются льготами по оплате за содержание детей в детских садах (из бюджета города в текущем году выделено 6 млн. 400 тыс. рублей). 30000 детей из социально незащищенных семей получают новогодние и рождественские подарки (более 6 миллионов рублей).

В летний период за счет средств бюджета было охвачено всеми видами летней занятости, в том числе и трудоустройством, более 30000 детей (7 млн. 900 тыс. рублей). Кроме этого, был организован отдых и оздоровление 601 ребенка из социально незащищенных семей на базе городских и пришкольных лагерей, лагере при воинской части. Всего на летнее оздоровление детей в 2009 году из городского бюджета было израсходовано 533,0 тыс. руб. Потребительским обществом «Ставропольские парки культуры и отдыха» на благотворительной основе для 150 детей из социально незащищенных семей были выделены 300 билетов для посещения аттракционов парка культуры и отдыха «Победы». 18 сентября 2009 года, в рамках празднования Дня города Ставрополя, управлением для 105 детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, были организованы благотворительные обеды.

Таким образом, Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя проводит не только работу по реализации мер социальной поддержки малообеспеченных семей, но и организует подготовку и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам семьи, повышения ее духовного уровня.

Вывод. Сегодня малообеспеченные семьи являются объектом социальной поддержки во всех субъектах Российской Федерации. Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей в городе Ставрополе как краевом центре Ставропольского края показал, что ведущая роль в решении данного вопроса принадлежит Управлению труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города

Ставрополя. В деятельности данного учреждения по работе с семьями выделяются следующие критерии: статус семьи, нуждаемость (на основе оценки среднедушевого дохода семьи в соответствии с принятым прожиточным минимумом) и индивидуальный запрос. Объём социальной поддержки семьям в городе Ставрополе зависит от совокупности факторов, которые привели к малообеспеченности (безработица, рождение ребенка-инвалида, многодетность и т.д.). Приоритетным направлением Управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя по реализации мер социальной поддержки малообеспеченных семей является подготовка и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам семьи, повышения ее духовного уровня.

Бахуташвили Т. В. Анализ социальной поддержки малообеспеченных семей в городе Ставрополе. В данной статье проанализирована социальная поддержка малообеспеченных семей в городе Ставрополе. Автор утверждает, что Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя является ведущим учреждением по реализации мер социальной поддержки малообеспеченным семьям. Критериями социальной поддержки малообеспеченных семей, проживающих в городе Ставрополе, являются: статус семьи, нуждаемость (на основе оценки среднедушевого дохода семьи в соответствии с принятым прожиточным минимумом) и индивидуальный запрос.

Ключевые слова: малообеспеченная семья, социальная поддержка.

Bakhutashvili T. V. Analysis of social support for poor families in the city of Stavropol. This article analyzes social support needy families in the city of Stavropol. The author argues that the Office of Labour, Social Affairs and outreach in areas of the city of Stavropol city administration is the lead agency for the implementation of measures of social support to needy families. The criteria for social support to low-income families residing in the city of Stavropol are: family status, neediness (based on estimates of average family income in accordance with the cost of living), and individual inquiry.

Key words: needy family, social support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.