Научная статья на тему 'Психологические особенности детей из малообеспеченных семей'

Психологические особенности детей из малообеспеченных семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2674
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ / МАЛОИМУЩАЯ СЕМЬЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГРУППА РИСКА / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МЕТОД / МЕТОДИКА / LOW-INCOME FAMILY / SUBSISTENCE MINIMUM / EDUCATION / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / RISK GROUP / SCHOOL MALADAPTATION / SOCIAL MALADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / SOCIAL STATUS / EDUCATIONAL INSTITUTION / METHOD / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Свободина Алина Николаевна

По данным счётной палаты более половины российских семей (64%) страдают от недостатка материальных средств, необходимых для полноценного существования. Российский медиахолдинг РБК отмечает и неуклонный рост такой категории, как малообеспеченные граждане, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующей социальной политики в отношении данной категории. В связи с этим становится очевидной необходимость поиска путей оптимизации существующего процесса помощи малообеспеченным гражданам. Так, анализ существующей политики государства в отношении малообеспеченных граждан населения показал, что государственная помощь имеет преимущественно материальный характер, который заключается в предоставлении данной категории различного рода выплат. Однако, на наш взгляд, для эффективной помощи необходим комплексный подход к решению проблемы малообеспеченности населения в целом и малообеспеченности семей в частности. Стоит также отметить необходимость осуществления мероприятий по профилактике малообеспеченности в отношении детей из малообеспеченных семей, которые практически невозможно реализовать без учета психологических особенностей данной категории детей. В данной статье представлены результаты исследования психологических особенностей детей из малообеспеченных семей. Анализируется положение детей в классе, склонность к отклоняющемуся поведению, самооценку, особенности детско-родительских отношений, тревожность, склонность к суицидальному поведению. Полученные в ходе исследования результаты будут полезны в профессиональной практике таких специалистов образовательных учреждений, как психолог, социальный работник, социальный педагог, классный руководитель и другие специалисты, в рамках профессиональной деятельности которых происходит взаимодействие с детьми из малообеспеченных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Свободина Алина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN FROM LOW-SUPPORTED FAMILIES

According to the Accounting Chamber, more than half of Russian families (64%) suffer from a lack of material resources necessary for a full-fledged existence. The Russian media holding RBC notes the steady growth of such a category as low-income citizens, which indicates a lack of effectiveness of the existing social policy in relation to this category. In this regard, it becomes obvious the need to find ways to optimize the existing process of helping low-income citizens. Thus, an analysis of the existing state policy in relation to low-income citizens showed that state aid is mainly material in nature, which consists in providing this category of various kinds of payments. However, in our opinion, effective assistance requires an integrated approach to solving the problem of low-income population in general and low-income families in particular. It is also worth noting the need to implement measures to prevent poverty in relation to children from low-income families, which are practically impossible to implement without taking into account the psychological characteristics of this category of children. This article presents the results of a study of the psychological characteristics of children from low-income families. The situation of children in the classroom, the tendency to deviating behavior, self-esteem, features of parent-child relationships, anxiety, suicidal behavior are analyzed. The results obtained in the course of the study will be useful in the professional practice of such specialists of educational institutions as a psychologist, social worker, social teacher, class teacher, and other specialists, within whose professional activities interaction with children from low-income families takes place.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детей из малообеспеченных семей»

УДК 159.9.072

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0093

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ

© 2019

Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Свободина Алина Николаевна, магистрант Амурский государственный университет, Благовещенск (675027, Россия, Благовещенск, улица Институтская, 26, e-mail: svobodina.1996@mail.ru)

Аннотация. По данным счётной палаты более половины российских семей (64%) страдают от недостатка материальных средств, необходимых для полноценного существования. Российский медиахолдинг РБК отмечает и неуклонный рост такой категории, как малообеспеченные граждане, что свидетельствует о недостаточной эффективности существующей социальной политики в отношении данной категории. В связи с этим становится очевидной необходимость поиска путей оптимизации существующего процесса помощи малообеспеченным гражданам. Так, анализ существующей политики государства в отношении малообеспеченных граждан населения показал, что государственная помощь имеет преимущественно материальный характер, который заключается в предоставлении данной категории различного рода выплат. Однако, на наш взгляд, для эффективной помощи необходим комплексный подход к решению проблемы малообеспеченности населения в целом и малообеспеченности семей в частности. Стоит также отметить необходимость осуществления мероприятий по профилактике малообеспеченности в отношении детей из малообеспеченных семей, которые практически невозможно реализовать без учета психологических особенностей данной категории детей. В данной статье представлены результаты исследования психологических особенностей детей из малообеспеченных семей. Анализируется положение детей в классе, склонность к отклоняющемуся поведению, самооценку, особенности детско-родительских отношений, тревожность, склонность к суицидальному поведению. Полученные в ходе исследования результаты будут полезны в профессиональной практике таких специалистов образовательных учреждений, как психолог, социальный работник, социальный педагог, классный руководитель и другие специалисты, в рамках профессиональной деятельности которых происходит взаимодействие с детьми из малообеспеченных семей.

Ключевые слова: малообеспеченная семья, малоимущая семья, прожиточный минимум, воспитание, психологические особенности, группа риска, школьная дезадаптация, социальная дезадаптация, социально-психологическая помощь, социальный статус, образовательное учреждение, метод, методика.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN FROM LOW-SUPPORTED FAMILIES

© 2019

Polevaya Natalia Mihailovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of social work Svobodina Alina Nikolaevna, graduate student

Amur State University

(675027, Russia, Blagoveshchensk, Institutskaya street, 26, e-mail: svobodina.1996@mail.ru)

Abstract. According to the Accounting Chamber, more than half of Russian families (64%) suffer from a lack of material resources necessary for a full-fledged existence. The Russian media holding RBC notes the steady growth of such a category as low-income citizens, which indicates a lack of effectiveness of the existing social policy in relation to this category. In this regard, it becomes obvious the need to find ways to optimize the existing process of helping low-income citizens. Thus, an analysis of the existing state policy in relation to low-income citizens showed that state aid is mainly material in nature, which consists in providing this category of various kinds of payments. However, in our opinion, effective assistance requires an integrated approach to solving the problem of low-income population in general and low-income families in particular. It is also worth noting the need to implement measures to prevent poverty in relation to children from low-income families, which are practically impossible to implement without taking into account the psychological characteristics of this category of children. This article presents the results of a study of the psychological characteristics of children from low-income families. The situation of children in the classroom, the tendency to deviating behavior, self-esteem, features of parent-child relationships, anxiety, suicidal behavior are analyzed. The results obtained in the course of the study will be useful in the professional practice of such specialists of educational institutions as a psychologist, social worker, social teacher, class teacher, and other specialists, within whose professional activities interaction with children from low-income families takes place.

Keywords: low-income family, low-income family, subsistence minimum, education, psychological characteristics, risk group, school maladaptation, social maladaptation, social and psychological assistance, social status, educational institution, method, technique.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Малообеспеченные (малоимущие) семьи - это граждане, которые по независимым от них причинам имеют среднедушевой доход ниже или на уровне прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации [1]. Это определение раскрывает суть малообеспеченной семьи с правовой стороны, однако «малообеспеченная семья» - это не только юридический, но и социальный статус, занимаемый данной семьёй, который влияет на всю жизнь семьи. Этот статус имеет влияние на множество факторов жизни семьи, так как однозначно формирует определённый социальный престиж семьи, ограничивает возможности, как личностного, так и экономического

рода, определённым образом видоизменяет и усложняет внутрисемейные отношения, и отношения вне семьи (дружеские, деловые и т.д.). Всё это так или иначе влияет и на детей, воспитываемых в данных семьях, притом не только на личность детей, но и на отношение окружающих людей к ним, в основном это другие дети - в образовательном учреждении, на улице, в учреждениях дополнительного образования и так далее [2]. Дети из малообеспеченных семей попадают в особую группу риска, у них нередко наблюдаются признаки школьной и социальной дезадаптации, их отрицательное поведение может оказывать негативное влияние на поведение и школьную успеваемость сверстников, будущее этих детей находится в серьёзной опасности. Однако, для эффективной психологической, педагогической и со-

Polevaya Natalia Mihailovna, Svobodina Alina Nikolaevna PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN ..

циальной работы с такими детьми, необходимо знать специфические психологические особенности данной категории детей. Знание этих особенностей может помочь более эффективно организовать работу в образовательном учреждении с детьми данной категории, скорее исправить существующие социально-психологические и педагогические проблемы ребёнка, минимизировать риски негативного влияния на других детей и обеспечить ребёнку из малообеспеченной семьи нормальное, полноценное будущее без нерешенных и запущенных психологических и социальных проблем.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Говоря о малообеспеченной семье, зачастую принято говорить об экономической и правовой стороне данного вопроса [3], однако с недавнего времени (последнее десятилетие) научные труды на данную тему принимают несколько иной характер - авторы обращают своё внимание на то, что психологические особенности данной категории граждан также играют немаловажную роль при решении их проблемы. Так, о необходимости психологической помощи малообеспеченным семьям и о том, что данные семьи обладают специфическим лишь для них набором психологических характеристик, говорят такие авторы, как Э.Ф. Ибрагимова, А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева [4], Д.А. Маджидова [5]. В своих трудах И.Ю. Шабарина подробно рассматривает специфические особенности малообеспеченных семей, в том числе выделяет некоторые психологические характеристики, приобретаемые данными семьями[6]. Но специфические для детей из малообеспеченных семей психологические особенности авторы, как правило, не затрагивают и не выделяют, упоминая их лишь вскользь, например, такие авторы как М.Д. Сурикова [7], Л.В Тарасенко [8], Д.Е. Мураткина [9], Н.И.Медведева, А.С. Собильская, С.В. Офицерова, О.А.Рогожина[10] в своих трудах выделяют психологические особенности категории детей группы риска в общем, к которым относят и детей из малоимущих семей. Но нельзя не согласиться с тем, что для психологической, социальной и педагогической работы определение психологических особенностей у детей из малообеспеченных семей важно, так как может помочь сделать решение проблем данной категории детей более эффективным.

Формирование целей статьи (постановка задания). Именно поэтому целью нашего исследования было определение психологических особенности детей из малообеспеченных семей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для проведения исследования нами было решено выбрать респондентов из группы учащихся общеобразовательного учреждения в возрасте 14-15 лет, так как возрастной этап наивысшей ранимости (11-13 лет) уже завершен, характер подростка уже практически сформирован, он начинает обособляться от своей семьи, как отдельная самостоятельная личность, именно в этом возрасте, и по мнению многих психологов (Э. Шпрангер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.) происходит становление личностной рефлексии, то есть результаты исследования среди данной категории респондентов будут более достоверными и объективными, чем на более ранних возрастных этапах развития [11]. Так, нами было проведено исследование психологических особенностей подростков восьмых классов МОАУ Гимназия №25 города Благовещенска. Всего в исследовании приняли участие три класса (8А, 8Б и 8Д) в составе 87 человек, из которых 15 официально считаются детьми из малообеспеченной семьи.

Наше исследование было организовано в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На этих этапах были решены поставленные нами задачи и при-

менены выбранные нами методы: анкетирование, анализ методической литературы, метод обработки данных [12].

Проводилось исследование по 6 различным методикам для выявления особенностей детей из малообеспеченных семей по шести характеристикам: положение детей в обществе (классе), склонность к отклоняющемуся поведению, самооценка, особенности детско-ро-дительских отношений, тревожность, склонность к су-ицидальномуповедению.

Первая методика, это - Социометрия Дж. Морено. Целью социометрического исследования является измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров [13]. В рамках данной методики учащимся было предложено ответить на три вопроса: «Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел/ не хотел видеть командиром вашей группы?», «Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел/ не хотел видеть капитаном этой команды?» и «У тебя день рождения. Кого из класса ты бы пригласил/не стал приглашать к себе на день рождения?», при этом необходимо было выбрать три человека в первую позицию «хотел» и три человека во вторую позицию «не хотел», при этом распределить их в строгой очерёдность: в первую очередь, во вторую очередь и в третью очередь.

По итогам исследования было замечено, что в трудовой деятельности (путешествие) дети из малообеспеченных семей чаще выбирают себе подобных - из 15 учащихся из малообеспеченных семей и 45 случаев их положительных выборов в 62% случаев они выбрали также детей из малообеспеченных семей, когда остальные учащиеся чаще выбирали себе подобных - из 72 учащихся из не малообеспеченных семей и их 216 положительных выборов лишь в 17,6% случаев выбирали учащихся из малообеспеченных семей. В отрицательном варианте выбора ситуация обстоит противоположным образом - учащиеся из малообеспеченных семей на эти позиции ставят аналогичных учащихся в 20% случаев, когда учащиеся из не малообеспеченных семей на эти позиции ставят учащихся из малообеспеченных семей в 67% случаев. В учёбе (олимпиада) учащиеся чаще делают выбор, основываясь не на материальном положении семей других учащихся, а на их реальных знаниях и умениях и других личностных качествах. Так, учащиеся их малообеспеченных семей в верхнюю позицию выбирают 57,8% учащихся из малообеспеченных семей и 42,2% учащихся из не малообеспеченных семей. Учащиеся из не малообеспеченных семей выбирают в данную позицию 45,4% учащихся из малообеспеченных семей и 54,6% учащихся из не малообеспеченных семей.Следует заметить, что некоторый перевес в сторону учащихся из не малообеспеченных семей скорее обусловлен их численным перевесом, чем негативным отношением к детям из малообеспеченных семей. В нижнюю позицию в данном вопросе дети из малообеспеченных семей ставятучащихся из аналогичных семей в 47% случаев, учащихся из другой категории в 53% случаев. В вопросе же дружбы (день рождения) наблюдается резкое снижение «престижа» учащихся из малообеспеченных семей. Учащиеся из малообеспеченных семей в верхнюю позицию ставят таких же учащихся в 77,8% случаев, других учащихся - в 22,2% случаев, аналогичная ситуация наблюдается у учащихся из не малообеспеченных семей - подобных себе учащихся они выбирают в 81,5% случаев, учащихся же из малообеспеченных семей в 18,5% случаев. В нижнюю позицию первая группа учащихся ставит себе подобных в 13,3% случаев, учащихся же из не малообеспеченных семей в 86,7% случаев, вторая группа

учащихся себе подобных выбирают в 14,4% случаев и детей из малообеспеченных семей в 85,6% случаев.

Эти результаты говорят нам о том, что дружить подростки чаще предпочитают с себе подобными в материальном плане (это может быть связано с тем, что дети из малообеспеченных семей и по внешним признакам зачастую отличаются от детей из не малообеспеченных семей - аксессуарами, одеждой, косметикой, стрижкой и так далее, к тому же зачастую не могут позволить себе выходы в кино, кафе, магазины, участие в различных секциях, кружках и тому подобное), в труде же подростки чуть чаще уделяют внимание личностным качествам окружающих, однако в вопросе учёбы они наиболее объективны - это может быть связано с тем, что именно по вопросам учёбы учащиеся взаимодействуют друг с другом чаще всего, знают плюсы и минусы друг друга относительно учебных знаний и умений и благодаря этой полноте знаний могут объективно оценивать друг друга.

Вторая методика - Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орела, целью которой является измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Тестовый материал данной методики представлен в двух вариантах - мужском и женском, в которых соответственно 89 и 98 вопросов, которые требуют ответа «да» или «нет». В данной методике имеются следующие шкалы: шкала установки на социально-желательные ответы, шкала склонности к преодолению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций, шкала склонности к деликвентному поведению [14].По итогам этого тестирования было выявлено, что у учащихся из малообеспеченных семей чаще наблюдается-склонность к низкому уровню волевого контроля эмоциональных реакций (56,7%), преодолению норм и правил (43,4%), аддиктивному поведению (36,7%), агрессии и насилию (36,7%),делинквентному поведению (36,7%) и, и реже всего у них наблюдается склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (36,7%). У учащихся из не малообеспеченных семей немного выше среднего склонность к преодолению норм и правил (в 22,3% случаев), установка на социальную желательность (20,2%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (20,2%) и делинквент-ному поведению, но в целом без особых акцентуаций, также у данной категории учащихся на 49,4% выше уровень волевого контроля эмоциональных реакций. В целом, у учащихся из малообеспеченных семей выше уровень склонности к отклоняющемуся поведению на 21,3%.

Следующая методика - Изучение общей самооценки Г.Н. Казанцевой, направленная на диагностику уровня самооценки личности. Опросник содержит в себе 20 вопросов, на которые необходимо ответить «да», «нет», «не знаю». Методика предполагает распределение общей самооценки по трём уровням: низкая самооценка, адекватная самооценка и высокая самооценка (под низкой и высокой самооценкой здесь подразумевается неадекватно низкая и неадекватно высокая самооценка) [15]. По итогам опроса было выяснено, что у учащихся из малообеспеченных семей уровень адекватной самооценки ниже на 25,3%, чем у учащихся из не малообеспеченных семей, уровень низкой самооценки выше на 20,8%, а уровень высокой самооценки выше на 4,5%. Данные относительно данного опроса можно увидеть на рисунке 1.

Четвёртая методика - Поведение родителей и отношение подростков к ним Е. Шафера, направленная на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Эта методика базируется на положении Шафера

о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль -психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль [16]. Респондент сам выбирает для оценки воспитательных принципов - отца или мать. Опросник содержит 50 вопросов, ответами на которые могут быть «да», «нет», «частично». Итоги данного теста не всегда дают понятие о том, каких установок, поведения и методов воспитания на самом деле придерживаются родители подростков, однако данная методика позволяет увидеть то, как это воспринимают сами дети и как к этому относятся. Методика позволяет выделить несколько воспитательных стилей: позитивный интерес (POZ), ди-рективность (DIR), враждебность (HOS), автономность (AUT), непоследовательность (NED) [17].

70,0% 60.0%

50.0%

40.0% 333% 30,0% 20.0% 10,0% 0.0%

65.3%

40,0D/iof 3.3% _ SN

I® Ii I

:.2%

I

Низкая Адекватная Высокая самооценка самооценка самооценка

■ Учащиеся из малообеспеченных семей > Учащиеся из не малообеспеченных семей

Рисунок 1 - Сравнение уровня самооценки у учащихся из малообеспеченных семей (МС) и учащихся из

не

малообеспеченных семей (не МС)

По итогам этой методики было выявлено, что у учащихся из малообеспеченных семей чаще наблюдаются высокие результаты по шкалам директивности, враждебности и непоследовательности и низкие результаты по шкалам позитивного интереса и автономности (в 53,3% случаев). Есть основания считать воспитательную практику такого рода непоследовательной, отношения слишком жесткими и регидными.

Также в более редких случаях наблюдаются различные вариации с высоким показателем по шкале автономности и низкими показателями по другим шкалам (в 6,7% случаев); высокими показателями по шкалам директивности и автономности и низкими показателями по другим шкалам (6,7%); высокими показателями по шкале директивности и враждебности и низкими показателями по другим шкалам (6,7%)и т.д. В целом, можно сказать, что у детей из малообеспеченных семей наблюдается тенденция к дисгармоничной родительской воспитательной практике с колебаниями в 3-5 (из пяти максимальных) балла. Лишь у 13,3% респондентов наблюдаются достаточно гармоничные показатели по всем шкалам с колебаниями в 1-2 балла против 86,7% случаев с дисгармоничными показателями. У учащихся из не малообеспеченных семей дисгармоничные показатели наблюдаются лишь в 19,4% с колебаниями в 3-4 балла, и 80,6% гармоничные показатели с колебаниями в 1-2 балла. Средние показатели обоих категорий учащихся можно увидеть на рисунке 2.

Пятая методика - Шкала явной тревожности CMAS в адаптации А.М. Прихожан.

Данная методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования. В данной методике 53 вопроса, на которые нужно ответить «верно» либо «неверно». В данной методике выделяется пять уровней тревожности: состояние тревожности респонденту не свойственно, нормальный уровень тревожности, несколько повышенная тревожность, явно повы-

Polevaya Natalia Mihailovna, Svobodina Alina Nikolaevna psychological

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN ... science

шенная тревожность, очень высокая тревожность [18].

4

3,5 3

2,5

POZ I)IK HOS AUT NED • Учащиеся из МС — Учащиеся из не МС

Рисунок 2 - Средние показатели воспитательной практики у учащихся из малообеспеченной семьи (МС) и из не малообеспеченной семьи (не МС)

По итогам данного опроса было выявлено, что у 20% учащихся из малообеспеченных семей явно повышенная тревожность, у 66,7% - несколько повышенная тревожность, и у 13,3% - нормальный уровень тревожности. У учащихся же из не малообеспеченных семей только в 1,4% наблюдается явно повышенная тревожность, у 12,5% - несколько повышенная тревожность, у 63,9% учащихся нормальный уровень тревожности и у 22,2% учащихся из не малообеспеченных семей состояние тревожности не свойственно.В среднем у учащихся из малообеспеченных семей уровень тревожности выше на 36,4%, чем у учащихся из не малообеспеченных семей.

И заключительная методика - Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой, направленный на выявление уровня сформированности суицидальных намерений. Опросник содержит 29 вопросов, ответ на которые подразумевает выбор между «согласен» и «не согласен» [19]. В большинстве случаев (73,3%) у учащихся из малообеспеченных семей преобладает социальный пессимизм - они воспринимают окружающий их мир как враждебный, который не соответствуют их представлениям о нормальных или удовлетворительных для них отношениях с окружением. Также у 66,7% учащихся и малообеспеченных семей наблюдаются высокие показатели по шкале аффективности - их эмоции доминируют над эмоциональным контролем в оценке ситуации, данные респонденты характеризуются готовностью реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально - подтверждение данному результату могут выступать показатели, полученные в ходе обследования респондентов по методике для определения склонности к отклоняющемуся поведению [20]. Показатели выше среднего в 86,7% у респондентов из категории малообеспеченных семей по таким шкалам, как демонстративность, уникальность и несостоятельность. Однако, при достаточно высоких показателях склонности к суицидальному риску, стоит обратить внимание, что 60% респондентов данной категории показывают высокие показатели по шкале антисуицидального фактора, который в значительной мере сокращает риски суицидального поведения, выражается данный фактор в том, что респонденты обладают глубоким пониманием чувства ответственности за близких и чувством долга, они понимают греховность самоубийства, антиэстетичность, боятся боли и физических страданий [21]. У учащихся из не малообеспеченных семей также в целом достаточно высокие показатели по антисуицидальному фактору (у 94,4% респондентов), в остальном высоких показателей по шкалам не наблюдается, за исключением двух шкал, показатели по которым у большинства респондентов второй группы выше среднего (у 73,6% респондентов) - шкала аффективности и слом культурных барьеров, однако это может быть вызвано подростковым возрастом респондентов (14-15 лет) [22]. В среднем уровень склонности к суицидальному поведению у учащихся из малообеспеченных семей выше на 29,8%.

_Выводы исследования и перспективы дальнейших

376

изысканий данного направления. Таким образом, подводя итог проведенному нами исследованию, следует отметить, что дети из малообеспеченных семей характеризуются следующими психологическими особенностями: в большинстве случаев (в 70-80%) у подростков из малообеспеченных семей наблюдается отвержение коллективом, предпочтение общаться с детьми из семей с аналогичной проблемой; неадекватная самооценка (чаще низкая, чем высокая); низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций; склонность к преодолению норм и правил; повышенная тревожность; социальный пессимизм; аффективность реакций, в семьях данных учащихся преобладает дисгармоничное; часто непоследовательное воспитание; детско-родительские отношения в большей степени имеют жестокий, ригидный характер. У детей из не малообеспеченных семей также встречаются некоторые из перечисленных характеристик, но намного реже - лишь в 30-40%, что говорит о том, что данные характеристики действительно чаще встречаются у детей из малообеспеченных семей, чем у детей из не малообеспеченных семей. Изучение психологических особенностей детей из малообеспеченных семей позволит организовать более эффективную работу с данной категорией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ГОСТ Р 52492-2005. Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования. М., 2005. С. 2.

2. Свободина, А.Н. Особенности детей из малообеспеченных семей в условиях общеобразовательного учреждения / А.Н. Свободина, Н.М. Полевая // Worldscience: problemsandinnovations: сборник статей XXI научно-практической конференции. — 2018. — Ч. 4. — С.141-144.

3. О порядке учета доходов и расчета среднедушевогодохода семьи и дохода одиноко проживающегогражданина для признания их малоимущимии оказания им государственнойсоциальной помощи [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ. Документ опубликован не был. Доступ и справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Ибрагимова, Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с малообеспеченными семьями // Вестник СМУС74. -2017. -№2 (17). - С. 49-52.

5. Маджидова, Д.А. Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IIIМеждунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2013. — С. 8-10.

6. Шабарина, И.Ю. Социальная адаптация детей и малообеспеченных семей [Электронный ресурс] // Informio.Ru : офиц. Сайт. — Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id3562/Socialnaja-adaptacija-detei-iz-maloobespechennyh-semei.

7. Сурикова, М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности //Молодой ученый. — 2013. —№4. —С. 607-609.

8. Тарасенко, Л.В. Технологии работы с молодежью группы риска в России: учебное пособие / Л.В. Тарасенко, О.А. Нор-Аревян. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2015. — 218 c.

9. Мураткина, Д.Е. Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. —2014. —№4. — С. 169-172.

10. Психологическое сопровождение семей группы риска: коллективная монография / Н.И. Медведева [и др.]. —Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2015. — 191 c.

11. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2014. — №1 (37). — С. 149-153.

12. Организация и проведение учебных социологических исследований /Л.В. Власенко, Е.А. Шныренков. М.: МГСУ, 2014. — 48 с.

13. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено. — М.: Академический Проект, 2004.

— 320 с.

14. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Ю.А. Клейберг // Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. — М., 2004. С. 141-154.

15. Гюру, Э. Самооценка у детей и подростков / Э. Гюру. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 294 с.

16. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. — СПб: «Речь», 2004.

— 256 с.

17. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) /В.А. Сонин. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. — СПб., 2004. — С. 169-178.

18. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. М.: МПСИ, 2000. — 304 с.

19. Стадухина, Л.К. Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации / Л.К. Стадухина, Н.В. Петрова, Е.Л. Норкина, О.А. Маркова, М.Ю. Бондаренко. Йошкар-Ола, 2013. — 50 с.

20. Ишимбаева, А.Н. Суицидальное поведение у детей и подростков Забайкальского края: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. мед. Наук. М., 2013. - 23 с.

21. Краснова, В.В. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов / В.В. Краснова, А.Б. Холмогорова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М., 2013. - №4. - С. 50-53.

22. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 333 с.

Статья поступила в редакцию 31.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.